Какое давление в метановом баллоне автомобиля

ГБО на метане

Использование метана предъявляет высокие требования к безопасности эксплуатации автомобиля.

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Cедельный тягач КамАЗ-65116 на КПГ/СПГ с криобаком для сжиженного метана

Отличие давления пропана и метана

Пропан — нефтяной газ, находящийся в сжиженном состоянии. Для того, чтобы его транспортировать, необходимо создать давление в 10-15 атмосфер. Для этого достаточно, чтобы он был помещен в баллоны, толщина стенок которых составляет 4-5 мм.

Метан — природный газ. Простейший углеводород без цвета и запаха. Чтобы почувствовать его утечку, в него добавляют одоранты, которые придают ему запах газа. Он плохо растворяется в воде, при этом гораздо легче воздуха.

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Баллоны для метана в разрезе. Толщина стенки 2-3 см против 4-5 мм у пропановых баллонов

Следует также учесть тот факт, что использование метана предъявляет высокие требования к безопасности эксплуатации автомобиля.

Какие автомобили переоборудуют на метан

Любые автомобили с бензиновым двигателем: карбюраторные, моноинжекторные, распределенного впрыска, а также двигатели с непосредственным впрыском.

Возможна установка и на автомобили с дизельным двигателем и на дизельные генераторы. Би-топливный дизель может быть установлен на автомобили, фургоны, пикапы, автобусы, грузовики и трактора. Топливная смесь DDF (дизель с КПГ) зависит от конфигурации двигателя, мощности и возраста. 40-50% дизельного топлива заменяется КПГ (компримированный или сжатый природный газ).

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Система из четырех облегченных метановых металлопластиковых баллонов (тип 2 CNG) 4х34 л (общий объем 136 литров) в багажном отделении внедорожника SsangYong Rexton

Преимущества метана

Влияние на экологию

Кроме того, в метане нет ядовитых примесей, таких как соединения серы, свинца, вредных углеводородов. В результате его использования уровень выделения продуктов горения очень и очень низкий, особенно если используется качественное ГБО, а двигатель предварительно откалиброван.

Это связано с тем, что соотношение между водородом и углеродом в метане определяет значительно меньший уровень выбросов по сравнению с бензином и дизелем — разница составляет 20%. Их уровень в полной мере соответствует законодательству ведущих стран мира, в том числе тех, которые заботятся об экологии на своей территории.

Так что можете смело переходить на использование метана и достигать сразу трех целей:

Сертифицированный мультибрендовый центр по установке, обслуживанию и ремонту газового оборудования:

Источник

FAQ по метану (часть 1)

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Сразу скажу, что в физике газов я не силен.
Ниже по тексту возможны неточности в объяснении физики процесса – так что камнями не кидайте.
Да обычному обывателю оно и не надо – обычному человеку важна экономия

1) на СТО производится установка баллона, в который под большим давлением закачивается метан
Объем баллона измеряется в литрах. У меня стоит 90 л баллон

2) Заправляемый в баллон объем газа изменяется в метрах кубических (м3).

4) Заправляемых объем газа в м3 зависит от двух основных факторов:
— давление, которое может создать компрессор на АНГКС
— температура воздуха (или температура газа) — я точно не знаю
4.1.) Компрессор
На старых АГНКС компрессор не всегда выдает 200 атм. – поэтому в баллон закачают меньше объема, чем туда могло бы закачаться при одинаковой температуре.
На новых, частных АГНКС всегда больше давление, чем на реконструированных или старых газпромовских АГНКС.
Добавлю, что может дело в технических особенностях АГНКС, но я вижу, что на новых АГНКС закачивают больше метана чем на старых!

Я по началу думал, что на новых АГНКС на…бывают, но пробег после заправки на новых АГНКС действительно больше

4.2.) Температура чего-то там
— Зимой в баллон закачивается больше м3 чем летом
— ночью (при существенных перепадах суточных температур) в баллон закачивается больше метана чем днем
— в Батайске рано утром закачивается больше, чем утром в Краснодаре
Например. Я заправился в Батайске в 5-6 утра. Доехал до метановой АГНКС в Краснодаре в 8-9 утра, заправился. Выполнил расчет расхода газа на 100 км – получилось 5,7 м3/100 км
Поехал обратно. Тоже самое в Батайске – расчеты показывают 6,3 м3/100 км
Да, в Краснодаре я захватываю часть пробок, но у меня не единичный опыт.

Т.е. т.к. в Краснодаре теплее, то закачивается туда «меньше» чем в Батайске тремя часами ранее – поэтому и получается заниженный расчетный расход на 100 км. И наоборот. Вечером в Батайске я заправляю больше чем заправил в Краснодаре. Т.к. температура ниже и поэтому получаю повышенный расход – 6,3 м3/100 км

А если на дворе лето и разница в температурах не так существенна, то я туда и обратно получаю 6 м3/100 км

Еще раз, для отличников по физике – я могу ошибаться в обосновании, может еще атмосферное давление влияет – я лишь описываю, то, что я вижу – сколько я потратил денег на заправку и сколько при этом проехал

Например. Я раньше общался с метановодами пока идет заправка.
На мой вопрос:
— баллон какого объема у Вас установлен? (элементарнейший вопрос!)
Я получал три варианта ответа:
1) называют объем баллона (очень редко)
2) брат, я ХЗ, в баллон входит 20 м3
3) брат, я ХЗ, по трассе мне его хватает на 330 км, по городу на 300 км

Друзья, перечитайте еще раз п.4, отчего зависит объем заправки
Как метановод может ответить так бездарно! –ХЗ – или по …уй, или не грамотен или п…здит

В сети тоже самое!
Метановоды несут местами ересь!
Где-то в сети человек писал, что у него в 90 л баллон всегда входит 21-22 м3 (не помню уже точно)
А я заправляю себе 17 м3! – как так-то, епта?
В сети кто-то писал, что стенки китайских баллонов меньше-тоньше-больше – поэтому туда качается меньше газа и т.д.

Я даже ездил «качать» на СТО, почему в мой баллон не входит 21-22 м3? Китайцы подсунули бракованный баллон и т.д.

Да уж!
И это в 2018-2020 г! – информации по метану в сети очень мало! (см. пост приветствие)
Друзья, в общем в мой 90 л в зависимости от перечисленных факторов входит от 17 до 21. десятые я округлил, т.к. специально за этим я не наблюдал.
Кроме того, чтобы за этим наблюдать нужно полностью опорожнить баллон, т.е. приехать на АГНКС на бензине.
Возможно, было 22-23 м3 – не помню, может быть, но это при хорошем минусе и на новой АГНКС

Поэтому расход на 100 км метана можно определить только расчетным путем.
Чтобы понимать какая точная экономия метана перед бензином, нужно точно знать какой расход бензина и какой расход метана на конкретный пройденный путь в одинаковых условиях!
А это установить невозможно! Надеюсь понятно почему! Кроме того, в этом расчете важны «копейки»!

Из чего я исхожу:
1) Мне вообще расход бензина был, в целом, никогда не важен.
За ним я все эти годы, в целом, не наблюдал.
Смысл наблюдать за городским расходом, если он зависит от загруженности города, манеры вождения и т.д. – ну 7,7 л/на 100, ну 8,2 на 100, ну 9 на 100 – мне было все равно

По расходу по трассе у меня получше воспитания.
Я примерно помню что 6 л на 100 км у меня было расход на трассе при 80 км на пятой передаче – режим «тошлиновка», я так и не ездил ни когда.
В целом при 100-110 км/ч расход был наверное 6,6-6,8 л на 100 км
Сейчас у меня расход метана при 100-110 км (в сторону юга) по М4 около 6 м3 на 100 км
Итого получаем при пути 100 км:
6,6 л бензина – х %
6 м3 газа – 100 %
Х = 10 % экономии

Или
6,8 л бензина – х %
6 м3 газа – 100 %
Х = 13 % экономии

Видите, очень важны копейки, десятые
Как их установить точно? – никак

Приведу еще один пример из своего опыта:
Опишу конкретней, местные поймут. Ездил в Калитву. Заправился в Аксае. Поехал. Пробка под Шахтами, через всю Калитву (туда/обратно ), пробка в районе Платова и Грушевки. Отличало эту поездку лишь то, что М4 в ремонте, поток шел одной колонной со скоростью 80-90 км/ч

Маршрут составил 333 км.
Вернулся в Аксай. Баллон полностью не опорожнился. В баллон вошло 18,7 м. куб.
Итого имеем:
333 км – 18,7 м3
100 км – х км
Х = 5,61 м3/100 км.

Чтобы я на бензине уложился в эти показатели? – нереально!
Итого, на сколько точно метана расходуется меньше – на 10 % 14 % — я не знаю.
В своих расчетах я принимаю 10%, что вполне реально

Интересно как у других метановодов с расходом на 100 км?
Метановоды не подтянулись?

Источник

Выбор газового оборудования Метан/Пропан LPG/CNG (система ГБО)

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Здравствуйте, разговор пойдёт о том виде топлива, которое заменит бензин. Как Вы уже догадались — это газ. Но какой именно газ? Их ведь много разных.

Сегодня рассмотрим два самых популярных варианта газового оборудования доступных на рынке, работающих на пропан-бутановой смеси и метане.
Газовое оборудование, имеет сокращённую аббревиатуру (согласно наименованию газа): LPG и CNG соответственно.

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Введение.
Сначала познакомимся с этими газами поближе. Для этого я надёргал 5 основных таблиц из сети для того, чтобы можно было в деталях получить основные характеристики и свойства газов.

Параметры торговых марок

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Критические параметры газов
Газы могут быть превращены в жидкое состояние при сжатии, если температура при этом не превышает определённого значения, характерного для каждого однородного газа. Температура, свыше которой данный газ не может быть сжижен никаким повышением давления, называется критической температурой. Давление, необходимое для сжижения газа при этой критической температуре, называется критическим давлением.

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Упругость насыщенных паров
Упругостью насыщенных паров сжиженных газов называется давление, при котором жидкость находится в равновесном состоянии со своей газовой фазой. При таком состоянии двухфазной системы не происходит ни конденсации паров, ни испарения жидкости. Каждому компоненту СУГ при определённой температуре соответствует определённая упругость насыщенных паров, возрастающая с ростом температуры. Давление в таблице указано в МПа.

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Зависимость плотности от температуры

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Определения.
LPG (Liquified Petroleum Gas) – сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан). Наиболее распространенный вид топлива для легковых автомобилей, как коммерческого, так и частного использования. Получается как побочный продукт при переработки нефти.
CNG (Compressed Natural Gas) – сжатый природный газ (метан). Чаще всего встречается в автомобилях коммерческого назначения или у производителей заводского ГБО.

Тезисы для пропан-бутанового оборудования (LPG):
1. Пропан/бутан требует химического синтеза (получения) на предприятии (НПЗ), поэтому дороже метана.
2. Хранится при невысоком давлении в баллоне (до 16 бар).
3. Пропан-бутан отлично сжимается и, впоследствии, сжижается. Это положительно отражается на энерговооруженность авто при равном объёме с метаном.
4. Сжиженный газ LPG находится в равновесном состоянии с паровой фазой (при определённом давлении и температуре) и заполняет всё пространство баллона.
5. Баллоны заправляются не более чем на 80% от максимального объема, жидкой фазой, которая измеряется в литрах. Так делают в целях безопасности от воздействия повышенных температур.

Теперь самая интересная часть.
Сравним энерговооруженность бензиновой системы, LPG и CNG.
Для этого примем заправочную ёмкость равную 60 литрам (бензобак / баллон).
Стандартные условия: t=+20 °C, Ра=100 кПа
Низшая теплота сгорания метана: Qm = 36 МДж/м3
Низшая теплота сгорания пропана: Qp = 91 МДж/м3
Низшая теплота сгорания бутана: Qb = 119 МДж/м3
Низшая теплота сгорания бензина (АИ-98): Qv = 33 МДж/л
Плотность метана (паровой фазы): ρma = 0,668 кг/м3
Плотность пропана (паровой фазы): ρpa = 1,872 кг/м3
Плотность пропана (жидкой фазы): ρpl = 500 кг/м3
Плотность бутана (паровой фазы): ρba = 2,519 кг/м3
Плотность бутана (жидкой фазы): ρbl = 570 кг/м3
Плотность бензина: ρv = 750 кг/м3
Газовая постоянная метана: Rm = 519 Дж/(кг*К)
Газовая постоянная пропана: Rp = 189 Дж/(кг*К)
Газовая постоянная бутана: Rb =143 Дж/(кг*К)
Уравнение газа: P*V = m*R*T, где
P — давление, Па; V — объём, м3; m — масса, кг; R — газовая постоянная, Дж/(кг*°К); Т — температура, °C.

Бензин
энерговооружённость бака бензина: Wv = 33 Мдж/л * 60 л = 1980 МДж

Метан
масса сжатой паровой фазы в баллоне: mma = P*V/(R*T) = 200*10^5 Па * 0.06 м3 / ( 519 Дж/(кг*°К) * 293 °К) = 7,9 кг
плотность сжатой паровой фазы: Dma = 7,9 кг / 0,06 м3 = 131,7 кг/м3
отношение плотностей сжатой паровой фазы в баллоне и при стандартных условиях: Dma / ρma = 131,7 кг/м3 / 0,668 кг/м3 = 197
энерговооружённость баллона: Wma = 36 МДж/м3 * 0,06 м3 * 197 = 426 МДж ( Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Стоимость заправки 1 литра жидкого топлива
Бензин
Цена: 44 руб/л
Стоимость 1 МегаДжоуля: Sb = 44 руб/л / 33 МДж/л = 1,333 руб/МДж

Метан
Цена: 16 руб/м3
Стоимость 1 МегаДжоуля: Sm = 16 руб/м3 / 36 МДж/м3 = 0,444 руб/МДж

Пропан-Бутан (50/50)
Цена: 18 руб/л
Отношение плотностей жидкой и паровой фазы при стандартных условиях: ρpbl / ρpbv = 535 кг/м3 / 2,2 кг/м3 = 243,2
Из 1 литра жидкой фазы получится 243,2 литра паровой фазы: Vpbv = 0,2432 м3
Энергия этого объёма пара: Qpbv = 0,2432 м3 * 105 МДж/м3 = 25,534 МДж
Стоимость 1 МегаДжоуля: Spb = 18 руб/л / 25,534 МДж = 0,705 руб/МДж

Вывод: согласно расчёту, энергетическая стоимость пропан-бутанового топлива почти вдвое ниже бензина АИ-95.
А стоимость метана ровно в 3 раза ниже стоимости бензина АИ-95.
Цены взяты по Челябинску и округлены до рубля на дату публикации статьи.

Источник

Едем на метане

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

По данным испытаний «Авторевю», расход метана для Lada Vesta CNG составляет от 7,8 кубометра на 100 км на трассе до 12 кубометров на 100 км для города. Журнал «За рулем» дает чуть более оптимистичные величины — средний расход порядка 6,2 кубометров на 100 км.

И даже с учетом высокой стоимости метанового ГБО срок его окупаемости при указанном пробеге составляет порядка двух лет. Но это — если ездить исключительно на метане.

Почему ездить на метане сложно

Заправку метаном обеспечивают не привычные нам АЗС, а так называемые АГНКС — компрессорные станции. С советского периода в России осталось около 500 таких станций и за последние годы их общая численность не увеличилась — сейчас их, по оценкам, лишь 360. В каждом регионе насчитывается в среднем 15−20 АГНКС, и они составляют лишь 2% от общего числа заправок.

Редкость АГНКС осложняет использование метанового автомобиля, тем более, и пробег на полной заправке метаном, как правило, невысок. Например, первая серийная легковушка с ГБО — Lada Vesta CNG — имеет баллон на 90 литров, в который можно заправить примерно на 18−20 кубометров метана (величина указывается при атмосферном давлении). На таком количестве автомобиль проходит 250−300 километров. Расстояние между некоторыми АГНКС больше этой величины, поэтому при использовании метанового ГБО часть пробега все равно будет проходить в бензиновом режиме. А это увеличивает время окупаемости оборудования.

Метан — легкий углеводород, состоящий из одного атома углерода и четырех атомов водорода. В нем практически отсутствуют вредные примеси и тяжелые углеводороды, которые приводят к образованию нагара и смол в двигателе.

Выхлоп метановых машин также чище, правда, в нем все равно присутствуют окислы азота, которые образуются из-за высокой температуры в камере сгорания и наличия в ней кислорода. Но содержание сажи, несгоревших углеводородов и угарного газа значительно ниже, чем в случае с бензиновыми и дизельными моторами.

Правда, установка на автомобиль ГБО требует регистрации изменений, и в России процедура забюрокрачена до абсурдности. Самое печальное — это даже не дороговизна и муторность. Главное, процедура почти бесполезна, потому что проверки носят формальный характер и не гарантируют безопасность оборудования для владельца (разве что на бумаге). Тем не менее, несколько лет назад началась кампания по отлову автомобилей с нелегальным ГБО.

С июля нас ждет очередное затягивание гаек, и если сейчас общение с аккредитованными лабораториями возможно в удаленном режиме, то новый ГОСТ 33670 требует посещения такого центра. А их по России — лишь 15.

В каком-то смысле, политика государства противоречива: с одной стороны, людей стимулируют переходить на ГБО, с другой — создают препоны. Забота о безопасности оборудования, работающего под огромным давлением, понятна, но с учетом формальности процедуры вряд ли вызывает понимание у автовладельцев.

А есть ли готовые решения?

Lada Vesta CNG стала первой легковушкой с серийным ГБО для работы на метане, вторым на очереди идет Largus CNG, производство которого стартовало в феврале.

Заводской вариант не требует отдельной легализации ГБО, кроме того, обе машины сохранили бензобак, а пробег на полной заправке превышает 1000 км.

Но та же Vesta CNG на 170 тысяч рублей дороже аналогично оснащенной бензиновой Vesta, хотя 115 тысяч рублей можно компенсировать по программе EcoGas. Кроме того, в ряде регионов действуют субсидии при покупке метановых машин, например, клиентам предоставляются топливные карты, дающие 50-процентную экономию на первые 1500 кубометров газа.

Одной из проблем метановых машин является объем, который занимает баллон. Багажник Vesta, например, сокращается с 480 до 360 литров. Для фургона Largus тот же 90-литровый баллон сокращает объем еще сильнее — на 315 литров.

Ждет ли нас метановое будущее

Дешевый, экологичный, чистый — трудно представить лучшее топливо для России, чем природный газ. Тем более мы обладаем колоссальными запасами газа: по некоторым оценкам, до четверти мировых.

Есть и риски, например, необходимость хранить газ под давлением в 200 атмосфер предъявляет высокие требования к состоянию ГБО — сертификация и техосмотр метановых машин не должны быть формальностью.

Источник

Подробно про газ для авто

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Газ для авто. Каким он бывает

Современные двигатели могут работать от двух видов газа — среди доступных в свободной продаже и приемлемых по цене.

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Какая система удобнее — работающая на метане или пропан-бутане? Основные плюсы и минусы обеих систем.

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Особенность: автомобиль прогревается на бензине, при достижении температуры охлаждающей жидкости 40С, питание переключается на газ.

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Особенность: Измеряется в кубических метрах. 1 куб.м метана = 1,2 л бензина.
Наиболее удобной альтернативой для легковых автомобилей является пропан-бутан. При относительно недорогой стоимости установки позволяет снизить расходы на 40%.
Метан — экономически более выгоден, но из-за громоздких, тяжелых баллонов его применение на легковых автомобилях проблематичное.

Главный аргумент противников – ГБО портит двигатель.

Миф о вреде, наносимом двигателю, зародился еще во времена Советского Союза. У кого-то из чиновников великого и могучего государства появилась неплохая мысль – надо экономит природные ресурсы! Был отдан приказ, чтобы по всем автохозяйствам страны бензиновые моторы перевели на газ. Но, к сожалению и водители, и их руководители не восприняли эту идею позитивно. Еще бы, они тотчас лишились серьезной статьи «левых» доходов. Если списать и слить бензин не составляло труда, с газом такой номер не проходил. Он менее востребован, стоит дешевле, да и из одной тары в другую не перельешь. И тут началась массовая фальсификация статистики эксплуатации автомобилей на газу. Посыпались отчеты и жалобы на автомобили, оборудованные ГБО – ломаются, моторы сгорают и т.д. Верить в это или нет — каждый решает сам.

Как газ влияет на работу двигателя?

Двигатель на газу выхаживает без капремонта в 1,5-2 раза больше работающего только на бензине.
Любой грамотный инженер подтвердит: так как камера сгорания наполняется более однородной смесью, при работе на газу происходит полное сгорание топлива. Кроме того, в отличие от бензиново-воздушной воздушной смеси, газово-воздушная не вымывает смазку в трущей паре – цилиндров и колец. Уменьшается накопление смолистых осадков и нагарообразование на деталях головки блока и поршнях. Меньше загрязняется моторное масло. Октановое число (100-110 единиц) не позволяет мотору детонировать ни на одном режиме работы. По сути, топливо сгорает более медленно (более плавно) и мотор работает тише и мягче. Уровень создаваемого двигателем шума снижается на 3-8 дБ.

Учитывая физические свойства газа, ввиду различной теплотворной способности, расход пропан-бутановой смеси должен быть больше расхода бензина. Теоретически расход газа можно определить сравнив энергию единицы объема для разных видов топлива:

• Пропан — 6100 ккал/л;
• Бутан — 6834 ккал/л;
• Бензин — 7718 ккал/л;
• Пропан-бутановая смесь (50%х50%) — 6470 ккал/л;
• Пропан-бутановая смесь (90%х10%) — 6175 ккал/л.

Таким образом, одному литру бензина соответствует 1.19л пропан-бутановой летней смеси или 1,25л пропан-бутановой зимней смеси.

На практике при правильной установке и регулировке расход газа может либо соответствовать расходу бензина, либо превышать расход бензина на 10-20%, в зависимости от условий (зима, активное вождение и т.д.), типа двигателя и газового оборудования.

Второй главный аргумент противников – ГБО это опасно

На установках первого и второго поколения опасность существовала. Негерметичность газопроводов можно было обнаружить только по запаху. На современных системах 4-5 поколений установлены датчики, позволяющие предотвратить любые предпосылки для утечки газа и, соответственно, его возгорания. В случае любого повреждения магистралей специальные клапана отключают питание системы. Таких систем безопасности нет для бензиновых магистралей. Ту же утечку бензина выявить моментально не всегда удается. Кроме того, баллоны регулярно проверяются, имеют граничный срок эксплуатации, в отличие от бензобака, который тоже может дать течь или быть поврежденным.

Газ или бензин в смеси с воздухом может загореться только при высокой концентрации в определенном объеме.

Для хранения автомобиля с газом в закрытом помещении на каждом трубопроводе, выходящем из баллона, предусмотрено не менее трех независимых друг от друга запорных устройств. На заправочном трубопроводе: вентиль на блоке арматуры, обратный клапан блока арматуры, заглушка заправочного устройства. На трубопроводе, питающем двигатель: вентиль блока арматуры, скоростной клапан, электромагнитный газовый клапан с фильтром и разгрузочное устройство редуктора.

В случае удара при аварии газовый баллон выдерживает нагрузки, многократно превышающие прочность бензобака. Ударопрочность метановых баллонов велика настолько, что легче разрушить весь автомобиль, нежели повредить емкость.

Только если в бензиновой магистрали давление создается электронасосом, то в газовой магистрали оно присутствует изначально, поскольку в баллоне топливо хранится под избыточным давлением. Мало того, его надо еще и понизить. Для этого используется редуктор, понижающий давление до необходимого уровня перед подачей в магистраль. В связи с тем, что понижение давления вызывает дополнительное поглощение тепла, редуктор подключают к системе охлаждения двигателя.

Для более стабильной работы ДВС на газово-воздушной смеси блок управления ГБО компенсирует угол опережения зажигания и алгоритмы впрыска топлива, основываясь на программе заводского блока управления двигателем. ГБО 4-го поколения позволяет сохранить динамические характеристики, близкие к «бензиновым».

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Но, если система неправильно настроена + свечи дают искру для газово-воздушной смеси в тот же промежуток времени, что и для бензиново-воздушной, тогда возможны проблемы. Газ горит дольше. Соответственно, в момент, когда выпускные клапана уже начали открывается, процесс горения еще продолжается. В итоге перегрев клапанов, а в дальнейшем их прогорание.

В то же время, если все эти нюансы учтены, монтаж оборудования и его настройка производились с соблюдением всех рекомендаций производителя, мотор будет работать в штатных режимах. Тогда тепловой режим останется в норме и поломок, связанных с этим, не возникнет.

Необходимо периодически (при ТО) обращать внимание на правильность установки угла опережения зажигания (это касается и тех, кто ездит сугубо на бензине). При его неправильных значениях также может возникать детонация.

Поскольку электрическое сопротивление газо-воздушной смеси больше, чем у бензо-воздушной, вместе с ГБО желательно установить и специальные «газовые» свечи зажигания. Они имеют уменьшенный межэлектродный зазор, а также иные материалы изготовления центрального электрода или иное калильное число (большее, т.е. более «холодные»).

Иногда не слишком умные установщики ГБО предлагают своим клиентам «отключить» отсекатель в баллоне, чтобы в него помещалось больше газа. Ни в коем случае не соглашайтесь, поскольку те 10-20% объема баллона, которые остаются свободными, жизненно необходимы для компенсации увеличения объема газа в случае больших перепадов температур. Они же уберегут баллон от разрыва в случае его деформации в ДТП. Дополнительно нужно убедиться в том, что баллон оснащен предохранительным (обратным) клапаном, который стравливает повышенное давление (более 27 атм.).

Важно убедиться, что установщик использовал «правильные» LPG-шланги, предназначенные для сжиженного газа. Иногда, дабы сэкономить, мастера используют шланги для воды и прочие несоответствующие материалы. Последствия от такой экономии могут быть печальными.

От некачественного газа в первую очередь страдают форсунки, редуктор и газопроводы (в меньшей степени). Поэтому установщик должен обязательно учесть «национальные особенности» и, возможно, даже предложить установить иные форсунки вместо тех, которые идут в комплекте.

Не экономьте на оборудовании и избегайте кустарной установки, и тогда ГБО отлично уживется с двигателем Вашего автомобиля.

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Преимущества газа
• октановое число газа (пропан-бутана, метана) — 105-112, но сгорает он более мягко, что приводит к меньшей нагрузке на поршни двигателя
• увеличение межремонтного периода работы двигателя в 1,5 раза (улучшаются условия смазки трущейся пары цилиндр — поршневые кольца, поскольку несгоревший бензин смывает масло со стенок цилиндров и уменьшается нагарообразование в камере сгорания головки блока цилиндров и на поршнях, поскольку сокращается количество углеродистых осадков)
• увеличение срока службы моторного масла в 1,5 — 2 раза
• снижение уровня шума работы двигателя на 3-8 дБ (минимум в два раза)
• увеличение срока службы свечей зажигания на 40%
• снижение токсичности выхлопных газов: СО — в 2-3 раза, N0 — в 1,2 раза, СН — в 1,3-1,9 раза

Недостатки газа
• невозможность запуска двигателя в холодное время года на газу
• снижение мощности двигателя на 7%
• увеличение металлоемкости автомобиля на 25-30 кг, баллон в багажнике занимает место, есть тороидальные баллоны, устанавливаемые в нишу запаски, но они дороже.
• на давление газа в баллоне оказывает влияние температура окружающей среды. Надо следить, чтобы машина не перегревалась. При полном заполнении баллона (паровая подушка отсутствует) даже незначительное повышение температуры может привести к резкому увеличению давления. Автомобильная арматура имеет специальное устройство, автоматически перекрывающее заправочный канал при достижении заполнения полезного объема баллона на 80%. При достижении указанного объема дальнейшая заправка баллона прекращается.
• необходима регулярно следить за ГБО (сливать конденсат, т.к. он разъедает мембрану, регулировать клапана через 10тыс.км. и т.д.)
• газ опасен. Опасна не только его утечка, но и авария автомобиля с ГБО тоже вызывает дополнительные опасения
• заправки с газом встречаются значительно реже, чем бензиновые
• летом двигатель греется интенсивнее

А есть ли реальный смысл?

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Есть, но не для всех и не всегда. Существует ряд факторов, определяющих целесообразность установки ГБО в каждом конкретном случае. В первую очередь, конечно, всех интересует цена вопроса. Она сильно разнится в зависимости от марки и модели автомобиля, от оборудования и, конечно же, от самого установщика. Специализированные и сертифицированные станции берут больше, чем «гаражисты», но и за свою работу они несут полную ответственность.

Высчитать более или менее точное количество купюр, которые не упадут в кассу АЗС, а останутся в кармане (или в кошельке) водителя, крайне затруднительно. Все зависит от того, сколько километров автомобиль проезжает в месяц. Чтобы окупить затраты на установку ГБО примерно за год, нужно наматывать никак не меньше 1500 км в месяц, а то и 2000 км. Кроме того, перед установкой желательно выяснить, сколько газа будет потреблять автомобиль. В идеале расход газа не должен превышать потребление бензина больше, чем на 1-2 литра на «сотню» или не более, чем на 10%.

Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Смотреть картинку Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Картинка про Какое давление в метановом баллоне автомобиля. Фото Какое давление в метановом баллоне автомобиля

Важно знать и помнить, что после установки ГБО регистрационные документы на автомобиль нужно поменять, поскольку в его конструкцию были внесены серьезные изменения. Само собой, за переоформление документов нужно будет немного заплатить.

В странах ЕС при переходе на газ правительство не только не облагает водителей дополнительным сбором, но и дает скидки при регистрации, а также освобождает от уплаты транспортного сбора.

Техническое обслуживание ГБО

Можно выделить ежедневное обслуживание, а так же первое и второе техническое обслуживание, которое необходимо проводить на специализированных станциях.

Ежедневное техническое обслуживание включает в себя внешний осмотр оборудования с целью определения его состояния, надежности креплений деталей и узлов аппаратуры, а так же герметичности соединений всей системы. Кроме того, необходимо осуществить проверку работы двигателя на газу, на холостом хода, а так де при разной частоте вращения коленчатого вала. Все эти процедуры нужно совершать до выезда из гаража. После поездки вновь проверить герметичность газовой аппаратуры, очистить ее от пыли и грязи. Помимо этого понадобится слить образовавшийся конденсат, т.к. его накопление может вывести оборудование из строя.

Что касается первого технического обслуживания, то оно включает в себя все работы ежедневного обслуживания вкупе со смазочно-очистительными процедурами. Кроме того, в этом случае помимо внешнего осмотра состояния аппаратуры осуществляется проверка работы защитных клапанов газового баллона. Кроме того, потребуется смазать резьбу штоков наполнительного, расходного и магистрального вентилей. Необходимо так же очистить фильтрующие элементы магистрального фильтра и проверить герметичность всей газовой системы сжатым воздухом или инертным газом, надежность пуска, устойчивость работы двигателя при различной частоте вращения коленчатого вала. В некоторых случаях осуществляется регулировка содержания СО в тех газа, которые уже отработали.
В дополнение к ежедневному и первому техническому обслуживанию используется второе техническое обслуживание, включающее в себя операции контроля, диагностики и регулировки. Кроме того, на специальном стенде осуществляется проверка герметичности редуктора, клапанов и разгрузочного устройства и регулировка давления газа на первой и второй ступенях, хода штоков. Так же при необходимости проводят регулировку угла опережения зажигания при работе на газу. Помимо этого проверяется все крепления, и работа датчиков.
Один раз в год требуется проводить проверку газовой аппаратуры, магистрального вентиля и арматурыгазового баллона. После осуществления демонтажа узлы аппаратуры проверяют, промывают и при необходимости заменяют на новые. Перед тем, как осуществить ревизию газового оборудования, необходимо полностью освободить баллон от газа. Такие работы рекомендуется проводить перед наступлением зимнего периода.

Кроме того, существует и специальное техническое обслуживание, которое заключается в освидетельствовании газового баллона. Эту процедуру проводят на испытательных пунктах, которые имеют специальные разрешения на проведение данного вида работ. После этого газовый баллон окрашивают и на него ставят табличку с указанием даты проведения испытательных работ и даты последующей проверки.

Раз в 15 000 км необходимо менять фильтры, проверять герметичность системы и регулировать ее настройки. Раз в 30000 км, нужно чистить газовые форсунки, а раз в 60000 км следует разбирать газовый редуктор для проверки состояния мембраны и в случае необходимости заменить ее.

Любителям активной езды нужно помнить, что «крутить» двигатель, работающий на газу, выше 5000 об/мин крайне нежелательно, чтобы не допустить перегрева деталей силового агрегата. Впрочем, некоторые производители для таких случаев наделяют свое оборудование алгоритмом работы, при котором, в случае раскручивания мотора до оборотов выше 4000, происходит автоматическое переключение на бензин.

Самое главное условие для безопасной эксплуатации ГБО — отсутствие запаха газа. Если все соединения герметичны, его не будет. А вот если запах появился, это серьезный сигнал к тому, что использование системы нужно прекратить и не возобновлять до тех пор, пока ее не проверит специалист. Безопасность намного дороже сэкономленных денег.

Какие системы ГБО чаще устанавливают на автомобили?

1-е поколение ГБО (без обратной связи по лямбда-зонду) — запрещено с 2006 г. как не соответствующее экологическим нормам. Сейчас его все-же продолжают устанавливать на карбюраторные автомобили и на автомобили без лямбда-зондов.
2-е поколение уже давно морально устарело, и в большинстве случаев не совместимо с автомобилями, выпущенными после 2000 г.
3-е поколение ГБО иногда встречается на ввезенных авто из Европы.
4-е поколение оборудования сегодня самое распространенное. Более 90% установок приходится именно на него. ГБО-4 — это система с распределенным синхронизированным впрыском газа.
5-е поколение газобаллонного оборудования известно уже довольно давно (возможно, даже раньше 4-го), но особенно популярным не стало (в 2 раза выше стоимости систем 4-го поколения. Газ поступает в цилиндры в жидкой фазе, ГБО 5-го поколения очень требовательно к качеству газа). К преимуществам систем пятого поколения можно отнести отсутствие потери мощности и возможность запуска двигателя на газе при любых отрицательных температурах, поскольку исчезла необходимость испарять его перед подачей в двигатель.

На автомобили до 1999-2000 гг. выпуска можно установить практически любую систему ГБО, а для автомобилей после 2000 г. выпуска нужно применять системы исключительно 4-го и 5-го поколения.

Начнем с несложного расчета:

Допустим, в год Вы проезжайте 100 000км. Если расход бензина 10л/100км, то газа на 15% больше, значит 11,5л/100км. Допустим цена бензина АИ92 — 26р/л, а газа 9р/л.
В результате получаем, 260 000 рублей потратим на бензин, и 103500 рублей на газ.
Итого, 156 500 рублей экономии на 100тыс.км. пробега.

Кажется, что экономия очевидна, но не стоит забывать и про проблемы при эксплуатации на газе. Кроме этого, вычтите цену установки ГБО на автомобиль (около 25тыс.рублей).

Из вышесказанного просится вывод, что выгодно сэкономить на газе получится тем, кто очень много ездит (грузовые автомобили предприятий, маршрутки, такси и т.д.). Для обычной эксплуатации в городе при пробеге до 20тыс.км. за год экономия если и будет, то совсем не значительная.
Кроме этого, нет смысла устанавливать ГБО на автомобили с большим пробегом (больше 100 000км.).

Детальный расчет окупаемости установки ГБО для 4 цилиндрового двигателя.

Системы ГБО 4 и 5 поколения (именно такие и устанавливают на автомобили сейчас) имеют разницу в расходе между бензином и газом на 10-20% больше по отношению к первому. Утечка газа из системы равна нулю (ГБО на сертифицированной станции).

Вводные данные:
1. Стоимость установки ГБО на 4 цилиндровый автомобиль = 5500 грн.
2. Стоимость 1 литра сжиженного газа = 5,37 грн.
3. Стоимость 1 литра бензина А-95 = 11, 29 грн.
4. Разница между потреблением бензина и сжиженного газа равна на 20% больше по отношению к первому.
5. Автомобиль потребляет на 100 километров в смешанном режиме 11 литров бензина.

Рассчитываем увеличение потребления газа по отношению к бензину в литрах

11 литров + 20% = 13,2 литров сжиженного газа на 100 км.

Разница на приобретение бензина и сжиженного газа:

1. Затраты на приобретения топлива на 100 км.

11 литров бензина * 11,29 грн. за литр = 124,19 грн.
13,2 литров сжиженного газа * 5,37 грн. = 70,88 грн.

2. Разница затраченных денег на топливо на 100 км.

124,19 грн. – 70,88 грн.= 53,31 грн. (экономия)

Экономия на 1 километре составляет:

53,31 грн. / 100 км = 0,5331 грн./км.=53 коп/км.

Экономия на 1000 километрах пройденных на газу.

1000 км * 0,5331 грн. = 533,1 грн.

Километраж, который необходимо проехать для того чтобы окупить установку системы ГБО, стоимость ГБО — 5500 грн.

5500 грн. / 0,5331 грн. = 10317 км

Но данные расчет верен только при условии, что вы отказываетесь ездить и прогревать авто на бензине, но в реальности так не будете в связи с тем, что прогревать автомобиль то все равно надо, и какой-то пробег но на бензине будет. Из этого следует, что к окончательной цифре пробега, которую мы высчитали, как окупаемость системы ГБО надо добавить еще процентов 20 на растраты бензина:

10317 км. + 20% = 12384,4 километра

В расчетах не учтено следующее:

— стоимость технического осмотра и замена расходных материалов на авто каждые 10 тыс. км.;
— стоимость технического осмотра и замена расходных материалов газового оборудования каждые 10 тыс. км.;
— инфляция стоимости топлива, но этот показатель можно опустить, так как зависимость стоимости газа от бензина в основном всегда сохраняется неизменной, и если она и изменяется, то на небольшой период времени.

Следующий расчет должен приблизить максимально близко к реальной цифре пробега автомобиля до окупаемости установки системы ГБО.

Водные данные:
— Стоимость ТО автомобиля каждые 10 тыс. в среднем обходятся автолюбителю в 800 грн.
— Стоимость газового ТО составляет 250 грн.

Затраты на ТО составят в совокупности автомобильное ТО плюс газовое одни раз, так как пробег окупаемости составляет 12384,4 километра, как видно из формулы 15.

800 грн. + 250 грн. = 1050 грн.

К затратам на установку ГБО: 5500 грн., добавляем суммарные затраты на прохождение ТО:

5500 грн. + 1050 грн. = 6550 грн.

Зная среднюю стоимость экономии на 1 километре, рассчитываем окупаемость системы:

6550 грн. / 0,5331 грн. = 12286,62 километров

Добавляем к полученному результату, который показывает чистую езду только на газу, 20% на затраты по бензину:

12286,62 грн. + 20% = 14743,95 километров

Произведя все расчеты видно, что окупаемость установки системы ГБО на автомобиль с 4 цилиндровым двигателем составит 14743,95 километров.

Если в день на автомобиле проезжают в районе 100 километров, то в месяц пробег составит 3 тысячи километров. Получаем:

14743,95 километров / 3000 километров = 4,91 месяц

Округлив, получим, что окупаемость установки системы ГБО для 4 цилиндрового двигателя составит 5 месяцев.

Вывод:
1. Разумно ставить ГБО после окончания срока гарантии, т.е. после 3 лет эксплуатации. Иначе слет с гарантии не минуем.
2. Если уже говорить о том, что ГБО ставится, таки будет после окончания официальной гарантии, то планируемое время эксплуатации автомобиля хозяином, должно однозначно превышать 3 года, а в месяц пробег составит 3 тысячи километров.

Большинство поломок двигателей происходят не по причине их работы на газу, а в связи с неправильной настройкой системы и блока управления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *