Кто придумал первую машину автомат
Сегодня существует несколько типов «автоматов»: гидромеханическая коробка, вариатор, робот с одним или двумя сцеплениями. Сразу отметим, что касается первых АКПП, в этом случае речь идет о гидромеханической планетарной коробке передач.
Такая КПП является системой, состоящей из гидротрансформатора (ГДТ) и планетарной коробки. Принципы и основы планетарной передачи были известны еще в средние века, а гидротрансформатор создал немец Герман Феттингер в начале 20-го века.
Первым объединил коробку и ГДТ американский изобретатель Азатур Сарафян, более известный под именем Оскар Бэнкер. Именно он запатентовал автоматическую коробку передач в 1935г., хотя для получения патента больше 7 лет отстаивал свое право в борьбе с крупными автопроизводителями.
Родился Сарафян в 1895 году. Его семья оказалась в США в результате печально известного Геноцида армян, который имел место быть в Османской империи. Обосновавшись в Чикаго, Асатур Сарафян сменил свое имя, став Оскаром Бэнкером.
Талантливый изобретатель создал различные полезные устройства, среди которых можно выделить несколько незаменимых сегодня решений (например, шприц-пистолет для смазки), однако главным его достижением является изобретение первой автоматической гидромеханической коробки передач. В свою очередь, General Motors (GM), которая ранее устанавливала полуавтоматическую коробку передач на свои модели, первой перешла на АКПП.
Кто изобрел стиральную машину?
Автоматическая стиральная машина – это великое изобретение, которое можно поставить в один ряд с колесом, велосипедом, автомобилем и т.д. Благодаря стиралке автомат, у миллионов современных хозяек появились дополнительные часы свободного времени, которые можно потратить с пользой не занимаясь ручной стиркой. 82% женщин в мире пользуется стиральными машинами, но лишь единицы знают, кого за это нужно благодарить. Попробуем исправить эту несправедливость, рассказав в статье о том, кем была придумана первая стиральная машина.
Появление первой стиралки
Кем в действительности была придумана первая стиральная машина и когда, мы вряд-ли узнаем, поскольку можем судить о прошлом лишь по тем крохам, которые чудом дошли до наших дней. Древние могущественные цивилизации канули в лету, и узнать каков был их быт, в подробностях, мы вряд-ли сможем. Доподлинно известны нам лишь факты из современной истории стиральных машинок.
В 1851 году американцем Кингом была придумана первая стиральная машинка с ручкой, которую хозяйка должна была вращать. Им же эта машина и была запатентована как стиральная, хотя «положа руку на сердце», Кинг просто слегка переделал домашнюю маслобойку под приспособление для осуществления стирки белья, но и это уже был прорыв. Далее история стиральных машинок разворачивалась стремительнее. Уже в 1874 году стиральные машинки с ручным приводом были запущены в серию опять же американцем Блекстоуном.
Стиралки Блекстоуна имели не только стиральный бак, который вращался вручную, но и очень простое приспособление для отжима белья – два валика с ручкой. Мокрое белье пропускали через валики, одновременно вращая ручку и таким образом, отжимали его. Приспособление для отжима было придумано чуть ранее в 1861 году. Далее до 1875 года в США было запатентовано более 1900 моделей различных стиральных механизмов и приспособлений. Но большинство из них были либо неработоспособны, либо слишком неэффективны и ненадежны.
В старом свете стиральная машинка появилась спустя почти 50 лет, но она была куда более эффективна и работоспособна, нежели изобретения Блекстоуна и Кинга. Речь идет об изобретении немца К. Миле, который в 1900 году сделал первую европейскую стиральную машину с ручным приводом.
К сведению! Первая стиральная машинка Miele также была внешне похожа на маслобойку и большого распространения не получила.
Первые полуавтоматы
Эра полуавтоматических стиральных машин началась с изобретения Фишера, который в 1908 году построил стиралку с электроприводом. Машина задумывалась как домашняя, но она была слишком опасна, так как все ее подвижные детали выпирали наружу. Тем не менее, то что придумал Фишер, совершило прорыв, теперь стиральная машина могла стирать без использования тяжелого ручного труда.
Первую половину XX века можно считать эрой развития полуавтоматических стиральных машин. В это время появилось немало промышленных предприятий, специализирующихся на производстве стиралок. Ярким представителем стала компания Miele, которая и по сей день является лидером в производстве стиральных машин, только теперь автоматических.
Список можно продолжать очень долго, ведь в это время в мире насчитывалось около 2000 предприятий, которые специализировались на производстве домашней технике, в том числе и стиральных машин. Полуавтоматические стиральные машины сильно облегчили труд хозяек, тем не менее, до полной автоматизации стирки было еще далеко.
Машинка-автомат
В первой половине ХХ века, полуавтоматические стиральные машины наводнили рынок и были очень распространены в Европе и Америке. В 1951 году ситуация начала меняться ведь появилась первая стиральная машинка автомат. Данная стиралка была уже очень похожа на современную, поскольку имела функцию отжима. Машина имела два управляющих тумблера, один включал режим стирки, а другой режим сушки, автоматического переключения между стиркой и сушкой не было.
В 1962 году представитель компании Миле изобрел стиральную машинку автомат, которая управлялась всего одним переключателем. Основной проблемой стиральных машин 60-х годов с отжимом было то, что они довольно плохо отжимали вещи, ведь скорость вращения барабана не превышала 600 оборотов. В 1970 –м появилась стиральная машина автомат способная отжимать белье на скорости в 1000 оборотов. Она была очень шумной, зато качество отжима, как и качество стирки, было на высоте.
Обратите внимание! Автоматические стиральные машины 50-х и 60-х годов прекрасно справлялись со своей задачей, но они имели механическое управление.
В 1978-м инженер компании Миле придумал, а затем целая команда инженеров запустила, первую стиральную машину автомат с микропроцессорным управлением. Эта машина уже не требовала переключения между режимами стирки и отжима. По сути это был первый прототип современной стиральной машины автомат. Современные стиральные машины автомат способны совершать полный цикл ухода за бельем, они имеют функции:
Вот мы и поговорили кратко о зарубежной истории стиральных машин, в том числе затронув вопрос о том, кто первый изобрел стиральную машину. Если вас интересует более подробная история создания стиральной машины, почитайте одноименную публикацию на нашем сайте.
Российские модели
С историей стиральных машин Европы и Америки в общих чертах все понятно, а что же в России? В СССР своих стиральных машин было довольно много, правда часто прототипами наших «Вяток» и «Риг» были зарубежные Хускварны и Миле. До 1925 года в России вообще не было стиральных машин, затем их стали в небольших количествах закупать за границей для номенклатурных работников.
После второй мировой войны экономика СССР начала стремительно восстанавливаться. Появились тысячи новых предприятий, благодаря промышленным мощностям которых СССР удалось наладить выпуск собственных полуавтоматических стиралок. Так в 1949 году Рижское предприятие РЭС наладило выпуск машинок «ЭАЯ-2» и «ЭАЯ-3». В продажу машины поступили в 1950 году, чтобы их купить приходилось вставать в очередь, которая могла растянуться на 5 лет. Тем не менее, это были первые доступные для массового потребителя стиральные машины, выпущенные в СССР.
В 1966 в СССР на базе Кировского завода наладили выпуск стиральных машин «Вятка». Они немногим отличались от «произведений» Рижского завода, такие же круглые стиральные баки, а воду приходилось наливать ведром. У первой «Вятки» был только один плюс – на ней был закреплен валиковый отжимной механизм. В 70-х годах промышленность СССР начала выпускать целую серию стиральных машин. Практически каждый город-милионник имел предприятие, изготавливающее стиральные машины. Тогда же в СССР появились стиральные машины «Волга», «Чайка», «Волна» и другие.
К сведению! В некоторых домах еще можно встретить подобные стиральные машины. Им по 40, а то и 50 лет, а они прекрасно работают – советское качество.
На этом история стиральных машин СССР не закончилась. В 80-х годах тот же Кировский завод наладил выпуск первых в СССР полностью автоматических стиральных машин «Вятка-автомат 12». Производство этих машин было налажено за счет итальянского концерна выпускающего технику Аристон. Вятка-автомат 12» – это копия одной из моделей стиральных машин Аристон.
В дальнейшем СССР распался, а российская промышленность находилась в упадке. Постепенно на российском рынке появились зарубежные компании, которые наладили выпуск автоматических стиральных машин. В настоящее время довольно часто можно встретить стиральные машины Самсунг, LG, Ariston, Whirlpool, Bosch, Indesit российского производства, правда, их качество до сих пор оставляет желать лучшего. Не ценятся стиральные машины российской сборки.
В заключение отметим, на вопрос, кто и когда изобрел самую первую стиральную машинку, даже историки могут ответить с трудом. Считается, что первая машина для стирки была сделана в середине XIX века и именно с этого момента следует вести отсчет времени существования этого изобретения. Нам ничего не остается, как согласиться с этим утверждением, тем более что опровергнуть мы его не можем.
Кто изобрел автоматическую коробку передач
Идея создания автоматической коробки передач появилась практически одновременно с появлением автомобиля, оснащенного МКПП. При этом автопроизводители, изобретатели и энтузиасты из разных стран начали работать над агрегатом.
В результате уже в самом начале 20-го века стали появляться опытные образцы, которые имели трансмиссию, похожую на современный автомат. В этой статье мы поговорим о том, как создавалась и когда появилась первая АКПП, познакомимся с историей автоматической трансмиссии, а также ответим на вопрос, кто изобрел коробку автомат.
Кто изобрел коробку автомат и когда появилась первая АКПП
Как известно, трансмиссия является вторым по важности агрегатом после ДВС. При этом появление АКПП стало настоящим прорывом, так как благодаря такой коробке передач значительно повышается не только комфорт, но и безопасность при управлении автомобилем.
Такая КПП является системой, состоящей из гидротрансформатора (ГДТ) и планетарной коробки. Принципы и основы планетарной передачи были известны еще в средние века, а гидротрансформатор создал немец Герман Феттингер в начале 20-го века.
Родился Сарафян в 1895 году. Его семья оказалась в США в результате печально известного Геноцида армян, который имел место быть в Османской империи. Обосновавшись в Чикаго, Асатур Сарафян сменил свое имя, став Оскаром Бэнкером.
Талантливый изобретатель создал различные полезные устройства, среди которых можно выделить несколько незаменимых сегодня решений (например, шприц-пистолет для смазки), однако главным его достижением является изобретение первой автоматической гидромеханической коробки передач. В свою очередь, General Motors (GM), которая ранее устанавливала полуавтоматическую коробку передач на свои модели, первой перешла на АКПП.
История создания автоматической коробки передач
Итак, важнейшим элементом, благодаря которому стало возможным появление полноценной АКПП, является гидротрансформатор.
Изначально ГДТ появился в судостроении. Причина – вместо низкооборотистых паровых двигателей ближе к концу 19-го века появились более мощные паровые турбины. Такие турбины соединялись с винтом напрямую, что неизбежно привело к возникновению целого ряда технических проблем.
Решением оказалось изобретение Г. Феттингера, который предложил гидравлическую машину, где лопастные колеса гидродинамической передачи, насос, турбина и реактор были объединены в одном корпусе.
ГДТ Феттингера минимизировал потери полезной энергии, КПД устройства оказался высоким. На практике, указанный гидродинамический трансформатор, в среднем, обеспечивал на судах КПД около 90% и даже больше.
Вернемся к коробкам передач на автомобилях. В самом начале 20-го века (1904 год) изобретатели братья Стартевенты из города Бостон, США, представили раннюю версию автоматической коробки.
Следующими автоматическую коробку начали ставить в компании Ford. Легендарная модель Model-T была оснащена планетарной коробкой передач, которая получила две скорости для движения вперед, а также заднюю передачу. Управление КПП было реализовано при помощи педалей.
Далее появилась коробка от компании Reo на моделях General Motors. Такая трансмиссия вполне может считаться первой РКПП, так как это была механическая коробка с автоматизированным сцеплением. Немного позже стала использоваться и планетарная система передач, еще больше приблизив момент появления полноценных гидромеханических автоматов.
Другими словами, речь идет об исполнительных механизмах АКПП (фрикционы, ленточный тормоз). Также в те годы реализовать эффективное управление данными механизмами не составляло труда. Еще необходимость выровнять скорости отдельных элементов АКПП отсутствовала, так как все шестерни планетарной передачи находятся в постоянном зацеплении.
Если сравнить такую схему с попытками автоматизировать работу механической коробки, в то время это было крайне сложной задачей. Основной проблемой являлось то, что в те годы не было эффективных, быстрых и надежных сервомеханизмов (сервоприводов).
Указанные механизмы необходимы для того, чтобы перемещать шестерни или муфты включения для введения в зацепление. Сервомеханизмы также должны обеспечить большое усилие и рабочий ход, особенно если сравнивать усилие для сжатия пакета фрикционов или затяжки ленточного тормоза АКПП.
Качественное решение было найдено только ближе к середине XX века, а массовой роботизированная механика стала только за последние 10-15 лет (например, АМТ или преселективная коробка DSG).
Дальнейшее развитие коробки автомат: эволюция гидромеханической АКПП
Перед тем, как переходить к АКПП, нужно упомянуть коробку передач Уильсона. Водитель выбирал передачу при помощи подрулевого переключателя, а включение производилось посредством нажатия на отдельную педаль.
Такая трансмиссия была прообразом преселективной коробки передач, так как водитель заранее выбирал передачу, при этом ее включение осуществлялось только после нажатия на педаль, которая стояла на месте педали сцепления МКПП.
Данное решение облегчало процесс управления ТС, переключения передач требовали минимум времени по сравнению с МКПП, которые в те годы не имели синхронизаторов. При этом значимая роль коробки Уильсона заключается в том, что это первая КПП с переключателем режимов, которая напоминает современные аналоги (режимы P-R-N-D).
Такая трансмиссия представляла собой гидротрансформатор (гидромуфту) и планетарную коробку передач с автоматическим гидравлическим управлением. Управление было реализовано с учетом скорости движения автомобиля, а также положения дроссельной заслонки.
Коробка Hydra-Matic ставилась как на модели GM, так и на Bentley, Rolls-Royce, Lincoln и т.д. В начале 50-х специалисты Mercedes-Benz взяли данную коробку за основу и разработали собственный аналог, который работал по схожему принципу, однако имел целый ряд отличий в плане конструкции.
В 80-х стала прослеживаться тенденция к постоянному увеличению числа передач. В автоматических коробках сначала появилась четвертая передача, то есть повышенная. Одновременно стала использоваться и функция блокировки гидротрансформатора.
Также четырехступенчатые автоматы стали управляться при помощи ЭБУ, что дало возможность избавиться от многих механических элементов управления, заменив их соленоидами.
Например, первыми внедрение электронной системы управления автоматической коробкой передач реализовали специалисты Toyota в 1983 г. Далее Ford в 1987 году также перешел на использование электроники для управления повышающей передачей и блокировочной муфтой ГДТ.
Для этого увеличивается общее количество передач, скорость переключений стала очень высокой. Сегодня можно встретить АКПП, которые имеют 5, 6 и более «скоростей». Основная задача – успешно конкурировать с преселективными роботизированными коробками типа DSG.
Параллельно происходит и постоянное усовершенствование блоков управления АКПП, а также программного обеспечения. Изначально это были системы, которые только определяли момент переключения передачи и отвечали за качество включений.
Позже появилась и возможность ручного управления АКПП (например, Tiptronic), когда водитель может самостоятельно определять моменты переключения передач подобно механической коробке. Дополнительно коробка автомат получила расширенные возможности в плане самодиагностики, контроля температуры трансмиссионной жидкости и т.д.
Как работает коробка-автомат: классическая гидромеханическая АКПП, составные элементы, управление, механическая часть. Плюсы, минусы данного типа КПП.
Гидротрансформатор АКПП (конвертер крутящего момента, ГДТ). Назначение, устройство гидротрансформатора, принцип работы и особенности.
Пробуксовка автоматической коробки при переключении передач: основные причины, по которым пробуксовывает автомат. Диагностика коробки, устранение неполадок.
Автоматическая коробка передач (АКПП, АКП) «классического» типа с гидротрансформатором: устройство и принцип работы. Плюсы и минусы гидромеханической АКПП.
Соленоид АКПП: устройство соленоидов, принцип работы. Частые неисправности и поломки клапанов-соленоидов, диагностика, ремонт и замена.
Кто изобрел стиральную машину автомат – история появления
Для современного человека автоматическая машина для стирки белья является одним из самых необходимых приборов в быту. Сейчас она есть в каждом доме, и люди ценят все преимущества ее использования, поскольку это огромная экономия сил и времени. Но многие не знают о том, кто придумал стиральную машину автомат. Раньше женщине приходилось тратить большую часть дня на угнетающий быт. Ведь перестирать горы белья – задача не из легких. Теперь же проблема решается при помощи техники, которую можно приобрести в любом специализированном магазине.
С чего все начиналось
Предыстория возникновения техники для стирки
До активного развития научно-технического прогресса методы стирки были довольно примитивны. До сих пор неизвестно имя первого изобретателя машинки, поскольку заявления на ее регистрацию поступали регулярно и в большом количестве. Устройства мало чем походили на современные, но их с уверенностью можно было назвать предпосылками.
В конце 18 века появилась стиральная доска, которая прослужила людям многие годы. Она была широко распространена в советское время.
В эти же годы американец Натаниэль Бриггс изобретает стиральный прибор. Он был в виде бадьи из дерева с вращающейся рамой. Большие затраты рабочей силы не оправдывали назначение аппарата.
Появление первых стиральных аппаратов
Запатентованное устройство появилось в середине XIX века. Самую первую в мире машину для стирки белья создал американский изобретатель Джеймс Кинг. Внешне она очень напоминала современный прибор, несмотря на то, что была с ручным приводом.
С этого времени усовершенствование процесса стирки начало протекать ускоренными темпами. До 71 года XIX века в Америке насчитывалось около 2-х тысяч патентов на устройства. Многие стиральные машинки не годились для выполнения своих основных функций. Их эксплуатация была не продолжительной, поскольку надежность прибора оставляла желать лучшего.
Одна из первых прачечных открылась изобретателем из Калифорнии в 51 году XIX века. Он спроектировал машину, при помощи которой за один раз можно было постирать 10-15 вещей. Для работы приспособления труд человека не использовался. В него запрягали 10 мулов. За стирку белья калифорниец брал определенную сумму и тем самым зарабатывал себе на жизнь.
Запуск стиральной техники в серийное производство
Первым человеком, кто изобрел стиральную машину и запустил ее в серийное производство, стал Уильям Блэкстоун. Она была с ручным приводом и продавалась по цене два с половиной доллара за единицу. Первую сконструированную модель изобретатель подарил своей жене в день ее рождения. Промышленное предприятие, основанное Блэкстоуном, продолжает функционировать по настоящее время.
Так как белье после стирки нуждалось в отжиме, а эта процедура тоже требовала немалых усилий, было придумано приспособление, позволяющее с легкостью избавляться от излишков воды. Оно представляло собой два валика, крутящиеся по направлению друг к другу. Мокрое белье проходило через них и отжималось, при этом нужно было крутить ручку. Не так давно люди перестали пользоваться этим изобретением.
Стиральные приборы с мотором
В Европе стиральные машины начали появляться в начале XX века. В конструкции стали использовать мотор, который сначала работал за счет сгораемого топлива. Но механизм, работающий на бензине, не прижился, поскольку дым и запах, исходившие от него неблагоприятно сказывались на состоянии чистоты и свежести вещей.
Впоследствии немцами была усовершенствована технология производства, что привело к возникновению первой стиральной машины с электроприводом. Создателем этого прибора, называемого «Thor», является Альва Фишер. Конструкция выполнялась из дерева и выглядела как барабан. Стирка осуществлялась вращающимися движениями в количестве по восемь раз в каждую из сторон.
Путь к стиральным машинам автоматам
Процесс развития современной стиральной машины
Развитие и усовершенствование процесса изготовления стиральных устройств в 20 году XX века приводит к массовому росту производств, которых только в Америке насчитывалось более 1400 предприятий. Изделия особо не отличались безопасностью, так как все детали механизма были открыты. Аппараты выполняли непосредственно только свои основные функции.
Дизайн стиральной машины кардинально меняет мало кому известная в те времена компания Whirlpool. Наемные специалисты предприятия обшивают устройство накладками из пластика, снижают уровень шума, возникающего при работе. Кроме этого ассортимент продукции приобретает различные варианты цвета. Из неприглядной конструкции прибор преобразовывается в элегантный предмет интерьера.
Далее технологическое развитие машины для стирки белья сопровождается совершенствованием ее эстетического вида. Появившиеся в домах устройства приводят к закрытию основного количества прачечных в связи с потерей клиентов. Начинаются массовые увольнения домашнего персонала. Использование стиральной машины в быту вытесняет ручной труд человека.
Создание машины автомата
В середине XX века создается аппарат, управляемый при помощи программ, носителями которых были перфокарты.
Устройства могли стирать по установленной программе, существенно упрощая работу человека. Впоследствии автоматическое управление было внедрено во все узлы прибора, включая отжим. Это был настоящий прорыв в развитии производства стиральной техники.
В 70-х годах она уже начинают напоминать своей внешней формой нынешние автоматические аппараты. Постепенно машины для стирки белья обзаводятся новым функционалом. Механические элементы управления вытесняются электроникой. Выпускается первая машина с процессором.
Первая советская стиральная техника
В СССР первый аппарат появился в 50-х годах. Это была машина активаторного типа с вертикальной загрузкой рижского производителя. Экземпляр имел название «ЭАЯ-2» и внешне напоминал ступень ракеты. Он обладал функцией стирки, полоскания и отжима. При помощи рычага переключались режимы.
В то время, когда во всем мире пользовались стиральной машиной автомат, а это был 66 год, в СССР появляется агрегат «Вятка». Он походил на бочку с мотором. Из внедренных технических характеристик был только таймер. Набирать в устройство воду, а также сливать ее, приходилось вручную.
Спустя некоторое время в стране стали выпускать полуавтоматические приборы для стирки и отжима белья, снабженные центрифугой. Такой была модель «Сибирь». Машина многим известна и не снята с производства по сей день.
Стиральные машины автомат в СССР
Одной из первых советских автоматических моделей была стиральная машина «Волга-10». Она выпускалась заводом имени В.И. Чапаева в городе Чебоксары. Отрицательной стороной этого устройства было высокое потребление им электроэнергии. В связи с чем модель сняли с производства, поскольку в жилых помещениях не предусматривалась разводка необходимой мощности, и она при включении выбивала пробки.
Наиболее удачной оказалась модель «Вятка-автомат-12», запуск в производство которой начался в 81 году машиностроительным заводом города Кирова. Лицензия на изготовление была приобретена у итальянской организации Мерлони Элетродостичи (в настоящее время Indesit). Она стала первым советским стиральным автоматом, оборудованным удобными в использовании программами.
Его оснастили современным по тем временам корпусом и деталями из Италии. «Вятка-автомат» выпускалась в период застоя и ее стоимость была довольно высокой – составляла четыреста рублей. В связи с этим она так и не стала дефицитным товаром.
Современные стиральные машины автомат
История производства стиральных приборов и совершенствование их технологии продолжается по настоящее время. Новые модели выпускаются регулярно, а устаревшие устройства постепенно уходят в прошлое. Можно отметить некоторые преимущества современного бытового аппарата:
Время идет, постепенно стиральные машины становятся интеллектуально развитыми и экономичными. Они способны стирать различные виды белья, контролировать его вес и расход порошка, выполнять сушку вещей. Некоторые высокотехнологичные модели сами осуществляют обновление программы посредством интернета. Тому, кто изобрел стиральную машину, благодарны многие. Этот вид бытовой техники остается лидером среди потребителей.