Легковые автомобили социалистических стран

Самые популярные автомобили соцстран: топ-10

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических странСтатья о самых популярных автомобилях бывших социалистических стран — их особенности и характеристики. В конце статьи — интересное видео о неизвестных машинах СССР. Статья о самых популярных автомобилях бывших социалистических стран — их особенности и характеристики. В конце статьи — интересное видео о неизвестных машинах СССР.

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Машины стран соцлагеря сейчас кажутся по меньшей мере примитивными и странными, а еще смешными и даже пугающими. Какие-то были чересчур спартанскими, какие-то в прямом смысле выдающимися, но каждая из их по-своему была знаменита и достойна внимания.

1. Polski Fiat 126p

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Эта малютка была для поляков таким же символом своей эпохи, как для советских граждан – «Запорожец». Автомобиль был доступен по цене и неприхотлив, поэтому его приобретение могли себе позволить и молодожены, и пожилые пары. Более того, компактные размеры машинки настолько не смущали своих владельцев, что те даже отправлялись в путешествие на этих «божьих коровках».

Рожденный на итальянской земле, Fiat практически одновременно начал производиться и в Польше, где и достиг пика своей популярности. Соглашение между двумя автопроизводителями было достигнуто заранее, соответствующая лицензия получена, поэтому для выпуска модели заранее было подготовлено сразу два производства: в городе Бельско-Бяла изготавливали двигатели, а в Тыхы — сами автомобили.

Модель пришла на смену поистине культовому Fiat 500, а его сейчас выглядящий топорным и грубым дизайн в 70-е годы был ультрамодным и привлекательным. Так же как и у 500-й модели, бензиновый 2-цилиндровый двигатель, выдававший 23-26 лошадиных сил, располагался в задней части машины.

О комфорте в такой машине даже и речи не шло: салон вмещал в себя 4 пассажиров, причем позади старались сажать только детей, а багажник предоставлял смешной объем в 100 литров. Чтобы выделить пассажирскому отсеку больше пространства, конструкторы шли на разные ухищрения: колеса устанавливались величиной в 12 дюймов, двухцилиндровый воздушник был избавлен от объемной системы охлаждения, а все агрегаты и двигатель старались скомпоновать максимально плотно.

В общей сложности, Италия выпустила 1,5 миллиона крошечных машинок и еще 3,5 миллиона — Польша. А сама идея конструкции Fiat вышла далеко за пределы этих стран. Например, Австрия под маркой Steyr произвела 2 тысячи экземпляров аналогичных моделей, Дания свои творения ласково назвала «мышонок» — Topolino, а в Англии можно было встретить праворульные модификации De Ville или Saloon.

2. Skoda 110 R

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Нынешние автолюбители привыкли ассоциировать бренд Skoda с достаточно простыми, но надежными и безопасными машинами. А ведь когда-то компания производила отличные спорткары, демонстрирующие показатели динамики и скорости, сравнимые с Ferrari и Lamborghini.

Сейчас Skoda 110 R представляет собой желанный экспонат для коллекционеров всего мира. Это заднемоторное купе имело 62-сильный мотор объемом 1,1 литра, который разгонял автомобиль до 145 км/ч. Идея этой разработки возникла у руководителей компании в 60-х годах, когда практически каждый человек владел собственным автомобилем и жаждал чего-то нового. Это было время, когда все европейцы, затаив дыхание, следили за набирающими популярность автогонками и мечтали сами хоть раз промчаться по шоссе с оглушительной скоростью.

По современным меркам Skoda 110 R была крайне маломощной машиной, однако по тем временам она умела показать себя на кольцевых трассах и ралли. Актуален был и внешний облик – довольно широкий, словно бы обрубленный перед, крыша «фастбэк», общий приземистый силуэт, большие фары, необрамленные стекла. Все это придавало модели стильность, спортивность и оригинальность.

Машина выпускалась более 10 лет, итоговый экземпляр сошел с конвейера в последний день 1980 года, округлив тираж до 57 тысяч единиц. Но модель не была предана забвению, на ее базе были созданы другие спорткары этого чешского бренда.

3. Melkus RS 1000

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Еще один спорткар эпохи социализма, хотя и выпущенный более чем скромным тиражом по сравнению с чешским коллегой – 104 автомобиля. Это должна была получиться исключительно гоночная модель, но в силу сложных времен и проблем с транспортировкой, машину пришлось доработать таким образом, чтобы она могла самостоятельно добираться до места соревнований. Она имела стеклопластиковый кузов, смешанный с полиэфирной смолой, мощность двигателя варьировалась от 70 до 102 лошадиных сил, а скорости до 160 км/ч удавалось достичь благодаря малому весу автомобиля в 850 кг.

Очередь за этими красавцами растягивалась на полгода, а то и больше. А приобрести их могли только автогонщики, имеющие соответствующие водительские права, или наиболее знатные граждане. Сошедшие с конвейера автомобили никогда не отправлялись в салоны, а исключительно распределялись по автомобильным клубам.

Melkus RS 1000 стал главным героем клипа популярной немецкой группы 2000-х годов АТС «Around the World», являющегося кавер-версией хита российской группы «Руки Вверх», что снова вернуло модели былую популярность.

4. Wartburg 353

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Это угловатое ГДР-овское творение до сих пор можно встретить кое-где на улицах Германии и в глубинке России. Долгожитель, чье производство началось в 1966 году, а закончилось лишь в 1991 году, был выпущен миллионным тиражом. Такую популярность ему обеспечили прочный, посаженный на раму стойкий к коррозии кузов, гарантировавший срок службы до 25 лет, неприхотливый 2-тактный двигатель и доступная цена.

Модели были весьма востребованы не только на родине, но и во всей Западной Европе. В Союзе же чаще всего встречались более поздние версии, которые оснащались 4-тактными двигателями производства Volkswagen.

5. ГАЗ-24

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Несмотря на то, что «Волга» не была предназначена для массового экспорта, она приобрела статус «культового» автомобиля в Бельгии, Нидерландах и Финляндии за габариты, неприхотливость и комфортабельность.

Создававшие макет новой модели дизайнеры как раз находились под впечатлением от американской промышленной выставки, где были представлены главные хиты Штатов образца 1959 года. Поэтому «Волга» получила так много черт от заокеанских собратьев того времени.

После 10 лет тщательной разработки разных вариантов дизайна и конструкции получилась современная машина с достойной отделкой и элегантным кузовом. Кроме того, «Волга» была приспособлена к советским климатическим и дорожным условиям, что в совокупности снискало ей огромнейшую популярность. Благодаря гнутым боковым стеклам и пониженной толщине дверей удалось увеличить пространство салона, а расстояние между рядами сидений делало положение задних пассажиров очень комфортным.

Самые ранние модели также имели особый вкладыш между передними сидениями, за счет которого они превращались чуть ли не в диван. Таким образом, водитель мог посадить рядом с собой сразу двоих пассажиров, а сам автомобиль превращался в шестиместный.

До сих пор «Волги» в хорошем техническом состоянии высоко ценятся в Западной Европе на вторичных рынках, а наибольшее предпочтение отдается именно выходцам из Советского Союза.

6. Tatra Т603

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Неизвестно, появилась бы данная модель, если бы на завод не поступил конкретный заказ одного из министров того времени, питавшего нежную любовь к бренду Tatra. Ему хотелось видеть шикарный легковой автомобиль, сравнимый габаритами с советским ЗИМом.

Если с кузовом и общей конструкцией проблем не возникло, то над двигателем пришлось поразмышлять. Модель решили оснастить 8-цилиндровым 3,5-литровым агрегатом, которого на тот момент не существовало в природе. Пришлось пойти на компромисс – приспособить 85-сильный движок от гоночной модели Tatra 87-603.

Серийное производство началось в 1957 году и составляло… 2 машины в день. Такое ограничение установил Совет экономической взаимопомощи, чтобы Чехословакия в год производила не более 300 единиц роскошных машин.

Представительский лимузин получил аэродинамичный несущий кузов и подвески McPherson, которые обеспечивали комфортное передвижение и управляемость автомобилем. Даже Америка приобрела несколько экземпляров этого неординарного красавца для частных клиентов, чего не могли себе позволить граждане соцстран.

7. EMW 340

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Окончание Второй мировой войны раскидало производственные цеха завода BMW по разные стороны Стены. Уже в 1947 году предприятие, оставшееся на Советской территории Германии, начало разрабатывать новую модель легкового автомобиля. Изделие получилось очень современным для своего времени и гармоничным по пропорциям по сравнению с предшественниками. Его фары интегрировали в крылья, убрали фирменные «ноздри», заменив их массивной фальшрешеткой из хромированных брусьев.

Новинка получила обозначение BMW 340 и начала производиться и для внутреннего рынка, и на экспорт.

Тогда и начались юридические проблемы. Так как фактически завод уже не имел никакого отношения к BMW, он не обладал правами выпускать автомобили под этим брендом. После ряда судебных тяжб компания срочно была переименована в EMW, а также немного видоизменен логотип. Этого оказалось достаточно, чтобы беспрепятственно продолжить работу завода. В Советский Союз EMW 340 поступали в качестве репарационной выплаты.

8. Lada 2107

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

С каким бы сарказмом и пренебрежением ни относились некоторые и российские, и иностранные граждане к «Ладам», эта советская классика имела коммерческий успех во многих странах. Она имела множество имен (Lada Nova, Lada 1500, Lada Signet, Lada Riva), множество обличий (даже праворульную для стран с соответствующим движением), а завод в Египте производил свои «Лады» аж до 2014 года.

Западная Европа неизменно приобретала именно модель 2107 вплоть до самого окончания ее выпуска Волжским автозаводом. Помимо более чем доступной стоимости, «Ладу» ценили за работоспособность и надежность. Любовь к советской разработке была такова, что и по сей день в некоторых странах существуют фан-клубы этих автомобилей.

9. Trabant 601

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Этот автомобиль фактически символизирует собой воссоединение Германии. Скромная разработка из полимерного материала под неблагозвучным названием «дуропласт» стала первой машиной, попавшей из ГДР в ФРГ.

Самая популярная машина Восточной Германии изначально задумывалась простым народным автомобилем с элементарной конструкцией, дешевым в содержании, ремонтопригодным. Внешний облик получился ярким и узнаваемым, а габариты обеспечивали отличной маневренностью.

Ходили слухи о том, что модель имеет привод только на одно колесо, причем неизвестно, на которое из них. Но это были происки завистников — ведущими были передние колеса, которые приводились в движение 2-тактным двигателем в 18-26 лошадиных сил.

Trabant прожил на конвейере 34 года и стал таким же символом Германии, как и культовый VW Beetle.

10. Lada Niva

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Порой кажется, что популярность «Нивы» не спадет никогда. Помимо нынешней советской глубинки с традиционным бездорожьем, машину любили и до сих пор приобретают во Франции, Бельгии, Германии и Швеции в качестве рабочей силы в сельской местности — как грузовичок для перевозок, снегоуборочную технику. А в Африке – это абсолютный бестселлер для пересечения пустыни.

Пусть наш ответ британскому Range Rover получился не таким роскошным, зато однозначно не менее практичным и проходимым. Пожалуй, вряд ли во всей Западной Европе можно найти более узнаваемую модель родом из СССР, чем внедорожник Волжского автозавода.

Видео о неизвестных автомобилях СССР:

Источник

10 автомобилей бывших соцстран, ставших настоящими раритетами

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Для своих владельцев машина значила больше, чем просто средство передвижения. Она олицетворяла собой частичку самоопределения, успешность и свободу в социальной среде, оставляющей человеку крайне мало возможностей для личного комфорта.

Прототипы и необычные решения

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Далеко не многие марки автомобилей, сошедшие с конвейеров в странах Восточного блока, были известны на Западе. Trabant и Wartburg производства ГДР, ЗАЗ, Москвич и Жигули из Советского Союза или Skoda из ЧССР – все эти модели сильно отставали от продвинутых западных образцов как по характеристикам, так и по дизайну, и то, что эти странно выглядящие коробки так сильно любили и желали, сегодня многим кажется смешным.

Сегодня в СМИ модно обсуждать захватывающую историю социалистических автомобилей. Писатели пишут книги, а кинематографисты снимают фильмы, рассказывая о роскошных лимузинах, таких как ЗИС из СССР, и шикарных кабриолетах вроде IFA F9 (ГДР). Не обходят вниманием и забавных крох, таких как чешский Velorex или венгерский Suranyi, который приводился в действие мотоциклетным двигателем и больше походил на игрушечную машинку.

Главные герои из бывшего Союза, Чехословакии, Польши, Болгарии и ГДР с юмором рассказывают о тяжелых условиях, необычных решениях и автомобильных проблемах, стоящих за «железным занавесом». Нежные воспоминания, неподдельная любовь и причудливые анекдоты в сочетании с уникальными архивными материалами позволяют совершать захватывающие путешествия по прошлому социалистической автомобильной культуры.

Инженеры стран Восточного блока произвели немало автомобильных сокровищ: Polonez в ПНР, Dacia и Oltcit в Румынии, Skoda в Чехословакии, Победа, Чайка, Запорожец и многие другие в СССР. Трудно описать все марки и версии, но некоторым все же уделим внимание – успешным моделям времен холодной войны, которые все еще помнят и ценят сегодня.

1. Trabant

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Этот автомобиль родом из ГДР: его любили и ненавидели, заботились, тысячу раз ремонтировали и беззаботно выбрасывали после падения Берлинской стены. Он является примером социальной истории Восточной Германии после Второй мировой войны.

Многочисленные рекламные буклеты, рассказы частных водителей Trabi и статьи официальных журналов ГДР иллюстрируют жизнь этой любопытной машины. Несмотря на сарказм и насмешки по поводу деталей из пластмассы, картона и фанеры, она производилась почти без изменений в течение 30 лет и хорошо раскупалась. На комбинате VEB Sachsenring Automobilwerk Zwickau было произведено около трех миллионов седанов и универсалов Trabant, и всё равно ощущалась нехватка.

После падения Берлинской стены многие Trabi отправились на свалку. Обретя долгожданную свободу, бывшие восточные немцы с энтузиазмом меняли свои автомобильные реликвии на подержанные (но для них новые и ультрасовременные) BMW, VW Golf и Opel Kadett.

2. Wartburg

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

У Трабанта и Вартбурга много общего – обе легковушки родом из бывшей ГДР, и обе считаются культовыми моделями. Но если первая была сугубо утилитарной, вторая притягивала элегантностью и удобными сиденьями. Людям нравился и симпатичный Wartburg-кабриолет 311/2 (он выпускался с 1956 по 1960 год, достигал максимальной скорости 115 км/ч и стоил 16 370 марок), и более поздние разработки – седан Wartburg 353 и универсал Wartburg Tourist.

3. Barkas B 1000

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Настоящим «универсальным оружием» в ГДР был Баркас. Будь-то скорая помощь, полицейский автомобиль, почтовый фургон, мини-автобус или пожарная машина – он мог быть, чем угодно. Строил его VEB Barkas-Werke Karl-Marx-Stadt с 1961 года. На первых порах он не отставал от западных аналогов по технологиям, но постепенно устарел, и в 1991 году его отправили на пенсию.

4. ЗИС 110 и ЗИЛ 111

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Лимузины в Восточном блоке? Да, вы не ослышались. С 1946 по 1958-й было выпущено 2089 экземпляров престижного люксового ЗИС 110. Его длина составляла добрых шесть метров, а мощность двигателя – 140 л.с. Он предназначался исключительно для высших партийных и государственных чиновников – как и ЗИЛ 111, выпускавшийся с 1958 по 1963 год.

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Роскошный автомобиль высшего класса имел двигатель V8 на 200 л.с., гидроусилитель руля и даже кондиционер. Его выпускал легендарный ЗИЛ, который также славился военной техникой. К сожалению, сегодня роскошные седаны больше не входят в репертуар производителя.

5. Волга

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

«Русский Мерседес» – так её называли в близлежащих странах. Красавица Волга, гордо носящая название самой длинной реки в Европе, была доступна далеко не каждому смертному, служа атрибутом престижа и власти. Она уже не выпускается, однако продолжает пользоваться народной любовью. В других странах Европы машина не стала таким бестселлером, как в СССР, но до сих пор часто встречается на улицах своей русской родины и за её пределами.

6. Москвич 407/408

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Первые «Москвичи», выпущенные в конце 40-х, были созданы на базе немецкой модели Opel Kadett 1938 года, производственную линию которой демонтировали после окончания Второй мировой и перевезли в СССР.

Особенностью Москвича 408, построенного в 1964-м, были дворники, крепящиеся непосредственно к распределительному валу и, следовательно, двигающиеся в зависимости от скорости. Чем быстрее машина ехала, тем сильнее они мотались, и при длительной езде на 100 км/ч порой отрывавались и улетали.

7. Жигули

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Это особый народный любимчик. Надежный и стильный, он впечатлял технически и обладал завидной проходимостью. С 1970 года машина сходила с конвейера в Тольятти как лицензионный аналог FIAT 124 и практически не менялась до 80-х годов, кроме некоторых косметических исправлений. За ней выстраивались огромные очереди, она производилась в больших количествах, но её всё равно не хватало. В ГДР, например, где Lada стоила чуть больше 23000 марок, её приходилось ждать до 15 лет.

8. Zastava

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

«Застава» была автомобилем, двигавшим Югославию. Первые модели сошли с конвейера в 1956-м – полностью идентичные оригиналу из Турина, Fiat 600 (за исключением логотипа). Когда в 1985-м закончилось производство Заставы-750, многократно модернизировавшейся на протяжении ряда лет, был собран почти миллион экземпляров. В центральных белградских газетах её назвали «югославским автомобилем тысячелетия».

В 1971-м производитель представил публике свой собственный автомобиль (впрочем, тоже основанный на Fiat) – Zastava 101. Являя собой один из первых хэтчбеков в мире, модель сразу была названа «Автомобилем года» в Европе. В последующие десятилетия производитель её доработал и вывел на рынок ряд новых вариаций, даже пикап. Производство Zastava закончилось лишь в 2008-м.

9. Polski Fiat

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Польский Фиат тоже пользовался успехом благодаря своей практичности. Причем не только в виде «большого Фиата» с производственным кодом 125p – даже в малый четырехместный 126p, называемый поляками «Малуч» («малыш»), а в ГДР – в «чемодан польского беженца» запросто втискивалось до 6 человек. Но у новых руководителей, когда польские заводы Fiat перестали принадлежать государству, были другие планы – реструктуризация и создание более современных моделей, так что последний Polski Fiat покинул завод в 2000-м.

10. Tatra T 603

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

«Для ценителей грации, стиля и скорости» – так компания Tatra-Werke рекламировала модель T 603, представленную публике в 1955 году. Необычный дизайн объёмного седана был также отмечен на международном уровне – когда выиграл Concours d’Elegance в Висбадене.

Простые чехи не могли купить автомобиль – он предназначался исключительно для членов правительства и экспорта в социалистические страны. Например, около 3000 моделей ушло в ГДР, где каждая стоила небольшого состояния (33000 марок). Компания добралась и до Кубы, порадовав Фиделя Кастро белой Татрой с кондиционером.

В 73-м с конвейера сошла модернизированная Tatra T 613. Дизайн роскошного кузова разрабатывала итальянская компания Vignale, которая также работала на Porsche и Jaguar. Т 613, как и его предшественник, предназначенный «для использования в высоких правительственных кругах», был массивным транспортным средством длиной 5 метров с трёхметровой колесной базой, однако играючи разгонялся почти до 200 км/ч.

В 1989-м роскошный седан стоил около 350 000 крон – в десять раз больше среднего годового дохода в Чехословакии. Но обычным людям покупать его все равно не разрешили, а важные персоны предпочли более престижные западные крейсеры. Производство потеряло смысл и в 99-м было окончательно остановлено.

Старые советские автомобили стали настоящими раритетами, ценимыми любителями не только в России, но и в других странах мира. Однако многие старые машины оканчивают свой век на автомобильных кладбищах – некоторые из них стали настоящими музеями под открытым небом!

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

То е возидло: чешский автопром времен социализма

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

От автора:еще до того, как вы начнете читать этот материал, я хотел бы оговориться, что пытался сосредоточиться именно на социалистическом периоде, поскольку вся история автопрома Чехии слишком обширна и менее интересна в рамках нашего цикла «соцавтопром Европы и его судьба». По этой же причине я не рассматривал малоизвестные довоенные чешские марки вроде Вальтера – по сути, они намеренно остались за рамками обзора, который и без того получился весьма ёмким. Кроме того, я сознательно не писал об автомобилях Jawa, которые также в социалистический период не попадали. Велорекс является трициклом, а не автомобилем, поэтому в обзоре тоже не фигурирует. Посему позвольте заметить, что автору знакомы все эти чешские марки, но они остались вне текста – просто чтобы его не перегружать. Ну а теперь давайте приступим непосредственно к главному – изучению чешского автопрома социалистических времен.

Начало

По глубине истории и богатству традиций автомобильную промышленность Чехии можно сравнить разве что с чешским же пивом: жители Богемии знали толк в точной механике, а машиностроение этой небольшой страны в конце XIX века мало в чем уступало немецкому или австро-венгерскому.

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Неудивительно, что первый автомобиль в стране «вепрова колена» появился вскоре после того, как Карл Бенц создал свою машину. Чешская «Виктория» была создана как раз по чертежам Бенца по заказу барона Теодора Фон Либига. Кроме того, благодаря дружеским отношениям фон Либига и Карла Бенца в городок Копршивнице также начались регулярные поставки двигателей.

Титулованный владелец первого в Чехии «возидла» оказался заядлым автомобилистом и умудрился накатать на «самобеглой коляске с мотором Бенца» по дорогам своей страны и соседних Австрии и Германии ни много ни мало 1 000 километров! По сути, барон был первым «дальнобойщиком» и идеологическим предком нынешних европейских путешественников. Уже в 1897 году компания «Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft» (будущая TATRA) из Восточной Моравии выпустила свою первую легковушку под названием «Президент», а годом позже – и грузовик. Словом, чешские машиностроители подхватили модную тенденцию и занялись строительством собственных автомобилей еще до наступления Миллениума.

Полвека спустя социализм наложил свой заметный отпечаток на ход развития чешского автопрома, повлияв на судьбу каждого производителя легковых автомобилей и грузовиков, которых к тому моменту насчитывался добрый десяток.

Skoda

До момента, пока Чехословакия стала Чехословацкой Социалистической Республикой, старейший производитель автомобилей уже успел завоевать авторитет и, соответственно, лидирующие позиции в стране.

В тридцатые годы Skoda выпускала довольно престижные и мощные автомобили

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Skoda Superb с кузовом от ателье Содомки

Skoda Popular – популярный автомобиль малого класса

В социалистической ЧССР автомобиль был почти таким же дефицитом, как и в Советском Союзе. Несмотря на то, что технологически сразу после войны Skoda по уровню технологий еще не сильно отставала от западноевропейских предприятий, уже через 10-15 лет разница была хорошо заметна, что называется, невооруженным взглядом. И все равно чехи любили «шкодовки»: Tudor, Spartak, Octavia и Felicia пользовались хорошим спросом и котировались не только внутри страны, но и у автомобилистов соцлагеря. Однако за ними надо было стоять в очереди: в самой Чехословакии в среднем машину приходилось ждать около восьми лет!

Двухдверная Октавия могла быть и универсалом!

К сожалению, к началу семидесятых Skoda со своей заднемоторной и заднеприводной компоновкой стала откровенно проигрывать даже советским Жигулям, не говоря уже о румынской Dacia 1300. Пережив несколько модернизаций модельного ряда, Skoda встретила начало восьмидесятых все с теми же устаревшими наследницами «эмбечек» (так называли модель МВ1000) в различных вариациях, которые при этом все равно пользовались спросом у жителей ЧССР.

Skoda оставалась верна заднемоторной компоновке вплоть до конца восьмидесятых годов

Удивительно, но чехи выпускали и такое эффектное купе на базе обычной Шкоды!

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

В 1984 году модель 130 получила более современное оформление передней части

Skoda выпускала и микроавтобус с индексом 1203

Лишь в 1987 году была представлена абсолютно новая модель Favorit 136. Она радикально отличалась от прежних Шкод: расположенный поперечно спереди силовой агрегат, привод на передние колеса, дизайн от кузовного ателье Bertone. На тот момент модель была вполне конкурентоспособной как минимум в странах соцлагеря. Хэтчбек Favorit и его универсальная версия под названием Forman пользовались спросом как внутри страны, так и на внешних рынках.

Фаворит был прямым конкурентом советской Самары

На участь последних моделей социалистического периода прямым образом повлияла судьба самой страны, распавшейся на два отдельных государства – Чехию и Словакию. Чтобы сохранить и приумножить достижения Шкоды, правительство новой страны подписало договор с концерном Volkswagen, став четвертой «сестрой» в семье VAG. К слову, чехи выбирали между несколькими предложениями – в числе претендентов были и немцы из BMW (на ранних этапах), и французы из Renault, которые вскоре переключились на румынское предприятие по выпуску Дачий.

При этом руководство Volkswagen Group относилось к Шкоде как к родной, а не приёмной «дочери». Постепенно доля собственности VAG выросла до 70%, а в 2000 году Skoda Auto a.s. полностью перешла в собственность немцев.

Фелиция была в своём роде переходной моделью к Шкодам новой эпохи

Такие метаморфозы крайне благоприятно сказались на потенциале марки. Ведь полновесные хозяева не стали «хоронить» старейшее чешское предприятие, а отвели ему роль «бюджетного» бренда в когорте своих марок. Постепенно немцы прекратили производство «наследников социализма», последним из которых была Felicia, полностью перейдя на общую платформу с остальными автомобилями концерна. Такие перемены предваряла серьезная модернизация производственно-технической базы. Octavia, Fabia и Superb, появившиеся в последние годы прошлого века, быстро стали популярными не только в Чехии и Словакии, но и в Западной Европе. Наш потребитель также быстро раскусил, что Skoda предоставляет возможность купить «почти Фольксваген», заметно сэкономив при этом.

Октавия конца девяностых годов оказалась настолько удачной, что выпускалась аж до 2010 года!

Сегодня Шкода – это не только «легковушки», но и грузовики, автобусы, троллейбусы, сельхозтехника и даже авиадвигатели. Кроме головного предприятия в Млада Болеславе, в чешских городах Квасины и Врхлаби также существуют сборочные производства. Помимо этого, Шкоды производят в России, Украине, Казахстане, Боснии и Герцоговине и даже Китае!

Таким образом, для старейшего чешского автопроизводителя период социализма был просто временем, которое следовало «прожить и пережить». Конечно, без «большого брата» наследники Лаурина и Клемента вряд ли достигли бы таких высот и рыночного успеха, но можно лишь порадоваться, что Шкода смогла пережить несколько государств и форм правления, прочно закрепившись в сознании современных автомобилистов в качестве ведущего европейского производителя автомобилей. Приятно, что при этом чехи-немцы уважают «исторические» названия автомобилей Skoda (Superb, Rapid, Octavia), используя их в актуальном модельном ряду.

TATRA

История TATRA началась еще в 1850 году, когда Игнац Шустала основал одноименную компанию по производству бричек и колясок. Затем предприятие было преобразовано в австро-венгерскую компанию Nesseldorfer Wagenbau Fabriks Gesellschaft, которая производила железнодорожные вагоны.

Своей уникальностью автомобили TATRA обязаны известному конструктору Гансу Ледвинке, который был талантливым автомобильным инженером. Ледвинка реализовал в Татрах целый ряд оригинальных решений, которые радикально отличали его машины от остальных автомобилей того времени. Вместо традиционной лонжеронной рамы конструктор применил хребтовую – с круглой продольной трубой, на переднем конце которой он установил легкий оппозит с воздушным охлаждением. Столь же необычной по конструкции была и подвеска, состоявшая из качающихся полуосей и поперечной полуэллиптической рессоры. Кроме легковых моделей, Ледвинка занялся и разработкой грузовых моделей, которые вскоре были запущены в серию. Это были как легкие однотонные грузовики, так и трехосные полуторатонки с колесной формулой 6х4.

Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть фото Легковые автомобили социалистических стран. Смотреть картинку Легковые автомобили социалистических стран. Картинка про Легковые автомобили социалистических стран. Фото Легковые автомобили социалистических стран

Конструкция Ледвинки и сегодня удивляет своей нетривиальностью

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *