Как тушить огонь пожарная машина
Тушение автомобиля
Из-за большого количества горючих материалов и благоприятных условий для образования горючей среды возгорание автомобиля считается ситуацией повышенной опасности. Именно поэтому Главным управлением МЧС России для водителей была разработана памятка по тушению пожара автотранспортного средства.
Общие рекомендации
Горит автомобиль в ходе движения
Сложность тушения автомобиля состоит в том, что за 3-4 минуты пламя охватывает весь кузов, и за это время пожарные просто не успевают прибыть к месту аварии. Основная нагрузка в этом случае ложится на самого водителя.
Если во время движения слышен резкий запах или из-под капота появился дым, необходимо как можно быстрее остановиться. Рекомендуется сделать это немедленно, независимо от интенсивности движения на дороге. Необходимо выключить зажигание и вытащить ключ.
Водитель и пассажиры должны немедленно покинуть салон автотранспортного средства и сообщить о случившемся по номеру 101. Далее достать огнетушитель и попробовать самостоятельно купировать очаг возгорания.
Если из-под капота нет языков пламени, то его следует аккуратно открыть. Надев перчатки, необходимо отключить клеммы. Если же из-под капота валит дым и тем более пламя, открывать его не следует. Чтобы сбить пламя, необходимо направить раструб огнетушителя в щель между капотом и радиаторной решеткой. Если погасить горение удалось, капот открывают и отсоединяют клеммы, чтобы не спровоцировать повторное возгорание.
Горит автомобиль на стоянке
Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.
Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.
Причины пожарной опасности
Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.
Меры профилактики
Чтобы избежать спонтанного пожара автотранспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры безопасности.
Как спасатели тушат пожары и помогают людям на высоте
Спасение людей с высоты за считанные минуты — это часть работы, которую выполняют специалисты Пожарно-спасательного центра Москвы. Для этого спасатели и пожарные регулярно тренируются, а забраться на высоту им помогает специальная техника. Как тушить пожар в здании при плотной застройке мегаполиса и что делать, если подъемник не достает до нужного этажа, — узнал mos.ru.
Вверх на «Спайдере»
Пожарно-спасательный отряд № 207 — самый крупный в Европе. Здесь работают 228 человек, а на ежедневное дежурство заступают 42 человека. В их распоряжении девять единиц техники, а с февраля этого года спасатели могут использовать еще и телескопический подъемник нового образца «Спайдер». Это единственный подобный подъемник в России.
Роботизированное устройство на гусеничном ходу имеет четыре «паучьи лапы», может управляться дистанционно (на расстоянии до 100 метров) и работать автономно. С помощью «Спайдера» можно пробраться в труднодоступные места, а затем подняться на высоту до 28 метров (около 10 этажей).
Кроме того, технику можно использовать и на глубине. «Если это провал грунта, либо яма, либо котлован, “Спайдер” поможет провести спасательные работы», — говорит начальник пожарно-спасательного отряда Андрей Грязнов.
«Спайдер», по словам спасателей, удобно использовать там, где плотная городская застройка (в случае, когда другая техника просто не может проехать). Робот же способен разместиться на участке шириной от четырех метров.
Московских пожарных уже научили работать с новым оборудованием, но пока устройство еще ни разу не было на пожаре.
Еще выше
Забраться на небоскребы пожарным и спасателям помогают телескопические подъемники. Они способны поднять людей на высоту до 90 метров (30 этажей). В Москве пять таких машин (в ЦАО, ЮАО, ВАО и две в САО), а в целом в Пожарно-спасательном центре есть 30 подъемных механизмов. Их неоднократно использовали в работе.
Как говорят специалисты, подъемники дают возможность с высоты тушить непосредственно очаг возгорания. Так, один из них помог спасти людей из пожара в 40-этажном доме на улице Профсоюзной. Когда спасатели только прибыли на место, им пришлось вместе с жильцами дома расчищать площадку для подъемника от припаркованных личных автомобилей. Затем, когда подъемник был установлен, спасатель поднялся в люльке к окну квартиры на 14-м этаже. Оттуда эвакуировали двоих взрослых, ребенка и собаку. После этого с помощью подъемника подавали огнетушащие средства на 15-й этаж. Тогда были спасены 74 человека.
Если здание выше 90 метров, то спасатели используют другой способ. На помощь приходит система противопожарного водоснабжения, которая есть в высотных домах. Дополнительно можно использовать метод перекачки. С помощью автомобиля дымоудаления с контейнером высотного тушения пожарные устанавливают мотопомпы и рукава повышенной прочности и могут подавать воду на нужную высоту, протягивая сеть по лестничным клеткам.
«Учения неоднократно проводились в “Москва-Сити” и на Останкинской телебашне. Отметка в 200 метров нами пройдена», — рассказал начальник Пожарно-спасательного центра Иван Подоприхин.
По словам спасателя Сергея Зайцева, который уже 10 лет трудится в пожарно-спасательном отряде № 207, работать на высоте можно только при особой подготовке. Кроме того, обязательно использовать страховку.
Спасают людей из высотных зданий и с помощью вертолетов Московского авиационного центра. Спасатели с помощью спускового устройства могут десантироваться на кровлю любой многоэтажки и эвакуировать пострадавших в сцепке с собой.
Пожарно-спасательный центр создали в Москве в сентябре 2008 года. Сейчас в нем работают более трех тысяч сотрудников, ежедневно на дежурство выходятоколо 500 человек. По всей Москве создано 35 подразделений, до 2022 года планируется создать еще 20.
Специалисты Пожарно-спасательного центра не только тушат пожары, но и спасают людей в других чрезвычайных ситуациях, например, на воде или на дорогах. В целом в 2019 году спасатели Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности ликвидировали почти 10 тысяч пожаров, более двух тысяч раз оказали помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, а также спасли более 1500 человек.
Cпособы и средства тушения пожаров
Борьба с огнем – наиважнейшая составляющая противопожарной безопасности объекта. Правильно провести тушение пожара – значит, сохранить часть имущества, не дать перекинуться огню на другие объекты и спасти огромное количество людей. И хотя сегодня прилагаются огромные усилия на обеспечение пожаробезопасности, здесь и чисто организационные мероприятия, и финансовые, тушить пожар эффективно – значит, локализовать его на корню.
Способов тушения пожаров несколько. Но на каждом объекте выбирается тот тип, который будет эффективным. Для этого учитываются разные факторы, к примеру, из каких строительных материалов возведены здания и сооружения. Отсюда выбираются технические и первичные средства пожаротушения, инвентарь, системы тушения.
Классификация пожаров
Перед тем как перейти к методам тушения пожаров и классификации последних, хотелось бы обозначить, что все известные материалы и вещества делятся на три группы горючести. С учетом нормальных условий эксплуатации: влажности, температуры и давления:
На основе используемых материалов производится классификация. То есть зависимость от того, какой материал или вещество придется тушить.
Горит разлитая нефть
Всего 14 классов, которые обозначаются буквами латинского алфавита, но есть среди них классы и с дополнительными числовыми значениями.
Обозначить, что два последних класса были введены в классификацию недавно. Их зафиксировал закон под номером 123 в статье №8. Этим же законом были упразднены подклассы с нумерацией. Их не отменили, просто упростили. Хотя пожарные и производители средств пожаротушения используют их до сих пор, обозначая класс возгорания или маркировку соответствующего средства или оборудования.
Горит склад с пластмассовыми изделиями
Иногда сложно определить класс, потому что внутри зоны возгорания могут находиться разные по составу и категории воспламенения материалы. Даже в частном домостроении нередко встречаются очаги возгорания, где присутствуют одновременно и твердые материалы, и горючие жидкие, и газообразные.
Существует еще один тип классификации, где разделительным фактором является зона, где происходит горение:
Почему были затронуты классы, но ни одного слова не было обозначено о способах и средствах тушения пожаров. Все дело в том, что обе позиции напрямую связаны между собой. И чтобы перейти ко второй, надо разобраться в первой. То есть если не понять, какие материалы, как горят, при каких условиях, то сложно эффективно потушить пожар. Если поняли и определились, то легко будет выбрать средство пожаротушения.
А все знания приходят во время получения теоретической информации. Ее начинают выдавать в школе и других учебных заведениях. Закрепляют в проводимых инструктажах, когда принимают на работу. И в последующих занятиях по пожаровзрывобезопасности. Так что полученные знания – это одна из эффективных мер тушения очагов возгорания.
Инструктаж – основа получения знаний по ПБ
Как тушить пожары в зависимости от их класса
Рассмотрим основные способы пожаротушения, которые отработаны до мелочей с учетом классификации самих пожаров. К примеру, горят твердые и жидкие материалы. Начнем с того, что в таких ситуацию определяют три стадии возгорания:
Конечно, идеально – не допустить возникновения пожара. Как говориться, лучше предупредить. Но если возгорание произошло, то для его тушения все средства хороши. Оптимально – провести тушения на начальной стадии, избежав при этом максимальных затрат. Именно поэтому на любых объектах стараются персонал научить хотя бы минимальным навыкам. К примеру, как пользоваться огнетушителем, не говоря уже о современных средствах пожаротушения.
Способы локализации пожаров
Итак, переходим к основной теме статьи – способы пожаротушения. Необходимо отметить, что выбираются способы с учетом именно класса, который зависит от пожарной нагрузки объекта. Просто перечислим их, а затем разберем досконально.
Теперь более подробно обо всех этих способах тушения.
Итак, что касается сбивания пламени механическим способом. Здесь три основных метода:
Перекрытие доступа кислорода. Здесь практически те же способы, но есть и другие: набрасывание на очаг возгорания кошмы или противопожарного одеяла. Сюда можно добавить применение огнетушителей порошкового типа, системы пенотушения. А также набрасывание песка, грунта, гравия и прочих строительных сыпучих материалов.
Химическое ингибирование. Здесь используются огнетушащие вещества, которые связывают химическую реакцию, происходящую внутри очага горения.
Охлаждение. Здесь все просто – в зону подаются вода или ее солевые растворы, а также углекислота.
Разбавление. Для этого в зону возгорания добавляются инертные газы, водяной туман и прочее.
Создание полосы преград. Здесь опять-таки нет сложных методов. Используются водяные завесы, водяные тонкораспылительные преграды, заполнение горящих отсеков пеной и так далее.
Необходимо обозначить, что тушение огня – это основная часть системы пожаротушения. На нее делают большой упор. Но надо отдать должное, что существует ряд мероприятий, без которых пожар не потушить. Это ограничение распространения огня или не дать ему подпитываться горючими материалами. Поэтому на основании обозначенных дополнений придется выполнять следующие мероприятия:
Алгоритм тушения огня
Итак, с современными методами тушения пожаров в помещениях ознакомились. Остается обозначить, как происходит сам процесс тушения. То есть его последовательность.
Средства пожаротушения
И несколько слов о том, что является средствами тушения пожаров. Здесь четыре вида:
Заключение по теме
Тушение очагов возгорания отработано до мелочей. Но на пожаре присутствует огромное количество факторов, которые могут изменить ситуацию не в самую лучшую сторону. Поэтому надо быть готовым ко всему. И часто пожарные расчеты, невзирая на класс возгорания, используют самые эффективные способы. Это важно, особенно, когда горения быстро набирает обороты.
Как тушить огонь пожарная машина
История и эволюция способов борьбы с огнем
Вой сирены. Полыхают верхние этажи высотки. Через несколько минут тормозит пожарная машина со стеклянной кабиной. Пока бойцы выскакивают (это секунды), водитель с помощью компьютера в кабине направляет струю пены из пушки на крыше. Выстреливает гидравлика в лестнице, выбрасывая ее на высоту 20-го этажа. Тем временем над крышей уже вертолет и рой беспилотных дронов.
Это не фантастика — это те устройства и методы, которые используются в пожаротушении сегодня. Способы и средства борьбы с огнем совершенствовались на протяжении тысячелетий — с тех пор, как появилась организованная служба пожаротушения. Правда, кое-что за несколько тысяч лет пришлось улучшить.
Как на пожар! Управляй уникальной современной пожарной машиной в AR.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Древний Рим: первая организованная пожарная охрана
Древнеримский архитектор, механик и ученый Витрувий говорил о конструкциях домов, построенных его современниками: «Лучше бы их и не придумывали! Они сберегают место и время но при пожаре это готовые факелы». Пожары в Древнем Риме вспыхивали каждый день.
В I веке до нашей эры для защиты своих дворцов и вилл от огня состоятельные римляне стали организовывать частные команды рабов-огнеборцев. Государственные пожарные появились в Риме в 20-х годах до нашей эры во время правления Октавиана Августа. Он организовал когорты вигилов (от лат. vigiles — «бодрствующие», «сторожащие»), которые патрулировали свои районы, предупреждали и тушили пожары. Руководил когортой префект, совмещавший роли пожарного инспектора, следователя и судьи в случае установленного поджога.
Пожарные того времени пользовались в основном ручными инструментами: ведрами, баграми, губками, корзинами, топорами, простыми деревянными лестницами. Иногда применяли камнеметательные баллисты, чтобы сносить дома рядом с пожаром и останавливать распространение огня. Уже в Древнем Риме были изобретены бронзовые водяные помпы, которые качали воду из каналов, акведуков и колодцев. К сожалению, в Средневековье их чертежи оказались надолго утеряны.
Темные века: рассвет пожарной техники
В Средние века регулярные войны, феодальная раздробленность и упадок научного знания не позволяли организовать эффективную централизованную пожарную охрану. Власти городов и стран пытались выпускать противопожарные законы и декреты, но население их успешно игнорировало. Как следствие — ряд «великих» пожаров, когда горели столицы и крупные города. Такие были и в России — в первую очередь, в Новгороде и Москве.
Проблема начала решаться после переоткрытия хорошо забытого старого. В 1518 году в немецком Аугсбурге золотых дел мастер Антон Платнер разработал ручной водяной насос, подозрительно похожий на римские помпы, которые в 200-х годах до нашей эры изобрел грек Ктесибий.
А в 1672 году голландец Ян ван дер Хейден представил городскому совету Амстердама замену короткому стволу на старых насосах — длинный шланг, сшитый из парусины. Это изобретение оказалось настолько эффективным, что пожарными рукавами пользуются до сих пор, а Хейде мгновенно получил должность брандмейстера Амстердама.
Примерно в те же времена к проблеме частых и бурных пожаров подошли и с административно-юридической точки зрения. Во многих городах Европы вводились противопожарные строительные нормы, комендантские часы и строжайшие наказания за случайный или предумышленный поджог.
Первый официальный шаг по созданию в России профессиональной постоянной службы пожаротушения сделал царь Алексей Михайлович Романов. Тридцатого апреля 1649 года он подписал «Наказ о Градском благочинии». Документ обязывал московских подьячих создать патрульные бригады «с рогатины, и с топоры, и с водоливными трубами». Кроме того, «Наказ» устанавливал правила работы пожароопасных производств и использования огня в быту.
Такая повинностная пожарная охрана просуществовала в Москве до начала XIX века. В начале 1800-х годов царь-император Александр I организовал в столице первую уже профессиональную службу пожаротушения. Теперь пожарным можно было стать добровольно и получать за это зарплату. Появились конные подразделения для оперативного тушения пожара в самом его зародыше. Пожарные бригады были оснащены мешками с песком, который и применяли для борьбы с малым огнем. Со временем мешки изнашивались — именно отсюда пошла саркастическая присказка «из него сыплется песок» про стареющего или немощного человека.
Вклад российских изобретателей в мировую практику пожаротушения
Песок долгое время был основным веществом для тушения малых источников огня — он был дешев, универсален, прост в транспортировке и использовании. Однако ученые в разных странах активно экспериментировали с другими огнетушащими веществами. В основном — с такими, которые при нагревании выделяют углекислый газ и водяной пар.
В 1813 году английский капитан Джордж Мэнби создал медный сосуд, в котором содержалось 13 литров водного раствора поташа — углекислого калия. Так появился первый огнетушитель, а углекислый калий используют в огнетушителях до сих пор. А в 1906 году россиянин Александр Лоран запатентовал первый компактный огнетушитель, генерирующий пену во время химической реакции. К сожалению, в России патент Лорана не нашел применения и позже был продан немецкой компании Perkeo.
Примерно 30 лет спустя, в 1809 году, механик Скобелев изобрел вместо раскладной лестницы выдвижную, за что был награжден государственной медалью «За полезное». Лестницы, удлиняющиеся по такому принципу, до сих пор используются в пожарных машинах по всему миру.
Посмотрите, как устроен модуль с выдвижной лестницей, и потушите пожар с его помощью в дополненной реальности!
Лошади, пар, бензин: эволюция пожарных машин
К слову, об эволюции пожарных машин. Ручные насосы, присоединенные к бочкам с водой, установленным на телеги на конной тяге, применялись очень долго. Первые паровые пожарные помпы, заменившие насос на ручном приводе, появились только во второй четверти XIX века. Авторство самой первой конструкции от 1829 года принадлежало двум знаменитым британским инженерам Джону Брейтуэйту и Джону Эрикссону.
Паровой котел, растапливаемый углем, весил больше двух тонн, имел мощность в десять лошадиных сил и под давлением пара подавал до 40 тонн воды в час на высоту до 27,5 метра. Из-за протеста пожарных и работы страховых компаний машина Брейтуэйта не была принята на пожарную службу в Британии. Тем не менее инженер создал еще четыре модели пожарного парового котла, один из которых в 1863 году был отправлен в Санкт-Петербург.
Двигателем внутреннего сгорания пожарные насосы впервые оснастили в 1906 году. Первую пожарную машину на бензиновом двигателе выпустила Южная немецкая автомобильная фабрика (SAG) в пригороде Берлина Грюневальде. Вскоре после компанию поглотил автоконцерн Benz.
Создавать пожарные автомобили на основе шасси не легковых, а более тяжеловесных машин додумались в Великобритании. Родина танков подарила миру и такое чудо, как пожарный автобус. Правда, нигде, кроме Англии, этот механизм распространения не получил. Яркий представитель — модель Leyland Titan 1953 года с корпусом в форме каски пожарного. Всего таких машин было произведено восемь штук, и последняя из них состояла на службе до 1973 года.
Превентивные меры пожаротушения: предупрежден — значит, вооружен
Сегодня человечество, наученное веками опыта и технического прогресса, умеет бороться с городскими пожарами максимально эффективно. Лучший способ ликвидировать пожар — не дать ему случиться; второй лучший способ — оперативно отреагировать на возгорание.
Современные пожарные извещатели автоматически передают сигнал на пост пожарной охраны при срабатывании одного или нескольких датчиков, реагирующих на продукты горения. Самые распространенные — это датчики тепла и дыма; однако сегодня существуют пожарные извещатели, оценивающие изменения в инфракрасном диапазоне, в воздушно-газовой среде помещения, в ионизационном токе внутри детектора, в степени освещенности комнаты…
Часто датчики отправляют сигнал не только пожарным, но и автоматизированным системам пожаротушения. В этом случае срабатывают встроенные в потолок оросители. Они разбрызгивают мелко распыленные капли воды (меньше 150 микрон!) на большую площадь — до 12 квадратных метров каждый. Согласно статистике, для 40 процентов случаев возгорания достаточно срабатывания одного оросителя, а 80 процентов тушатся от работы десяти оросителей.
Если быть совсем точным, речь сейчас идет о дренчерных оросителях; более привычные спринклерные оросители срабатывают не от электрического сигнала, а от того, что плавится останавливающая воду пробка. Однако детали механических спринклеров со временем портятся и через десять лет требуют замены, в то время как полностью электронный дренчерный ороситель деградации практически не подвержен.
Однако оросители способны распылять только воду. В последние годы во многих странах мира все большее распространение получают огнетушащие порошки. В отличие от воды, порошок может быть разным по составу и подходить для тушения сразу нескольких видов возгораний — вплоть до универсальности. При этом материальный ущерб от ложного срабатывания системы распыления порошка в разы меньше, чем от заливания помещения водой из оросителя.
Настоящие тушилы: как пожарные борются с огнем
Но если все-таки пламя разгорелось и его не удалось потушить превентивными или ручными средствами, на борьбу с огнем выезжают пожарные. Среднее время прибытия пожарной бригады на место составляет две-три минуты, а время ликвидации открытого горения — от восьми до 12 минут. Это очень хорошие показатели — особенно с учетом того, что, согласно изменениям в федеральном законе от конца 2018 года, в городе пожарный расчет должен прибыть максимум за десять минут после вызова, а в сельской местности — максимум за 20. Однако на самом деле во время пожара счет зачастую идет не на минуты — на секунды; поэтому важна каждая мелочь и деталь, которая помогает эти секунды экономить.
На вооружении пожарной охраны России во многих городах сегодня стоит уникальный универсальный пожарный автомобиль. Это машина, созданная специально для ускорения работы спасателей и пригодная для тушения в любых условиях. Эта пожарная автоцистерна может, помимо собственного бака и пожарных гидрантов, забирать воду из открытых водоемов; при этом она возит с собой пенобак на 200 литров, в который можно поместить почти любой пенообразователь или порошковый состав.
Кроме того, машина оборудована системами, которые помогают боевому расчету быстрее занять позицию: автоматическими ступеньками для выхода из кабины, внешними шкафами с экипировкой, компьютером для управления насосом, системой управления водяной пушкой прямо из кабины, а также мощной светодиодной осветительной мачтой и системой быстрого развертывания выдвижных лестниц.
Универсальна эта автоцистерна в том числе и потому, что ее можно переоборудовать для использования во внештатных ситуациях. Можно добавить разбрызгиватель пены для тушения разливов топлива в аэропорту; можно убрать часть сидений из кабины, превратив ее в эвакуационно-спасательную; в пенобаке можно возить питьевую воду для доставки в зоны ЧС; а из водобака можно распылять, например, химикаты и дезинфицирующие средства во время эпидемий.
Попробуйте себя в роли пожарного: спасите город от огня в дополненной реальности!
Пожарный-спасатель тоже должен действовать на пожаре максимально быстро и эффективно и не терять связь с коллегами. Пожарный, потерявший сознание, — это минус один спасатель и плюс один человек, на спасение которого должны тратить время и ресурсы другие пожарные.
Оставаться в строю помогают специальные средства индивидуальной защиты — намного более высокотехнологичные, чем пропитанные уксусом пеньковые рубашки римских «спартеоли». Современные защитные костюмы делятся по степеням предоставляемой защиты: от простых комбинезонов из искусственной кожи с респираторами или противогазами до полностью герметичных теплоотражающих костюмов с изолированной системой дыхания.
Помимо этого, у современных пожарных есть роскошь, недоступная пожарным прошлого — переносные газо-дымовые детекторы и камеры термографического зрения. А для того, чтобы оперативно предупреждать коллег об изменениях в обстановке и кооперироваться с ними, во многие современные шлемы встроены системы радиокоммуникации.
К сожалению, участие пожарных в ликвидации возгорания несет угрозу их жизни и здоровью, даже несмотря на средства защиты. Поэтому сегодня как можно больше работы по тушению пожара стараются переложить с человека на робота. Пожарная робототехника в основном управляется оператором дистанционно, хотя бывают и автономные машины. И любой пожарный дрон, естественно, должен быть огнеупорным: выдерживать до 30 минут в температуре 400 градусов и до трех минут — в 800.
Основной способ использовать робота в условиях экстремальной ситуации — разведка: без риска для человеческой жизни дрон предоставит данные о силе пожара, степени и карте разрушений, местоположении пострадавших. Более продвинутые мобильные робототехнические комплексы могут выполнять более сложные задачи: разбирать завалы, вытаскивать пострадавших и непосредственно гасить труднодоступные очаги пламени. Например, подобный робот, разработанный в Индии, успешно принял участие в учениях по тушению пожара в Мумбае в 2019 году.
Россия, со своей стороны, может похвастаться разработками систем автоматического обнаружения и тушения огня. Еще в 1970 году во Всеросийском НИИ противопожарной обороны разработали и протестировали подвижную систему с оптическими датчиками, которая сама находила источник пламени и выбрасывала туда высокократную пену. А в 2000-х годах роботизированные установки пожаротушения стали использовать на российских космодромах.
Однако роботы — это все-таки самый передовой, а потому слабо распространенный метод пожаротушения. Единственная ситуация, в которой использование автоматов необходимо и потому они применяются там регулярно, — это тушение пожаров на последних этажах высоток и небоскребов.
На высоте: как тушат пожары в небоскребах
Вообще для борьбы с возгораниями на высоте давно используют выдвижные лестницы. Большинство пожарных гарнизонов оборудованы лестницами для ликвидации пожара на высоте до 30 метров — около десяти этажей. Существуют автолестницы для работы на высоте порядка 60 метров — это где-то 20 этажей. В московском гарнизоне есть подъемники высотой 90 и 101 метр; а самая длинная пожарная лестница в мире — длиной 112 метров — произведена в Финляндии.
Однако даже таких лестниц часто не хватает для того, чтобы с земли тушить огонь на вершине небоскреба. Именно в таких случаях применяют беспилотные летательные аппараты: они помогают обнаруживать пострадавших на крыше и последних этажах, помогают прицелиться тушащим снизу, а в некоторых случаях сами распыляют тушительные смеси или ретардант — вещество для замедления горения.