Прочитайте текст о чем в нем говорится речевой этикет
Прочитайте текст о чем в нем говорится?
Прочитайте текст о чем в нем говорится?
Озаглавьте его какова задача этого текста?
Определитке его стиль.
Вежливые слова выражающие приветствие, блогодарность, просьбу, извинение, поздравление и т.
Доклад на тему правила речевого этикета?
Доклад на тему правила речевого этикета.
Не большой доклад пж?
Помогите пожалуйста?
Нужно разобрать предложение как часть речи)!
Диалог содержащий речевой этикет?
Диалог содержащий речевой этикет.
Подготовить доклад на тему «правила речевого этикета» срочно плиз?
Подготовить доклад на тему «правила речевого этикета» срочно плиз.
Диалог на тему Правила речевого этикета?
Диалог на тему Правила речевого этикета.
Подготовить доклад на тему правила речевого этикета?
Подготовить доклад на тему правила речевого этикета.
Доклад на тему правила речевого этикета?
Доклад на тему правила речевого этикета.
Вспомни какие слова речевого этикета используют для выражения благодарности?
Вспомни какие слова речевого этикета используют для выражения благодарности.
Текст в разговорном стиле на тему речевой этикет?
Текст в разговорном стиле на тему речевой этикет.
Помогите пж прочитайте текст о чем в нем говорится?
Помогите пж прочитайте текст о чем в нем говорится?
Озаглавьте его какова задача этого текста?
Определитке его стиль.
Вежливые слова выражающие приветствие, блогодарность, просьбу, извинение, поздравление и т.
1. Существительное ; Обозначает признак предмета 2. Нач. Ф. Пение Пост признаки : а) неодушевленное ; б) нарицательное ; в) ср. Род ; г) 2 скл. ; 3. Непост. Признаки : а) ед. Ч. б) Им. П. 4. В зависимости от того, где находится в предложении.
^ Вся наша семья любит Ваську ^.
Знать бы мне побольше. Мне надо много знать. ( если можно менять ) то я хорошо знаю математику. Знать никогда не поздно.
Скоро мы будемзнать, сколько в этом правды.
Речь идёт о реке Енисей. Устье реки находится там, где оно впадает в Карское море.
В слове почурка о, в слове голова две о, в слове замовщик а, в слове хлопушка о, в слове холод две о, в слове почтовый о, в слове голосок две о, книжонка и, пятнистый я, полезный о, дикарь и, вовремя и, встречать и, борода две о.
Русский язык. Тетрадь по речевому этикету 5 класс
Рабочая тетрадь по речевому этикету
В рабочей тетради сделана попытка представить задания ко всем темам программы « Ежели вы вежливы, или Речевой этикет в ситуациях и заданиях». Практически каждая тема заканчивается проектным заданием, которое ребята выполняют в группах или индивидуально на занятиях. Презентации проектов могут быть представлены в самой разнообразной форме. Формы представления тоже рекомендованы.
Слово «этикет» пришло к нам из ________________ языка, где имеет значение__________________.
Речевой этикет – ________________, принятые в_________________ между людьми.
Притча о доброте и вежливости.
Однажды к Учителю пришел юноша и попросил разрешения заниматься у него.
— Зачем тебе это? — спросил мастер.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость принесут тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, это даст возможность избегать столкновений, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать столкновения, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушел, но через несколько лет вернулся к Учителю.
— Что тебе нужно? — спросил старый мастер.
— Я пришел поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, не нужна ли Вам помощь.
И тогда Учитель взял его в ученики.
Прочитайте стихотворение и объясните его название. Согласны ли вы с этим советом?
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
С какими «вредными» советами Г. Остера вы знакомы?
Попробуйте придумать подобный «совет наоборот», связанный с употреблением в речи известных вам этикетных слов.
Задание 5. В какой речевой ситуации употребляется каждый из перечисленных фразеологизмов и пословиц? Докажите.
1) Не в службу, а в дружбу. 2) Сколько лет, сколько зим! 3) Милости прошу к нашему шалашу. 4) С легким паром! 5) Ни пуха ни пера! 6) Легок на помине. 7) Чем богаты, тем и рады.
Проектное задание. Подготовьте небольшое сообщение об особенностях современного этикета. Используйте рисунки, карточки с речевыми формулами и т.д.
Запишите формы приветствия
Задание 2. Какая мысль объединяет эти стихотворения?
1) Друзья мои, внушайте людям веру,
И чаще говорите: «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру —
Продляйте добрым словом жизнь людей!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы
Отчего же на капельку солнца прибавилось
Отчего же на капельку счастья прибавилось
Отчего же на капельку радостней сделалась
Прочитайте отрывок из книги «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению…» (1717 г.), которая представляла собой пособие для обучения и воспитания детей дворян, составленное сподвижниками Петра I. Объясните, как вы поняли содержание этого отрывка.
Когда родители или кто другой их спросят, позовут, то должны они к ним отозваться тотчас, как голос их послышат. И потом сказать: Что изволите, государь Батюшка? или государыня Матушка или Что мне прикажете, государь? – а не так: Что? Чего? Што? Как ты говоришь? Чего хочешь? И не дерзостно отвечать да, так и ниже вдруг наотказ молвить нет, но сказать: Так, мой государь, учиню так, как вы, государь, приказали.
Как вы полагаете, можно ли рекомендовать эти правила общения между родителями и детьми в современном обществе? Аргументируйте свою точку зрения._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Прочитайте диалоги – приветствия. Вспомните, из каких литературные произведений они взяты?
– Здравствуй, добрый человек, в поле трудничек!
– Здорово будь, ВольгаВсеславьевич!
— Здравствуй, щучишка! Зачем ты пришла!
– Здорово, красная девица! – говорит Ивашко Запечник.
— Добро пожаловать, прохожий молодец! – отвечает ему девица из царства серебряного.
Задание 5. В каких ситуациях употребляются данные речевые формулы?Разыграйте сцены приветствия. Составьте диалоги.
(кто – кому – о чем – где – когда – почему – зачем)
Пламенный привет! Доброго здоровья! Позвольте поприветствовать Вас! Здравствуй(те)! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Наше Вам с кисточкой! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Нижайшее почтение! Общий салют! Добро пожаловать! Привет от старых штиблет! Рад Вас видеть. Сердечно приветствую Вас. Доброе утро! Здорово, браток! Легок на помине! Приветствую Вас! Мое почтение! Здравия желаю! Хелло! Хлеб да соль! Добрый вечер!
Задание 6. Игра « Аукцион приветствий». За определенное время вспомните и напишите приветствие, которыми мы пользуемся в повседневной жизни
Задание 7.В группе. С оставьте кластер на тему Приветствие. Выберите цветовую гамму для вашей схемы, подготовьте презентацию своей работы
He мудрен привет, а сердца покоряет? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Расскажите о происхождении слова здравствуйте _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Проанализируйте указанные этикетные формулы и укажите, в какой речевой ситуации уместно их употребление.
Жду ответа. Жму руку. Мое почтение! Можете быть свободны. Не буду Вам мешать. Разрешите идти? Не забывайте нас! Ну, мне пора. Не смею Вас задерживать. Покедова! Прощайте соседи, до будущей беседы. Путь добрый. Скатертью дорога. Прощай! В добрый час! Желаю удачи! Позвольте попрощаться! До скорого свидания! Честь имею кланяться! Чао-какао! Гуд бай! Не поминайте лихом! Будьте здоровы! Всего! До завтра! Ни пуха ни пера! Увидимся!
Проектное задание. Найдите информацию об особенностях приветствия в разных странах, представьте, что вы работник турагентства,составьте рекомендации туристам (брошюрки), учитывая найденную вами информацию .
Запишите речевые формулы, которые вы будете использовать, когда будете знакомить
Задание 3. Прочитайте стихотворение и объясните его название. О каких нарушениях речевых норм говорится в этом стихотворении?
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут… А впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык…
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече «добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуйте» бубнит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел. Пока! Всего!»
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нем —
Вам этот школьник не знаком?
Попробуйте сформулировать значения 20 распространенных жестов. Объясните, для чего нужно владеть этой информацией.
1) Если ваш собеседник барабанит пальцами, то это может означать, что он…
2) Если ваш собеседник пожимает плечами, то это может означать, что ему…
3) Если человек стискивает руки, то это может означать…
4) Если ваш собеседник сжимает кулаки, то это значит, что он…
5) Если руки расслаблены и человек поворачивает ладони вверх, держа их перед собой, то это значит, что он…
6) Если человек на официальном приеме расстегивает пиджак, значит, он…
7) Руки, скрещенные на груди, означают…
8) Если человек идет быстро, руки у него висят свободно, подбородок поднят, стало быть, он…
9) Если человек идет, волоча ноги, руки в карманах, голова опущена вниз, значит, он…
10) Ладонь руки, положенная на щеку, означает…
11) Если ваш собеседник ударяет себя по подбородку, значит, его…
12) Если человек трогает или потирает нос, значит…
13) Если человек становится в позу «руки в боки», это может означать…
14) Если ладони сложены домиком, это может означать…
15) Если ваш собеседник наклоняет голову набок, значит…
16) Если человек расхаживает взад и вперед, то он…
17) Если человек сидит на краю стула, значит, он…
18) Если человек сидит нога на ногу и слегка покачивает ногой, то…
19) Если человек делает характерный жест указательным пальцем, то…
20) Если человек отвел руку за спину и сжал ее в кулак, а другой рукой держит ее за запястье, то он…
Задание 5. Р азыграйте ситуации
1.В школу пришёл новый учитель. Какой диалог мог состояться между ним и директором школы.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.К директору книжного магазина пришла девушка. Она хочет здесь работать. Какой разговор произойдет между директором и девушкой?
Прочитайте отрывок из романа А. Крона «Бессонница». Какая особенность русского речевого этикета демонстрируется в этом диалоге?
– Скажите, мистер Вагнер, – начал я, но он меня прервал.
– Меня зовут Дэн. Или Даня.
– Это уж очень по-американски. Айк, Джек… Как звали вашего отца?
– Так вот. Даниил Оскарович… Можно мне вас так называть?
– Пожалуйста, мне это будет только приятно.
Проектное задание. Многие личные имена, которыми привычно называют на Руси младенцев, по происхождению своему являются иностранными и пришли много веков назад из латинского и греческого языков. Такие имена можно «перевести» на русский язык. Вот значения некоторых распространенных имен.
Александр (греч.) – защитник, помощник
Анастасия (греч.) – воскрешенная
Узнайте значение имён ребят вашего класса, оформите словарь или газету.
Как обратиться к людям в данных ситуациях? Разыграйте ситуации.
Задание 2.Вы в незнакомом городе. Обратитесь с разными вопросами к незнакомым людям
Задание 4.Проанализируйте «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.
Задание 5. В сказках, песнях, былинах найдите обращения на ты к старшим по возрасту,к людям, стоящим у власти (царям, боярам и т.д). Чем объяснить такой способ обращения.
Задание 6.в чём разница обращений на Вы и на Ты?Опишите речевые ситуации, в которых уместны данные обращения.
Задание 7.Как вы понимаете высказывание « Местоимения – как бы крохотное зеркало, в котором отражается система общественных отношений».(А. Леонтьев)
Задание 9. Объясните, к кому и в какой речевой ситуации вы обратитесь со следующими словами.
Задание 10.Начните письмо с обращения: а) к другу; б) родителям; в) учителю; г) бабушке; д) незнакомому подростку; е) человеку, живущему в другой стране; ж) незнакомому редактору журнала
11.Напишите обращение к заводу–шефу и выразите просьбу помочь вывезти металлолом.
13.В разных ситуациях к одному и тому же человеку обращаются по-разному. Докажите это, используя следующие слова. Охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой уместно употребление того или иного слова.
Елизавета Алексеевна. Елизавета. Лиза. Лизка. Лизонька. Лизунчик. Алексеевна. Тетя Лиза. Тетенька. Елизавета Алексеевна Лисина. Лиза Лисина. Гражданка Лисина. Мадам. Сударыня. Госпожа Лисина. Мамочка. Доченька. Доктор.
Каждая русская фамилия имеет интересную и сложную историю. Возьмем, к примеру, самую распространенную в России фамилию – Иванов. По происхождению она является отчеством от имени Иван (чей? – Иванов). Имя это с XIV по XIX век было самым частым у русских – среди крестьянства оно охватывало от 15 до 25% всех мужчин.
А что вы знаете о своей фамилии? Соберите информацию, используя ресурсы Интернет, словари.
Задание 1.Попросите извинение в следующих ситуациях
Задание 2.Ответьте на извинение
3.Прости, я долго тебе не звонил.
Прошу меня извинить. Простите. Виноват. Прошу прощения. Извините меня. Примите мои извинения. Не сердитесь, пожалуйста. Пардон. Извини, дружок. Извините меня, пожалуйста.
Простите меня, пожалуйста. Приношу свои извинения.
Задание 4.Составьте диалоги «На уроке физкультуры», «На дне рождения у друга», «В театре»,где были бы уместны разные речевые формулы извинения. Оформите стенгазету или плакат .
Проектное задание: подготовьте выпуск газеты Академия этикета.
Задание 1. Попросите
1.Передать деньги на билет
2.Однокласника прочитать текст
3.Подругу купить в книжном магазине словарь
4.Присутствующих занять свои места
в) родителям вашего товарища (вы просили разрешить их сыну поехать с вами за город в ближайшее воскресенье).
Задание 3 Ваш собеседник отказывается выполнить вашу просьбу, уговорите его, если он:
а) ваш друг; б) ваша сестра; в) ваш учитель; г) незнакомый человек, с которым вы едете в трамвае;
д) ваш отец; е) продавец
Задание 4. Выразите уместную в данной ситуации просьбу в ответ на сообщение
Проектное задание. Составьте небольшой словарик для ребят начальной школы с речевыми формулами просьбы
На каждую просьбу вежливо ответьте
в) дайте неопределенный ответ
1) Петя, дай мне, пожалуйста, эту кассету послушать! Я тебе обязательно верну ее завтра.
2) Пойдем сегодня на дискотеку!
3) Ольга Николаевна, спросите меня на уроке. Ладно?
4) Дай мне, пожалуйста, это яблоко.
5) Машенька, угости-ка нас чаем, а то мы так замерзли!
6) Иван Матвеевич, позвоните мне вечером домой, мы подробно обсудим наши проблемы.
Задание2К вам обратились с просьбой, но вы по какой-то причине выполнить ее не можете. Найдите точное выражение отказа в разговоре:
Простите; не буду и не просите; к сожалению, у меня нет времени; скорее всего я не успею; я бы с радостью сделал, но…; я не смогу вам дать обещание; я не хочу; я не буду (и не просите); как-нибудь в другой раз; не вижу необходимости в том…; а кому это нужно?; что-то мне не хочется; я не в силах; я вынужден отказаться; ты что!
Задание 3. На каждую просьбу ответьте согласием. Какие этикетные формулы использованы в получившихся мини-диалогах?
1) – Разрешите войти?____________________________________________________________________
2) – Дайте, пожалуйста, авторучку._________________________________________________________
3) – Я прошу вас, помогите мне найти книгу.________________________________________________
4) – Нельзя ли открыть окно?______________________________________________________________
5) – Не откажите в любезности, позовите к телефону Геннадия Григорьевича.__________________________________________________________________________
6) – Если вас не затруднит, подержите мою сумочку.__________________________________________
Простите; не буду и не просите; к сожалению, у меня нет времени; скорее всего я не успею; я бы с радостью сделал, но…; я не смогу вам дать обещание; я не хочу; я не буду (и не просите); как-нибудь в другой раз; не вижу необходимости в том…; а кому это нужно?; что-то мне не хочется; я не в силах; я вынужден отказаться; ты что!
Задание 5. В русском языке существуют разнообразные способы выражения отказа. Выберите те из них, которые можно употребить в разговоре:
1) Я не согласен выполнять это поручение. 2) Ни в коем случае! 3) К сожалению, я не смогу этого сделать. 4) Я бы с радостью сделал это, но у меня сегодня важная встреча. 5) Сейчас мне некогда. 6) Как-нибудь в другой раз. 7) Мне жаль, но я очень занят. 8) Я еще не выполнил предыдущее поручение. 9) Почему я долженэто делать? 10) Кому это нужно! 11) Да не стану я этого делать, и не проси! 12) Что-то мне не хочется. 13) Еще чего! 14) Нет, нет, нет и еще раз нет! 15) Решительно отказываюсь!
Коротко охарактеризуйте те речевые ситуации, вкоторых могут быть использованы эти фразы. Все ли эти выражения соответствуют речевому этикету? Сделайте вывод.
Задание 6.Разыграйте сценку «В автобусе». Установите, умеете ли вы и ваши одноклассники пользоваться вежливыми словами для выражения просьбы.
Задание7.Восстановите реплики диалога
– Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю!
– К сожалению, наше справочное бюро таких справок не дает.
– С радостью помогу вам.
– У меня нет оснований не верить вам.
– А что же в этом странного?
– Мне жаль, но я не знаю.
Проектное задание: книжка раскладушка, содержащая речевые формулы согласия и отказа
Задание 1.Объясните, в какой речевой ситуации уместен выбор того или иного средства благодарности.
1) Покорнейше вас благодарю
4) Примите мою благодарность
5) Премного вам благодарен!
. 6) Разрешите поблагодарить вас.
7) Я вам так признателен!
8) Приношу свою благодарность
9) Нет слов, чтобы выразить мою благодарность!
Задание 2. Поблагодарите
Своего друга за приглашение на день рождения
Хозяйку дома за вкусное угощение
Учителя за интересный урок
Своих знакомых за оказанное вам гостеприимство
Одноклассника за помощь в написании сочинения.
Задание3. Ответь на благодарность с учетом речевого поведения говорящего.
Не знаю, как и благодарить тебя! Ты меня здорово выручил
Я вам глубоко признателен за помощь.
Спасибо за угощение. Все было так вкусно
Задание 4. Напишите письмо, в котором благодарите.
Своего друга за то, что он пригласил вас к себе на каникулы
Знакомого, который помог вам в дороге нести тяжелые вещи.
Друга, который вас вовремя поздравил с днем рождения.
Проектное задание.Словарь вежливых слов с иллюстрациями.
Задание1.Какие речевые формулы вы будете использовать при поздравлении
Задание 2.Познакомьтесь с одним из известных стихотворений XIX века. Прочитайте его выразительно. Подумайте, в каких речевых ситуациях можно использовать это стихотворение.
К ДРУЗЬЯМ НА НОВЫЙ ГОД
Друзья! Настал и новый год!
Забудьте старые печали,
И скорби дни, и дни забот,
И все, чем радость убивали;
Но не забудьте ясных дней,
Забав, веселий легкокрылых,
Златых часов, для сердца милых,
И старых, искренних друзей.
Живите новым в новый год,
Покиньте старые мечтанья
И все, что счастья не дает,
А лишь одни родит мечтанья!
По-прежнему в год новый сей
Любите муз и песен сладость,
Любите шутки, игры, радость
И старых, искренних друзей.
Задание 3. Познакомьтесь с подборкой писем-поздравлений, принадлежащих российским знаменитостям XIX века. Докажите, что эти тексты могут служить образцом речевой культуры, образцом для подражания.
I. Дорогая Мария Гавриловна, – запряженный в ярмо заседаний Государственного Совета, я лишен возможности поздравить Вас лично с наступающим днем Вашего Ангела, но шлю Вам самые горячие пожелания здоровья, душевного спокойствия и всего, что есть на Божьем свете хорошего. В нынешнем году исполняется 30 лет нашего личного знакомства: я благодарю Вас сердечно за все отрадное, яркое и светлое, что я из него извлек.
(А. Кони, известный адвокат и общественный деятель)
II. Любезный и дорогой друг Алексей Михайлович! Очень радуюсь случаю напомнить тебе о себе сердечным поздравлением с твоей твердой и благородной 50-летней литературной деятельностью. Поздравляю тебя также с почти 50-летней с тобой дружбой, которая никогда ничем не нарушалась. Любящий тебя друг Л. Толстой.
III. Христос воскрес, многоуважаемый и дорогой Николай Александрович!
Спешу поздравить Вас с сорокалетием литературной деятельности и пожелать Вам всего хорошего! Дай вам Бог здоровья – это главное, а остальное само приложится, как Вами завоеванное и давно заслуженное. Прасковью Никифоровну поздравляю и от души желаю ей всего лучшего. С истинным уважением
Ваш покорнейший слуга А. Чехов.
Задание 4. Напишите несколько приглашений на день рождения от лица: а) юноши (девушки) дворянского происхождения (XIX в.); б) юноши (девушки) крестьянского происхождения (XIX в.); в) комсомольца (комсомолки) 20-х гг. (XX в.); г) молодого рабочего 70—80-х гг. XXв.; д) участника кружка юных натуралистов (80-е гг. XX в.); е) активного пользователя Интернета. Каждый из «героев» должен написать приглашение своему другу, друзьям своих родителей и любимому учителю.
Задание 5. Разыграйте речевую ситуацию « Поздравление с днём рождения». Продумайте ваши жесты, мимику, интонацию.
Проектное задание. Оформите открытку, соблюдая правила речевого этикета
1.Как вы понимаете пословицу Что написано пером, того не вырубишь топором?
2.Напишите девять разных писем: а) своей маме; б) бабушке в деревню; в) другу-однокласснику; г) пожилому соседу по дому; д) своему учителю; е) директору вашей школы; ж) директору завода, на котором работает отец; з) директору банка (доверенность на получение денег).
3.Начните письмо с обращения: а) к другу; б) родителям; в) учителю; г) бабушке; д) незнакомому подростку; е) человеку, живущему в другой стране; ж) незнакомому редактору журнала.
Какие этикетные формулы вы используете в каждом случае?
4. Объясните, какими мотивами определяется выбор следующих этикетных форм, употребляющихся вписьме.
1) Обращение: уважаемый, многоуважаемый, глубокоуважаемый, дорогой, милый, родной, товарищ, господин.
2) Приветствие: Здравствуй(те)! Добрый день! Разрешите сердечно приветствовать Вас! Позвольте приветствовать Вас. Шлем Вам горячий привет! Привет!
3) Концовка письма: Обнимаю, целую. До свидания. До скорого свидания. Прощай(те). Всего хорошего! Всего доброго! Будьте здоровы. Не болейте. Всех Вам благ. Счастливо! Всего! Пока! Успехов во всем! Берегите себя. С (глубоким, искренним) уважением. Уважающий Вас… Ваш… Всегда твой… Любящий Вас… Помнящий тебя… С совершенным почтением.
5. . Перед вами типичные зачины и концовки писем, отражающие речевой этикет в частной переписке XIX века. Какие из этих формул являются устаревшими и не используются в современных письмах?
Милостивейший князь… Вселюбезнейшая княгиня… Любезный друг… Бесценная матушка… Милая и несравненная… Бесподобнейший барин… Душевно уважаемая и добрейшая… Милая, великодушная маменька… Друг мой сердечный… Душа моя… Милостивый государь дедушка…
Обнимаю от души. Твой неизменный друг… Будь здоров, счастлив и помни преданного тебе душой… Прощайте, добрые друзья, и верьте, что я навеки ваш искренний друг… Целую ваши ручки, прошу вашего родительского благословения и остаюсь вашим всепокорнейшим сыном… Будьте здоровы, жму вашу руку… Прощайте, будьте здоровы, не забывайте преданного вам… Остаюсь любящий вас… Поклонитесь всем добрым приятелям и будьте здоровы и веселы. Желаю Вам всего хорошего, еще раз благодарю. Искренне уважающий вас… Крепко жму Вам руку и прошу не забывать меня… Целую Вам обе руки. Ваш… С глубочайшим почтением и искренней сыновней преданностью… Ваш покорнейший слуга и внук…
Проектное задание. Составьте справочник зачинов и концовок в современных письмах. Какие выражения можно позаимствовать из перечня этикетных формул, включенных в предыдущее упражнение?
Разговор по телефону
Задание 1. Попробуйте начать телефонный разговор в соответствии с разными речевыми ситуациями:
Задание 2.Проанализируйте, какие отношения у собеседников (из книги Д.Рубиной)
И в это время зазвонил телефон. Я снял трубку.
– Привет, Санек! – крикнула Ирка из Москвы.
– Здорово, – буркнул я.
– Ну как вы там? Как живете?
– Нормально, – сказал я. – А ты?
– Ой, Санек, такая неприятность…
Задание 3 Составьте диалог по картинке.
Проектное задание. Выпуск Академии Этикета с рекомендациями ведения телефонного разговора.
1.Как вы понимаете пословицу Что посеешь, то и пожнёшь?
2.Попробуйте, выключив звук, посмотреть по телевизору какую-нибудь дискуссионную передачу (ток-шоу) и ответить на следующие вопросы.
Смогли ли вы угадать, о чем идет речь? _________________________________________________
Все ли участники обсуждения придерживаются единой точки зрения? ____________________________________________________________________________________
Они спокойно обсуждают что-либо или ожесточенно спорят?___________________________________________________________________________
Кто кажется самым искренним и наиболее заслуживающим доверия?_______________________________________________________________________________
3.Ваш друг высказывается против школьной формы. Выскажите в корректной форме своё несогласие с ним. Приведите аргументы в пользу своей позиции.
4.В какой речевой ситуации можно использовать следующие фразы? Разыграйте диалоги.