Как сделать калькуляцию на услуги пример
Как сделать калькуляцию на услуги пример
Как сделать калькуляцию на услуги пример
Определите косвенные и переменные расходы.
Рассчитайте все налоговые и социальные отчисления, расходы на рекламу, зарплату обеспечивающего персонала, расходы на материалы в конкретных случаях и т. п.
Если для проведения работ или оказания услуг нужно много дорогостоящих материалов (например, для ремонта), выносите их стоимость в отдельную смету и согласовывайте с клиентом.
Если материалов мало или нет совсем, включайте в себестоимость другие расходы, которые несёте в рамках своей деятельности.
Например, адвокату для работы нужен компьютер и принтер, поэтому в себестоимость включается:
Чтобы определить минимальную цену на услугу, которая покроет все расходы и оставит вас в плюсе, рассчитайте, какую наценку прибавить к себестоимости:
1. Найдите себестоимость работ.
2. Рассчитайте показатель за определённый период, например, за месяц.
Исходя из реальных возможностей и спроса, определите, сколько часов в месяц вы в принципе можете уделять работе.
Например, парикмахерская может работать 12 часов в день без выходных, 30 дней — это 360 рабочих часов.
Суды и государственные учреждения работают по 8 часов в день с понедельника по пятницу. Значит, адвокат за месяц в среднем может работать примерно 160 часов — во внерабочее время многие его услуги из-за этого не будут пользоваться спросом.
3. К полученной сумме прибавьте процент желаемой прибыли (например, 20%) и снова разделите на количество рабочих часов — это и будет итоговая стоимость ваших услуг или выполняемых работ в час.
Допустим, месячная себестоимость ваших услуг равна 40 000 рублей при 200 рабочих часах. К ней прибавляем 20 % желаемой прибыли: 40 000 + (40 000×0,2) = 48 000 рублей. И делим эту сумму на 200 часов. Получается, конечная стоимость часа вашей услуги — 240 рублей в час.
Второй пункт можно пропустить и сразу прибавить к часовой себестоимости желаемый процент прибыли, но в таком случае вы рискуете установить неадекватную цену.
К примеру, адвокат может установить цену 3 000 рублей в час по аналогии с конкурентами. Но не учесть дни и время, когда его услуги неактуальны из-за закрытия судов и госучреждений; тот факт, что он живёт за городом, и минимум два часа его рабочего времени уходит на дорогу; общий спрос на адвокатские услуги в районе и т. п. В таком случае он будет работать в убыток, так как сумма в час будет приемлемая, а количество рабочих часов — меньше ожидаемого.
Методы калькуляции себестоимости
Калькуляция себестоимости – крайне важный параметр, определение которого обеспечивает сокращение затрат материальных и трудовых ресурсов. Это значение нужно для грамотного управления производством.
Вопрос: Как отразить в учете производственной организации, имеющей территориально обособленный филиал, выделенный на отдельный баланс, оплату головной организацией оказанных филиалу услуг производственного характера, если затраты на оплату услуг формируют себестоимость продукции филиала, а расчеты с поставщиками и подрядчиками передаются филиалом на баланс головной организации?
Стоимость услуг производственного характера, оказанных филиалу и формирующих себестоимость продукции филиала, составила 600 000 руб. (в том числе НДС 100 000 руб.). Оказание услуг подтверждено актом приемки-сдачи оказанных услуг. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ
Что такое калькуляция
Калькуляция себестоимости – это определение трат на единицу продукции. К примеру, компания занимается производством дверей. В данном случае рассчитываются затраты на изготовление одной двери. Себестоимость включает в себя затраты по следующим направлениям:
В себестоимость входит много параметров. Калькуляция позволяет определить затраты по каждому направлению. В дальнейшем можно проанализировать рациональность этих трат, а затем снизить их. Руководитель ищет наиболее эффективные методики уменьшения затрат.
Разновидности калькуляции себестоимости
Можно выделить следующие виды калькуляции:
Калькуляция классифицируется по информации, которая используется в расчетах.
Методы
Калькуляция может осуществляться различными способами:
Рассматриваемые методы калькуляции нужны для эффективного управления производственным отделом.
Пример калькуляции себестоимости
Компания занимается производством межкомнатных дверей. Расчеты проводятся следующим образом:
Все полученные значения нужно сложить. Полученное число – это и есть себестоимость.
Основные задачи калькуляции
Для чего нужна калькуляция? Она требуется для решения следующих задач:
К СВЕДЕНИЮ! На основании себестоимости определяется розничная стоимость товара. Предпринимателю невыгодно снижать розничную цену ниже себестоимости. В этом случае компания уйдет в минус. Поэтому себестоимость – основа для установления разумной цены.
Что включает в себя себестоимость?
Составляющие себестоимости зависят от специфики работы организации. К примеру, стоимость строительно-монтажных работ может включать в себя следующие элементы:
Транспортные услуги могут включать в себя эти составляющие:
В состав себестоимости входят только фактические затраты. К примеру, если компания не арендует помещение, то и в стоимость не будут входить затраты на аренду. Если организация предлагает услуги, то в себестоимость будут входить те материалы, которые используются при оказании услуг.
Как считать себестоимость работ и услуг
При расчете себестоимости продукции проблем обычно не возникает — нужно сложить все затраты на производство и реализацию товара. Задача усложняется, когда мы пытаемся выяснить себестоимость услуг — в этом случае нужно учесть не только сырье и амортизацию оборудования, но и управленческие и косвенные расходы.
Точность расчета зависит от того, какую конкретно себестоимость вы считаете:
Принцип расчета везде один: чтобы посчитать себестоимость услуги, нужно сложить все издержки, которые понесла компания на предоставление этой услуги, выраженные в денежном эквиваленте.
Зачем рассчитывать себестоимость услуг
Допустим, вы оказываете услуги клининга или разрабатываете сайты. Прибыль вы получаете не от продажи какого-то товара, а от действий, которые приводят к какому-то результату. Причем не важно, работаете вы самостоятельно, как фрилансер, или у вас есть наемные сотрудники.
Как правило, у бизнеса в сфере услуг часто есть проблема: работы много, а прибыль постоянно меняется, непонятно, какую цену выставить новому клиенту. Стоимость услуг выставляется по принципу «мне кажется, что это стоит столько».
Такой подход мешает зарабатывать и планировать. Если вы рассчитаете себестоимость услуги, вы сможете заниматься грамотным ценообразованием и опираться в переговорах о цене на факты. Еще один довод в пользу необходимости расчета: зная себестоимость услуги, вы сможете отследить клиентов, на которых приходится тратить слишком много времени, и они становятся для вас убыточными.
Посчитайте постоянные расходы
Для расчета себестоимости услуги нужен финансовый план. Желательно расписать его на год вперед, если у вас предсказуемые затраты.
В этот план заносят операционные расходы — деньги, которые компания или предприниматель тратит на свою деятельность. В расходах должны быть вообще все деньги, кроме прибыли и вложений в компанию для развития. Для простоты разделите операционные расходы на две категории.
Постоянные расходы — те, которые являются обязательными и не зависят от выручки или других процессов. Это постоянная зарплата сотрудников, аренда помещения, амортизация, оплата коммунальных услуг. Сюда же стоит добавлять налоги и социальные отчисления за сотрудников, пособия и другие обязательства.
Для выполнения услуг бизнес часто пользуется какой-то техникой. Износ этого оборудования тоже нужно записывать в постоянные расходы, чтобы не возникло ситуации, когда компания вроде бы прибыльная, но в случае поломки техники денег на покупку новой нет.
Чтобы посчитать амортизацию, нужно разделить стоимость техники на срок использования. Например, для клининговых услуг вы пользуетесь особым переносным пылесосом за 50 000 руб., срок его службы в инструкции — 5 лет, или 60 месяцев. Разделите стоимость на срок службы. Получится 833 руб. в месяц.
Можно сразу узнать еще один полезный показатель. Разделите эту сумму на количество часов, когда вы реально пользуетесь, например, феном для работы. Например, в месяц это 100 часов. Получится, что амортизация фена в час — 83,3 руб. Выходит, что примерно через 600 часов использования фен может выйти из строя — к этому времени вы должны заработать 50 000 руб., чтобы купить новый.
Для точности расчета амортизации стоимость техники время от времени уточняют, чтобы откладывать больше денег, потому что оборудование может подорожать. Амортизацию считайте для всей техники, которую используете.
Амортизацию добавляют в категорию постоянных расходов, так как срок службы идет, даже если техника простаивает.
Еще в постоянные расходы записывают деньги, которые вы получаете как управляющий бизнесом. В небольших компаниях это, как правило, зарплата руководителя. Если вы ИП или самозанятый, то тоже назначьте себе зарплату — сумму, которую вы будете забирать из оборота бизнеса на свои нужды каждый месяц.
Допустим, вы оказываете услуги по уборке помещений, у вас небольшая компания из трех человек.
Вот как могут выглядеть ваши переменные расходы за месяц:
Итого в месяц: 230 000 руб.
Посчитайте переменные расходы
Переменные расходы — это расходы, которые меняются вместе с выручкой. Если клиентов нет, то и расходов нет.
Например, это может быть закупка сырья для выполнения услуги или стоимость рекламы, если вы используете модель оплаты за потенциального клиента. В переменные расходы записывают премии сотрудников — процент менеджеру по продажам за привлечение клиента или бонус специалисту за отработанную задачу.
После посчитайте, сколько заказов вы можете выполнить в месяц своими силами. Учитывайте время, потраченное на переговоры и подписание документов.
Переменные расходы для службы клининга могут выглядеть так:
Итого на один заказ: 1500 руб.
Всего компания может выполнить 150 заказов в месяц. Расходы — 225 000 руб.
Учитывайте косвенные расходы
Как правило, у любого бизнеса время от времени появляются расходы, которые напрямую не влияют на рабочий процесс, но нужны для роста дохода и обеспечения жизнедеятельности компании. Их тоже стоит учитывать.
Например, это могут быть траты на обучение, оплата подрядчиков, которые выполняют какие-то услуги, траты на разовые командировки.
В клининговой компании из нашего примера косвенных расходов мало. Обычно это только траты на повышение квалификации для руководителя, который одновременно занимается и маркетингом. В год это 36 000 руб. на профильный тренинг или семинар. Получается, на это нужно откладывать 3 000 руб. в месяц.
Добавьте в расчет развитие компании
Если вы хотите, чтобы компания развивалась, нужно учитывать средства на рост, то есть заложить в финансовый план и прибыль бизнеса. Возможно, на этом этапе придется пересмотреть ваш расчет постоянных и переменных расходов — так происходит, когда для роста нужно нанять еще сотрудников, купить больше оборудования, снять просторный офис.
Обратите внимание: в данном случае речь идет не о зарплате, которую вы платите себе и считаете это расходом. Даже если вы ИП или самозанятый, работаете сами на себя, на этом этапе вы смотрите на свою деятельность как на бизнес, который должен генерировать прибыль. А куда вы потратите эту прибыль — вложите в развитие или просто заберете себе наличные, — это вопрос другой.
Когда считают себестоимость для бизнес-плана, используют желаемую прибыль. Если используете уже имеющиеся данные, считайте фактическую прибыль, которая есть у компании.
Сложите постоянные, переменные, косвенные расходы и планируемую прибыль.
Руководитель клининговой службы хочет, чтобы компания приносила в виде прибыли хотя бы 20 000 руб. в месяц. Эти деньги он планирует вкладывать в покупку нового оборудования.
Руководитель складывает все месячные расходы с учетом полной загрузки компании в 150 заказов в месяц: постоянные 230 000 руб., переменные 225 000 руб., косвенные 3000 руб. и прибыль 20 000 руб.
Итого все расходы — 478 000 руб.
Рассчитайте себестоимость
Чтобы определить среднюю себестоимость при полной загрузке, нужно сначала выяснить стоимость часа. Для этого разделите среднюю сумму расходов в месяц на количество рабочих часов.
Затем можно вычислить стоимость одного заказа. Например, вы знаете, что специалисты вашей компании на выполнение одной услуги тратят три часа. Значит, умножайте стоимость часа на 3 — получите тариф, который нужно установить за этот заказ, чтобы выйти на плановую прибыльность с учетом всех расходов.
Смотрите выручку, прибыль, остатки, рентабельность — данные за любой период по магазину, группе товаров или конкретной позиции.
С помощью полученных данных можно выяснить, насколько выгоден для вас конкретный клиент, который уже платит за услуги — это называют трудоемкостью клиента. Умножаете количество потраченных на человека часов и свою стоимость часа, сравниваете с себестоимостью. Если фактическая оплата в итоге оказалась меньше, нужно или повышать для клиента цену, либо искать других клиентов, которым услугу можно оказать быстрее.
Стоимость часа работы клининговой компании получилась около 2 390 руб. Заказ по уборке команда из трех человек выполняет за пару часов, еще нужно учитывать время проезда, итого 3 часа или 7 170 руб.
Сейчас за такой заказ берут 8 000 руб., и этот тариф даже выше себестоимости. Можно давать постоянным клиентам скидки и все равно быть в плюсе.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Плановая и фактическая калькуляция: задачи и отличия
Задачи калькулирования продукции
Одной из основополагающих задач управления себестоимостью продукции (работ, услуг) является ее калькулирование. Калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) — это расчет издержек на изготовление, приходящихся на единицу продукции (работ, услуг), связанных с использованием в процессе ее производства сырья, материалов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Калькуляция затрат предприятия необходима для расчета фактической или плановой себестоимости продукции и оценки издержек производства.
Обратите внимание!
Плановая калькуляция определяет среднюю себестоимость продукции (работ, услуг) на плановый период. Основная задача при составлении плановой калькуляции — оценка целесообразности дальнейшего выпуска продукции или выполнения работ (услуг). Кроме того, благодаря качественно составленной калькуляции затрат появляется возможность установить оптимальную цену для контрактации с контрагентами.
Фактическая калькуляция составляется по данным бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции и отражает фактическую себестоимость готовой продукции или выполненных работ. Кроме расходов, предусмотренных планом, в фактической калькуляции также отражаются расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией.
Важно!
Фактическая калькуляция необходима для анализа себестоимости, оценки отклонения фактических показателей от плановых и позволяет правильно проводить планирование в дальнейшем.
Составляем калькуляцию: какие расходы в нее необходимо включить?
Рассмотрим фактическую калькуляцию себестоимости продукции ООО «Альфа», занимающегося ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей.
В первую очередь в калькуляцию включаются расходы, которые стоит отнести к себестоимости по данным бухгалтерского учета.
Калькулирование на любом предприятии организуется в соответствии с определенными принципами, основным из которых является обоснованность отнесения статей затрат на себестоимость и их включение в цену.
В общем виде калькуляция имеет следующий вид (табл. 1).
Таблица 1. Фактическая калькуляция (ремонт агрегата А)
Наименование статей калькуляции
Сумма, руб.
Затраты на материалы всего
34 718,00
сырье и основные материалы
возвратные отходы (вычитаются)
топливо на технологические цели
энергия на технологические цели
тара (невозвратная) и упаковка
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих всего
210 795,00
основная заработная плата
дополнительная заработная плата
63 238,50
Затраты на специальную технологическую оснастку
314 207,00
583 219,00
1 206 177,50
К сведению
Представленная калькуляция имеет исключительно рекомендательный характер. Для каждого предприятия статьи затрат могут быть абсолютно разными, все зависит от специфики деятельности. Например, в нашем случае не указаны такие статьи затрат, как «Услуги сторонних организаций», «Командировочные расходы основных производственных рабочих» и пр.
Рассмотрим каждую статью расходов, включенных в калькуляцию.
Затраты на материалы
В данную статью включают затраты на сырье и основные материалы, вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие и прочие затраты за вычетом стоимости реализуемых отходов.
Отходы — это остатки материалов, образовавшиеся в процессе производства и потерявшие свои потребительские качества.
Для достижения наилучшего результата на предприятиях зачастую утверждают нормы расхода материалов и устанавливают лимит расходов. Норма расхода — это максимально допустимое количество материалов, расходуемое на изготовление единицы продукции.
На практике также утверждают так называемые лимитные карты на списание материалов (табл. 2), в которых, собственно, устанавливают лимит на материалы. Если необходимо большее количество материалов, превышающее установленный лимит, пишут служебные записки на необходимое превышение количества материалов с обоснованием причины их потребности и выписывают их по отдельному требованию.
Таблица 2. Лимитная карта на материалы
Наименование ТМЦ
Единица измерения
Лимит
Отпущено
дата
количество
подпись получателя
1. Сырье и основные материалы
2. Комплектующие изделия
Кольцо уплотнительное 2×10,3
Кольцо уплотнительное 4×8,7
Лимитная карта необходима в первую очередь для того, чтобы при выпуске каждого изделия не было случаев «забытых» материалов и комплектующих, а также для мониторинга за соблюдением лимита списания материалов. Также благодаря ведению таких карт постоянно и на каждое изделие или работу облегчается работа у бухгалтерии при списании материалов в производство.
Затраты на оплату труда основных производственных рабочих
В эту статью включают основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих, относящуюся на производство конкретных изделий или оказание услуг в качестве прямых затрат.
В состав основной заработной платы производственных рабочих включаются:
Дополнительная заработная плата — это компенсации, которые включают начисления за неотработанное время, установленные коллективным договором предприятия или иным локальным нормативным актом в соответствии с трудовым законодательством.
В случае составления плановой калькуляции для производственных предприятий с несколькими цехами и установленной повременной системой оплаты труда, как в ООО «Альфа», где утверждена нормативная трудоемкость на выполнение конкретных операций, можно составить следующую расшифровку затрат на оплату труда основных производственных рабочих (табл. 3).
Таблица 3. Затраты на оплату труда основных производственных рабочих
Вид работ
Трудоемкость и заработная плата, учтенные при составлении калькуляции
трудоемкость, нормо-часы
стоимость нормо-часа, руб.
основная заработная плата (фонд оплаты труда), руб.
Калькуляция стоимости услуг: образец, способы и порядок расчета
Калькуляцию себестоимости составляют по разным методикам в зависимости от сферы деятельности. Предприятие не может оказывать услуги меньше себестоимости и для снижения расходов предпринимает разные способы. Как сделать калькуляцию стоимости, разберемся в статье.
Что понимается под себестоимостью услуг
Себестоимость — это денежное выражение расходов предприятия при оказании услуг. Этот параметр показывает, сколько средств затратит производитель при выполнении заказов. Увеличение прибыли и рентабельности напрямую зависит от снижения себестоимости. Для этого:
Соревнуясь с конкурентами на рынке, нужно сделать правильный расчет себестоимости услуг. Цены формируют, учитывая важные факторы:
К себестоимости могут принадлежать расходы основного и вспомогательного производства. Издержки, которые входят в расчет себестоимости услуг, группируют по видам статей калькуляции и элементов. Итоговая сумма расходов влияет на образование цен (изготовление товаров или предоставление услуг). Вот так будет выглядеть себестоимость услуги, на примере отделки стен помещения.
Статьи калькуляции | Цена в руб. |
Затраты на материалы (шпаклевку, грунтовку) | 10000 |
Зарплата отделочника | 5000 |
Обязательные взносы для наемного персонала | 200 |
Оплата электричества | 100 |
Расходы воды | 200 |
Дополнительные производственные издержки | 1000 |
Себестоимость | 16500 |
Дополнительные или ненормированные затраты не зависят от объемов производства. Это транспортные, банковские расходы, оплата аренды. Например, сумма затрат на установку ворот будет зависеть от технологических процессов: замеры, сборка конструктивных элементов, установка на забетонированную площадку и сварка деталей и столбов. Необходима смета с разделением действий, итог которых укажет на точную стоимость установки ограждения.
Для чего нужен анализ себестоимости
Учет каждой статьи расходов нужно вести, чтобы выяснить, насколько рентабельно предприятие, выгодно ли заниматься конкретной деятельностью и определить, что нужно для получения прибыли. Для этого нужно анализировать себестоимость продукции, расходы на рабочие мероприятия, контролировать действия персонала.
Задачи анализа себестоимости:
Анализ себестоимости позволяет оценить правильность калькуляции стоимости услуг и определиться с оптимальными ценами.
Подходы к определению цены услуги
Предприниматели формируют стоимость так, чтобы не быть в убытке. Для этого к себестоимости продукта или услуги плюсуют прибыль. Также предприниматель может установить процент от прибыли, которую принесет предоставляемая услуга клиенту в определенный период. Допустим, в магазине был один товарооборот, а после маркетингового хода значительно увеличился. Разработчик маркетинговых программ просит заплатить за полученный дополнительный доход в первом месяце 20% от прибыли.
У многих калькуляция стоимости услуг выше, чем ценники конкурентов, но это не мешает компании успешно развиваться. Такую возможность дают 3 условия:
При формировании цены необходимо опираться на себестоимость, спрос, конкурентоспособность и планировать прибыль. Также не забывайте, что стоимость должна соответствовать качеству продукта.
Калькуляция себестоимости услуг
Калькуляция стоимости услуг — это оценка затрат при выполнении работ по заказу клиента. Она нужна, чтобы определить плановую или фактическую себестоимость. Калькуляция стоимости услуг необходима, чтобы определить:
Калькуляция отличается по видам:
При калькулировании применяют следующие методы:
Используют при выполнении одного вида услуги. Рассчитывают общую себестоимость и делят на число отдельных операций.
Метод подходит для промышленного производства, где изделия проходят несколько технологических процессов. Для учета распределяют затраты между статьями калькуляции, переделами (часть технологий по производству), видами объектов.
Применяют для серийного комплекса работ. Предварительно составляют расход ресурсов по нормативам, распределяют по статьям калькуляции, рассчитывают расход материалов по факту потребления, корректируют данные с учетом отклонений.
Способ наиболее приемлем для сбора затрат на отдельные заказы. Источник расходов — бухгалтерские учетные ордера, ведомости. Калькуляцию составляют после завершения работ по фактическим данным.
Рассмотрим образец калькуляции стоимости услуги в строительстве, где часто приходится составлять несколько схем по расходам.
Для одноразовой услуги с материальными и трудоемкими затратами, рассчитывают полную стоимость, учитывают накладные расходы и прибавляют прибыль.
Полная себестоимость
Полная себестоимость включает затраты:
При оказании услуг, когда составляют калькуляцию, затраты классифицируют по видам:
Рассмотрим на примере организации праздничных торжеств. К прямым затратам агентства относится зарплата персонала, к косвенным расходам — заработок предпринимателя. Постоянные — перечисления обязательных взносов в ФНС, ПФР, ФСС. Атрибутика для обеспечения украшений залов при проведении торжеств — переменные показатели.
Плановая себестоимость
Плановую себестоимость рассчитывают, когда планируют деятельность предприятия на будущий год. Суммарные затраты отчетного периода разбивают на каждый квартал прогнозируемого года. Данные берут из источников:
Планируют затраты, чтобы правильно рассчитать хозяйственную деятельность, снизить будущие расходы и получить прибыль.
Уровень расходов может меняться, так как зависит от объема поступающих заказов. Для того, чтобы определить стандартный уровень, нужно взять среднее количество работ за аналогичный период, и определить, сколько израсходовано материалов.
При планировании затрат берут за основу условную, постоянную и переменную величины. Ориентируются на утвержденную калькуляцию цены на услуги конкретного периода, составленную в соответствии с расходными статьями. Постоянными значениями считаются общехозяйственные издержки, на которые не влияет объем работ. Переменные затраты — зарплата и потребление ресурсов. Эти показатели зависят от количества выполненных операций.
Что такое программа лояльности клиентов и как ее внедрить
Что такое программа лояльности клиентов и как ее внедрить
Расчет полной стоимости услуги
Перед тем как рассчитать себестоимость услуги нужно выбрать основные показатели:
Для расчета используют формулу:
К этому значению прибавляют наценку и озвучивают клиенту. Разница между фактической ценой и себестоимостью — это прибыль предприятия.
Примерная структура калькуляции
При составлении калькуляции на услуги применяется позаказный метод. Этот способ актуален при предоставлении услуг:
На каждый вид услуг выполняют отдельные расчеты, учитывая особенность функций и составных параметров. Позаказную методику используют после завершения работ, так как для расчетной операции необходимы фактические данные.
Схема калькуляции состоит из подробного описания расходов на единицу выполненных работ. Этот параметр измеряется разными способами в зависимости от сферы применения:
В структуру затрат входят разные виды работ, которые состоят из статей расходов:
Алгоритм калькуляции затрат на услуги:
Структура калькуляции, например, транспортных услуг, будет следующей:
После расчета себестоимости услуг планируют прибыль. Сложность выполнения услуги напрямую влияет на структуру калькуляции. Например, когда выполняют ремонт комнаты, учитывают не только площадь, но и количество дверных и оконных откосов, планировку стен и потолка. При составлении сметы определяют объем расходов на штукатурку, монтаж натяжного потолка или облицовку кафелем. В результате подводят итог и оценку каждой операции.
Как снизить стоимость услуги для отдельных клиентов
Бизнесу важно заинтересовать клиентов, создать базу постоянных заказчиков.
Для экономии расходов на контекстную рекламу можно воспользоваться Оптимизатором Calltouch. Вы указываете подходящую стоимость целевого действия или суточный бюджет, а сервис управляет ставками для достижения максимальной эффективности.
Чтобы зарабатывать в условиях конкуренции, нужно снизить себестоимость и при этом не разориться. Для этого нужно:
Правильное распределение бюджета на рекламу — также важный пункт управления бизнесом. Контролируйте и анализируйте все расходы в одном месте и выявляйте неэффективные способы продвижения с помощью системы сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой.
Заключение
Калькуляция затрат на услуги позволит распределить издержки по статьям. Их перечень зависит от специфики услуги. Чтобы избежать банкротства и не предлагать услуги по завышенным ценам, нужно контролировать расходы. Для этого нужна калькуляция стоимости услуг. Даже в кризисной ситуации себестоимость продукции или услуг остается важным показателем.
Как сформировать стоимость услуги? [Инструкция с примерами]
Часто начинающие предприниматели сталкиваются с проблемой формирования стоимости услуг. Дело в том, что многие в этом вопросе ориентируются только на конкурентов и стараются перебить их предложение более низкой ценой. И это в корне неверный подход.
Существует 3 ключевых фактора процесса формирования цены, которые необходимо учитывать еще на этапе подготовки.
То есть, учитывая эти 3 момента, вам нужно произвести расчет стоимости услуг по критериям: максимальная цена, минимальная цена и оптимальная цена.
Далее мы разберем основные методы ценообразования в сфере услуг, их особенности и нюансы.
4 основных подхода к расчету стоимости услуг
Метод 1. Себестоимость + планируемая прибыль. Себестоимость в этом случае — это затраты, связанные с выполнением необходимых операций в рамках оказанных услуг. Такие издержки можно разделить на 4 условные группы:
Отдельно стоит вынести такую статью расходов, как налоги и реклама. Посчитав себестоимость услуги, необходимо прибавить процент планируемой прибыли.
Метод 2. Ориентация на цены конкурентов, которые предлагают схожие по содержанию и уровню качества услуги. Суть метода заключается в мониторинге предложений прямых конкурентов и установке конкурентоспособных цен.
Однако не все так просто. Недостаточно просто установить цены на услуги по принципу «как на рынке». Ведь у вас, несмотря на схожесть предоставляемой услуги и целевого потребителя, могут быть абсолютно разные статьи расходов. Поэтому, выбирая данный метод, важно учитывать также себестоимость.
Метод 3. Доля от прибыли клиента. Стоимость услуг в этом случае определяется экономическим эффектом, который принесет предоставляемая услуга клиенту. Например, какой-либо процент от прибыли заказчика за определенный промежуток времени.
Главный минус этого метода состоит в том, что крайне сложно прогнозировать экономический эффект услуги. Может быть слишком много внешних факторов, влияющих на конечный результат.
Метод 4. Метод «цена = ценность». Подразумевает расчет стоимости услуги, исходя из ее ценности, уникальности, неоценимой пользы, которую она несет клиенту. Причем ценность может быть как осязаемая, то есть выражаться в экономических результатах клиента, так и неосязаемая — на уровне ощущений. В этом случае завышенная стоимость может оправдываться престижностью или эксклюзивностью.
Пошаговая инструкция формирования цены на услугу
Шаг 1. Рассчитайте постоянные и прямые издержки, связанные с процессом оказания услуги. Это затраты, которые вы несете регулярно и независимо от объема оказанных услуг за этот промежуток времени. Чтобы посчитать издержки, необходимо составить максимально полный список того, на что вы тратите ресурсы в течение месяца:
Как рассчитать стоимость амортизации оборудования, например, компьютера? Очень просто.
Точно по такой же схеме можно рассчитать все издержки.
Шаг 2. Определите косвенные и переменные расходы. Размер этих затрат обычно меняется в зависимости от спроса на услугу и объема продаж:
Рассчитать сумму переменных издержек можно тем же путем, что и в первом пункте.
Шаг 3. Основываясь на реальном спросе и собственных возможностях, определите оптимальный объем услуг (в часах), который вы можете предоставлять клиентам. Затем разделите сумму затрат (шаг 1 + шаг 2) на количество часов.
Это и будет та минимальная цена услуги, которая покроет все расходы и позволит вам работать не в убыток.
Шаг 4. Изучите спрос и предложение рынка. Проанализируйте своих прямых конкурентов. Какую цену декларируют они?
Стоимость ваших услуг может быть в рамках коридора цен, заданного конкурентами. Однако, в зависимости от себестоимости и других факторов, можно как снижать, так и повышать ценник. Во втором случае важно сделать правильное обоснование цены, показать потребителям, что ваша услуга более качественная, чем у конкурентов, эксклюзивная или уникальная.
Далее рассмотрим образец расчета стоимости услуги.
Формирование стоимости услуг на примере
Разберем, как рассчитывается цена услуги на примере ниши онлайн-консультации психолога.
1. Определяем минимальную стоимость услуг, исходя из себестоимости. Какие постоянные и переменные расходы несет исполнитель?
Берем за основу 120 рабочих часов в месяц. Статья расходов может быть как в разы больше, так и меньше, все зависит от масштабов бизнеса.
Итак, мы получили минимальную сумму, которую нужно брать с клиента, чтобы покрыть базовые расходы.
2. Изучаем спрос. Какую цену готовы платить клиенты за консультацию психолога? Какой прайс у конкурентов?
Например, проанализировав 5 прямых конкурентов, которые предлагают услуги, максимально близкие по качеству, получаем следующие данные:
3. Имея минимальную и оптимальную цену, мы можем пойти двумя путями:
В каких случаях можно смело ставить высокий ценник на услугу?
Практически в любой сфере бизнеса можно работать с ценниками в разы выше рыночной стоимости и при этом не только держаться на плаву, но и успешно развиваться. Это возможно, если вы в рамках своей услуги выполняете несколько важных условий:
Давайте разберем на примере. Ниша: копирайтинг. Услуга: создание Landing Page.
Стандартная ситуация, когда клиент покупает продающую страницу, но не знает наверняка, какой результат в цифрах она принесет. Какая конверсия в покупку? Какая прибыль?
Подводя итог, отметим, что ценообразование в сфере услуг — процесс многогранный. В процессе формирования стоимости можно отталкиваться от себестоимости, спроса, конкурентов или планируемой прибыли. Однако крайне важно помнить, что цены на услуги должны быть эквивалентны ценности и пользе, которую они приносят.
Ставьте лайк и напишите в комментариях, какой метод расчета стоимости вы выбрали для себя?
Расчет себестоимости услуг: практикум для главбухов и финдиров
Как правильно рассчитать себестоимость услуг по клиентам компании? Как распределять на себестоимость услуг прямые и накладные расходы? Что учитывать при отнесении расходов по отдельным статьям затрат на клиентов компании?
Руководству компаний, которые занимаются оказанием услуг, важно видеть себестоимость услуг в аналитике по отдельным клиентам. Это нужно для контроля и управления как общей рентабельностью бизнеса компании, так и экономической эффективностью работы с каждым клиентом.
На практике достаточно часто компании, не вдаваясь в детальный анализ причин снижения общей рентабельности, пытаются повысить ее за счет роста цен на услуги и в итоге теряют в объемах реализации и прибыли.
Предлагаем:
1. Проанализировать текущую ситуацию и выявить негативные факторы себестоимости услуг в разрезе клиентов компании;
2. Разработать методику расчета прямых расходов и распределения накладных расходов по клиентам компании;
3. На основе мониторинга динамики себестоимости услуг разработать предложения по снижению себестоимости работы с отдельными клиентами.
Анализируем текущую ситуацию
Всем, наверняка, знакомо: себестоимость услуг растет, рентабельность бизнеса снижается, а руководство требует срочно исправить ситуацию. Менеджмент оперативно составляет разнообразные планы по улучшению деятельности подразделений, но их реализация не приносит прогнозируемого улучшения показателей.
Естественно, возникает вопрос: почему не сработали предложенные мероприятия? Чаще всего потому, что не анализировали динамику себестоимости услуг в разрезе клиентов компании (или хотя бы их основных групп) — это позволило бы понять причины ее роста и адекватность ценовой политики по отдельным клиентам. Без такого анализа практически невозможно достоверно выявить негативные факторы и разработать действительно эффективные мероприятия по повышению рентабельности работы с клиентами.
Для анализа текущей ситуации необходимы аналитические данные о составляющих себестоимости услуг в группировке по прямым и накладным расходам.
Прямые расходы непосредственно связаны с оказанием услуги и отражаются в учете на счете 20, а в состав накладных включаются как общепроизводственные (счет 25), так и общехозяйственные (счет 26) расходы.
Прямые расходы относят сразу на себестоимость услуги, а накладные сначала аккумулируются в течение отчетного периода, а затем распределяются на себестоимость услуг по утвержденным в компании алгоритмам.
Изменения величины и состава себестоимости услуг надо анализировать в динамике за выбранный период.
Чтобы исключить влияние разовых или непредвиденных колебаний затрат, период анализа должен быть не менее шести месяцев.
Порядок анализа: формируется аналитическая таблица по формированию себестоимости в разрезе клиентов компании и на ее основе выявляются факторы, повлиявшие на увеличение себестоимости.
Как это сделать, рассмотрим на примере ООО «Альфа» (оказывает информационно-консультационные услуги). Результаты хозяйственной деятельности компании за шесть месяцев 2017 г. представлены в табл. 1.
Таблица 1. Отчет о прибылях и убытках компании «Альфа» за 6 месяцев 2017 г.
Показатели
Январь
Февраль
Март
Апрель
Июнь
Объем услуг
720 000
825 000
850 000
850 000
830 000
795 000
Прямые расходы
356 200
424 500
496 000
509 000
474 800
443 700
Накладные расходы
130 000
140 000
145 000
155 000
155 000
150 000
Всего расходы компании
486 200
564 500
641 000
664 000
629 800
593 700
Прибыль от услуг
233 800
260 500
209 000
186 000
200 200
201 300
Рентабельность бизнеса
32,5 %
31,6 %
24,6 %
21,9 %
24,1 %
25,3 %
Уровень прямых расходов
49,5 %
51,5 %
58,4 %
59,9 %
57,2 %
55,8 %
Вывод
Как видим, при устойчивом объеме реализации услуг рентабельность бизнеса снижается, а доля прямых расходов к объему реализации, наоборот, растет. Кроме того, на протяжении всего периода увеличиваются общехозяйственные расходы.
Отметим также непропорциональный динамике объемов оказанных услуг рост фонда оплаты труда, что сказывается и на увеличении зависимой от него статьи «Отчисления с ФОТ».
На снижение рентабельности повлияло и привлечение к выполнению работ внешних специалистов (статья «Субподряд»), а также постоянное увеличение расходов на командировки.
Таким образом, главные факторы снижения рентабельности бизнеса и роста себестоимости услуг в анализируемом периоде:
Однако этой информации явно недостаточно для того, чтобы понять причины роста себестоимости и разработать эффективные мероприятия по ее оптимизации. Необходим более детальный расчет себестоимости услуг по клиентам компании.
Методика расчета прямых расходов и распределения накладных расходов по клиентам компании
Алгоритм расчета себестоимости услуг по клиентам компании:
Сумма первых трех расчетов — это производственная себестоимость услуг для каждого из клиентов.
Добавив к ней результаты четвертого расчета, получим полную себестоимость услуг по клиентам компании, а значит, увидим, насколько рентабельна работа с каждым из клиентов и выявим причины более высокой себестоимости у одних клиентов по сравнению с другими.
Сформируем для наглядности полную себестоимость услуг для каждого из клиентов компании «Альфа» за июнь 2017 г. Для этого в соответствии с предлагаемой методикой сначала распределим прямые затраты, которые можно явно отнести на конкретного клиента компании.
Статья затрат «Фонд оплаты труда» за июнь — 260 000 руб. За этот же месяц сотрудники компании произвели работы у клиентов в количестве 420 часов.
В аналитике по сотрудникам и клиентам выработка часов за июнь представлена в табл. 2.
Таблица 2. Выработка часов по клиентам за июнь 2017 г.
Сотрудники
Заказчик 1
Заказчик 2
Заказчик 3
Заказчик 4
Всего
Итого работ
Так как размер заработной платы у сотрудников отличается, чтобы определить себестоимость услуг в части статьи «Фонд заработной платы» по клиентам, распределим заработную плату сотрудников пропорционально отработанному у клиентов времени.
Общее количество рабочих часов в месяце больше, чем потрачено на выполнение услуг, следовательно, напрямую разносится не весь фонд оплаты, а только та его часть, которая выплачивается за часы работы у клиентов.
Оставшаяся часть фонда оплаты труда сотрудников относится к условно-прямым расходам, поскольку выплачена за часы, потраченные на процессы внутри компании (совещания, планирование и отчетность по работе, обучение, работа на внутренние проекты компании и т. д.).
Распределяем общий фонд оплаты сотрудников на условно-прямые и прямые расходы по формулам:
Зная размер части фонда оплаты труда, которая относится на прямые расходы, и количество часов работы у клиентов по каждому из сотрудников, распределяем эту часть на себестоимость услуг для клиентов по формуле:
Итоги этих расчетов — в табл. 3.
Таблица 3. Распределение ФОТ на прямые и условно-прямые расходы
Распределение ФОТ на прямые и условно-прямые расходы
Сотрудники
ФОТ, руб.
Часов в месяце
Часы общие
ФОТ — условно-прямые расходы
ФОТ — прямые расходы
Итого
260 000
103 155
156 845
Распределение ФОТ по клиентам за июнь 2017 г.
Сотрудники
Заказчик 1
Заказчик 2
Заказчик 3
Заказчик 4
Всего
Итого работ
23 512
33 482
48 363
51 488
156 845
Как видим, по итогам работы в июне 2017 г. в составе фонда оплаты труда сотрудников отдела в общей сумме 260 000 руб. прямые расходы — 156 845 руб. и условно-прямые расходы — 103 115 руб.
Далее прямые расходы распределены на себестоимость услуг по каждому из четырех клиентов пропорционально времени, отработанному у них каждым сотрудником компании.
Прямые расходы по статье затрат «Отчисления с ФОТ» относятся на клиентов в размере 30 % от прямых расходов на ФОТ (общая сумма отчислений во все фонды согласно действующему законодательству).
Расходы по статье затрат «ЕНВД» на клиентов разносим в сумме 6 % от объема оказанных услуг (в соответствии с выбранным компанией режимом налогообложения).
Далее анализируем экономическое содержание статьи расходов «Обучение». Если обучение сотрудника проводилось именно в связи с выполняемой у клиента работой (например, ранее сотрудник не работал с программой, которой пользуется клиент), то такие расходы нужно отнести на себестоимость услуги для конкретного клиента.
В случае когда обучение сотрудника служит для общего профессионального развития, такие расходы следует признать условно-прямыми и не относить непосредственно на клиентов.
По статье расходов «Субподряд» отражаются затраты на привлечение внешних подрядчиков (экспертов, разработчиков и т. п.) для выполнения части договорных работ у конкретных клиентов, поэтому такие затраты мы можем сразу отнести на себестоимость услуг для конкретного клиента.
В нашем случае общие расходы на субподряд за июнь 2017 г. — 10 тыс. руб. Из них 4 тыс. руб. относим на Заказчика 2, 6 тыс. руб. — на Заказчика 4.
Расходы по статье «Командировки» распределяем аналогично статье «Обучение», т. е. если цель командировки — выполнение работ у конкретного клиента, эти расходы относим на этого клиента, а если командировка носит общий характер — к условно-постоянным расходам.
За июнь сотрудники отдела совершили три командировки на общую сумму 30 тыс. руб. При этом две командировки были к Заказчикам 1 (5 тыс. руб.) и 4 (15 тыс. руб.), а одна носила общий характер (посещение семинара) и обошлась компании в 10 тыс. руб.
Расходы по статье «Амортизация ОС» по своей сути не могут быть отнесены к конкретному клиенту и в полном размере являются условно-прямыми расходами, подлежащими распределению.
Результат распределения прямых расходов — в табл. 4.
Таблица 4. Распределение прямых расходов на клиентов компании за июнь 2017 г.
Статьи затрат
Заказчик 1
Заказчик 2
Заказчик 3
Заказчик 4
Всего
Итого расходы
40 365
62 527
74 872
105 935
283 699
Теперь распределим общую сумму условно-прямых расходов отдела, работающего с клиентами, — 162 101 руб., из них:
Чтобы расчет себестоимости услуг по клиентам был максимально достоверным, важно правильно выбрать алгоритм распределения общих расходов.
На практике такие расходы часто распределяют пропорционально суммовому объему услуг. Однако у разных клиентов может быть различная договорная стоимость услуги, и такой выбор исказит себестоимость услуги для клиента. Неоправданно большая часть общих расходов будет отнесена на клиента с большей договорной стоимостью, а у клиента с меньшей стоимостью себестоимость услуги, наоборот, будет занижена.
С учетом выбранного алгоритма формула для распределения условно-прямых расходов на клиентов компании «Альфа» будет выглядеть так:
В результате расчета по этой формуле условно-прямые расходы компании «Альфа» распределились по клиентам следующим образом (табл. 5).
Таблица 5. Распределение условно-прямых расходов по клиентам за июнь 2017 г.
Статьи затрат
Заказчик 1
Заказчик 2
Заказчик 3
Заказчик 4
Всего
Итого расходы
19 157
32 806
50 174
55 964
162 101
Следующим этап расчета себестоимости услуг для клиентов компании — распределение общепроизводственных расходов.
К общепроизводственным расходам относят затраты, которые непосредственно не связаны с процессом оказания услуг у клиентов, но обеспечивают сам процесс оказания услуг, например:
Алгоритм распределения общепроизводственных расходов на услуги для клиентов компании целесообразно использовать тот же, что и для условно-прямых расходов:
Общепроизводственные расходы отдела компании «Альфа» за июнь — 90 000 руб. Распределим их пропорционально отработанному у клиентов времени:
Общехозяйственные расходы относятся к процессам управления всей компанией и поэтому могут распределяться на себестоимость услуг по алгоритмам, отличным от процесса производства услуг. Например, не только по общей сумме затрат одним алгоритмом, но и по каждой статье по своему алгоритму.
Если отдельные затраты можно учитывать по конкретным подразделениям компании, сначала такие затраты относят на общехозяйственные расходы подразделения, а потом к ним распределяются общие расходы компании. Например, если у каждого подразделения компании есть отдельный прибор учета электроэнергии, то сначала на общехозяйственные расходы подразделения по статье «Электроэнергия» относится сумма затрат согласно показаниям, а затем к этой сумме добавляется часть общих затрат на электроэнергию, которые превышают сумму по приборам учета всех подразделений (то есть те затраты, которые не относятся к конкретным подразделениям).
Сложные составные алгоритмы распределения общехозяйственных расходов оправданы только в том случае, когда у компании имеются целевые показатели по ним и назначены сотрудники, ответственные за их достижение. В противном случае это напрасная трата времени и сил.
В большинстве случаев для распределения общехозяйственных расходов достаточно одного общего алгоритма, так как производственные службы не могут повлиять на размер общехозяйственных расходов, а значит, и отвечать за их долю в составе полной себестоимости услуг. Поэтому распределим общехозяйственные расходы компании «Альфа» на себестоимость услуг также пропорционально отработанному сотрудникам времени.
Общая сумма в 60 000 руб. распределена по клиентам в следующих пропорциях:
Данные о полной себестоимости услуг для каждого клиента отдела за июнь — в табл. 6.
Таблица 6. Полная себестоимость услуг за июнь 2017 г.
Расчет цены платной услуги
Автор: Семина Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Театр (автономное учреждение) планирует открыть детскую театральную студию (без прав юридического лица), которая способствует развитию дарований ее участников, освоению и созданию ими культурных, нравственных, эстетических и других ценностей. Посещение студии является платным. Развитием необходимых навыков, творческих способностей, мышления, воображения, обучением актерскому мастерству, сценической речи занимаются сотрудники театра, услуги которых должны оплачиваться по договору возмездного оказания услуг. Что нужно включить в расчет стоимости одного занятия, имеющего часовую продолжительность?
В силу ст. 52 Основ законодательства РФ о культуре, утвержденных ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1, организации культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги.
Поскольку целью оказания платных услуг в государственных (муниципальных) учреждениях, в том числе автономных, не может быть извлечение прибыли, в основе ценообразования лежит принцип самоокупаемости затрат.
При расчете тарифа на платную услугу учитываются:
прямые расходы (заработная плата основного персонала с начислениями на оплату труда, материальные запасы, потребляемые в процессе оказания услуги, и прочие расходы, непосредственно связанные с оказанием услуги);
накладные расходы (коммунальные расходы, затраты на содержание имущества, затраты общехозяйственного назначения, затраты на административно-управленческий персонал и прочие затраты, которые прямо нельзя отнести на конкретную услугу).
Учреждение самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых и накладных расходов, связанных с оказанием платных услуг, а также порядок распределения накладных расходов.
Приведем пример расчета цены одного занятия по курсу «Театральная студия» (дополнительная платная услуга), исходя из следующего:
количество занятий в месяц – 8 ч;
продолжительность одного занятия – 1 ч;
средняя наполняемость группы – 15 человек;
период оказания услуги – 8 месяцев;
средний должностной оклад преподавателя в месяц, включая начисления на выплаты по оплате труда, – 32 600 руб.;
месячный фонд рабочего времени – 72 ч;
стоимость методической литературы – 24 000 руб.;
стоимость канцтоваров – 8 000 руб.
Статья затрат
За одно занятие
На одного человека
I. Прямые расходы (п. 1 + п. 2)
1. Затраты на оплату труда основного персонала
452,77 руб.
(32 600 руб. / 72 ч)
30,18 руб.
(452,77 руб. / 15 чел.)
2. Затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно потребляемых в процессе оказания услуги (п. 2.1 + п. 2.2)
2.1. Методическая литература: расходы в месяц – 3 000 руб. (24 000 руб. / 8 мес.)
375 руб.
(3 000 руб. / 8 зан.)
25 руб.
(375 руб. / 15 чел.)
2.2. Канцтовары: расходы в месяц – 1 000 руб. (8 000 руб. / 8 мес.)
125 руб.
(1 000 руб. / 8 зан.)
8,33 руб.
(125 руб. / 15 чел.)
II. Накладные расходы, относимые на платную услугу: их объем определяется с учетом коэффициента (0,58*), определяемого как отношение общей суммы накладных расходов к общей сумме прямых расходов
552,61 руб.
(952,77 руб. х 0,58)
36,84 руб.
(63,51 руб. х 0,58)
III. Итого расходов (прямые + накладные)
* Значение коэффициента накладных расходов рассчитано на основании обобщенных сведений о затратах. Расчет не приводится.
Итак, цена платной услуги составила 100,35 руб. Следовательно, месячная плата за занятия на одного человека составит 802,8 руб. (100 руб. x 8 зан.).
Помимо прямых и накладных затрат, в цену услуги могут быть заложены средства на развитие материально-технической базы учреждения.
Энциклопедия маркетинга
Каталог консалтинговых компаний
Библиотека маркетолога
Формирование цены: как правильно составить плановую калькуляцию
Н. Родин заместитель финансового директора ООО «БСП»
Статья опубликована в журнале «Справочник экономиста» №12 за 2015 год
Формирование цены и калькуляция продукции достаточно широко изучены и представлены во многих работах авторов-экономистов. Несмотря на это, некоторые нюансы калькулирования и формирования цены всегда существуют. В данной статье мы на конкретном примере калькуляции продукции сформируем цену с учетом всех нюансов.
Рассмотрим поэтапно процесс составления плановой калькуляции и формирования цены на безалкогольный сильногазированный напиток «Тархун»:
Калькулируем сырье и ингредиенты на основе рецептуры
Выделяем прямые производственные расходы
Определяем производственную себестоимость выпускаемого продукта
Определяем цену отгрузки
Анализируем рецептуру
В зависимости от организационной структуры предприятия/производства рецептуру можно взять у главного технолога, начальника лаборатории предприятия или директора по качеству.
Рецептура — это состав продукта в разрезе сырья и ингредиентов с указанием нормы расхода на определенный объем выпускаемой продукции.
В безалкогольном производстве расход сырья и ингредиентов указывается расчете на 100 дкл готового продукта, в производстве алкоголя — на 1000 дкл готового продукта, в мясном производстве — на 1 т готовой продукции и т. д.
В таблице 1 представлена рецептура на безалкогольный сильногазированный напиток «Тархун».
Таблица 1. Рецептура безалкогольного сильногазированного напитка «Тархун» (в расчете на 100 дкл готового продукта)
Сырье, ингредиенты
Ед. измерения
Количество, в езд.изм.
Вкусоароматическая добавка «Тархун»
Обратите внимание!
В рецептуре, как правило, не указываются потери сырья и ингредиентов при производстве продукции. На предприятии они утверждаются на основании отраслевых нормативов потерь с учетом специфики и технологии производства.
После того как экономический отдел получил подписанную и утвержденную рецептуру, можно приступать к калькуляции сырья и ингредиентов.
Калькуляция сырья и ингредиентов на основе рецептуры
Для составления калькуляции продукции необходимо знать цены на сырье и ингредиенты. По факту работник экономического отдела может их взять из последних приходов данных ингредиентов или же уточнить у отдела закупок/снабжения.
К сведению
Есть цены, которые в целом не подвержены сезонности или колебаниям курсов валют — их можно брать из приходов. Но есть сырье и ингредиенты, которые покупаются за валюту. В этом случае цена по текущему курсу ЦБ РФ переводится в рубли.
В нашем примере вкусоароматическая добавка «Тархун» закупается в Словении, ее конечная цена зависит от курса валют. Поэтому берем цену у отдела закупок в валюте и исходя из колебаний курса закладываем в цену спекулятивный риск (его стоит закладывать в цену каждого ингредиента).
Калькуляция на сырье и ингредиенты на анализируемый товар — напиток «Тархун» — представлена в табл. 2.
Как видим, затраты рассчитаны с учетом нормативов потерь сырья/ингредиентов. Затраты для удобства представлены в расчете на 100 дкл, на 1 дкл и на 1 бутылку емкостью 0,5 л готового продукта. В зависимости от литража (фасовки) выводится цена на единицу фасовки, в нашем примере — на 1 бутылку емкостью 0,5 л.
По плану сумма расходов на сырье и ингредиенты составляет 6,86 руб. с учетом заложенных в цену спекулятивных рисков и нормативов потерь.
Таблица 2. Калькуляция на сырье и ингредиенты безалкогольного сильногазированного напитка «Тархун»
Сырье, ингредиенты
Единица измерения
Количество
Норматив потерь, %
Цена, руб. (без НДС)
Сумма затрат на 100 дкл готового продукта с учетом норматив потерь, руб. (без НДС)
Сумма затрат на 1 дкл готового продукта, руб. (без НДС)
Сумма затрат на 1 бут. готового продукта емкостью 0,5 л, руб. (без НДС)
«Тархун» вкусоароматическая добавка
Сырье и ингредиенты итого
Важно: Затраты всегда рассчитываются в ценах без НДС.
Калькуляция комплектующих
После расчета затрат на сырье и ингредиенты переходим к калькуляции комплектующих. Основа калькуляции — спецификация, которую предоставляет главный технолог или начальник производства.
К сведению
Спецификация — это перечень комплектующих, используемых при производстве готового продукта.
Калькуляция комплектующих и их трат/потерь для рассматриваемого примера представлена в табл. 3.
Таблица 3. Калькуляция комплектующих и материалов для производства безалкогольного сильногазированного напитка «Тархун»
Комплектующие
Единица измерения
Количество
Цена, руб. (без НДС)
Стоимость комплектации 1 бут. готового продукта емкостью 0,5 л., руб. (без НДС)
Бутылка прозрачная Б-500-2в стекло
Колпачок алюминиевый d = 38
Этикетка фасад «Тархун» 0,5 л
Контрэтикетка «Тархун» 0,5 л
Кольеретка «Тархун» 0,5 л
Гофрокороб ГОСТ (вложение 20 шт.)
Паллет (на 1000 бутылок, 50 коробов)
Комплектующие и материалы итого
Принципы расчета те же, что и при калькулировании сырья и ингредиентов: используем цены без НДС, берем отраслевые траты или внутренние траты предприятия. Важно не упустить распределение совокупных расходов — это, как правило, групповые упаковки, поддоны и прочие групповые материалы. Общая стоимость комплектации с учетом трат составляет 8,72 руб. без НДС.
Выделяем прямые производственные расходы
К прямым производственным расходам, которые возникают непосредственно при производстве продукции, относятся:
Для расчета затрат на оплату труда работников линии в расчете на 1 бутылку выпускаемого продукта воспользуемся формулой:
где ОТОП — затраты на оплату труда работников основного производства в расчете на единицу выпускаемого продукта, руб.;
ТСЧ — часовая тарифная ставка работников основного производства, руб./ч;
Ч — численность работников на линии, чел.;
ЭП — эталонная производительность линии, бут./ч;
КИЛ — коэффициент использования линии и ее производительности (в нашем варианте производительность линии используется в среднем на 75 %, то есть часовой выпуск составляет не 6000 бут., а 4500 бут.). Причины использования производительности не на 100 % могут быть разными: частые поломки и простои, сложная бутылка, разная емкость бутылок и т. д.
Обратите внимание!
Расходы на заработную плату в расчете на 1 единицу выпускаемого продукта зависят от часовой тарифной ставки работников основного производства, численности работников на линии и производительности линии за единицу времени (в нашем случаи за 1 час рабочего времени).
Взносы с заработной платы согласно действующему законодательству РФ во все фонды (Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) составляет 30,2 % от оплаты труда:
Расходы на амортизацию в расчете на единицу выпускаемой продукции определим исходя из месячной суммы амортизации производственной линии, на которой планируем выпускать продукт, а также производительности линии за единицу времени:
где Аб — амортизация в расчете на единицу выпускаемого продукта;
А — амортизация линии за месяц, руб.;
РД — количество рабочих дней месяц, дней;
ПРД — продолжительность рабочего дня, ч.
Исходя из нормы потребления электроэнергии линией определим расходы на электроэнергию в расчете на единицу выпускаемой продукции:
где Эб — расходы на электроэнергию в расчете на единицу выпускаемого продукта;
НПЭ — норма потребления электроэнергии, кВт/ч;
Тэ — тариф на электроэнергию за кВт/ч, руб.
Проведем расчеты для нашего примера:
125 руб. x 15 чел / (6000 бут x 0,75) = 0,42 руб.;
0,42 руб. x 30,2 % = 0,13 руб.;
150 000 руб. / 22 рабочих дня / 8-часовой рабочий день / 6000 бут. x 0,75 = 0,19 руб.;
75 кВт/ч x 6,2 руб. / 6000 бут. x 0,75 = 0,10 руб.
Сумма прямых производственных расходов в расчете на единицу выпускаемой продукции составила 0,84 руб.
Результаты расчетов представлены в табл. 4.
Таблица 4. Калькуляция прямых производственных расходов при производстве безалкогольного сильногазированного напитка «Тархун»
Показатель
Часовая тарифная ставка работников ОП, руб./час (ТСЧ)
Числен-
ность работников на линии, чел. (Ч)
Эталонная производи-
тельность линии, бут/час, (ЭП)
Аморти-
зация линии в месяц, руб. (А)
Норма потреб-
ления электр-
оэнергии линии, кВт/ч, (Нпэ)
Тариф за 1 кВт/ч, руб. без НДС (Тэ)
Стоимость на единицу выпуска-
емого товара, руб. без НДС
Прямые производственные расходы, в том числе:
Как рассчитать себестоимость товаров, работ или услуг
Себестоимость продукта, который создает бизнес или отдельный работник, помогает понять, ниже какой цены на невыгодно продавать товары и услуги. Обычно при расчете проблем не возникает — нужно просто сложить все издержки на изготовление партии товаров и разделить на количество изделий. Но на деле появляются вопросы: что считать издержкой, как определить себестоимость услуг, какие расходы не учитывать. Разбираемся в нюансах расчета себестоимости в этой статье.
Какие данные использовать
В финансовом учете распространены два подхода к вычислениям, в зависимости от источников данных:
Можно использовать фактические данные, то есть реально понесенные затраты на изготовление продукта или оказание услуги.
Или прогнозные данные, когда себестоимость определяют на основе анализа рынка. Обычно так делают перед запуском бизнеса, на этапе подготовки плана.
Если вы используете прогнозное вычисление, для уменьшения риска ошибки можно ввести в формулу так называемый коэффициент ошибки: получившуюся себестоимость увеличивают на несколько процентов, на случай повышения цен на сырье или роста других налогов.
Например, вы рассчитываете себестоимость чашки кофе, чтобы составить бизнес-план кофейни. Изучаете рынок сырья, аренды, оцениваете размер зарплаты работников. Выясняется, что цены на сырье за полгода выросли на 5%. Это и будет коэффициентом ошибки. Рассчитав потенциальную себестоимость товара для бизнес-плана, увеличьте ее на 5% — получите приблизительную реальную стоимость в момент открытия кофейни.
Расчет себестоимости пригодится для планирования бизнеса. Например, поняв, сколько вы тратите на создание какого-то продукта, вы сможете продумать ценообразование.
Виды себестоимости
Себестоимость — это одновременно бухгалтерский и финансовый термин. Поэтому существуют несколько видов трактовки этого показателя.
По Положению о бухгалтерском учете себестоимостью считаются расходы по обычным видам деятельности в отчетный или предыдущий периоды, переходящие расходы, а также коммерческие и управленческие расходы. Показатель «бухгалтерской» себестоимости соответственно нужен для оформления бухгалтерских документов.
«Финансовая» себестоимость нужна для расчета финансовых показателей, составления бизнес-плана, планирования развития предприятия. Различают несколько подвидов финансовой себестоимости:
Прямая себестоимость — затраты на сырье и материалы, а также на зарплаты и налоги, расходы на обслуживание оборудования.
Цеховая — к прямой себестоимости добавляют затраты на обслуживание и управление производственными структурами.
Полная себестоимость — все затраты на производство и реализацию, в том числе непроизводственные расходы.
Если себестоимость нужна для расчета бизнес-плана или планирования существующего бизнеса, стоит использовать полную себестоимость.
Подсчитайте регулярные расходы
Практически в каждом бизнесе есть расходы, которые не зависят от того, есть ли прибыль или нет, работает ли производство. Еще такие расходы называют постоянными.
Распространенный пример — оплата аренды помещения. Кофейне придется заплатить фиксированную стоимость за аренду, и неважно, продал ли бариста десять чашек кофе или сто.
Смотрите также: Бюджетное управление и его функции
Кроме аренды, в список вносят фиксированную часть заработной платы с налогами и социальными отчислениями, налоги на имущество, затраты на оплату сервисов. Сюда же можно добавить расходы на подрядчиков, если они сотрудничают с вами за фиксированную оплату независимо от результата. Например, когда вы ежемесячно платите рекламному агентству за размещение билборда.
Важная часть постоянных расходов — амортизация техники. Ее определяют бухгалтерским принципом: стоимость делят на количество дней срока службы, установленного производителем. Например, срок службы кофемашины — два года. При цене в 100 000 руб. день ее работы обойдется в 274 руб.
Подсчитайте переменные расходы
Это затраты, которые меняются в зависимости от количества проданного товара или услуг. Например, для товаров это затраты на сырье: чтобы сделать чашку кофе, нужно потратить 10 граммов зерна. Если 1 кг стоит 1000 руб., то на чашку вы потратите 10 руб. Чтобы сделать две чашки — 20 руб.
Когда речь идет об услугах, то нужно учитывать, как бизнес оплачивает физический ресурс, то есть труд сотрудника. Если гонорарами, то их нужно учитывать в переменных расходах. Например, салон красоты доплачивает мастеру за каждую прическу 100 руб. Это переменные расходы, потому что они меняются в зависимости от количества заказов.
Постоянную же зарплату в переменные расходы в услугах не заносят, потому что ее нужно заплатить, даже если мастер не обслужит ни одного клиента.
Распространенным типом переменных расходов также является премия менеджеру по продажам — ее тоже нужно учитывать для будущего расчета.
Как рассчитать себестоимость товара
Когда бизнес производит один вид товара, рассчитать себестоимость можно так: сложить все расходы за конкретный период, затем разделить их на количество произведенной или проданной продукции за этот же период. Конкретные затраты зависят от целей расчета и особенностей производства.
Например, компания производит мебель для офисов. Весомая часть затрат в этом бизнесе — премии менеджерам, которые работают за проценты и ищут клиентов. Производство работает, только если есть заказ — продали 100 столов, значит, изготовят 100 столов. Поэтому в таком бизнесе для расчета себестоимости складывают затраты на аренду цеха, ФОТ и премии менеджерам, а затем сумму делят на количество проданной мебели.
Другой пример: производственная компания, которая выпускает мебель и продает ее через дилеров. В месяц производят 1000 предметов, независимо от количества проданных изделий. В таком случае затраты на продажу лучше не учитывать, себестоимость будет зависеть от стоимости сырья, аренды и ФОТ.
Если у бизнеса многономенклатурное производство, то есть выпускается несколько видов продукции, то постоянные затраты делятся прямо пропорционально количеству выпущенной продукции. Например, в цехе за месяц выпущено 60 столов и 40 стульев — значит, аренду, ФОТ и прочие постоянные затраты нужно разделить в пропорции 60% на 40%.
Как рассчитать себестоимость услуг
Себестоимость услуг рассчитывается аналогично товарам — важно знать общие расходы на оказанные услуги за конкретный период.
Например, вот упрощенный расчет. Компания занимается маркетингом. В месяц команда оказывает типовую услугу 15 клиентам — это адекватная нагрузка, когда сроки не срываются, а сотрудники не выгорают. Все расходы компании за этот же период составляет 100 000 руб. Значит, себестоимость будет равна 100 000 : 15 — примерно 6 700 руб.
Чтобы подсчитать точнее, можно определить среднюю стоимость часа компании при средней нагрузке. Сначала подсчитываем стоимость часа — берем все расходы и делим на количество рабочих часов в месяц. Если расходы составляют 100 000 руб., то стоимость часа при 160 часах работы в месяц составит 625 руб.
Например, команда тратит на выполнение услуги около 12 часов. Это 7500 руб. Плюс переменные расходы, допустим, 1000 руб. премии менеджеру по продажам. Итоговая себестоимость — 8500 руб.
Роман Казаков Автор медиапортала Русской Школы Управления
Источники информации:
- http://assistentus.ru/buhuchet/kalkulyaciya-sebestoimosti/
- http://kontur.ru/articles/6082
- http://www.cfin.ru/management/finance/cost/actual_vs_plan.shtml
- http://blog.calltouch.ru/kalkulyacziya-stoimosti-uslug-obrazecz-sposoby-i-poryadok-rascheta/
- http://kirulanov.com/kak-sformirovat-stoimost-uslugi-instrukciya-s-primerami/
- http://www.klerk.ru/buh/articles/467061/
- http://www.audit-it.ru/articles/account/buhaccounting/a7/971734.html
- http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/pricing/cost_budget.htm
- http://uprav.ru/blog/kak-rasschitat-sebestoimost/