Прочитайте текст на странице 13 сравните о чем в них говорится
Прочитайте текст на странице 13 сравните о чем в них говорится
Упражнение № 21 Прочитайте тексты. О чём в них говорится: об одном и том же или о разном? Как
1. Звук речи — это мельчайший, далее не разложимый элемент человеческой речи, воспринимаемый на слух. Известный русский лингвист Лев Владимирович Щерба писал: «. в живой речи произносится значительно большее, чем мы обыкновенно думаем, количество разнообразных звуков, которые в каждом данном языке объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать* слова и их формы. »
2. Для чуткого человека мир состоит из красок, запахов и звуков. Журчит ручей, распевают птицы, фыркнула машина, замычал на лугу бычок. Всё это — звуки. И крик петуха, и ваш ответ на уроке. Хотя звуки эти — разные.
Но вот мы с вами говорим. Издаваемые нами звуки — это звуки речи. От петушиного крика они отличаются тем, что их понимают. Такие звуки не просто звучат и слышатся, с ними связано какое-то значение. Мы и куриному кудахтанью подчас приписываем какое-то значение, очеловечиваем «куриный язык». Например, говорим: «Куд-куда?» А ведь это просто крик испуганной несушки. Но для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова. Звуки со смыслом.
Вы можете ошибиться, например: О произнесёте в нос или сильно вытянете губы вперёд, но у вас получится уже не О, а У, и вместо слова «дом» вы получите слово «дум». Изменится значение слова. А этого никак нельзя допускать, потому что вас могут понять неправильно.
Прочитайте текст на странице 13 сравните о чем в них говорится
Определите и запишите основную мысль текста.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
(1)Оглянись вокруг. (2)Вот колышутся на ветру деревья, плавно течёт и блестит на солнце река. (3)Строятся дома, проносятся машины. (4)Что ты знаешь о мире, который тебя окружает? (5)Что ты знаешь о нашей Земле, её богатствах, растениях, животных?
(6)Люди стали интересоваться этим давно. (7)Они ставили опыты, спорили, отправлялись в опасные путешествия, нередко гибли. (8)Но научный поиск продолжался, и будет продолжаться всегда, потому что люди задают себе всё новые и новые вопросы и ищут на них ответы.
(9)И ты собираешься продолжить этот поиск. (10)Чтобы не открывать открытое, надо знать, что уже известно, что предстоит узнать. (11)В этом тебе могут помочь книги.
(Из книги «Что такое? Кто такой?»)
Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что люди интересовались окружающим их миром? Запишите ответ.
Что люди интересовались окружающим их миром, подтверждают следующие факты: они ставили опыты, отправлялись в опасные путешествия, даже гибли, пытаясь узнать ответы на интересующие их вопросы.
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 6—8 текста. Запишите ответ.
В предложениях 2—4 найдите слово со значением «быстро ехать». Выпишите это слово.
В предложении 3 есть слово «проносятся», которое имеет значение «быстро ехать».
Ответ: проносятся или проноситься.
В предложениях 6—8 найдите синоним к слову «часто» и выпишите его.
Антонимы — это слова с противоположным значением.
В предложении 7 есть слово «нередко», которое является синонимом к слову «часто».
Определим основную мысль текста.
Человек всегда находится в научном поиске, потому что хочет познать постоянно изменяющийся мир.
Русский язык 5 класс Разумовская. Упражнение №44
Прочитайте тексты. Определите тему (о чём говорится?) и основную мысль (что говорится?) каждого текста. Найдите предложения, в которых сформулирована основная мысль. Понаблюдайте, как проводит автор основную мысль в тексте с помощью соответствующего отбора материала.
1 ) Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево − осину − с её бледно лиловым стволом и серо−зелёной металлической листвой, которую она вздымает на воздухе. Не люблю я вечное качанье её круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам. (И.Тургенев)
2 ) Мне нравится нежно−зелёная, яркая окраска стволов осины, отличная от красно−бурых сосен, от белых берёз, от чёрной коры дубов, ли и вязов. Я не хочу сказать, что краснолесье хуже, но красив и осиновый лес, как бы освещенный бледно−зелёным светом.
Многим не нравится, но мне нравится и вечное беспокойное даже в полное безветрие лопотание осины. Это ведь не скрежет, не грохот, не урчание моторов, не скрип тормозов, не железо по железу и не стекло по стеклу. Это − очень нежное, неназойливое, безобидное и, я бы сказал, какое−то прохладное лепетание, вроде вечного плеска моря.
С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матового−зелёная, сероватая листва осин. Точно каждый лист накалили на огне до яркой красноты, и вот теперь всё горит и светится. (В.Солоухин)
Решение
1 ) Тема: осина.
Основная мысль: «Я не слишком люблю это дерево − осину».
2 ) Тема: осина.
Основная мысль: «Красив и осиновый лес».
Вопрос
Бегло просмотрите текст. Скажите, как часто герой-повествователь бывал в лесу с отцом. Прочитайте ту часть текста, где говорится об этом.
1) Это произошло давным-давно, когда я был мальчиком лет шести-семи. Отец как-то сказал мне загадочно улыбнувшись Собирайся сынок пойдём открывать лесные тайны. Много воды утекло с тех пор, но тот день остался во мне на всю жизнь. Может быть, потому, что вечно занятый, обычно (не)баловавший меня вниманием отец провёл со мной целый день!
Тот самый лес, в котором мы с мальчишками играли в казаки-разбойники (н..)чего (не)зная о его тайнах вдругожил. Сотни вопросов встали передо мной и отец тут же находил на них ответы. Сколько всего он знал: и кто поёт и почему, и куда спешит муравей. А как он рассказывал! И теперь, когда я вижу ребенка и взрослого идущих по лесу я мысленно говорю им Счастливые, вас ждёт впереди самая большая радость радость совместных воспоминаний.
2) Случилось так, что наше путешествие с отцом в лес было единстве(н, нн)ым. Но я его помню, как(будто) оно было вчера, и твёрдо знаю, что страстное увлечение природой, желание познать её тайны, любовь ко всему живому, убеждё(н, нн)ость в том, что добро надо творить и защищать, — возникли с того самого дня.
Мне думает(?)ся, что в душе каждого человека живёт память о днях проведё(н, нн)ых в лесу в поле у реки. Впеч..тления получе(н, нн)ые в детстве от общения с природой необыкновенно остры. Оставляя след на всю жизнь они р..ждают ощущение связи со всем живущ..м на земле, связи с родной землёй, любовь к ней.
Подсказка
Объясним правописание слов:
Прочитайте текст на странице 13 сравните о чем в них говорится
Определите и запишите основную мысль текста.
(1)В 9-летнем возрасте я упивался одной книгой, о которой впоследствии на вопрос некоей анкеты: «Какая книга в вашем детстве произвела на вас наибольшее впечатление?» — я не колеблясь ответил: «Рыцари Круглого стола». (2)Это переведённое с английского популярное изложение народных сказаний, связанных с именем легендарного короля Артура и его рыцарей.
(3)В детстве я редко перечитывал книги, прочитав один раз, откладывал, принимался за другую. (4)Но эту, хоть и толстую, я перечитывал много раз, раскрывал посредине и опять читал о короле Артуре и его оруженосце Кее, о волшебнике Мерлине и о рыцаре Ланселоте и о его любви к королеве Джиневре.
(5)Книга «Рыцари Круглого стола» заставила меня о многом задуматься, под её влиянием я решил совершенствоваться, чтобы стать похожим на рыцаря. (6)Рыцари храбры, а я боялся темноты, боялся мальчишек с соседнего двора и чужих собак, поэтому я по вечерам нарочно забирался в тёмную комнату и там сидел и думал о подвигах Ланселота. (7)Позднее я приучил себя не бояться гусей, собак, и даже быков. (8)Рыцари терпеливы, и я стоически переносил голод. (9)А когда я ушибался, или у меня текла кровь из пальца, или рассаживалась коленка, я никогда не плакал, старался не капризничать.
(10)Рыцари никогда не врут. (11)А я врать привык, и исправить этот недостаток мне было очень трудно. (12)Время от времени я забывался и нарушал своё обещание, однако утешал себя, что делаю это «во спасение», чтобы не ябедничать, а рыцари не ябеды.
(13)Книга «Рыцари Круглого стола» оказала на меня благотворное влияние. (14)Несколько лет я жил её героями. (15)Существовал целый сказочный мир, куда я уходил в своих мечтах, перебирая в памяти различные эпизоды из этой книги.