Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви

Комплементарный брак или сказка о рыбаке и рыбке

Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть картинку Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Картинка про Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви

Многие помнят сказку Пушкина о старике и рыбке. Сюжет ее довольно прост: старик-рыбак поймал золотую рыбку, которая оказалась волшебной. В благодарность за то, что старик сжалился над ней и отпустил в сине-море, рыбка пожелала исполнить желания старика. А дальше его жена-старуха, стала требовать от волшебной рыбки исполнения все новых и новых желаний, пока рыбке это не надоело и она не прервала этот неиссякаемый поток старухиных капризов, возвратив все в исходное состояние. Старик со старухой в итоге остались у разбитого корыта – в том состоянии, в котором все и начиналось.
При буквальном прочтении сказки рисуется образ простодушного и послушного старика, исполняющего все прихоти своей жены-старухи – своенравной, корыстной и ненасытной. При этом старик чаще вызывает сочувствие, старуха же однозначно осуждается, вызывая негативные чувства: эдакая стерва, загонявшая бедного старика, все ей мало!
Однако давайте не будем спешить, не все здесь так просто. При более пристальном взгляде на сказку возникает ряд вопросов:
*** что это за отношения, которые остаются устойчивыми, несмотря на то, что один из партнеров постоянно использует другого?
***что заставляет старика так безропотно подчиняться своей капризной, ненасытной жене?

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Сказка о рыбке, или еще раз о женских брачных инстинктах

По моему хорошо написано. Взято с NNM
1. Хорошее дело браком не назовут
Женщины — милые и удивительные существа. Они красивы. У них приятный голос. От них хорошо пахнет. Они бывают очень ласковыми. Они любят детей и животных. Они — источник романтических чувств и сексуальных удовольствий для мужчины. Их здорово любить. С ними хорошо путешествовать и греться на солнышке. Иногда с ними хорошо работать. Единственный вариант отношений с женщиной, который не бывает комфортным на всем протяжении — это брак. Любовь когда-нибудь заканчивается (через месяц? через год? через пять лет?), и на смену романтическому периоду приходит жесткое манипулирование со стороны женщины, проявляются женские брачные инстинкты.
Недавно я прочитал книгу Олега Новоселова «Женщина. Книга для мужчин» (позже многих моих друзей и знакомых) и перечитал «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина (не спрашивайте, почему). В этих таких разных, на первый взгляд, произведениях поразительно много общего. Они повествуют об инстинктах, которые проявляются у женщин в браке. «Сказка о рыбке» — это гениальная, очень актуальная модель современного брака.

2. Форма и характеристика брачной модели А.С. Пушкина

В 1833 году Александр Сергеевич третий год был женат на Наталье Николаевне Гончаровой. Третий год — это один из кризисных годов брачной жизни. В кризисе далеко не все эмоции положительные. Негатив требует выхода. Но в высшем обществе того времени было принято только восхищаться женщинами. Тема женских недостатков была неприличной. Что же бедному мужчине делать? Как выразить свои чувства по отношению к происходящему? Александр Сергеевич пишет сказку.

Сюжет сказки очень простой, всем знаком с детства. Очень бедная пожилая пара — старик и старуха — живут у моря. Старик ловит рыбу, и однажды к нему в сеть попадает волшебный персонаж — особенная рыбка, золотая. Рыбка способна исполнять желания старика. Тем самым старик получает в свое распоряжение значительный ресурс. Его старуха цинично подгребает под себя этот ресурс, стремится использовать его для достижения своих целей, злит рыбку и остается ни с чем.
В сказочной модели брачных отношений Пушкин не рассматривает малозначащие детали. Это дает ему возможность сосредоточиться на главном — на женских инстинктах, которые проявляются в длительных взаимоотношениях женщины и мужчины.
Пушкин исключает из модели юридическую составляющую. Мы не знаем, оформлен ли официально брак между стариком и старухой. Старик считает старуху своею. Это все, что их связывает в этой сказке.
Исключены эстетическая и сексуальная составляющие. Старуха стара, а потому некрасива и не привлекательна сексуально.
Мы ничего не знаем о детях этой пары. Старик поддается манипулированию старухи не потому, что у них есть общие дети.
Старуха прядет пряжу, но нет информации о том, использована ли эта пряжа при изготовлении одежды старика. То есть старик не зависит от результатов этой деятельности старухи.
Старик поддается манипуляциям старухи, но совершенно не зависит от нее. Парадокс? В реальной семейной жизни все немного сложнее, но парадоксов еще больше.
Опишу женские брачные инстинкты, так или иначе затронутые в сказке, используя современный язык и привычную мне терминологию.

3. Комплекс инстинктов «Мой мужик»

Этот комплекс инстинктов начинает проявляться у женщины, когда она некоторого мужчину начинает считать своим и когда этот мужчина начинает поддаваться на ее манипуляции. Что должен говорить настоящий мужчина с точки зрения женщины? «Люблю, куплю, поехали,» — эта формула многократно растиражирована в интернете. Чтобы женщина начала считать мужчину своим, он должен оплачивать ее материальные потребности. Это необходимое условие, но не достаточное (анекдот: женщине от мужчины нужны две вещи: деньги и все остальное). Если к финансовой стороне отношений добавляются знаки внимания, многократные признания в любви и услуги по транспортировке, то у женщины проявляется весь комплекс инстинктов «Мой мужик». Рассмотрим инстинкты, входящие в этот комплекс.

4. Инстинкт «Настоящий мужчина должен»

К названию этого инстинкта мало чего можно добавить. Это аксиома, также растиражированная в интернете. Мужчина должен женщине, потому что он мужчина. Он должен ей все — то, что нужно ей сейчас, и то, что потребуется в будущем. Женщина может обратить свое благосклонное внимание только на настоящего мужчину. Поэтому настоящий мужчина должен ей особенно.
В сказке о рыбке этот инстинкт проявляется в том, что когда у старухи возникает возможность удовлетворить свои потребности, она делает это, не обращая внимание на интересы старика.

5. Инстинкт «Мои дурачина (мой идиот)»

Одна из биологических ролей женщины — это манипулирование мужчиной. Женщина выражает свои интересы и интересы ребенка, пока он маленький. Задача женщины — донести эти интересы до мужчины и подчинить его этим интересам. То есть, роль женщины по отношению к мужчине — это манипулирование.
Манипулирование почти не совместимо с уважением. Нельзя ценить человека и одновременно манипулировать им. Подчиняя себе мужчину, женщина ставит его ниже себя. Манипулируя мужчиной, женщина формирует свое отношение к нему, как к более низкому существу.
Когда замужние женщины рассказывают о своих мужьях, они часто используют уничижительные эпитеты. Чаще всего я слышал: «Мой идиот». Еще был вариант: «Мой недотепа». Если муж совсем отбился от рук и не поддается на манипуляции — «Мой козел». Это то, что женщины использовали в разговорах со мной о своих мужьях. Думаю, когда женщины обсуждают мужчин в своем кругу, они более часто используют более негативные эпитеты.
Кроме того, унижение мужчины — это один из женских способов манипулирования. У Пушкина именно этот аспект представлен наиболее ярко: «Дурачина ты, простофиля,» — обращается старуха к старику. Этим она подчеркивает низкий статус мужчины в браке и понуждает старика сделать то, что она хочет.

6. Инстинкт «Муж — это не человек. Это инструмент.»

Этот инстинкт тесно связан с предыдущими. Муж для женщины — это объект манипуляции, чьими интересами можно пренебречь. Женщине невыгодно видеть в муже человека, это помешает ей добиться от него удовлетворения своих интересов.
У Пушкина старуха властно посылает старика к рыбке, невзирая не его стеснение перед всесильным сказочным персонажем, то есть, пренебрегая его человеческими чувствами.

7. Инстинкт «Подгребание ресурсов»

В сказке старик обретает волшебный ресурс — возможность исполнения желаний, а старуха по сути присваивает этот ресурс, требуя исполнить свои желания. Причем уровень желаний постоянно возрастает. Старуха подгребает под себя ресурс старика. Получив что-то, требует большего. Сначала это корыто, потом изба, статус и материальное обеспечение столбовой дворянки, и наконец — статус царицы.
Попросив статус морской владычицы, старуха лишается всего. В сказках бывает справедливость. В жизни все больше похоже на анекдот: «Мама, зачем ты выпросила у папы шубу. Бедное животное страдало, чтобы ты могла ее получить.» — «Не смей так говорить про своего отца».
В моих браках этот аспект больше всего удивлял меня. Жены готовы грести под себя до бесконечности. У них нет внутреннего ограничителя.
В современной жизни важен еще один аспект подгребания: захватывая ресурсы мужчины, женщина защищается от соперниц. Чем меньше ресурсов останется у мужчины, тем меньше он сможет отдать другой женщине (любовнице), и тем менее интересен он этой сопернице.

8. Инстинкт «Отсутствие благодарности»

Зачем благодарить своего мужчину? Он же настоящий мужчина, а потому он должен. Нечего благодарить того, кто отдает долг.
Естественно, у Пушкина нет ничего про благодарность старухи.

9. Инстинкт «Мгновенное подавление мыслей и чувств мужчины, которые мешают им манипулировать»

В жизни этот инстинкт проявляется у замужних женщин очень ярко. Если мужчина отбивается от рук, пытается действовать самостоятельно, реакция женщины следует незамедлительно. Используются все возможные силы и средства: демонстрация обиды, отказ в сексе, истерика, обращение за помощью к подругам и маме (то есть, к теще).
Роль тещи в брачной жизни — это отдельная и трагическая тема. Поскольку у старика в сказке тещи нет (хоть в чем-то ему повезло!), эту тему я опускаю.
Старик в сказке — покорное, забитое существо. Сказываются 33 года сосуществования со старухой. «Старик не осмелился перечить. Не дерзнул поперек слово молвить.» Видно, что в прошлом старуха проделала огромную работу по подавлению неподчинения старика.

10. Вместо заключения. О бесполезности обсуждения женских инстинктов с женщинами.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Цитатник

Пробуждение сознания или деградация в электронной матрице? Нет ничего сильнее идеи, время к.

Концерт Mолодежного хора Патриаршего центра 2012 Биография Сергея Волчкова Прос.

Учись прощать, молись за обижающих, Зло побежда.

Рубрики

Видео

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Духовный смысл сказки о рыбаке и рыбке.

Все мы выросли на сказках Пушкина. Всегда ли мы понимали смысл этих сказок?

Сказку о рыбаке и рыбке Пушкин пишет, когда ему уже было 34 года. Это уже зрелый возраст. Многое он уже переосмыслил. Уже написаны важнейшие его произведения. Он подбирается к главному из них – «Капитанской дочке».

О чём же повествует сказка о рыбке и рыбке?

«Жил старик со старухой у самого синего моря». Здесь, очевидно, есть образ мироздания. Есть суша и море. Значит это не просто старик со старухой. Это прародители.

«Жили он ровно 30 лет и три года», жили в землянке. Самое удивительное, что они находились в состоянии покоя. Для них было вполне достаточно: и землянка и разбитое корыто. Они, в общем-то, ничего не желали более. Самое главное, что было – состояние гармонии, покоя. В этом покое они и пребывали.

А почему им больше ничего и не дано? Не является ли это своеобразным испытанием для этих старика и старухи.

Важно ещё отметить, что каждый из них занимался своим делом: старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу. Они не пребывали в праздности. По результатам своего труда они должны были иметь прибыток какой-то.

Значит, эта рыбка не совсем обыкновенная. Вопрос в том, что в стихии морской пребывает эта рыбка и рыбка говорит человеческим голосом – тоже уже чудо. Однако, самое заметное – это реакция старика на голос рыбки, точнее на то, что она говорит:

«Отпусти ты меня, старче, в море. Дорогой за себя дам тебе откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь».

«Удивился старик, испугался. Он рыбачил 30 лет и три года, но никогда не ловил такой рыбки». Здесь и возникает вопрос. Почему старик сначала удивился, а потом испугался? Чего он испугался? То ли того, что рыбка говорит человеческим голосом, то ли того, что она обещает дать ему дорогой откуп, т.е. выкуп.

Самое сильное испытаниедля человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. Вот Пушкин и обращает в своей сказке, прежде всего, внимание на это.

Старик жил в состоянии покоя. Ему деньги не нужны, потому что они выведут из состояния покоя, да и вообще ему ничего не нужно. Однако, когда он рассказал обо всём старухе, то старухина реакция была совсем противоположная.

«Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую. По-нашему говорила рыбка. Домой в синее море просилась, дорогой ценой откупалась, откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп, так пустил её в синее море».

Вот это слово «НЕ ПОСМЕЛ». А почему не посмел? Потому что рыбка необычная или что-то здесь есть другое? Как-то совершенно по-другому воспринимает рыбку старик и совершенно по-иному воспринимает эту рыбку старуха.

«Старика старуха забранила: дурачина ты, простофиля, не умел ты взять выкупа с рыбки». Что здесь сразу бросается в глаза? То, что старуха набросилась на старика. Стала бранить его, т.е. нарушается субординация.

В чине венчания совершенно чётко обозначено положение мужа и жены. Священник говорит жениху: «муж да возлюбит жену свою», а жене будущей он говорит: «жена да убоится мужа своего». Мы видим, что здесь происходит профанация того, что было при венчании. Старуха играет главную роль в этой семье. Сразу же нарушается гармония взаимоотношений. Она управляет стариком: вместо того, чтобы убоятся мужа своего, она начинает им командовать.

Разве говорится в сказке, что у старика и старухи есть домашнее хозяйство, какая-то живность: птица или скот? У них ничего нет. Значит, корыто, в принципе, им абсолютно не нужно, т.е. упрекает старуха своего старика в том, что он вообще ничего не взял. Но ведь ему ничего не нужно. Для старика самое главное быть в состоянии покоя, т.е. в гармонии с природой, со всем внешним миром.

Вот пошёл он к синему морю и видит, что море немножко волнуется, потому что то, что он делает противоестественно, уже нарушена гармония в природе. Об этом стихия и свидетельствует. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла золотая рыбка: «что тебенадобно страче?»

Обратите внимание: здесь смысловое слово «ТЕБЕ»: что тебе нужно. Старику-то, собственно, ничего не нужно, но он любит свою старуху, и пришёл-то просить ради своей старухи: «смилуйся, государыня рыбка, возбранила меня моя старуха».

Существенно «МОЯ старуха не даёт старику мне покоя». Значит, старику нужен покой, а старухе – корыто? «Понадобилось ей новое корыто. Наше-то совсем раскололось». Можно предположить, что если бы давно понадобилось корыто для старухи, то старик его давно бы уже сделал. Стало быть, вопрос не в корыте, а в просьбе, любой просьбе – лишь бы выполнила золотая рыбка эту просьбу.

Возвращается старик ко старухе, а у неё новое корыто, но ещё пуще прежнего забранила старуха: «Дурачина ты, простофиля, выпросил у рыбки корыто, много ли корысти в этом корыте. ». Ключевое слово здесь «КОРЫСТИ». Значит, она преследует какую-то свою цель – земную цель, естественно: «попроси уж избу». Конечно, изба лучше, чем корыто.

Покорный старик опять идёт к синему морю. Здесь очень важно обратить внимание на покорность старика. Ведь он должен был поставить свою жену на место. Он прекрасно понимает, что не должно просить у рыбки то, чего они в общем-то не заслуживают.

А почему прежде Господь им ничего не давал? А потому, что и прежде они не прошли бы это испытание. Уже на старости, казалось бы, опыта побольше и можно легче разобраться в их сплетениях жизни и нравственных поступках своих.

И вот покорный старик идёт опять к синему морю, чтобы выпросить избу. Понятно, что этим не закончиться просьба и что старуха по нарастающей будет просить больше и больше, но старик хочет угодить своей старухе. Почему? Потому что он хочет получить покой.

«Смилуйся, Государыня рыбка. Ещё пуще старуха бранится, не даёт старику мне покоя: избу просит сварливая баба». Сколько характеристик сразу старухе: и сварливая баба и не даёт покоя и браниться.

Конечно, вот здесь и должно было проявиться его первенство, т.е. он должен был наставить свою старуху, свою жену соответствующим образом, но старик этого не делает.

Поскольку золотая рыбка обещала выполнить любую просьбу старика, она выполняет и эту. Но море всё больше и больше волнуется. Значит, оно не приветствует и эти просьбы, и поведение старика и старухи.

Воротился старик ко старухе. Видит – изба стоит. Старуха сидит и уже новое корыто, но ещё больше распыляется желание у старухи. Она теперь уже хочет быть дворянкой столбовою. «Вопросил, простофиля, избу. Воротись, поклонись рыбке – не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой»

Может ли старуха по своему происхождению быть столбовою дворянкой? Конечно же, нет.

Мы видим, как только усиливается страсть. Потаканием, собственно, потворствует этому старик. Старуха не потрудилась, не она поймала рыбку, но, тем не менее, она себе требует награду.

Что же он видит: «высокий терем, на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка. Жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки, перед ней усердные слуги. Она бьёт их, за чупрун таскает». Вот поведение, которое так жаждала старуха. Представление крестьянки такое, что столбовая дворянка только за чупрун, за чубы, должна таскать свою челядь и наказывать всячески её.

Как меняется отношение старухи к старику? Теперь она его не замечает, т.е. законного своего супруга. «Здравствуй барыня-сударыня дворянка, чай теперь твоя душенька довольна?»; «на него прикрикнула старуха, на конюшню служить его послала». Вот вам, пожалуйста, отношение жены к мужу. Он теперь должен служить ей на конюшне. А страсть у старухи ещё больше разгорается.

Через неделю, другую захотелось ей уже теперь быть царицею.

ИСПУГАЛСЯ старик, взмолился: «что ты баба, белены объелась?» Обращается он к ней не как к столбовой дворянке: «что ты баба, белены объелась?» Может этот момент уже самый решительный момент. Видите, он и испугался её очередной просьбы и пытается, правда, запоздало, поставить её на место: «что ты баба, белены объелась

Тем не менее, старуха уже вошла в роль столбовой дворянки: накричала на старика и сказала, что если он не пойдёт по своей воле, то его силой туда доставят. Субординация не просто нарушена – теперь она обрела власть над стариком.

Просит золотую рыбку, чтобы она сделала старуху вольной царицей. Возвращается старик к своей старухе и что ж: «перед ним – царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом она сидит царицей. Наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным. Вкруг неё стоит стража грозная, на плечах топорики держат. Как увидел старик – испугался. В ноги он старухе поклонился». Здесь наблюдается удивительная игра понятий.

Кого испугался старик? Царицы. Кому в ноги поклонился? Старухе. Иными словам, он за образами царицы не видит старухи?

«Здравствуй грозная царица, ну теперь твоя душенька довольна!» Всё стариком делается будто бы для того, чтобы её душенька была довольна.

Но нужны ли эти богатства душе? Вот в чём вопрос?

«На него старуха не взглянула, лишь с очей его прогнать велела». Набежала стража грозная, вытолкала его с крыльца, а народ смеётся, насмехается над стариком: «поделом тебе, старый невежа, впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани».

«Вот неделя другая проходит, ещё пуще старуха вздурилсь. Царедворцев за мужем посылает». Интересная деталь: посылает всё-таки за МУЖЕМ, командует МУЖЕМ.

Эта необузданная фантазия, это необузданная страсть диктует желание. Старуха теперь хочет, чтобы сама рыбка теперь служила. До этого служил старик, выполнял её любую просьбу, а теперь она хочет, чтобы сама золотая рыбка ей служила. Что-то возразил муж своей жене? Наставил её? Нет.

Вот эта покорность во многом и способствовала потаканию и разрастанию страсти старухиной. «Старик не осмелился ей перечить, не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря, так и вздулись сердитые волны». Стихия выражает в очередной раз своё отношение к происходящему. Старик это понимает, но у него нет выбора. Проще попросить у рыбки, чем перечить своей старухе. Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка золотая: «чего тебе надобно, старче?»

Удивительно обращение рыбки к старику: «СТАРЧЕ». Это не столько указание на возраст, но это уважительное отношение, может быть, даже на духовное состояние человека. Ведь он смиловался, отпустил её в синее море. Рыбка пытается отблагодарить его, но её благодарность приносит ли пользу старику?

«Смилуйся государыня-рыбка: что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет она быть царицей, хочет быть владычицей морской»

Очень интересно поставлен вопрос: «что мне делать с проклятою бабой?» В этот раз речь идёт не о том, чтобы выполнить очередную просьбу старухи. Речь идёт о том, что нужно что-то делать с проклятой бабой. Её остановить невозможно. Во всяком случае, старик не может остановить свою жену. Он уже упустил эту возможность.

Ничего не сказала рыбка, только хвостом вильнула и уплыла в синее море.

Казалось бы, последнюю просьбу она не выполнила. Она нарушила обещание, данное ей в самом начале? Ничего подобного. Последнее обращение старика к рыбке – это обращение за помощью: что ему сделать со своею сварливою бабой? Рыбка и выполняет последнюю просьбу старика. Возвратился старик ко старухе. Видит: сидит она у своей старой землянки, а перед ней разбитое корыто.

С чего начиналась сказка, тем и завершается. Получается так, что старуха наказана, а старик? Старик не урезонил старуху, т.е. свою жену. По сути дела, он стал потакальщиком её прихотей, а жена не убоялась мужа своего, да и почему его бояться, если он потерял контроль над нею. Получается так, что только золотая рыбка и могла наставить или направить старуху со стариком. Собственно, она это и делает.

В финале сказки они опять вместе. У них старая землянка, перед ней разбитое корыто.

Старик со старухой не прошли испытание. Не только старуха в этом виновата, но и сам старик, который много попускал своей жене.

Эта сказка во многом похожа на русскую сказку о «Курочке рябе», когда курочка Ряба снесла старику и старухе золотое яйцо. Яйцо как символ мироздания, золотое как символ вечности. Старик со старухой пытаются разбить яйцо. Что, они хотят заглянуть вовнутрь, т.е. это процесс познания добра и зла?

Точно так же, как в раю Адам и Ева пытались познать с помощью плодов от древа познания, что такое добро и зло. Вот также с небрежением отнеслись к добру старик со старухой к этому золотому яйцу: мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось.

Источник

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Отыскать человека, не слышащего (хоть краем уха), о чем повествует «Сказка о рыбаке и рыбке», будет очень нелегко. Ведь практически каждый знакомится с ней еще в детстве. Когда родители, бабушка или дедушка читают это произведение Александра Сергеевича Пушкина своему любимому чаду на ночь, чтобы тот поскорее заснул.

Вот только правильно ли вы понимаете сюжет данной сказки, грамотно ли толкуете его мораль? Разобраться с этим поможет анализ «Сказки о рыбаке и рыбке».

Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть картинку Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Картинка про Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви

Автор произведения

Конечно, анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможно начать без упоминания автора этого произведения, коим является Александр Сергеевич Пушкин — очень популярный русский писатель и поэт. Его творчество одинаково любимо как взрослыми, так и детьми. У него много сказок и детских рассказов, но и серьезных (рассчитанных на взрослую аудиторию) произведений не меньше.

Один только «Евгений Онегин» — его легендарный роман в стихах чего стоит! Ведь эта история переведена на множество языков мира. А два любовных письма от Татьяны к Онегину и его ответ девушке считаются одними из самых романтичных и трагичных признаний в мире.

За недолгую (по современным меркам) жизнь Пушкиным было написано бессчетное количество стихотворений, рассказов, статей, размышлений, а также множество крупных произведений, которые до сих пор находят отклик в сердцах людей.

Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть картинку Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Картинка про Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви

История создания

Далее анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина Александра Сергеевича должен затронуть такую тему, как история создания самого произведения.

Литературный гений с детства проявлял любовь к русскому народному творчеству. Особенно этому способствовала знаменитая няня Пушкина — Арина Родионовна. Она рассказывала своему подопечному сказки, а он, как и любой другой ребенок, слушал их с особым трепетом в глазах, который бывает, пожалуй, только у смышленых детей.

Когда Александр Сергеевич вырос, он стал самостоятельно изучать русский фольклор. Многие исследователи, пушкинисты считают, что именно в этот период у писателя возникали первые наброски будущих сказок. А спустя еще некоторое время, примерно в 30-е годы XIX века, Пушкин начал писать известные нам сейчас сказки.

Первыми из них стали произведения «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ которой представлен перед вами), а также сказки «О Попе и его работнике Балде» и «О золотом петушке» и т. д.

Сюжет сказки

Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть картинку Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Картинка про Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви

Однако анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» поможет вам разобраться и понять, что на самом деле сюжет данного произведения не основан на русском фольклоре. Ведь у немецких братьев Гримм есть «Сказка о рыбаке и его жене», которая по своему содержанию очень напоминает русское творение Пушкина.

Но произведение Александра Сергеевича увидело свет в 1833 году, а сказка братьев Гримм была представлена на суд читателей в 1812 году.

Почему сказка Пушкина больше подходит детской аудитории

Ни для кого не секрет, что оригинальные произведения братьев Гримм рассчитаны больше на взрослую аудиторию. Это отлично доказывает первоначальное, еще неадаптированное для детей содержание сказки про Красную Шапочку. Ведь оно носит явный эротический характер! Такое чтиво совсем неразумно читать малышу на ночь или в любое другое время, а потому многие истории братьев Гримм были переделаны, чтобы соответствовали возрастной категории читателей.

Поэтому «Сказка о рыбаке и его жене» будет не так интересна детям, как привычный сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» (психологический анализ которой представлен в статье).

Схожесть сказки Пушкина и братьев Гримм

До этого момента все вроде бы знакомо и похоже, однако дальнейшие события (а требования неугомонной жены рыбака продолжаются, в отличие от Пушкинской интерпретации) развиваются несколько неожиданно.

Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть картинку Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Картинка про Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви

Принципиальное различие двух сказок

Новоиспеченную императрицу в сказке братьев Гримм спустя некоторое время перестает устраивать новая роль. И она требует, чтобы рыбка сделала ее Римским папой. Золотая Рыбка соглашается и на это.

Вот только данный статус также радует ненасытную жену рыбака совсем недолго. И наконец она оглашает свое последнее требование, изъявляя желание стать Богом.

Общая концовка и мораль

Терпение рыбки доходит до предела, и она возвращает все на круги своя. И перед нами вновь знакомая картина: нищие рыбак со своей ненасытной женой сидят в разбитой избушке и жалеют о былом.

Данное произведение также, как и «Сказка о рыбаке и рыбке» (анализ произведения Пушкина приводится в данной статье) заканчивается моралью. Главная мысль обоих сказок заключена в том, как важно научиться довольствоваться тем, что имеешь, и не требовать слишком многого.

Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть картинку Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Картинка про Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви

Главные герои

Дальнейший анализ литературной «Сказки о рыбаке и рыбке» невозможен без исследования непосредственных участников повествования. В данной сказке их трое:

Главных героев вроде бы немного. Однако это вовсе не мешает, а даже, наоборот, способствует лучшему раскрытию и последующему запоминаю сюжета и его поучительной мысли.

Многие исследователи полагают, что противоположные образы старика и старухи воплощают собой единого человека. Только старик — это его дух, а старуха — тело.

Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть картинку Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Картинка про Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви

Религиозный подтекст сказки

Вспомните, сколько лет жил на земле Иисус Христос? А как долго прожил «старик со своею старухой у самого синего моря»?

«Ровно тридцать лет и три года». Что за магический отрезок времени? И почему именно такую цифру выбрал Пушкин для своего сюжета про Золотую Рыбку?

Господь прошел такой жизненный путь, подготовивший его к особому итогу. Данный художественный анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что и старик именно поэтому прожил столько лет, перед тем как впервые встретился с рыбкой. Ведь это встреча — своего рода проверка, определяющая дальнейшее развитие жизни старика.

Образ старика

Исходя из названия сказки, ее главным действующим лицом является старик. К тому же повествование данного произведения также начинается с этого персонажа. А потому анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» должен исследовать именно его первым из всех действующих лиц.

Религиозные учения нередко твердят о торжестве духа над плотью. Возможно, именно поэтому старику, поймавшему золотую рыбку, предоставляется выбор: съесть ее или же отпустить. Тем самым выбрать между потребностями тела и торжеством духа (духовным развитием). И старик делает правильный выбор.

Кроме того, он отпускает рыбку просто так, ничего не прося взамен. Это также демонстрирует, что дух старика становится крепче.

Образ старухи

Дальнейшая фигура, которую должен затронуть психологический анализ «Сказки о рыбаке и рыбке», — это старуха.

Как вы помните, после того как старик поймал и вновь отпустил рыбку, он возвращается домой. Где дух (старик) встречается со своим телом (старухой). Фигурально это означает, что разум отходит на второй план, уступая место эмоциям, для которых большую важность имеют проблемы насущные. И вот тогда начинается процесс переосмысления произошедшего, на основании которого и возникают желания и требования.

Торжество плоти над телом

Дальнейший литературоведческий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что старуха (эмоции, тело) полностью подавила старика (разум, дух). Оттого он безропотно бегает к рыбке, прося исполнить все желания и требования неугомонной жены своей. И рыбка, которая в данной сказке олицетворяет высшую силу, готовую прийти на помощь или воздать по заслугам, выполняет все, что ни попросит старуха.

Многие исследователи полагают, что таким образом она продолжает проверять старика. Дает возможность духу одуматься и воспротивиться желаниям тела. Но старик даже не задумывается о том, чтобы хоть слово возразить против требований старухи.

Так длится до тех пор, пока желания тела (старухи) касаются исключительно материальных благ. Когда же они переходят на духовную сферу жизни — старуха хочет, чтобы Золотая Рыбка сделала ее «Владычицей морской» (у Пушкина) или Богом (у братьев Гримм), испытания духа (старика) прекращаются. И он снова возвращается к началу своего пути.

Краткий анализ «Сказки о рыбаке и рыбке»

Самое важное, что следует вынести из результата любой деятельности человека (не столь важно, что это: произведение, фильм, музыка, картина, учеба, воспитание детей и т. п.) — это ее смысл.

А потому краткий анализ разбираемой в данной статье сказки должен касаться непосредственно значения этого произведения, влияния, которое оно оказало на людей.

Итак, в статье уже упоминалось ранее, что Пушкин писал свои произведения преимущественно для взрослой аудитории. Однако малыши сразу же полюбили сказки, что вышли из-под пера Александра Сергеевича. Хотя и понимают их по-своему, на детский лад.

Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Смотреть картинку Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Картинка про Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви. Фото Про что сказка о рыбаке и рыбке о любви

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» показывает, что мораль, которую видят младшее поколение читателей, заключается в том, что каждому человеку:

Не следует быть жадным.

Важно радоваться тому, что есть.

Благодарить судьбу за ее подарки.

Добиваться всего самостоятельно, ведь полученный дар могут в любое время отнять.

А взрослые, если немного вдумаются в содержание анализируемой в данной статье сказки, увидят, что ее истинный смысл гораздо более велик:

Пример старика, что олицетворяет дух человека, и старухи — тело, формирует важную мысль о том, что люди должны жить не только чувствами, эмоциями и желания, но и разумом.

Беспрекословное потворство (поведение старика — духа, разума) собственному эгоизму (старухе — телу, эмоциям), что ярко продемонстрировано в данной сказке, оказывает разрушительное влияние на человека.

Преимущественным по значению у человека должен быть его дух, ведь только духовные богатства действительно что-то значат в мире. Материальные блага вторичны, они в большинстве случаев не способны сделать людей счастливыми. А их потеря может в прямом смысле оставить человека у разбитого корыта.

Анализ, проведенный в статье, явно доказывает, как важно читать русские сказки. Ведь они — настоящий кладезь мудрости!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *