Кто играл юрия деточкина в берегись автомобиля
Содержание фильма «Берегись автомобиля». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
Трагикомедия от режиссера Эльдара Рязанова.
Бывая по долгу службы в домах довольно состоятельных людей и видя, что его клиенты живут явно не по средствам, Деточкин пытается восстановить справедливость, как он её понимает: он ведёт досье на взяточников, спекулянтов и расхитителей, угоняет у них автомобили, перепродаёт их, а вырученные деньги (за удержанием накладных расходов) переводит детским домам.
У одного из клиентов, молодого продавца комиссионного магазина Димы Семицветова, торгующего «из-под прилавка» дефицитной электроникой, Деточкину удаётся угнать машину лишь с третьей попытки: в первый раз срабатывает сигнализация, во второй Деточкин попадает в капкан, установленный бдительным хозяином после первой попытки угона. Тогда Деточкин подкупает крановщика, и тот, при помощи автокрана, поднимает гараж Семицветова.
На украденной машине Деточкин едет в Прибалтику и по пути знакомится с обаятельным милиционером, которому помогает завести заглохший мотоцикл. Но в ближайшем населённом пункте милиционер получает ориентировку на угнанную «Волгу» и пускается за Деточкиным в погоню. После каскада автомобильных трюков милицейский мотоцикл снова глохнет, и Деточкин продолжает свой путь.
На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина, но, желая всё-таки понять, что толкнуло его на путь преступления, перед арестом ведёт друга в пивную. Деточкин предъявляет Максиму все имеющиеся документы: квитанции на денежные переводы и прочее. Заведующий пивной, тоже жертва Деточкина, решив, что нагрянула ревизия, подаёт визитёрам «фирменное пиво».
Захмелевший Подберёзовиков, узнав, что Деточкин угоняет автомобили из благородных побуждений, решает пойти на должностное преступление и отпустить Деточкина под обещание больше не угонять машины даже у взяточников. Он пытается даже разорвать постановление об аресте, но Деточкин отнимает у него документ.
Во время поездки в этой машине по городу Деточкина из своего троллейбуса замечает Люба и бросается за ним в неудачную погоню, чтобы предотвратить новое преступление. Однако в картотеку Деточкина вкралась ошибка: автомобиль принадлежит честному человеку. Подберёзовиков вынужден арестовать друга. Деточкин сам является «с вещами» и готовым постановлением о собственном аресте.
На премьеру самодеятельного «Гамлета» Деточкина под конвоем, но всё же привозят. Спектакль проходит с большим успехом.
В суде Максим и другие знакомые Деточкина выступают в его защиту, громогласно звучит призыв тестя Семицветова: «Свободу Юрию Деточкину!». Патетично обвинявший Деточкина Семицветов замолкает, услышав из уст государственного обвинителя, что против него самого возбуждено уголовное дело. Какой именно срок определяет суд Деточкину, не сообщается. В финале фильма обритый Деточкин подходит к ветровому стеклу троллейбуса Любы и говорит ей: «Здравствуй, Люба! Я вернулся».
кадры из фильма «Берегись автомобиля»
Режиссер: Эльдар Рязанов;
Сценаристы: Эмиль (Эмануэль) Брагинский, Эльдар Рязанов;
Операторы: Владимир Нахабцев, Анатолий Мукасей;
Композитор: Андрей Петров;
Художники: Борис Немечек, Лев Семёнов;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1966;
Премьера: 25 мая 1966 (Москва), 10 декабря 1966 (СССР)
Юрий Деточкин
История персонажа
Юрий Деточкин — главный герой советской трагикомедии «Берегись автомобиля». Сохраняя черты Робин Гуда, он вызывает целый спектр эмоций: жалость, уважение, непонимание. Феномен героя не столько в его поступках, сколько в своеобразном мировоззрении, которое принять обычному человеку непросто.
История создания персонажа
Комедия «Берегись автомобиля» была поставлена режиссером Эльдаром Рязановым и драматургом Эмилем Брагинским в 1966 году. Первый совместный проект понравился зрителям, хотя решение о съемках принималось долго. Редакторам Госкино понравилась идея, но кражи ради справедливости не вызывали одобрения.
После того как создатели кино опубликовали повесть про Деточкина в журнале «Молодая гвардия», было решено возобновить проект. Печатная версия получила положительные отзывы и, как боялись редакторы, не стала поводом-основанием для того, чтобы люди стали воровать машины.
В основу сюжета лег городской миф о некоем человеке, который совершал кражи во имя справедливости. Эльдар Рязанов вспоминал, что подобные истории слышал в разных местах — в Москве, Ленинграде, Одессе. Режиссер даже обратился в правоохранительные органы, чтобы выявить прототипа главного персонажа будущей киноленты.
Но сотрудники сообщили, что такие преступления — плод воображения народа. Людей, которые хотели видеть рядом современного Робин Гуда и попросту выдавали желаемое за действительное. Вопрос прототипа озадачил создателей киноленты. Позже они рассказали, что Юрий Деточкин собрал в себе черты разных героев — Дон Кихота, князя Мышкина и Чарли Чаплина.
По первоначальной задумке, Юра изображался семьянином с женой и детьми. Но, прорабатывая сценарий, Рязанов и Брагинский поняли, что их персонаж — человек, который ставит превыше всего потребности других людей. А значит, с собственной жизнью ему разбираться некогда.
«Детектив без погони – это как жизнь без любви»: как снимался фильм «Берегись автомобиля?»
На телеканале «МИР» будет показан любимый миллионами фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
Когда в 1966 году эта картина вышла на экраны, она произвела фурор не только в СССР. Режиссер получил за эту работу диплом кинофестиваля в Эдинбурге и Сиднее. А Иннокентий Смоктуновский за роль Юрия Деточкина был признан лучшим актером года.
Говорят, что историю о водителе из Куйбышева, который угонял автомобили у жуликов и взяточников, продавал, а вырученные деньги переводил на счета детских домов, рассказал Эльдару Рязанову Юрий Никулин. Молодой в то время режиссер был просто в восторге от этой байки и решил, что снимет по ней кино. Идея понравилась и писателю Эмилю Брагинскому, к которому обратился Рязанов.
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Они вместе принялись искать реального человека, который совершал столь удивительные преступления, чтобы узнать о его судьбе. Но сколько они ни слали запросы в правоохранительные органы, следов истории о советском Робине Гуде они так и не нашли – она оказалась вымышленной. Зато кинематографисты выяснили, что похожие легенды встречаются в устном народном творчестве сразу нескольких городов.
Почему Олег Ефремов не сыграл Деточкина, а Юрий Яковлев остался за кадром
Эльдар Рязанов поначалу видел в главной роли только Юрия Никулина. Именно его наивное и простоватое обаяние должно было украсить этот фильм. Однако когда сценарий уже был написан, оказалось, что Никулин уехал с цирком на гастроли. И режиссер начал затяжные поиски того единственного актера, который сыграет Юрия Деточкина. Найти замену оказалось непросто, ведь главный герой картины – человек необычный, чудак. Рязанов понимал, что ему нужен актер, которому зритель безоговорочно поверит. Скоро режиссер вспомнил про Иннокентия Смоктуновского. Но тут в историю вмешались чиновники.
Смоктуновский уже сыграл к тому времени Гамлета и заканчивал сниматься в роли Ленина в картине «На одной планете». Поэтому председатель Госкино сказал прямо: актер, сыгравший Ленина, не может теперь предстать в роли какого-то жулика.
После этого Рязанов кого только ни пробовал! Образ Деточкина «примеряли» Леонид Куравлев и Олег Ефремов
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
«Леонид Куравлев оказался достоверен, правдив, симпатичен, но в нем все же не было эдакого легкого сдвига, – вспоминал впоследствии режиссер. – С Куравлевым получилась бы картина о «мстителе с Красной Пресни». Пробовали и Олега Ефремова. Он прекрасно сыграл сцену, но, увидев его в роли Деточкина на экране, наш художник Борис Немечек сказал: «Товарищи, это же волк в овечьей шкуре!» И действительно, сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек, художественный руководитель «Современника».
И тогда Рязанов решил, что Ефремов идеально подходит на роль следователя Максима Подберезовикова, хотя на эту роль уже был утвержден актер Юрий Яковлев. Но режиссер все переиграл. В фильме Яковлев читает закадровый текст – это его голос, полный тонкой иронии, держит весь фильм, скрепляя события.
Однако в момент, когда 1 июля 1965 года начались съемки фильма, актер на главную роль так и не был утвержден. В тот день на Зацепском рынке прошла съемка пробных кадров, которые в фильм не вошли – с участием неподражаемых Анатолия Папанова (Сокол-Кружкин) и Андрея Миронова (Дима Семицветов). Герой Папанова продавал клубнику. Помните крылатое: «Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то что зятя – родную дочь сотру в порошок!»?
В результате Рязанов на свой страх и риск решил снимать Иннокентия Смоктуновского, и – будь что будет! Правда, в тот момент Иннокентия Смоктуновского мучила серьезная болезнь глаз. Проблемы со зрением возникли еще на съемках «Гамлета», потому что там ставили огромное количество света, и от этого пострадала сетчатка. Актеру какое-то время нельзя было сниматься, и он уехал на дачу под Ленинград.
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Где находится дача Смоктуновского, режиссер не знал, но так яростно объяснял актеру Георгию Жженову, почему ему нужно туда попасть, что тот проникся идеей, дал адрес, да еще и начертил схему, как ее найти. Рязанов долго плутал, попал под дождь, завалился к актеру вымокшим до нитки и полдня его уговаривал. В результате Смоктуновский дал ему расписку, что обязуется сняться в этом фильме.
Как у Ольги Аросевой появилась «запасная профессия»
На роль Любы, подруги Юрия Деточкина, искренней и очень сочувствующей своему непутевому, хотя и глубоко идейному возлюбленному, была приглашена Ольга Аросева. Великолепная актриса второго плана, неподражаемая клоунесса, она была не столько красивой, сколько невероятно притягательной. Режиссеры уже в то время считали, что если в фильме есть Ольга Аросева, то это половина успеха. Кстати, ни одного диплома актриса так и не получила.
Кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Аросева шутила, что единственное ее законченное образование – это курсы водителей троллейбуса. Их она окончила по настоятельной просьбе Эльдара Рязанова для того, чтобы сыграть в эпизоде, где ее героиня азартно ведет слежку за своим возлюбленным, находясь за рулем троллейбуса. В этом эпизоде Аросева сыграла сама.
Не счесть, сколько раз потом на протяжении всей жизни актрисе пришлось отвечать, правда ли она умеет водить троллейбус, и дежурно шутить, что на случай увольнения из театра у нее есть запасная профессия.
Страна влюбилась в ее героиню Любу так же, как Деточкин. Невозможно было не полюбить эту мудрую, верную, азартную девушку. Зритель верил, что, если будет надо, Люба будет ждать Деточкина всю жизнь. А фраза «Люба, я вернулся!», которую произносит ее по-лагерному обритый возлюбленный в самом финале фильма, ушла в народ.
Кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Отдельно стоит сказать, что Рязанов был одним из первых, кто снимал сцены погони и трюки. Белую «Волгу» Димы Семицветова, угнанную Деточкиным, купили специально для съемок фильма «Берегись автомобиля». Причем, по требованию руководства «Мосфильма», на ней не должно было остаться ни единой царапины, хотя на ней снимались погони, причем без помощи комбинированных съемок. Под управлением каскадера Александра Микулина машина неслась под откос, на полной скорости взлетала на платформу едущего впереди трейлера и проскакивала под мчащимся грузовиком-лесовозом.
От Папанова до Евстигнеева: гениальные роли второго плана
Для Ефремова фильм «Берегись автомобиля» тоже оказался судьбоносным. По сути, этот фильм на долгие десятилетия стал его кинематографической визитной карточкой, а роль следователя Максима Подберезовикова «приклеилась» к актеру навсегда.
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Но это случилось не сразу. Участники съемок рассказывают, что, когда существенный кусок фильма уже был отснят, Ефремов вдруг потребовал переснять заново все сцены с его участием. Актер, который поначалу все время решал на площадке какие-то театральные вопросы и относился к съемкам не очень серьезно, понял вдруг, как он должен играть.
Теперь Ефремов был занят только своим героем, и его Максим Подберезовиков обрел новые краски. Оказалось что внутренне они очень похожи с Деточкиным. Следователь, в сущности, такой же чудак, как Деточкин – он тоже и наивный, и смешной.
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Рязанов собрал в фильме целый букет великолепных актеров, каждый из которых получил неподражаемую роль второго плана: и Анатолия Папанова, и Андрея Миронова, и Евгения Евстигнеева, который сыграл режиссера самодеятельного театра. «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?» – это его шедевр.
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
У Евстигнеева в тот период выходило по пять фильмов в год. Он много снимался и очень уставал. Рассказывают, что Евстигнееву было свойственно спать на съемочной площадке, ожидая съемок. Просыпаясь, он спрашивал: «Какой фильм мы сейчас снимаем?» Ему говорили, он за несколько минут совершенно менялся, шел и прекрасно играл сцену – на все сто!
кадр из фильма Берегись автомобиля, реж. Эльдар Рязанов, 1966 год
Фильм «Берегись автомобиля» вышел на экраны страны в мае 1966 года и собрал в итоге 29 миллионов зрителей. А цитаты из него ушли в народ и до сих пор не забыты. Вот только некоторые из них:
Юрий Иванович Деточкин, человек и автомобиль
На это неделе «Искусство кино» при поддержке «Мосфильма» выпускает в повторный прокат комедию Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» в версии, прошедшей цифровую реставрацию. Специально к выходу фильма историки кино Станислав Дединский и Наталья Рябчикова подготовили сборник текстов, в деталях оживляющий историю и предысторию возникновения рязановского шедевра. Публикуем послесловие из нее, написанное составителями и подводящее итог их архивно-детективному расследованию.
Нея Зоркая назвала это «секретом», «озарением», «шедевром режиссуры»: «Одушевить машину и придать ей человеческий характер, да еще характер Смоктуновского, заставить железный ящик передавать все смены настроения, ту вибрацию души, которой славен актер». Она говорит об эпизоде погони в «Берегись автомобиля», о машине, как бы замещающей героя.
«В какой-то момент мы перестаем видеть лицо Смоктуновского за баранкой, все действие мчится на дальних планах. Но ведь это Деточкин перевоплотился в автомобиль! Это его нервная походка, это его отчаянные глаза, его гениальная изворотливость в рывках «Волги» под какие-то железные балки, в неожиданных виражах, прыжках, переходах на плавный ход, а особенно в непередаваемо смешном мгновении, когда автомобиль, притаившись под откосом шоссе, словно бы выжидает секунду, пока промчится мотоцикл погони, чтобы, поднатужившись, снова вынырнуть на гладкую полосу асфальта».
Деточкин — первый киборг советского кино? Или «Волга» — это наш собственный бэтмобиль (впервые появившийся на экране в том же 1966 году)? Но Юрий Иванович — не Бэтмен и не Робокоп, а скорее Терминатор Т-800, герой, к которому мы никак не можем отнестись совершенно однозначно. Хороший, но плохой. Отрицательный, но положительный. И именно такому герою полагается в русской традиции персональное средство передвижения. Берегись не автомобиля, но беспощадного катка русской печи, на которой ездит Иван-дурак.
Советский Союз — это поезд, мчащийся в коммунизм. От станции «Наш паровоз вперед летит» до полустанка «Постой, паровоз» через семафор «Остановился поезд» к тупику «Этот поезд в огне». Кстати, именно песню про паровоз, летящий в коммуну, запевает, вспоминая молодость, мама Деточкина. До рефрена «Папа купил автомобиль» Пугачевой еще далеко, песни и фильмы про частный транспорт, на котором честный советский человек может добраться до этой конечной точки, еще не написаны и не сняты.
Личные автомобили положительных героев советского кино 1930–50-х годов не запоминаются — разве что тот волшебный летающий, что несет героиню Любови Орловой, знатную текстильщицу, над строящейся Всесоюзной сельскохозяйственной выставкой в «Светлом пути» (1940). Зато от чичиковской тройки рукой подать до «Антилопы-Гну» Остапа Бендера и Ко. Любимые трикстеры и возмутители общественного спокойствия, яростные индивидуалисты — вот кто сидит за рулем, а Дядя Степа — в лучшем случае их постовой. Это вечная битва между «Машина не роскошь, а средство передвижения» и «Наши люди в булочную на такси не ездят». Как быть с советскими гражданами, которые попытаются добраться до коммунизма на собственной машине, система так и не разобралась.
Среди видов городского общественного транспорта, которые перечисляют авторы повести «Берегись автомобиля!», собственно, нет ее главного героя — того самого, которого следует опасаться. «Автобусы, велосипеды, верблюды, грузовики, дороги канатные, коляски детские, коляски инвалидные, лифты, лошади, метро, мопеды, мотоциклы, мотоциклы с коляской, мотороллеры, олени северные, ослы, поливочные машины, речные трамваи, собаки ездовые, такси, троллейбусы, фуникулеры, хождение пешком»: мир городского транспорта, согласно Брагинскому и Рязанову, «бесконечно разнообразен», но места личному автомобилю в нем нет. Как нет и какой-либо инфраструктуры для его обслуживания. Авторы повести «Берегись автомобиля!» подчеркивают: автомобилист «всегда виноват, даже тогда, когда он прав».
В советских городах нет автомоек, но есть штраф за грязный автомобиль. Есть бесконечные технические проблемы, но нет магазинов автозапчастей и нормальных автомастерских. Даже страховки от угона — и той нет! Но есть воры, которые грозят умыкнуть не столько саму машину, сколько все, что плохо прикручено: «Создатели «Победы», например, почему-то не удосужились поставить на нее боковые зеркала, — вспоминал Эльдар Рязанов о собственном опыте советского автомобилиста. — Приобрести их можно было только за границей. И их немедленно отламывали! На любой самой короткой остановке, будь то у магазина, аптеки, почты, надо было отверткой отвинчивать зеркало. А потом привинчивать обратно. Это много позже они стали крепиться на салазках. Я поэтому второе зеркало на «Победу» не ставил. А еще крали дворники. Это было ужасно! Зимой или в дождь надо было ложиться на грязный капот, чтобы снять оба дворника. В продаже тогда ничего не было, и комплект щеток стеклоочистителя считался среди автомобилистов роскошным подарком».
Японский замок, который с гордостью демонстрирует Семицветов страховому агенту, — лишь один из бесчисленных вариантов, указанных в списке средств защиты: «Тут и тайные реле, и прерыватели, и замки с алгебраическим шифром, и фантастические запоры на руле, похожие на ракетные установки. И только некоторые любители-консерваторы ставят на дверцы машин дедовские амбарные замки». Все что угодно, кроме самого надежного: возможность добровольно застраховать свое транспортное средство от хищения или угона у автовладельцев СССР появится лишь в 1969 году.
Уже в первой половине 1960-х годов Рязанов пунктиром наметит темы и мотивы своих будущих фильмов на 30 лет вперед. Грубая официантка Клава из «Дайте жалобную книгу» (1964), за которую «замуж не идут», в 1982 году «получит» целый фильм — «Вокзал для двоих». Автомобильные трюки, выполненные на съемках «Берегись автомобиля», станут зрелищной основой «Невероятных приключений итальянцев в России» (1973). А проблемы членов гаражного кооператива «Фауна», отраженные в фильме «Гараж» (1979), были нащупаны уже в первых версиях сценария «Угнали машину». Один из ухажеров сестры Деточкина — несчастливый обладатель «Запорожца»: «Для того чтобы встретить Люсю, Сергей встал сегодня в пять часов утра. Тремя видами транспорта он добирался до своего гаража! Зато теперь он везет свою любимую на работу, хотя до их завода идти пешком десять минут…»
Стенограммы заседаний художественных советов «Мосфильма» подтверждают, что авторы сценария «Берегись автомобиля» хорошо знали, о чем писали. На момент съемок фильма Рязанов и Брагинский уже умели водить и владели автомобилями. Да и почти весь актерский состав их фильма — тоже без пяти минут автомобилисты. Смоктуновский получил первые уроки вождения прямо на съемочной площадке. Миронов попал в первое ДТП как раз во время съемок в 1965 году: врезался в торговые ряды на Зацепском рынке, где снимали эпизод с торговлей клубникой Сокол-Кружкиным. Ефремов заинтересовался ролью Деточкина не без задней мысли: «Меня еще соблазняло и то, что Деточкин в картине водит машину, он шофер. Значит, снимаясь в этом фильме, я заработаю деньги на машину, научусь ее водить и получу права (другого времени мне все равно не найти)», — вспоминал актер. У них не было оснований сомневаться, что рано или поздно они получат желанное: деятели культуры и науки, генералы и космонавты могли рассчитывать за свои заслуги перед обществом на персональный автомобиль или на право внеочередной его покупки на юбилей (как, например, Анатолий Папанов в 1982 году, когда ему исполнилось 60 лет).
К сожалению, этот фильм Рязанова так и не дал ответа на сакраментальный вопрос: как же обычному человеку заработать честным способом на автомобиль стоимостью 5500 рублей? Саркастический ответ прозвучит в следующей ленте режиссера «Зигзаг удачи»: надо купить облигацию трехпроцентного займа, которая каким-то чудом принесет выигрыш 10 000 рублей. Если бы этот текст писали Брагинский и Рязанов, то наверняка бы вставили ремарку «смех в зале».
Такой вариант восстановления социальной справедливости, конечно, вряд ли мог бы устроить Юрия Ивановича Деточкина. Открытый оптимистичный финал «Берегись автомобиля» на самом деле не сулил ничего хорошего никому: моральная двойственность фигуры Деточкина, с которой никак не могли справиться редакторы «Мосфильма» и Госкино, была лишь предвестием постсоветской «проверки на дорогах». В новой России таким же представителем новой парадоксальной морали станет Данила Багров — киллер с кодексом чести, уже не Робин Гуд, а Вильгельм Телль, не Гамлет, а Макбет.
Рязанов считал, что Леонид Куравлев в роли Деточкина превратит «Берегись автомобиля» в историю о «мстителе с Красной Пресни», и возражал членам художественных советов, которые навязывали ему этого актера. Оно и понятно: мститель — драматургически завершенная фигура, персонаж, который должен успешно выполнить свою миссию, рассчитаться с обидчиками-клавдиями и сойти со сцены: Гамлета, доживающего свои дни на пенсии на побережье Средиземного моря, не смог бы выдумать даже Том Стоппард. А Юрий Иванович Деточкин в исполнении Смоктуновского — абсолютно иррациональный персонаж, который не способен контролировать свои внутренние импульсы. Человек с «легким сдвигом мозгов», как описывал его Рязанов. Не делающий различий в чинах Великий инквизитор, который берет на карандаш даже радушного южанина, угощавшего его черешней. Этот персонаж не сойдет со сцены своего самодеятельного театра никогда.
Потому-то и не рада возвращению Деточкина в финале фильма Люба. Она-то хорошо знает, что его не сможет остановить или изменить никакая тюрьма: Деточкин сомневается лишь насчет своих методов и права подменять собой государство в условиях абсолютного бессилия правоохранительных органов (заглохший мотоцикл автодорожного инспектора — самое яркое, но далеко не единственное тому свидетельство). Но насчет «проходимцев и жуликов» никаких сомнений быть не может: у него все ходы записаны. На фабрике по производству несправедливости, в которую превратился окружающий мир, у Юрия Деточкина никогда не будет простоя. В одной из версий сценария главный герой сетует на то, что «дачу не уведешь, у нее колес нету, вот я и занимаюсь машинами…»
Можно подумать, будто к финалу фильма Акела промахнулся и случайно украл машину у честного академика: «Эта машина Стелькина — а он взяточник!» Но поначалу Стелькину (на его роль рассматривался актер Илья Рутберг), который в режиссерском сценарии «Берегись автомобиля» приходит с жалобой в милицию, не верит даже Подберезовиков.
— Ваша профессия? — спросил следователь, явно находясь под влиянием идей Деточкина.
— Какое это имеет значение?
— Я доктор физико-математических наук. Руковожу лабораторией.
— А на самом деле? — машинально переспросил Максим
— Вообще я шпион Уругвая. А что, это так заметно?
Но так ли уж ошибался Деточкин и обманывался Подберезовиков? То, что в 1965 году казалось нонсенсом, спустя 15 лет стало рядовым сюжетом уровня «Фитиля». В 1979 году в фильме «Пена» — экранизации широко известной в свое время одноименной комедии Сергея Михалкова — выводились на чистую воду липовые ученые, обладатели подложных диссертаций. По сюжету фильма органы прокуратуры разоблачали группу предприимчивых людей, которые, как рассказывал герой Евгения Стеблова, «фабриковали диссертации для лиц, желающих получить ученую степень без каких-либо на то оснований». Примечательно, что главную роль — заказчика подобной услуги, директора некоего крупного советского учреждения Павла Павловича Махонина — играл Анатолий Папанов, для которого эта роль стала чуть ли не последней в галерее ярких портретов советских жуликов, проходимцев и негодяев.
Сатирические кинофельетоны 1960–70-х годов сегодня проговариваются задним числом, а современные параллели с ними напрашиваются сами собой. На чем бы Деточкин специализировался в наши дни? На поиске владельцев счетов в офшорах? Мог бы он при столкновении с очередной несправедливостью воскликнуть: «Вот скажи мне, Дима Семицветов, в чем сила? Разве в деньгах? У тебя много денег, и чего? Я вот думаю, что сила в правде: у кого правда, тот и сильней! Вот ты обманул кого-то, денег нажил, и чего — ты сильней стал? Нет, не стал, потому что правды за тобой нету! А тот, кого обманул, за ним правда! Значит, он сильней!» Впрочем, Деточкин вопросов не задавал, он, как и Данила Багров, действовал.
Почему «Берегись автомобиля» сегодня можно выпустить в повторный прокат, но нельзя переснять, как это уже произошло с другим фильмом Рязанова — «Ирония судьбы»? Не только потому, что при смене исполнителей главных ролей образы героев потеряют убедительность, а смысл фильма, заложенный авторами сценария, будет выхолощен до фарса об очередном городском сумасшедшем. В современном Голливуде набирает популярность амбивалентность героев, и вот уже не про Бэтмена снимают фильмы, а про Джокера, не про далматинцев, а про даму, которая рано или поздно пустит их на пальто. Скорей уж мы увидим фильм про Диму Семицветова, но в прокате он, вне всяких сомнений, провалится: стремительно левеющему миру нужен Деточкин, а не еще одна история про селф-мейд-мена. «I’ll be back» (Я вернусь), — говорит Терминатор в фильме Джеймса Кэмерона. «Я вернулся», — повторяет Деточкин при возвращении из очередной командировки. Если вы его не видите, это не значит, что он исчез. Скорее всего, Деточкин уже где-то рядом.
Рязанов никогда не скрывал, что создал вместе с Брагинским современную сказку: «Драматург В. Григорьев (автор сценария «Три дня Виктора Чернышова») предложил нам, — вспоминал режиссер, — при публикации повести «Берегись автомобиля» написать наверху «Русская народная сказка». В народе всегда живет идея добра и справедливости». Пессимизм, который с годами все сильнее прогрессировал в фильмах Рязанова, достигнув высшей точки в его последней картине «Андерсен. Жизнь без любви» (2006), берет свое начало именно там, в Деточкино, где авторы впервые утирают слезы обиженным. «Нам приходится слышать, что наши картины порой напоминают святочный рассказ, грешат утешительством, — оправдывался Рязанов. — Мы от этого не отказываемся. Что ж, и утешать человека хочется. А лучше сказать — помогать. Вообще думаем, что искусство должно помогать человеку слабому, сильный ведь и сам себе помогает, не правда ли?»