Как узнать какая нужна резина на машину
Размерность шин – массовые заблуждения и реальность
Очень часто приходится слышать фразы типа: «у тебя какого радиуса колеса, пятнадцатого?» Или «у меня радиус 16, но на зиму поставлю семнадцатый, чтоб повыше машина была»… Такие слова можно услышать как из уст людей, далеких от автомобилей, так и от «как бы профессионалов», вроде работников шиномонтажа или менеджеров по продажам в автосалоне.
Некоторые вещи нудно звучат и трудно запоминаются, но знать их нужно. Особенно автолюбителям. Особенно считающим себя специалистами и имеющим по любому поводу собственное мнение. Дьявол кроется в мелочах, и как раз об одной такой мелочи эта статья.
Не бывает у шины радиуса
Многие сейчас даже не поймут, к чему я клоню. «Ну, радиус, и что? У меня вот колеса 195-65R15, радиус 15, все ж написано, че ты умничаешь?!» Вот то, что умничаю. R15 к радиусу никакого отношения не имеет. Ни R, ни 15.
Сейчас в интернете можно найти массу информации, только такие мелочи, как маркировка автомобильных покрышек, не относятся к самым востребованным. Мы лучше пообсуждаем мощность двигателя или количество «плюшек» в салоне, да? А выбор колес оставим менеджеру в магазине. Ну или у друга спросим. Он-то точно в курсе! У него уже третья машина!
На самом деле, разбираться в этих скучных цифрах не помешает даже просто для общего развития. Тем более, что это и сэкономить поможет, и на поведение машины повлиять, но об этом позже. Пока что — чистый ликбез, дабы потом можно было хорошо понимать друг друга.
Итак, 195/65R15. Классический случай. Присядем на корточки возле своего автомобиля. Первая цифра — это ширина беговой части покрышки, грубо говоря, ширина протектора. Выражается в миллиметрах. То есть 195 мм. — это ширина вашего колеса. С пониманием этой цифры у большинства проблем нет.
Через дробь 65 — это величина профиля. Выражается в процентах от ширины. Не в миллиметрах! Профиль — это часть покрышки, «торчащая над диском». Боковина. То есть, высота этой боковины будет 195х65%=125,75 мм. А не 65 мм. И не что-то еще. Более того, из этой схемы однозначно следует, что высота 65% при ширине 195 будет одна, а если покрышка с маркировкой (условно) 225/65R15 — уже совсем другая! 225х65%=146,25 мм. Хотя цифры 65 — одинаковые!
R — это радиальная конструкция шины, а точнее, способ укладки металлического корда внутри нее. Когда-то конструкция шины предполагала диагональную укладку, но это было давно. Сейчас «диагональных» шин уже почти не встретишь, все сплошь радиальные, и буква R никому ничего нового не сообщит, только споры о пресловутом радиусе вызовет…
Ну и, наконец, цифра 15. Это диаметр. Диаметр посадочной части покрышки, внутренний диаметр, та часть, которая с диском соприкасается. Выражается в дюймах. 1 дюйм = 2,54 см. То есть 15х2,54=38,1 см Это еще и наружный диаметр диска, если кто не догадался…
Какие шины можно ставить, а какие нельзя?
А дальше начинается самое интересное. Мы можем играть этими цифрами, если хотим поставить на машину другие шины (диски). В идеале, главное — чтобы общий диаметр не отличался, либо отличался незначительно. Пример.
Колесо 195/65R15 имеет вот такой общий диаметр: 38,1 см — внутри, плюс 125,75 мм х2 = 251,5 мм (профиль же и сверху, и снизу есть). Переведем в сантиметры для простоты, получится 38,1 см+25,15 см=63,25 см. Вот как! Это и есть диаметр колеса в сумме.
Теперь при желании поставить другие колеса владелец автомобиля должен понимать следующее: эту цифру автопроизводители понимают так же, как и мы. Учитывая диаметр колеса, проектируется подвеска, тормозная система и кузов. Поэтому для одной и той же модели автомобиля (например, для Фольксваген Поло седан) официально допустимы три размерности колес. Самая простая версия довольствуется 175/70R14 (общий диаметр 60,06 см), 185/60R15 (60,3 см) и 195/55R15 (59,55 см).
Получается, что «колесо на 14» БОЛЬШЕ, пусть и незначительно, чем колесо на 15 в случае 195/55. Это к вопросу, затронутому выше, о том, чтоб на зиму колеса побольше поставить. Нужно все внимательно посчитать. Будет ли большая цифра диаметра означать и больший размер колеса в целом? Далеко не всегда.
Как правильно подобрать шины для автомобиля
Управляемость и проходимость автомобиля в большой степени зависят от типа установленных шин. Для обеспечения наилучших и безопасных условий движения необходимо, чтобы шины соответствовали вашему автомобилю, а также условиям их эксплуатации. Постараемся описать основные категории шин, их маркировку, а также предоставим основные рекомендации по выбору шин для вашего автомобиля.
Шоссейные (летние) (HIGHWAY) шины предназначены для движения автомобиля по сухим и мокрым дорогам с твердым покрытием. Использование шин данной категории зимой на льду и на снегу очень нежелательно, поскольку они не имеют достаточных сцепных свойств.
Зимние (SNOW, MUD + SNOW (M+S)) шины обеспечивают хорошее сцепление с дорожным покрытием при движении по снегу и льду. Рисунок протектора построен таким образом, чтобы обеспечивать отвод снега из зоны контакта, отличается безупречными сцепными свойствами. Резина таких шин более мягкая, что позволяет сохранять их свойства даже при очень низких температурах. Многие зимние шины имеют возможность установки в них шипов противоскольжения или уже имеют их изначально.
Всесезонные (ALL SEASON, ALL WEATHER) шины имеют отличные сцепные свойства на мокрых и заснеженных дорогах в сочетании с комфортом, достаточно хорошей управляемостью и износостойкостью протектора. При выборе всесезонных шин стоит проявлять повышенную осторожность, поскольку зачастую они разработаны для стран, климат которых более мягкий, нежели в России.
Скоростные (PERFORMANCE) шины применяются в основном на автомобилях высокого класса. Такие шины обязаны обеспечить высокую управляемость и хорошие сцепные свойства. Вследствие сложных условий эксплуатации такие шины должны противостоять высоким температурным нагрузкам.
Всесезонные скоростные(ALL SEASON PERFORMANCE) шины разработаны специально для тех, кому необходимы улучшенные сцепные свойства и управляемость при эксплуатации круглый год, включая движение по снегу и льду.
По конструкции шины бывают диагональные и радиальные, а по исполнению – камерные и бескамерные.
Бескамерные шины в настоящее время имеют наибольшее распространение, а многие, производители уже давно отказались от выпуска камерных шин. Главное преимущество бескамерных шин – низкое падение давление при проколе, а значит высокая безопасность. В камерных шинах при проколе воздух выходит практически мгновенно, ремонт неосуществим без разборки колеса.
Еще одно преимущество бескамерных шин состоит в том, что благодаря снижению веса и нагрева колеса ресурс увеличивается на 10-12%. Также ремонт значительно проще и возможен даже без демонтажа колеса. Тем не менее, ремонт бескамерных шин в случае серьезных проколов или порезов стоит доверить профессионалам.
Демонтировать такую покрышку с обода без спецоборудования практически нереально из-за плотного прилегания бортов шины к ободу. Целесообразнее будет обратиться в ближайшую мастерскую. Продолжать движение с пробитой шиной крайне не рекомендуется, поскольку это приведет к разрушениювнутреннего герметичного слоя.
Впервые шины радиальной конструкции были представлены компанией Michelin в 1946 году. Главным различием диагональных и радиальных шин является конструкция каркаса, который располагается под протектором и является основой скелета шины.
Диагональные шины имеют массу ограничений и недостатков. Нити корда перекрещиваются, а это приводит к повышенному внутреннему трению, постоянному перегреву и ускоренному износу шины. Из-за особенностей своей конструкции диагональные шины довольно жесткие, что отрицательно сказывается на управляемости и комфорте при движении.
Конструкция радиальных шин отличается хорошей эластичностью, что позволяет эффективно поглощать неровности дорожного покрытия. Внутреннее трение значительно снижено, а следовательно намного увеличен ресурс. Также радиальные шины отличаются лучшим сцеплением с дорогой, хорошей управляемостью и повышенным комфортом.
Практически все параметры, которые необходимо знать при выборе шин, нанесены на их боковую поверхность.
На боковине любой шины имеется обязательный буквенно-цифровой код, обозначающий ее размеры. Выглядеть он может примерно так: 205/70R15. Каждое число и буква несет в себе определенную информацию, позволяющую определить, подойдет ли эта шина к вашему автомобилю.
Для определения основных параметров на боковины наносится индекс шин.
Индекс нагрузки шин (индекс грузоподъемности шин) – условный параметр. Некоторые производители дают полную его расшифровку. В таком случае на боковине будет написано Max Load (максимальная нагрузка) и указано число в килограммах или фунтах.
Индекс скорости шин – максимально допустимая скорость, при которой разрешается эксплуатация данной шины. Наносится в виде буквы латинского алфавита.
При выборе шин рекомендуется устанавливать на автомобиль шины не только одного размера и конструкции, но и по возможности одной модели и производителя. Каждая шина обладает определенным набором свойств, который присущ только ей. Несмотря на внешнее сходство рисунков протектора, свойства шин могут разительно отличаться, что довольно опасно в критических ситуациях на дороге. В случаях, когда вы вынуждены устанавливать неодинаковые шины, следует избегать следующих условий:
низкопрофильная резина на передней оси и высокопрофильная на задней;
на ведущем мосту переднеприводного автомобиля установлены шины с шипами, а сзади – без шипов;
на задней оси установлены новые шины, а на передней — полностью изношенные и наоборот.
Особую опасность представляют два последних варианта, поскольку на влажной или обледенелой дороге сцепление передней и задней осей автомобиля очень разное, что зачастую приводит к заносу.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗНОСА ШИНЫ
В природе не существует «идеальной шины», которая позволила бы реализовать все характеристики в любых дорожных условиях. Именно поэтому шины различаются по протектору, свойствам, предназначению и т.д. При выборе шин нужно учитывать все условия эксплуатации, температурный режим, нагрузки.
Все производители автомобильных шин в своей рекламе делают акцент на какие-то определенные свойства шины, на которые сделан упор в данной модели. Но всегда умалчивают, какими характеристиками пришлось пожертвовать.
Не забывайте, что эксплуатация шин на пределе своих скоростных и грузоподъемных характеристик значительно укорачивает их ресурс. Тип, размер, максимальные нагрузки и скорость шин должны соответствовать вашему автомобилю.
Чтобы было легко определить износ шины, производители зачастую устанавливают в рисунке протектора дополнительные метки, по достижению которых шина считается непригодной к эксплуатации. В соответствии с ПДД запрещается эксплуатация шин с остаточной высотой протектора менее 2 мм. Для зимней резины это значение несколько выше – от 3 до 4 мм.
Для достоверного определения износа шины, измерения высоты протектора стоит производить как минимум в шести местах посередине и по бокам протектора. Во всех местах значения износа должны быть одинаковыми. Разность значений свидетельствует о неравномерном износе шин.
Удобный индикатор износа размещает на своих шинах компания Nokian. На поверхности шины на определенную глубину выдавлены цифры, обозначающие остаточную высоту протектора. Достаточно беглого взгляда, чтобы определить износ таких шин. Снежинка стирается при износе, когда шина уже непригодна к эксплуатации в зимних условиях.
Как правильно подобрать шины для авто — Покупка шин
Вы сильно ошибаетесь, если считаете, что шины вашего автомобиля нужны только для того, чтобы попасть из пункта А в пункт Б на нем. Срок службы резины и ходовки вашего автомобиля, а также безопасность окружающих и ваша зависит от правильного выбора шин. Даже опытные водители порой вводят сами себя в заблуждение из-за огромного выбора шин на рынке. В этой статье мы и поговорим обо всех нюансах, которые позволят правильно подобрать шины для вашего автомобиля.
Вступление.
Самое первое, что нужно сделать — это заглянуть в руководство по эксплуатации вашего автомобиля. Все требования к параметрам шин, как правило, указаны там в соответствующей таблице. Также на большинстве автомобилей есть наклеечка на стойке водительской двери, на которой имеется информация о штатных размерах шин и дисков.
Еще один вариант — это просто посмотреть маркировку на уже установленных колесах, но нет гарантий, что они стоят необходимых размеров. Также, как вариант, обратится в крупный салон по продаже шин и дисков, где обученный специалист подскажет вам все необходимые нюансы. Но опять же… К сожалению не все «профессионалы своего дела» профессионалы. Где гарантии того, что вам просто не впарят то, что им нужно очень продать. Именно поэтому каждый автомобилист должен сам понимать хотя бы основы по выбору резины на свой автомобиль.
Параметры шин: сезонность
У шин для легковых автомобилей есть только две сезонности: зима и лето. Так называемые всесезонки более носят маркетинговый характер и подходят для ограниченного круга регионов. С учетом того, что их температурный диапазон универсален, то и характеристики их усредненные.
Летние шины предназначены только для использования в теплую погоду при температуре не ниже +7. В холодное время года летняя резина твердеет и теряет свои свойства, становится скользкой и теряет многие свои свойства. Некоторые модели даже при +10 уже показывают свои ухудшения сцепления с дорожным полотном. Не буду вам рассказывать, что будет при минус 30. Зато при повышении температуры наоборот имеют лучшие результаты своих возможностей.
Зимние шины напротив, мягкие. Хорошо цепляются к снегу и ведут себя на льду. Но при повышении температуры ближе к летней также теряют ряд свойств и становятся слишком мягкими. В результате теряют хорошее сцепление с дорогой и быстро стираются. Если резина шипованная, то в теплое время (выше +5) на асфальте вы будете терять потихоньку свои шипы.
Параметры шин: тип протектора
Протектор — это рисунок той плоскости шины, которая во время движения соприкасается с поверхностью. Рисунок бывает симметричный и ассиметричный, направленный и ненаправленный.
Ненаправленные рисунки — рисунок без направления движения. Плюс в универсальности, т.к. без разницы на какую ось и сторону будут установлены. Распространены довольно хорошо, малошумны, низкая цена. Недостатки: управляемость на повышенных скоростях и устойчивость на влажных и грунтовых дорогах хуже остальных. Чаще всего бывают ненаправленные симметричные шины.
Направленные рисунки — покрышки, протектор которых имеет направленный рисунок. На боковине колеса на таких шинах есть обозначение в виде стрелки и иногда маркируется надписью «Rotation», которая позволяет узнать направление основного вращения (вперед). Идеальный вариант для снега. Из недостатков: сокращенный срок службы, более шумные, требуют правильной установки (по направлению движения).
Ассиметричные шины — это когда рисунок протектора внешней и внутренней части протектора различается. Внутренняя часть шины обычно сделана более мягкой, чем внешняя, это дает ей при нагрузке в поворотах улучшать свою управляемость. Максимальная безопасность на влажном и сухом покрытии. Из недостатков: более дорогие, требуют правильной установки.
Было время, когда компания Nokian выпускала ассиметричные направленные шины. Их приходилось различать по «Правая/Левая» признакам. Они имели соответствующую маркировку. На сегодняшний день такие шины попадаются крайне редко, т.к. особенных преимуществ это не дало, а производство такой резины значительно дороже. К тому же создает дополнительные проблемы в магазинах.
Симметричные шины — симметричный рисунок говорит сам за себя — это когда одна сторона выглядит зеркально отношением к другой). Шины с симметричным рисунком можно устанавливать на автомобиль в любом положении. Низкая цена по сравнению с ассиметричными и направленными рисунками. Из недостатков: не так хороши во влажных условиях, как остальные.
Параметры шин: тип конструкции
По типу конструкции шины бывают камерные и бескамерные. Ну тут названия конструкции говорят за себя. Камерные — с камерой внутри, бескамерные — не имеют камеры, их конструкция позволяет и так держать давление. Камерные шины все реже и реже встречаются в продаже.
Камерные шины более быстро теряют давление при проколе и из-за этого менее безопасны. Бескамерные шины имеют свою защитную прослойку, которая помогает сохранить герметичность и даже в случае прокола сохраняют дольше давление.
Камерные шины имеют обозначение TT. Бескамерные шины имеют обозначение TL.
Также у конструкции шин есть различия по строению корда. Бывают шины радиальные и диагональные. Диагональные шины используются в основном в коммерческой технике, нам не подходят. Радиальные более современные и надежные, способные выдержать хорошие нагрузки и имеют свойство отвода тепла. Поэтому для нас все ясно — выбираем радиальные. Они обозначаются буквой R. А вы не знали, что буква R — это вовсе не радиус?
Параметры шин: посадочный (монтажный) размер
Диаметр шины должен соответствовать диаметру диска. Ничего изобретать не нужно. К примеру на колесе указано R16 — это обозначает R — радиальная шина и 16 — 16 дюймов посадочный (монтажный) размер. Если вы меняете только резину, то ее нужно подбирать под размер вашего диска. Если же меняете целиком колесо, то сначала подбираете диски под автомобиль, потом шины под автомобиль и диски. Размер монтажного размера считается в дюймах. И привычное «шестнадцатый радиус» более разговорная, но технически неправильная фраза. На самом деле речь идет о 16 дюймах.
Параметры шин: ширина и высота профиля
Ширина и высота профиля шин указана в цифрах. Первые цифры в маркировке — это ширина шины. Она измеряется в миллиметрах. Будьте внимательны при выборе шин. Неправильная ширина может сказаться на безопасности поездок на вашем автомобиле. Она должна соответствовать ширине диска и допустимого размера для вашего авто. Вторые после слэша цифры — это высота профиля шины. Она измеряется в процентах от ширины. Также не следует отступать от рекомендаций производителя вашего автомобиля.
Пример: 215/65/16 215 — это ширина шины в мм; 65 — высота профиля шины в %; 16 — диаметр шины в дюймах.
Если же вам все таки интересно узнать размер высоты в миллиметрах, то посчитать несложно. Первые цифры (ширину) делим на 100 и умножаем на вторые цифры (высоту). 215/100 х 65 = 139,7 мм.
Производители автомобилей обычно допускают несколько вариантов размерности шин и дисков. Обратите внимание на то, что это влияет на качество езды. К примеру высокий профиль делает более мягкую езду, но при этом снижает управляемость на скорости. Низкий профиль наоборот делает автомобиль жестче, но управляемость становиться лучше. Некоторые люди в качестве тюнинга завышают параметры шин выходя из пределов допустимых производителями. Но нужно понимать, что резина не по размеру — это уже возможная угроза безопасности.
Маркировка шин: индекс нагрузки
Подбирая шины на автомобиль не стоит пренебрегать индексами нагрузки. Допустимая нагрузка не должна быть меньше максимально допустимой массы автомобиля поделенная на штатное количество колес. Индекс нагрузки указывается рядом с размером резины в виде цифр. К примеру 215/65/16 88H — индекс 88 — грузоподьемность на одно колесо 560 кг.
Если вы установите шины с более низким индексом нагрузки, то они скорее сотрутся от перегрузов и не гарантируют безопасности при вождении.
Маркировка шин: индекс скорости
Индекс скорости маркируется также после индекса нагрузки в виде буквы. Например 215/65/16 88H, где H — это индекс скорости — соответствует максимальной скорости 210 км/ч.
Маркировка шин: показатель износа
Узнать степень износа шин можно несколькими способами. Но прежде всего необходимо осмотреть шину на наличие проколов, порезов, трещин, грыж. Затем оценить возможность ее дальнейшего использования по величине протектора.
Вариант 1: Многие производители делают индикацию в виде цифр прямо на протекторе колеса. По мере износа цифры пропадают.
Вариант 2: Также изношенность шины визуально можно увидеть по рискам в глубине протектора. Эти риски являются пределом, когда они начнут касаться поверхности при езде, шину стоит заменить.
Вариант 3: Самый верный и точный вариант — это замерить специальным измерительным прибором остаток высоты протектора шины.
Не пренебрегайте проверками шин вашего автомобиля. Шина с повреждениями или с большим износом очень сильно влияет на безопасность вождения.
Маркировка шин: показатель сцепления
Показатель сцепления шин обозначается буквами A,B,C. Самый лучший — это A. Чтобы присвоить показатель сцепления шине, делаются тестирования с торможением на мокром покрытии. По результатам все анализируется и указывается показатель сцепления согласно мировым стандартам. Оказавшись на трассе в сильный дождь с маркировкой А на колесах вы ничуть не пожалеете о том, что узнав из статьи выбрали именно такие шины.
Эксплуатация и хранение шин
Чтобы шины долгое время оставались надежными и не подводили в дороге стоит следить за их состоянием регулярно. Осматривать на наличие порезов, грыж и торчащих инородных предметов, следить за состоянием давления в шинах. Оно не должно быть низким, но и не должно быть завышенным.
Перегрузы авто и не правильная регулировка схождения — развала тоже сильно влияют на срок службы резины. Автомобиль желательно хранить в тени, на солнце резина сохнет. Резкие торможения, резкие разгоны, вхождение в повороты на скорости, езда по плохой дороге — все это уменьшает срок службы шин. Регулярно проверяйте «ходовку» на своем автомобиле. Неисправный подшипник ступицы тоже может стать причиной ранней «кончины» колеса.
Чтобы там не говорили заумные продавцы по поводу сроков, хотел бы сказать свое. Шина в магазине не должна хранится более двух лет. Чем старше шина, тем большую скидку вам должны предоставить. В идеале покупать резину не старше полугода. Но к сожалению многие компании, которые реализуют этот товар, пытаются втюхать двух, а то и трех-,четырехлетней давности шины. Помните, резина отлично себя ведет максимум 5 лет (для пары особых и дорогих производителей до 7 лет), далее она теряет много своих свойств, ссыхается, меняет свою геометрию ввиду хранения и начинает себя плохо вести. Самое главное — она становится менее прочная. Тогда зачем рисковать и платить за нее деньги.
Где купить в Севастополе (личные заметки из опыта).
P.S. В добавок от себя
Мои познания в этой сфере связаны с работой в прошлом в одной из самых крупных компаний — оптовом и розничном поставщике шин и дисков по всей России, где огромные складские площади и огромный товарооборот. Я лично трогал своими руками различные шины и диски, я лично доставлял их оптовым и розничным клиентам, я лично перечитал миллион брошюр от производителей, я лично испробовал многие модели разных производителей шин и дисков на своих автомобилях.
Также от себя хотелось бы добавить, что лучше всего покупать резину в крупных шинных центрах, т.к. как правило только в них высокая вероятность того, что вам не впарят старую резину, что все шины правильно хранятся, что вам в подарок будет бесплатный шиномонтаж, дадут какие гарантии, что специалисты работают именно профильные, скидки.
Свои дополнения, замечания и отзывы на точки по продажам шин и дисков в Севастополе пишите в комментариях. Ссылки буду удалять, только физические магазины и желательно с физическим наличием шин, а не комната с компьютером и воздухом.