Проанализируйте средства выразительности в тексте война только что окончилась
Портфель для словесника
Информационный сайт Галины Степяк для учителей русского языка и литературы и их учеников
Вариант 3 ОГЭ 2020 Т.Егораева
Вариант 3 ОГЭ-2020 Г.Т.Егораева
Часть 2
2. Выполните орфографический анализ слое.
Среди приведённых ниже выделенных слов есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии: «Глаголы I спряжения в форме 3-го лица единственного числа в настоящем времени в личных окончаниях имеют букву Е». Найдите это слово. Запишите номер ответа.
3. Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Русский учёный и изобретатель в области аэродинамики (1) ракетодинамики (2) теории самолёта и дирижабля (3) основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский (4) разработал теорию многоступенчатого ракетостроения (5) решил важные задачи (6) связанные с движением ракет в неоднородном поле тяготения (7) посадкой космического аппарата на поверхность планет (8) лишённых атмосферы (9) выдвинул идеи о создании ракеты — искусственного спутника Земли (10) и околоземных орбитальных станций.
4. Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «смотреть завистливо», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
5. Выполните синтаксический анализ предложений текста.
(1)Поиски Ноева ковчега на горе Арарат обречены на неудачу, потому что Ной никогда туда не причаливал: по мнению исследователей, современный Арарат — не то место, которое упоминается в Библии. (2)Предпринятый учёными исторический экскурс показал, что в ветхозаветные времена и даже в эпоху раннего христианства не было географического названия «гора Арарат», а было словосочетание «горы Араратские». (З)Так называлась южная часть Армянского нагорья, расположенная в пределах современного Иракского Курдистана. (4)Когда-то здесь находилось Араратское царство, или Урарту. (5)А поскольку царство было гористым и труднопроходимым со стороны Ассирии, то ассирийцы горы между Урарту и своей страной называли Урартийскими (Араратскими) горами.
Укажите вариант ответа, в котором верно определена грамматическая основа во втором (2) предложении текста. Запишите номер ответа.
1) которое упоминается (предложение 1)
2) не было названия «гора Арарат» (предложение 2)
3) южная часть нагорья называлась (предложение 3)
4) Урарту находилось (предложение 4)
5) царство было гористым и труднопроходимым (предложение 5)
Прочтите текст и выполните задания 6-9.
(1)Наш полк стоял в городе Катовице. (2)Война только что окончилась, самая кровавая и страшная из войн, какие когда-либо знало человечество.
(З)Четырнадцать собак несли охрану нашей комендатуры.
(4) Тринадцать немецких овчарок и одна татра — горная чешская овчарка, охранявшая от волков стада домашнего скота.
(5) Обычно эти собаки довольно миролюбивы, злобность и недоверчивость их проявляются лишь при встрече с хищником, но наша татра представляла редкое исключение: она была необычайно свирепая, никого не подпускала к себе, с бешеной яростью бросалась на каждого, кто осмеливался приблизиться к ней. (6)Видимо, крепко ей досталось от людей за годы войны.
(7)Однажды перед комендантом предстал мужчина. (8)Поляк. (9)Худой, измождённый, лет пятидесяти. (10) С первого взгляда в нём без труда можно было узнать одного из тех узников фашистских концентрационных лагерей, которых спасло лишь быстрое наступление советских войск. (11)Казалось, миллионы страдальцев, — сожжённых, удушенных, замученных в гитлеровских фабриках ужаса, — ожили в этом человеке и немо кричали каждой чёрточкой его внешности.
(12)Он попросил, чтоб его провели к коменданту.
— (13)Проше пана. проше, — сняв мятое кепи, с глубокой мольбой произнёс он медленно, с запинкой, мешая русские и польские слова, — пан пулковник. товарищ пулковник, я. извиняйте меня. я слухал, мне говорили, здесь собака есть породы татра. (14)У вас на караульной службе. (15)Я ишчу собака. (16)Я потерял её в начале войны. (17)Разрешите мне её посмотреть, пан пулковник. (18)И если она мой. если вы не против, прошу отдать мне. (19)Это всё, что у меня осталось после война.
(20)Выяснилось, что у него на всём белом свете ни одной родной души. (21)Жена и дочь погибли в газовой камере.
— (22)Разрешите. извиняйте меня. — твердил он, продолжая мять в руках своё старенькое кепи.
— (24)Дзенькуе. дзенькуе, пан. товарищ. — благодарил он, прижимая руки к груди.
(25)Собаки сидели в глубине двора, причём татра, ввиду её особой злобности, была привязана на короткой цепи. (26)По распоряжению полковника поляка пропустили во двор. (27)Он пошёл к собакам, увидел среди них одну белую, прищурился. (28)Походка его вдруг сделалась неверной, шаткой, как у глубокого старика; казалось, вот-вот он упадёт. (29)Вглядываясь напряжённо, поляк шёл к татре.
(30)Издали собака заметила направлявшегося к ней человека.
(31) Татра рванулась к нему — и замерла, словно боясь ошибиться.
(32) Всё так же молча, напряжённо щурясь, всё так же неуверенно шаркая ногами, ничего не видя, не ощущая вокруг себя, кроме маячившего белого пятна за проволочной сеткой, он наконец тихо-тихо позвал её по имени. (ЗЗ)Звука почти не было слышно, только шелест губ, но собака услышала. (34)У неё от напряжения мелко дрожали уши. (35)В них сейчас было выражено всё: страстное, нетерпеливое ожидание чего-то невероятного, что должно свершиться сейчас, жгучая надежда и — затаённый страх: вдруг это мираж, мелькнёт и исчезнет, и снова ненавистная жизнь за сеткой, тоска. (36)В эти мгновения собака переживала и чувствовала то же самое, что и подходивший к ней человек. (37)И когда шёпот поляка донёсся до неё, татра бросилась навстречу хозяину. (38)Человек распахнул вольер, кинулся к собаке, упал на колени, обнял её, она прижалась к нему, и они замерли в этой полной трагизма и радости позе.
(39)Татру невозможно было узнать. (40)Куда девался её свирепый нрав, её лютая ненависть ко всем окружающим! (41)Она стала тихая, смирная и только всё старалась заглянуть в глаза хозяину, ластилась к нему, как бы всё ещё не веря, что это он и они больше не расстанутся.
(42)Неузнаваем стал и поляк, её повелитель. (43)В его глазах появилось новое выражение, он улыбался, был полон планов на будущее.
(44)Кто-то умный сказал, что отношения между собакой и человеком гораздо сложнее, чем думают многие. (45)Они, эти отношения, вовсе не исчерпываются тем, что вы накормите её, а собака в ответ покараулит дом ваш. (46)Она дарит вам чувство, и это чувство пробуждает ответное чувство, которое нельзя измерить никакими известными нам эталонами.
* Борис Рябинин — уральский писатель-прозаик.
6. Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) После войны у поляка не осталось никого из родственников.
2) Татры — горные чешские овчарки — всегда использовались как сторожевые собаки.
3) Собака издалека узнала своего хозяина, но боялась ошибиться.
4) Найденная после долгой разлуки собака помогла поляку обрести веру в светлое будущее.
5) Отношения между собакой и человеком строятся на взаимовыгодных условиях.
7. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Война только что окончилась, самая кровавая и страшная из войн, какие когда-либо знало человечество.
2) Жена и дочь погибли в газовой камере.
3) Звука почти не было слышно, только шелест губ, но собака услышала.
4) Куда девался её свирепый нрав, её лютая ненависть ко всем окружающим!
5) В эти мгновения собака переживала и чувствовала то же самое, что и подходивший к ней человек.
8. Выполните лексический анализ слова.
Найдите в тексте контекстное синонимическое выражение к словосочетанию ФАШИСТСКИЕ КОНЦЕНТРАЦИОННЫЕ ЛАГЕРЯ (предложение 10).
Напишите это синонимическое выражение.
Часть 3
9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Алексея Кузьмича Югова: «Глагол — самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие!»
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Кто-то умный сказал, что отношения между собакой и человеком гораздо сложнее, чем думают многие. Она дарит вам чувство, и это чувство пробуждает ответное чувство, которое нельзя измерить никакими известными нам эталонами».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3. Как Вы понимаете значение слова ПРЕДАННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое преданность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Проанализируйте средства выразительности в тексте война только что окончилась
Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.
2) Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.
3) Постепенно кружок слушателей увеличивается.
4) А кто в Сталинграде стоял до последнего вздоха?
5) И от того, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт назначенный час.
Метафора — слово или выражение в переносном значении; перенос по сходству двух явлений.
1. Метафора — «фронтовая гимнастёрка растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене».
2. Развёрнутая метафора (т. е. образ, который раскрывается на протяжении большого отрезка предложения) — «засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок».
3. В этом предложении нет средств выразительности.
4. В этом предложении есть только фразеологизм — «до последнего вздоха».
5. Метафора — «сыновья спят в братских могилах».
Ответ: 125
2 1 7 6 2 6 8
ОГЭ 2021 (задание 7)
Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. >>>
Текст Б. Рябинина
(1)Наш полк стоял в городе Катовице. (2)Война только что окончилась, самая кровавая и страшная из войн, какие когда-либо знало человечество.
(3)Четырнадцать собак несли охрану нашей комендатуры. (4)Тринадцать немецких овчарок и одна татра — горная чешская овчарка, охранявшая от волков стада домашнего скота.
(5)Обычно эти собаки довольно миролюбивы, злобность и недоверчивость их проявляются лишь при встрече с хищником, но наша татра представляла редкое исключение: она была необычайно свирепая, никого не подпускала к себе, с бешеной яростью бросалась на каждого, кто осмеливался приблизиться к ней. (6)Видимо, крепко ей досталось от людей за годы войны.
(7)Однажды перед комендантом предстал мужчина. (8)Поляк. (9)Худой, измождённый, лет пятидесяти. (10) С первого взгляда в нём без труда можно было узнать одного из тех узников фашистских концентрационных лагерей, которых спасло лишь быстрое наступление советских войск. (11)Казалось, миллионы страдальцев, — сожжённых, удушенных, замученных в гитлеровских фабриках ужаса, — ожили в этом человеке и немо кричали каждой чёрточкой его внешности. (12)Он попросил, чтоб его провели к коменданту.
— (13)Проше пана. проше, — сняв мятое кепи, с глубокой мольбой произнёс он медленно, с запинкой, мешая русские и польские слова, — пан пулковник. товарищ пулковник, я. извиняйте меня. я слухал, мне говорили, здесь собака есть породы татра. (14)У вас на караульной службе. (15)Я ишчу собака. (16)Я потерял её в начале войны. (17)Разрешите мне её посмотреть, пан пулковник. (18)И если она мой. если вы не против, прошу отдать мне. (19)Это всё, что у меня осталось после война.
(20)Выяснилось, что у него на всём белом свете ни одной родной души. (21)Жена и дочь погибли в газовой камере.
— (22)Разрешите. извиняйте меня. — твердил он, продолжая мять в руках своё старенькое кепи.
— (24)Дзенькуе. дзенькуе, пан. товарищ. — благодарил он, прижимая руки к груди.
(25)Собаки сидели в глубине двора, причём татра, ввиду её особой злобности, была привязана на короткой цепи. (26)По распоряжению полковника поляка пропустили во двор. (27)Он пошёл к собакам, увидел среди них одну белую, прищурился. (28)Походка его вдруг сделалась неверной, шаткой, как у глубокого старика; казалось, вот-вот он упадёт. (29)Вглядываясь напряжённо, поляк шёл к татре.
(30)Издали собака заметила направлявшегося к ней человека. (31)Татра рванулась к нему — и замерла, словно боясь ошибиться.
(32)Всё так же молча, напряжённо щурясь, всё так же неуверенно шаркая ногами, ничего не видя, не ощущая вокруг себя, кроме маячившего белого пятна за проволочной сеткой, он наконец тихо-тихо позвал её по имени. (33)Звука почти не было слышно, только шелест губ, но собака услышала. (34)У неё от напряжения мелко дрожали уши. (35)В них сейчас было выражено всё: страстное, нетерпеливое ожидание чего-то невероятного, что должно свершиться сейчас, жгучая надежда и — затаённый страх: вдруг это мираж, мелькнёт и исчезнет, и снова ненавистная жизнь за сеткой, тоска. (36)В эти мгновения собака переживала и чувствовала то же самое, что и подходивший к ней человек. (37)И когда шёпот поляка донёсся до неё, татра бросилась навстречу хозяину. (38)Человек распахнул вольер, кинулся к собаке, упал на колени, обнял её, она прижалась к нему, и они замерли в этой полной трагизма и радости позе.
(39)Татру невозможно было узнать. (40)Куда девался её свирепый нрав, её лютая ненависть ко всем окружающим! (41)Она стала тихая, смирная и только всё старалась заглянуть в глаза хозяину, ластилась к нему, как бы всё ещё не веря, что это он и они больше не расстанутся.
(42)Неузнаваем стал и поляк, её повелитель. (43)В его глазах появилось новое выражение, он улыбался, был полон планов на будущее.
(44)Кто-то умный сказал, что отношения между собакой и человеком гораздо сложнее, чем думают многие. (45)Они, эти отношения, вовсе не исчерпываются тем, что вы накормите её, а собака в ответ покараулит дом ваш. (46)Она дарит вам чувство, и это чувство пробуждает ответное чувство, которое нельзя измерить никакими известными нам эталонами.
(По Б. Рябинину*)
* Борис Рябинин (1911-1990) — уральский писатель-прозаик.
Проанализируйте средства выразительности в тексте война только что окончилась
Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки.
2) В пустой банке из-под консервов валялось несколько жёлтых зёрен.
3) — Ты знаешь, Николай, ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала.
4) Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
5) — Где же она сейчас? — тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы.
Эпитет — это образное определение (чаще всего — прилагательное), слово, употреблённое в переносном значении.
1. Эпитеты: ширококрылого (образное яркое определение, значит, эпитет), скромной (не качество характера — не прямое значение слова, а размеры чайки, она маленькая — переносное значение, значит, эпитет).
2. Прилагательные «пустой» и «жёлтых» использованы в прямом значении, это просто характеристики предметов по «наполненности» и цвету, не эпитеты.
3. В предложении нет определений совсем.
4. Прилагательное «последняя» использовано в прямом значении, это характеристика по «очерёдности», не эпитет.
5. Эпитет: любимая (яркое определение, сообщает о чувствах героя к птице, эпитет).
Ответ: 15
2 1 7 6 2 6 8
Задание 6. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Итоговая контрольная работа
Вариант 2
Задание 1. Выполните синтаксический анализ предложений текста.
Прочитайте текст.
(1)Буря неотвратимо надвигалась. (2)Солнце медленно садилось, постепенно исчезая за линией горизонта, закат разгорался пурпуром, и его жидкое пламя разливалось по серому небу. (З)Ветер усиливался, и морская синева становилась глубже и холоднее. (4)Тёмную поверхность его прорезали белые гребни пенных валов, и сразу стало казаться, что таинственная и зловещая глубь океана настойчиво пытается выглянуть наружу. (5)На небе тоже водворялась торопливая тревога: облака, вытянувшись длинными полосами, летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло огромной раскалённой печи.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) буря надвигалась (предложение 1)
2) солнце разливалось (предложение 2)
3) синева становилась глубже (и) холоднее (предложение 3)
4) стало казаться (предложение 4)
5) облака летели (предложение 5)
Задание 2. Выполните пунктуационный анализ предложения.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Я уверен(1)что языковые средства следует расходовать экономно (2) и (3) если (4) по мнению А.П. Чехова (5) «краткость (6) сестра таланта» (7) то многословие (8) враг ясности (9) ведь нередко встречаются сочетания (10) настолько близких по выражаемому ими понятию (11) слов (12) что некоторые из них становятся совершенно лишними.
Задание 3. Выполните синтаксический анализ словосочетания.
Замените словосочетание «просторы леса», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Задание 4. Выполните орфографический анализ слов.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов.
1)ПРЕГРАДИТЬ — написание приставки определяется её значением, близким значению слова очень.
2)АЛЫЧОВЫЙ — в корнях имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О.
3)НЕИССЛЕДОВАННЫЕ — полное страдательное причастие прошедшего времени пишется с НЕ слитно, так как нет зависимых слов и противопоставления с союзом А.
4)(В)СЛЕДСТВИИ (по его нарушению) — производный союз, пишется слитно.
5)СЪЕМКА — разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Я.
Задание 5. Проанализируйте содержание текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1)В лесу мальчик испытал чувство душевной гармонии, ощутил своё единение с окружающим миром.
2)Саня давно мечтал увидеть Байкал, таёжный лес, особенно красивый в солнечный день, но долгое время не получалось отправиться в путешествие.
3)Терпкий после дождя запах лесной земли, утреннее солнце, птичьи голоса — на всё мальчик обращал внимание.
4)Саню захватил азарт во время сбора земляники: их оказалось немало в этих местах.
5)Саня набрал два бидона земляники в таёжном лесу, много кедровых орехов.
Текст
(1)В поздних и мягких сумерках они вышли к Байкалу, перешли через рельсовую дорогу и в лесном отбое между дорогой и берегом скинули со спин поклажу.
(2)Догорел свет, небо потухло, не давая глубины, и затмилось; выскочили над Байкалом слабые, мутные звёздочки и тут же скрылись. (3)Резко и отчётливо выделяясь, темнел лес, не вставший ещё сплошной стеной. (4)В нём длинными и тоскливыми вздохами пошумливал верховой ветер. (5)Резко очерчивались густой синью и дальние берега на той стороне Байкала; вода в море, притушенная скучным небом, едва мерцала дрожащим и искривлённым, как бы проникающим из-под дна свечением.
. (6)Первое, что увидел Саня, открыв глаза, было солнце, выбравшееся из-за туч, чтобы показать, что оно живо-здорово и одно-единственное во всё огромное чистое небо, склонённое от горы за речку и дальше, чтобы солнцу легче было выкатиться на простор. (7)Возле горы лежала ещё тень, слабая и начинающая подтаивать, от неё, казалось, и натекла небольшая сырость, но вся низина сияла под солнцем, и взрывчато, звёздчато взблёскивали там на кустах яркими вспышками погибающие капли воды. (8)Куда всё так скоро ушло: и беспросветная, бесконечная тьма в небе, и дождь, и ночные тревоги, и страхи, — нельзя было представить.
(9)Костёр догорал, слабый дымок редкой и тонкой прядью уходил прямо вверх. (10)Саня и ступал как-то необыкновенно легко и высоко, словно приходилось затрачивать усилия не для того, чтобы ступать, а чтобы удержаться на земле и не взлететь. (11)Деревья стояли вытянувшись, прямилась трава.
(12)Саню всё в это яркое утро приводило в восторг: и то, как обрывались с кедра и шлёпались на шалаш, падали на землю последние крупные капли дождя; и то, как умиротворённо и грустно, вызывая какую-то непонятную сладость в груди, затихал костёр; и то, как дурманяще и терпко пахла после дождя лесная земля; как всё больше и больше выбеливалась низина, куда :им предстояло идти; и даже то, как неожиданно, напугав их, закричала над головами кедровка. (13)Солнце вошло в силу, воздух нагрелся — пора было приниматься за дело. (14)Саня заглянул в своё ведро, стоящее по-прежнему в рюкзаке под кедром: ягода в нём заметно осела и сморилась, и всё-таки больше двух бидонов, прикинул он, в ведро уже не войдёт. (15)Можно не торопиться. (16)Но, как только начал он брать, как только потекла сквозь пальцы первая ягода, ещё больше налившаяся, отличающаяся от вчерашней тем, что произошло в эту ночь, и вобравшая в себя какую-то непростую её силу, как только окунулся он опять в её живую и радостную россыпь, руки заработали сами собой, удержать их было уже невозможно. (17)Под солнцем голубица скоро посветлела и стала под цвет неба — стоило Сане на секунду поднять глаза вверх, ягода исчезала совершенно, растекалась в синеве воздуха, так что приходилось затем всматриваться, напрягать зрение, чтобы снова отыскать её, по-прежнему крупную, отчётливо видимую.
(18)Саня и не заметил, как набрал один бидон, потом другой. (19)Ведро было полнёхонько, а он только разохотился. (20)Обвязав сверху ведро чистой тряпицей, которую он для этой надобности и прихватил с собой, чтобы не высыпалась по дороге ягода, он неторопливо стал спускаться по тропке обратно.
(21)Саня сладостно вздохнул: так хорошо было, так светло и покойно и в себе, и в мире этом, о бесконечной, яростной благодати которого он даже не подозревал, а только предчувствовал, что она где-то и для кого-то может быть. (22)Но чтоб для него. (23)И в себе он, оказывается, многого не знал и не подозревал: этого, например, нечеловечески сильного и огромного чувства, пытающегося вместить в себя всё сияние и всё движение мира, всю его необъяснимую красоту. (24)Саню распирало от этого чувства, он готов был выскочить из себя и взлететь, поддавшись ему, он готов был на что угодно»
(25)Захотелось вдруг пить, и он, спустившись к речке, попил, прихлёбывая из ладони. (26)Солнце поднялось высоко, день раздвинулся шире и стал глубже и просторней. (27)Всё вокруг было как-то по-особенному ярко и свежо, точно Саня только что попал сюда совсем из другого, тесного и серого, мира или, по крайней мере, из зимы. (28)Воздух гудел от солнца, от его ровно и чисто спадающего светозарного могучего течения; теперь, после ночи, пила и не могла напиться и насытиться солнцем земля. (29)Всякий звук, всякий трепет листочка казался значащим больше, чем просто звук или трепет, чем обычное существование их во дню, как и сам день не мог быть лишь движением времени. (30)Нет, это был его величество и сиятельство день, случающийся на году лишь однажды или даже раз в несколько лет, в своём величии, сиянии и значении доходящий до последних границ.
(31)Мальчик сел на камень возле потухшего костра и, задумавшись и заглядевшись без внимания, окунулся опять в тепло и сияние до конца распахнувшегося, замершего над ним во всей своей благодати и мощи, раскрытой бездонности и нежности, без сомнения, главного среди многих и многих дня. (32)Он сидел и слабой, усыплённой, заворожённой и отрывистой мыслью думал: «Что же мне ещё надо? (33)Так хорошо! (34)В одно время он, такой день, и я, а одно время здесь. »
(35)И, когда на обратном пути поднялись они с тяжёлой поклажей на вершину перевала, на тот таёжный каменный «трон», откуда волнами уплывали в дали леса, когда, встав на краю обрыва, оглядел на прощанье Саня это сияющее под солнцем без конца и без края и сияющее уже под ним величественное в красоте и покое первобытное раздолье, — от восторга и непереносимо-сладкой боли гулко и отрывисто застучало у Сани сердце: пусть, пусть что угодно — он это видел!
(По В.Г. Распутину*)
* Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015)—
русский советский писатель и публицист, общественный деятель
Задание 6. Проанализируйте средства выразительности в тексте.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ.
1)Догорел свет, небо потухло, не давая глубины, и затмилось; выскочили над Байкалом слабые, мутные звёздочки и тут же скрылись.
2)Куда всё так скоро ушло: и беспросветная, бесконечная тьма в небе, и дождь, и ночные тревоги, и страхи, — нельзя было представить.
3)В поздних и мягких сумерках они вышли к Байкалу, перешли через рельсовую дорогу и в лесном отбое между дорогой и берегом скинули со спин поклажу.
4)Саню распирало от этого чувства, он готов был выскочить из себя и взлететь, поддавшись ему, он готов был на что угодно.
5)Солнце вошло в силу, воздух нагрелся — пора было приниматься за дело.