Конструктивная безопасность автомобиля это
Конструктивная безопасность автомобиля это
Конструктивной безопасностью автомобиля называется свойство предотвращать ДТП, снижать тяжесть его последствий и не причинять вреда людям и окружающей среде. Это свойство сложное и связано с другими эксплуатационными свойствами автомобиля (тяговой и тормозной динамичностью, устойчивостью, управляемостью, информативностью). Конструктивную безопасность делят на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую.
Активная безопасность – это свойство автомобиля снижать вероятность возникновения ДТП или полностью его предотвращать. Оно проявляется в период, когда в опасной дорожной обстановке водитель еще может изменить характер движения автомобиля. Активная безопасность зависит от компоновочных параметров автомобиля (габаритных и весовых), его динамичности, устойчивости, управляемости и информативности.
Пассивная безопасность – это свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП, если оно все же случилось. Пассивная безопасность проявляется в период, когда водитель, несмотря на принятые меры безопасности, не может изменить характер движения автомобиля и предотвратить дорожно-транспортное происшествие (кульминационная фаза ДТП).
Послеаварийная безопасность – это свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после остановки и предотвращать возникновение новых аварий (конечная фаза ДТП). Для этого внедряют противопожарные мероприятия, облегчают эвакуацию пассажиров и водителя из аварийного автомобиля.
Экологическая безопасность – это свойство автомобиля, позволяющее уменьшать вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в процессе его нормальной эксплуатации. Мероприятиями по уменьшению вредного воздействия автомобилей на окружающую среду следует считать снижение токсичности отработавших газов и уровня шума.
В действительности все виды безопасности связаны между собой, влияют один на другой, и не всегда можно провести четкую границу между ними. Так, например, хорошая тормозная система, позволяющая остановить автомобиль на коротком расстоянии, повышает вероятность предотвращения ДТП, улучшая активную безопасность автомобиля. Кроме того, чем эффективнее тормозная система, тем большее замедление автомобиля она обеспечивает на том же расстоянии. Следовательно, если даже не удастся предотвратить наезд или столкновение, то вероятная тяжесть последствий ДТП все же будет меньше, т.е. повысится пассивная безопасность. Замки автомобильных дверей должны выдерживать большие перегрузки, не открываясь, чтобы предотвратить выпадение пассажиров при ДТП (пассивная безопасность). Вместе с тем они не должны заклиниваться и препятствовать эвакуации пострадавших из автомобиля (послеаварийная безопасность). Взаимосвязь различных видов безопасности и противоречивость требований, предъявляемых к конструкции автомобиля, вынуждают конструкторов и технологов принимать компромиссные решения. При этом неизбежно ухудшаются одни свойства, менее существенные для автомобиля данного типа, и улучшаются другие, имеющие большее значение.
Виды безопасности автомобиля
Конструктивной безопасностью автомобиля называется свойство предотвращать ДТП, снижать тяжесть его последствий и не причинять вреда людям и окружающей среде. Это свойство сложное и связано с другими эксплуатационными свойствами автомобиля (тяговой и тормозной динамичностью, устойчивостью, управляемостью, информативностью). Конструктивную безопасность делят на активную, пассивную, послеаварийную и экологическую (рис. 1).
Рис. 1. Классификация конструктивной безопасности транспортных средств
Активная безопасность– это свойство автомобиля снижать вероятность возникновения ДТП или полностью его предотвращать. Оно проявляется в период, когда в опасной дорожной обстановке водитель еще может изменить характер движения автомобиля. Активная безопасность зависит от компоновочных параметров автомобиля (габаритных и весовых), его динамичности, устойчивости, управляемости и информативности.
Пассивная безопасность – это свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП, если оно все же случилось. Пассивная безопасность проявляется в период, когда водитель, несмотря на принятые меры безопасности, не может изменить характер движения автомобиля и предотвратить дорожно-транспортное происшествие (кульминационная фаза ДТП).
Послеаварийная безопасность – это свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после остановки и предотвращать возникновение новых аварий (конечная фаза ДТП). Для этого внедряют противопожарные мероприятия, облегчают эвакуацию пассажиров и водителя из аварийного автомобиля.
Экологическая безопасность – это свойство автомобиля, позволяющее уменьшать вред, наносимый участникам движения и окружающей среде в процессе его нормальной эксплуатации. Мероприятиями по уменьшению вредного воздействия автомобилей на окружающую среду следует считать снижение токсичности отработавших газов и уровня шума.
В действительности все виды безопасности связаны между собой, влияют один на другой, и не всегда можно провести четкую границу между ними. Так, например, хорошая тормозная система, позволяющая остановить автомобиль на коротком расстоянии, повышает вероятность предотвращения ДТП, улучшая активную безопасность автомобиля. Кроме того, чем эффективнее тормозная система, тем большее замедление автомобиля она обеспечивает на том же расстоянии. Следовательно, если даже не удастся предотвратить наезд или столкновение, то вероятная тяжесть последствий ДТП все же будет меньше, т.е. повысится пассивная безопасность. Замки автомобильных дверей должны выдерживать большие перегрузки, не открываясь, чтобы предотвратить выпадение пассажиров при ДТП (пассивная безопасность). Вместе с тем они не должны заклиниваться и препятствовать эвакуации пострадавших из автомобиля (послеаварийная безопасность). Взаимосвязь различных видов безопасности и противоречивость требований, предъявляемых к конструкции автомобиля, вынуждают конструкторов и технологов принимать компромиссные решения. При этом неизбежно ухудшаются одни свойства, менее существенные для автомобиля данного типа, и улучшаются другие, имеющие большее значение.
Понятие конструктивной безопасности автомобиля
Активная безопасность – свойство автомобиля снижать вероятность столкновения или полностью его предотвращать, когда водитель активными действиями противостоит аварии. Она зависит от компоновочных параметров автомобиля (габарита, веса), его динамичности, управляемости и информативности.
Пассивная безопасность – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП, если оно уже случилось. Пассивную безопасность обеспечивают конструктивные мероприятия:
-Использование безопасных рулевых колонок
-Использование ремней безопасности
-Использование безопасного кузова и других элементов.
Послеаварийная безопасность – свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после столкновения и предотвращать возникновение новых аварий. Сюда входят противопожарные мероприятия, эвакуация пассажиров и водителя из аварийного транспортного средства.
Экологическая безопасность – свойство автомобиля, позволяющее уменьшить вред, наносимый участниками движения окружающей среде в процессе эксплуатации (СО и уровень шума).
2. Активная безопасность.
Активная безопасность – свойство автомобиля снижать вероятность столкновения или полностью его предотвращать, когда водитель активными действиями противостоит аварии. Она зависит от компоновочных параметров автомобиля (габарита, веса), его динамичности, управляемости и информативности.
Высокие показатели активной безопасности достигаются благодаря следующим параметрам:
• Безотказности – стабильной работе всех основных узлов, агрегатов и систем автомобиля.
• Тормозным свойствам. Они должны обладать эффективной степенью реакции, чтобы автомобиль имел максимальную возможность избежать ДТП. Этому способствует специально разработанная антиблокировочная система (АБС), которая корректирует силу торможения каждого колеса и сводит к минимуму их скольжение.
• Тяговым свойствам. За счет тяговой динамики автомобиль может избежать аварии в случае, если торможение и маневрирование уже не возможно. При превышении силы тяги на колесе случается его пробуксовка. Бороться с данным явлением помогает противобуксовочная система (ПБС).
• Устойчивости автомобиля Фактор, позволяющий сохранить прямолинейное движение автомобиля вопреки воздействующим на него силам, провоцирующим занос или опрокидывание при больших скоростях.
• Управляемости автомобиля. Способность транспортного средства реагировать на малейшее действие водителя. При неподвижном рулевом колесе автомобиль должен менять направление движения – это, так называемая, поворачиваемость, которая бывает шинной и креновой. Для облегчения усилий водителя в настоящее время практически во всех автомобилях иностранного производства в базовую комплектацию включаются гидроусилители или электроусилители руля (ГУР, ЭУР)
• Информативности, которая делится на внутреннюю, внешнюю и дополнительную. Внутренняя – обзорность, показания приборов, расположение органов управления – помогает водителю управлять автомобилем. Внешняя – размер и окраска кузова, световая и звуковая сигнализация – обеспечивает нужной информацией других участников движения. Дополнительная информативность – противотуманные фары и другие устройства и характеристики – помогает в экстренных условиях.
• Комфортабельности. Комфортабельность дает возможность длительное время, не уставая, управлять автомобилем. В этом очень помогает оснащение современных автомобилей круиз-контролем, который способен автоматически поддерживать заданную скорость и снижать ее, в случае необходимости. Удобные для водителя и пассажиров сиденья, регулировка их по высоте, наклону спинки, расстоянию до рулевой колонки, возможность отрегулировать расположение самой рулевой колонки также играют непоследнюю роль.
3.Пассивная безопасность. Ее виды.
Пассивная безопасность — конструктивные мероприятия, направленные на сведение к минимуму вероятности ранений человека при ДТП. Она подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя достигается исключением на внешней поверхности кузова острых углов, выступающих ручек и т.д. Для повышения уровня внутренней безопасности используются следующие конструктивные решения:
ü конструкция кузова, обеспечивающая приемлемые нагрузки на тело человека от резкого замедления при ДТП и сохранение пространства пассажирского салона после деформации кузова;
ü ремни безопасности, без использования которых смертельные исходы в результате аварии возможны уже при скорости 20 км/ч. Применение ремней повышает этот порог до 95 км/ч;
ü надувные подушки безопасности — аэрбеки. Они размещаются не только перед водителем, но и перед передним пассажиром, а также с боков (в дверях, стойках кузова и т. д.).
Конструктивная безопасность автомобиля это
Понедельник, 20.12.2021, 09:21
Конструктивная и эксплуатационная безопасность автотранспортных средств
Факторы риска причинения вреда здоровью АТС
В действующем с 2002 г. Федеральном законе «О техническом регулировании» № 184-ФЗ введено законодательно понятие безопасности продукции, процессов производства, перевозок и т. д., как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, свя- зонный с причинением вреда, в частности, жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде. Величину риска принято оценивать вероятностью (или частотой) воздействия фактора риска, рассматриваемого как случайное событие.
В течение жизненного цикла автомобиль может иметь, или находиться в различных состояниях, при которых вероятно возникновение факторов риска причинения вреда. К таким факторам риска можно отнести, в частности, несовершенство конструкции и отказ автомобиля, ошибку водителя и неосторожность пешехода, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), загрязнение окружающей среды отработавшими газами и мелкодисперсными частицами, шумовое излучение и вибрацию, вторичные ресурсы и отходы.
Для удобства изучения все факторы риска условно делят по источнику их возникновения на четыре взаимозависимые группы: человек, автомобиль, дорога, среда (ЧАДС). Объединение этих частей в единую систему ЧАДС позволяет оптимизировать безопасность АТС в комплексе и обеспечивать взаимное соответствие отдельных элементов автомобиля. Вместе с тем необходимо внимательно изучать и совершенствовать каждый элемент системы, добиваясь максимального соответствия его требованиям безопас- но-сти во взаимосвязи с остальными элементами.
Причиной появления факторов риска часто является несоответствие одного из элементов системы ЧАДС требованиям безопасности. Многие происшествия возникают вследствие того, что требования дорожной обстановки выше возможностей человеческого организма или конструкции транспортного средства. Воздействие на водителя нештатных нагрузок, вызванных несовершенством конструкции автомобиля или его неудовлетворительным техническим состоянием, может серьезно затруднить управление автомобилем, а при ДТП привести к гибели водителя, пассажира, пешехода. В неблагоприятных условиях окружающей среды отработавшие газы, отходы автосервиса могут ухудшить состояние здоровья, способствовать заболеванию или снижению работоспособности.
Из четырех элементов ЧАДС наибольшей потенциальной опасностью обладает транспортный поток, состоящий из большого количества разнообразных АТС (созданных для передвижения с большой скоростью, потребляющих значительный объем ресурсов) и выделяющий вредные вещества. Одним из направлений решения проблемы риска негативного воздействия является использование АТС, конструкция которых полностью соответствует требованиям безопасности. Основную долю (более 80 %) в транспортном потоке
составляют автомобили. Поэтому конструктивную безопасность следует изучать в первую очередь применительно к автомобилю. У других АТС целесообразно рассматривают лишь специфические особенности, влияющие на безопасность.
Рис. № 1. Системы обеспечения безопасности комплекса ЧАДС
Конструктивная безопасность (безопасность конструкции АТС) обеспечивается как при проектировании и создании новых моделей АТС, так и при производстве АТС. Перед началом проектирования изучаются имеющиеся законодательные акты (законы, ведомственные постановления, ПДД, требования к дорогам, топли- вам, системы сертификации и т. д.). Затем определяется объем нормативов, которым должна соответствовать разработанная модель. Основные нормативные документы:
Перед началом производства АТС предприятие-изготовитель должно получить сертификат, который является одним из основных документов при регистрации каждого автомобиля в органах ГИБДД.
При производстве АТС контроль осуществляется за счет функционирования на заводе-изготовителе системы качества и проведением представителями органа по сертификации регулярных инспекций уровня обеспечения качества выпускаемой сертифицированной продукции на заводе.
Конструктивная безопасность автомобиля является сложным свойством. Учитывая разнообразие источников возникновения факторов риска причинения вреда, конструктивную безопасность принято в принципе разделять на активную, пассивную, послеава- рийную и экологическую. Повышение уровня активной и пассивной безопасности ТС, прежде всего, за счет усиления требований к разработке и установке на ТС конструктивных элементов, обеспечивающих защиту жизни и здоровья участников дорожного движения, предусмотрено Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.».
Эффективность ПБ во многом зависит от наличия удерживающих средств: специальных и квазизащитных.
В большинстве случаев провести четкую границу между требованиями ПБ и ПаБ не всегда возможно. Так, например, замки автомобильных дверей должны выдерживать большие перегрузки, не открываясь, чтобы предотвратить выпадение пассажиров при ДТП (ПБ). Вместе с тем, они не должны заклиниваться и препятствовать эвакуации пострадавших из автомобиля (ПаБ). В этом случае послеаварийную безопасность следует рассматривать в составе пассивной безопасности ТС.
Взаимосвязь видов конструктивной безопасности автомобиля и системы обеспечения безопасности комплекса ЧАДС
Рассмотренные виды конструктивной безопасности автомобиля взаимосвязаны, влияют один на другой, как в плане повышения уровня вида безопасности, так и его возможного снижения при удовлетворении приоритетных требований. Указанные выше свойства, определяющие конструктивную безопасность, рассматриваются изолированно один от другого, однако это делается лишь для простоты их изучения.
Поэтому в общем случае БДЦ целесообразно рассматривать как результат взаимодействия систем обеспечения активной (САБ), пассивной (СПБ) и послеаварийной (СПАБ) безопасности комплекса ЧАДС. Это позволяет эффективно изучать взаимодействие систем по вертикали и горизонтали (рис. № 2.).
Рис. № 2. Системы обеспечения безопасности комплекса ЧАДС
Конструктивная безопасность является качеством автомобиля. Активная, пассивная и послеаварийная безопасность являются обобщающими (комплексными) свойствами, обусловливающими его (автомобиля) способность удовлетворять принятым нормативам по БДД.
Наиболее четко взаимосвязь и взаимовлияние видов конструктивной безопасности проявляется при ДТП. В каждом ДТП условно можно выделить три фазы: начальную, кульминационную и конечную. Продолжительность ДТП составляет от долей секунд до нескольких минут и все три фазы неразрывно связаны между собой.
Начальная фаза ДТП характеризуется условиями движения автомобилей и других участников движения перед их взаимодействием с объектами соударения. Включает нештатную и аварийную ситуации. Под нештатной ситуацией (обстановкой) принимают такую дорожную ситуацию (обстановку), при которой участники движения могут принять меры по предотвращению ДТП. Если эти меры не приняты или оказались неэффективными, то обстановка переходит в аварийную. Аварийной ситуацией называют такую дорожную ситуацию, при которой участники движения не располагают технической возможностью предотвратить ДТП.
Кульминационная фаза ДТП характеризуется взаимодействием автомобиля с объектом соударения.
Конечная фаза следует за кульминационной, и ее окончание совпадает с прекращением динамического и любого другого воздействия (например, пожара) на автомобиль.
Требования ЭБ автомобиля должны обеспечиваться во всех фазах ДТП. Розлив ГСМ характерное проявление снижения ЭБ автомобиля при ДТП.
Взаимосвязь различных видов безопасности и противоречивость требований, предъявляемых к конструкции автомобиля, вынуждают конструкторов и эксплуатационников принимать компромиссные решения. При этом неизбежно ухудшаются одни свойства, менее существенные для автомобиля данного типа, и улучшаются другие, имеющие большее значение.
Рис. № 3. Обеспечение безопасности комплекса ЧАДС в условиях ДТП
Эксплуатационная безопасность АТС
Безопасность неисправного автомобиля снижается. По статистике значительное число ДТП с тяжелыми последствиями связано с неудовлетворительным техническим состоянием транспортных средств. Б. А. Ройтман приводит данные Института общественной безопасности США: неисправности автомобиля стали причиной 4- 5 % происшествий (с вероятностью 100 %), 9-13 % происшествий (с вероятностью не менее 80 %), 15-25 % происшествий (с вероятностью менее 80 %). По данным НИЦ ГИБДД МВД России аварийность из-за неудовлетворительного технического состояния автомобилей в РФ доля происшествий может достигать до 15%. Для этой группы характерны ДТП из-за неисправности тормозных систем (40-50 %), внешних световых приборов и устройств обзорности дороги (25-30 %) и состояния шин (5-10 %). Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения установлен перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Обеспечение безопасности при эксплуатации АТС (эксплуатационная безопасность) на первом этапе осуществляется при допуске к эксплуатации (регистрации АТС в органах ГИБДД), когда проверяется наличие сертификата, а также может ограничиваться допуск к эксплуатации автомобилей с большим сроком эксплуатации (5 или 10 лет); автомобилей, не предназначенных для правостороннего движения и т. д. Система поддержания безопасного технического состояния АТС, осуществляется эксплуатирующей организацией (или собственником), а результаты ее функционирования контролируются при проведении государственных технических осмотров.
Для обеспечения возможности проведения грамотной эксплуатации автомобиля с учетом требований безопасности проводится обучение персонала при лицензировании автомобильных перевозок.
Организации, которые выполняют ЕО, ТО и TP, также должны получать сертификаты для обеспечения качественного выполнения этих работ и при наличии минимального необходимого для этого перечня оборудования. Это также повышает уровень безопасности АТС в условиях эксплуатации. Органы ГИБДД должны контролировать использование водителями и пассажирами ремней безопасности, шлемов и других средств повышения безопасности.
Конструктивная безопасность автомобиля
Анализ наиболее вероятных причин ДТП, вызванных конструктивными особенностями автомобилей. Предназначение тормозов, оснащенных антиблокировочным устройством. Управляемость, амортизация, устойчивость автомобиля. Система раннего предупреждения столкновения.
Рубрика | Транспорт |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 06.05.2011 |
Размер файла | 734,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Конструктивная безопасность автомобиля
Постоянный рост автомобильного парка приводит к увеличению плотности и интенсивности потоков транспортных средств. Повышение динамических свойств автомобилей, увеличение в потоке количества легковых автомобилей, управляемых их владельцами, не имеющими достаточных навыков управления, способствуют значительному увеличению аварийных ситуаций, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям.
Согласно Правилам учета ДТП к ним относятся события, возникшие в процессе движения на дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.
В настоящее время принята следующая классификация ДТП:
столкновение, когда движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог;
опрокидывание, когда механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, вызванные столкновением механических транспортных средств или наездами на неподвижные предметы;
наезд на пешехода, когда механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму;
наезд на велосипедиста, когда механическое транспортное средство наехало на человека, передвигавшегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство, получив травму;
наезд на стоящее транспортное средство, когда механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое транспортное средство;
наезд на неподвижное препятствие, когда механическое транспортное средство наехало на неподвижный предмет (опору моста, столб, дерево, ограждение и т.п.) или ударилось о него;
наезд на гужевой транспорт, когда механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных, верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;
наезд на животных, когда механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных;
падение пассажира, когда пассажир (любое лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем) упал с движущегося механического транспортного средства. К этому виду происшествий не относится падение, произошедшее при столкновении, опрокидывании механических транспортных средств или их наезде на неподвижные предметы;
прочие происшествия, т.е. происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К этому виду происшествий относятся сходы трамваев с рельсов (не вызвавшие столкновения или опрокидывания), падение перевозимого груза на людей и др.
Кроме того, ДТП классифицируют по тяжести последствий, характеру (механизму), месту возникновения и т.д. Распределение основных видов ДТП представлено в табл. 12.1.
Таблица 12.1 Основные виды ДТП по России в 2002 г.
Наибольшей тяжестью последствий характеризуются наезды на пешеходов, столкновения и опрокидывания транспортных средств. В этих происшествиях из 100 пострадавших в среднем 15 чел. погибают.
Всесторонний анализ всех видов ДТП невозможен без выявления факторов и причин, их вызывающих. При анализе любого ДТП необходимо рассматривать систему ВАДС как единое целое. Исходя из такого представления, ДТП необходимо рассматривать с системной точки зрения, а факторы, определяющие или сопутствующие происшествию, классифицировать в соответствии с комплексными свойствами системы ВАДС.
Анализ наиболее вероятных причин ДТП, вызванных конструктивными особенностями автомобилей.
Тормозная система ABS представляет собой специальную замкнутую регулирующую систему. Простейшая схема этой системы предназначена для регулирования одного колеса и состоит из следующих основных узлов:
сенсорный датчик, который воспринимает режим вращения колеса (скорость, ускорение, замедление);
управляющее устройство, воспринимающее и обрабатывающее информацию от сенсорного датчика, и выдающее управляющие сигналы для регулирования;
регулирующий клапан в тормозной цепи, который реагирует на управляющие сигналы от управляющего устройства так, чтобы давление при торможении регулировалось с целью предотвращения блокировки колес и одновременно обеспечения наилучшего тормозящего действия с приемлемой возможностью управлять транспортным средством.
Кроме этих основных узлов, в систему с учетом безопасности, входят также:
устройство контроля неисправностей, регистрирующее неисправности, возникающие в системе;
при возникновении неисправности система полностью или частично выключается и торможение осуществляется в обычном режиме;
сигнальная лампочка, загорающаяся при возникновении неисправности;
дополнительная сигнальная лампочка, загорающаяся при возникновении неисправности в прицепе автомобиля;
индикаторная лампочка, которая срабатывает от сигнала информационного устройства, когда в прицепе отсутствуют тормоза ABS.
Количество ДТП с наездом сзади значительно увеличилось. Такие ДТП составляют 13% от всех ДТП, зарегистрированных полицией как ДТП с травматизмом. Наряду с интенсивностью движения, одним из факторов, влияющих на несчастные случаи, может быть то, что торможение едущего впереди транспортного средства не фиксируется заранее. Нормальные тормозные огни, по причине их низкого расположения, можно заметить только из следующего сзади автомобиля. Другие, едущие в потоке автомобили, эти огни не видят. Если автомобили движутся в потоке на близком расстоянии друг от друга, то незаметность тормозных огней может привести к тому, что для торможения и предотвращения наезда не останется достаточно времени.
Езда с включенными фарами ближнего света в дневное время может снизить видимость стопсигналов. На многих моделях автомобилей стопсигналы и фонари заднего света расположены в одном месте и торможение транспортного средства показывается лишь усилением яркости свечения фонарей заднего света за счет включения стоп-сигналов. Дополнительные стоп-сигналы устанавливаются с целью повышения заметности стоп-сигналов тормозящего транспортного средства для большего количества водителей, движущихся за тормозящим транспортным средством, и предотвращения тем самым наездов сзади.
На увеличение риска ДТП на мокром покрытии влияет ряд факторов. Брызги воды могут ухудшить видимость, причем изношенные стеклоочистители лобового стекла могут еще осложнить ситуацию. Кроме того, что атмосферные осадки снижают сцепление шины колеса с дорожным покрытием (особенно при высокой скорости), они также значительно ухудшают видимость. Важным фактором, определяющим сцепление шины колеса с дорожным покрытием, является глубина рисунка протектора шины автомобиля. Глубина рисунка протектора шины должна быть настолько большой, чтобы гарантировались достаточное сцепление шины с дорожным покрытием даже при любых самых плохих прогнозируемых условиях и ситуациях.
Недостаточная глубина рисунка протектора шины в значительной степени повышает опасность потери сцепления с дорожным покрытием при движении по мокрому покрытию, так как протектор уже не способен выполнить свою «дренажную функцию», и появляется явление «аквапланирование».
Шины с шипами обеспечивают увеличение сцепления и при равных условиях более короткий тормозной путь на дороге, покрытой снегом или льдом, по сравнению с шинами без шипов. Прежде всего, это относится к дороге, покрытой льдом.
Целью применения шин с шипами является сокращение количества ДТП в зимний период, в особенности на дорогах, покрытых снегом или льдом. Другой целью применения шипованных шин является обеспечение пропускной способности дорог за счет достаточного сцепления шин с дорожным покрытием, что дает возможность ездить также по скользким дорогам.
Применение фар ближнего света в дневное время сокращает количество ДТП в светлое время суток приблизительно на 10-15% для тех автомобилей, которые применяют фары ближнего света. Влияние одинаково и на ДТП с материальным ущербом и на ДТП с травматизмом. Введение обязательного пользования фарами ближнего света сокращает количество ДТП с несколькими участниками в светлое время суток приблизительно на 5-10%. Оценка влияния изменяется по типам ДТП. Количество ДТП, участниками которого являются пешеходы и велосипедисты, сокращается. Это же относится и к ДТП вызванными лобовыми или боковыми столкновениями. Напротив, количество ДТП с наездом сзади возрастает. Возможным объяснением этому является то, что тормозные сигналы труднее заметить при включенных задних габаритных огнях.
Управляемость, амортизация и устойчивость должны позволять водителю выполнение всех наиболее часто используемых маневров, а также все маневры в критических ситуациях, которые могут быть предвидены, без того, чтобы автомобиль вышел из-под контроля водителя. Управление, амортизация и устойчивость как в отдельности, так и в сочетании должны быть выполнены таким образом, чтобы вероятность ДТП как следствия конструктивных недостатков, износа, плохой компоновки и/или поведения водителя за рулем была бы сведена до минимально низкого уровня.
Но интерьер автомобиля по прежнему является важнейшим фактором травматизма для водителей и пассажиров автомобилей важнейшими частями автомобиля, ведущими к травмам при лобовых столкновениях, являются рулевое колесо, приборная панель, лобовое стекло и дверные стойки. Встроенное средство защиты при столкновении является собирательным наименованием ряда улучшений внутренней конструкции автомобиля с целью сокращения степени травматизма при ДТП.
Встроенное средство защиты включает в себя все изменения в конструкции автомобиля, которые преследуют цель сократить размер травматизма для тех, кто находится в автомобиле во время ДТП.
Встроенные защитные средства включают в себя ряд конструктивных решений. В этом параграфе рассматриваются следующие:
· податливая рулевая колонка;
· ламинарное ветровое стекло;
· улучшение способа крепления ветрового стекла;
· обивка и измененная форма приборной панели;
· более надежные дверные замки;
· подпорные дверные балки;
В дополнение к этим элементам пассивной безопасности конструкции автомобиля часто дополняются передний и задний бамперы автомобиля в качестве встроенного средства защиты.
Податливая рулевая колонка в качестве стандартного оборудования применяется на американских автомобилях с конца 1960-х годов и ее использование является обязательным требованием для всех автомобилей. Податливая рулевая колонка сконструирована таким образом, что она не вдавливается в салон автомобиля при лобовом столкновении. Например, она может быть снабжена отсечным шарниром, который разваливается при сильном давлении или действует по принципу телескопа, когда различные звенья входят друг в друга.
Ламинарное ветровое стекло изготовлено из нескольких более тонких слоев стекла, наклеенных друг на друга. Это позволяет укрепить его таким образом, чтобы при ДТП голова легче проникала через ветровое стекло. Поскольку голова продавливается через ветровое стекло, то это может привести к очень серьезным травам (таким образом можно получить серьезную травму шеи).
Лучшее крепление ветрового стекла преследует цель воспрепятствовать его выпадению во время ДТП. В случае выпадения ветрового стекла сильно возрастает опасность того, что водитель и пассажир на переднем сиденье могут быть выброшены из автомобиля, что увеличивает риск получения серьезных травм.
Обивка и измененное размещение приборной панели заключают в себе наполнение рулевого колеса и приборной доски пенно-резиной или другими относительно мягкими материалами с одновременным размещением приборной панели и отдельных приборов таким образом, чтобы уменьшить вероятность того, что водитель или пассажир могут удариться об на них в случае ДТП, чтобы возможные точки соприкосновения причиняли как можно меньше травм.
Установка более надежных дверных замков означает изменение их формы с целью воспрепятствования самопроизвольному открыванию дверей при ДТП. В случае открывания дверей увеличивается вероятность выпадения из автомобиля с последующим получением более тяжких телесных повреждений, чем при закрытых дверях.
Подпорные балки в дверях автомобиля призваны защитить лиц, находящихся в салоне, при боковых столкновениях. Такие балки повышают стойкость дверей к деформации, уменьшая, таким образом, риск их проникновения в салон.
Подпорка крыши призвана воспрепятствовать ее сдавливанию, когда автомобиль опрокидывается на крышу.
Автономная система регулирования дистанции означает установку автомобиля на автоматическое регулирование не только скорости, но и дистанции до впереди идущего автомобиля. При этом регулируется также ускорение/замедление посредством педали газа и/или тормоза. Эффективность автоматизированной системы контроля дистанции до впереди идущего автомобиля недостаточно изучена. Исследователи в качестве отправной точки брали ряд различных систем или комбинаций систем. Представляется, что это было необходимо для того, чтобы изучить приспосабливание манеры вождения, возможностей для компенсации влияния на ДТП, и степень реакции на это со стороны водителя при решении возникшей ситуации. Различные системы контроля дистанции изучены как при испытаниях в реальных дорожных условиях, так и в лабораторных условиях.
Защита от заезда, которая устанавливается в задней части грузового автомобиля или большого навесного прицепа, должна представлять собой препятствие для легковых автомобилей других транспортных средств, которые в связи со своей относительно небольшой высотой имеют высокие шансы заехать под верхнюю часть кузова крупных транспортных средств, поэтому цель защиты от заезда заключается в снижении объема травм и увечий, особенно при ДТП с наездом сзади.
Рис. 12.1. Типичная схема ДТП при заезде сзади
конструктивный тормоз автомобиль амортизация
Для мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов особо важное значение имеют системы боковой защиты, то есть решетки, которые установлены между колесными осями транспортного средства или навесного прицепа. Боковая защита может также препятствовать попаданию небольших автомобилей в пространство между колесной парой крупного транспортного средства.
Защита от заезда сзади может представлять собой балку или решетку на задней части кузова грузового автомобиля или навесного прицепа. Боковая защита точно так же может представлять собой балку или решетку на задней части кузова грузового автомобиля или навесного прицепа. Боковая защита точно так же может представлять собой балку или решетку, но которые, как было сказано, устанавливаются на боковой стороне транспортного средства или между колесными осями. Эта защита может быть изготовлена из стали или легких металлов и иметь либо жесткую, либо упругую и поглощающую энергию конструкцию.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Поворот автомобиля с эластичными колесами. Управляемость как эксплуатационное качество, обеспечивающее активную безопасность автомобиля. Устойчивость переднего и заднего мостов. Оценка управляемости автомобиля ГАЗ-31105. Увод автомобильного колеса.
дипломная работа [3,3 M], добавлен 29.05.2015
Совершенствование эксплуатационных свойств автомобиля, направленное на снижение тяжести травм при ДТП. Выбор параметров автомобиля, обеспечивающих наилучшие характеристики управляемости. Влияние технического состояния автомобиля на его устойчивость.
презентация [1,4 M], добавлен 29.05.2015
Сущность активной безопасности автомобиля. Основные требования, предъявляемые к системам автомобиля, определяющим его активную безопасность. Компоновка автомобиля, тормозная динамичность, устойчивость и управляемость, информативность и комфортабельность.
лекция [43,5 K], добавлен 07.05.2012
Технические характеристики автомобиля ГАЗ-66-11. Активная безопасность автомобиля: тормозная динамичность, устойчивость, управляемость (поворачиваемость), комфортность. Пассивная безопасность автомобиля: ремни и подушки безопасности, подголовники.
контрольная работа [1,2 M], добавлен 20.01.2011
Изучение конструктивной безопасности автомобиля на основе анализа его управляемости и весовых параметров. Процесс столкновения автомобилей, определение показателей деформации и опасности. Характеристика и параметры пассивной и активной безопасности.
курсовая работа [92,9 K], добавлен 16.01.2011
Основные характеристики автомобиля УАЗ-39095. Определение параметров, характеризующих устойчивость и управляемость. Силы, действующие при повороте. Показатели маневренности, тормозная динамичность автомобиля. Остановочный путь и диаграмма торможения.
курсовая работа [600,9 K], добавлен 30.01.2014
Расчет и проектирование оборудования с гидравлическим приводом тормозной системы автомобилей ВАЗ. Анализ причин нарушения в работе тормозной системы автомобилей. Анализ патентных источников. Техника безопасности при эксплуатации гидропривода тормозов.
курсовая работа [432,7 K], добавлен 19.03.2013