Квадратные предохранители для авто
Дороже – лучше? Потребительский тест автомобильных предохранителей
Ответственные автолюбители по возможности стараются выбирать качественные детали для своих машин, однако с предохранителями иногда эта закономерность дает сбой. Часто предохранители покупаются по принципу «что было». Можно ли им доверять и можно ли на них экономить?
Чтобы попытаться хотя бы приблизительно ответить на эти вопросы, мы приобрели шесть наборов предохранителей формата Mini из тех, что можно было купить «здесь и сейчас». Самый дешевый набор обошелся в скромные 1,59 руб., самый дорогой – в 7,50. Разница впечатляет, при этом три производителя не поскупились на специальные щипцы.
Слева направо: 1,59 руб., 2,29 руб., 2,49 руб., 4 руб., 5,19 руб., 7,50 руб.
Тестировать предохранители будем в потребительском формате при помощи лабораторного блока питания и секундомера. Испытывать будем предохранители номиналом 5 и 7,5 ампера, поскольку сила тока нашего блока ограничена 10 А. Каждому из предохранителей отведем две минуты.
Какой сдался первым?
Для начала – тест номинальным током. Казалось бы, какие тут могут быть сюрпризы? Но не тут-то было: 5-амперный представитель от Airline издал щелчок и был таков уже после 5-й секунды испытаний. Непорядок!
Поскольку Airline досрочно выбыл из испытаний, продолжим работу уже с пятью экземплярами. Повышать ток будем постепенно: каждый цикл будет добавлять 25% к номиналу.
Стартовая отметка – 6,25 А. Из всех испытуемых можно выделить два. Предохранитель Tesla сгорел на 43-й секунде. Есть первый результат!
Второй «отметившийся» – предохранитель Bosch, который заметно оплавился. Остальные предохранители не то что не сгорели, но даже нагрелись едва заметно.
Повышаем ток до 7,5 А. Дешевые Autostandart и Pilot точно стали теплее, прибавил в температуре предохранитель Alca, а Bosch быстро обесточил цепь уже спустя пару секунду после подачи тока.
Продолжаем испытания уже с током 8,75 А. К этому моменту «в живых» остались Autostandart, Pilot и Alca. Alca перегорел через 9 секунд, а вот первым двум, кажется, все нипочем.
А что на максимуме?
Наконец, повышаем ток до максимально возможных для ЛБП 10 ампер и подключаем каждый из предохранителей еще на две минуты. И Autostandart, и Pilot стали горячее, но пластик за отведенное время никак не изменился, перегорать предохранители также отказались. Здесь могло бы быть видео, но, поверьте, это весьма скучное зрелище. Не лучшие экземпляры?
Настал черед предохранителей номиналом 7,5 А. Испытание номинальным током в этот раз прошли все, включая вызывавший сомнения из-за провального первого теста предохранитель от Airline.
Поскольку повышать постепенно ток ввиду ограничений блока питания уже не получится, решаем сразу выставить максимальные 10 А.
Autostandart и Pilot вновь «отличились»: за две минуты они так и не перегорели, а вот блок питания становилось откровенно жалко. Пластиковый корпус Pilot при этом успел ощутимо нагреться, расплавиться и немного потерять форму.
Airline, наоборот, уверенно «щелкнул» через 11 секунд после подачи питания. Что же тогда было с предохранителем при 5 амперах?
Tesla, как и предыдущий раз, первым показал тот результат, на который хотелось бы рассчитывать: при 10 А предохранитель продержался 8 секунд.
Alca же, наоборот, остался невредимым. Рано обрадовались результату испытаний 5-амперного представителя?
Наконец, Bosch. Предохранитель из самого дорогого набора «сдался» на 28-й секунде. Он же сделал это и красивее остальных, хотя подобную эстетику вряд ли кто-то оценит при сгорании предохранителя в автомобиле.
Наш вердикт
По итогам всех испытаний результаты сведены в таблицу. Три наиболее дешевых набора предохранителей определенно вызывают сомнения. Tesla, Alca и Bosch проявили себя заметно лучше, но стоимость Bosch вызывает вопросы: почти в два раза более дешевые Tesla, кажется, победили всех, а потому отдаем им свой голос.
Цилиндрические автопредохранители
Фильтр
Набор цилиндрических предохранителей AIRLINE 5-25А (AFU-V-01)
цилиндрические 10 шт. в блистере
Предохранитель AIRLINE AFU-T-06 «стеклянные цилиндрические»
»стеклянные цилиндрические» в блистере (10 шт. 2-25А)
Набор цилиндрических предохранителей ALCA 5-30А (680010)
круглых блистере 5А,8А,10А,16А,20А,25А,30А 60 шт
Набор цилиндрических предохранителей ALCA 2-25А (687000)
круглых стеклянных в блистере 2А, 5А, 10 А, 15А, 25А 7шт
Набор цилиндрических предохранителей ALCA 16А (683000)
круглый 16А в пластиковой коробке (100 шт.)
Набор цилиндрических предохранителей ALCA 5А (681000)
круглый 5А в пластиковой коробке (100 шт.)
Набор цилиндрических предохранителей ALCA 8А (682000)
круглый 8А в пластиковой коробке (100 шт.)
Предохранитель AIRLINE AFU-V-P360 «цилиндрические»
»цилиндрические» в пласт.коробке (360 шт. 5-25А)
Набор цилиндрических предохранителей KOITO 15А (F1530)
предохранители fuse 15a-стеклянный 30mm
Набор цилиндрических предохранителей AUTOSTANDART 5-25А (106203)
цилиндрические набор 10 шт 5х2/8/10/16х2/20х2/25х2 а
Набор цилиндрических предохранителей SKYBEAR 8-25А (561410)
круглые, набор 8-25 А
Набор цилиндрических предохранителей AUTOVIRAZH 5-30А (AV-010532)
цилиндрические (5-30 А, 10шт.) компакт. упак., компл
Предохранитель GOODYEAR GY003053
цилиндрических пластиковых 10шт (5А;8А;16А;20А;25А)
Бесплатно по России
Возникли проблемы с подключением к серверу.
Проверьте соединение с интернетом и повторите запрос или обновите страницу
Работаем по всей России
Работаем по всему Казахстану
Работаем по всей Беларуси
Найдите свой город:
При смене города произошла ошибка.
Магазины «220 Вольт» находятся в 150 городах по всей России.
Автомобильные предохранители 20 ампер
Фильтр
Набор флажковых предохранителей ALCA 5-30А (670000)
Набор флажковых предохранителей AIRLINE 5-30А (AFU-SL-05)
»стандарт» с индикатором в блистере 10шт.
Набор цилиндрических предохранителей AIRLINE 5-25А (AFU-V-01)
цилиндрические 10 шт. в блистере
Набор флажковых предохранителей ALCA 5-30А (690000)
Набор предохранителей PHANTOM 5-30А (PH5249)
Предохранители PHANTOM PH5249 плоские микро набор 20шт.
Набор флажковых предохранителей ALCA 5-30А (690010)
флажковых в блистере 5А, 10А, 15А, 20А, 30А 60шт
Набор флажковых предохранителей ALCA 20А (690500)
20А, (5шт) в блистере
Предохранитель AIRLINE AFU-T-06 «стеклянные цилиндрические»
»стеклянные цилиндрические» в блистере (10 шт. 2-25А)
Предохранитель AIRLINE AFU-MK-04 «микро»
»микро» в блистере с экстрактором (10 шт. 5-30А)
Предохранитель AIRLINE AFU-MK-07 «МИКРО 2»
»МИКРО 2» в блистере (10 шт. 5-30А)
Предохранитель AIRLINE AFU-M-P510 «мини»
»мини» в пласт.коробке (180 шт. 5-35А)
Набор флажковых предохранителей ALCA 3-30А (670010)
мини в блистере 3А,5А,7.5А,10А,15А,20А,25А,30А 100 шт
Набор цилиндрических предохранителей ALCA 5-30А (680010)
круглых блистере 5А,8А,10А,16А,20А,25А,30А 60 шт
Предохранитель AIRLINE AFU-S-P180 «стандарт»
»стандарт» в пласт.коробке с экстрактором (180 шт. 5-35А)
Набор флажковых предохранителей ALCA 670500
мини 20А, (5 шт.) в блистере
Набор флажковых предохранителей ALCA 20А (693000)
20Ав пластиковой коробке (100 шт.)
Набор флажковых предохранителей ALCA 20А (675000)
мини 20A в пластиковой коробке (100 шт.)
Предохранитель AIRLINE AFU-V-P360 «цилиндрические»
»цилиндрические» в пласт.коробке (360 шт. 5-25А)
Набор флажковых предохранителей PHANTOM 10-30А (PH5247)
флажковые мини наб. 10шт. 10-30А
Набор флажковых предохранителей PHANTOM 5-30А (PH5248)
флажковые набор 10шт. 7.5-30A
Набор флажковых предохранителей AUTOSTANDART 5-30А (106202)
флажковые мини набор 10шт+ пинцет 5/75/10х2 15х2 20х2 25/30а
Набор цилиндрических предохранителей AUTOSTANDART 5-25А (106203)
цилиндрические набор 10 шт 5х2/8/10/16х2/20х2/25х2 а
Набор флажковых предохранителей AUTOSTANDART 5-30А (106204)
флажковые набор 10 шт »норма» 5х2/8/10/16х2/20х2/25х2 а
Набор флажковых предохранителей AUTOSTANDART 5-30А (106205)
флажковые набор 10 шт премиум »мини» 5х2/8/10/16х2/20х2/25х2
Набор предохранителей JTC 2021
предохранителей 5-35А 267шт. в боксе
Набор предохранителей JTC 2043
предохранителей мини японские автомобили 5-30А 105шт. в боксе
Набор предохранителей JTC 2024
предохранителей мини 5-30А 105шт. в боксе
Набор предохранителей JTC 2023
предохранителей плоских 5-30А 105шт. в боксе
Набор предохранителей JTC 2025
предохранителей стеклянных трубчатых 5-30А 105шт. в боксе
Набор предохранителей JTC 5-30А (2044)
Бесплатно по России
Возникли проблемы с подключением к серверу.
Проверьте соединение с интернетом и повторите запрос или обновите страницу
Работаем по всей России
Работаем по всему Казахстану
Работаем по всей Беларуси
Найдите свой город:
При смене города произошла ошибка.
Магазины «220 Вольт» находятся в 150 городах по всей России.
Автомобильные предохранители 597
Автомобильные предохранители – электронные компоненты, которые защищают электрическую цепь автомобиля и её элементы от перегревания или короткого замыкания.
Благодаря этому защищается не только электропроводка, но и само транспортное средство, поскольку большая часть возгорания автомобиля происходит именно по причине замыкания проводки. Именно поэтому к выбору автомобильных предохранителей нужно относиться с высокой ответственностью.
Принцип работы предохранителей следующий: во время перегрева проводки или короткого замыкания плавкий элемент устройства сгорает, размыкая цепь и препятствуя дальнейшему движению тока по цепи.
Посмотреть и купить товар вы можете в наших магазинах в городах: Москва, Санкт-Петербург, Алматы, Архангельск, Астрахань, Барнаул, Белгород, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Гомель, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Калуга, Кемерово, Киров, Кострома, Краснодар, Красноярск, Курган, Курск, Липецк, Минск, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Орёл, Пенза, Пермь, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Ставрополь, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Уфа, Чебоксары, Челябинск, Ярославль.
Доставка в пункты выдачи заказов Pickpoint, OZON, Boxberry, DPD, CDEK, «Связной», а также Почтой России в следующие города: Тольятти, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, Махачкала, Оренбург, Новокузнецк, Чебоксары, Калининград, Улан-Удэ, Сочи, Брянск, Сургут, Нижний Тагил, Чита, Владикавказ, Грозный, Мурманск, Тамбов, Петрозаводск, Нижневартовск, Новороссийск, Йошкар-Ола и еще в более чем 1000 городов и населенных пунктов по всей России.
Товары из группы «Автомобильные предохранители» вы можете купить оптом и в розницу.
Как проверить предохранители и где находятся блоки предохранителей в вашем автомобиле. Проверка мультиметром предохранителей на машине
Что такое предохранители
Автомобильные предохранители являются важным участком электрической цепи. Они предохраняют потребители от различных неисправностей, а также, защищают проводку и автомобиль в целом от возникновения пожаров.
Допустим, неопытный автомобилист производит ремонт автомобиля. Он забыл отключить минусовую клемму аккумулятора перед выполнением работ и при ремонте случайно замкнул плюсовой провод какого-то потребителя на массу автомобиля. Возникло короткое замыкание. В этот момент сила тока становится максимальной, а проводник начинает нагреваться.
Подобное явление может вывести из строя защищаемый прибор, аккумулятор или вообще вызвать пожар в машине. Чтобы этого не допустить, применяют предохранители. Выглядят они вот так:
Кроме того, предохранители могут отключить цепь при возникновении неисправности.
Их цвет подобран не случайно. Он является маркировкой номинального тока, на который рассчитан этот предохранитель. При превышении этого номинала, плавкая вставка внутри него перегорает. Номинал зависит от защищаемого потребителя или группы потребителей.
Устройство, виды и принцип действия
Предохранитель — это коммутационный электрический аппарат, который предназначается для отключения защищенной электрической цепи путем ее размыканием или разрушения (сгорание, оплавливание), специально для этого предусмотренных токоведущих элементов во время прохождения по ним тока высокого напряжения. Основные его элементы — корпус, вставка из плавкого металла и контактная часть.
Принцип работы довольно простой: если в сеть подается высокое напряжение, плавится вставка, которая обычно изготавливается из фарфоровых или фибровых материалов. Вставка является обязательным элементом всех предохранителей, внутри нее находится дугогасительное устройство. Все приспособления, которые используются при защите электроустановок, можно подразделить на четыре класса:
Плавкие защитные элементы считаются самыми надежными и стоят сравнительно недорого. Их очень легко продиагностировать на исправность. Для этого нужно просто посмотреть деталь на просвет — будет видно, цела плавка или нет. Выпускаются они в стеклянном корпусе. При их использовании даже не нужно устанавливать трансформаторы. Плавкие предохранители по своему размеру делятся на микро, мини (14−15 мм), норма (18 мм) и макси (34 мм).
Для работы в цепях высокого напряжения используют и другие типы защитных механизмов: газовые, жидкостные. Есть даже стреляющие. В обычных условиях их увидеть нельзя — это очень мощное оборудование.
Зачем нужны реле
Автомобильные реле представляют собой электромагниты, которые имеют катушку и металлический сердечник. Они помогают замкнуть многие цепи, имеющие большую силу тока дистанционно при помощи небольших кнопок.
К примеру, цепь стартера потребляет большой ток при прокрутке. Чтобы включить стартер нужны мощные контакты и хороший выключатель, коим является замок зажигания.
При попытке подключить маленькую кнопку старта, она просто сгорит. Обгоревшие контакты не смогут пропускать электричество, а соответственно, больше не пригодны для использования. Поэтому, чтобы кнопка Старт-Стоп работала, используют реле.
Так подключение, к примеру, звукового сигнала выглядит схематично:
Как многие заметили, управление здесь осуществляется по минусу.
Что нужно знать о работе реле?
Напряжение, которое обозначено на корпусе реле, – это усредненное оптимальное напряжение. На автомобильных реле пропечатано «12V», но срабатывают они и при напряжении 10 вольт, сработают и при 7-8 вольтах. Аналогично и 14,5-14,8 вольт, до которых поднимается напряжение в бортсети при запущенном двигателе, им не вредит. Так что 12 вольт – это условный номинал. Хотя реле от 24-вольтовой грузовой машины в 12-вольтовой сети не заработает – тут уж разница слишком велика…
Коммутируемый ток
Второй главный параметр реле после рабочего напряжения обмотки – максимальный ток, который может пропустить через себя контактная группа без перегрева и пригорания. Указывается он обычно на корпусе – в амперах. В принципе, контакты всех автомобильных реле достаточно мощные, «слабаков» тут не водится. Даже самое миниатюрное коммутирует 15-20 ампер, реле стандартных размеров – 20-40 ампер. Если ток указывается двойной (например, 30/40 А), то это означает кратковременный и долговременный режимы. Собственно, запас по току никогда не мешает – но это касается в основном какого-то нештатного электрооборудования автомобиля, подключаемого самостоятельно.
Нумерация выводов
Выводы автомобильных реле маркируются в соответствии с международным электротехническим стандартом для автопрома. Два вывода обмотки пронумерованы цифрами «85» и «86». Выводы контактной «двойки» или «тройки» (замыкающие или переключающие) обозначаются как «30», «87» и «87а».
Впрочем, гарантии маркировка, увы, не дает. Российские производители порой маркируют нормально замкнутый контакт как «88», а иностранные – как «87а». Неожиданные вариации стандартной нумерации встречаются и у безымянных «брендов», и у компаний уровня Bosch. А иногда контакты и вовсе маркируются цифрами от 1 до 5. Так что если тип контактов не подписан на корпусе, что нередко случается, лучше всего проверить распиновку неизвестного реле при помощи тестера и источника питания 12 вольт – подробнее об этом ниже.
Материал и тип выводов
Контактные выводы реле, к которым подключается электропроводка, могут быть «ножевого» типа (для установки реле в разъем колодки), а также под винтовую клемму (обычно у особо мощных реле или реле устаревших типов). Контакты бывают «белыми» или «желтыми». Желтые и красные – латунь и медь, матовые белые – луженая медь или латунь, блестящие белые – сталь, покрытая никелем. Луженые латунь и медь не окисляются, но голая латунь и медь – лучше, хотя и склонны темнеть, ухудшая контакт. Никелированная сталь также не окисляется, но сопротивление её высоковато. Неплохо, когда силовые выводы – медные, а выводы обмотки – никелированные стальные.
Плюс и минус питания
Чтобы реле сработало, на его обмотку подается питающее напряжение. Полярность его – безразлична для реле. Плюс на «85» и минус на «86», или наоборот – без разницы. Один контакт обмотки реле, как правило, постоянно подсоединен к плюсу или минусу, а на второй приходит управляющее напряжение с кнопки или какого-либо электронного модуля.
В прежние годы чаще использовалось постоянное подключение реле к минусу и плюсовой управляющий сигнал, сейчас более распространен обратный вариант. Хотя это не догма – бывает по-всякому, в том числе и в рамках одного автомобиля. Единственный вариант исключения из правил – реле, в котором параллельно обмотке подключен диод – тут уже полярность важна.
Реле с диодом параллельно катушке
Если напряжение на обмотку реле подает не кнопка, а электронный модуль (штатный или нештатный – например, охранное оборудование), то при отключении обмотка дает индуктивный всплеск напряжения, который способен повредить управляющую электронику. Чтобы погасить всплеск, параллельно обмотке реле включается защитный диод.
Как правило, внутри электронных узлов эти диоды уже есть, но иногда (в особенности в случае различного допоборудования) требуется реле со встроенным внутри диодом (в этом случае его символ маркирован на корпусе), а изредка применяется выносная колодка с диодом, припаянным со стороны проводов. И если вы устанавливаете какое-то нештатное электрооборудование, нуждающееся, согласно инструкции, в таком реле, требуется строго соблюдать полярность при подключении обмотки.
Температура корпуса
Обмотка реле потребляет мощность около 2-2,5 ватт, из-за чего его корпус во время работы может достаточно сильно греться – это не криминально. Но нагрев допускается у обмотки, а не у контактов. Перегрев же контактов для реле губителен: они обугливаются, разрушаются и деформируются. Такое случается чаще всего в неудачных экземплярах реле российского и китайского производства, у которых плоскости контактов порой не параллельны друг другу, контактная поверхность из-за перекоса недостаточна, и при работе идет точечный токовый разогрев.
Реле не выходит из строя мгновенно, но рано или поздно перестает включать нагрузку, или наоборот – контакты привариваются друг к другу, и реле перестает размыкаться. К сожалению, выявить и предупредить такую проблему не совсем реально.
Проверка реле
При ремонте неисправное реле обычно временно подменяют исправным, а затем заменяют на аналогичное, и дело с концом. Однако мало ли какие задачи могут возникнуть, к примеру, при установке дополнительного оборудования. А значит, полезно будет знать элементарный алгоритм проверки реле с целью диагностики или уточнения цоколевки – вдруг попалось нестандартное? Для этого нам понадобятся источник питания с напряжением 12 вольт (блок питания или два провода от аккумулятора) и тестер, включенный в режиме измерения сопротивления.
Предположим, что у нас реле с 4 выводами – то есть, с парой нормально разомкнутых контактов, работающих на замыкание (реле с переключающей контактной «тройкой», проверяется аналогичным образом). Сперва касаемся щупами тестера поочередно всех пар контактов. В нашем случае это 6 комбинаций (изображение условное, чисто для понимания).
На одной из комбинаций выводов омметр должен показать сопротивление около 80 ом – это обмотка, запомним или пометим её контакты (у автомобильных 12-вольтовых реле наиболее распространенных типоразмеров это сопротивление бывает в диапазоне от 70 до 120 ом). Подадим на обмотку напряжение 12 вольт от блока питания или АКБ – реле должно отчетливо щелкнуть.
Соответственно, два других вывода должны показывать бесконечное сопротивление – это наши нормально разомкнутые рабочие контакты. Подключаем к ним тестер в режиме прозвонки, а на обмотку одновременно подаем 12 вольт. Реле щелкнуло, тестер запищал – все в порядке, реле работает.
Если же вдруг на рабочих выводах прибор показывает замыкание даже без подачи напряжения на обмотку, значит, нам попалось редкое реле с НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫМИ контактами (размыкающимися при подаче напряжения на обмотку), либо, что более вероятно, контакты от перегрузки оплавились и сварились, замкнувшись накоротко. В последнем случае реле отправляется в утиль.
Принцип работы предохранителя
В автомобилях используются плавкие предохранители и подбираются в соответствии с номинальной допустимой нагрузкой. В случае чрезвычайной ситуации, когда напряжение возрастает, плавкая вставка предохранителя разрушается и размыкает электрическую цепь.
Процесс саморазрушения запускается в случае:
Как вытащить предохранитель в машине
В блоке предохранителей автомобиля обычно находится пластмассовый пинцет, который можно использовать для демонтажа.
В некоторых автомобилях (например, Хонда) для демонтажа применяется инструмент специальной формы.
При отсутствии специального инструмента предохранитель можно достать и вручную.
Большие предохранители извлекаются с помощью пассатижей. Для демонтажа некоторых типов предохранителей (FJ12, FJ14, FJ15) требуется воспользоваться ключом либо отверткой.
Порог срабатывания предохранителей
Из описанного выше становится ясно, что предохранитель в автомобиле разрушается в случае превышения номинального значения электричества. Плавкая часть предохранителя перегревается и сгорает.
Номинальный ток предохранителя рассчитывается по формуле: Inom=Pmax/U.
Автомобильные предохранители и их классификация
На автомобиле предохранители, в большинстве своем, располагаются в блоках. Чаще всего на машине два или больше блока предохранителей. Один из них находится под капотом или в районе багажного отделения. Он называется основным и включает в себя наибольшее количество предохранителей. Другой блок располагается под передней панелью в салоне, но у всех автомобилей в разных местах. Также предохранители могут отдельно располагаться по всей машине – по 1, 2 или 3 штуки.
Автомобильные предохранители классифицируются по двум параметрам – размер и номинальный ток срабатывания.
Выбирая автомобильный предохранитель, следует обратить внимание на размер:
Помимо размера, при покупке предохранителя следует знать его номинальный ток. Чаще всего в автомобилях устанавливаются элементы, которые обладают номинальным током от 5 до 30 А. Проще всего определить ток предохранителя по его цвету, и ниже представлена таблица, в которой указано, как между собой связан цвет и номинальный ток предохранителя.
Типы предохранителей
Плавкие предохранители категоризуются по номинальной мощности, а также по размеру самих предохранителей.
По размеру предохранители делятся на:
Куда важнее разделение по силе тока. Для удобства они все помечены определенными цветами, но ориентироваться только на цвет не стоит, так как в автомобилях ВАЗ предохранители помечаются цветами, отличными от таковых в иномарках, потому что никаких стандартов в этой области не существует.
Где находятся предохранители и как заменить перегоревший предохранитель?
Когда с электроприборами или светом автомобиля что-то идёт не так, то настаёт самое время проверить блок предохранителей и найти в нём нужный предохранитель, чтобы увидеть и чаще всего убедиться, что причина именно в нём. Так повелось, что наиболее часто проблемы с неработающей электроникой в авто возникают именно из-за перегоревшего предохранителя. Впрочем, сам перегоревший предохранитель также может указывать на более глубокие проблемы самого разного рода, которые, возможно, придётся диагностировать, если это будет повторяться. Итак, где же найти предохранители в машинах разных марок и моделей?
На самом деле существует три типа автомобильных предохранителей:
Если Ваш автомобиль выпущен раньше, чем, скажем, 1980 год или чуть позднее, то у Вас вероятнее всего предохранители в виде керамических трубок. Стеклянные трубки — ещё один устаревший тип предохранителей, который также встречается сегодня довольно редко. И третий тип — в виде плоского блока — скорее всего, будет в Вашем автомобиле. Плоские предохранители подключаются к блоку-щиту, просто всовываясь туда. Теперь давайте перейдём к главному вопросу: где находятся предохранители и как нам их найти в автомобиле?
Расположение предохранителей
Первое, с чем придется столкнуться автолюбителю при попытке проверить состояние предохранителей или заменить их, – поиск предохранительного блока. Дело в том, что выяснить, где предохранитель расположен, задача нетривиальная. В разных моделях машин блок с предохранителями расположен в разных частях салона или даже под капотом. Иногда количество предохранителей сильно возрастает, и производитель авто ставит по несколько блоков в разных частях машины. Из-за подобного беспорядка предложить универсальную схему или инструкцию для поиска предохранительного блока просто невозможно. Например, в машинах отечественного производства предохранители находятся под капотом (классический вариант расположения для «Жигулей»). В иномарках ситуация сложнее. Предохранители в «Тойоте-Королла» расположены справа от руля на приборной панели. Казалось бы, производители одной страны должны быть схожи в выборе расположения элементов, но на деле все иначе. Предохранители в «Ниссан-Альмера» расположены слева от руля, в небольшом кармане.
Проверка сгоревших элементов
Автомобилистам следует разобраться в том, как нужно проверять предохранители в машине. Перегрузка в электросети не всегда приводит к выходу из строя самих предохранителей. Их легче всего проверить, потому обычно диагностику начинают именно отсюда.
Когда электроприбор перестаёт функционировать, далеко не факт, что виной всему защитный элемент. Тут наиболее правильным и рациональным решением будет проверка состояния устройства, отвечающего за неисправный прибор в машине.
Очень полезным инструментом в процессе диагностики станет карта предохранителей. На всех современных авто она располагается непосредственно на крышке предохранительного блока.
Существует несколько основных методов проверки:
Наиболее простым считается способ путём замены. Нужно лишь на место потенциально неисправного устройства установить новый предохранитель. Но справедливо считать эту методику идентичной визуальному осмотру. Ведь по внешним аспектам проще определять, чем менять подряд каждый из расположенных в блоке предохранителей.
Визуальная проверка
Начнём с того, как понять, сгорел ли в машине предохранитель, отталкиваясь сугубо от внешнего вида элемента. Этот метод считают самым верным, поскольку визуально многим довольно легко убедиться в том, что произошёл обрыв легкоплавкого компонента.
Для проверки потребуется извлечь элемент, подвести к свету и внимательно на него посмотреть. Опытному автомобилисту не составит труда узнать и понять, сгорел предохранитель в его машине или нет. Новички понимают это не сразу, что вызывает несколько больше вопросов касательно того, как получить точный ответ.
Изношенный предохранитель идентифицировать не сложно. Это проявляется в виде оборванной проволоки (легкоплавкий сплав) или обгорелых следов. Подобные симптомы указывают на то, что электроцепь разорвалась, и предохранитель нуждается в замене.
Подобный метод проверки актуален для тех предохранителей, которые изготавливаются на основе стекла или прозрачного пластика. Таких в легковых автомобилях большинство.
Но у способа есть также существенный недостаток. Проверка выполняется человеком, без применения каких-либо приборов. В некоторых случаях, особенно у новичков, визуальный осмотр не даёт 100% гарантии правильного диагноза. Потому намного правильнее и эффективнее проверять предохранители, используя мультиметры.
Проверка мультиметром
Это отличный способ, как можно определить в машине сгоревший предохранитель. Подобным методом вычислять может каждый, поскольку ничего особо сложного в процедуре нет. Единственным условием является наличие мультиметра. Можно проверить также и обычным тестером, но мультиметром в дальнейшем удаётся решить ряд других вопросов. Это более универсальный прибор. Имея в руках автомобильный мультиметр, следует детальнее разобраться в том, как самостоятельно проверить потенциально перегоревший предохранитель.
С помощью такого устройства выполняется проверка 2 методами:
Начнём с методики, которая предусматривает проверку состояния по напряжению. Здесь требуется выполнить следующие процедуры:
Способ предельно простой, за что и ценится автомобилистами. Достаточно буквально пары минут, чтобы убедиться в работоспособности предохранителя или подтвердить факт его выхода из строя.
Но в определённых ситуациях проверять по напряжению не очень легко. В основном это касается предохранителей, отвечающих за работу клаксона и дверного замка. Тут на помощь приходит альтернативный метод.
Если по каким-то причинам проверка по напряжению вам не подходит, воспользуйтесь способом диагностики по сопротивлению.
И тут ничего сложного нет, потому с поставленной задачей легко справится даже начинающий автомобилист, который лишь недавно приступил к самостоятельной эксплуатации транспортного средства.
Фактически для проверки нужно только немного свободного времени и хороший мультиметр с соответствующими режимами измерения. Купить прибор не сложно, зато его возможности огромные в плане самостоятельной диагностики автомобиля.
Замена классических предохранителей
Такой тип предохранителей широко использовался в классических моделях АвтоВАЗа и первых Самарах. Представляет собой стержень из пластика или керамики, с надетой на него плавкой вставкой определенной ширины из тонкого металла. Именно эта вставка разрывается при возникновении короткого замыкания в проводке авто. Такие предохранители устанавливаются между двух металлических лапок блока – каждый между своей парой.
Классические “пальчиковые” предохранители устанавливаются между двумя упругими лапками.
Для замены «пальчикового» предохранителя его нужно просто вытащить из пространства между лапками, немного отжав подвижную лапку (вторая, как правило, жестко закреплена в блоке). Новый предохранитель вставляется аналогично. При этом нужно проследить, чтобы концы предохранителя установились в отверстия или углубления на лапках и он не болтается на своем месте.
Известным минусом классических монтажных блоков с «пальчиковыми» предохранителями является то, что лапки со временем теряют упругость и могут отдаляться друг от друга. Поэтому, если новый предохранитель даже после правильной установки продолжает болтаться, выньте его, подожмите подвижную лапку к верхней (уменьшив зазор между ними) и вставьте предохранитель обратно.
Замена флажковых предохранителей
Флажковые предохранители имеют совсем другую конструкцию. Плавкая вставка помещена в пластиковый корпус и имеет два наружных контакта. Этими контактами флажковый предохранитель устанавливается в соответствующие отверстия монтажного блока и обеспечивает при этом очень надежное соединение.
Вытащить такой предохранитель гораздо сложнее, чем «пальчиковый». Для этого используется специальный пластиковый пинцет, который, как правило, размещается в отдельном гнезде монтажного блока. Этим пинцетом берут предохранитель за пластиковый корпус-флажок и вытаскивают из гнезда.
Если специального пинцета под рукой нет, а предохранитель вытащить нужно, можно использовать небольшую плоскую отвертку, поддевая предохранитель за пластиковый корпус у самого основания. При этом нужно следить, чтобы металлическое жало отвертки не касалось каких-либо контактов в блоке (соседние предохранители, реле, свободные гнезда).
Флажковые предохранители удобнее всего извлекать из гнезда специальным пинцетом
На худой конец, флажковый предохранитель можно вытащить и пальцами, но не всегда есть возможность подцепить его. В монтажных блоках многих автомобилей предохранители установлены настолько тесно, что крепкие мужские пальцы просто не пролазят между ними, а у женских не хватит сил.
Устанавливаются флажковые предохранители чрезвычайно просто – они одним движением вставляются в нужное гнездо подобно вилке в розетку. И при этом не болтаются. Если же предохранитель такого типа имеет свободный ход в гнезде, это говорит о неисправности гнезда. Его форма и размер, как правило, нарушаются из-за сильного нагрева, вызванного тотальным окислением контактов. В этом случае блок придется разбирать. Современные монтажные блоки достаточно сложны, поэтому без хороших знаний автомобильной электрики и навыков, эту работу лучше доверить специалистам.
Заменяя предохранитель, обязательно убедитесь, что новый имеет подходящий номинал по току. Слишком слабый будет сгорать без повода, а сильный – может мужественно выстоять в критический момент и тогда… До этого лучше не доводить.