При помощи чего связываются предложения в тексте

Русский язык

План урока:

Теоретические основы средств связи

Для начала необходимо разобраться с тем, что такое средства связи и какими они бывают. Только познакомившись с теорией, можно начать выполнять задания для подготовки к сдаче экзамена.

Средства связи предложений. Понятие

Существует много трактовок данного определения в различных словарях. Использование средств связи незаменимо при написании текста, поскольку именно они обеспечивают его целостность и последовательность. Очень важно знать морфологические характеристики, чтобы уметь подбирать связующие средства в предложения по смыслу контекста.

Можно дать этому термину следующее определение:

«Средства связи – это элементы речи, которые соединяют предложения друг с другом и способствуют их объединению в полноценный текст».

Без них синтаксические единицы будут казаться несвязными и непоследовательными, что приведет к плохому восприятию информации. Поэтому связующие части речи очень важны в составе предложений.

К основным средствам связи относятся:

Виды средств связи. Особенности соединения

В русском языке предложения связываются между собой неоднозначно. Есть два способа, которые позволяют соединить одну синтаксическую единицу с другой.

Выделяют следующие виды:

Свойства средств связи в тексте. Функции

Роль средств связи в тексте достаточно велика. Помимо главных задач в тексте они выполняют еще и второстепенные. Рассмотрим основные функции этих морфологических инструментов:

Именно поэтому средства связи предложений в такой синтаксической единице как текст очень важны. Без них повествуемая информация потеряет всякий смысл.

Союзы и предлоги

Употребление союзов предлогов между предложениями является неотъемлемой частью правильного восприятия текста. Поэтому на основании таблиц и правил необходимо ознакомиться с этими категориями частей речи.

Союзы. Особенности употребления

Сочинительные союзы связывают части в сложносочиненных предложениях и части последовательных синтаксических единиц. Такие части речи делятся на следующие категории:

На улице шел то снег, то дождь.

В саду нельзя было ходить, так как там росли редкие цветы.

По городу ходили люди да причудливые звери.

Андрей хотел в школу, но он боялся своего врага.

Подчинительные союзы используются в сложноподчиненных предложениях и делятся на следующие виды:

Хотя Миша и не был трусом, но Колю он все равно боялся.

По небу пробежал раскат грома, словно сотни музыкантов ударили в барабан.

Надо быстрее сделать домашнее задание, чтобы выйти погулять.

Мама сказала, что я точно поступлю в Москву.

Эти части речи можно встретить в любом предложении. В начале синтаксической единицы они играют совсем другую роль – связывают ее с предыдущей. Благодаря смысловым местоимениям сохраняется основное содержание текста.

Предлоги. Производные и непроизводные

Предлоги в качестве связующих элементов делятся на три категории:

К непроизводным предлогам относятся: от, на, по, с, у, в, о, к, без, из-за, пред, через, под, для, над, при.

Эти правила нужно запомнить, чтобы в случае необходимости их употребления не запутаться со значениями и разрядами. Часто попадаются задания, где нужно вставить или определить предлоги и союзы.

Местоимения и частицы

Употребление местоимений и частиц так же предусматривает свои правила и нюансы. Рассмотрим каждый раздел более подробно.

Правописание местоимений. Разряды и характеристика

Местоимения позволяют обозначать действующих лиц при помощи других слов. Это распространяет лексику и делает язык богаче. Они характеризуют человека и делятся на следующие разряды:

Местоимения связывают не только части предложений, но и сами единицы между собой. Они относится к средствам цепной связи, которые продолжают смысл излагаемого текста.

Разряды частиц. Правильное употребление

У частиц тоже есть разряды. Эти части речи добавляют эмоциональной окраски предложениям, уточняют информацию и помогают более точно выразить мысль. Делятся частицы на следующие виды:

Нельзя ошибаться в определении категорий частиц, хотя эти ошибки являются самыми распространенными. По каждой частице можно интуитивно догадаться, к какому разряду она относится. Главное уметь применять знания на практике.

Лексическое значение слова как средство связи

Под лексическим значением слова понимается совмещение звукового произношения этой единицы с соответствующим ему объектом действительности. Иными словами – это прямое значение того или иного слова, его толкование. Значение может быть:

Также слова делятся на многозначные и на те, у которых представлено только одно значение.

Пример многозначного слова:

Пример однозначного слова:

Гимн – торжественная мелодия, которая является символикой государства или иного образования, выражающая преданность общепринятым ценностям.

Лексическое значение слова играет большую роль в структуре текста и предложений. С помощью него смысл доносимой информации не теряется. Кроме того, слова связывают предложения друг с другом при помощи видоизменения своих форм, что тоже не маловажно.

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Средства связи предложений в тексте»

На Едином государственном экзамене в конце 11 класса встречаются сразу три задания, которые предполагают определение средств связи, лексического значения слова и основной мысли текста. Рассмотрим их структуру более подробно.

Задание 1

Самое первое задание предполагает прочтение короткого текста и выявление двух предложений, которые максимально точно передают основную мысль автора. Нужно исключать информацию, которая не присутствует в тексте вообще, и второстепенную.

Ошибиться в этом задании легко, если не вчитываться в предлагаемые предложения. Лучше выделять все самое основное ручкой, чтобы не запутаться.

Задание 2

Здесь необходимо самостоятельно дописать часть речи, которая связывает части предложения или сами синтаксические единцы. На основе теории нужно подобрать подходящую частицу, местоимение, предлоги и т.д.

Важно помнить разряды и их значение, чтобы выполнить это задание. Также нужно внимательно вчитываться в предложение, где пропущено слово. Там зачастую кроется подсказка.

Задание 3

В последнем задании этого блока требуется установить лексическое значение отдельно взятого слова из текста. В каждом контексте смысл речевых единиц отличается. Поэтому следует перечитать предложение, из которого взято слово, и обратить внимание на рядом стоящие слова.

Подсказкой могут являться сноски после толкования в задании. Там приведены примеры, которые можно сопоставить с исходной формой слова, что поможет не ошибиться при выполнении третьего задания в ЕГЭ по русскому языку.

Поделиться уроком с друзьями:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3) волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖЕЛЕЗНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)Спартанцы, населявшие юго-восточную часть Пелопоннеса — Лаконию, отличались, по свидетельству древних авторов, не только отвагой и железной дисциплиной, но и особой речью, которая являлась образцом чёткости и краткости.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают, лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРАВИЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? (2)Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. (3) волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

1) Положение, в к-ром отражена закономерность, постоянное соотношение каких-н. явлений. Грамматические правила. Правила арифметики. 2) Постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-н. Правила внутреннего распорядка. Правила уличного движения. 3) Образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. Человек строгих правил. Взять себе или положить что-н. за п. Обманывать не в его правилах.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЖЕЛЕЗНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)Спартанцы, населявшие юго-восточную часть Пелопоннеса — Лаконию, отличались, по свидетельству древних авторов, не только отвагой и железной дисциплиной, но и особой речью, которая являлась образцом чёткости и краткости.

1) см. железо. 2) перен. Сильный, крепкий. Железное здоровье. Железные мускулы. 3) перен. Твёрдый, непреклонный, неотразимый. Железная воля. Железная дисциплина. Железная логика. Железные доводы. 4) железно, нареч. Твёрдо, с полной уверенностью (прост.). Обещать железно. 5) железно, частица. Непременно, обязательно (прост.). Сказал, значит сделаю. Железно!

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПЛАН. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)Для антарктического плавания под командованием Беллинсгаузена Адмиралтейство снарядило два корабля: шлюпы «Мирный» и «Восток», что оказалось не самым удачным выбором и негативно отразилось на планах экспедиции.

1) Чертёж, изображающий на плоскости какую-н. местность, сооружение. П. города. П. здания (изображение его в горизонтальном разрезе). 2) Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Производственный п. Работать по плану. Стратегический п. Календарный п. 3) Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-н. П. поездки. П. действий. 4) Взаимное расположение частей, краткая программа какого-н. изложения. П. доклада. 5) Место, расположение какого-н. предмета в перспективе. Передний, задний п. Выдвинуть что-н. на первый п.(также перен.: придать чему-н. важное, существенное значение). 6) Масштаб изображения кого-чего-н. Дать лица крупным планом (в кадре кино- или телефильма: на переднем плане, приблизив к зрителю).

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СФЕРА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)От работы нефте- и газопромыслов Западной Сибири зависит благополучие экономики нашей страны и всех россиян – ведь экспорт углеводородов даёт более 60 % валютной выручки России и бόльшую часть доходов бюджета. (2)Высокие цены на нефть и газ в 2000-е гг. способствовали быстрому экономическому росту страны, а поступления в бюджет от их экспорта позволяли повышать зарплату работникам бюджетной сферы и пенсии.

1) Область, пределы распространения чего-н. С. деятельности. С. влияния. 2) Среда, общественное окружение. В своей сфере. Высшие сферы (о правящих, аристократических кругах). 3) Замкнутая поверхность, все точки к-рой равно удалены от центра; поверхность и внутреннее пространство шара (спец.).

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают, лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

1) Называть числа в последовательном порядке. С. до десяти. 2) кого (что). Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги. Цыплят по осени считают (посл.). 3) кого (что). Принимать в расчёт, во внимание. Если не с. погоду, то отпуск прошёл хорошо. 4) кого (что) кем (чем), за кого (что) или с союзом «что». Делать какое-н. заключение о ком-чём-н., признавать, полагать. С. кого-н. хорошим человеком. Считаю, что ты неправ. 5) считая кого (что), предл. с вин. Включая в число кого-чего-н., принимая в расчёт. Считая новичков, в классе сорок человек. 6) считай(те), вводн. Выражает близость к истинности; почти, почти что, как (прост.). Мы с ним, считай, земляки. Мы, считай, уже дома.

Источник

Средства и способы связи предложений в тексте

При помощи чего связываются предложения в тексте. Смотреть фото При помощи чего связываются предложения в тексте. Смотреть картинку При помощи чего связываются предложения в тексте. Картинка про При помощи чего связываются предложения в тексте. Фото При помощи чего связываются предложения в текстеТекст — это последовательность предложений, которые связаны между собой общей темой и общей мыслью. При этом в каждом из них авторская мысль завершена лишь частично. Она требует дальнейшего развития, для чего и служат остальные предложения.

Каждое новое предложение в тексте создается на основе предыдущих. Чтобы тема непрерывно развивалась, они должны соединяться друг с другом с помощью смысловой или грамматической связи.

Именно благодаря этой связи, в тексте могут возникать разные смысловые отношения между предложениями. Например, одно предложение может противопоставляться другому, объяснять его значение или же уточнять какие-то детали. Это помогает автору лучше раскрывать свою мысль, более точно передавать эмоции или показывать читателю различные смысловые оттенки.

Рассмотрим основные способы и средства связи между предложениями в тексте.

Способы связи предложений в тексте

Чтобы объединить предложения в понятный и логичный текст, авторы используют два способа связи: цепную и параллельную. В первом случае все новые предложения связаны с предыдущими, словно звенья одной цепи (отсюда и название). Во втором случае предложения друг с другом, на первый взгляд, никак не связаны, однако выстроены вокруг одного общего тезиса. Разберем оба эти способа более подробно.

Цепная связь

При помощи чего связываются предложения в тексте. Смотреть фото При помощи чего связываются предложения в тексте. Смотреть картинку При помощи чего связываются предложения в тексте. Картинка про При помощи чего связываются предложения в тексте. Фото При помощи чего связываются предложения в текстеЭто самый распространенный вид связи предложений в тексте. Она возникает там,где автор излагает свои мысли по порядку, а каждое новое предложение словно продолжает или развивает предыдущее. По-другому этот вид связи называется последовательным или линейным.

Работает такая связь очень просто: из одного предложения берется какая-либо информация и развивается в следующем предложении. Например:

Из-за туч выглянуло яркое летнее солнце. Оно осветило своими лучами промокшие улицы и дома.

Здесь слово «солнце» используется в первом предложении, но рассказ о нем продолжается и во втором. Благодаря такому повтору, оба высказывания выглядят связными и последовательно развивают одну и ту же тему.

Цепная связь используется очень широко. Ее можно встретить во всех литературных стилях: художественном, деловом, публицистическом и особенно в научном, где от автора требуется максимально убедительное и логичное изложение материала. Она одинаково хорошо подходит и для описания, и для повествования, и для рассуждения. Такая популярность связана с тем, что цепная связь в какой-то степени копирует человеческое мышление.

Легко заметить, что смысл цепной связи заключается в повторе. Чтобы два высказывания соединились друг с другом, в них должны повторяются какие-либо слова или речь в них должна идти об одном и том же объекте. Вот самые распространенные варианты цепной связи:

Параллельная связь

При помощи чего связываются предложения в тексте. Смотреть фото При помощи чего связываются предложения в тексте. Смотреть картинку При помощи чего связываются предложения в тексте. Картинка про При помощи чего связываются предложения в тексте. Фото При помощи чего связываются предложения в текстеПри использовании параллельной связи предложения не зависят непосредственно друг от друга, но обычно построены вокруг какого-нибудь центрального тезиса. Каждое из них выглядит самостоятельным по содержанию, но при этом является частью какого-то общего перечня, сопоставления или противопоставления. Например:

Наступил вечер. Город незаметно опустел. Смолкли голоса людей и сигналы автомобилей. Зажглись уличные фонари и витрины магазинов.

Здесь фраза «Наступил вечер» выступает в роли смыслового центра, вокруг которого выстраиваются все остальные высказывания. Кстати, по-другому параллельная связь предложений в тексте так и называется — централизованная.

Как правило, порядок параллельных предложений не имеет значения. Их можно как угодно менять местами и смысл абзаца от этого не изменится.

Обычно структура текста с параллельными связями выглядит так:

Это интересно: определение и виды обстоятельств в русском языке.

Вот пример абзаца, построенного по этой схеме:

Наш кот Василий — вредное животное. По ночам он бегает по комнатам и будит всех своим топотом. По утрам он просит есть и мяукает на весь дом. Не проходит и недели, чтобы он не разбил на кухне чашку, или тарелку. Однако мы все равно его очень любим.

У предложений с централизованными связями есть два характерных признака:

Тексты с централизованной связью помогают автору рассказывать сразу о нескольких явлениях, предметах или событиях. Такой прием часто встречается в описании и повествовании.

Полезно знать: Парцелляция по правилам русского языка

Сочетание разных способов связи

При помощи чего связываются предложения в тексте. Смотреть фото При помощи чего связываются предложения в тексте. Смотреть картинку При помощи чего связываются предложения в тексте. Картинка про При помощи чего связываются предложения в тексте. Фото При помощи чего связываются предложения в текстеЦепная и параллельная связь редко встречается поодиночке. Если текст сравнительной большой, то в нем наверняка будет встречаться и то, и другое. Обычно автор выбирает подходящий способ соединения предложений в тексте исходя из своих конкретных целей и задач. Например, для описания комнаты главного героя писатель может использовать текст с централизованной связью, а для рассказа о том, как прошел его день — с цепной.

Но бывает и так, что оба способа могут применяться даже в одном абзаце. Например:

Автобус не было, и люди на остановке начали волноваться. Мужчина в помятой шляпе каждую минуту доставал из кармана часы и рассматривал их циферблат. Пожилая женщина морщилась и с надеждой глядела на вечернее шоссе. Но шоссе по-прежнему оставалось пустым и безлюдным.

Здесь второе и третье предложение присоединены с помощью параллельной связи, а четвертое — с помощью цепной.

Средства связи предложений в тексте

Для создания цепной и параллельной связи используются различные языковые средства как смысловые, так и грамматические. Сегодня филологи разделяют их на три группы:

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Лексические средства

Эти средства связи можно условно разделить на шесть категорий:

1. Лексические повторы, то есть повторение слов или словосочетаний. Например:

В руках мужчина держал огромный букет цветов. Цветы были дорогими, но уже увядшими.

2. Однокоренные слова:

Мы надеялись, что осенью соберем хороший урожай. И наша надежда оказалась не напрасной.

3. Синонимы. К этой же группе относятся различные синонимические замены: контекстуальные синонимы, описательные обороты, родовидовые слова и так далее.

Книгу издали уже через четыре месяца. Однако роман вызывал шквал негодования и у критиков, и у читателей.

Пушкин написал трагедию «Борис Годунов» в 1825 году. Великий поэт сумел очень точно передать атмосферу той эпохи и характеры персонажей.

4. Антонимы, в том числе и контекстуальные. Например:

И тут выяснилось, что друзей у Василия Петровича было мало. Врагов оказалось гораздо больше.

5. Слова-связки, показывающие логику изложения: поэтому, в заключение, по этой причине и тому подобное. Пример:

В овощах и фруктах содержится много витаминов. Вот почему желательно их есть каждый день.

6. Слова на одну и ту же тему:

Наступила зима. Через неделю выпал снег и начались сильные морозы.

Морфологические средства

Для создания морфологической связи используются различные части речи:

1. Союзы, союзные слова и частицы в начале предложения. Например:

Во время рыбалки мы утопили лодку и потеряли удочки. Зато мы поймали двух карасей и одного пескаря.

2. Местоимения. В эту группу входят личные и указательные местоимения, а также местоименные наречия. Например:

Туристы устроили привал на берегу маленькой речки. Они даже не догадывались, что их здесь ожидает.

3. Наречия времени и места. Часто это наречия, применимые сразу к нескольким предложениям с параллельной связью:

Мебель была покрыта толстым слоем пыли. По углам висела серая огромная паутина. Окна, судя по всему, не мыли уже лет пять. Здесь везде царили беспорядок и запустение.

4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме:

Наступила поздняя осень. С деревьев в парке осыпались листья. По крышам забарабанили долгие и унылые дожди.

5. Степени сравнения прилагательных и наречий:

Место для стоянки было отличным. Лучше и придумать было нельзя.

Синтаксические средства

Их тоже можно разделить на пять категорий:

1. Синтаксический параллелизм, то есть использование одинакового порядка слов. При этом сами слова обычно находятся в одинаковой морфологической форме:

Человек сидел в кресле у камина. Собака лежала на полу возле его ног.

2. Парцелляция — оформление частей законченного высказывания в виде отдельных предложений.

Котята уже повзрослели и вылезают из коробки. Бегают по комнате. Мяукают.

3. Неполные предложения:

Знаете, где живут шиншиллы? В горах Перу!

4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы. Вот несколько примеров:

Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.

Хотите попробовать летом что-нибудь необычное? Приготовьте испанский холодный суп из томатов!

5. Использование прямого и обратного порядка слов:

Это день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Чтобы научиться правильно распознавать и использовать различные средства связи, нужно запомнить следующее:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *