Проанализируйте стихотворение батюшкова мои пенаты что в нем является программным для всего
Проанализируйте стихотворение К. Н. Батюшкова »Мои пенаты» Что в нём является программным для всего творчества поэта?
Анализ стихотворения Батюшкова «Мои пенаты»
Хрестоматийные строки поэтического послания были написаны в 1811—12 гг., когда автор жил в Хантаново, пошехонском имении своих сестер.
«Мои пенаты» определили особенности развития жанра стихотворного послания в русской традиции: ответные отклики батюшковских адресатов, Жуковского и Вяземского, также написаны трехстопным ямбом, воссоздающим атмосферу непринужденного дружеского общения. Аллюзиями на строки анализируемого произведения насыщены опыты Пушкина-лицеиста. Не только французская поэзия, но творчество старшего соотечественника и коллеги обусловили обращение юного автора к антологическим темам.
В первых строфах моделируется основная антитеза текста: незатейливый, скромный быт и спокойный образ жизни героя-поэта противопоставлен пышному интерьеру владений царедворцев, их бесконечным хлопотам о богатстве и карьере.
Особое внимание уделяется описанию темного и тесного, но уютного «приюта» эпикурейца, для характеристики которого используются лексические средства с семантикой небогатой, скудной домашней обстановки. Лирический герой доволен своим положением: находясь в идеализированном пространстве, он энергичен, радостен, любим, полон творческих сил.
Смешение реалистических деталей и атрибутов античной мифологии является существенной приметой художественного мира «Пенатов». Явные и противоречивые стилевые контаминации — объект критических замечаний, сформулированных зрелым Пушкиным. В интерьере античного жилища появляется стол, покрытый рваной скатертью, а хозяина хижины навещает старый солдат, играющий на балалайке, — столкновение разнородных деталей производит нежелательный комический эффект.
За любовными сценами, в которых возникает условный женский образ Лилы, следуют строфы, посвященные божествам, покровительствующим земным талантам. Галерея портретов поэтов-современников открывается обращением к Державину, охарактеризованному перифразом «парнасский исполин» и сравнением с лебедем. В многообразии интонаций и стилевых решений субъект речи видит основное достоинство державинских творений. Участниками поэтического хора становятся еще восемь авторов, каждому из которых воздаются похвалы.
Герой призывает лирических адресатов, добрых товарищей, единомышленников и «философов-ленивцев», к наслаждению земными радостями. Эпикурейца не тревожит мысль о конечности человеческого бытия: не стоит скорбеть о безвременном уходе тех, кто был счастлив при жизни.
Константин Батюшков
Мои Пенаты (+ Анализ)
«Мои пенаты»
Константин Батюшков
Послание к Жуковскому и Вяземскому
Отечески Пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новосельи,
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
О боги! будьте тут
Доступны, благосклонны!
Не вина благовонны,
Не тучный фимиам
Поэт приносит вам;
Но слезы умиленья,
Но сердца тихий жар,
И сладки песнопенья,
Богинь Пермесских дар!
О Лары! уживитесь
В обители моей,
Поэту улыбнитесь –
И будет счастлив в ней.
В сей хижине убогой
Стоит перед окном
Стол ветхой и треногой
С изорванным сукном.
В углу, свидетель славы
И суеты мирской,
Висит полузаржавый
Меч прадедов тупой;
Здесь книги выписные,
Там жесткая постель –
Всё утвари простые,
Всё рухлая скудель!
Скудель. но мне дороже,
Чем бархатное ложе
И вазы богачей!.
Отеческие боги!
Да к хижине моей
Не сыщет ввек дороги
Богатство с суетой;
С наемною душой
Развратные счастливцы,
Придворные друзья
И бледны горделивцы,
Надутые Князья!
Но ты, о мой убогой
Калека и слепой,
Идя путем-дорогой
С смиренною клюкой,
Ты смело постучися,
О воин, у меня;
Войди и обсушися
У яркого огня.
О старец, убеленный
Годами и трудом,
Трикраты уязвленный
На приступе штыком!
Двуструнной балалайкой
Походы прозвени
Про витязя с нагайкой,
Что в жупел и в огни
Летал перед полками,
Как вихорь на полях,
И вкруг его рядами
Враги ложились в прах.
И ты, моя Лилета,
В смиренной уголок
Приди под вечерок
Тайком переодета!
Под шляпою мужской
И кудри золотые
И очи голубые
Прелестница, сокрой!
Накинь мой плащ широкой,
Мечем вооружись
И в полночи глубокой
Внезапно постучись..
Вошла – наряд военный
Упал к ее ногам,
И кудри распущенны
Взвевают по плечам,
И грудь ее открылась
С лилейной белизной:
Волшебница явилась
Пастушкой предо мной!
И вот с улыбкой нежной
Садится у огня;
Рукою белоснежной
Склонившись на меня,
И алыми устами,
Как ветер меж листами,
Мне шепчет: «я твоя,
Твоя, мой друг сердечной. »
Блажен, в сени беспечной,
Кто милою своей,
Под кровом от ненастья,
На ложе сладострастья,
До утренних лучей
Спокойно обладает,
Спокойно засыпает
Близь друга сладким сном.
Уже потухли звезды
В сиянии дневном,
И пташки теплы гнезды,
Что свиты под окном,
Щебеча покидают
И негу отрясают
Со крылышек своих;
Зефир листы колышет,
И всё любовью дышет
Среди полей моих;
Всё с утром оживает,
А Лила почивает
На ложе из цветов…
И ветер тиховейной
С груди её лилейной
Сдул дымчатый покров…
И в локоны златые
Две розы молодые
С нарциссами вплелись;
Сквозь тонкие преграды
Нога ища прохлады,
Скользит по ложу вниз…
Я Лилы пью дыханье
На пламенных устах,
Как роз благоуханье,
Как нектар на пирах.
Покойся, друг прелестной,
В объятиях моих!
Пускай в стране безвестной,
В тени лесов густых,
Богинею слепою
Забыт я от пелен:
Но дружбой и тобою
С избытком награжден!
Мой век спокоен, ясен;
В убожестве с тобой
Мне мил шалаш простой;
Без злата мил и красен
Лишь прелестью твоей!
Мечта (Подруга нежных муз, посланница небес…) (Элегия) (+ Анализ)
Без злата и честей
Доступен добрый Гений
Поэзии святой,
И часто, в мирной сени,
Беседует со мной.
Небесно вдохновенье;
Порыв крылатых дум!
(Когда страстей волненье
Уснет… и светлый ум,
Летая в поднебесной,
Земных свободен уз,
В Аонии прелестной
Сретает хоры Муз!)
Небесно вдохновенье,
За чем летишь стрелой,
И сердца упоенье
Уносишь за собой? –
До розовой денницы
В отрадной тишине,
Парнасские царицы,
Подруги будьте мне!
Пускай веселы тени
Любимых мне певцов,
Оставя тайны сени
Стигийских берегов,
Иль области эфирны,
Воздушною толпой
Слетят на голос лирный
Беседовать со мной.
И мертвые с живыми
Вступили в хор един!…
Что вижу? ты пред ними,
Парнасский исполин,
Певец Героев, славы,
В след вихрям и громам,
Наш лебедь величавый,
Плывешь по небесам.
В толпе и Муз и Граций,
То с лирой, то с трубой,
Наш Пиндар, наш Гораций,
Сливает голос свой.
Он громок, быстр и силен,
Как Суна средь степей,
И нежен, тих, умилен,
Как вешний соловей.
Фантазии небесной
Давно любимый сын,
То повестью прелестной
Пленяет Карамзин;
То мудрого Платона
Описывает нам,
И ужин Агатона,
И наслажденья храм;
То древню Русь и нравы
Владимира времян,
И в колыбели Славы
Рождение Славян.
За ними Сильф прекрасной,
Воспитанник Харит,
На цитре сладкогласной
О Душеньке бренчит;
Мелецкого с собою
Улыбкою зовет,
И с ним, рука с рукою,
Гимн радости поет.
С Эротами играя
Философ и Пиит,
Близь Федра и Пильпая
Там Дмитриев сидит;
Беседуя с зверями
Как счастливый дитя,
Парнасскими цветами
Скрыл истинну шутя.
За ним в часы свободы
Поют среди певцов
Два баловня природы,
Хемницер и Крылов.
Наставники-Пииты,
О Фебовы жрецы!
Вам, вам плетут Хариты
Бессмертные венцы!
Я вами здесь вкушаю
Восторги Пиерид,
И в радости взываю:
О музы! я Пиит!
Пробуждение (Элегия) (+ Анализ)
Дата создания: вторая половина 1811 г. – первая половина 1812 г.
Анализ стихотворения «Мои пенаты» (К. Батюшков)
Автор: Guru · 29.08.2018
Константин Николаевич Батюшков к большому удивлению литераторов оказался тем автором, наследие которого не «на слуху». Конечно, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Есенин удостоились большей известности в современном обществе, но это еще не означает, что поэзия Батюшкова менее профессиональна или же поверхностна. Этого поэта нужно уважать, прежде всего, за его строгость — он ни единого раза не отступил от собственного идеала создания стихотворного Текста, о котором следует рассказать отдельно.
История создания
Стихотворение «Мои пенаты» написано автором в период 1811-1812 годов, в это время уже достаточно зрелый поэт (на тот момент Батюшкова исполнилось 24 года) находился в имении сестёр, в Хантаново. Находясь вдали от Петербурга, Константин Николаевич все глубже тонул в чувстве одиночества, он начинает все чаще вспоминать просвещенную интеллигенцию большого города и литературные вечера в компании таких же, как и он поэтов.
Из-за переполняющих чувств, которые легко модно сравнить с лёгкой ностальгией, Батюшков и начинает писать стихотворение, обращённое к знаменитым авторам того времени — Карамзину, Жуковскому, Вяземскому, Дмитриеву. В произведении присутствуют и иные имена, но Батюшков обращается именно к этим авторам, ведь это стихотворение он приложил к письмам, которые отправил всем 4 личностям.
Жанр, направление и размер
Данное стихотворение следует выделить из массы лирических произведений Константина Николаевича, ведь «Мои пенаты» — своеобразное воплощение идеала традиции русского послания. Батюшков, можно сказать, показал всему русскому литературному миру, как должно строиться послание, поэтому жанр стихотворения определятся сам собой.
Говоря о направлении лирики Константина Батюшкова, стоит отметить, что поэт чаще всего обращался к философской лирике, ставил перед собой те вопросы, на которые ответ найти просто невозможно — смысл жизни, ее скоротечность, природа эмоций и чувств. Кроме того, это произведение анакреонтическое. То есть, в нем изобилуют отсылки к древнегреческой культуре, философские мотивы и типичные для древнегреческой мифологии образы.
Также стоит отдельно упомянуть, что Батюшков практически всегда писал в стихотворном размере ямб. Сам автор говорил, что размер выбирает поэта, что только один стихотворный размер способен передать голос литератора.
Образы и символы
Система образов и символов в данном стихотворении очень сложная. Из-за достаточно большого объёма, каждый из образов представлен очень подробно.
Темы и проблемы
Автор делит 2 мира «гостей» своеобразные 3 ступени.
Основная идея
Главная мысль стихотворения — доказать то, что истинная радость жизни в земных и обыденных вещах, ради которых не стоит тратить деньги, жить в роскоши и злате. Все, что действительно может быть дорого человеку — жизнь, во всех ее проявлениях. Автор призывает читателей видеть смысл бытия в обыденных вещах — в дружбе, в любви, в творчестве.
Может показаться, что стихотворение носит излишне дидактический характер, но это не совсем так, Батюшков очень мастерски обходит тот момент, когда он, как автор, должен занять ту или иную сторону. Каждый человек выбирает свою судьбу сам.
Средства художественной выразительности
Данное стихотворение изобилует изобразительно-выразительными средствами, рассмотрим многочисленные эпитеты и метафоры.
Автор говорит о том, что любовь и дружба наполняют «сердце тихим жаром», метафорично описывая силу этих чувств и их тёплое, успокаивающее воздействие на человека. «Свидетель славы и суеты мирской» — человек, который одновременно свободный жить во славе и в серых буднях, истинный счастливец. Особой образностью наполнено выражение «ложиться в прах». Автор говорит об этом в контексте с эпикурейцами, отводя им недолгую жизнь и скорую трансформацию в прах.
В данном стихотворении огромное количество средств художественной выразительности, все перечислять долго, так что если вам понадобится что-то конкретное, то напишите об этом в комментариях, добавим.
Анализ стихотворения «Мои пенаты» (К. Батюшков)
Константин Николаевич Батюшков к большому удивлению литераторов оказался тем автором, наследие которого не «на слуху». Конечно, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Есенин удостоились большей известности в современном обществе, но это еще не означает, что поэзия Батюшкова менее профессиональна или же поверхностна. Этого поэта нужно уважать, прежде всего, за его строгость — он ни единого раза не отступил от собственного идеала создания стихотворного Текста, о котором следует рассказать отдельно.
История создания
Стихотворение «Мои пенаты» написано автором в период 1811-1812 годов, в это время уже достаточно зрелый поэт (на тот момент Батюшкова исполнилось 24 года) находился в имении сестёр, в Хантаново. Находясь вдали от Петербурга, Константин Николаевич все глубже тонул в чувстве одиночества, он начинает все чаще вспоминать просвещенную интеллигенцию большого города и литературные вечера в компании таких же, как и он поэтов.
Из-за переполняющих чувств, которые легко модно сравнить с лёгкой ностальгией, Батюшков и начинает писать стихотворение, обращённое к знаменитым авторам того времени — Карамзину, Жуковскому, Вяземскому, Дмитриеву. В произведении присутствуют и иные имена, но Батюшков обращается именно к этим авторам, ведь это стихотворение он приложил к письмам, которые отправил всем 4 личностям.
Анализ стихотворения Батюшкова «Мои пенаты»
Стихотворение «Мои пенаты» было написано К. Батюшковым в 1811 году. Первоначально его опубликовали в 1814 году. В это время поэт сходится с Н. Карамзиным. Стихотворение воспевает радость жизни, дружеских отношений, любви. Кредо поэта «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь» находит свое выражение в стихотворении «Мои пенаты». Лирический герой стихотворения – поэт, который нашел свое пристанище в деревне в древнем доме. С первых строк читатель может понять, что такое жилище и жизненный уклад особенно нравится лирическому герою. Благодаря этому можно сопоставить лирического героя и самого Батюшкова. Образ героя раскрывает отношение к миру, которое близко поэту. В образе поэта отображено и авторское самосознание.
В стихотворении создается так называемое «двоемирие», где существуют как античные образы, так и детали, рисующие реальную жизнь в деревне. Для создания античности автор прибегает к использованию различных элементов. Например «пенаты». Это боги, которые покровительствуют домашнему уюту.
В стихотворении «Мои пенаты» Батюшков использует вольную рифму. Он смешивает несколько разных схем рифмовки и не разделяет стихотворения на строфы. Такая рифма четко выделяет дисгармонию происходящего.
По структуре стихотворение можно разделить на 5 неодинаковых частей. В первой части наблюдается образ жилища, которое тонко намекает читателю на неприятие лирическим героем любого проявления роскоши.
Вторая часть представлена как противопоставление мира деревенского и жизни богатых людей, которая полна излишеств и роскоши.
Третья часть стихотворения появляется духовный мир лирического героя Константина Батюшкова. Эта часть организована богатыми звуковыми средствами. Например, автор использует различные фонологические приемы, сочетает повторы с контрастом.
Четвертая часть стихотворения Константина Батюшкова снова рисует картину противоречия между светским обществом и душой поэта, которая наполнена миром. Внутренняя организация души лирического героя освободилась от всех противоречий и зла, теперь там только любовь, счастье и радость. Батюшков показывает преемственность культуры, ее непрерывность.
Ранний творческий процесс Батюшкова наполнен радостью жизни, любви. Поэт нацелен на то, чтобы показать читателю внутреннюю жизнь человека, его достоинство. Поэт в своих стихах сталкивает бедных людей и людей, которые гонятся за роскошью. Этим он показывает, что внутренний мир человека гораздо богаче всех земных материальных благ. Главной ценностью жизни Батюшков считает любовь и, разумеется, творчество. Счастье поэт сможет найти только там, где находятся покой и мир. Именно в такой среде настоящий поэт сможет найти свое вдохновение. В своих пенатах поэт жаждет видеть только своих друзей и людей, которые поддерживают его внутренний мир.
Ранняя лирика Константина Батюшкова является образцом художественного мастерства. Она наполнена гармоничным языком, а также внутренней гармонией. Лирический герой поэта находится в постоянном развитии.
Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Анализ стихотворения Батюшкова «Переход русских войск через Неман» Анализ стихотворения Батюшкова «Надпись к портрету Жуковского» Анализ стихотворения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…» Анализ стихотворения Батюшкова «Гремит повсюду страшный гром…»
Жанр, направление и размер
Данное стихотворение следует выделить из массы лирических произведений Константина Николаевича, ведь «Мои пенаты» — своеобразное воплощение идеала традиции русского послания. Батюшков, можно сказать, показал всему русскому литературному миру, как должно строиться послание, поэтому жанр стихотворения определятся сам собой.
Говоря о направлении лирики Константина Батюшкова, стоит отметить, что поэт чаще всего обращался к философской лирике, ставил перед собой те вопросы, на которые ответ найти просто невозможно — смысл жизни, ее скоротечность, природа эмоций и чувств. Кроме того, это произведение анакреонтическое. То есть, в нем изобилуют отсылки к древнегреческой культуре, философские мотивы и типичные для древнегреческой мифологии образы.
Также стоит отдельно упомянуть, что Батюшков практически всегда писал в стихотворном размере ямб. Сам автор говорил, что размер выбирает поэта, что только один стихотворный размер способен передать голос литератора.
Вариант №2
Это знаменитое стихотворение Батюшков Константин Николаевич создал в 1811—12 годах. Тогда он жил в Хантаново.
Стих «Мои пенаты» повлиял на установление отличительных черт в жанре стихотворного послания в поэзии россиян. Ведь друзья автора, которым адресовано стихотворения, Жуковский и Вяземский, тоже написали ответные стихи Батюшкову. Они создали их с помощью трёхстопного ямба. Эти стихи воссоздают атмосферу лёгкого приятельского общения. Аллюзии на строки этого произведения можно найти в опытах юного Пушкина.
В первых строках стихотворения создаётся главная антитеза произведения. Непритязательный быт и спокойная жизни сравниваются с постоянными хлопотами о карьере придворных вельмож. Тёмный и тесный, но уютный дом эпикурейца описан с особенной любовью. Для воспевания его особенностей поэт постоянно применяет лексические средства с упоминанием скромной обстановки дома. Герой весьма рад тому положению, в котором находится. Ведь он пребывает в идеализированном месте. Герой весел, его любят. А ещё он чувствует, что наполнен творческой мощью.
Сочетание реалистических элементов с атрибутами античной мифологии—очень важная примета художественного мира этого произведения.
В стихах есть любовные сцены. В них присутствует условный женский образ. Любимую лирического героя зовут Лила. Именно там можно прочесть особые строфы. Они посвящённые тем богам, которые покровительствуют талантам. Обращения к поэтам-современникам начинается с обращения к Державину. Этот поэт охарактеризован словами «парнасский исполин». Батюшков также сравнивает его с величавым лебедем. Во множестве интонаций, а также стилевых решений лирический герой видит несомненное преимущество его творений. Кроме Державина, Константин Николаевич воспевает ещё 8 авторов. Каждому из них воздаются похвалы.
Герой обращается к лирическим адресатам, любимым товарищам, а также другим читателям. Он призывает их к наслаждению всеми доступными радостями. Эпикурейца не мучают мысль о неминуемой смерти. Ведь, по его мнению, не нужно оплакивать тех, кто познал счастье.
Образы и символы
Система образов и символов в данном стихотворении очень сложная. Из-за достаточно большого объёма, каждый из образов представлен очень подробно.
В стихотворении «Мои пенаты» (см. его полный текст) Константин Николаевич Батюшков воспел тихие радости бытия в скромном, уединенном жилище, где его утешает любовь красавицы Лилы –
Богинею слепою Забыт я от пелен: Но дружбой и тобою С избытком награжден! Мой век спокоен, ясен; В убожестве с тобой Мне мил шалаш простой; Без злата мил и красен Лишь прелестью твоей!
Этот простой «шалаш» мил поэту еще и потому, что здесь «добрый гений поэзии святой» свободно посещает его и «часто в мирной сени» с ним беседует. Когда «вдохновение» слетает к нему, он любит здесь беседовать с «милыми тенями» русских писателей. Далее Батюшков воскрешает в памяти величавый образ Державина, называя его «нашим Пиндаром, нашим Горацием», затем – Карамзина, Богдановича, Дмитриева, Хемницера и Крылова. С ними поэт знает «счастье, сердечное сладострастие, и негу, и покой»; с ними он готовь забыть блистательные дары фортуны. Затем он призывает к себе ближайших «друзей» – Жуковского и Вяземского –
Придите в час беспечный Мой домик навестить – Поспорить и попить! Сложи печалей бремя, Жуковский добрый мой! Стрелою мчится время, Веселие стрелой! Позволь же дружбе слезы И горесть усладить, И счастья блеклы розы Эротам оживить.
Далее следует обращение к князю Вяземскому. Эпикуреизм обоих друзей особенно ярко сказывается в этих строках:
В «эпикурейских» стихотворениях Батюшкова, не раз определялись его взгляды на «поэзию»: она, по его словам, – «мечта», плод «фантазии»; она далека от истины, представляет собой «возвышающий обман», но, тем не менее, для человека она служит в жизни утешением. С его точки зрения, поэзия есть порождение любви, и потому содержанием её должна быть любовь и дружба. Поэт представлялся Батюшкову «жрецом», «любимцем харит и граций»; удел его – «скромная сень, мир души, вольность жизни и творчества».
Темы и проблемы
Автор делит 2 мира «гостей» своеобразные 3 ступени.
LiveInternetLiveInternet
Константин Николаевич Батюшков
Отечески Пенаты, О пестуны мои! Вы златом не богаты, Но любите свои Норы и темны кельи, Где вас на новосельи, Смиренно здесь и там Расставил по углам; Где странник я бездомный, Всегда в желаньях скромный, Сыскал себе приют.
О боги! будьте тут Доступны, благосклонны! Не вина благовонны, Не тучный фимиам Поэт приносит вам; Но слезы умиленья, Но сердца тихий жар, И сладки песнопенья, Богинь Пермесских дар! О Лары! уживитесь В обители моей, Поэту улыбнитесь — И будет счастлив в ней. В сей хижине убогой Стоит перед окном Стол ветхой и треногой С изорванным сукном. В углу, свидетель славы И суеты мирской, Висит полузаржавый Меч прадедов тупой; Здесь книги выписные, Там жесткая постель — Всё утвари простые, Всё рухлая скудель! Скудель. но мне дороже, Чем бархатное ложе И вазы богачей.
Отеческие боги! Да к хижине моей Не сыщет ввек дороги Богатство с суетой; С наемною душой Развратные счастливцы, Придворные друзья И бледны горделивцы, Надутые Князья! Но ты, о мой убогой Калека и слепой, Идя путем-дорогой С смиренною клюкой, Ты смело постучися, О воин, у меня; Войди и обсушися У яркого огня. О старец, убеленный Годами и трудом, Трикраты уязвленный На приступе штыком! Двуструнной балалайкой Походы прозвени Про витязя с нагайкой, Что в жупел и в огни Летал перед полками, Как вихорь на полях, И вкруг его рядами Враги ложились в прах. И ты, моя Лилета, В смиренной уголок Приди под вечерок Тайком переодета! Под шляпою мужской И кудри золотые И очи голубые Прелестница, сокрой! Накинь мой плащ широкой, Мечем вооружись И в полночи глубокой Внезапно постучись.. Вошла — наряд военный Упал к ее ногам, И кудри распущенны Взвевают по плечам, И грудь ее открылась С лилейной белизной: Волшебница явилась Пастушкой предо мной! И вот с улыбкой нежной Садится у огня; Рукою белоснежной Склонившись на меня, И алыми устами, Как ветер меж листами, Мне шепчет: «я твоя, Твоя, мой друг сердечной. » Блажен, в сени беспечной, Кто милою своей, Под кровом от ненастья, На ложе сладострастья, До утренних лучей Спокойно обладает, Спокойно засыпает Близь друга сладким сном.
Уже потухли звезды В сиянии дневном, И пташки теплы гнезды, Что свиты под окном, Щебеча покидают И негу отрясают Со крылышек своих; Зефир листы колышет, И всё любовью дышет Среди полей моих; Всё с утром оживает, А Лила почивает На ложе из цветов… И ветер тиховейной С груди её лилейной Сдул дымчатый покров… И в локоны златые Две розы молодые С нарциссами вплелись; Сквозь тонкие преграды Нога ища прохлады, Скользит по ложу вниз… Я Лилы пью дыханье На пламенных устах, Как роз благоуханье, Как нектар на пирах. Покойся, друг прелестной, В объятиях моих! Пускай в стране безвестной, В тени лесов густых, Богинею слепою Забыт я от пелен: Но дружбой и тобою С избытком награжден! Мой век спокоен, ясен; В убожестве с тобой Мне мил шалаш простой; Без злата мил и красен Лишь прелестью твоей!
Без злата и честей Доступен добрый Гений Поэзии святой, И часто, в мирной сени, Беседует со мной. Небесно вдохновенье; Порыв крылатых дум! (Когда страстей волненье Уснет… и светлый ум, Летая в поднебесной, Земных свободен уз, В Аонии прелестной Сретает хоры Муз!) Небесно вдохновенье, За чем летишь стрелой, И сердца упоенье Уносишь за собой? — До розовой денницы В отрадной тишине, Парнасские царицы, Подруги будьте мне! Пускай веселы тени Любимых мне певцов, Оставя тайны сени Стигийских берегов, Иль области эфирны, Воздушною толпой Слетят на голос лирный Беседовать со мной. И мертвые с живыми Вступили в хор един!… Что вижу? ты пред ними, Парнасский исполин, Певец Героев, славы, В след вихрям и громам, Наш лебедь величавый, Плывешь по небесам. В толпе и Муз и Граций, То с лирой, то с трубой, Наш Пиндар, наш Гораций, Сливает голос свой. Он громок, быстр и силен, Как Суна средь степей, И нежен, тих, умилен, Как вешний соловей. Фантазии небесной Давно любимый сын, То повестью прелестной Пленяет Карамзин; То мудрого Платона Описывает нам, И ужин Агатона, И наслажденья храм; То древню Русь и нравы Владимира времян, И в колыбели Славы Рождение Славян. За ними Сильф прекрасной, Воспитанник Харит, На цитре сладкогласной О Душеньке бренчит; Мелецкого с собою Улыбкою зовет, И с ним, рука с рукою, Гимн радости поет. С Эротами играя Философ и Пиит, Близь Федра и Пильпая Там Дмитриев сидит; Беседуя с зверями Как счастливый дитя, Парнасскими цветами Скрыл истинну шутя. За ним в часы свободы Поют среди певцов Два баловня природы, Хемницер и Крылов. Наставники-Пииты, О Фебовы жрецы! Вам, вам плетут Хариты Бессмертные венцы! Я вами здесь вкушаю Восторги Пиерид, И в радости взываю: О музы! я Пиит!
Константин Батюшков
Хрестоматийные строки поэтического послания были написаны в 1811—12 гг., когда автор жил в Хантаново, пошехонском имении своих сестер.
«Мои пенаты» определили особенности развития жанра стихотворного послания в русской традиции: ответные отклики батюшковских адресатов, Жуковского и Вяземского, также написаны трехстопным ямбом, воссоздающим атмосферу непринужденного дружеского общения. Аллюзиями на строки анализируемого произведения насыщены опыты Пушкина-лицеиста. Не только французская поэзия, но творчество старшего соотечественника и коллеги обусловили обращение юного автора к антологическим темам.
В первых строфах моделируется основная антитеза текста: незатейливый, скромный быт и спокойный образ жизни героя-поэта противопоставлен пышному интерьеру владений царедворцев, их бесконечным хлопотам о богатстве и карьере.
Особое внимание уделяется описанию темного и тесного, но уютного «приюта» эпикурейца, для характеристики которого используются лексические средства с семантикой небогатой, скудной домашней обстановки. Лирический герой доволен своим положением: находясь в идеализированном пространстве, он энергичен, радостен, любим, полон творческих сил.
Смешение реалистических деталей и атрибутов античной мифологии является существенной приметой художественного мира «Пенатов». Явные и противоречивые стилевые контаминации — объект критических замечаний, сформулированных зрелым Пушкиным. В интерьере античного жилища появляется стол, покрытый рваной скатертью, а хозяина хижины навещает старый солдат, играющий на балалайке, — столкновение разнородных деталей производит нежелательный комический эффект.
За любовными сценами, в которых возникает условный женский образ Лилы, следуют строфы, посвященные божествам, покровительствующим земным талантам. Галерея портретов поэтов-современников открывается обращением к Державину, охарактеризованному перифразом «парнасский исполин» и сравнением с лебедем. В многообразии интонаций и стилевых решений субъект речи видит основное достоинство державинских творений. Участниками поэтического хора становятся еще восемь авторов, каждому из которых воздаются похвалы.
Герой призывает лирических адресатов, добрых товарищей, единомышленников и «философов-ленивцев», к наслаждению земными радостями. Эпикурейца не тревожит мысль о конечности человеческого бытия: не стоит скорбеть о безвременном уходе тех, кто был счастлив при жизни.
Основная идея
Главная мысль стихотворения — доказать то, что истинная радость жизни в земных и обыденных вещах, ради которых не стоит тратить деньги, жить в роскоши и злате. Все, что действительно может быть дорого человеку — жизнь, во всех ее проявлениях. Автор призывает читателей видеть смысл бытия в обыденных вещах — в дружбе, в любви, в творчестве.
Может показаться, что стихотворение носит излишне дидактический характер, но это не совсем так, Батюшков очень мастерски обходит тот момент, когда он, как автор, должен занять ту или иную сторону. Каждый человек выбирает свою судьбу сам.
Средства художественной выразительности
Данное стихотворение изобилует изобразительно-выразительными средствами, рассмотрим многочисленные эпитеты и метафоры.
Автор говорит о том, что любовь и дружба наполняют «сердце тихим жаром», метафорично описывая силу этих чувств и их тёплое, успокаивающее воздействие на человека. «Свидетель славы и суеты мирской» — человек, который одновременно свободный жить во славе и в серых буднях, истинный счастливец. Особой образностью наполнено выражение «ложиться в прах». Автор говорит об этом в контексте с эпикурейцами, отводя им недолгую жизнь и скорую трансформацию в прах.
В данном стихотворении огромное количество средств художественной выразительности, все перечислять долго, так что если вам понадобится что-то конкретное, то напишите об этом в комментариях, добавим.
Автор: Игорь Васильев
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
«Мои пенаты» К. Батюшков
Отечески Пенаты, О пестуны мои! Вы златом не богаты, Но любите свои Норы и темны кельи, Где вас на новосельи, Смиренно здесь и там Расставил по углам; Где странник я бездомный, Всегда в желаньях скромный, Сыскал себе приют. О боги! будьте тут Доступны, благосклонны! Не вина благовонны, Не тучный фимиам Поэт приносит вам; Но слезы умиленья, Но сердца тихий жар, И сладки песнопенья, Богинь Пермесских дар! О Лары! уживитесь В обители моей, Поэту улыбнитесь – И будет счастлив в ней. В сей хижине убогой Стоит перед окном Стол ветхой и треногой С изорванным сукном. В углу, свидетель славы И суеты мирской, Висит полузаржавый Меч прадедов тупой; Здесь книги выписные, Там жесткая постель – Всё утвари простые, Всё рухлая скудель! Скудель. но мне дороже, Чем бархатное ложе И вазы богачей.
Отеческие боги! Да к хижине моей Не сыщет ввек дороги Богатство с суетой; С наемною душой Развратные счастливцы, Придворные друзья И бледны горделивцы, Надутые Князья! Но ты, о мой убогой Калека и слепой, Идя путем-дорогой С смиренною клюкой, Ты смело постучися, О воин, у меня; Войди и обсушися У яркого огня. О старец, убеленный Годами и трудом, Трикраты уязвленный На приступе штыком! Двуструнной балалайкой Походы прозвени Про витязя с нагайкой, Что в жупел и в огни Летал перед полками, Как вихорь на полях, И вкруг его рядами Враги ложились в прах. И ты, моя Лилета, В смиренной уголок Приди под вечерок Тайком переодета! Под шляпою мужской И кудри золотые И очи голубые Прелестница, сокрой! Накинь мой плащ широкой, Мечем вооружись И в полночи глубокой Внезапно постучись.. Вошла – наряд военный Упал к ее ногам, И кудри распущенны Взвевают по плечам, И грудь ее открылась С лилейной белизной: Волшебница явилась Пастушкой предо мной! И вот с улыбкой нежной Садится у огня; Рукою белоснежной Склонившись на меня, И алыми устами, Как ветер меж листами, Мне шепчет: «я твоя, Твоя, мой друг сердечной. » Блажен, в сени беспечной, Кто милою своей, Под кровом от ненастья, На ложе сладострастья, До утренних лучей Спокойно обладает, Спокойно засыпает Близь друга сладким сном.
Уже потухли звезды В сиянии дневном, И пташки теплы гнезды, Что свиты под окном, Щебеча покидают И негу отрясают Со крылышек своих; Зефир листы колышет, И всё любовью дышет Среди полей моих; Всё с утром оживает, А Лила почивает На ложе из цветов… И ветер тиховейной С груди её лилейной Сдул дымчатый покров… И в локоны златые Две розы молодые С нарциссами вплелись; Сквозь тонкие преграды Нога ища прохлады, Скользит по ложу вниз… Я Лилы пью дыханье На пламенных устах, Как роз благоуханье, Как нектар на пирах. Покойся, друг прелестной, В объятиях моих! Пускай в стране безвестной, В тени лесов густых, Богинею слепою Забыт я от пелен: Но дружбой и тобою С избытком награжден! Мой век спокоен, ясен; В убожестве с тобой Мне мил шалаш простой; Без злата мил и красен Лишь прелестью твоей!
Без злата и честей Доступен добрый Гений Поэзии святой, И часто, в мирной сени, Беседует со мной. Небесно вдохновенье; Порыв крылатых дум! (Когда страстей волненье Уснет… и светлый ум, Летая в поднебесной, Земных свободен уз, В Аонии прелестной Сретает хоры Муз!) Небесно вдохновенье, За чем летишь стрелой, И сердца упоенье Уносишь за собой? – До розовой денницы В отрадной тишине, Парнасские царицы, Подруги будьте мне! Пускай веселы тени Любимых мне певцов, Оставя тайны сени Стигийских берегов, Иль области эфирны, Воздушною толпой Слетят на голос лирный Беседовать со мной. И мертвые с живыми Вступили в хор един!… Что вижу? ты пред ними, Парнасский исполин, Певец Героев, славы, В след вихрям и громам, Наш лебедь величавый, Плывешь по небесам. В толпе и Муз и Граций, То с лирой, то с трубой, Наш Пиндар, наш Гораций, Сливает голос свой. Он громок, быстр и силен, Как Суна средь степей, И нежен, тих, умилен, Как вешний соловей. Фантазии небесной Давно любимый сын, То повестью прелестной Пленяет Карамзин; То мудрого Платона Описывает нам, И ужин Агатона, И наслажденья храм; То древню Русь и нравы Владимира времян, И в колыбели Славы Рождение Славян. За ними Сильф прекрасной, Воспитанник Харит, На цитре сладкогласной О Душеньке бренчит; Мелецкого с собою Улыбкою зовет, И с ним, рука с рукою, Гимн радости поет. С Эротами играя Философ и Пиит, Близь Федра и Пильпая Там Дмитриев сидит; Беседуя с зверями Как счастливый дитя, Парнасскими цветами Скрыл истинну шутя. За ним в часы свободы Поют среди певцов Два баловня природы, Хемницер и Крылов. Наставники-Пииты, О Фебовы жрецы! Вам, вам плетут Хариты Бессмертные венцы! Я вами здесь вкушаю Восторги Пиерид, И в радости взываю: О музы! я Пиит!