Как работает gsm сигнализация для авто
Принцип действия и преимущества GSM-автосигнализации
Ежегодно в России угоняют тысячи автомобилей, поэтому сохранность транспортного средства остается одной из важнейших задач для каждого владельца. Далеко не все автомобилисты делают выбор в пользу платных стоянок, предпочитая оставлять машину около дома. В такой ситуации особенно важно подобрать сигнализацию, которая поможет защитить автомобиль от злоумышленников. Одним из самых современных и надежных вариантов является GSM-сигнализация.
Особенности охранных систем с GSM-модулем
Автомобильная GSM-сигнализация появилась на рынке сравнительно недавно, но уже успела составить достойную конкуренцию остальным системам.
GSM-устройства основаны на взаимодействии сигнализации с мобильным телефоном автовладельца. С помощью GSM-модуля вся информация об автомобиле передается на мобильное устройство или специальный брелок с сенсорным экраном. Благодаря этому собственник транспортного средства может:
Кроме перечисленных возможностей GSM-модуля, автовладелец получает дополнительный набор функций:
Принцип работы GSM-сигнализации
Основой охранной системы является GSM-модуль, отвечающий за прием и передачу данных и взаимодействие с мобильным устройством. К модулю подсоединяются различные датчики, контролирующие открытие дверей, запуск двигателя, перемещение автомобиля и т.д.
Именно благодаря датчикам и взаимодействию с бортовым компьютером, модуль получает информацию обо всем, что происходит с автомобилем, а затем передает ее на телефон владельца.
Также GPS-сигнализацию можно подключить к диспетчерской службе. Тогда данные об автомобиле будут передаваться не только владельцу, но и диспетчеру. Он также сможет контролировать передвижение машины и определить ее местонахождение в случае угона.
Виды GSM-автосигнализаций
Производители предлагают большой выбор автомобильных GSM-сигнализаций, которые можно разделить на несколько видов по отдельным критериям.
Плюсы и минусы охранных систем с GSM-модулем
Современные GSM-автосигнализации имеют множество конкурентных преимуществ по сравнению с другими противоугонными устройствами. К числу плюсов относятся возможности:
При всех очевидных преимуществах охранных систем, у них также есть и свои минусы, в число которых входят:
Более дорогие системы имеют наилучшее качество сигнала, благодаря чему основные технические минусы становятся неактуальными.
Выбор оператора и тарифа
Чтобы GSM-автосигнализация могла функционировать, автовладельцу необходимо приобрести SIM-карту одного из сотовых операторов. От правильного выбора поставщика услуг связи и тарифа зависит качество работы противоугонной системы.
Перед приобретением сим-карты рекомендуется проконсультироваться с представителем провайдера о возможностях использования предоставляемых услуг в автомобильных сигнализациях.
При выборе оператора и тарифа необходимо учесть несколько важных моментов:
Если конструкция GSM-модуля имеет разъемы для двух SIM-карт, лучше всего пользоваться услугами двух разных операторов связи.
Основные производители
На рынке GSM-сигнализаций можно выделить трех производителей, занимающих лидирующие позиции. Это StarLine, Pandora и Prizrak.
StarLine
Производитель StarLine вошел на отечественный рынок в 2013 году и за короткое время занял лидирующие позиции. Сегодня компания выпускает несколько серий устройств:
Связь с модулем осуществляется через мобильное приложение Telematika 2.0.
Prizrak
В линейке автосигнализаций Призрак устройства с GSM-модулем можно определить по первой цифре «8» в названии модели (например, 810, 820, 830 и 840). Кроме стандартных функций (автозапуск двигателя, микрофоны, дистанционное управление), GSM-устройства Prizrak оснащены:
Pandora
Сигнализации Пандора производятся с 2004 года и соответствуют всем современным стандартам. Интересно, что именно этот производитель впервые ввел возможность авторизации в противоугонной системе при помощи умных часов. Производитель предоставляет автомобилистам выбор устройств с широким ценовым диапазоном.
Если автовладелец не хочет экономить на защите своего автомобиля от угона, GSM-сигнализации станут правильным выбором. Возможность дистанционного контроля и управления позволит в считанные секунды предотвратить незаконное использование автомобиля. Если же машину все-таки удалось угнать, GSM-модуль позволит определить ее положение с максимальной точностью. Чтобы обеспечить надежную работу устройства, приобретать сигнализации стоит только в дилерских центрах или специализированных магазинах.
GPS/GSM автосигнализации как наиболее продвинутая система защиты автомобиля
Безопасность автомобиля всегда была актуальной проблемой для его владельца. Обеспечить сохранность транспортного средства стремились любыми способами. В ход шли различные механические блокираторы руля, педалей и т.д. Устанавливались секретные тумблеры, отключающие питание бортовой сети. Позднее появились всевозможные «пищалко-пипикалки».
Принцип работы gps и gsm сигнализация
Стремительное развитие технического прогресса не обошло стороной и вопросы охраны автотранспорта. И если еще несколько лет назад системы спутниковой сигнализации были доступны только военным или государственным структурам, сегодня практически в любом автомагазине можно свободно выбрать, подходящую по цене и функциональности GPS/GSM автосигнализацию.
Как работает GPS/GSM автосигнализация?
В салон автомобиля устанавливают электронный блок, в состав которого входят микроконтроллер, gps-модуль и gsm-модуль. Модуль gps обеспечивает связь с глобальной системой позиционирования, которая определяет координаты места нахождения и скорость передвижения автомобиля. Модуль gsm обеспечивает связь с владельцем транспортного средства и оператором пульта охраны (если система подключена к диспетчерскому пульту охранного предприятия). Микроконтроллер обрабатывает информацию, полученную от системы датчиков, и на ее основе включает алгоритм действий, соответствующий программе защиты.
Система GPS/GSM автосигнализации обеспечивает постоянную связь автомобиля с его владельцем. Находясь далеко от машины можно получить сведения о ее местонахождении или техническом состоянии, а также завести или заглушить двигатель. Управление автомобилем и мониторинг его состояния осуществляется посредством sms сообщений, голосовых вызовов (dtmf), а также через web-интерфейс специального сайта.
Сайт представляет собой интернет-портал, на который поступает информация от оснащенного системой сигнализации автомобиля в автоматическом режиме. С этого же портала система и забирает настройки для управления транспортным средством. Чтобы дистанционно управлять автомобилем через web-портал, достаточно иметь любое устройство с выходом в интернет – компьютер, ноутбук, айфон, смартфон.
Тревожные звонки или sms-сообщения могут поступать на несколько мобильных телефонов, записанных в память блока управления сигнализации.
Если автомобиль угонят или поставят на штрафстоянку, его местонахождение можно будет определить, используя функцию gps/gsm-треккера. Практически в любом комплекте спутниковой автосигнализации имеется возможность подключения видеокамер, что позволяет дистанционно вести скрытое видеонаблюдение за салоном автомобиля. Дополнительную защиту обеспечивают цифровые реле. Если злоумышленник обнаружит и выведет из строя блок сигнализации, цифровые реле отключат все основные цепи питания. Активировать их будет уже невозможно, даже если подать питание напрямую. Кроме того эти же реле заблокируют двери специальными штырями.
Большинство современных устройств спутниковой сигнализации поддерживают технологии eCall / ЭРА-Глонасс. Автомобиль, оснащенный таким устройством, может самостоятельно вызвать службу спасения. Эта функция очень актуальна при ДТП, в случае если водитель и пассажиры сами не в состоянии что-либо предпринять. По прогнозам специалистов, установка таких устройств снизит последствия травматизма при ДТП на 14 процентов.
Общая структура системы gps/gsm автосигнализации
Схема работы gps и gsm автосигнализации
Чтобы снимать данные о текущем состоянии автомобиля, контроллер сигнализации подключают к диагностическому разъему или непосредственно к исполнительным механизмам и датчикам – тахометру, генератору, форсункам, датчикам скорости, давления масла и т.д.
Для подключения видеокамер в центральном блоке сигнализации предусмотрен специальный интерфейс. Данные с камер отправляются на сайт системы и на мобильный телефон владельца автомобиля в виде mms сообщения.
Контроллер подключают к исполнительным механизмам и датчикам автомобиля
При всех своих достоинствах и высокой технологичности система gps/gsm сигнализации не лишена и недостатков. Злоумышленники тоже не отстают от прогресса, новейшее оборудование (сканеры, кодграбберы, ретрансляторы, глушилки) иногда позволяет угонщикам обойти электронную систему защиты.
Видео: Угон автомобиля со спутниковой сигнализацией
Способы взлома спутниковой сигнализации и методы защиты
Слабое место gps/gsm сигнализации – это канал связи с сервером и мобильным телефоном владельца. У злоумышленников есть несколько способов нарушить эту связь:
а) Глушение сигнала GSM
Сигнал на мобильный телефон можно заглушить
— Такое нехитрое устройство стоимостью около 120$ может заглушить все 3G/GSM/CDMA-модемы в радиусе от пяти до двадцати метров.
б) Подделка сим-карты (клонирование)
У номера, который использует сигнализация, появляется копия, находящаяся в руках у угонщиков. Если сигнализацию заглушить глушилкой, описанной выше, то второй номер будет доступен и не подаст тревожный сигнал. Если сигнализация проверяется периодическими дозвонами, то дозвон будет посылаться на копию сим-карты и не вызовет тревоги.
Для защиты от глушения сигнала и поддельных сим-карт была разработана функция Jamming Detection. Она предназначена для выявления попыток глушения сигнала. При обнаружении такой попытки сигнализация блокирует автомобиль, включает сирену и записывает в память информацию о том, что ее глушили. Когда связь восстанавливается, эта информация отсылается на сервер и на телефон владельца.
в) Подмена станции оператора связи
Устройство, выдающее себя за станцию оператора сотовой связи, помещается в небольшом чемоданчике. GSM-модем автосигнализации не сможет определить, какая из доступных базовых станций реальная, а какая подделка. В случае взлома он не отправит сигнал тревоги по настоящему каналу.
г) Локализация места установки сигнализации с последующим отключением или выведением из строя
Детектор поля стоимостью 43$ позволяет находить места установки радиопередатчиков, работающих на частоте от 1 МГц до 2.6 ГГц. На дисплей устройства выводится уровень сигнала и частота излучения передатчика.
На случай обнаружения места установки при помощи детектора поля и физической деактивации сигнализации рекомендуется использовать дополнительные gps/gsm-маячки. Такой маячок состоит из gps-приемника, gsm-модема и аккумуляторной батареи. Устройство имеет миниатюрные размеры и легко прячется в скрытых местах автомобиля. Маячок сложно обнаружить визуально и практически невозможно выявить при помощи детектора поля, так как он все время находится в состоянии сна, лишь изредка просыпаясь для регистрации в сети и отправки своих координат на сервер. В случае угона автомобиля, по сигналам от маячков легко можно будет определить его координаты.
Чтобы защититься от всех приведенных выше способов взлома, был разработан метод контроля канала связи. Модем блока сигнализации связывается с сервером через определенные промежутки времени – например, пересылает данные по http. Если модем не вышел на очередной сеанс связи, сервер поднимает тревогу – звонит или шлет sms владельцу транспортного средства. Разумеется, данный метод не является панацеей во всех случаях – где-то может быть просто зона плохого приема сигнала – но, тем не менее, он значительно повышает уровень безопасности автомобиля.
Спутниковая gps/gsm – автосигнализация бесспорно обладает большими преимуществами. Даже если автомобиль смогли угнать, она позволит отслеживать его координаты. Задержать угонщиков будет намного проще. Однако для повышения безопасности автомобиля, специалисты рекомендуют использовать спутниковую сигнализацию в комплексе с простыми и надежными механическими противоугонными устройствами.
Автозапуск автомобиля с телефона
Сигнализация – это базовая система безопасности каждой машины. Она может дополнена опциями, которые значительно расширят ее функционал. Так, например, широко распространения автосигнализация с GSM и автозапуском двигателя. Это дополнение уже давно полюбилось многим автовладельцам.
Кроме того, управлять системой сигнализации сегодня можно с помощью смартфона.
Эти устройства многие точно не выпускают из рук, и поэтому производители современных GSM сигнализаций добавили совместимость блоков управления в автомобиле с мобильными устройствами.
Назначение и принцип действия автозапуска
Современная система автозапуска позволяет запустить двигатель еще до того, как водитель сядет в машину и прокрутит ключ в замке зажигания. Эта функция очень полезна в зимнее время года, когда автомобиль приходится прогревать перед началом движения.
Принцип работы выглядит следующим образом:
Передача сигнала. Нажимая на кнопку, водитель активирует автозапуск машины дистанционно. Он передает команду, которую принимает gsm модуль для сигнализации. А тот, в свою очередь, передает ЭБУ о необходимости запуска двигателя, и тот после обработки запроса запускается в течение нескольких секунд.
Кроме того, gsm сигнализация для автомобиля позволяет запускать двигатель дистанционно не только по команде автовладельца.
Ее можно запрограммировать так, чтобы команда выполнялась при достижении одного из условий:
Преимущества и недостатки охранных систем с GSM модулем
Установленная в автомобиле gsm автосигнализация обладает следующими преимуществами:
Необходимо упомянуть недостатки «сигналки»:
Виды GSM автосигнализаций
Автомобильная сигнализация с GSM может передавать данные о проникновении в салон автомобиля с помощью следующих способов:
Критерии выбора
Приняв решение установить автомобильную сигнализацию со встроенным GSM-модулем, придется приступить к трудному выбору.
Стоит обратить внимание на следующие параметры:
Если установить бюджет перед покупкой, можно сразу же определить, какие устройства подойдут по этому параметру, а какие нет. Конечно же, более экономичные варианты обладают меньшим функционалом. Учитывается, что устройства из низшего ценового сегмента могут обладать посредственным качеством сборки и заводской отладки;
Это особенно полезно для тех, кто любит соблюдать режим дня.
Основные производители
Есть несколько производителей автосигнализаций, которые помогают легко справиться с управлением двигателя на расстоянии.
Starline
Многие сигнализации управляются именно с брелка старлайн – они широко распространены. Тем не менее, производитель часто предлагает новые модели, и уже сейчас можно поставить автозапуск без сигнализации. Автолюбители хорошо отзываются о двух моделях автосигнализаций Starline:
Prizrak
Система Призрак 810 работает с контроллерами CAN. В дополнение к «стандартному» набору таких модулей даются датчики удара и изменения положения кузова. Система позволяет использовать мобильный телефон с GPS для управления двигателем дистанционно.
Pandora
Модель DXL3910 подключается к двум цифровым шинам. Управлять системой можно с любого расстояния, а с помощью USB-порта можно синхронизировать данные с компьютером. В системе также используется диалоговое кодирование, а CAN-шина помогает встроить автосигнализацию в штатную электронику.
Как установить и подключить
Для того чтобы выполнить установку автозапуска самостоятельно, достаточно выполнить несколько шагов:
Как настроить автозапуск
Для того чтобы сигнализация с автозапуском с телефона работала верно, выполните несколько шагов:
Если все было сделано правильно, пользователь получит короткое сообщение на свой телефон, в котором будет содержаться необходимая информация для входа в мобильное приложение. Здесь же можно настроить автозапуск на автомобиль без сигнализации.
Как пользоваться
Для того чтобы начать дистанционно управлять автомобилем, откройте приложение. В нем будет несколько вкладок. Прежде всего, зайдите в настройки, чтобы установить все параметры для себя. Здесь также можно установить параметры автозапуска, длительность прогрева двигателя и целевые показатели температуры силового агрегата.
Не забывайте о вкладке «История», где можно посмотреть все действия, которые были совершены с автомобилем.
Видео запуск двигателя с телефона через приложение Android iOs
В качестве наглядного примера можно посмотреть на процесс работы приложения с охранной системой Pandora DXL-3910:
Поговорим о доп. оборудовании при покупке нового авто? Часть 3. Сигнализации
И снова здравствуйте!
В данной записи речь пойдет об автомобильной сигнализации, правильнее сказать об охранном комплексе Вашего автомобиля! Я расскажу о лидерах рынка в России, а так же постараюсь затронуть все тонкости выбора и установки охранных систем, после чего укажу на важные моменты если систему устанавливает официальный дилер.
Что мы получаем от охранного комплекса?
Основное отличие от штатных систем: (По сути штатная система это простой центральный замок и иммобилайзер для того чтобы не запустить автомобиль отверткой) :
— Вероятность вскрытия автомобиля минимальна, ведь достаточно известно как легко вскрываются штатные системы безопасности автомобиля.
— Наличие датчиков удара/наклона/движения/проникновения (штатные системы как правило срабатывают только на открытие двери, датчиков удара в большинстве случаев их нет). В наше время с огромным количеством автомобилей и достаточно плотными парковками где могут задеть открытой дверью или шаркнуть бампер наличие датчиков необходимо.
— Контроль состояния автомобиля на расстоянии, в том числе дистанционный запуск двигателя и других функций автомобиля.
Вопрос серьезный и достаточно дорогостоящий, давайте начнем с базового комплекса.
Итак, для себя ввиду опыта и практики я выделил двух производителей охранных систем, это Pandora и Starline.
Немного истории для введения.
Больше 10 лет существуют охранные системы с обратной связью брелка и автозапуском, больше 10 лет назад наверное основными доступными системами были Starline и Scher-Khan, их было огромное количество и они же зародили целое поколение людей, которые привыкли к ним и являются приверженцами бренда, однако существовала и Pandora, но когда-то давно она была очень сложна для установки и найти мастера, готового за нее взяться не представлялось возможным. Время шло, системы совершенствовались, достаточно много появилось производителей, аналогично некоторые производители ушли с рынка.
Давайте разберемся что к чему:
Для себя я выделил двух производителей систем, это Starline (г. Санкт-Петербург) и Pandora (г. Калуга),
тот же Scher-Khan существует и по сей день, но своим клиентам я никогда не предлагаю эти системы из-за частых обращений по различным несиправностям, глюкам и тому подобное. Последняя удачная система у Шерхана была Магикар 5, с серым брелочком, но как-то стало возможным взломать её код-граббером с али экспресс и они ушли на покой.
Продолжим:
сравнить Старлайн и Пандору можно точно так же как айос и андройд. Старлайн имеет чуть более широкие настройки, Пандора более стабильна. (это в кратце)
Можно выделить два основных типа систем у каждого производителя, это классический вариант системы с простым брелком, здесь все предельно ясно, открыть/закрыть, запустить, функции запуска по температуре, периодичности, будильнику, датчик удара/наклона. В комплекте идет диодик в стойку, антенна на лобовое (можно конечно все скрыть), радиус действия брелков до 2000м на открытой местности.
плюсы:
простота
минусы:
невысокий радиус связи с автомобилем, узкий функционал.
второй тип, это системы без брелка, открываете и закрываете автомобиль штатным ключом, система снимается синхронно, автозапуск и другие настройки производятся со смартфона или интернет сервиса.
это более современное поколение систем, в комплекте идут специальные «метки» для авторизации владельца в автомобиле, без данных меток автомобиль никуда не поедет, либо будет запускаться и глохнуть, либо вовсе не запустится и встанет в режим тревоги. При просадке батарейки система Вас оповестит заблаговременно о том, что требуется заменить элемент питания. А при сдаче в сервис можно включить «режим ТО» или «сервисный режим», в котором система уйдет «в спячку» и Вам не придется отдавать метку вместе с автомобилем, а т.к в данных системах нет выносной антенны или вечно моргающего диода, то не каждый механик на сто определит что Ваш автомобиль надежно защищен. Это исключает человеческий фактор влезть и что-то сделать с системой. Кстати при любом вмешательстве в настройки, либо при попытке заглушить GSM связь, система обязательно Вам сообщит и включит режим тревоги!
плюсы:
нет брелка, который болтается на ключе автомобиля,
безграничный радиус действия,
широкий и гибкий функционал
возможность отслеживать автомобиль в любой момент времени, трекинг
возможность управления предпусковым подогревателем, подогревами сидений (опционально) и другими функциями автомобиля
минусы:
в местах отсутствия GSM, отсутствует связь с автомобилем
Теперь давайте развеем миф об автозапуске
Миф о том, что если в автомобиле установлена система с автозапуском, то его проще угнать породили впервую очередь скупердяи и установщики дилетанты, почему? Всё просто! Ну во-первых в целях экономии системы зачастую ставились в районе рулевой колонки или прямо у левой ноги водителя, к ним было просто добраться, а так же они требовали вложения ключа в специальный блок обхода штатного иммобилайзера, в таком случае безусловно проникнув в автомобиль, можно было успеть за 10 секунд вырвать провода сигнализации, достать ключ и поехать. Авторизированные сервисы, а так же установщики такого никогда бы не допустили. А так же, установщик мог легко оставить себе или кому-то «многоходовочку» для быстрого вскрытия, думаю вы понимаете о чем я;).
Еще один момент в данном случае, это Slave режим, данный режим позволяет синхронизировать работу штатной системы и установленной дополнительно, отсюда я хочу сделать отметку об установке систем у официальных дилеров! Для упрощения работы себе в первую очередь, а так же исключения каких-либо отклонений в работе с девизом «меньше функций, меньше глюков» установщики отрубают все охранные функции систем, в таком случае злоумышлинникам остается лишь только считать сигнал со штатного ключа автомобиля и продублировать его, сработает Slave режим, система так же снимется с охраны и можно ехать! Безусловно это неправильно, но имеет место быть! Например у системы A93 есть хорошая функция, можно сделать брелок в качестве метки, и при снятии с охраны, система начинает поиск брелка, если в опр время (15-30сек) система брелок не находит, то она встает обратно в охрану и включается режим тревоги. Либо стоит выключать режим Slave и пользоваться брелком или штатной системой раздельно. Это обезопасит Вас и Ваш автомобиль от угона.
Итак, подведем небольшой итог, вот основные типы и модели систем, которые можно выделить на данный момент:
Starline A93 — Pandora 9X
Starline S96 — PanDECT x-1800/x-1900
более подробную консультацию по различиям этих систем, а так же цене, вы можете получить у специалистов нашего магазина! А так же мы предоставляем скидку на установку без потери гарантии на автомобиль!
Продолжим?
Конечно в линейке каждого производителя гораздно больше моделей систем, аналогичных, либо комплексных, где есть и брелок и GSM управление, всё это достаточно индивидуально и в первую очередь Вам нужно определить, что Вы хотите от охранного комплекса Вашего автомобиля, удобство, комфорт или же безопасноть!
Базовые охранные комплексы можно дополнить дополнительными защитами, например:
при установке Starline S96, можно добавить в автомобиль:
радиореле оно блокирует двигатель под капотом, к нему не идет проводов от блока сигнализации и оно остается заблокированным даже если «вырвать» блок системы.
электромеханический замок капота представляет из себя некий штырь, которой помешает открытию капота, закрывается такой замок при постановке на охрану, а откроется только после того как система распознает метку! Т е если например считать штатный ключ автомобиля, скопировать с него сигнал, открыть авто, посредствам режима Slave система снимется с охраны, но замок капота не откроется, т.к. метки нет, спустя 30 секунд (в зависимости от настроек системы) сигнализация вновь встанет в охрану и включит режим тревоги. Для экстренного случая существует тросик, за который можно потянуть и открыть вручную, место, куда прячется, обговаривается с клиентом индивидуально.
электромеханический замок КПП работает аналогично замку капота, но блокирует уже переключатель кпп.
спутник является доп услугой с определенной абонентской платой по выбранному тарифу, вплоть до выезда группы реагирования.
иммобилайзерустанавливается как в комплексе (при условии отсутствия в комплекте системы), так и самостоятельно для тех, кому нужна просто защита авто. Здесь всё просто. У вас в кармане присутствует метка, без которой авто не поедет.
автономный маякустанавливается независимо от выбора системы, работает на батарейках (существуют модели с возможностью переключения питания от автомобиля) работает не постоянно, а с заданным интервалом, для исключения обнаружения сканером, его невозможно «разбудить» и на связь он выйдет только в заданный промежуток времени (от нескольких разов в сутки до одного раза в неделю)
А так же в базовом комплексе есть масса дополнительных функций, например авторизация по коду, когда необходимо нажать определенные кнопки на руле или центральной консоли, некий ввод пин когда для автомобиля. Как показывает практика, клиенты пользуются этим месяц, максимум два, затем просят выключить по причине того, что сильно надоедает и порой не срабатывает.
Подробнее про различные блокираторы мы поговорим в следующей теме.
Какие выводы мы можем сделать:
1. При выборе системы нужно первым делом определить, что Вы хотите от неё получить.
2. Тщательно подойти к выбору установочного сервиса, а так же мастера и конечно же самого оборудования. (только авторизированные для исключения подделок и сохранения гарантии)
3. Перед установкой уточнить все моменты настроек и ньансы работы, желательно отметить сразу же в заказ-наряде, а после установки проверить работу функций, в первую очередь охранных (имитировать вскрытие)
4. Для максимальной защиты автомобиля безусловно следует непоскупиться и установить целый комплекс электрической и механической защиты, (об основных системах мы поговорили, о механических в следующей записи).
ps установка системы возможна и доступна в любом другом месте, на гарантию автомобиля это повлияет только в случае какой-либо неисправности, если вы установили систему в авторизированном установочном центре, то они несут ответственность за работы по установке, за оборудование несет ответственность производитель систем! Внимательно читайте документы, заказ-наряды и акты.