Какое авто было у штирлица
«Мерседес Штирлица» — typ230 w143 1938 года. Музей автоспорта в Сочи
Вообще, в книге «17 мгновений весны», по которой снята известная кинокартина, штандартенфюрер Штирлиц (он же Максим Исаев) перемещается на шикарном «Хорьхе». Пишут, что даже перечитать весь роман, упоминания о том, на какой конкретно модели ездил Штирлиц, нет.
При этом «Хорьх» по-определению был элитарной маркой. У известного московского коллекционера Александра Ломакова удалось найти «Хорьх-853». Но его машина была нарасхват (снималось много других фильмов), а Лиознова собиралась снимать целых 12 серий, да и с началом съемок, как всегда, задержались. Поэтому получить «Хорьх» не удалось.
Не договорившись по «Хорьху», закупили трофейный Mercedes МВ-230 1938 года. C ним тоже была история. Машину отправили для съемок в Берлин, но и здесь произошел конфуз. Оказалось, что у машины не исправна ГБЦ и сниматься автомобиль не может.
У немецкого коллекционера был найден и арендован такой же автомобиль, который можно было использовать, не вывозя его за границу. Поэтому на съемках в Риге герой снимается уже на третьей такой же машине, немного отличающейся оптикой.
А основную машину все это время чинили, и поездить в кадре Тихонову на ней не удалось. Ее использовали в Москве для комбинированных съемок, и теперь она стоит в музее «Мосфильма» — хотя она-то как раз почти и не снималась.
Mercedes-230 был обычным автомобилем среднего класса в довоенной Германии. Годы производства — 1937 по 1941. За недолгое время было выпущено около 20 тысяч единиц. Четырехдверный, передние двери открывались вперед.
В 1935-м главный конструктор «мерседесов» доктор Ганс Нибель решил усовершенствовать двигатель модели Mercedes-Benz 170v и полностью изменить ходовую часть машины. Вскоре была создана Х-образная рама с двумя поперечными полуэллиптическими рессорами независимой передней подвески и цилиндрическими пружинами задней. Что же касается двигателя, то Нибель, оставив прежний диаметр цилиндров 72,5 мм, уменьшил ход поршня со 100 до 90 мм, а количество цилиндров увеличил с четырех до шести, доведя рабочий объём до 2229 куб.см. Уменьшение хода поршня позволило с 3200 до 3500 увеличить число оборотов, а изменение формы поршня сократило объем камеры сгорания, в результате чего степень сжатия не только не снизилась, а наоборот повысилась с 6 до 7,25 единиц. Все это вместе привело к росту мощности до тех самых 55 л.с.
Считается, что году на шасси типа «200» был установлен двигатель 2,3 литра в 1936 году.
Коробка передач — 4-скоростная. Машина получила индекс 230. Двигатель мощностью 55 л.с., вес около 1,5 т. Максимальная скорость — 120 км/ч (спидометр проградуирован до 160).
Всего выпускалось девять типов кузовов, включая версию для ралли.
Производители экспериментировали с корпусом машины, изменяя его 7 раз. Модель приобретала то вид лимузина, то становилась кабриолетом. При неизменной ширине в 1710 мм. длина авто постоянно менялась от 4400 мм до 4790 мм.
В годы своего выпуска автомобиль считался удовольствием не из дешевых. 5 000 марок – сумма, доступная не всем немецким гражданам того времени. В послевоенное время в СССР трофейных 230-ых «Мерседесов» было достаточно, а вот запчасти к ним перестали выпускать еще в 1943 году, и в пятидесятых годах в СССР приобрести такой экземпляр можно было сравнительно дешево. По крайней мере, дешевле, чем новый «Москвич». В 1971 году (когда начали снимать фильм) найти «Мерседес» подходящей эпохи было уже сложнее, но именно 230-ый был доступнее всего. Видимо, поэтому на нём и остановили свой выбор.
Новый Mercedes-Benz 230 был представлен на Берлинском автосалоне в феврале 1939 года. Машина первоначально предполагалась только на экспорт, и Штирлицу, бывшему тогда еще штурмбанфюрером, приходилось ездить на «Адлере» модели «Стандарт». Но грянула новая мировая война, и всё, что предполагалось на экспорт, пришлось пустить на внутренний рынок. Именно тогда Штирлицу и удалось приобрести этот замечательный автомобиль, и вот уже пять лет он наслаждался ездой на одном из лучших образцов автомобильной промышленности ставшего для него за много лет родным Германского Рейха.
Штирлиц отпустил педаль, и сухое однодисковое сцепление Comet-Mecano соединило двигатель с четырехскоростной коробкой передач. Машина плавно тронулась с места, и Штирлиц, не спеша, поехал на Инвалиденштрассе, к музею природоведения. Ехал он медленно, кружа по улицам, перепроверяя на всякий случай, нет ли за ним хвоста. Расположенное очень низко сиденье водителя и толстые передние стойки кузова сильно ограничивали обзор.
©
Современные автолюбители могут приобрести аналог авто Штирлица у коллекционеров-реставраторов не менее, чем за 7 млн. рублей.
Экспонат музея приобретён в 2016г. у К.Н.Соловьёва, участвовавшего в съемках в роли водителя и статиста, а музею предоставлен коллекционером Глебом Рачко, как гласит табличка над автомобилем.
Кем был Штирлиц по должности и на чем он мог ездить?
Кстати. В связи с тем что в продаже появился очередной Мерседес Штирлица, меня стали мучать сомнения.
А на какой машине мог ездить в реальной жизни штандартенфюрер Штирлиц, офицер 6 управления (Внешняя Служба Безопасности/Aus SD) Имперской Службы Безопасности (RSHA) Великого Немецкого Рейха.
К слову. Штирлиц по фабуле не был рядовым сотрудником amt. VI. RSHA.
По званию Макс фон Штирлиц штандартенфюрер, т.е. полковник в переводе на армейские звания (но несравненно более высокий по статусу
Я конечно не бог весть какой специалист в иерархии Имперской Службы Безопасности, но глава управления IV, могущественного Geheime Staatspolitzei (более известной как Гестапо), — Мюллер, по званию группенфюрер, т.е. генерал-лейтенант.
А начальники отделов (которых в Гестапо всего было 6) в департаменте были в должностях от гаупштурмфюрера до штурмбаннфюрера (капитан и майор соответсвенно).
Так, советский агент Вилли Леман, начальник отдела Е1 Гестапо (общие вопросы контрразведки, дела об измене родине и шпионаже, контрразведка на промышленных предприятиях), был всего капитаном (гаупштурмфюрер).
Вальтер Шелленберг руководитель управления VI, Ausland SD, т.е. иностранный SD, внешняя безопасность, в котором работал Макс фон Штирлиц, был бригадефюрером (генерал-майор)
При этом Шелленберг был по совместительству и заместителем Гейдриха, руководителя всей RSHA.
Ах да, чуть не забыл, сам глава всея Имперской Службы Безопасности Третьего Рейха, Рейхард Гейдрих был обергруппенфюрером (т.е. генерал-полковник на наши деньги.). И погиб он в Мерседесе 320, только кабрилете, то есть, такой же машине, как и та, на которой ездит герой Семнадцати Мгновений Весны.
То же звание было и у Эрнста Кальтенбруннера, заменившего Гейдриха на посту главы Имперской Службы Безопасности.
Да, я также знаю, что в РСХА были помимо эсэсовских званий, также и полицейские — штандартенфюрер соответствовал Криминалдиректору. Зарплата которого была в 1938 от 7 до 10 тысяч рейсхмарок. В год.
В том же 1938 году, средняя зарплата «белого воротничка» была около 3000 рейсхмарок. Рабочий получал в среднем 1500.
В 1938 году, Мерседес 230 с четырехдверным закрытым кузовом как у Штирлица стоил новым 6000 RM, Опель Капитан 4 дверный, закрытый — 4000 RM, Опель Олимпия закрытый двухдверный — 2500 рейсхмарок.
Фольксваген должен был стать общедоступным автомобилем, с ценой 1000 рейхсмарок (зарплата рабочего за полгода), но не получилось
Черт, что же они на Восток то воевать поперлись то с такой жизнью…
И все таки тема не раскрыта. Какая должность могла быть у Штирлица и какая машина могла ей соответствовать? И была ли она положена ему по званию. И насколько реально что он водил ее сам.
Все машины Штирлица. Раскрываем тайны фильма «Семнадцать мгновений весны»
Знаменитый сериал «Семнадцать мгновений весны» вышел на экраны 47 лет назад — в августе 1973 года. Харизматичный главный герой в исполнении Вячеслава Тихонова, держащий в напряжении до последней серии сюжет и очаровательная музыка Микаэла Таривердиева сразу же покорили советского зрителя. Популярность фильма была столь велика, что уже через три месяца после премьеры был запущен повторный показ киноленты.
Помимо ярких героев, которые на многие годы отложились в памяти зрителей, не последнюю роль в сериале сыграли автомобили. Действительно, кто не мечтал в детстве о «машине, как у Штирлица»? Мы решили разобраться, на каких автомобилях ездил легендарный разведчик, какие ляпы допустили создатели ленты и на чем в реальности по улицам военного Берлина мог передвигаться герой Вячеслава Тихонова.
В знаменитой книге Юлиана Семенова «17 мгновений весны» советский разведчик Макс Отто фон Штрилиц, которого сыграл Вячеслав Тихонов, ездил на роскошном Horch. На данный момент точно неизвестно, почему в своем произведении писатель не стал указывать точную модель автомобиля. При этом в одной из глав можно узнать, что машина была оснащена «усиленным мотором, урчавшим ровно и мощно». Во время езды на роскошном автомобиле главный герой предпочитал слушать радио. Чаще всего в динамиках Horch звучали «веселенькие песенки», которые специально ставили во время налетов союзной авиации на Берлин.
По одной из легенд, в одноименном фильме машиной Штирлица должен был стать Horch-853. Этот роскошный кабриолет начали в собирать в 1935 году. Автомобиль получил 5,0-литровый рядный восьмицилиндровый мотор мощностью 100 л.с., который работал совместно с 4-ступенчатой коробкой передач. В этом же году новинка удостоилась престижного звания «Автомобиль года» на Парижском автосалоне. Через два года в серию была запущена версия 853А с модернизированным двигателем, отдачу которого увеличили до 120 л.с., и понижающей передачей.
Создателям фильма удалось разыскать Horch-853 в единственном экземпляре в Москве. Автомобиль находился в частной коллекции и нередко принимал участие в съемах различных фильмов. Например, его можно увидеть в киноленте «Здравствуйте, я ваша тетя» или сериале «Щит и меч». По слухам, эта машина до войны принадлежала чуть ли не министру авиации Третьего Рейха Герману Герингу, однако убедительных доказательств этого факта обнаружить до сих пор не удалось.
К сожалению, договориться с владельцам роскошного кабриолета не получилось. Якобы, участие в 12-серийном фильме не укладывался в плотный график Horch-853, который в том время был просто нарасхват у советских киношников. Впрочем, стоит признать, что такая машина Штирлицу была совсем не по чину. Для штандартенфюрера — именно такое звание носил законспирированный разведчик — были положены автомобили попроще.
В сериале «Семнадцать мгновений весны» основной машиной советского разведчика стал более скромный Mercedes-Benz 230 W143. Хотя это был тоже не самый дешевый автомобиль в Германии. В те времена цена на четырехдверку составляла около 6 тыс. марок. Найти такие трофейные лимузины в СССР даже в 1970-х года не было проблемой. За всю историю в Германии было собрано более 20 тысяч Mercedes-Benz 230 W143, и многие из них после войны были вывезены в Страну советов старшими офицерами.
Другое дело, что большинство машин находились не в самом лучшем состоянии, а основной проблемой стала нехватка запасных частей. В итоге в съемках киноленты, которые происходили в Москве, Риге и Берлине, приняли участие три немецких лимузина. Один их них сейчас можно увидеть в музее Мосфильма. По свидетельствам очевидцев, машины на съемках часто ломались, а механикам нередко приходилось устранять всевозможные мелкие неисправности.
Премьера Mercedes-Benz 230 состоялась в 1937 году. Машина весила около 1,5 тонны и оснащалась 2,3-литровым мотором мощностью 55 лошадиных сил. Разогнаться лимузин мог до 126 км в час. Механическая коробка передач имела 4 ступени и была полностью синхронизирована. Хотя, с большой вероятностью, киношные Mercedes-Benz 230 оснащались другими моторами и коробками, которые были позаимствована у доноров. Оригинальные агрегаты лимузинов в ту пору, скорее всего, уже пришли в негодность. Например, в одной из сцен фильма Mercedes-Benz 230 можно увидеть «обутым» во внедорожные советские шины.
В реальности Штирлицу в качестве личного автомобиля больше подошел бы Opel Kapitan, который стал последней премьерой немецкой компании перед войной. Машина дебютировала в 1939 г. на автосалоне в Женеве и выпускалась в трех вариантах: двухдверный лимузин, четырехдверный лимузин и двухдверный кабриолет. На внутреннем рынке цены на машину стартовали от 3,5 тыс. марок. Всего с 1938 по 1940 год было выпущено 25 374 таких автомобиля.
Под капотом заднеприводного Opel Kapitan устанавливался 2,4-литровый мотор мощностью 55 лошадиных сил. Двигатель работал в паре с 3-ступенчатой механической коробкой передач производства Adam Opel AG. Автомобиль с современным несущим кузовом мог разогнаться до 125 км в час.
Кстати, Opel Kapitan все же появляется в фильме «Семнадцать мгновений весны». Именно на такой машине в одной из серий агенты гестапо следили за Штирлицем. Трофейные автомобили Opel Kapitan имели очень широкое распространение в СССР в послевоенные годы. Боле того, узлы машины были детально изучены советскими инженерами. Полученный опыт использовался при разработке ГАЗ-М-20 «Победа», однако о полном копировании речь в данном случае не идет.
К концу войны в Германии практически весь личный транспорт был изъят для нужд, терпящей катастрофу армии. Впрочем, советский разведчик в таком случае всегда мог воспользоваться служебным автомобилем с шофером. Такой машиной вполне мог стать Wanderer W 24. Автомобиль среднего класса начали выпускать в 1937 г. и комплектовали четырехцилиндровым мотором с отдачей 44 лошадиные силы. Машина весом в 1120 кг могла разогнаться до 108 км в час.
Автомобиль предлагался как в кузове четырехместный седан с двумя или четырьмя дверями. Кроме того, было выпущено около 300 версий в кузове кабриолет, которые сейчас являются настоящей редкостью среди коллекционеров ретро-машин. В сериале на Wanderer W 24 Штирлица привозят на встречу с агентом Клаусом.
Штирлиц вполне мог воспользоваться и услугами такси. Конечно, в 1945 году эта услуга уже вряд ли была доступна жителям Германии, однако в киноленте машины с шашечками мелькают в некоторых эпизодах. Так, создатели сериала решили использовать в качестве автомобиля такси седан BMW 321. Автомобиль со стильным дизайном считался для своего времени технически продвинутым и надежным. Например, машина могла без проблем ездить на бензине низкого качества.
В будущем это качество оценят советские граждане, в распоряжение которых после войны попадут трофейные автомобили. Седан комплектовался шестицилиндровым двигателем с верхнеклапанным газораспределением и независимой подвеской, а четырехступенчатую механическую коробку передач автомобиль позаимствовал у модели BMW 326.
Разгон до сотни занимал у BMW 321 36 секунды. По свидетельствам очевидцев, к явным минусам автомобиля относился достаточно узкий и тесный салон, а также неудобный доступ к багажнику. Поэтому в реальности седан был не слишком удачным выбором для перевозки берлинцев. В реальности же большую часть таксопарка столицы Германии в довоенный времена составляли машины Volkswagen.
От Мерседесов Штирлица до «Фердинанда»: автомобильные уникумы «Мосфильма»
Мерседес Штирлица: на каком автомобиле ездил штандартенфюрер?
Весна неумолимо близится к своей середине, а значит, 9 Мая совсем близко. По уже сложившейся традиции на главных телеканалах страны можно будет увидеть многосерийный советский художественный фильм «Семнадцать мгновений весны», снятый по одноимённому роману Юлиана Семёнова. Драматическая история военного разведчика, попавшего в высшие чины власти гитлеровской Германии любима многими зрителями. Но не все из них когда-либо задумывались о том, на какой машине перемещается Штирлиц, главный герой картины.
В романе Семёнова разведчик был обладателем немецкого Horch.
Но в экранизации всё оказалось иначе. Во время съёмок эпопеи Татьяны Лиозновой было принято решение приобрести Mercedes-Benz 230 W143, так как эта модель была обычным автомобилем среднего класса в Германии довоенного времени. Именно благодаря этому решению Штирлиц пересел с Horch на другую немецкую классику.
Mercedes-Benz 230 W143 выпускался с 1937 по 1941 год, и за это время было произведено чуть более 20 тысяч автомобилей. За столь короткий промежуток машина успела сменить 7 различных корпусов, 3 из которых были кабриолетами, а 2 — лимузинами. На одном из них и ездил Штирлиц. Длина автомобиля варьировалась от 4400 до 4790 мм, а ширина оставалась неизменной и составляла 1710 мм.
Все Mercedes-Benz 230 оснащались шестицилиндровыми двигателями и развивали максимальную скорость в районе 120 км/ч. Автомобиль, использованный на съёмках, был выпущен в 1937 году и являлся одной из первых моделей серии, а значит, объём мотора составлял 2,3 л и выдавал мощность в 55 л. с. Коробка передач насчитывала четыре скорости.
На момент своего выпуска Mercedes-Benz 230 W143 стоил около 5 тысяч германских рейхсмарок, что делало его не самым доступным для граждан среднего достатка. Бытует мнение, что эта модель, как и Horch из оригинального романа, не подходила Штирлицу по статусу, и на самом деле разведчик вряд ли мог бы позволить себе что-то лучшее, чем Opel Olympia и его аналоги.
В наше время аналог автомобиля Штирлица можно приобрести у коллекционеров и реставраторов. В зависимости от состояния и года выпуска стоимость может достигать 7 миллионов рублей.
(9 голосов, среднее: 4 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Ушёл с молотка «Мерседес» экс-полковника Захарченко
Машина Штирлица
После разбора фильма «Улица полна неожиданностей», переходим к не менее интересной работе. На чем ездил Штирлиц — задают вопрос многие коллекционеры. Вниманию наших посетителей: В этом обзоре будут приведены кадры из фильма, модели автомобилей на которых мы называть не будем. Вам предоставляется возможность первыми угадать марку и модель — оставив комментарий внизу обзора. Первые правильно угадавшие — получат от нас в подарок дисконтные карты. ——————————
Машина Штирлица по роману
Вообще, в романе он перемещается на шикарном Хорьхе. Если даже перечитаете весь роман — не найдете упоминания о том, на какой конкретно модели Хорьха ездил Штирлиц.
Отрывок из романа: » Штирлиц открыл ворота, сел за руль и включил зажигание. Усиленный мотор его «Хорьха» заурчал ровно и мощно. «Поехали, машинка», — подумал он по-русски и включил радио. Передавали легкую музыку. Во время налетов обычно передавали веселые песенки.» Еще отрывок: «Штирлиц резко нажал на педаль акселератора — «хорьх» резко взял с места. Штирлиц понесся к Александерплац…»
В любом случае — Хорьх по-определению был элитарной маркой. И для штандартенфюрера (по нашему, примерно, полковника) был слишком крут. Видимо, у Юлиана Семенова были основания для такой неточности. У известного московского коллекционера Александра Ломакова удалось найти «Хорьх-853». Но его машина была нарасхват (снималось много других фильмов), а Лиознова собиралась снимать целых 12 серий, да и с началом съемок, как всегда, задержались. Поэтому получить Хорьх не удалось.
Вот эта машина. Так бы выглядела машина Штирлица, если бы удалось договорится с Ломаковым. (кадры из фильма «Здравствуйте, я ваша тетя»)
Машина Штирлица в фильме
В фильме «17 мгновений весны» Штирлиц ездит на черном Мерседесе. Не договорившись по Хорьху — закупили трофейный Mercedes МВ-230 1938 года. C ним тоже была история. Машину отправили для съемок в Берлин — а там выяснилось, что у нее пробита головка блока и сниматься этот автомобиль никак не может. Стали искать такой же в Берлине и… нашли, арендовали у немецкого коллекционера. Но арендованную машину не возьмешь с собой везде, а съемки планировались не только в Берлине.
Для съемок в Риге искали такой же в Риге и… нашли. Правда, он чуть-чуть отличался оптикой. А основную машину все это время чинили, и поездить в кадре Тихонову на ней не удалось. Ее использовали в Москве для комбинированных съемок и теперь она стоит в музее Мосфильма — хотя она то как раз почти и не снималась.
В фильме Штирлиц ездил на Мерседес МВ-230 w153
Старшему офицеру Вермахта эта машина была, уже, слишком проста. Mercedes-230 был обычным автомобилем среднего класса в довоенной Германии. Четырех-дверный, передние двери открывались вперед. Спидометр проградуирован до 160 кмч. В 1936 году на шасси типа «200» был установлен двигатель 2,3 литра. Коробка передач — 4-скоростная. Машина получила индекс 230. Двигатель мощностью 55 л.с., вес около 1,5 т. Максимальная скорость 120 кмч. Всего выпускалось 9 типов кузовов, включая версию для ралли.
Трофейных 230-ых Мерседесов было много в послевоенных Москве и Ленинграде. Но с запчастями становилось все хуже (выпускать их перестали еще 1943 году), и в пятидесятых годах в СССР приобрести такой экземпляр можно было сравнительно дешево. По крайней мере — дешевле, чем новый Москвич. В 1971 году (когда начали снимать фильм) найти Мерседес подходящей эпохи было уже сложнее, но именно 230-ый был доступнее всего. Видимо, поэтому, на нем остановили свой выбор.