Как в кумире сделать стены

Как в кумире сделать стены

Как в кумире сделать стены

Робот — один из учебных исполнителей (т.е. устройств, способных выполнять определенный набор команд).

Робот обитает на прямоугольном клетчатом поле: Между некоторыми клетками могут быть стены, сквозь которые пройти невозможно. Клетки могут быть закрашены.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены Окно Робота представляет клетчатое поле, на котором находится Робот.

Настройка среды Кумир для исполнителя Робот.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Стартовая обстановка Робота

Перед тем, как писать алгоритм для Робота, необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку: установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п.

Стартовая обстановка задает положение Робота на поле и расположение всех остальных элементов — стен, закрашенных клеток.

Задание стартовой обстановки

Запустив среду Кумир в меню Робот выберите пункт Редактировать обстановку.

Окно с синим фоном − это стартовая о Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены бстановка Робота. Её можно изменить. Если надо изменить количество строк и столбцов, то щелкните на значке + или .

· Чтобы переместить Робота в новую позицию, щелкните по нему левой кнопкой мыши и, не отпуская, перетащите Робота в нужное место.

· Чтобы закрасить/очистить клетку, щелкните по ней левой кнопкой мыши.

· Чтобы добавить или убрать точку в клетку, щелкните по клетке, удерживая клавишу Ctrl.

· Чтобы добавить или убрать метку или радиацию в клетку, щелкните по клетке правой кнопкой мыши и внесите изменения.

После того, как задали стартовую обстан овку уберите галочку в пункте меню Редактировать обстановку. После этого щелкните по кнопке Показать окно исполнителя.

Используя команды, можно управлять Роботом — перемещать его по клеткам, закрашивать клетки, проверять наличие стен, радиации. Задания для Робота чаще всего требуют написать программу для Робота, выполняя которую он будет закрашивать определенные клетки.

Стартовая обстановка Робота

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Перед началом выполнения программы необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку. Это значит установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п. Этот шаг очень важен. Если его проигнорировать, то программа может работать неправильно или вообще завершится аварийно.

Что такое стартовая обстановка

Наш Робот находится в некой среде — это клетчатое поле, размер которого известен. Так же на этом поле могут находится стены и закрашенные клетки, а сам Робот может находится в любой клетке. Так вот — стартовая обстановка задает положение Робота на поле и расположение всех остальных элементов — стен, закрашенных клеток. И перед тем, как писать алгоритм для Робота необходимо задать стартовую обстановку. Насколько это важно давайте рассмотрим на примере. Пусть есть две стартовые обстановки:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Стартовая обстановка 1

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Стартовая обстановка 2

Отличаются они только тем, что в стартовой обстановке 2 справа от Робота находится стена.

Если наша программа начнется с команды, которая переместит Робота на одну клетку вправо (о простых командах Робота), то в первом случае (стартовая обстановка 1) Робот выполнит эту команду, а во втором программа завершится аварийно, так как Робот не может ходить сквозь стены. Получается, что одна и та же программа в первом случае работает, а во втором приводит к ошибке. Именно поэтому так важно задавать стартовую обстановку для Робота.

Можно привести такой пример. Предположим есть повар, которым мы можем управлять, давая ему команды. И этот повар может зажечь плиту. Но только в случае, если он находится рядом с ней. А вот если он находится в другом конце кухни, то дав ему команду зажечь плиту, он не сможет ее выполнить. Поэтому перед тем как дать команду, необходимо задать повару стартовую обстановку — расположить его рядом с плитой.

Надеюсь вы поняли что такое стартовая обстановка и почему она так важна. А теперь запустим среду Кумир и попробуем сами задать Роботу стартовую обстановку.

Как задать стартовую обстановку

Запустив среду Кумир в меню Инструменты выбираем пункт Редактировать стартовую обстановку Робота

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Редактировать стартовую обстановку Робота

Откроется окно с синим фоном. Это и есть стартовая обстановка Робота. И мы ее можем изменить.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Задаем размер поля

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Сменить стартовую обстановку Робота

Находим сохраненную ранее обстановку и загружаем ее. После этого убедимся, что загрузили правильную стартовую обстановку, щелкнув по кнопке Показать окно Робота

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Показать окно Робота

Если в окне с зеленым фоном (текущая обстановка Робота) вы увидите вашу обстановку, то можно переходить к написанию алгоритма, используя простые команды Робота.

Автор: Александр Чернышов

Оцените статью, это очень поможет развитию сайта.

Как в кумире сделать стены

Цели. Познакомиться с исполнителем Робот, с его простыми командами. Решение задач на исполнителе. Создание задач на исполнителе.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Настройка среды Кумир для исполнителя Робот.

Запустив программу, уберите символ |, чтобы была возможность составлять программу именно для Робота.

Стартовая обстановка Робота

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Перед тем, как писать алгоритм для Робота, необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку: установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п.

Стартовая обстановка задает положение Робота на поле и расположение всех остальных элементов — стен, закрашенных клеток.

Задание стартовой обстановки

Запустив среду Кумир в меню Инструменты выберите пункт Редактировать стартовую обстановку Робота

· Чтобы п ереместить Робота в новую позицию, щелкните по нему левой кнопкой мыши и, не отпуская, перетащите Робота в нужное место.

· Чтобы добавить/удалить стену, щелкните левой кнопкой мыши по границе клетки.

· Чтобы закрасить/очистить клетку, щелкните по ней левой кнопкой мыши.

· Чтобы добавить или убрать точку в клетку, щелкните по клетке, удерживая клавишу Ctrl.

· Чтобы добавить или убрать метку или радиацию в клетку, щелкните по клетке правой кнопкой мыши и внесите изменения.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

В окне с зеленым фоном (текущая обстановка Робота) вы увидите вашу обстановку, можно переходить к написанию алгоритма-программы.

Перемещает робота на одну клетку вверх. Если сверху стена, выдает отказ.

Перемещает робота на одну клетку вниз. Если снизу стена, выдает отказ.

Перемещает робота на одну клетку влево. Если слева стена, выдает отказ.

Перемещает робота на одну клетку вправо. Если справа стена, выдает отказ.

Делает клетку, в которой находится робот, закрашенной.

Пример 1. Нарисовать квадрат со стороной 3 клетки.

1. Задать стартовую обстановку, например, такую:

Как в кумире сделать стены

Запущенная программа Кумир выглядит так.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Первым делом мы должны раскомментировать первую строку нашей программы, убрав символ |

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Таким образом, программа станет выглядеть так:

Удалив символ |, мы тем самым указали Кумиру на то, что будем работать с исполнителем Робот. Если этого не сделать, то при написании программы мы столкнемся с ошибкой «Нет такого алгоритма». Поэтому очень важно при создании новой программы раскомментировать первую строку. Теперь все готово для дальнейшей работы.

Но перед началом, нам необходимо задать стартовую обстановку Робота и познакомиться с простыми командами исполнителя Робот.

Стартовая обстановка Робота

Что такое стартовая обстановка?

Наш Робот находится в некой среде — это клетчатое поле, размер которого известен. Так же на этом поле могут находится стены и закрашенные клетки, а сам Робот может находится в любой клетке. Так вот — стартовая обстановка задает положение Робота на поле и расположение всех остальных элементов — стен, закрашенных клеток. И перед тем, как писать алгоритм для Робота необходимо задать стартовую обстановку. Насколько это важно давайте рассмотрим на примере. Пусть есть две стартовые обстановки:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Стартовая обстановка 1

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Стартовая обстановка 2

Отличаются они только тем, что в стартовой обстановке 2 справа от Робота находится стена.

Если наша программа начнется с команды, которая переместит Робота на одну клетку вправо (о простых командах Робота), то в первом случае (стартовая обстановка 1) Робот выполнит эту команду, а во втором программа завершится аварийно, так как Робот не может ходить сквозь стены. Получается, что одна и та же программа в первом случае работает, а во втором приводит к ошибке. Именно поэтому так важно задавать стартовую обстановку для Робота.

Как задать стартовую обстановку?

Запустив среду Кумир в меню Инструменты выбираем пункт Редактировать стартовую обстановку Робота

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Откроется окно с синим фоном. Это и есть стартовая обстановка Робота. И мы ее можем изменить.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Находим сохраненную ранее обстановку и загружаем ее. После этого убедимся, что загрузили правильную стартовую обстановку, щелкнув по кнопке Показать окно Робота

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Если в окне с зеленым фоном (текущая обстановка Робота) вы увидите вашу обстановку, то можно переходить к написанию алгоритма, используя простые команды Робота.

Исполнитель Робот. Простые команды.

У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота. Всего их 5:

Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

вверх — переместить Робота на одну клетку вверх

вниз — переместить Робота на одну клетку вниз

влево — переместить Робота на одну клетку влево

вправо — переместить Робота на одну клетку вправо

закрасить — закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).

Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически):

вверх — Escape, Up (стрелка вверх)

вниз — Escape, Down (стрелка вниз)

влево — Escape, Left (стрелка влево)

вправо — Escape, Right (стрелка вправо)

закрасить — Escape, Space (пробел)

Обратите внимание, что набирать нужную комбинацию горячих клавиш нужно не привычным нам способом! Мы привыкли нажимать клавиши одновременно, а здесь их нужно нажимать последовательно.

Теперь мы готовы написать первый алгоритм для Робота. Предлагаю начать с простого — нарисуем квадрат со стороной 3 клетки. Поехали!

Запускаем Кумир, настраиваем его. Можно начинать писать программу? Конечно нет! Мы же не задали стартовую обстановку! Делаем это. Предлагаю использовать вот такую:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Вот теперь все готово. Начинаем писать программу. Пока она выглядит так

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Удаляем символ «|» и называем наш алгоритм «Квадрат»

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Предлагаю рисовать квадрат, двигаясь по часовой стрелке. Для начала закрасим текущую клетку, дав команду закрасить. Потом делаем шаг вправо и опять закрашиваем клетку. И еще раз шаг вправо и закрасить.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Попробуем запустить программу и посмотреть что же получилось. Для запуска нажимаем F9 или же кнопку на панели инструментов

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

В результате мы должны увидеть вот такую картину

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Если такое окно Робота у вас не появилось, то на панели инструментов щелкните « Показать окно Робота» или в меню Робот выберите пункт » Показать окно Робота». Продолжаем дальше.

Теперь мы будем двигаться вниз и закрашивать правую сторону квадрата:

Потом пойдем влево, закрашивая нижнюю границу квадрата

У нас осталась одна незакрашенная клетка. Закрасим ее

Все готово! В итоге наша программа выглядит так:

А результат ее работы вот так

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Итак, сегодня мы с вами написали программу, используя простые команды Робота. Рекомендую попрактиковаться самостоятельно — придумать себе задание и написать программу. Это могут быть самые различные фигуры, узоры, буквы. К примеру, попробуйте написать программу, рисующую букву П, Р, Ш, Щ, М. А если получится и захотите поделиться — комментируйте и прикрепляйте результат к комментарию.

Исполнитель Робот. Циклы.

Итак, что такое цикл? Представьте, что мы находимся на уроке физической культуры и перед нами стоит задача сделать 7 приседаний. Это задание можно оформить в виде линейного алгоритма и тогда оно будет выглядеть примерно так:

Т. е мы повторили команду сделай приседание 7 раз. А есть ли смысл писать 7 одинаковых команд? Может проще дать команду сделай 7 приседаний? Конечно проще и правильнее. Это и есть цикл. Вы можете сами вспомнить примеры циклов из жизни — их довольно много.

Таким образом линейный алгоритм, где повторяются одни и те же команды мы можем оформить в виде циклического алгоритма — примерно так:

Вот так, на придуманном нами языке мы оформили цикл. У исполнителя Робот тоже есть возможность записывать циклы. Причем, циклы бывают разные. Тот вариант, который мы только что рассмотрели называется цикл со счетчиком или цикл с параметром.

Виды циклов.

Цикл со счетчиком.

Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать. В примере выше с приседаниями именно такой случай.

Для того, чтобы написать цикл со счетчиком для исполнителя необходимо знать его синтаксис. А он такой:

нц количество повторений > раз

Давайте рассмотрим это на примере.

Закрасим 7 клеток, как на рисунке. Рекомендую почитать про стартовую обстановку Робота и про его простые команды.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Изначально Робот находился в левой верхней клетке.

Давайте для начала решим задачу линейно. В этом случае мы будет закрашивать текущую клетку и перемещаться на 1 клетку вправо и программа будет выглядеть так:
использовать Робот
алг
нач

Как видим, команды закрасить и вправо повторяются 7 раз. Давайте теперь перепишем программу с использованием цикла. Кстати, чтобы вставить цикл в свою программу можно в меню Вставка выбрать пункт нц-раз-кц или нажать одну из комбинаций клавиш Esc, Р (русская буква Р) или Esc, H (латинская буква H). Причем клавиши надо нажимать последовательно — сначала Esc, отпустить ее и только потом Р или H.

Так вот, наша программа с циклом будет выглядеть так:

Если мы ее запустим, то увидим, что в результате получится тоже самое — 7 закрашенных клеток. Однако программа стала короче и значительно грамотней с алгоритмической точки зрения!

В качестве разминки и закрепления предлагаю самостоятельно написать программу для Робота, которая нарисует квадрат со стороной 7 клеток. Естественно, используя цикл. Жду решения в комментариях.

Цикл с условием.

Вернемся к физкультуре и изменим задачу. Ведь кто-то может и не сделать 7 приседаний, а другой способен сделать 27. Можно ли учесть это при создании цикла? Конечно. Только теперь мы будем использовать не счетчик (количество повторений), а условие. К примеру, пока не устал, делай приседания. В этом случае человек будет делать не конкретное число приседаний, а приседать до тех пор, пока не устанет. И наш цикл на абстрактном языке примет такой вид:

Слова не устал в нашем случае — это условие. Когда оно истинно, цикл выполняется. Если же оно ложно (устал) тело цикла не будет выполнено. У исполнителя Робот есть несколько условий

Теперь давайте решим следующую задачу для Робота — нарисовать вертикальную линию от левой до правой границы поля использую цикл с условием. Изначально Робот находится в левом верхнем углу.

Давайте сначала сформулируем словесный алгоритм — т. е. опишем словами что нужно делать Роботу. Этот алгоритм будет звучать примерно так:

« Пока справа свободно делай шаг вправо и закрашивай клетку»

В результате Робот пробежит по всем клеткам вправо и будет их закрашивать до тех пор, пока справа не окажется стена.

Исходный код нашей программы для Робота будет примерно такой:

нц пока справа свободно

В результате выполнения этой программы мы увидим вот такую картину:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Как видим, не хватает только закрашенной первой клетки. Для этого перед циклом необходимо выполнить команду закрасить.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Для закрепления прошу написать программу, которая будет делать рамку вокруг рабочего поля Робота независимо от его размера. Конечно же с использованием циклов с условием. В итоге должно получиться так:

Исполнитель «Робот»

Исполнитель «Робот»

Кто такой исполнитель Робот?

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Запущенная программа Кумир выглядит так.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Первым делом мы должны раскомментировать первую строку нашей программы, убрав символ |

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Таким образом, программа станет выглядеть так:

использовать Робот

Удалив символ |, мы тем самым указали Кумиру на то, что будем работать с исполнителем Робот. Если этого не сделать, то при написании программы мы столкнемся с ошибкой «Нет такого алгоритма». Поэтому очень важно при создании новой программы раскомментировать первую строку. Теперь все готово для дальнейшей работы.

Но перед началом, нам необходимо задать стартовую обстановку Робота и познакомиться с простыми командами исполнителя Робот.

Стартовая обстановка Робота

Что такое стартовая обстановка?

Наш Робот находится в некой среде — это клетчатое поле, размер которого известен. Так же на этом поле могут находится стены и закрашенные клетки, а сам Робот может находится в любой клетке. Так вот — стартовая обстановка задает положение Робота на поле и расположение всех остальных элементов — стен, закрашенных клеток. И перед тем, как писать алгоритм для Робота необходимо задать стартовую обстановку. Насколько это важно давайте рассмотрим на примере. Пусть есть две стартовые обстановки:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Стартовая обстановка 1

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Стартовая обстановка 2

Отличаются они только тем, что в стартовой обстановке 2 справа от Робота находится стена.

Если наша программа начнется с команды, которая переместит Робота на одну клетку вправо (о простых командах Робота), то в первом случае (стартовая обстановка 1) Робот выполнит эту команду, а во втором программа завершится аварийно, так как Робот не может ходить сквозь стены. Получается, что одна и та же программа в первом случае работает, а во втором приводит к ошибке. Именно поэтому так важно задавать стартовую обстановку для Робота.

Как задать стартовую обстановку?

Запустив среду Кумир в меню Инструменты выбираем пункт Редактировать стартовую обстановку Робота

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Откроется окно с синим фоном. Это и есть стартовая обстановка Робота. И мы ее можем изменить.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Находим сохраненную ранее обстановку и загружаем ее. После этого убедимся, что загрузили правильную стартовую обстановку, щелкнув по кнопке Показать окно Робота

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Если в окне с зеленым фоном (текущая обстановка Робота) вы увидите вашу обстановку, то можно переходить к написанию алгоритма, используя простые команды Робота.

Исполнитель Робот. Простые команды.

У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота. Всего их 5:

вверх

влево

вправо

закрасить

Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

вверх — переместить Робота на одну клетку вверх

вниз — переместить Робота на одну клетку вниз

влево — переместить Робота на одну клетку влево

вправо — переместить Робота на одну клетку вправо

закрасить — закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).

Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически):

вверх — Escape, Up (стрелка вверх)

вниз — Escape, Down (стрелка вниз)

влево — Escape, Left (стрелка влево)

вправо — Escape, Right (стрелка вправо)

закрасить — Escape, Space (пробел)

Обратите внимание, что набирать нужную комбинацию горячих клавиш нужно не привычным нам способом! Мы привыкли нажимать клавиши одновременно, а здесь их нужно нажимать последовательно.

Теперь мы готовы написать первый алгоритм для Робота. Предлагаю начать с простого — нарисуем квадрат со стороной 3 клетки. Поехали!

Запускаем Кумир, настраиваем его. Можно начинать писать программу? Конечно нет! Мы же не задали стартовую обстановку! Делаем это. Предлагаю использовать вот такую:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Вот теперь все готово. Начинаем писать программу. Пока она выглядит так

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Удаляем символ «|» и называем наш алгоритм «Квадрат»

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Предлагаю рисовать квадрат, двигаясь по часовой стрелке. Для начала закрасим текущую клетку, дав команду закрасить. Потом делаем шаг вправо и опять закрашиваем клетку. И еще раз шаг вправо и закрасить.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Попробуем запустить программу и посмотреть что же получилось. Для запуска нажимаем F9 или же кнопку на панели инструментов

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

В результате мы должны увидеть вот такую картину

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Если такое окно Робота у вас не появилось, то на панели инструментов щелкните «Показать окно Робота» или в меню Робот выберите пункт «Показать окно Робота». Продолжаем дальше.

Теперь мы будем двигаться вниз и закрашивать правую сторону квадрата:

Потом пойдем влево, закрашивая нижнюю границу квадрата

У нас осталась одна незакрашенная клетка. Закрасим ее

Все готово! В итоге наша программа выглядит так:

использовать Робот

алг Квадрат

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

влево

закрасить

влево

закрасить

вверх

закрасить

А результат ее работы вот так

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Итак, сегодня мы с вами написали программу, используя простые команды Робота. Рекомендую попрактиковаться самостоятельно — придумать себе задание и написать программу. Это могут быть самые различные фигуры, узоры, буквы. К примеру, попробуйте написать программу, рисующую букву П, Р, Ш, Щ, М. А если получится и захотите поделиться — комментируйте и прикрепляйте результат к комментарию.

Исполнитель Робот. Циклы.

Итак, что такое цикл? Представьте, что мы находимся на уроке физической культуры и перед нами стоит задача сделать 7 приседаний. Это задание можно оформить в виде линейного алгоритма и тогда оно будет выглядеть примерно так:

Т. е мы повторили команду сделай приседание 7 раз. А есть ли смысл писать 7 одинаковых команд? Может проще дать команду сделай 7 приседаний? Конечно проще и правильнее. Это и есть цикл. Вы можете сами вспомнить примеры циклов из жизни — их довольно много.

Таким образом линейный алгоритм, где повторяются одни и те же команды мы можем оформить в виде циклического алгоритма — примерно так:

Вот так, на придуманном нами языке мы оформили цикл. У исполнителя Робот тоже есть возможность записывать циклы. Причем, циклы бывают разные. Тот вариант, который мы только что рассмотрели называется цикл со счетчиком или цикл с параметром.

Виды циклов.

Цикл со счетчиком.

Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать. В примере выше с приседаниями именно такой случай.

Для того, чтобы написать цикл со счетчиком для исполнителя необходимо знать его синтаксис. А он такой:

нц раз

Здесь мы должны указать количество повторений (число) и команды, которые будут повторяться. Команды, которые повторяются в цикле называют телом цикла.

Давайте рассмотрим это на примере.

Закрасим 7 клеток, как на рисунке. Рекомендую почитать про стартовую обстановку Робота и про его простые команды.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Изначально Робот находился в левой верхней клетке.

Давайте для начала решим задачу линейно. В этом случае мы будет закрашивать текущую клетку и перемещаться на 1 клетку вправо и программа будет выглядеть так:
использовать Робот
алг
нач

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вправо

Как видим, команды закрасить и вправо повторяются 7 раз. Давайте теперь перепишем программу с использованием цикла. Кстати, чтобы вставить цикл в свою программу можно в меню Вставка выбрать пункт нц-раз-кц или нажать одну из комбинаций клавиш Esc, Р (русская буква Р) или Esc, H (латинская буква H). Причем клавиши надо нажимать последовательно — сначала Esc, отпустить ее и только потом Р или H.

Так вот, наша программа с циклом будет выглядеть так:

использовать Робот

нц 7 раз

закрасить

вправо

Если мы ее запустим, то увидим, что в результате получится тоже самое — 7 закрашенных клеток. Однако программа стала короче и значительно грамотней с алгоритмической точки зрения!

В качестве разминки и закрепления предлагаю самостоятельно написать программу для Робота, которая нарисует квадрат со стороной 7 клеток. Естественно, используя цикл. Жду решения в комментариях.

Цикл с условием.

Вернемся к физкультуре и изменим задачу. Ведь кто-то может и не сделать 7 приседаний, а другой способен сделать 27. Можно ли учесть это при создании цикла? Конечно. Только теперь мы будем использовать не счетчик (количество повторений), а условие. К примеру, пока не устал, делай приседания. В этом случае человек будет делать не конкретное число приседаний, а приседать до тех пор, пока не устанет. И наш цикл на абстрактном языке примет такой вид:

пока не устал

Слова не устал в нашем случае — это условие. Когда оно истинно, цикл выполняется. Если же оно ложно (устал) тело цикла не будет выполнено. У исполнителя Робот есть несколько условий

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

сверху стена

снизу стена

слева стена

справа стена

Теперь давайте решим следующую задачу для Робота — нарисовать вертикальную линию от левой до правой границы поля использую цикл с условием. Изначально Робот находится в левом верхнем углу.

Давайте сначала сформулируем словесный алгоритм — т. е. опишем словами что нужно делать Роботу. Этот алгоритм будет звучать примерно так:

«Пока справа свободно делай шаг вправо и закрашивай клетку»

В результате Робот пробежит по всем клеткам вправо и будет их закрашивать до тех пор, пока справа не окажется стена.

Исходный код нашей программы для Робота будет примерно такой:

использовать Робот

нц пока справа свободно

вправо

закрасить

В результате выполнения этой программы мы увидим вот такую картину:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Как видим, не хватает только закрашенной первой клетки. Для этого перед циклом необходимо выполнить команду закрасить.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Для закрепления прошу написать программу, которая будет делать рамку вокруг рабочего поля Робота независимо от его размера. Конечно же с использованием циклов с условием. В итоге должно получиться так:

Как работать в программе Кумир

Кто такой исполнитель Робот?

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Видео на тему: КуМир. Робот. Знакомство

Настройка среды Кумир для исполнителя Робот.

Запущенная программа Кумир выглядит так.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Первым делом мы должны раскоментировать первую строку нашей программы, убрав символ |

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Таким образом, программа станет выглядеть так:

использовать Робот

Удалив символ |, мы тем самым указали Кумиру на то, что будем работать с исполнителем Робот. Если этого не сделать, то при написании программы мы столкнемся с ошибкой «Нет такого алгоритма». Поэтому очень важно при создании новой программы раскоментировать первую строку. Теперь все готово для дальнейшей работы.

Но перед началом, нам необходимо задать стартовую обстановку Робота и познакомиться с простыми командами исполнителя Робот.

Стартовая обстановка Робота

Что такое стартовая обстановка?

Наш Робот находится в некой среде — это клетчатое поле, размер которого известен. Так же на этом поле могут находится стены и закрашенные клетки, а сам Робот может находится в любой клетке. Так вот — стартовая обстановка задает положение Робота на поле и расположение всех остальных элементов — стен, закрашенных клеток. И перед тем, как писать алгоритм для Робота необходимо задать стартовую обстановку. Насколько это важно давайте рассмотрим на примере. Пусть есть две стартовые обстановки:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Отличаются они только тем, что в стартовой обстановке 2 справа от Робота находится стена.

Если наша программа начнется с команды, которая переместит Робота на одну клетку вправо (о простых командах Робота), то в первом случае (стартовая обстановка 1) Робот выполнит эту команду, а во втором программа завершится аварийно, так как Робот не может ходить сквозь стены. Получается, что одна и та же программа в первом случае работает, а во втором приводит к ошибке. Именно поэтому так важно задавать стартовую обстановку для Робота.

Как задать стартовую обстановку в Кумир?

Запустив среду Кумир в меню Инструменты выбираем пункт Редактировать стартовую обстановку Робота.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Откроется окно с синим фоном. Это и есть стартовая обстановка Робота. И мы ее можем изменить.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Находим сохраненную ранее обстановку и загружаем ее. После этого убедимся, что загрузили правильную стартовую обстановку, щелкнув по кнопке Показать окно Робота

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Если в окне с зеленым фоном (текущая обстановка Робота) вы увидите вашу обстановку, то можно переходить к написанию алгоритма, используя простые команды Робота.

Исполнитель Робот. Простые команды.

У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота. Всего их 5:

Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

вверх — переместить Робота на одну клетку вверх

вниз — переместить Робота на одну клетку вниз

влево — переместить Робота на одну клетку влево

вправо — переместить Робота на одну клетку вправо

закрасить — закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).

Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически):

вверх — Escape, Up (стрелка вверх)

вниз — Escape, Down (стрелка вниз)

влево — Escape, Left (стрелка влево)

вправо — Escape, Right (стрелка вправо)

закрасить — Escape, Space (пробел)

Обратите внимание, что набирать нужную комбинацию горячих клавиш нужно не привычным нам способом! Мы привыкли нажимать клавиши одновременно, а здесь их нужно нажимать последовательно.

Теперь мы готовы написать первый алгоритм для Робота. Предлагаю начать с простого — нарисуем квадрат со стороной 3 клетки. Поехали!

Запускаем Кумир, настраиваем его. Можно начинать писать программу? Конечно нет! Мы же не задали стартовую обстановку! Делаем это. Предлагаю использовать вот такую:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Вот теперь все готово. Начинаем писать программу. Пока она выглядит так

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Удаляем символ «|» и называем наш алгоритм «Квадрат»

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Предлагаю рисовать квадрат, двигаясь по часовой стрелке. Для начала закрасим текущую клетку, дав команду закрасить. Потом делаем шаг вправо и опять закрашиваем клетку. И еще раз шаг вправо и закрасить.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Попробуем запустить программу и посмотреть что же получилось. Для запуска нажимаем F9 или же кнопку на панели инструментов

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

В результате мы должны увидеть вот такую картину

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Если такое окно Робота у вас не появилось, то на панели инструментов щелкните «Показать окно Робота» или в меню Робот выберите пункт «Показать окно Робота». Продолжаем дальше.

Теперь мы будем двигаться вниз и закрашивать правую сторону квадрата:

Потом пойдем влево, закрашивая нижнюю границу квадрата

У нас осталась одна не закрашенная клетка. Закрасим ее

Все готово! В итоге наша программа выглядит так:

использовать Робот

алг Квадрат

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

влево

закрасить

влево

закрасить

вверх

закрасить

А результат ее работы вот так

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Итак, сегодня мы с вами написали программу, используя простые команды Робота. Рекомендую попрактиковаться самостоятельно — придумать себе задание и написать программу. Это могут быть самые различные фигуры, узоры, буквы. К примеру, попробуйте написать программу, рисующую букву П, Р, Ш, Щ, М. А если получится и захотите поделиться — комментируйте и прикрепляйте результат к комментарию.

Исполнитель Робот. Циклы.

Итак, что такое цикл? Представьте, что мы находимся на уроке физической культуры и перед нами стоит задача сделать 7 приседаний. Это задание можно оформить в виде линейного алгоритма и тогда оно будет выглядеть примерно так:

То есть мы повторили команду сделай приседание 7 раз. А есть ли смысл писать 7 одинаковых команд? Может проще дать команду сделай 7 приседаний? Конечно проще и правильнее. Это и есть цикл. Вы можете сами вспомнить примеры циклов из жизни — их довольно много.

Таким образом линейный алгоритм, где повторяются одни и те же команды мы можем оформить в виде циклического алгоритма — примерно так:

Вот так, на придуманном нами языке мы оформили цикл. У исполнителя Робот тоже есть возможность записывать циклы. Причем, циклы бывают разные. Тот вариант, который мы только что рассмотрели называется цикл со счетчиком или цикл с параметром.

Виды циклов.

Цикл со счетчиком.

Цикл со счетчиком применяется когда заранее известно сколько повторений необходимо сделать. В примере выше с приседаниями именно такой случай.

Для того, чтобы написать цикл со счетчиком для исполнителя необходимо знать его синтаксис. А он такой:

Здесь мы должны указать количество повторений (число) и команды, которые будут повторяться. Команды, которые повторяются в цикле называют телом цикла.

Давайте рассмотрим это на примере.

Закрасим 7 клеток, как на рисунке. Рекомендую почитать про стартовую обстановку Робота и про его простые команды.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Изначально Робот находился в левой верхней клетке.

Давайте для начала решим задачу линейно. В этом случае мы будет закрашивать текущую клетку и перемещаться на 1 клетку вправо и программа будет выглядеть так:
использовать Робот
алг
нач

Как видим, команды закрасить и вправо повторяются 7 раз. Давайте теперь перепишем программу с использованием цикла. Кстати, чтобы вставить цикл в свою программу можно в меню Вставка выбрать пункт нц-раз-кц или нажать одну из комбинаций клавиш Esc, Р (русская буква Р) или Esc, H (латинская буква H). Причем клавиши надо нажимать последовательно — сначала Esc, отпустить ее и только потом Р или H.

Так вот, наша программа с циклом будет выглядеть так:

Если мы ее запустим, то увидим, что в результате получится тоже самое — 7 закрашенных клеток. Однако программа стала короче и значительно грамотней с алгоритмической точки зрения!

В качестве разминки и закрепления предлагаю самостоятельно написать программу для Робота, которая нарисует квадрат со стороной 7 клеток. Естественно, используя цикл. Жду решения в комментариях.

Цикл с условием

Вернемся к физкультуре и изменим задачу. Ведь кто-то может и не сделать 7 приседаний, а другой способен сделать 27. Можно ли учесть это при создании цикла? Конечно. Только теперь мы будем использовать не счетчик (количество повторений), а условие. К примеру, пока не устал, делай приседания. В этом случае человек будет делать не конкретное число приседаний, а приседать до тех пор, пока не устанет. И наш цикл на абстрактном языке примет такой вид:

пока не устал

Слова не устал в нашем случае — это условие. Когда оно истинно, цикл выполняется. Если же оно ложно (устал) тело цикла не будет выполнено. У исполнителя Робот есть несколько условий

сверху свободно

снизу свободно

слева свободно

справа свободно

сверху стена

снизу стена

слева стена

справа стена

Теперь давайте решим следующую задачу для Робота — нарисовать вертикальную линию от левой до правой границы поля использую цикл с условием. Изначально Робот находится в левом верхнем углу.

Давайте сначала сформулируем словесный алгоритм — т. е. опишем словами что нужно делать Роботу. Этот алгоритм будет звучать примерно так:

«Пока справа свободно делай шаг вправо и закрашивай клетку»

В результате Робот пробежит по всем клеткам вправо и будет их закрашивать до тех пор, пока справа не окажется стена.

Исходный код нашей программы для Робота будет примерно такой:

нц пока справа свободно

В результате выполнения этой программы мы увидим вот такую картину:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Как видим, не хватает только закрашенной первой клетки. Для этого перед циклом необходимо выполнить команду закрасить.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Для закрепления прошу написать программу, которая будет делать рамку вокруг рабочего поля Робота независимо от его размера. Конечно же с использованием циклов с условием. В итоге должно получиться так:

Знакомимся с Роботом

Исполнитель Робот существует в на прямоугольном поле, разбитом на клетки, между которыми могут стоять стены и умещается целиком в одной клетке. Робот может передвигаться по полю, закрашивать клетки, измерять температуру и радиацию. Робот не может проходить сквозь стены, но может проверять, есть ли рядом с ним стена.

Система команд исполнителя «Робот» включает:

КомандаОписание
влевоПеремещает робота на одну клетку влево. Если слева стена, выдает отказ.
вправоПеремещает робота на одну клетку вправо. Если справа стена, выдает отказ.
вверхПеремещает робота на одну клетку вверх. Если сверху стена, выдает отказ.
внизПеремещает робота на одну клетку вниз. Если снизу стена, выдает отказ.
закраситьДелает клетку, в которой находится робот, закрашенной.
КомандаОписание
лог слева свободноВозвращает да, если робот может перейти влево, иначе — нет.
лог справа свободноВозвращает да, если робот может перейти вправо, иначе —нет.
лог сверху свободноВозвращает да, если робот может перейти вверх, иначе — нет.
лог снизу свободноВозвращает да, если робот может перейти вниз, иначе — нет.
лог слева стенаВозвращает да, если слева от робота находится стена, иначе— нет.
лог справа стенаВозвращает да, если справа от робота находится стена, иначе— нет.
лог сверху стенаВозвращает да, если сверху от робота находится стена, иначе— нет.
лог снизу стенаВозвращает да, если снизу от робота находится стена, иначе— нет.
лог клетка закрашенаВозвращает да, если клетка закрашена, и нет, если клетка незакрашена.
лог клетка чистаяВозвращает нет, если клетка закрашена, и да, если клетка незакрашена.
КомандаОписание
вещ радиацияВозвращает значение радиации в клетке, где находится робот.
вещ температураВозвращает значение температуры в клетке, где находится робот.

Пусть требуется перевести из клетки слева от стены в клетку справа от стены:

Стартовая обстановкаПосле выполнения алгоритма
Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стеныКак в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Алгоритм может выглядеть так:

использовать Робот
алг пример 1
нач
. вниз
. вправо
. вверх
кон

Если же попытать провести Робота через стену, то возникнет отказ. Робот врежется в стену и больше не сможет выполнять команды дальше.

Ошибка! Будет отказ!

использовать Робот
алг пример 2
нач
. вправо
кон

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Напишем алгоритм прохождения роботом лабиринта из точки А в Б:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стеныКак в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

использовать Робот
алг из А в Б
нач
. вправо
. вверх ; вверх ; вправо ; вниз ; вниз ; вправо
. вверх ; вверх ; вправо ; вниз ; вниз ; вправо
. вверх ; вверх ; вправо ; вниз ; вниз ; вправо
кон

Команды прохождения каждого участка можно сгруппировать в одну строку — это сокращает запись алгоритма и делает его более понятным. Для того чтобы записать команды в одну строку их нужно разделить точкой с запятой.

Если вспомнить цикл N раз, то можно записать алгоритм еще компактнее:

Задание 1. Имеется поле 4 на 5. Робот находится в левой верхней точке. Необходимо закрасить все поле и вернуться в исходное положение. Решите эту задачу без использования и с использованием вспомогательных алгоритмов.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стеныКак в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Задание 2. Составить алгоритм закраски всех клеток вокруг прямоугольной стены 3 на 7 клеток.

Исполнитель Робот. Простые команды

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

На предыдущих уроках мы установили среду Кумир, настроили ее для дальнейшей работы и научились задавать стартовую обстановку Робота. Теперь перейдем непосредственно к составлению алгоритмов для Робота с использованием простых команд.

Если вам больше нравится информация в формате видеоуроков, то на сайте есть видеоурок Робот. Простые команды.

У любого исполнителя должна быть система команд (СКИсистема команд исполнителя). Система команд исполнителя — совокупность всех команд, которые может выполнить исполнитель. В качестве примера рассмотрим дрессированную собаку. Она умеет выполнять некоторые команды — «Сидеть», «Лежать», «Рядом» и т. п. Это и есть ее система команд.

Простые команды Робота

У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота. Всего их 5:

Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически):

Обратите внимание, что набирать нужную комбинацию горячих клавиш нужно не привычным нам способом! Мы привыкли нажимать клавиши одновременно, а здесь их нужно нажимать последовательно. К примеру, чтобы ввести команду вверх, нужно нажать Escape, отпустить ее и после этого нажать стрелку вверх. Это нужно помнить.

Теперь мы готовы написать первый алгоритм для Робота. Предлагаю начать с простого — нарисуем квадрат со стороной 3 клетки. Поехали!

Запускаем Кумир, настраиваем его. Можно начинать писать программу? Конечно нет! Мы же не задали стартовую обстановку! Делаем это. Предлагаю использовать вот такую:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Стартовая обстановка Робота

Вот теперь все готово. Начинаем писать программу. Пока она выглядит так

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Первая программа для Робота

Удаляем символ «|» и называем наш алгоритм «Квадрат»

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Предлагаю рисовать квадрат, двигаясь по часовой стрелке. Для начала закрасим текущую клетку, дав команду закрасить. Потом делаем шаг вправо и опять закрашиваем клетку. И еще раз шаг вправо и закрасить.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Попробуем запустить программу и посмотреть что же получилось. Для запуска нажимаем F9 или же кнопку на панели инструментов

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

В результате мы должны увидеть вот такую картину

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Если такое окно Робота у вас не появилось, то на панели инструментов щелкните «Показать окно Робота» или в меню Робот выберите пункт «Показать окно Робота«. Продолжаем дальше.

Теперь мы будем двигаться вниз и закрашивать правую сторону квадрата:

Потом пойдем влево, закрашивая нижнюю границу квадрата

У нас осталась одна незакрашенная клетка. Закрасим ее

Все готово! В итоге наша программа выглядит так:

использовать Робот

алг Квадрат

закрасить

вправо

закрасить

вправо

закрасить

вниз

закрасить

вниз

закрасить

влево

закрасить

влево

закрасить

вверх

закрасить

А результат ее работы вот так

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Результат работы программы

Итак, сегодня мы с вами написали программу, используя простые команды Робота. Рекомендую попрактиковаться самостоятельно — придумать себе задание и написать программу. Это могут быть самые различные фигуры, узоры, буквы. К примеру, попробуйте написать программу, рисующую букву П, Р, Ш, Щ, М. А если получится и захотите поделиться — комментируйте и прикрепляйте результат к комментарию.

Автор: Александр Чернышов

Оцените статью, это очень поможет развитию сайта.

Исполнитель Робот в КуМире

Вы будете перенаправлены на Автор24

Исполнитель «робот» в КуМире — это программа, написанная в программной среде КуМир.

В 1970 году академик Ершов А.П. разработал специальный язык для реализации различных алгоритмов, который был назван КуМир. На сегодняшний день КуМир является программой, которая может свободно распространяться и имеет различные модификации для разных операционных систем, включая Linuх и Windоws.

Исполнитель Робот

Запустив программу КуМир, мы попадаем в окно, предназначенное для набора программы робота.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Рисунок 1. Окно программы «Робот». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для отслеживания перемещений исполнителя при работе программы, необходимо запустить окно исполнителя Робот (обстановка старта). Она первоначально не заполнена, то есть не имеет стен или иных объектов.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Рисунок 2. Обстановка старта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Исполнитель Робот работает в определённом пространстве, представляющем из себя прямоугольник, состоящий из набора квадратных клеток. В межклеточном пространстве возможно расположение стен. Обстановка, с внутренним расположением Робота, определяется как текущая обстановка Робота. Есть также понятие стартовой обстановки, которая используется при программных действиях Робота. Робот способен перемещаться по полю и окрашивать различные клетки. Робот не имеет возможности пройти через стену, но способен проверить наличие вблизи него такой стены. Роботу не разрешается выходить за границы определённого прямоугольника, задающего поле.

Готовые работы на аналогичную тему

Вид обстановки в текущий момент времени всегда целиком виден в рабочем поле наблюдательного окна Робота. Ниже приведён пример возможного вида текущей обстановки в наблюдательном окне.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Рисунок 3. Пример вида текущей обстановки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рабочее поле имеет зелёный фон, серым цветом Робот окрашивает клетки. Стены показаны жёлтыми, утолщёнными линиями. Расположение Робота в текущей клетке поля окна наблюдения показано маленьким ромбом.

Стартовая обстановка

Назначить стартовую обстановку возможно следующими вариантами:

Начать редактирование стартовой обстановки возможно путём использования команды «Редактировать стартовую обстановку», которая есть в меню Робота. Эта команда открывает окно редактирования стартовой обстановки, имеющее синий фон. Набор команд редактирования обстановки можно выполнить при помощи мышки. Например, чтобы поставить\убрать стенку, надо выполнить щелчок мышью по граничной межклеточной полосе, выполнить\убрать закраску клетки, надо выполнить щелчок по этой клетке. Для перемещения Робота, нужно перетащить его мышкой в требуемую клетку. Окно редактора имеет сверху полосу с основными функциями (свернуть, развернуть, закрыть) и главное меню. Чтобы выйти из режима редактора стартовой обстановки, необходимо просто использовать нужную кнопку окна редактора или использовать команду «Выход» меню. Нельзя выполнять редактирование сразу двух стартовых обстановок.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Рисунок 4. Редакция обстановки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чтобы начать формирование новой стартовой обстановки, следует сначала определить размеры формы (число строк от одного до десяти и число столбцов от одного до шестнадцати). После этого откроется новая стандартная форма. Сформированную новую стартовую обстановку необходимо сохранить в файл формата.fill, который в дальнейшем можно применять как стартовую обстановку.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Рисунок 5. Сохранение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чтобы исключить ошибки и упростить работу, желательно при вводе текста применять команду «Вставка». Эта команда позволяет вставлять уже подготовленные командные наборы.

Порядок действий при формировании программы Робот в КуМире

Чтобы создать программу исполнителя Робот на алгоритмическом языке КуМир, надо выполнить следующие действия:

Тестирование программы на ошибки

Редактор оснащён сервисом подсветки ключевых слов, и, кроме того, нижнее окно представляет собой консоль ввода/вывода. Правая часть его предназначена для вывода итоговых результатов действий каждого оператора. Когда при работе программы происходит грубая ошибка, например, разбился исполнитель, системой формируется информация об ошибке, и она окрашивает в определённый цвет первую команду, вызвавшую сбой. Кроме того, окрашивается в аварийный цвет и робот. Когда выполнение программы завершается, системой так же формируется сообщение об этом. В случае, если при проверке работы алгоритма обнаруживается неверное функционирование Робота, имеется возможность возврата к стартовой обстановке, используя команду «Вернуться к стартовой обстановке» из меню Робота. Выполнить операцию сохранения программы, сформированной в операционной системе КуМир, возможно при помощи командной опции «Сохранить программу» из меню Программа. Этот файл оснащается расширением kum.

Пример написания программы

На поле бесконечного размера стоит расположенная горизонтально стена. Размеры стены не определены. Начальное положение Робота — выше стены в левом её окончании. Требуется написать алгоритм для робота, который закрашивает все клетки, расположенные над стеной на расстоянии одной пустой клетки от стены, вне зависимости от длины стены. Написание такой программы может быть представлено следующим образом.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Рисунок 6. Пример написания программы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Разработка практикума в среде программирования Ку мир

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Перед началом выполнения программы необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку. Это значит установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п. Этот шаг очень важен. Если его проигнорировать, то программа может работать неправильно или вообще завершится аварийно.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Содержимое разработки

Кто такой исполнитель Робот?Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Представьте себе клетчатое поле (как лист из тетради в клеточку) на котором находится некий объект, который мы назовем Робот. Используя специальные команды, мы можем этим Роботом управлять — перемещать его по клеткам, закрашивать клетки. И в большинстве случаев наша задача будет заключаться в том, чтобы написать такую программу для Робота, выполняя которую он будет закрашивать определенные клетки.

Настройка среды Кумир для исполнителя Робот.

Запущенная программа Кумир выглядит так.Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Первым делом мы должны раскомментировать первую строку нашей программы, убрав символ |Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Таким образом, программа станет выглядеть так:

Удалив символ |, мы тем самым указали Кумиру на то, что будем работать с исполнителем Робот. Если этого не сделать, то при написании программы мы столкнемся с ошибкой «Нет такого алгоритма». Поэтому очень важно при создании новой программы раскомментировать первую строку. Теперь все готово для дальнейшей работы.

Но перед началом, нам необходимо задать стартовую обстановку Робота и познакомиться с простыми командами исполнителя Робот.

Стартовая обстановка Робота

Перед началом выполнения программы необходимо задать исполнителю Робот стартовую обстановку. Это значит установить Робота в нужную позицию, расставить стены, закрасить нужные клетки и т. п. Этот шаг очень важен. Если его проигнорировать, то программа может работать неправильно или вообще завершится аварийно.

Что такое стартовая обстановка? Наш Робот находится в некой среде — это клетчатое поле, размер которого известен. Так же на этом поле могут находится стены и закрашенные клетки, а сам Робот может находится в любой клетке. Так вот — стартовая обстановка задает положение Робота на поле и расположение всех остальных элементов — стен, закрашенных клеток. И перед тем, как писать алгоритм для Робота необходимо задать стартовую обстановку. Насколько это важно давайте рассмотрим на примере. Пусть есть две стартовые обстановки:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Стартовая обстановка 1

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Стартовая обстановка 2

Отличаются они только тем, что в стартовой обстановке 2 справа от Робота находится стена.

Если наша программа начнется с команды, которая переместит Робота на одну клетку вправо (о простых командах Робота), то в первом случае (стартовая обстановка 1) Робот выполнит эту команду, а во втором программа завершится аварийно, так как Робот не может ходить сквозь стены. Получается, что одна и та же программа в первом случае работает, а во втором приводит к ошибке. Именно поэтому так важно задавать стартовую обстановку для Робота.

Как задать стартовую обстановку?

Запустив среду Кумир в меню Инструменты выбираем пункт Редактировать стартовую обстановку Робота

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Откроется окно с синим фоном. Это и есть стартовая обстановка Робота. И мы ее можем изменить.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

чтобы переместить Робота в новую позицию, щелкаем по нему левой кнопкой мыши и не отпуская ее тащим Робота в нужное место.

чтобы добавить/удалить стену, щелкаем левой кнопкой мыши по границе клетки.

чтобы закрасить/очистить клетку, щелкаем по ней левой кнопкой мыши

чтобы добавить или убрать точку в клетку щелкаем по клетке, удерживая клавишу Ctrl

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Находим сохраненную ранее обстановку и загружаем ее. После этого убедимся, что загрузили правильную стартовую обстановку, щелкнув по кнопке Показать окно Робота

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Если в окне с зеленым фоном (текущая обстановка Робота) вы увидите вашу обстановку, то можно переходить к написанию алгоритма, используя простые команды Робота.

Исполнитель Робот. Простые команды.

У нашего Робота тоже есть система команд. Сегодня мы рассмотрим простые команды Робота. Всего их 5:

Результат выполнения этих команд понятен из их названия:

вверх — переместить Робота на одну клетку вверх

вниз — переместить Робота на одну клетку вниз

влево — переместить Робота на одну клетку влево

вправо — переместить Робота на одну клетку вправо

закрасить — закрасить текущую клетку (клетку в которой находится Робот).

Эти команды можно писать с клавиатуры, а можно использовать горячие клавиши (нажав их команды будут вставляться автоматически):

вверх — Escape, Up (стрелка вверх)

вниз — Escape, Down (стрелка вниз)

влево — Escape, Left (стрелка влево)

вправо — Escape, Right (стрелка вправо)

закрасить — Escape, Space (пробел)

Обратите внимание, что набирать нужную комбинацию горячих клавиш нужно не привычным нам способом! Мы привыкли нажимать клавиши одновременно, а здесь их нужно нажимать последовательно.

Теперь мы готовы написать первый алгоритм для Робота. Предлагаю начать с простого — нарисуем квадрат со стороной 3 клетки. Поехали!

Запускаем Кумир, настраиваем его. Можно начинать писать программу? Конечно нет! Мы же не задали стартовую обстановку! Делаем это. Предлагаю использовать вот такую:

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Вот теперь все готово. Начинаем писать программу. Пока она выглядит так

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Удаляем символ «|» и называем наш алгоритм «Квадрат»

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Предлагаю рисовать квадрат, двигаясь по часовой стрелке. Для начала закрасим текущую клетку, дав команду закрасить. Потом делаем шаг вправо и опять закрашиваем клетку. И еще раз шаг вправо и закрасить.

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Попробуем запустить программу и посмотреть что же получилось. Для запуска нажимаем F9 или же кнопку на панели инструментов

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

В результате мы должны увидеть вот такую картину

Как в кумире сделать стены. Смотреть фото Как в кумире сделать стены. Смотреть картинку Как в кумире сделать стены. Картинка про Как в кумире сделать стены. Фото Как в кумире сделать стены

Если такое окно Робота у вас не появилось, то на панели инструментов щелкните «Показать окно Робота» или в меню Робот выберите пункт «Показать окно Робота». Продолжаем дальше.

Теперь мы будем двигаться вниз и закрашивать правую сторону квадрата:

Потом пойдем влево, закрашивая нижнюю границу квадрата

У нас осталась одна незакрашенная клетка. Закрасим ее

Все готово! В итоге наша программа выглядит так:

Источники информации:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *