Проанализируйте тексты в чем их особенность родной язык 8 класс
Урок родного языка в 8 классе
Урок родного языка 8-й класс
Тема : «Заимствованная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах».
Обучающая: повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Заимствованная лексика».
Развивающая: развитие познавательного интереса ; обогащение словарного запаса учащихся; развивать интерес учащихся к самостоятельному творчеству.
Воспитывающая: воспитывать любовь к родному языку.
1. Организационный момент.
Хай! Меня зовут Марина Анатольевна. Сегодня мы с вами скооперировались для проведения урока, в начале которого мне бы хотелось вместе с вами вспомнить, как в нашей альма-матер проводился осенний конкурс-селебрейшн. Помните, как на вступительном брифинге вы выдвигали кандидатуры, проходили кастинг?. Конечно же, в лизинг мы взяли самое фешенебельное помещение, фрилансеры взяли на себя его оформление: баннеры, флаеры, шамдалы, всяческие авангардные ноу-хау. Не было никакого консерватизма, всё супер-модерн!
Сроки для геймеров были даны минимальные, готовились они в авральном цейтноте, сами понимаете: экзамены, проекты, элективы. Поэтому администрация сделала некий цунгцванг: освободила конкурсантов на один день от электива. Некоторые из них в подобном мероприятии дебютанты, они особенно переживали катарсис.
И вот уже выбраны клакёры, расставлены жардиньерки. Замелькали шикарные плюмажи, ридикюли, боа, жакеты из равендука, жабо, шлейфы, шиньоны. Пары были хорошо подготовлены, суфлёр им не понадобился. Инсайдеры тоже постарались. А ещё мы все смеялись, когда один из бойфрендов потерял котурны. Этот милый казус добавил веселья.
После всего был небольшой собантуй. Особенно участники оценили бешамель. Конечно, не васаби, но тоже экзотика. Вообщем, всё прошло супер, без кассаций и капитуляций, как иногда бывает.
— Вы догадались, о каком мероприятии идёт речь? ( . )
— А вы предпочитаете консоме или бешамель? (. )
— Почему такие неуверенные ответы? Вам что-то непонятно в моей речи?
(необычные, незнакомые слова иноязычного происхождения)
-Совершенно верно, я употребляла много заимствованных слов.
— Так о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему. ( учащиеся формулируют тему « Заимствованная лексике» ). Слайд 1
Я уточню, мы сегодня будем говорить о лексике, которая вошла в нашу жизнь в связи с появлением новых информационных технологий. А рассказ мой был об Осеннем бале.
В ходе урока мы должны найти ответы на следующие вопросы: ( Слайд 2 )
— всегда ли уместно использовать её в речи?
Ещё Максим Горький говорил: «Русский язык неисчерпаемо богат, и всё обогащается с быстротой поражающей. » (Слайд 3 )
1) Назовите слова, которые вы используете в своей речи, они имеют отношение к мобильной связи (дети называют слова).
— Всегда ли вы знаете написание и значение данных слов?
2) Я вам буду называть слова, а вы должны будете выполнить действия с помощью телефонов:
— селфи ; ( дети фотографируют свою команду)
— зачекиньтесь ; ( отправляют фото в соц сети)
— отправь в инсту сторис . ( отправляют в инстаграм фото)
За действия команды получают награду ( маленькие шоколадки)
3) На экране демонстрируются отснятые ролики «Диалог двух одноклассников», «Диалог двух людей в возрасте», «Диалог восьмиклассника и родителя».
— Хай! Слышь, у меня в аське нет твоего ника!
— Давай я тебе кликну через 15 минут! ОК?
— ОК, братан! Скинь по мейлу домашку по литрече, а я тебе хэлпну с драйвами!
— В какой ситуации уместен данный диалог?
— аська – бесплатная система мгновенного обмета текстовыми сообщениями
— ник – кличка, прозвище, сетевое имя
— мейл – электронная почта
— хэлп – помощь, взаимопощь
— драйв – энергия или буйный её выплеск
5) Внимание на экран. Перед вами тот же текст. В течение 2 минут вы должны его переложить на русский литературный язык. ( тексты распечатать командам)
— Хай! Слышь, у меня в аське нет твоего ника!
— Давай я тебе кликну через 15 минут! ОК?
— ОК, братан! Скинь по мейлу домашку по литрече, а я тебе хэлпну с драйвами!
6) И еще одно задание: знаете ли вы как пишутся многие заимствованные слова. У вас на столе лист бумаги и фломастеры. Я вам называю слова, а вы их пишите. У кого меньше ошибок, тот и победит:
Ватсап – популярная бесплатная система мгновенного обмена текстовыми сообщениями
Мессенджер – службы мгновенных сообщений, программы
Аккаунт – учётная запись, хранимая в компьютерной системе
Интерфейс – совокупность средств взаимодействия между элементами системы
Для проверки слова на Слайде № 9
Давайте вернёмся к нашим вопросам: Слайд 10
— Нужны ли нам заимствования? (нужны, но в меру)
Именно в меру. Иначе и наш язык, и наша литература превратятся в нечто бессодержательное,
Очень метко отметил в свое время Н.В.Гоголь:
«Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово».
Всем за урок ставлю оценки «5».
Домашнее задание: из любой газетной статьи выписать заимствованные слова и объяснить их значение.
А теперь предлагаю каждой команде со мной сфотографироваться. Если вам урок понравился, то подарите мне улыбку на фото. ( в это время звучит музыка, я подхожу к каждой команде и делаю с ними селфи).
Ребята, всем большое спасибо.
( вручаются оставшиеся шоколадки)
Кастинг – пробы, выбор претендентов
Брифинг – короткая пресс-конференция
Фрилансеры- труд вне штата компаний
Баннер- графическое изображения рекламного характера
Флаер – небольшая рекламная листовка
Ноу-хау – оригинальные технологии
Консерватизм – традиционные ценности и порядки
Геймер – специалист по компьютерным играм
Цейтнот – недостаток времени
Дебютант – выступающий первый раз
Катарсис – нравственное очищение возникающее в процессе сопереживания
Клакёр – человек, который занимается созданием искусственной ситуацией успеха
Жардиньерка – горка с цветочными горшками
Плюмажи – украшение из перьев наголовном уборе
Ридикюли – женская сумочка
Боа – женский шарф из меха или перьев
Жакет – женская верхняя одежда из трикотажа
Жабо – отделка одежды в виде оборки
Шлейф – удлиненный подол женского платья
Шиньон – женская прическа с накладными волосами из чужих волос
Суфлёр – работник театра, который подсказывает актерам текст
Инсайдер – человек, имеющий доступ к конфиденциальной информации
Котурн – обувь трагических актеров в античном театре в виде башмаков
Казус – сложный запутанный случай
Сабантуй – праздник по окончанию полевых работ
Бешамель- соус на основе молока
Васаби – вид многолетних травянистых растений
Кассация – отмена приговора по жалобе
Капитуляция – прекращение военных действий и сдача на милость победителя.
Урок 4. Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике
Задания, предложеннные в учебнике, вызвали у детей интерес, объём заданий оказался оптимальным для конкретного класса.
Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике»
в разговорной речи,
витязь, князь, хлеб, сарафан
верстак, бухгалтер, шляпа (нем.)
руль, штурвал (голланд.)
баржа, мичман, спорт, бюджет, лайнер (англ.)
Иллюстрации (сверху вниз):
1. Выпишите новые иноязычные слова, запишите их значения.
3. У них секьюрити – старичок какой-то да бабуля.
1. Выпишите новые иноязычные слова, запишите их значения.
4. – Что там в презентации добавить?
— Ссылку на наш сайт нужно и клип какой-нибудь. Потом мне на мыло кинь, чтоб обсудить. Может, если мало, придётся ещё загуглить.
5. Мы чипсы и спрайт в нашем супермаркете купили, а первоклашкам – сок.
1. Выпишите новые иноязычные слова, запишите их значения.
2. Найдите неологизмы, образованные уже в русском языке от новых иноязычных слов. Каким способом словообразования они созданы?
3. Какое из заимствованных слов в русском языке ещё не освоено графически? Как оно ещё может записываться?
Найдите неологизмы, образованные от новых иноязычных слов. Какие способы образования были использованы?
Какое из новых иноязычных слов в русском языке ещё не освоено графически? Как оно ещё может записываться?
Проанализируйте тексты. В чём их особенности?
Проанализируйте тексты. В чём их особенности?
2. Хотя отдельные пользователи Сети ещё только присматриваются к стикерам как альтернативе маленьким смайлам, некоторые предрекают им победу над другими способами выражения эмоций в цифровом пространстве. Во-первых, стикеры могут передавать более широкий спектр значений. Во-вторых, скоро их можно будет разрабатывать самим и делать индивидуальными. И в-третьих, нет лучшего способа сэкономить время, чем выразить смысл целого абзаца текста простой картинкой.
Например, у друга появилась какая-то идея, и он написал тебе об этом. А ты отвечаешь:
Чем прочитанные тексты отличаются от традиционных книжных текстов?
Прочитайте фрагмент газетной статьи.
В современной школе гаджеты потеснили традиционные учебники и тетради. Даже в ранцах у малышей теперь часто лежат не бумажные книги, а планшеты и читалки-ридеры. Старшеклассники же начинают осваивать электронные учебники, которые скачивают на ноутбуки, планшеты или даже смартфоны. И на школьных уроках, и дома дети могут выходить в безбрежный океан Интернета, открывать интересные сайты, получать и осваивать полезную информацию. Использование компьютерных технологий и цифровых ресурсов – это тренд современного образования, который наша школа не может не учитывать.
Докажите, что это текст публицистического стиля.
Найдите и выпишите иноязычные слова и определите их значения.
Из современной публицистики…
Испещрение речи иноземными словами… вошло у нас в поголовный обычай, а многие даже щеголяют этим, почитая русское слово, до времени, каким-то неизбежным худом, каким-то затоптанным половиком, рогожей, которую надо успеть усыпать цветами иной почвы, чтобы порядочному человеку можно было пройтись.
По мнению некоторых лингвистов, эти слова В.И. Даля можно использовать и по отношению к русскому языку нашего времени.
Согласны ли вы с этим?
Орфографический и пунктуационный практикум
Пр..ток заимствований в русский язык пр..нявший в последнее время, кажется, тотальный х..рактер (не)должен ра..цениваться как (не)гативное явление ведь на дальнейших этапах развития язык (не)избежно отторгнет избыточные элементы те которые (не)адаптировались при этом оставшиеся (не)засорят а об..гатят наш язык как уже (не)однократно случалось в прошлом. Тревогу должно вызывать (не)состояние системы языка а уровень языковых сп..собностей нашего общества – наше ма(с, сс)овое косноязычие…
Презентация к уроку русского родного языка в 8 классе на тему: «Иноязычные слова в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике».
Описание презентации по отдельным слайдам:
в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике Иноязычные слова
Из истории языка Ранние иноязычные заимствования витязь, князь, хлеб, сарафан Поздние заимствования верстак, бухгалтер, шляпа (нем.) руль, штурвал (голланд.) баржа, мичман, спорт, бюджет, лайнер (англ.) слалом (норвеж.) Новые заимствования Иллюстрации (сверху вниз): Слалом. Современная фотография. Мирза Баба. Портрет Фетх Али-шаха. До 1798 г. Благоверный князь Александр Невский. Ок. 1725 г.
Упражнение 27. 6. Летом на Байкал с предками ездили. Места дикие, но были и дайвинг, и квадроциклы, а в гостинице даже Wi-Fi. Фотки делали, народ лайкал. 1. Выпишите новые иноязычные слова, запишите их значения. 2. Найдите неологизмы, образованные уже в русском языке от новых иноязычных слов. Каким способом словообразования они созданы? 3. Какое из заимствованных слов в русском языке ещё не освоено графически? Как оно ещё может записываться?
Найдите неологизмы, образованные от новых иноязычных слов. Какие способы образования были использованы?
Какое из новых иноязычных слов в русском языке ещё не освоено графически? Как оно ещё может записываться?
Проанализируйте тексты. В чём их особенности? 1. Что такое стикер. Отвечая на этот вопрос ещё несколько лет назад, можно было с уверенностью сказать, что это наклейка. Сегодня же само понятие наклейки стало другим. А случилось это благодаря развитию стикеров в социальных сетях. Они выросли из маленьких жёлтых колобков, которых с каждым годом становится всё больше. Первые смайлики умели только улыбаться и грустить, но потом они начали прыгать, танцевать, спать и т.д.
Что такое цифровое пространство? Как вы понимаете это выражение? Есть ли у него синонимы?
Прочитайте фрагмент газетной статьи. В современной школе гаджеты потеснили традиционные учебники и тетради. Даже в ранцах у малышей теперь часто лежат не бумажные книги, а планшеты и читалки-ридеры. Старшеклассники же начинают осваивать электронные учебники, которые скачивают на ноутбуки, планшеты или даже смартфоны. И на школьных уроках, и дома дети могут выходить в безбрежный океан Интернета, открывать интересные сайты, получать и осваивать полезную информацию. Использование компьютерных технологий и цифровых ресурсов – это тренд современного образования, который наша школа не может не учитывать. Докажите, что это текст публицистического стиля. Найдите и выпишите иноязычные слова и определите их значения.
Из современной публицистики… На презентации выставки, помимо представителей различных массмедиа, было много настоящих любителей живописи. В праздничном шоу приняли участие все финалисты конкурса. Нынешняя анимация очень отличается от традиционной не только из-за использования компьютерных технологий. Современные молодые люди увлекаются квестами и блокбастерами, едят чипсы, танцуют хип-хоп, делают пирсинг, как какие-нибудь индейцы, но при этом они же умудряются побеждать на мировых олимпиадах по математике и информатике, биологии и робототехнике. * Гостей фестиваля ожидают экскурсии, мастер-классы, киносеанс на катке и лазертаг. Выпишите иноязычные слова и объясните их значения. Какие из этих слов имеют в русском языке синонимы? С какой целью в текстах были употреблены заимствования?
Поспорим… Испещрение речи иноземными словами… вошло у нас в поголовный обычай, а многие даже щеголяют этим, почитая русское слово, до времени, каким-то неизбежным худом, каким-то затоптанным половиком, рогожей, которую надо успеть усыпать цветами иной почвы, чтобы порядочному человеку можно было пройтись. В.И. Даль По мнению некоторых лингвистов, эти слова В.И. Даля можно использовать и по отношению к русскому языку нашего времени. Согласны ли вы с этим?
Иноязычные слова… в разговорной речи …. в дисплейных текстах… в современной публицистике…
Домашнее задание Пр..ток заимствований в русский язык пр..нявший в последнее время, кажется, тотальный х..рактер (не)должен ра..цениваться как (не)гативное явление ведь на дальнейших этапах развития язык (не)избежно отторгнет избыточные элементы те которые (не)адаптировались при этом оставшиеся (не)засорят а об..гатят наш язык как уже (не)однократно случалось в прошлом. Тревогу должно вызывать (не)состояние системы языка а уровень языковых сп..собностей нашего общества – наше ма(с, сс)овое косноязычие… (Г. Скляревская) Орфографический и пунктуационный практикум
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1412320
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ГДЗ по русскому родному языку за 8 класс Александрова, Загоровская
Рекомендуем посмотреть
Премиум
Решебник по русскому родному языку 8 класс Александровой поможет вам, если появились проблемы с изучением данной дисциплины. Все, кто когда-либо пользовался нашим подспорьем, составленным грамотными образованными специалистами, остались довольны. Ведь оно настолько просто и удобоваримо, что им может воспользоваться даже маленький ребенок. Не стоит отчаиваться, если вдруг вы стали замечать, что сильно «проседаете» в некоторых или во всех темах руссоведения. Такое часто бывает, даже несмотря на то, что мы являемся носителями языка. Как правило, идеальными познаниями в этой области обладают филологи и лингвисты. И то, они тоже склонны совершать ошибки и сомневаться при выборке правильного ответа. Поэтому не корите себя за незнания в данном предмете.
Родители тоже не должны критиковать свое чадо, если знаете, что у него есть проблемы в этом. Вы должны поддержать ребенка, протянуть ему руку помощи и показать наше подспорье, чтобы впредь избежать казусных ситуаций с русским языком. Взрослые часто совершают ошибку, ругая детей за их разгильдяйство в учебе. Одни просто ругаются, вторые наказывают, а третьи унижают. Такое поведение только навредит вашему малышу и испортит ему психологическое здоровье.
Почему стоит присмотреться к онлайн-ГДЗ по русскому родному языку 8 класс Александровой
Наше подспорье любят и уважают многие. Ведь для большинства пользователей оно стало палочкой-выручалочкой. Вот за что его хвалят и рекомендуют посетители сайта:
Применяя готовые домашние задания по русскому родному языку 8 класс авторов: Александрова, О.М., Загоровская, О.В., Богданов, С.И., вы гарантируете себе успех и достижение качественных результатов в учебе и работе.
Упражнения
Кому можно использовать решебник по русскому родному языку 8 класс Александровой
Наше пособие универсально, поэтому его может применить кто угодно:
Какие темы раскрываются в онлайн-решебнике по русскому родному языку 8 класс авторов: Александрова, О.М., Загоровская, О.В., Богданов, С.И.
Наш комплекс не расходится с оглавлением оригинального учебника, поэтому вы не запутаетесь в изложенных темах.
Если вы не станете игнорировать наш учебно-методический комплекс, то в скором времени вы забудете обо всех проблемах, связанных с русским языком. На наш сайт нет ни одной жалобы, претензии или негативного отзыва клиента. Всем нравится его применять и рекомендовать к использованию другим нуждающимся. Мы гарантируем получение качественных результатов только при выполнении главного условия: если вы не будете списывать. «Скатывание домашки» не приведет к хорошим результатам и успехам в учебе. Наоборот, у вас начнутся серьезные проблемы с преподавателями, мамами и папами и даже с одноклассниками. Если вы не хотите достичь такого пика ситуации, то лучше все выполнять добросовестно, опираясь на онлайн-портал как на образец.
Конспект урока родного (русского) языка в 8 классе
Елена Васильева
Конспект урока родного (русского) языка в 8 классе
Тема: Специфика функционирования заимствованных слов
Цели: введение понятия «заимствованные» слова, формирование умения опознавать иноязычные слова по внешним признакам, определение причин заимствования слов, определение места иноязычной лексики в речи.
Предметные: Совершенствование умения проводить лексический анализ слова, наблюдать за использованием заимствованных слов, определять значение с помощью подбора синонимов. Работа со словарем.
Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации
Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения
Личностные: Положительная мотивация и познаватель-ный интерес к изучению курса русского языка.
Оборудование: компьютер, презентация
Ход урока:
1. Организационный момент.
– Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка.
– Сколько иностранных языков вы знаете, хотя бы чуть-чуть? А вот и нет, на самом деле каждый из вас и не подозревает о том, что он полиглот.
– Кто такие полиглоты? (Если учащиеся затрудняются, можно обратиться к словарю.)
– Не удивляйтесь моему утверждению. Лучше послушайте, что говорит по этому поводу Л.Успенский:
Слова, называющие наши любимые горячие напитки, – все знатные иностранцы. Говоря «кофе», например, вы произносите арабское слово. Когда-то оно было именем области Кафа в Эфиопии, родины кофейного дерева. Арабы сделали из этого свое «кахва», или «кава». Завезенное в Европу арабское слово превратилось в Англии в «каффи», у французов – в «кафэ», в Германии – в «каффе», в Нидерландах – в «коффие». Из Голландии оно прибыло к нам. Наши прадеды превратили его в «кофей», подогнав его к уже привычному для них слову «чай»: «чайку-кофейку попить.
– Итак, почему можно сказать, что мы знаем много языков. (Потому что многие слова пришли к нам из других стран, сохранив свое произношение.)
– Еще один способ пополнения лексического состава нашего языка – заимствованные слова.
– Запишите тему урока «заимствованные слова».
3. Объяснение нового материала.
Основные причины заимствований:
1. Потребность в наименовании новой вещи, нового явления и т. п.
2. Необходимость разграничить содержательно близкие, но все же различающиеся понятия.
4. Тенденция, заключающаяся в том, что цельный, не расчлененный на отдельные составляющие объект и обозначаться должен «цельно», нерасчлененно, а не сочетанием слов.
5.Социально-психологические причины и факторы заимствования: восприятие всем коллективом говорящих или его частью иноязычного слова как более престижного, «ученого», «красиво звучащего», а также коммуникативная актуальность обозначаемого понятия.
Мы видим, что в основном указываются внутрилингвистические причины заимствования. Мы также упоминали о внешних,экстралингвистических причинах заимствования англоязычной лексики: активизация связей с Западом, изменения в менталитете русскоговорящих людей.
Среди социально-психологических причин, влияющих на процесс заимствования, можно назвать увеличение количества говорящих и знающих английский язык в России.
Итак, мы рассмотрели историю, причины заимствований. А в молодёжном сленге, как вы думаете, есть заимствованные слова, вы их употребляете? (слайд 12)
Отмечают три бурные волны в развитии молодежного сленга в России.
20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодежи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них.
50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг».
70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодежные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.
В настоящее время на развитие молодежного сленга большое влияние оказывает компьютеризация. Передача смысла, идеи, образа при появлении компьютера получила дополнительные возможности по сравнению с письмом и печатью. За счёт этого интернет-сленг проникает в молодёжную речь.
Ответ на поставленный вначале урока проблемный вопрос
Так как вы думаете, вернёмся к началу разговора, нужны заимствования в русском языке?
4. Игра «Кто вперед?» Найти слова, изображенные на рисунке, в толковом словаре в конце учебника и ответить на вопрос – как в словаре обозначается происхождение слова? (Указывается в скобках, после примера.)
Пока ребята ищут ответ в словаре, учитель некоторым ученикам дает карточки
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило,не склоняются:
шоссе, облако, пальто, стол.
– Определите исконно русские слова, зная, что заимствованные слова, как правило, не начинаются с букв а, ф, ц,э:
арбуз, авеню, озеро, свеча, фонарь, помещение, цех, эстамп, борщ.
– Определите исконно русские слова, зная, что сочетания шт, хт, кс, мп, как правило,встречаются в заимствованных словах:
самовар, кекс, сарафан, вымпел, квас, штаб, указ.
– Определите исконно русские слова, зная, что многие заимствованные слова имеют общие словообразовательные элементы аква, гео, био, теле и т. д. :
аквариум, воевода, география, телефон, спутник.
– А как отличить русское слово от заимствованного, если под рукой нет словаря?
Признаки заимствованных слов:
– Напишите после каждого пункта 2–3 своих примера.
– Найдите и запишите в тетрадь «четвертое лишнее»,проанализировав слова с точки зрения происхождения:
а) белка, береза, фауна, осень;
б) телевизор, телеграф, телефон, приемник;
в) автомобиль, локомобиль, локомотив, паровоз.
6. Подведение итогов урока.
– Итак, какое значение для русского языка имеют заимствованные слова?
– Скажите, к чему может привести безмерное употребление заимствованных слов?
– Какие слова лучше употреблять, если в языке существуют и заимствованные слова, и синонимичные им исконно русские слова?
Язык сам позаботится о том, что ему нужно, и отметёт ненужное. Наша задача – беречь язык, и прежде всего наверно, не столько от заимствований, сколько от ошибок, от потери того его облика,о котором сказал Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Что значит беречь: писать и говорить правильно.Вот печальный пример: синтаксис и орфография в Интернете заставляют нас задуматься о сохранности нашего великого, могучего русского языка. Согласны? Это пример того, как не надо писать и говорить. И я надеюсь, что это станет предметом нашей будущей встречи или же вашего самостоятельного рассмотрения.
7.Домашнее задание: написать 10 примеров заимствованных слов из произведений русских классиков.
Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения» Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..
Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.
Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.
Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.