Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину

Спутниковое слежение за транспортом: что представляет собой система ГЛОНАСС

Когда-то единственной полноценной системой, предоставляющей сведения о позиционировании объектов на земной поверхности, была американская GPS (Global Positioning System), Глобальная Система Позиционирования. Однако, в начале века в космосе появилась группировка российских спутников в количестве 24 штук и это событие ознаменовало появление альтернативны. ГЛОНАСС расшифровывается как Глобальная Навигационная Спутниковая Система.

Очевидно, что навигационная система облегчает любым транспортным средствам ориентирование на местности и упрощает в разы их трекинг, нахождение на карте в любой момент времени. Хорошей иллюстрацией важности такой информации служит государственная система экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

ЭРА-ГЛОНАСС позволяет быстро среагировать службам спасения в ситуации, когда дорога каждая секунда.

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Для чего предназначена система ГЛОНАСС

Главная цель системы – точное определение координат, движущихся или неподвижных объектов на поверхности земли.

Областей деятельности, в которых требуется измерять расстояния между точками на плане местности, получать представление о размерах больших объектов или отслеживать перемещение транспорта – великое множество. Особенно велика потребность в такой системе для выполнения задач навигации. Это и ориентирование отдельных людей в незнакомой местности, и прокладка маршрута с помощью различных карт для автотранспорта. Еще более востребована ГЛОНАСС для судоходства и организации авиасообщения.

На самом деле ГЛОНАСС имеет даже более широкое применение в народном хозяйстве, чем предоставление контроля за транспортными средствами. Да, отслеживание автомобилей, кораблей, самолетов на трассе, маршруте – важнейшая задача системы. Однако, спутниковая навигация используется и в строительстве, и в геологоразведке, и аварийными службами, и службами спасения, при картографировании и обычными пользователями для определения места на карте города. Вот примерный перечень задач:

Принцип работы ГЛОНАСС

Не все знают, как спутники способны указать наземному объекту его местоположение. А многие считают, что все дело в том, что сверху космическому аппарату открывается обзор большей территории. Правда значительно более любопытна. Определение координат происходит посредством измерения расстояний от точки до нескольких видимых спутников. Вычисляется результат по времени прохождения сигнала от спутника до позиционируемого приемника.

Чем больше спутников, тем с большей точностью удается вычислить координаты.

Наличие 24 спутников ГЛОНАСС на орбите позволяет распределить их поровну на каждое из полушарий. Таким образом, в любой точке на земле над горизонтом видны как минимум четыре космических аппарата, не считая запасных. Резервные спутники в случае выхода из строя одного из штатных могут быстро его заменить. Будучи резервными, они, все же работают и образуют, используя инженерию терминологию, «достаточную избыточность», повышая точность позиционирования.

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Навигационные сигналы

Магнитные волны, посредством которых осуществляется связь, представляют собой непрерывный спектр частот. Специфическая стратегия использования отдельных свойств волнового диапазона с помощью передающего оборудования позволяет организовать множественный доступ в рамках определенного стандарта связи. Всего различают три основных подхода, получивших названия в соответствии с применяемым способом разделения каналов:

Последние три буквы схожие, в названиях, – это аббревиатура от Division Multiple Access – Разделение Множественного Доступа, а первые характеризуют технологию и понятны без перевода Frequency, Time и Code.

FDMA-сигналы

Этот способ применяют не только сотовые операторы. Он широко распространен и в других устройствах связи. Суть состоит в разделении электромагнитного спектра линии по частоте на равные или неравные полосы пропускания, симметричные или асимметричные каналы. Каждому передатчику выделяется свой частотный ресурс, который не имеет ограничений по времени использования. Для недопущения создания помех каждый канал ограничивается свободным частотным интервалом.

CDMA-сигналы

Технология использует не временной и не частотный принцип разделения ресурса. Каждому подключенному устройству, участвующему в передаче данных, выделяется индивидуальный код известный принимающей стороне, которая выделяет его из общего трафика полосы пропускания. Недостаток CDMA – необходимость для обмена информацией в сложном дорогостоящем оборудовании.

ГЛОНАСС для контроля транспорта, как работает мониторинг транспорта

Основными элементами системы являются оборудование для коммуникации со спутниками или для сотовой связи, логическое устройство обработки сложной информации и цифровые карты, на которые проецируется положение отслеживаемого транспортного средства. С помощью передачи сигнала от движущегося объекта к спутникам и, наоборот, периодически обновляются его координаты. На протяжении всего маршрута автомобиль, судно или самолет накапливает информацию о своем местонахождении в заданные моменты времени и либо передает ее диспетчерским службам, либо сохраняет в постоянной памяти до прибытия в пункт назначения.

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Оборудование для мониторинга

В случае, когда мониторинг в реальном времени не обязателен, установка дорогостоящего оборудования и оплата услуг оператора сотовой связи не требуется. Появляется возможность обойтись более недорогим модулем обмена данными со спутником напрямую.

Применяется мониторинг предприятиями для решения вопросов логистики, автоматизации контроля и управления перевозками и подвижным составом.

Что входит в передаваемый сигнал

Прежде всего, терминалом, установленным на транспортном средстве, передается запрос на спутник. Именно так определяются координаты в пространстве. При работе в режиме реального времени через сотового оператора передается также информация с датчиков автомобиля. Так, большинство систем экстренного реагирования получают сведения о состоянии транспортного средства от установленных на нем сенсоров.

В автомобиле устанавливаются датчики:

Если речь идет о ЭРА-ГЛОНАС, обязательно передаются следующие сведения:

Требования к системе ЭРА-ГЛОНАСС – единый стандарт ГОСТ Р 54620–2011

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Оборудование системы ЭРА-ГЛОНАСС

Преимущества применения системы мониторинга ГЛОНАСС

Система позволяет с высокой точностью определять свое местоположение или координаты автомобиля в любой момент времени в автоматическом режиме или по запросу, не заменима для прокладки маршрута в незнакомой местности. На основе ГЛОНАСС имеется хорошо отработанная технология оповещения об аварии для экстренного реагирования ЭРА. Имеется возможность отслеживать координаты автомобиля и в случае угона.

ГЛОНАСС обладает повышенной надежностью, как система, созданная, прежде всего, для военных нужд.

Отличие системы ГЛОНАСС и системы GPS

Спутники GPS синхронизированы с вращением земли, а ГЛОНАСС перемещаются независимо. Аппараты американской системы располагаются ближе к экватору, в то время как российская более полярная. В силу таких орбит ГЛОНАСС превосходит GPS по качеству сигнала на севере. Страны, расположенные в высоких широтах, например, Швеция, Норвегия, Финляндия особенно интенсивно используют спутники российской группировки.

ГЛОНАССGPS
Орбитальная группировка, кол-во аппаратов2424
Группа спутников в одной плоскости, кол-во аппаратов86
Число орбит34
Точность измерения, м2-62-4
Площадь покрытия, %70 (включая всю территорию России)100
ПримечаниеВ северных широтах сигнал значительно более устойчив и уверенно принимается по сравнению с конкурентомКачество сигнала повышается с приближением к экватору и южной части средних широт

С 2014 года выводятся усовершенствованные спутники Глонасс-М, позволяющие работать с оборудованием поддерживающем стандарт CDMA.

Система непрерывно совершенствуется, и в ближайшее время ее точность будет повышена до 1 м. В перспективе, с выводом на орбиту новых спутников погрешность позиционирования ГЛОНАСС будет уменьшена до 10 см, в то время как GPS лишь расширяет спутниковую группировку.

В целом в мире используются обе системы одновременно, что позволяет значительно увеличить точность позиционирования. Таким образом, наземному оборудованию удается исправить отдельные недостатки одной системы за счет другой приемом и сопоставлением спутниковой информации из двух источников. Этот факт учитывают и производители радиооборудования снабжая свою технику способностью работать с двумя навигационными системами.

Видео

Источник

Новые требования установки ГЛОНАСС на транспортные средства в 2021 году

Действующее законодательство РФ требует, чтобы на некоторые автомобили и автобусы была установлена спутниковая система навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, позволяющая отслеживать положение транспортного средства.

Существует ряд нормативных документов. в которых четко прописаны требования к установке аппаратуры спутниковой навигации.

В этой статье рассмотрим новое Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2020г. №2216 «Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации», которое заменило, утратившее силу Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 №153, и призвано повысить эффективность управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров и опасных грузов.

Данный закон вступит в силу 1 сентября 2021 г. и будет действовать до 1 сентября 2027г.

В новое постановление внесены изменения, отсутствующие в законе №153, которые подробно разберем ниже.

Требования к оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств.

Согласно новому постановлению аппаратура спутниковой навигации должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 3 секунд через Государственную автоматизированную систему “ЭРА-ГЛОНАСС”.

Вся информация передается в обязательном порядке в Федеральную службу по надзору за транспортом, а также, по решению собственника транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи, в региональные, муниципальные и другие информационные системы.

В перечень сведений о владельце транспортного средства, размещаемых в системе «ЭРА-ГЛОНАСС», включен ИНН. По итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе предусмотрено оформление свидетельства в электронном виде, которое направляется на адрес электронной почты владельца транспортного средства в течение 24 часов после идентификации.

На какие транспортные средства нужно устанавливать аппаратуру спутниковой навигации ГЛОНАСС в 2021 году

В обязательном порядке оснащаются следующие транспортные средства:

Данное постановление не распространяется на следующие виды транспортных средств:

Кто имеет право устанавливать на транспортное средство систему GPS ГЛОНАСС?

Установкой аппаратуры спутниковой навигации имеют право заниматься:

Как должна осуществляться установка системы GPS ГЛОНАСС в 2021 году?

Процесс установки включает в себя:

Идентификация аппаратуры спутниковой навигации обеспечивается оператором системы посредством размещения в ней следующих данных:

В случае замены аппаратуры спутниковой навигации, установленной на транспортном средстве или изменения информации о ТС, его владельце, собственник транспортного средства должен обеспечить передачу данных оператору системы.

При идентификации аппаратуры спутниковой навигации осуществляется проверка ее работоспособности посредством тестирования корректной отправки и получения информации системой.

В нашей компании вы можете произвести оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации.

Источник

35 лет ГЛОНАСС: как советское наследие пригодилось России.

35 лет назад начала создаваться тогда еще советская Глобальная навигационная спутниковая система. 12 октября 1982 года на орбиту вышел первый спутник серии «Ураган», положив начало истории ГЛОНАСС.

Удивительно, что так давно: большинство россиян впервые услышали аббревиатуру ГЛОНАСС только в нулевые годы. Ранее проект был закрытым. В СССР гражданам не полагалось даже точных карт собственной страны, какая уж там спутниковая навигация!

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Как почти все качественное и технически сложное, что делалось в СССР, проект преследовал военные цели и лишь впоследствии был приспособлен для нужд обычного человека. Впрочем, как и в случае с GPS.

Еще в 1957 году, наблюдая за первым советским спутником, американские ученые во главе с Ричардом Кершнером обнаружили, что благодаря эффекту Допплера частота знаменитого сигнала «бип-бип-бип» увеличивается при приближении спутника и уменьшается при его отдалении.

В СССР история космической навигации и связи началась 23 ноября 1967 года, когда на орбиту вышел спутник «Космос-192» для поддержания контакта с боевыми кораблями и подлодками в Мировом океане. С момента запуска первого спутника Земли прошло ровно десять лет.

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

В 1971-1976 годах были запущены шесть спутников серии «Парус», обеспечившие работу системы «Циклон» для ВМФ и «Цикада» для торгового флота.

Погрешность при позиционировании объекта составляла до 100 метров, что не идет ни в какое сравнение с возможностями ГЛОНАСС и GPS. Сигнал проходил с задержкой до двух часов.

14 июля 1974 года американцы приступили к формированию системы GPS, запустив первый спутник орбитальной группировки.

Москва не промедлила с ответом: в декабре 1976 года было принято постановление ЦК КПСС и совета министров о создании ГЛОНАСС.

Зато потом СССР поднажал, и обе системы вошли в строй практически одновременно, в 1993 году.

На первом этапе на развертывание ГЛОНАСС было потрачено около 2,5 млрд долларов.

В открытом доступе

Американцы создавали GPS как секретную военную систему, но раскрыли ее практически сразу.

1 сентября 1983 года советский истребитель сбил вблизи Сахалина южнокорейский «Боинг» с 269 пассажирами и членами экипажа на борту

Поскольку причиной была названа дезориентация экипажа в пространстве, президент США Рональд Рейган во избежание подобных трагедий разрешил использовать GPS для гражданских целей во всем мире. Правда, точность сигналов была уменьшена и огрублена специальным алгоритмом.

В 2000 году президент Билл Клинтон одним из своих последних указов отменил использование этого алгоритма, дав всем возможность принимать cигналы GPS с полной точностью.

Система ГЛОНАСС к этому времени фактически прекратила существование, поскольку на орбите остались всего шесть действующих спутников, остальные выработали свой ресурс и сгорели в атмосфере.

Восстановить ГЛОНАСС решил президент России Владимир Путин: возможно, и по соображениям престижа, а также из-за опасений, что в случае резкого обострения отношений американцы каким-нибудь образом отключат GPS для российских пользователей.

В 2012-2020 годах на запуск новых спутников и модернизацию оборудования ГЛОНАСС российское правительство планирует потратить 320 млрд рублей (свыше 5 млрд долларов).

В отличие от GPS, сигнал ГЛОНАСС до сих пор делится на открытый и «защищенный сигнал повышенной точности» с засекреченным кодом для избранных пользователей.

Российские спутники служат примерно вдвое меньше американских (семь и 15 лет соответственно), зато не нуждаются в периодической коррекции орбиты.

Невысокое наклонение орбит спутников GPS ухудшает точность в приполярных районах Земли, а сигнал ГЛОНАСС в некоторых удаленных от России регионах вообще не ловится.

Точность определения координат у ГЛОНАСС ниже, чем у GPS: 3-6 метров погрешности против 2-4 метров.

Вслед за телевидением, телефонией и метеорологией спутниковое позиционирование оказалось еще одной сферой, в которой освоение космоса приносит реальную пользу людям, а не служит либо наращиванию военной мощи, либо абстрактному знанию.

Почти ушли в прошлое атласы автодорог, без которых еще недавно не обходилась ни одна дальняя поездка. Остались в прошлом времена, когда иногородние таксисты в Москве просили пассажиров показывать, куда ехать.

Техника развивается так быстро, что и GPS-навигаторы устарели. Теперь, чтобы построить маршрут, достаточно иметь в кармане смартфон.

Началом массового применения спутниковой навигации для гражданских нужд в России считается 25 августа 2008 года, когда вышло постановление правительства «Об оснащении транспортных средств аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS».

17 октября того же года главный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич в Ново-Огарево торжественно вручил Путину ошейник-трекер с приемником ГЛОНАСС для его лабрадора Кони.

29 января 2009 года российское правительство объявило, что первым городом страны, где общественный транспорт будет массово оснащен системой спутникового мониторинга на базе ГЛОНАСС, станет олимпийский Сочи. Соответствующее оборудование установили на 250 автобусах.

29 апреля 2017 года помощник президента России по экологии Сергей Иванов предложил оснастить спутниковой аппаратурой все российские мусоровозы, чтобы контролировать, везут ли они городские отходы на сертифицированные свалки или избавляются от них, где попало.

5 декабря 2010 года ракета-носитель «Протон-М» из-за ошибок в математическом обеспечении полетного задания рухнула в Тихий океан в полутора тысячах километров к северо-западу от Гавайев вместе с тремя спутниками ГЛОНАСС общей стоимостью около 2,5 млрд рублей. Это стало одной из самых громких аварий в новейшей истории российской космической индустрии.

В июле 2012 года было возбуждено уголовное дело в связи с предполагаемым хищением 6,5 млрд рублей из бюджета развития ГЛОНАСС.

В ноябре лишился должностей генеральный директор компании «Российские космические системы» и главный конструктор ГЛОНАСС Урличич.

Чем больше, тем лучше

Правительство России упрекают в том, что оно нарушает правила конкуренции, навязывая всем, кто от него зависит, именно ГЛОНАСС, а не GPS.

В частности, по данным российских интернет-порталов, во время летней Универсиады 2013 года в Казани для получения аккредитации каждое такси должно было установить сертифицированный приемник за 18 тыс. рублей.

Эксперты, тестировавшие в 2012 году различное оборудование по заказу газеты «Ведомости», пришли к выводу, что «для поездок по Москве можно обойтись и односистемным навигатором, но навигаторы ГЛОНАСС/GPS работают точнее и надежнее».

Агентство Рейтер в апреле 2011 года сообщало со ссылкой на менеджмент шведской телекоммуникационной компании Swepos, что до 90% ее клиентов пользуются двухсистемными навигаторами, так как «ГЛОНАСС работает немного лучше в северных широтах, потому что орбиты ее спутников расположены выше, и мы видим их лучше, чем спутники GPS».

Тогда же теперь уже бывший глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов, докладывая Путину (на тот момент премьер-министру), утверждал, что Швеция «уже полностью перешла на ГЛОНАСС», что не вполне соответствовало действительности.

Первый потребительский навигатор Glospace, рассчитанный на совместное использование GPS и ГЛОНАСС и созданный в России на базе корейской модели, поступил в продажу 27 декабря 2007 года. Аппарат стоил примерно вдвое дороже GPS-аналогов и разошелся в количестве примерно пять тысяч экземпляров, большая часть которых была куплена для вручения чиновникам в качестве подарков.

В мае 2011 года стартовали продажи более совершенных и дешевых двухсистемных навигаторов Lexand SG-555 и Explay GN-510. Доля таких аппаратов на рынке стабильно держалась на уровне 5-6% вплоть до устаревания навигаторов.

Начиная с iPhone 4S (конец 2011 года) поддержка ГЛОНАСС прописана в технических характеристиках мобильных гаджетов Apple.

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Исследователи космоса

10.5K поста 39.4K подписчиков

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу 🙂

Ходил на кораблях, и эта система называлась «Ураган».

Я еще в ЮТ читал про ГЛОНАСС

После 2011 года точность позиционирования ГЛОНАСС для гражданских довели до 2.8 метра.
Для военных и прочих «авторизованных» на порядок выше. т.е. примерно 30 см.

Не знаю может быть с самых современных чипах эту проблему починили. Но последний раз когда я читал про особенности работы в нескольких системах одновременно, то там все таки были зависимости от того в какой системе работает спутник. Например если приемник ловит 4 спутника по одному спутнику из каждой системы: GPS, ГЛОНАС, Galileo, BeiDou, то несмотря на то, что формально это 4 спутника которых теоретически должно быть достаточно для определения координаты, но так как они в разных системах, определить координаты он не мог. Но например связка 3+2 уже работала (скажем три спутника GPS и два ГЛОНАС), что в принципе лучше чем каждая система по отдельности. Но все равно взаимное дополнение работает не так идеально как описывают некоторые журналисты.

Сейчас основной прикол что появились чипы которые могут одновременно использовать несколько разных систем, типа GPS и ГЛОНАСС (также заявляется и поддержка других систем).

Раньше чипы могли только переключаться между ними, но не использовать оба типа спутников сразу.

Т.е. спутников на прием будет гораздо больше и точность позиционирования увеличивается.

Ну и еще что недавно стали запускать спутники с дополнительным сигналом, по которому также можно улучшить точность.

ща открою секрет. GPS тоже никогда не подразумевалась как окупаемый проект и точно также он сугубо военный. америкосы открыли к нему самый низкий доступ чтобы мир быстренько подсел на GPS когда у америкосов оставался рубильник, отключающий его. поэтому глонасс и был создан чтобы не обосраться когда мы будем вести военные действия, а сша с этим будут несогласны. пример сирия. а еще недавно приколюха была когда недалеко от наших берегов черного моря на американских кораблях данные GPS были изменены, а глонасс работал четко. GPS устарел, враждебен и недостаточно точный. глонасс лучше. все сильнейшие государства создают собственные системы навигации чтобы не обосраться в случае войны. европа и китай не просто так подорвались срочно монстрячить собственную навигацию после того как сша и мы ей обзавелись.

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Запуск JWST является только началом рискованного процесса развертывания телескопа. Space News

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

После запуска JWST требуется две недели на крупномасштабное развертывание солнцезащитного экрана и телескопа — процесс с множеством потенциальных отказов. Предоставлено: NASA GSFC / CIL / Адриана Манрике Гутьеррес

ВАШИНГТОН. Грядущий запуск космического телескопа «Джеймса Уэбба» волнует и восхищает астрономов, но этот запуск знаменует только начало самой рискованной части миссии.

NASA и другие партнеры миссии заявили 22 декабря, что они изменили график запуска на 25 декабря JWST на Ariane 5 из Французской Гвианы после того, как 21 декабря из-за погодных условий произошел однодневный перенос.

Старт запланирован на 7:20 и 7:52 утра по восточному времени 25 декабря. Если все пойдет по плану, JWST отделится от верхней ступени ракеты через 27 минут после старта.

Хотя запуск обычно является самой рискованной частью полета космического корабля, он бледнеет по сравнению с тем, что предстоит испытать JWST. В то время как космический аппарат стартует на ракете, которая находится в эксплуатации более двух десятилетий, с ее последним катастрофическим отказом при запуске в 2002 году, JWST должна будет завершить серию первых в своем роде сложнейших развертываний и маневров после отделения от верхней ступени ракеты.

Первое развертывание происходит через 33 минуты после старта, когда разворачиваются солнечные батареи. За этим последует первая коррекция в середине курса, названная MCC-1a, которая состоится через 12,5 часов после старта.

Эти два события являются наиболее чувствительными ко времени для космического корабля, сказал Грег Робинсон, директор программы JWST в штаб-квартире NASA, во время разговора с журналистами 21 декабря. «Все остальное относительно гибкое по срокам, но на этих операциях планируем конкретные сроки», — сказал он.

Номинальный предварительный график предусматривает начало развертывания солнцезащитного экрана через три дня после запуска. Два поддона по бокам космического аппарата будут опускаться вниз со сложенным в них элементами солнцезащитного экрана. Два дня спустя откроются крышки, закрывающие материал солнцезащитного экрана, а через день произойдет развертывание двух штанг для развертывания солнцезащитного экрана до его полных размеров. Пять слоев Kapton с алюминиевым покрытием для солнцезащитного экрана натягиваются до рабочего состояния в течение следующих двух дней, завершая развертывание солнцезащитного экрана через восемь дней после запуска.

Развертывание зеркала телескопа начинается через 10 дней после старта, когда штатив, удерживающий небольшое вторичное зеркало, выдвигается на рабочее место. Два крыла, каждое из которых удерживает три из 18 сегментов главного зеркала, затем фиксируются на месте, завершая развертывание телескопа через 13 дней после запуска.

Впереди месяцы работы по выравниванию зеркал телескопа и пуско-наладке инструментов по мере их охлаждения до рабочих температур — процесс, который завершится не раньше, чем через шесть месяцев после запуска. Маневр через 29 дней после запуска выведет JWST на свою последнюю гало-орбиту вокруг точки Лагранжа Земля-Солнце L-2, в 1,5 миллиона километров от Земли.

Однако эти первоначальные развертывания являются одними из самых важных и самых рискованных. На ноябрьском брифинге Майк Мензел, ведущий системный инженер JWST в Центре космических полетов имени Годдарда NASA, сказал, что в космическом корабле (по анализу конструкции) возможны 344 одноточечных мест отказа, 80% из которых связаны с механизмами развертывания. «Когда у вас есть такой механизм, трудно обеспечить его полную избыточность», — сказал он.

«Солнцезащитный экран, например, включает в себя 140 спусковых механизмов, 70 шарнирных узлов, восемь двигателей развертывания, около 400 шкивов и 90 тросов, общая длина которых составляет 400 метров», — сказала Кристал Пуга, системный инженер JWST в Northrop Grumman, во время того ноябрьского брифинга.

«Я думаю о развертывании солнцезащитного экрана аналогично машине Руба Голдберга, поскольку он использует серию реакций, которые работают последовательно, вызывая одно событие за другим, пока не будет полностью развернут весь солнцезащитный экран», — сказала она, но добавила, что уверена в правильности работы.

«В течение нескольких лет мы проводили тестирование нескольких развертываний как на малых, так и на полноразмерных моделях», — сказала она. «Это вселяет в нас уверенность в том, что Webb будет успешно развернут».

«То, на чем мы сосредоточились при развертывании, — это определенно солнцезащитный экран, — сказал Мензель. «Солнцезащитный экран — одна из тех вещей, которые по своей природе почти недетерминированы».

Если что-то пойдет не так во время процесса развертывания, существуют различные планы действий на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы попытаться исправить проблему. Альфонсо Стюарт, руководитель систем развертывания JWST в Goddard, сказал, что простейшие исправления включают повторную отправку команд развертывания и проверку телеметрии на наличие ошибочных сигналов.

По его словам, более сложные шаги включают в себя «шимми», когда космический корабль раскачивают вперед и назад, или «вращение», чтобы вращать космический корабль на одной оси, чтобы высвободить застрявший элемент. Еще одна процедура, получившая название «огонь и лед», — переориентировать космический корабль, чтобы солнечный свет попадал в определенные области для нагрева компонентов. «Это конкретное мероприятие, это непредвиденное обстоятельство, вероятно, является последним шагом», — сказал он. «У нас довольно много альтернативных непредвиденных обстоятельств в системе».

Если проблема с развертыванием не может быть решена, это не обязательно означает конец миссии. «Не думаю, что я бы в день, если бы половина из них не развернулась, у нас не было бы проблем. Они, конечно, будут, — сказал Мензель о солнцезащитном козырьке. «Если бы его части развернулись не так, как мы хотели, это во многом зависело бы от того, где было рассогласование».

У телескопа есть «криогенные поля», которые могут устранить некоторые проблемы с развертыванием солнцезащитного козырька. «У нас могут быть неизвестные тепловые нагрузки, например, та, которая может возникнуть из-за соприкосновения слоев [солнцезащитного экрана]», — сказал он, особенно если этот контракт был локализован в одной области солнцезащитного экрана.

Билл Окс, менеджер проекта JWST в Goddard, сказал, что команды готовы к любому количеству потенциальных проблем во время развертывания. «Мы не говорим о том, что будем делать, если потерпим неудачу. Мы говорим о том, как мы исправляем проблемы, которые видим на орбите, и как двигаться дальше», — сказал он.

Хотя установка солнцезащитного козырька и телескопа — одни из самых рискованных этапов полета, он сказал, что не будет расслабляться после того, как они будут выполнены. «Как руководитель проекта, я не вздохну с облегчением, пока мы не объявим, что мы работаем через 180 дней после запуска».

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Зонды Брейсвелла. Нас кто-нибудь слышит?

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Они названы в честь Рональда Брейсвелла, который впервые предположил их возможность в 1960 году. Брейсвелл утверждал, что межзвездные «зонды-посланники», как он их назвал, предлагают привлекательную альтернативу обычному SETI подходу (Search for Extraterrestrial Intelligence. Поиск разумной внеземной жизни посредству радио-телескопов. Это в итоге привело к появлению радиоастрономии как науки и строительству огромных телескопов) прослушивания внеземных сигналов и, в случае успеха, участия в медленном диалоге на расстоянии многих световых лет.

Как первоначально задумывалось, зонды Брейсвелла, приводимые в действие высокоскоростными двигательными установками для межзвездных путешествийи автономно управляемые компьютерами с высокой степенью искусственного интеллекта, будут отправлены к звездным системам, которые были определены как биологически интересные. По прибытии к целевой звезде зонд Брейсвелла должен был выйти на почти круговую орбиту в середине обитаемой зоны звезды и в той же плоскости, что и его планетная система. Это было бы идеальным местом для установления контакта с любыми разумными, технологичными жителями. Включив свои приборы, используя свет, полученный от звезды-хозяина, он будет сканировать узкополосные радиопередачи, свидетельствующие об искусственном происхождении. Если бы таковые были найдены, он записал бы их, определил их источник и передал бы их содержимое обратно в неизменном виде, чтобы привлечь к себе внимание. Это позволило бы установить существование и местонахождение зонда и провести первый контакт.

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Использование зондов-мессенджеров, отметил Брейсвелл, дает ряд преимуществ по сравнению со стратегией поиска межзвездных сигналов и последующей попытки провести удаленный разговор (см. SETI). Зонд на месте мог бы передавать гораздо более мощный сигнал целевым мирам, чем передатчик, расположенный на расстоянии многих световых лет, так что его вероятность быть замеченным была бы намного больше. Ему также не придется полагаться на потенциальных получателей, постоянно отслеживающих большое количество звезд. При необходимости он мог бы выждать свое время, пока вид эволюционирует примерно до той стадии, на которой мы сейчас находимся (Гипотеза Стража). Если бы его уловка с повторением местных радиопередач не увенчалась немедленным успехом, он мог бы попытаться передать собственное сообщение в более широком диапазоне частот. Как только он установит контакт, в игру вступит его другая великая сила; то есть разговор с контактной расой можно будет вести практически в режиме реального времени. Используя свой встроенный интеллект и хранилище памяти, зонд мог передавать огромное количество информации о его происхождение и цивилизация, пославшая его, без необходимости ждать много лет обмена приветствиями через межзвездную пустоту. Если бы он был достаточно большим, он мог бы даже нести артефакты, включая подарки, устройства и предметы искусства. (Например земные зонды Вояджер-1 и Вояджер-2)

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Цивилизации, подобные нашей, которые научились выполнять межпланетные миссии, могут быстро приобрести способность запускать космические аппараты-роботы с искусственным интеллектом к близлежащим звездам на высоких скоростях. Действительно, с тех пор как Брейсвелл впервые предложил идею зондов-посланников, был достигнут быстрый прогресс в ряде соответствующих технологических областей, включая робототехнику, хранение информации и движение космических аппаратов. Это приближает момент, когда мы сами сможем отправить зонды Брейсвелла, о чем говорил Майкл Макколлум в своей книге «Спасательный круг2» (1983).

Совсем недавно Брейсвелл предположил, что для достижения своих целей, как в случае с проектом «Дедал» (про него отдельный пост можно пилить) было бы достаточно, чтобы зонд-посланник просто прошел через планетарную систему. Такой зонд можно было бы сделать меньше по размеру и с гораздо меньшими затратами, если не применять двигатели торможения. Наш вклад в успех попыток инопланетных рас установить контакт таким образом может заключаться в создании сложной системы космического наблюдения, возможно, являющейся продолжением системы, предназначенной для поиска объектов, сближающихся с Землей.

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

WALL-E земных пустынь

Проект миниробота A’seedbot для озеленения пустыни спроектировал дизайнер Мазьяра Этехади из Дубайского института дизайна и инноваций.

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Робот A’seedbot — это крошечный автономный робот, целью которого является преобразование непригодной для жизни песчаной пустынной почвы в зеленый ландшафт. Оснащенный солнечными батареями на спине, крошечный робот, похожий на детеныша тюленя, заряжается днем и бродит по местности ночью.

При выявлении плодородных участков робот высаживает семена растений на основе данных, полученных от его датчиков и навигационной системы.

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

«Опустынивание является огромной проблемой во всем мире, вызванной неустойчивыми методами ведения сельского хозяйства, добычей полезных ископаемых, изменением климата и общим чрезмерным использованием земель. Но, как и само изменение климата, опустынивание является сложной экологической проблемой, которую трудно понять»,

Робот перемещается по песку в поисках правильных уровней влаги для посадки семян. Помимо датчика влажности почвы, крошечный робот оснащен датчиком расстояния — он отправляет отчеты пользователю для статистических данных. Как отметил дизайнер, эта концепция предназначена для различных аудиторий от правительственных учреждений до фермеров и частных лиц, отвечающих на различные темы, такие как проблемы климата или сельское хозяйство.

Информация стыбрена со всей сети.

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Стартап из Израиля выращивает куриное мясо из клеток курицы

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Компания Future Meat Technologies открыла в начале этого года предприятие по производству мяса. Фото: Future Meat Technologies

Израильские эксперты используют уникальный подход. Он заключается в том, чтобы брать клетки у живых животных и использовать для их роста специальные биореакторы (ферментеры) из нержавеющей стали (это оборудование для выращивания биологических культур в контролируемых стабильных условиях). Они не только регулярно удаляют продукты жизнедеятельности культур, но и обеспечивают питание растущим клеткам. В итоге они быстро размножаются и превращаются в ткани, а затем и в съедобные куски мяса.

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Насколько опасны черные дыры?

Черные дыры – это таинственные космические аномалии, природу которых мы только начинаем познавать. Их трудно обнаружить и еще сложнее исследовать. Само пространство искажается вокруг этих удивительных объектов до неузнаваемости, а привычные законы физики становятся неприменимыми. Их изучение помогает нам лучше узнать глубинную сущность нашей Вселенной, но в то же время, несет определенную угрозу. Так насколько же опасны черные дыры?

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Что современная наука может рассказать нам о таких загадочных объектах, как черные дыры

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Отечественная газета предупреждает о «стремительном коллапсе» российской космической программы. Ars Technica

«Космическая программа гниет изнутри».

Кто придумал глонасс на машину. Смотреть фото Кто придумал глонасс на машину. Смотреть картинку Кто придумал глонасс на машину. Картинка про Кто придумал глонасс на машину. Фото Кто придумал глонасс на машину

Глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин посетил строительную площадку стартовой площадки ракетных ускорителей семейства «Ангара» на космодроме Восточный.

На этой неделе в государственной газете «МК» была опубликована длинная и поразительно критическая статья, в которой рассматривается состояние российской космической программы.

Ни один из тезисов статьи из 2800 слов не вызвал особого удивления. Западные наблюдатели, которые следят за российской космической отраслью, понимают, что программа с большими проблемами и в значительной степени основана на прошлой и весьма реальной славе. Что является примечательным, что российские СМИ опубликуют такие разоблачительные статьи для внутренней аудитории.

Космическая программа России все чаще стремится продемонстрировать свое величие в космосе посредством символических действий, а не технологических достижений, таких как запуск российской кинозвезды, отправка робота по прозвищу «Федор» в космос или (полностью) пустые обещания о высадке на Луну в 2030. Но теперь об этих действиях говорится в газете, тесно связанной с российским правительством.

Московская ежедневная газета «МК», ранее известная как «Московский комсомолец», была в советское время пропагандистским органом комсомола или Союза молодых коммунистов. Эта статья написана Дмитрием Поповым, который работает в издании с 1992 года. За свою карьеру Попов получил многочисленные официальные благодарности, признания и награды от правительства России, а недавно получил памятный кинжал от министра обороны России Сергея Шойгу.

Поскольку статья была опубликована в газете, одобренной государством, Попов освобожден от недавно объявленных в стране правил о том, как предписано независимым СМИ освещать большую часть космической деятельности России.

Примечательно, что анализ Попова весьма критичен в отношении Дмитрия Рогозина, который возглавляет космическую корпорацию Роскосмос, которая управляет большей частью космической деятельности страны. Так почему же санкционированный государством журналист критикует космического лидера государства в опубликованном на государственном уровне публикации? Это большой вопрос.

Статья, переведенная для Ars Робом Митчеллом, называется «Космическая программа гниет изнутри». Она начинается с заявления о том, что в космической программе России не хватает компетентных и высококвалифицированных кадров, полно устаревшего оборудования и технологий, а также «системная слабость руководства». И это только первый абзац.

Далее Попов заявляет, что российские космические компании не выполняют обещанные поставки по сотням контрактов. Например, Центр имени Хруничева 5 лет назад согласился поставить 10 разгонных блоков для ракеты «Ангара А5». Первые пять блоков были поставлены только в марте этого года, остальные пять еще не достроены. Из статьи:

Почему? Потому что контроль за исполнением гособоронзаказа своими предприятиями госкорпорация «Роскосмос» осуществляет, скажем так, не слишком строго. Дмитрий Олегович Рогозин в марте 2020 года утвердил соответствующий регламент о порядке осуществления контроля за исполнением организациями госкорпорации государственных контрактов, заключенных с Минобороны России. Однако проверка показала, что работать по регламенту его подчиненные не спешат — сведения о претензиях и штрафах со стороны военных в полном объеме не анализируются. И контроль по большей части свелся к простой констатации — ну вот опять проблема. И, конечно, раз нет достаточного надлежащего контроля — не избежать хищений и прочих злоупотреблений. В отношении должностных лиц «дочек» госкорпорации и их контрагентов с 2019 года возбуждено 60 уголовных дел, ущерб по которым оценивается в свыше чем 5 млрд рублей.

В середине февраля этого года к МКС был запущен грузовик «Прогресс МС-16». Однако состыковаться он автоматически не смог, его пришлось причаливать в ручном режиме из-за повреждения системы «Курс НА». Повреждена она была из-за того, что при запуске вздулся и частично разрушился головной обтекатель. Оказалось, что использованную в его производстве эпоксидку в полном объеме не испытывали на соответствие. Поставщик этой смолы — АО «ХИМЭКС Лимитед» — не имеет технологических возможностей для ее собственного производства (то есть сам где-то купил), а на уже использованные образцы документы, подтверждающие их качество и происхождение, не представлены. То есть и где куплена эпоксидка — тоже не понятно. Хорошо, если не для бытовых нужд на рынке «Садовод». А ведь сделано по такой «технологии» уже 15 головных обтекателей. Приемка их тормознула. А теперь самое интересное — аналогичное повреждение системы «Курс НА» отмечалось и ранее при запусках «Прогрессов» МС-13 (06.12.2019), МС-14 (25.04.2020) и МС-15 (23.06.2020). Но ведь взлетели же, да? Чего теперь панику поднимать — и так сойдет.

Попов также выразил обеспокоенность по поводу того, что Германия сможет оставить ракету «Союз» и космический пилотируемый корабль «Союз» без заправки. Дело в том, что двигатели управления на ракета-носителе «Союз» и в двигателях вывода с орбиты космического корабля «Союз-МС» используют перекись водорода особой степени очистки. Однако производство этой перекиси водорода в России зависит от поставок химикатов, производимых немецкой компанией Evonik Resource Efficiency GmbH. Эти поставки подлежат ограничению международными санкциями против Российской Федерации.

То есть остановить космические пуски России условный Запад может просто по щелчку пальцев.

В статье также обсуждается космодром Восточный, космодром на востоке России, который является приоритетом для президента Владимира Путина. Однако этот проект, которым руководил Рогозин, столкнулся с задержками строительства и коррупцией, например хищениями при строительстве.

По словам Попова, из почти 1200 строений, запланированных к строительству на космодроме, построено только около 200. Строительство более 40 процентов из них еще не началось. Запланированный запуск ракет «Ангара А5» с Восточного уже отложен с 2021 по 2023 год, так как уголовное расследование продолжается.

Затем Попов обращается к так называемой российской программе «Луна», которая требует создания космического корабля «Орёл», для запуска космонавтов в дальний космос. Этот корабль предназначался как для замены корабля «Союз» для доставки космонавтов на Международную космическую станцию, так и для участия в лунной программе.

В 2009 году Роскосмос заказал работы по созданию пилотируемого космического корабля нового поколения для полетов на низкую околоземную орбиту и в дальний космос, в том числе на Луну.
Создание ПТК («Орла») находится на стадии… изготовления макетов и опытных изделий, проведения экспериментальной отработки полноразмерных макетов. Чисто для сравнения — многоразовый «Дракон» Илона Маска, который уже катается туда-сюда в космос, тоже начали разрабатывать в 2009 году.
Отечественная лунная пилотируемая программа, в которой будет использоваться ПТК, все еще практически не разработана, наземная космическая инфраструктура для обеспечения космических полетов на космодроме «Восточный» отсутствует, механизмы ее создания и источники финансирования не определены, что в целом может поставить под угрозу перспективы дальнейшего развития пилотируемой космонавтики.

Можно подумать, что в остальном с лунной программой России все идет отлично?

Попов также критикует Рогозина за чрезмерные обещания по поводу эффективности запусков в России и недостаточные поставки. Например, Роскосмос заявил, что в 2019 году будет 44 запуска космических аппаратов, из которых 25 были осуществлены. В 2020 году было запланировано 40 пусков и проведено всего 17. В этом году Россия осуществила менее половины из запланированных 47 запусков. Поэтому Роскосмос решил больше не публиковать запланированное количество запусков.

Общий портрет Роскосмоса, нарисованный Поповым, — это расточительная, все более ветхая государственная корпорация, где почти не вкладываются деньги ни в настоящее, ни в будущее. Вместо этого, похоже, основное внимание уделяется обеспечению высокооплачиваемой работой горстке технократов, зарплаты которых составляют сотни тысяч долларов в год. Между тем, среднемесячная заработная плата технических специалистов, строящих в стране ракеты и космические корабли, составляет от 500 до 1000 долларов в месяц.

«Вот и получается: сотни миллиардов, если не триллионы, улетают не в космос, а в трубу — бездарно и бессмысленно.», — пишет Попов. «Все эти распиаренные раскрашенные ракеты и лихие обещания — пока еще прикрывают, по сути, стремительный развал отрасли. Но если ничего не изменится, не будет, извините, политической воли по наведению жесткого порядка максимально радикальными методами, космос может остаться русским только в воспоминаниях».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *