Компактные и субкомпактные машины
Автомобили «B-класса»
Авто малого («B») класса всех марок (новые модели 2021-2022 года): цены и характеристики, обзоры малолитражек с фотографиями.
Сегмент субкомпактных легковых автомобилей (по европейской классификации это «В»/«малый» класс) – это небольшие и, в массе своей, малолитражные автомобили, которые: экономичны, удобны для частых поездок по городу, но так же достаточно комфортны для непродолжительных выездов за его пределы.
Универсал повышенной вместимости (доступен в исполнениях с пятью или семью посадочными местами). В основе этого автомобиля – «первый Logan MCV», на который он (не смотря на множество внесённых изменений) походит как внешне, так и внутри.
Переднеприводный «кроссоверообразный» хэтчбек, созданный «специально для российского рынка» – дебютировал в Сети 10 октября 2017 года. Он отличается яркой внешностью и продуманным салоном, предоставляя выбор из двух бензиновых моторов и двух вариантов КПП.
Кросс-хэтч второй генерации дебютировал в сентябре 2012-го, а осенью 2016 года пережил рестайлинг (но в России появился с 2-летным опозданием в обоих случаях). Это – симпатичный и практичный автомобиль, «щеголяющий» солидным дорожным просветом.
Субкомпактный электрохэтч дебютировал ещё весной 2017 года, но до России добрался только в сентябре 2020-го. Это – привлекательный внешне автомобиль с добротным салоном, который приводится в движение 115-сильным электродвигателем.
4-й «релиз» субкомпактного «бюджетника» (его российский вариант), дебютировал в Сети 23 июня 2017 года. Трёхобъёмник может похвастать: симпатичной «европейской» внешностью, строгим и качественным интерьером, современной техникой и оснащением.
Слегка переработанная и приподнятая подвеска, плюс некрашеный пластиковый обвес по периметру – из «просто вместительной машины» делают «вседорожного грузоперевозчика»… ну а «яркий интерьер» идёт просто как приятный бонус (не имеющий ни какого отношения к покорению бездорожья).
«Условно бюджетный» трёхобъёмник седьмого поколения дебютировал в конце ноября 2019 года в Таиланде. Это – действительно «взрослый» внешне автомобиль с современным салоном, который (в зависимости от рынка сбыта) оснащается как бензиновыми, так и дизельным моторами.
Субкомпактный трёхобъёмник бюджетной категории появился в продаже на российском рынке в июне 2020 года. Он обладает бесхитростным дизайном и простецким салоном, а в движение приводится бензиновым 105-сильным «атмосферником».
Бюджетный автомобиль «второй» генерации официально представили 25 февраля 2020 года (в ходе онлайн-презентации). Это – пятидверный лифтбек с привлекательной внешностью и современным и практичным салоном, который оснащается бензиновыми двигателями.
Трёхобъёмник 2-й генерации официально представили 6 февраля 2017 года на спец.мероприятии в Москве… спустя 3 года его настигло обновление. Внешне автомобиль напоминает «старшие» модели марки, имеет красивый и качественный интерьер, а оснащается в меру мощными (для своего класса) моторами.
Топ 10 лучших компактных кроссоверов на 2021 год (рейтинг мини suv)
Компакт-кроссоверы отличаются уменьшенными габаритами кузова, что упрощает маневрирование на узких улицах. При этом машины обладают дорожным просветом от 200 мм, позволяющим въезжать на бордюры или двигаться по грунтовым либо лесным дорогам без риска повреждения днища. В этом рейтинге собраны самые маленькие кроссоверы на рынке. Наливайте кофе, чай и читайте внимательно!
Наш выбор:
Марка и модель авто | Цена на авито |
---|---|
1. Renault Kaptur | от 1,115 млн руб. |
2. Peugeot 2008 | от 1,599 млн руб. |
3. Hyundai Creta | от 1,062 млн руб. |
4. Citroеn C3 AirCross | от 1,374 млн руб. |
5. BMW X1 | от 2,24 млн руб. |
Сводная таблица лучших компакт кроссоверов
Самые маленькие кроссоверы на 2021 год
В отличиие от семейных кроссоверов, в число малогабаритных автомобилей с увеличенным дорожным просветом и приводом на все колеса входят:
Renault Duster
Российским покупателям предлагается Duster первого поколения, претерпевший модернизацию в 2015 г. На территории Европы продаются машины новой генерации (под брендом Dacia), которые отличаются конфигурацией панели кузова и списком двигателей.
Версия для РФ оснащается атмосферными бензиновыми моторами (1,6 или 2,0 л) либо 1,5-литровым дизелем с наддувом. На автомобилях используются механические коробки (5 или 6 ступеней) или 4-скоростной автомат. Базовая версия имеет привод на передние колеса. Стартовая цена – от 865 тыс. руб.
Для отделки салона использован жесткий пластик, который легко отмывается от загрязнений. Базовая версия не предусматривает кондиционер и имеет неокрашенные внешние пластмассовые детали кузова.
Задний диван оснащен складной раздельной спинкой, позволяющей увеличить вместимость багажного отсека. Автомобиль в базе обладает минимальным набором опций безопасности (подушка в руле, инерционные ремни безопасности для водителя и всех пассажиров, система ABS с электронным распределением тормозных усилий с усилителем для экстренной остановки).
Renault Kaptur
Новое поколение Kaptur имеет цену от 1,115 млн руб. Клиентам предлагаются автомобили с атмосферным 114-сильным двигателем и мотором мощностью 150 л. с. с турбиной.
Базовая версия оснащена 5-ступенчатой механической коробкой, доступен клиноременной вариатор CVT X-Tronic (ставится по умолчанию при заказе кроссовера со 150-сильным агрегатом). Машины могут иметь как передний, так и полный привод с электронным распределением крутящего момента между колесами.
Небольшой кроссовер от Renault имеет светодиодные ходовые огни и заднюю оптику с 3-мерным эффектом. Для запуска и остановки двигателя используется кнопка Start-Stop.
По умолчанию предусмотрена функция дистанционного старта силового агрегата. Для повышения комфорта водителя и пассажиров использован кондиционер (на части версий установлен климат-контроль), предусмотрены обогрев обода рулевого колеса, сидений водителя и пассажиров, зеркал заднего вида.
Peugeot 2008
Автомобиль является новинкой 2020 г. для российского рынка. Машина отличается массивным передним бампером и расширенными колесными арками, позволившими установить колеса с увеличенной размерностью.
Производитель предлагает настраиваемую цифровую комбинацию приборов, рулевую колонку с регулировкой по 2 направлениям и мультимедийный центр с сенсорным цветным экраном диагональю 10″. Магнитола позволяет настраивать конфигурируемые системы автомобиля.
Производитель предлагает 4-цилиндровые бензиновые двигатели PureTech с регулировкой фаз газораспределения, развивающие мощность 100 или 130 л. с.
Базовая версия поставляется с 6-скоростной механической коробкой, 130-сильная версия доступна с 6-ступенчатой автоматической трансмиссией EAT6, обеспечивающей быстрое и плавное переключение.
Для отслеживания состояния автомобиля и связи с техническими службами доступно приложение MyPeugeot (для смартфонов на основе платформ Android и iOS).
Hyundai Creta
Сборка компактных машин Hyundai Creta была освоена на территории РФ в конце 2015 г., а спустя несколько лет автомобиль претерпел плановую модернизацию интерьера и экстерьера.
Цена базовой версии с передним приводом начинается от 1,062 млн руб. Для российских покупателей доступны бензиновые двигатели объемом 1,6 или 2,0 л (мощность 123 и 150 л. с. соответственно).
Помимо 6-ступенчатой ручной коробки может использоваться гидромеханическая трансмиссия с 6 передачами переднего хода с возможностью ручного переключения.
Помимо стандартных версий, производитель предлагает специальные модификации. Модель Би-2 по умолчанию оснащается расширенным пакетом теплых опций, 6 подушками безопасности и камерой заднего вида с динамической разметкой.
Существуют версии с двойной окраской кузова (крыша и стойки по нижнюю линию окон покрыты черной глянцевой эмалью). В список дополнительных опций входит навигационный приемник с экраном диагональю 7″ и интеграцией со смартфонами.
Citroеn C3 AirCross
Компактный кроссовер Citroеn C3 AirCross стоит от 1,374 млн руб. Базовый вариант имеет 82-сильный 3-цилиндровый двигатель серии PureTech и механическую коробку передач.
Доступна версия с двигателем мощностью 110 л. с. и автоматической трансмиссией. Для сторонников дизельных агрегатов предлагается модель с 92-сильным 4-цилиндровым двигателем, имеющим 8-клапанную схему газораспределения и МКПП.
Вне зависимости от типа мотора, ведущими являются передние колеса, что вместе с дорожным просветом 175 мм затрудняет движение по пересеченной местности.
Салон рассчитан на перевозку 5 человек. На заднем сиденье предусмотрен откидной подлокотник. Производитель предлагает 90 вариантов раскраски кузова (доступны различные сочетания оттенков нижней части и крыши).
Раздельная спинка заднего дивана и кресло переднего пассажира складываются, позволяя перевозить предметы длиной до 2,4 м. Клиент может заказать панорамную крышу с подвижной секцией и солнцезащитной шторкой. Помимо стандартной магнитолы с поддержкой Android Auto, Apple CarPlay и Mirror Link, доступна навигационная система Citroеn Connect Nav.
Volvo XC40
Этот кроссовер создан для передвижения по городу и периодической эксплуатации в условиях бездорожья. Базовая версия Momentum имеет цену от 2,45 млн руб. Машины доступны с двигателями Т3 и Т4, развивающими 150 и 190 л. с. соответственно.
Для дорогих версий предлагается 249-сильная модификация Т5. Двигатели автомобиля работают совместно с автоматической КПП, предусмотрен передний привод (для мотора Т3) или система 4х4 (для двигателей Т4 и Т5).
В стандартное оснащение входят 18-дюймовые литые диски и светодиодная головная оптика. Салон имеет декоративные элементы Urban Grid на приборной панели и дверных обшивках.
Помимо фронтальных и боковых подушек, предусмотрен надувной элемент для защиты коленных чашечек водителя. Передние сиденья защищают людей от плетевых травм.
По умолчанию использован 2-зонный климат-контроль с системой охлаждения перчаточного ящика. В стандартное оборудование включен оригинальный охранный комплекс с датчиком движения и сиреной.
BMW X1
Стартовая комплектация компактного кроссовера X1 от немецкого концерна BMW имеет цену от 2,24 млн руб. Автомобиль оборудован автоматической трансмиссией Steptronic с двойным сцеплением и системой Performance Control, распределяющей поток мощности и регулирующей работу тормозной системы для повышения безопасности.
В стандартное оснащение вошли 6 подушек безопасности и система курсовой стабилизации с ассистентом начала движения и блоком автоматической просушки поверхности тормозных дисков.
Для автомобиля предлагаются двигатели мощностью 140 или 192 л. с., снабженные системой наддува и рассчитанные на использование бензина сорта А-95 или выше.
Разгон с места до 100 км/ч составляет 9,6 и 7,4 секунды соответственно, машины в среднем сжигают 6,2 и 7,1 л топлива на 100 км пути. Покупатель может заказать версию со 150-сильным дизелем с компрессором, расход горючего составляет 5,6 л на 100 км пробега, а до 100 км/ч автомобиль ускоряется за 9,3 секунды.
Новинки среди компактных кроссоверов на 2021 год
К новинкам 2021 модельного года на рынке компактных кроссоверов относятся:
KIA Seltos
Кроссовер Seltos от южнокорейского производителя появился в салонах в середине 2020 г. Машина построена на одной платформе с популярным мини-кроссовером Hyundai Creta.
Цена в салонах официальных дилеров стартует от 1,119 млн руб. Базовая модификация оборудована 4-цилиндровым 123-сильным мотором поколения Gamma, рассчитанным на использование бензина сорта А-92 и выше.
Автомобиль имеет механическую коробку и привод на передние колеса. В стандартное оборудование входят дисковые тормоза всех колес и система курсовой стабилизации.
Производитель предлагает 2-литровый мотор, развивающий 149 л. с. и работающий совместно с клиноременным вариатором (доступен передний или полный привод).
Для любителей спортивного стиля движения выпускается модификация со 177-сильным бензиновым двигателем T-GDI, оснащенным нагнетателем и системой прямого впрыска топлива в цилиндры.
Агрегат рассчитан на автоматическую 7-скоростную трансмиссию (робот) с полным приводом. Машина способна разогнаться до 100 км/ч за 8,4 секунды и расходует в комбинированном цикле 7,6 л бензина А-95 на 100 км пробега.
Рейтинг малолитражных авто
Как мы посчитали рейтинг
Рейтинг формируется на основе продаж, отзывов владельцев, характеристик, стоимости и других параметров
Лучшие малолитражные автомобили и их ключевые особенности
Высокие цены на бензин заставляют автомобилистов искать способы, чтобы уменьшить траты на содержание личного автомобиля. С этой целью обычно покупают удобные машины-малолитражки с низким потреблением топлива. Основные преимущества таких моделей:
Эти машины предназначены для небольших расстояний, на дальние поездки без возможности частой дозаправки они не рассчитаны. Приведем топ небольших машин с малоемким бензобаком.
Кабриолет Smart Fortwo: лидер среди маленьких авто
Немецкий микрокар Смарт Форто с двухместным салоном оснащен движком мощностью 72 л. с. Позволит двигаться со скоростью до 165 км/час, разгоняется до сотни за 9,5 сек. Несмотря на минимальные габариты, есть отделение вместительностью 260-340 куб. см для багажа.
Стильный Kia Picanto
Аккуратную и привлекательную модель часто выбирают женщины по причине стильного дизайна, простого удобного управления. Среди плюсов: малое потребление АИ-95 (4,4 л в мегаполисе, 5,6 л на магистралях). Внутреннее пространство рассчитано для четырех человек, есть багажник объемом 150-250 куб.см, в зависимости от модификации.
Привлекательный Volkswagen Golf
Быстрый хэтчбек С-класса в условиях города или трассы позволяет достичь разгона до сотни за 8,6-9,1 секунд. Расход топлива в смешанном цикле составляет 4,3-4,4 литра. Пятиместный салон подходит для семьи, багажный отсек вмещает 220 куб.см груза.
Suzuki Jimny: повышенная проходимость
Внедорожник с клиренсом 210 мм адаптирован для труднопроходимых загородных дорог, развивает скорость до 140 км/час. В салоне Сузуки размещаются четыре пассажира, есть небольшой багажный отсек.
Продуманное оснащение Toyota Prius
Пятиместный хэтчбек оборудован информативной приборной панелью, надежный в эксплуатации. Представлены модели с бензиновыми или гибридными силовыми агрегатами. Очень экономичный расход топлива – всего 3,7 л в городских условиях или 2,8 л на трассе.
Многофункциональный Peugeot 2008
Компактный кроссовер имеет 5-местный салон, багажник вмещает до 350 куб. см груза. Авто подойдет в качестве семейного для езды по асфальтированным улицам и загородных путешествий по грунтовке. Моторы сжигают 5,6 л бензина в смешанном цикле. Объем топливного резервуара – 50 куб.см.
Стильный и шустрый Ford Fiesta
Седаны с 5 посадочными местами позволяют достигать скорости в диапазоне 171-188 км/час. При этом топливо расходуется экономно – 5,9 литров в общем цикле ( 8,4 л по городу, 4,5 л по трассе). Бензиновые двигатели обладают мощностью 85-120 л. с.
Удобный городской вариант Smart Fortwo
Двухместный хэтчбек микро-класса выбирают жители мегаполисов. Бензиновый агрегат авто потребляет 4,5 л в комбинированном цикле движения (3,8 л при размеренной поездке по скоростной магистрали, 4,9 л в плотном городском трафике ). Допустимая скорость – 165 км/час. Есть багажник для грузов емкостью до 190 л.
Почему выгодно купить модель через Autospot?
Приобретая авто при помощи этого сайта, покупатели получают скидку до 12% от первоначальной стоимости. Кроме этого, официальные дилеры автопроизводителей, с которыми сотрудничает сервис, предлагают клиентам дополнительные бонусы: техподдержку в пути, льготное кредитование, выгодную страховку.
Классовая борьба: как за 30 лет автомобильный B-класс перерос D-класс
Почти каждый покупатель автомобиля – нового или подержанного – озабочен тем, чтобы за свои деньги получить «как можно больше автомобиля». Иными словами, купить автомобиль как можно выше классом. Многие даже готовы навсегда отказаться от идеи покупки новой машины – ведь на вторичном рынке за те же деньги можно купить авто на один, а то и два класса выше. Давайте разберемся, как определяются классы легковых автомобилей, как они изменялись со временем, и почему вся эта система отнюдь не идеальна.
В целом идея разделения автомобилей на классы логична – но единой классификации при этом не существует. Обычно, говоря о буквенных обозначениях вроде А- класса или С-класса, мы используем одну из самых популярных условных классификаций, данной еще в 1999 году Европейской экономической комиссией. Исходный документ выделяет 9 ключевых категорий: помимо спорткаров, отнесенных к классу S, «многоцелевых» автомобилей (главным образом, минивэнов) класса М и так называемых SUV (кроссоверов и внедорожников), причисленных к классу J, легковые машины разделены еще на 6 классов – от A до F. Последние 6 классов ранжируются главным образом в зависимости от длины машины – однако даже тот самый исходный документ отмечает, что «границы между сегментами размыты иными признаками помимо габаритных размеров», такими как цена, престижность, уровень оснащения и так далее.
Тем не менее, даже в пределах Европы нет абсолютного единства в классификации: к примеру, программа оценки EuroNCAP имеет свое распределение, где кроссоверы и минивэны также разделены в зависимости от размеров. В США классификаций тоже несколько, но самая популярная принадлежит Агентству по охране окружающей среды – это та самая, где крупные по европейским меркам седаны D-класса оцениваются как «среднеразмерные». Основным параметром для разделения на классы здесь служит суммарный объем пассажирского и грузового внутреннего пространства.
Свои классификации легковых автомобилей существуют и в других странах – в Индии, Китае, Японии… Суть разделения порой не праздная: к примеру, в Японии отдельно регламентируемый класс «кэйдзидося» – кей-каров – это результат загруженности дорожной инфраструктуры. Такие машины имеют строго ограниченные габариты, а также объем и мощность двигателей – но их покупка обещает налоговые льготы и прочие преимущества вроде отсутствия обязательного наличия собственного парковочного места.
Но суть всего этого мирового диссонанса вы уже наверняка уловили: единой классификации нет, а ее создание не только бессмысленно, но и практически невозможно. Тем не менее, давайте кратко познакомимся с наиболее популярной европейской «буквенной иерархией» и попутно убедимся в том, что аккуратные коробочки с рассортированными в них машинками постоянно трещат по швам.
Типичные представители: Fiat 500, Peugeot 108, Chevrolet Spark
Самый миниатюрный А-класс – заодно и самый «честный». Дело в том, что здесь соблюдение габаритных размеров – это фактически суть всего класса, на которой основана его ограниченная популярность. Покупателям этих машин важны именно компактные габариты вкупе с нормальным внутренним пространством и оснащением. Основное распространение машины этого класса заработали в Европе: в США в них нет потребности, а в России покупатель не видит смысла платить за маленький автомобиль столько же, сколько за «нормальный». Европа же со своими особенностями городской дорожной инфраструктуры, парковок и налогов – ключевой потребитель крошечных машин.
Однако даже А-класс сегодняшнего дня кардинально отличается от того, что подразумевалось под «супермини» несколько десятилетий назад. Достаточно взглянуть на нескольких ярких представителей, чтобы понять, о чем мы говорим. Сейчас габариты автомобилей А-класса колеблются вокруг отметки в 3,6 метра. Так, современный Fiat 500, который считается «коротышкой», имеет 3 546 мм в длину – а его предок, «чинквеченто», выпускавшийся с конца 50-х до середины 70-х, был короче 3 метров – 2 970 мм! Для машины таких габаритов полметра – это огромная разница. И все же Fiat 500 с тех пор вырос на 20%.
Еще один пример – Mini. Оригинальный Morris Mini был чуть крупнее упомянутого выше Фиата и длиннее 3 метров: 3 054 мм. Однако первое поколение компакта в ретро-стиле в 2000-х годах уже насчитывало 3 630 мм в длину, а к нынешнему, третьему поколению трехдверка растянулась до 3 821 мм – то есть, с годами машина выросла на добрую четверть. Строго говоря, компакт фактически вышел за пределы класса, ведь 3,8 метра – это уже почти территория машин сегмента В.
Типичные представители: Ford Fiesta, Volkswagen Polo, Skoda Fabia
А вот В-класс – это, пожалуй, одна из самых больших современных «автомобильных фальсификаций». Строго говоря, к нему относятся машины длиной примерно до 4,1 метра – то есть, главным образом те компактные, но полноценно пятиместные хэтчбеки с каким-никаким, но багажником, которые любят в Европе и нередко покупают дочерям и женам в России. То, что на нашем рынке именно этот класс машин фактически вымер – заслуга свежей волны «переростков»: недорогих седанов, которые более «престижны» и любимы нашим покупателем.
На ключевом для «настоящих» компактов европейском рынке они живут и здравствуют: Opel Corsa, Peugeot 208, Skoda Fabia, «настоящий» Volkswagen Polo – все эти модели регулярно обновляются и пользуются популярностью. При этом их размеры остаются «в рамках приличия»: к примеру, Fabia в актуальном третьем поколении укладывается в 4 метра длины, а хэтчбеки Ford Fiesta и Volkswagen Polo лишь на 4-5 сантиметров превосходят эту отметку.
Однако рынок диктует свои условия, и в ответ на запросы потребителей, желающих дешевых седанов, на рынок посыпались разнообразные модели – от противоестественных Peugeot 206 и Ford Fiesta, к которым вопреки всем канонам эстетики приварили отдельный багажник, до поныне пожинающих лавры Hyundai Solaris, Kia Rio, Renault Logan и Volkswagen Polo Sedan. Их габариты вплотную приблизились к седанам С-класса, но в этот сегмент их не пустили стоящие на входе с мокрыми тряпками маркетологи: негоже дешевому седану, созданному на базе маленького хэтчбека, стоять в одном ряду с «полноценными» и более дорогими моделями.
В результате родилось вынужденное «усредненное» понятие класса В+: к нему отнесли как раз те машины, которые оказались слишком большими по меркам класса В, но слишком дешевыми и непрестижными для сегмента С. И среди них есть такие «крепыши», которые по размеру действительно сравнимы даже с современными «цешками»: к примеру, остатки седанов Ford Focus третьего поколения, которые еще доступны в салонах, имеют чуть более 4,5 метров длины (4 534 мм), а Skoda Rapid – чуть меньше 4,5 метров (4 483 мм).
Ретроспективный взгляд на этот компактный сегмент тоже дает ожидаемые результаты: машины и здесь ощутимо выросли. Если отслеживать динамику на примере Volkswagen Polo, который добрался из середины 70-х годов до наших дней, то можно увидеть, как хэтчбек вытянулся с 3,6 метра в первом поколении до 3,7 в третьем, 3,9 в четвертом и полновесных 4 метров в нынешнем, шестом. Однако если оставить за скобками седаны «плюс сайз», то в целом B-класс еще держит себя в руках – ведь здесь компактные габариты все равно остаются одним из условий покупки.
Типичные представители: Volkswagen Golf, Ford Focus, Toyota Corolla
С-класс, с одной стороны, можно считать давно сформировавшимся, а с другой, он не лишен «греха», присущего более младшему сегменту В. В пользу первого говорит его долгая и вполне складная история: среднеразмерные по европейским меркам семейные автомобили обычно выпускались как в виде хэтчбеков, так и в трехобъемном кузове типа «седан». История американского автомобилестроения однозначно намекала, что там такие машины были явно маловаты, чтобы именоваться среднеразмерными, так что в Северной Америке С-класс остается компактным семейным. Впрочем, специалисты из EuroNCAP соглашаются с таким подходом, аналогично именуя автомобили этого размерного ряда «компактными семейными».
Современные представители класса имеют около 4,5-4,6 метров длины – таковы Ford Focus, Hyundai Elantra, Toyota Corolla и так далее. Здесь, однако, стоит учитывать «легальную» разницу в габаритах между хэтчбеками и седанами: в гамме одной модели обычно есть несколько типов кузова (седаны, хэтчи, универсалы и иногда – лифтбеки), но при единой колесной базе хэтчбеки, разумеется, оказываются заметно короче. К примеру, разница между Volkswagen Golf и Jetta, играющими в одной лиге – целых 40 сантиметров: 4 258 мм у хэтчбека и 4 659 у седана, хотя по колесной базе Jetta выигрывает всего 3 сантиметра. А вот родственная Skoda Octavia и вовсе вплотную подбирается к более высокому сегменту D, имея 4 670 мм в длину.
А ведь когда-то «среднеразмерными» считались совсем другие автомобили. Взять тот же Golf: в первом поколении в длину хэтчбек имел всего 3,8 метра – то есть, был гораздо меньше сегодняшних машин класса В! Заметный прирост наступил лишь в третьем поколении, в девяностые: тогда габаритная длина Гольфа впервые превысила 4 метра. Четвертое поколение доросло до 4,15 метра, а пятое – до 4,2, что уже близко к современным 4 258 миллиметрам. Гольф – это, конечно, не абсолютный эталон, но тенденции к росту габаритных размеров в девяностые, а затем в двухтысячные он отражает весьма наглядно.
А еще в классе С водятся довольно атипичные обитатели – к примеру, современный Nissan Almera. Автомобиль имеет 4 656 мм в длину – а это, на секундочку, больше, чем у старых представителей класса D вроде Ford Mondeo первого поколения! Причем машины сравнимы не только по длине, но и по колесной базе: 2 704 у Ford и 2 700 у Nissan. И здесь уже совершенно неважно, что в первом поколении «настоящая» Almera имела всего 4 210 мм в длину, тем не менее, относясь к С-классу, а Nissan Sylphy, которым, собственно, и является нынешняя российская Almera, с момента появления в 2000 году лишь чуть не дотянул до 4,5 метров. Важно то, что современный седан, построенный на платформе В0, получил увеличенную на 7 сантиметров по сравнению с Логаном колесную базу – и фактически именно эта метаморфоза и позволила ему шагнуть на ступень выше, хотя по цене и оснащению это типичный «бюджетник» класса В+, сравнимый с Логаном, Солярисом и прочими коллегами.
Еще один пример разработки машины «на вырост» – это французские седаны от PSA: Peugeot 408 и Citroen C4. Стандартную платформу PF2, которая на хэтчбеках имела чуть больше 2,6 метра в длину, растянули еще на 10 сантиметров, получив на выходе 2 710 мм и общую габаритную длину седанов свыше 4,6 метра (на 408 – без пары сантиметров 4,7 метра).
Дополнительную путаницу вносят в классификацию премиальные бренды. Самый яркий пример – Mercedes-Benz C-класса: многие полагают, что буква С однозначно говорит о принадлежности машины к соответствующему сегменту. Альтернативные историки вещают, что буква С – первая в слове «Comfortklasse», но почему-то не учитывают, что в немецком языке слово «комфорт» пишется с заглавной К (Komfort) – то есть, приведенная выше гипотеза тоже весьма спорна. Тем не менее, по всем классификациям компактные премиальные седаны, к которым относится и первая «цешка», и ее предшественник в лице W201, принадлежат не к С-классу, а к более высокому и престижному D-классу, хотя по размерам обычно попадают именно в С. А ведь это еще не вся чехарда…
Типичные представители: Volkswagen Passat, Toyota Camry, Mercedes-Benz C-class
Дальше – веселее. Сегмент D включает в себя «крупные семейные автомобили» по европейской классификации, которые американская система считает лишь «среднеразмерными». Как американская система смотрит на то, что здесь же присутствуют еще более мелкие премиальные модели? Сквозь пальцы: мы же помним, что здесь разделение идет не по длине кузова, а по его грузопассажирскому объему. Однако в целом современный D-класс включает в себя автомобили длиной 4,7-4,8 метра: к примеру, кузов Volkswagen Passat насчитывает 4 767 мм.
Тем не менее, многие и здесь стремятся вверх – к примеру, Skoda Superb имеет 4 861 мм длины, а Ford Mondeo еще на сантиметр длиннее! Тут даже исторический экскурс не нужен: новейший Mercedes E-класса располагает 4 932 миллиметрами длины – то есть, этот седан бизнес-класса всего на 6 сантиметров длиннее «семейного» Форда. Ну а про Mondeo мы уже упоминали выше: первое поколение в начале 2000-х было короче 4,5 метров – притом что в двухтысячные тенденция к увеличению габаритов уже была актуальна.
Неплохой наглядный пример снова дает Volkswagen, но теперь со своим Passat. В первом поколении, которое появилось в начале 70-х годов прошлого века, автомобиль имел чуть меньше 4,2 метра длины – то есть, был короче самых затрапезных бюджетных седанов B-класса нашего времени. Появившийся во втором поколении модели седан уже оказался ощутимо солиднее – свыше 4,5 метров длины. Некогда популярный у нас Passat B3 прирастил еще несколько сантиметров (4,57 метра), а В4 взял отметку в 4,6 метра. Следующее поколение, B5, подобралось к 4,7 метрам, а В6 сразу прыгнул к сегодняшним цифрам: нынешний B8 всего на пару миллиметров длиннее его 4 765 мм. Таким образом, модель пошагово набрала более полуметра габаритной длины!
Ну а премиальные машины, как мы уже знаем, играли по своим правилам. Когда-то еще никто не догадывался, что одним из лидеров класса D в России станет Kia со своей Оптимой – а потому Mercedes спокойно выпускал свой C-класс. Однако с момента появления в 1993 году он вырос с 4 487 у первого W202 до 4 686 мм у актуального W205 – то есть, на 20 сантиметров. А знаете, какую длину имел первый штутгартский Е-класс в кузове W124? Нет, не меньше нынешней «цешки», но ненамного больше: 4 740 мм – то есть, современный W205 всего на 5 сантиметров короче «ешки» тех лет. Но самое ироничное – даже не это, а то, что колесная база у него на 4 сантиметра длиннее: 2 840 мм против 2 800!
Типичные представители: Audi A6, Mercedes-Benz E-class, BMW 5 series
Фактически флагманский класс автомобилей для езды без наемного водителя – это сегмент Е, у нас обычно именуемый «бизнес-классом». В США именно он дорос до почетного звания «полноразмерного», а в европейской классификации такие машины называют «executive cars» – то есть, вполне себе представительскими. Их габариты обычно формально ограничивают пятиметровой отметкой, хотя есть примеры и более крупных седанов вроде Chrysler 300C, имеющего 5 044 мм в длину. Более того, есть и еще более странные образцы: в частности, существующий на американском рынке Chevrolet Impala. С одной стороны, автомобиль имеет аж 5 113 мм в длину, что вполне однозначно говорит о его принадлежности к Е-классу. Но с другой, называть переднеприводный 200-сильный автомобиль от совершенно не премиального бренда «представительским» на фоне того, что к этому же классу по формальным признакам причисляют не только Mercedes и BMW, но и Maserati Ghibli, может только настоящий фанат марки.
История развития сегмента Е шла примерно тем же путем, что и у остальных: согласно стратегии постепенного роста. С Мерседесом мы уже, считай, разобрались: помним, что первый Е-класс имел 4 740 мм длины, а нынешний пятый – 4 923, причем увеличение было плавным и непрерывным, по 4-6 сантиметров за поколение. У «пятерки» BMW история еще более долгая: модель уходит корнями в начало 70-х, когда появилась E12, имевшая 4 620 мм в длину. Снова вспоминая Nissan Almera, можно еще раз ухмыльнуться, а затем вспомнить Е34, прибавившую сразу 10 сантиметров, E39, набравшую еще 5, и так далее – вплоть до 4 936 миллиметров у новейшей G30.
К слову, в США все было ровно наоборот. Мы все хорошо помним, что американские дредноуты до топливных кризисов росли как на дрожжах – и пока в Германии первая «пятерка» BMW довольствовалась 4,6 метра длины, по-настоящему полноразмерный Cadillac DeVille, к примеру, в тех же 70-х годах был более чем на метр (!) длиннее, превышая отметку в 5,7 метра! Однако уже к середине 80-х седан ощутимо усох до 5,25 метра и сохранял такие габариты до отхода в историю в середине двухтысячных.
Типичные представители: Mercedes-Benz S-class, Jaguar XJ, Bentley Mulsanne
Этот сегмент – самый дорогой и, пожалуй, самый простой: никаких формальных ограничений ни по максимальным габаритным размерам, ни по цене, ни даже по объему внутреннего пространства. Учитывая отсутствие верхних границ (и известность нижних на отметке в 5 метров), нет смысла пытаться отследить какие-то тенденции в развитии этого класса. Особенно с учетом того, что эти тенденции далеко не всегда схожи с тем, что мы видели выше.
В Америке сегмент «ультралакшери» вообще выделить практически невозможно: все дорогое и роскошное, как правило, принадлежало к обычным фулл-сайзам. Ну а то, что мы привыкли видеть в этом классе сегодня, развивалось неоднородно. К примеру, рост мерседесовского S-класса не был постоянен: после «короткого» первого поколения (4 960 мм) и чуть более длинного второго (5 019 мм) вышел W140 на 5,1 метра, после которого размеры последующих поколений сначала уменьшились, а затем вновь начали расти, оставаясь в пределах 5,2 метра в «обычных» версиях, а в длиннобазных вновь превышая эту отметку.
Что будет дальше?
Даже наше поверхностное обзорное изучение прошлого и настоящего автомобильной промышленности показывает, что тенденция к росту размеров автомобилей в пределах класса постепенно снижается. Габариты новых поколений уже не всегда оказываются больше, чем у предшественников – иными словами, мы уже близки к логическому пределу дальнейшего укрупнения машин. А вот страсть производителей к смешению сегментов, пожалуй, сохранится и в обозримом будущем: сейчас мы наблюдаем не только рождение новых классов машин вроде четырехдверных купе и купе-кроссоверов, но и постепенное проникновение новых моделей на более высокие уровни. Корейские бренды уже прочно обосновались в D-классе и постепенно осваивают сегмент F, хотя пару десятков лет назад это и представить было нельзя. Следующие на очереди – китайцы: учитывая их прогресс за последние 20 лет, укрепление позиций в массовых сегментах – лишь вопрос времени. А там, глядишь, и в премиум замахнуться можно…