Как составить план поездки на машине
Советы по составлению маршрута путешествия
Поскольку в этом году намечается бум внутреннего туризма, настоящие советы могут оказаться многим полезны.
Настоящие советы не нужны:
а) путешественникам-рантье без каких-либо социальных обязательств, которые в собственном кемпере имеют возможность путешествовать бесконечно долго, открывая для себя всё новые и новые страны…;
б) в путешествиях «отсюда и до обеда«, в которых перемещение по региону проведения не имеет цели, носит случайный характер и ограничено лишь временными и/или стоимостными факторами;
в) в трансферах от места постоянного проживания к месту временного пребывания — отдыха, который не связан непосредственно с автомобилем.
0. Определите регион и сроки проведения экспедиции
1. Выпишите «точки интереса» — POI, — которые вы хотите посетить: исторические памятники, культурные объекты, природные достопримечательности, видовые точки. Нанесите на карту.
Изучите доступные геоинформационные системы на возможное нахождение рядом с за-планированными к посещению неизвестных вам «точек интереса», которые оказались интересны вам и которые обидно было бы пропустить.
Соберите необходимую (или максимально возможную) информацию о включенных в план «точках интереса», их доступность и привлекательность в период путешествия.
В противном случае, скорее всего, вы будете кусать локти зимними вечерами из-за то-го, что не посетили уникальный водопад, только потому что не знали, что проезжаете мимо него.
2. На основе имеющейся дорожной сетки и/или маршрутных сервисов составьте примерный маршрут движения. «Задачу коммивояжера» решайте исходя из важных для вас критериев оптимизации.
Иначе ваше перемещение по региону проведения путешествия будет напоминать шараханье тараканов на полу кухни под включенной среди ночи лампочкой.
3. Верифицируйте «точки интереса» и полученные в п.2 треки на основе доступных космоснимков.
Проверьте актуальность космоснимков.
Обратите внимание на соответствие растровой дорожной карты и векторных карт маршрутных сервисов фактическому состоянию дорог; в случае выявленных расхождений вернитесь к п.2.
Нанесите на карту места расположения АЗС, пополнения воды, пищи (рынки, магазины), места питания (столовые, кафе). Оцените время, которое будет затрачено на их посещение.
4. Выпишите продолжительность посещения и возможное время посещения «точек интереса» (напр., время работы для посещения экспозиций или расположение солнца для «правильного»освещения видовых точек).
Учитывайте время на парковку, выезд со стоянки, пеший маршрут подхода и прочее.
Выпишите протяженность участков трека и продолжительность движения по ним от одной «точки интереса» до другой с учетом места прохождения участка трека, фактического состояния дорожного полотна, данных геоинформационных систем, собственного накопленного опыта.
Выпишите объекты дорожной инфраструктуры и время их посещения.
Выпишите возможные интервалы движения с учетом восхода и захода солнца, времени заселения в места размещения, времени работы паромных переправ и различных КПП и т.п.
5. Составьте подробный план-график, включающий поминутный (с точностью до 5-10 ми-нут) и покилометровый (до 100 м для пешего перемещения) распорядок дня. При необходимости вернитесь к п.4 к части изменения интервалов движения.
В случае превышения получившийся продолжительности путешествия над граничными значениями (напр., продолжительность отпуска), вернитесь в п.1 или п.2 по собственному усмотрению.
График — есть тонкая ниточка, связывающая наши безграничные желания с нашими же весьма куцыми финансовыми и временными возможностями. Нет смысла рассуждать о потерянном духе странствий и непойманном дзене, пока не выложены из машины смартофоны, навигаторы и ноутбуки, пока считающий себя опытным путешественник обескураженно смотрит в айфон, оказавшись посреди степи без сотовой связи.
6. Определите места ночевок на основе коммерческих систем (доски объявлений, системы бронирования, booking.com и т.п.) для стационарных мест размещения или спутниковых снимков для туристических лагерей.
Подготовьте информацию для заказа стационарных мест, при необходимости заранее выполните бронирование.
Определите основные места установки туристических лагерей по космоснимкам; определите резервные места на случай занятости основного. Разработайте треки подъездов к лагерям.
В случае невозможности найти место ночевки на существующем маршруте движения вернитесь к п.2 для изменения маршрута с учетом возможных мест ночевок.
7. Определите возможные дополнительные места лагерей по треку на случай непредвиденных задержек при движении по маршруту. Аварийные места лагерей ищите непосредственно во время путешествия по карте, уточняйте по космоснимкам (пока экспедиционная колонна продолжает движение) и, при необходимости, проверяйте разведывательным экипажем.
Определите т.н. «срезки» — участки, позволяющие сократить время прохождения маршрута за счет исключения из него отдельных «точек интереса».
Разработайте набор «радиальных выходов», состоящих из дополнительных «точек интересов» и треков до них, которыми вы сможете воспользоваться в случае продолжительного устойчивого опережения план-графика (напр., сдача в эксплуатацию 500 км асфальтового полотна) или невозможности продолжения движения по части графика (размыта переправа, закрыт проезд и т.п.).
8. Сформируйте группу экипажей (экспедиционную колонну) в составе не менее 3 машин в целях общей безопасности. В группу включайте знакомые экипажи или экипажи на схожих (идентичных) машинах. О незнакомых экипажах узнайте из социальных сетей.
Познакомьтесь.
В случае невозможности сформировать колонну обеспечьте себя резервными финансовыми средствами в сумме по состоянию на 2020 г. при перемещении по странам бывшего СССР из расчета 50 тыс. руб. на каждые 1000 км удаления от дома.
9. Согласуйте с экипажами навигационные программы. При возможности подготовьте для программ оффлайн базы данных картографической и спутниковой информации.
Сформируйте полный набор данных состоящий из всех «точек интереса», точек лагерей, основных треков, срезок, выходов, подъездов и проч., запишите его в доступных форматах, раздайте соэкспедиционерам. Проверьте доступность геоинформационных данных на программно-технических комплексах экипажей.
Раздайте соэкспедиционерам план-график.
10. Интересного путешествия и счастливого пути!
Как составить маршрут автомобильного путешествия: способы и рекомендации
Примерно 30–40 лет назад автопутешественники задолго перед дальней поездкой начинали изучать атлас дорог, вычисляли на калькуляторе расстояние и предполагали время, которое займет их путь. Сегодня все гораздо проще и быстрее. Мы расскажем обо всех особенностях выбора маршрута для путешествия на автомобиле.
Три способа составить маршрут при помощи интернет-сайтов
Способ № 1: сервисы по прокладыванию маршрута
Интернет богат на ресурсы, призванные помочь автомобилистам в создании маршрута путешествия. Справиться с этой задачей легко, достаточно указать место отправной точки путешествия и город назначения. Преимущество этого способа в том, что сервисы прокладывания маршрутов предлагают ряд вариантов. Всего один клик – и расчет маршрут вашего путешествия готов!
Способ № 2: готовые маршруты для автопутешествия
Можно пойти другим путем – выбрать уже готовый маршрут. Для удобства путешественников на них указаны расстояния от одного населенного пункта до другого, приблизительное время в пути, техцентры в случае возможной поломки автомобиля, предполагаемые «засады» ДПС, места ночлега и кафе, в которых готовят вкусную и безопасную для здоровья еду.
Способ № 3: советы опытных автопутешественников на форумах
На всех форумах, посвященных путешествию на автомобилях, есть практика: новички интересуются мнением опытных автомобилистов по выбору маршрута. Но чтобы получить действительно дельный совет, надо подробно расписать планируемый путь следования, а не указывать точку старта и финиша. Ведь лишь располагая полной информацией, маститые любители дальних поездок смогут рекомендовать лучшие маршруты.
Чем пользоваться в составлении маршрута
Уже решили, куда путь держать? Тогда вооружайтесь картой или автонавигатором. С их помощью вы сможете сами составить маршрут своего путешествия. А чтобы не пропустить ничего интересного, почитайте путеводитель с информацией о регионах, которые предстоит проехать, и их достопримечательностях.
Обязательно в нескольких экземплярах распечатайте маршрут со всеми остановками, даже если он у вас уже есть в электронном виде. По «закону подлости» навигатор может отказать в любой момент, и, чтобы не оказаться в ситуации слепого котенка, надо иметь под рукой запасной вариант подсказки по маршруту.
10 советов по составлению маршрута
Рекомендации опытных автопутешественников
Алексей Терещенко (стаж путешествий за рулем – более 30 лет): «Начинающим автопутешественникам с относительно небольшим опытом вождения на загородных трассах не советую выбирать маршруты, точки интереса которых расположены друг от друга далеко. Максимальное расстояние от города до города в вашем случае – не больше 300 км».
Виталий Данилов (стаж путешествий за рулем – 7 лет): «Выбор маршрута во многом зависит от технической возможности автомобиля. Понятно, что форсировать забайкальские речки или преодолевать бездорожье под силу только специально подготовленным машинам. Поэтому если у вас автомобиль, больше пригодный для езды по привычным дорогам, не рискуйте».
Светлана Сысоева (стаж путешествий за рулем – более 5 лет): «Иногда автомобилисты путешествуют группами по две или несколько машин. Чтобы не возникало разногласий по поводу опозданий или, наоборот, излишней торопливости некоторых участников автопробега, заранее согласуйте среднюю скорость движения. Это поможет не ссориться и оставаться в графике маршрута».
Отдых за рулем – это интересно!
Составление маршрута предстоящего автопутешествия – занятие увлекательное. Это своего рода виртуальное посещение тех мест, которые вскоре предстоит увидеть на самом деле. Желаем вам счастливого пути и интересного путешествия!
Благодарим за помощь в подготовке материала Алексея Терещенко, Виталия Данилова и Светлану Сысоеву.
Готовимся к автопутешествию: Как составить маршрут?
Для того, чтобы в поездке чувствовать себя комфортно, не испытывать проблем и неприятностей (в том числе, и с полицией и законом), нужно максимально детально проработать маршрут.
С чего начать? Ответ простой — с начальной и конечной точки вашего маршрута. Определившись с ними и, следовательно, с километражем, вы можете начинать более детальное и более глобальное исследование. Начинать нужно с самого насущного — АЗС, больницы, посты дорожной полиции, кафе, сервисные пункты. Это необходимые точки на пути вашего следования и о них нужно знать все.
Фото: Елена Никитенко
Например, собираясь в большой трип по Узбекистану, мы прошерстили все на предмет информации о топливе, ПДД и штрафах. Узбекистан никогда не славился отличным топливом, а почитав форумы, отзывы и пообщавшись с друзьями, мы поняли, что с топливом там не просто плохо, а очень плохо. Это значит, что с собой нужно брать как минимум канистру (а на границе не пропускают больше 10 литров). Как максимум — понимать, что дорогой автомобиль с навороченным мотором не выдержит на топливе с октановым числом 80 или 76 (что реальнее) и ста километров. Так что, либо менять маршрут, либо автомобиль.
Помимо этого нужно разузнать информацию о самих трассах, по которым вам придется ехать. Желательно знать, если ли на вашем пути платные дороги (если хотите сэкономить или наоборот, сократить время в пути), крупный ремонт или просто большие пробки (как на выезде из крупных городов), чтобы заранее проработать возможные пути объезда и не терять драгоценное время.
Фото: Елена Никитенко
Пути объезда — очень важный момент. Лучше иметь несколько вариантов — известный и не очень. Оба — со своими «приколами». Известный, что очевидно, знаете не только вы. И обычно на таких популярных объездах еще больше машин, чем на основной трассе — встать там можно тоже прилично. Не очень известный маршрут может завести вас в совершенно неожиданную ситуацию. Например, как-то решив срезать путь между Самаркандом и Бухарой, мы забрались высоко в горы и долго блуждали там в поисках выхода на нормальную дорогу. Но нет худа без добра — зато насладились отличными видами и местным колоритом.
Если ваш общий километраж внушительный и едете вы по жаре, то маршрут лучше всего разделить на комфортные перегоны по 400-500 километров в день, а между ними делать перерывы по три-четыре часа. Не нужно геройствовать и преодолевать по 1500 км за один раз — это не нужно ни вам, ни вашим пассажирам, потому что в таком ритме это уже превращается из комфортного путешествия в гонки на выживание.
Фото: Елена Никитенко
Самая опасная езда — не ночная, а в сумерках, когда все вокруг единого серого цвета. Поэтому планировать маршрут нужно так, чтобы преодолевать перегон за световой день, особенно, если вы не знаете дорог, по которым собираетесь ехать. Это мудрое решение может избавить вас от множества проблем, а заодно даст полноценный отдых всему «экипажу». Особенно, если в его составе есть дети.
И, конечно же, готовить к путешествию нужно не только себя и автомобиль, но и ваш смартфон (и лучше, не один). Что нужно сделать? Заранее загрузить в него карты тех государств и городов, которые планируете посетить. Сделать это на месте иногда бывает проблематично по различным причинам. К примеру, в том же Узбекистане пару лет мы просто не могли купить местную SIM-карту с интернетом просто потому, что для туристов это был очень длительный и сложный процесс с большой вероятностью отказа. Нас выручили загруженные оффлайн-карты и интернет в отелях.
Фото: Елена Никитенко
Лучше загрузить несколько разных приложений с картами, которые умеют работать в режиме оффлайн. На случай, если одно вдруг откажется работать, у вас всегда будет запасной вариант.
Обязательно в длительных поездках в машине должны быть:
Позвольте дать совет от себя, как от автопутешественника со стажем. Как можно тщательнее выбирайте музыкальное сопровождение своего путешествия. Скачайте музыку заранее и запишите на флешку или телефон, чтобы было наверняка (конечно, пока позволяет возможность, можно пользоваться онлайн-сервисами, но есть моменты, когда их работа невозможна). Тогда на помощь приходит старая добрая флешка с любимыми треками. И поверьте, музыка в дороге — это очень важно, ведь именно под нее вам наматывать километры изо дня в день!
Когда же все вроде бы готово, пройдитесь по списку еще раз, чтобы убедиться, что все на месте. Удачного путешествия!
25 вредных советов, как спланировать самое худшее автопутешествие
Спланировать идеальное путешествие — дело нехитрое. Статей на эту тему — вагон и маленькая тележка, бери и читай. Но разве жизнь была бы такой интересной, если бы не ошибки, любимые грабли и просчёты? Устали от предсказуемости поездок? Сейчас я вам дам несколько вредных советов, которые вполне себе способны превратить любое автопутешествие в насыщенное, запоминающееся приключение, которое оставит вас без денег и настроения. 🙂
Большая часть этих советов родилась из моего собственного бесценного опыта. С удовольствием вручаю вам свои грабли — авось, когда-нибудь на них тоже наступите.
Начну с планирования поездки.
1. Никогда не планируйте маршрут заранее. Особенно, если у вас ограниченное время поездки — неделя или две. Времени — вагон, по пути разберётесь, куда и зачем ехать. Тайминг — для дураков. Самые тупые из них, как я, пользуются программой Google Earth, отмечают точки и через экспорт (файл KMZ/KML) переносят их в программу-навигатор MAPS.ME на смартфоне. Очень бесполезный сервис rutraveller.ru — там отмечены точки народных достопримечательностей. Но вам-то они зачем? Эйфелева башня и так все знают, где находится. Расставлять приоритеты достопримечательностей — такая же напрасная потеря времени.
2. Не читайте специализированные форумы, вроде Винского — полезного там мало. Будьте первооткрывателями! Мало ли где люди уже побывали — ваш опыт бесценен! Однажды я воспользовался этим советом, долго ехал в румынских Карпатах по Трансфэгэрашскому шоссе, чтобы пересечь хребет, и уткнулся в тупик. Оказалось, что в горах в мае еще лежит снег и дорога открывается только в конце июня.
3. Не стоит узнавать заранее про особенности ПДД и правила ввоза автомобилей в ту страну, куда собираетесь. Поверьте, всё везде как у нас. А если к вам вдруг пристанут с требованием выдернуть шипы из зимней резины где-нибудь в Польше, или содрать тонировку задних стёкол в Азербайджане — просто шлите лесом, полицейские и пограничники неправы.
4. Рассчитывайте в день проезжать по 1000 километров — быстрее доедете. К примеру, однажды я возвращался из Крыма домой и 2000 км проехал за 28 часов без остановки и ночёвки. Это было круто! Неопытные путешественники обычно планируют дневной пробег не более 600 км, а с остановками на осмотр достопримечательностей по пути — 250-300 км.
5. Выбирайте всегда самый крупный в стране город для ночёвки — в цивилизации всегда удобнее. И лучше всего заезжать в него в конце утомительного дорожного дня вечером, в 17-18 часов, когда в городе меньше всего пробок. Как здорово в конце дня покататься по узким улицам в поисках нужного адреса! Романтика!
Итак, маршрут не спланирован, приступаем к подготовке.
6. Не делайте МВУ (международное водительское удостоверение, книжка-перевод национальных прав) — лишняя трата денег. Особенно, если у вас права старого образца (до 2011 года).
7. Не берите в дорогу наличку — сейчас 21-й век на дворе и везде можно расплатиться картой. А если нельзя, то в любой деревне стоят банкоматы — снимете.
8. Все свои вещи укладывайте в одну большую тяжёлую сумку — всё пригодится. Слабаки, которые не способны каждый вечер доставать чемодан из багажника и переть его по лестнице в номер или квартиру, самые необходимые вечером и утром вещи кладут в маленькую сумочку, которую и берут с собой.
9. Не стоит распечатывать маршрутный лист с адресами, картами и контактами жилья — 21-й век опять же, зачем бумагу тратить. Смартфоны и планшеты — техника надёжная и в самый ответственный момент никогда не подводит.
10. Не покупайте страховку жизни и здоровья — что плохого может случиться в дороге? В крайнем случае, просто оплатите медицинские услуги на месте — в Европе и других странах они недорогие.
11. Всегда пользуйтесь российскими симками в роуминге — это очень дёшево! Те, кто не знает об этом (вроде меня), пользуются туристическими («Дримсим», например) и SIP-клиентами-приложениями, вроде eMotion (при подключенной услуге Мегафон.Мультифон).
12. Не берите с собой трос, запас жидкостей и всякие там расходники, типа лампочек — у других водителей на дороге этого добра навалом, спросите.
13. Не берите в дорогу развлечения для детей — им будет очень интересно просто смотреть в окно! Нечего баловать их всякими читалками, мультиками на планшетах, играми и аудиосказками.
Решили не ехать на своей машине, а взять в аренду?
14. Берите в аренду в самой первой попавшейся компании с мировым именем. Там точно будет дешевле и по условиям выгоднее. То, что на кредитке сумму франшизы в 300-400 евро заблокируют — не беда, у всех так. А о том, что кроме Hertz и Europcar могут быть десятки местных прокатных контор, знать не нужно. Да и связываться с ними тоже — они берут налом, без всяких франшиз и ограничений, с полной страховкой. Подозрительные ребята.
15. Взяли в аренду? Нет нужды проверять страховку и другие документы на машину — надо доверять людям. Когда-то давно я взял машину в Черногории и поехал на ней в Боснию. На границе оказалось, что страховка выписана на другую машину — не проблема, всегда можно договориться с пограничником.
16. Не проверяйте в прокатной конторе, есть ли в машине запасное колесо, баллонный ключ, который подходит ко всем гайкам и работающий домкрат. Если что, просто вызовете эвакуатор. В горы.
17. Не проверяйте и не фиксируйте повреждения на арендованной машине — если хозяин сказал, что всё ОК, то так оно и есть. Если что, то потом при возвращении оплатите чужие царапины, делов-то.
18. Всегда выбирайте хорошо просматриваемую снаружи машину — вам нечего скрывать от людей. А вещи оставляйте на видном месте. Я скрытный человек, поэтому люблю, когда мои драгоценные вещички лежат под железной крышкой багажника, а на заднем сиденье не валяется ноут.
Машина не заправлена, ничего не готово — в путь!
19. Зачем брать отели на ночь, если можно как следует поспать в машине? Экономия на лицо! Старые, немощные путешественники же любят поваляться на кроватке, расправить свои кости и всласть выспаться. А вам, молодым, этого не нужно — усталость никогда не накапливается и на вождение на следующий день никак не влияет.
20. Бросайте машину в городе где хотите — знаки придумали для дураков. Все эти запрещающие парковку разметки не работают — ничего с машиной не случится. Я сам проверял в Софии: подумаешь, блокиратор колеса поставили. За 1000 рублей как поставили, так и сняли.
21. Не пристёгивайтесь ремнями, если доехать всего 50 метров. А полицию, которая в туристических местах специально пристально наблюдает за приезжими, шлите лесом. Был у меня такой случай в Грузии, когда в Степанцминде отъехали от парковки на 10 метров, на ходу пристёгиваясь ремнями, как за нами увязался полицейский джип с мигалками. Они до этого стояли неподалёку и, видимо, просто пасли нас. Начал движение без ремня — формально штраф. Ну, 1000+ рублей сегодня не деньги. Подумаешь…
23. Перекусывайте в придорожных кафе — это вкусно и удобно! Лучший кофе, как известно, на дороге. Забудьте про всякие там сумки-холодильники и продукты из магазина. Еда в придорожных кафе — лучшая, а для отравлений с паразитами всегда есть аптечка.
24. Не пользуйтесь туристическими приложениями в смартфоне — язык до Киева доведёт. Лично я привык узнавать дорогу у навигатора, а том, где остановиться на ночь — в приложениях Hostelworld, AirBnB, Hotellook, Booking и Суточно.ру. Про поесть спрашиваю TripAdvisor и Foursquare, а лучшие места для фоток ищу в MAPS.ME и ViewPointer.
25. Всегда доверяйте навигатору — техника не обманет, я уже говорил об этом. Хотя бывает иногда, когда навигатор предлагает спрыгнуть с развязки, поехать по встречке или пересечь реку вброд. Но это не страшно и только добавляет куража к замечательному путешествию!
И последний бонусный совет тем, кто дочитал ко конца.
Не спешите путешествовать сейчас, пока молодые. Торопиться некуда. Поработайте до старости, скопите побольше денег, передайте дела молодому преемнику и отправляйтесь покорять мир! Возможностей путешествовать в старости у вас будет намного больше, чем сейчас!
Спонтанной вам поездки 😉
PS. Я что-то пропустил? Накидайте в комментариях парочку вредных советов от себя!