Как происходит угон автомобиля
Новая схема автоугона: машину невозможно вернуть, даже если ее найти
Схемы угона автомобилей с каждым годом приобретают все более изощренный характер. Но если угнанная машина не покидала границы России, то шансы найти ее все-таки есть. А вот если автомобиль вывезли в Казахстан или Таджикистан, вернуть его законным владельцам практически невозможно. В последнее время таких историй все больше.
Главная проблема состоит в том, что автомобили, которые угоняют в России, не добавляют в базу Интерпола. И когда ворованная машина попадает в Казахстан, там ее с легкостью ставят на учет. Об этом Autonews.ru рассказал один из основателей компании «Угона.Нет» Алексей Курчанов.
«Действительно, складывается печальная ситуация, когда автомобиль ставится на учет в сопредельном государстве и особых инструментов для его возврата уже нет. Были случаи, когда владельцы угнанных машин через связи и с большим трудом пропихивали свои автомобили в базы Интерпола, потому что автоматически этого не происходит», — объяснил Курчанов.
Эксперт считает, что неотлаженная система международного поиска позволила злоумышленниками использовать лазейки в правилах Таможенного союза и дырки в законодательствах других стран.
«Если машина после угона в России встала на учет в Казахстане, то местные с большой неохотой идут на то, чтобы возвращать такие автомобили. Скорее всего, на местном уровне это даже законодательно не особо предусмотрено. Сейчас практика очень разношерстная — может повезти, а может не повезти», — рассказал эксперт.
Более того, собеседник Autonews.ru знаком со случаями, когда службы по поиску угнанных автомобилей приезжали в Казахстан и находили нужные машины, но видели их уже на других номерах, после чего разворачивались и уезжали. Специалисты по поиску угнанных автомобилей считают, что после постановки на учет в другой стране заниматься возвратом машины в Россию уже бесполезно.
Из-за недостаточной законодательный базы по совместному поиску угнанных автомобилей, в соседних государствах возникают препятствия по возврату таких машин настоящим владельцам. Например, в Казахстане для постановки автомобиля на учет не нужно иметь при себе ПТС, достаточно чтобы на руках был договор купли-продажи и СТС автомобиля. Но даже обязательное предоставление ПТС не добавила бы преступникам проблем, объяснил эксперт.
«ПТС легко подделать, они в Интернете продаются. Это уже давно не проблема. И машина спокойно ставится на учет на местном уровне. С Казахстаном вообще сейчас сложная история — оттуда к нам идет очень много контрафакта, там есть целые фабрики по контрафактному производству сигарет и других товаров. И поскольку мы все находимся в едином таможенном пространстве, то нет никаких ограничений по ввозу и вывозу чего-либо», — считает эксперт из «Угона.Нет».
При этом Курчанов уверен, что трафик по угнанным автомобилям работает в одну сторону. В Россию угнанные в Казахстане автомобили не перегоняют, так как нет такой потребности. А вот из России в Казахстан и Таджикистан ворованные автомобили уезжают с концами регулярно.
Эксперт по противоугонным системам объяснил, что найти автомобиль в подобной ситуации сможет только маячок-закладка. Но в установке таких систем есть много нюансов, кроме того они делятся по категориям и бюджету. Чем дороже закладка, тем сложнее ее найти и тем больше от нее будет пользы при поиске машины.
«Если закладка устанавливается на потоке, как в прокатных машинах, то ее легко обнаружить. А есть системы более сложные, которые устанавливаются в недрах автомобиля и подают редкие сигналы. Их найти гораздо сложнее. Но в прокатных машинах есть еще один минус — ключи от автомобиля находятся на руках у пользователей. И какая бы тут ни была охранная система, когда у вора есть ключ, то почти все можно сделать. Либо надо вставить в ключ специальный счетчик. Туда также записывается информация об автомобиле и его передвижениях. Но в большинстве машин, особенно японских марок, ключи не имеют такого функционала», — объяснил Autonews.ru Алексей Курчанов.
По его словам, прокатные компании, у которых чаще угоняют автомобили, могут обезопасить себя только качественными поисковыми системы. Главное правило такой системы — ее невозможно найти.
«Есть устройства, которые выходят на связь редко, установлены глубоко в недрах машины, с фантазией. Это стоит дороже — около 15-20 тысяч рублей. Но прокатные компании зачастую работают на субподряде, когда приезжает один человек и ставит эти маячки на все машины. Стоит такой потоковый маячок около 10 тысяч, их устанавливают и сразу в салоне», — считает эксперт.
Минусы потоковых спутниковых систем в том, что их устанавливают на стандартные места в автомобиле и обычно это маяки с постоянным питанием, которые легко обнаружить.
«Те машины, которые в Казахстане все-таки находили, имели качественные закладки, потому их и находили», — отметил Курчанов.
Библия угонщика, или как будут угонять вашу машину
Всем нам приходилось не один раз читать статистику по угонам автомобилей. За последние сутки было угнано столько-то машин. Но за сухими строчками статистики стоят совершенно конкретные автомобили, люди, пережившие эту потерю. Очень трудно представить себе чувства, которые испытывает владелец, когда подходит к месту, где совсем недавно оставил свою машину. Картина грустная. Смятение человека настолько велико, что в первый момент даже поверить в сам факт угона тяжело. Потом начинаются звонки, заявления, протоколы, справки, в общем, затягивает. И когда все формальности уже позади, возникает резонный вопрос: «Как же ее все-таки умудрились угнать, ведь там же столько всего было?».
Одним и самых часто встречающихся вариантов угона является ситуация, когда автомобиль уводят прямо от подъезда или магазина среди бела дня на глазах у прохожих. Зачастую находятся свидетели, камеры фиксируют сам процесс, но это ничего не дает. Видно лишь, что после постановки на охрану вы уходите по своим делам и с этого момента в поле зрения появляется человек, присматривающий за вами, такой неприметный обычный гражданин. Через некоторое время появляется второй, автомобиль открывается, через несколько минут заводится и трогается с места.
Алгоритм достаточно прост, по нему, как правило, уходят машины почти ничем, кроме штатных систем не оборудованные, хотя зачастую попадаются и оснащенные простой сигнализацией или спутниково-поисковой системой. После постановки на охрану с брелка удается перехватить в эфире его код (даже если он динамический), после чего снять с охраны автомобиль и проникнуть в него, дальше ломается замок зажигания обходится чипованный ключ, заранее заготовленным оборудованием. Ведь штатный иммобилайзер на машинах одной модели и даже марки устроен одинаково и угонщик, специализирующийся на автомобиле определённой марки, к борьбе с этим устройством готов. После подбора кода брелка снятая с охраны сигнализация отключает блокировки двигателя и не препятствует угону. Спутниковую систему, как правило, глушат, вводя в эфире сильную помеху на частоте ее передачи, после чего открывают машину и начинают движение. В случае установленной на автомобиль спутниково-поисковой системы в момент проникновения блок системы добросовестно связывается со спутниками глобальной системы позиционирования, получает координаты, широту и долготу, но вот передать эти данные не может по причине отсутствия канала GSM-связи. Кстати, иногда можно определить начало сканирования брелка сигнализации: невозможность с первого раза поставить машину на охрану (или снять ее с охраны), со второго, третьего раза постановка происходит, но внимательный владелец после этого должен насторожиться.
Что может противодействовать такому угону? Очень хорошо себя показывают в этой ситуации секретки различного уровня сложности. У угонщика просто нет времени разбирать салон и искать заветную кнопку некогда.
Ночью главное выиграть время, поэтому каждая новая железяка, вставшая на пути угонщика, делает свое дело. Замки на КПП и рулевой вал оказываются не лишними. Причем последние все больше популярны. Да, их очень неудобно ставить каждый раз уходя из автомобиля, но и бороться с ними весьма трудозатратно (часто их замечают в самую последнюю очередь). Кстати, такой замок можно рассматривать в варианте защиты от угона днем, как альтернативу секретке.
Кошелек или жизнь
Еще один распространённый метод угона – насильственный, так принято называть высаживание владельца из заведенного автомобиля или отъем у него ключей. Конечно, эту ситуацию очень трудно предвидеть, но отчасти предупредить можно. Надо лишь соблюдать нехитрые правила. Если ваш автомобиль закричал под окнами, не стоит сразу бежать к нему с ключами в руках. Сначала осмотритесь. При поездке будет не лишним закрыться в автомобиле изнутри, при общении с посторонними приспускать стекло, и уж конечно не оставлять ключи в замке зажигания на заведенном двигателе при походе за сигаретами. Чаще всего мы сами становимся заложниками своей беспечности. Но поскольку невозможно все время возить с собой двух дюжих молодцов существуют способы подстраховаться техническими методами.
Очень хорошо себя зарекомендовали в этом случае спутниковые поисковые системы. В случае угона надо как можно быстрее позвонить на пульт, либо, выходя из машины выполнить «противоразбойный алгоритм», тогда даже звонок не потребуется. При такого рода угоне «глушилка», как правило, не используется. Как альтернатива «спутникам», существуют иммобилайзеры, выполняющие аналогичный алгоритм. После того, как открывалась дверь, система автоматически запрашивает сигнал от метки, ключа, просит приложить отпечаток пальца к считывателю и так далее. Главный спор среди специалистов лишь в том, через какое время должен глохнуть двигатель, если владелец не распознан. На наш взгляд, увеличение этого промежутка дает более правильный результат, так как остановка машины в этом случае происходит вдали от владельца, где-нибудь в левом ряду посреди улицы, что исключает возможность дальнейшего поиска блокировки, и однозначно привлекает внимание, в случае если владельца «прихватили» с собой.
Если технических навыков угонщику недостаточно или автомобиль защищен действительно хорошо, в ход идет простое мошенничество. Существует масса способов заставить владельца покинуть автомобиль и оставить при этом ключи в замке зажигания. Здесь стоит вспомнить, например, про консервную банку, привязанную к заднему бамперу машины. Вы возвращаетесь, садитесь, запускаете двигатель и начинаете движение. Сзади раздается грохот железа, вы выходите, смотрите на банку и естественно её отвязываете. А где в это время ключи? В результате машина уезжает, а банка у Вас в руках. Тем, кто находится в это время за рулем грозит в лучшем случае статья за хулиганство и даже это надо будет еще доказывать в суде. Приходится часто сталкиваться с кражами ключей из сумочек и карманов. В этом случае вероятность угона очень высока, редкое устройство от этого спасает, пожалуй, только отпечаток пальца украсть не получится. Как бороться? Быть бдительным, как это банально не звучит. Если у Вас стоит иммобилайзер с меткой присутствия, не вешайте её на ключи, носите отдельно. Уважаемые дамы, метка не помада – в сумочке ей не место, хотя абсолютно понятны проблемы с её ношением и отсутствием карманов на платье. Работа самого умного устройства, за которое заплачена уйма денег, порой сводится «на нет» невнимательностью владельца.
Угон эвакуатором
Существует способ угона, с которым бороться сложнее всего. Это когда автомобиль подготавливается к угону во время его обслуживания на технических станциях. Можно лишний раз сказать о том, что сервис надо подбирать внимательно, но, увы, человеческий фактор тут все равно присутствует. Что здесь можно противопоставить? Первое, и, пожалуй, самое главное, не передавайте на сервисную станцию брелки сигнализаций и метки иммобилайзеров. Практически все системы имеют так называемый сервисный режим (режим Valet), при переходе в который можно оставить мастерам только ключ зажигания.
«Захотят угнать, погрузят и увезут». Да, эвакуатор с орущим на нем автомобилем никого в городе не удивляет. Контролем их работы серьезно никто не занимается. При погрузке не срабатывает даже датчик удара. Защититься можно только путем установки датчика транспортировки, реагирующего на изменение угла наклона с передачей этой информации на пейджер или GSM-пейджер. Дальше все зависит от вашей реакции, насколько быстро вы прибудете к автомобилю, при условии, что канал передачи не будет заглушен. Конечно, отчасти от этого спасает гаражное хранение, но одно дело, когда за машиной постоянно следит охранник, совсем другое дело неохраняемый гараж. С одной стороны, замки на воротах служат дополнительным рубежом защиты, с другой после их взлома угонщик попадает в замкнутое пространство, где в полной безопасности не беспокоясь о том, что его кто-то увидит, может работать с автомобилем. Эффективным способом борьбы в данном случае становится автомобильный пейджер, датчики которого срабатывают даже на открытие ворот гаража (!), причем совершенно не обязательно при этом ставить сирену, правильнее в полной тишине передавать сигнал владельцу или сторожу на въезде.
Конечно, не все возможные способы угона перечислены, удалось рассказать лишь о наиболее распространенных. Но из этого становится ясным, что при построении противоугонного комплекса правильным будет учитывать степень вероятности каждого из вышеперечисленных способов. Как результат, на автомобиле появляются несколько устройств, выполняющих разные функции. Сигнализация отвечает за тревогу при внешних воздействиях, иммобилайзер выполняет блокировки двигателя и осуществляет противоразбойный алгоритм, замки капота перекрывают доступ к двигателю напрямую и защищают блокированные цепи, пейджер передает информацию владельцу, замок коробки передач и секретки позволяют выиграть время. Как показывает опыт, именно разноплановый комплекс позволяет наиболее эффективно защитить автомобиль, свести риск угона к минимуму.
Благодарим компанию Autosecurity за помощь в подготовке материала.
Как это работает: теневой бизнес угонщиков автомобилей
Но это не значит, что его нет, а правоохранителям удалось навести порядок в этом теневом сегменте. Никто порядок не навёл. Просто спрос на такого плана услуги снизился по причине доступности альтернативных законных вариантов. Примерно после 2010 года количество угонов частного транспорта в России стремительно поползло вниз. Автомобили бюджетного сегмента мало, кому нужны. А премиум всё чаще начали покупать на вторичном рынке. Полиция к 2018 году отрапортовала о 20-процентном снижении количества угонов, в 2019 году — о 6-процентном снижении. Но тут, опять же, к работе полиции это мало имеет отношения. Хотя, не стоит отрицать и технического развития правоохранителей в том числе. Раскрывается сейчас примерно 20—30% угонов, в зависимости от региона. Что касается цифр, то в 2010 году угонялось чуть больше 40 тысяч автомобилей в год, в 2016 году было угнано 33 тысячи, а в 2019 году — 20 тысяч машин. Прошедший 2020 год мы не учитываем по понятным причинам. Сегодня мы расскажем не только о ситуации по угонам в России, но и послушаем мнение «эксперта» в этой области, который имел отношение к теневому бизнесу автомобильных угонщиков в 90-е годы.
Что и где угоняют
Сейчас вероятность того, что у вас угонят автомобиль, составляет примерно 0,05 процента (отношение среднего количества угонов в России к количеству машин). Угоны — распространенное явление в Центральном (более 9 тысяч угонов) и Северо-Западном регионе России (более 5 тысяч угонов). ЮФО в этом плане интенсивностью не отличается: примерно 2 тысячи угнанных автомобилей в год. Лидеры, если говорить по городам, то это Санкт-Петербург, Москва, Кемерово, Новосибирск, Владивосток и Самара. Выше мы написали, что бюджетный сегмент мало, кого интересует. Но сейчас бюджетный сегмент — это примерно миллион рублей. То есть, угонщики и этим не гнушаются. Тройка лидеров среди иномарок состоит из Hyundai Solaris, Kia Rio и подпремиальной Toyota Camry, которая в России всегда была популярной моделью. Ну, а признанным лидером уже много лет является наша продукция АвтоВАЗ. Это около четверти случаев угонов.
Также он поведал и об угонах премиальных автомобилей. Около 25 лет назад премиальные машины угоняли с естественной целью продать целиком. Угнанная в Ростове BMW, могла уже через пару недель быть продана где-нибудь в Омске или Иркутске. Хотя, как правило, машина пару месяцев находилась в «отстойниках», где готовилась к новой жизни. Подбиралась похожая машина, делались документы, покупались нужные на дороге люди, машина перегонялась, и проблем не возникало. Сейчас же, даже премиальный сегмент угоняется, как правило, на запчасти. Отсюда и история с тем, что автомобиль больше никогда никто не находит. Его физически попросту больше нет, и найти его фактически невозможно.
Техника и навыки
Тут же стоит отметить, что угонять автомобили стало гораздо сложней по причине развития технологий противоугонных систем и особенно — развития систем позиционирования и определения положения той или иной единицы техники. Это касается, например, система ЭРА-ГЛОНАСС или GPS. Многие автомобили снабжаются такими «маячками», которые могут показать, где находится автомобиль в то или иное время. Многие системы попросту не дают завести автомобиль без подтверждения хозяина. В целом, это уже давно не те трюки, которые можно было провернуть 20-25 лет назад.
«Научиться некоторым «трюкам» достаточно легко. В юности в 90-е годы я на спор вскрывал металлической линейкой вазовскую «классику» примерно за 10 секунд. И это достаточно много. Это даже очень долго. Видел людей, которые это делают за 3 секунды. Завести автомобиль тоже достаточно просто. Раньше для этого хватало заточенного автомобильного клапана или купленной ячейки (замка). Сейчас же на рынке огромное количество программ для обеспечения доступа практически в любой современный автомобиль. То есть, хочу сказать лишь то, что, если ваш автомобиль захотят угнать, то его угонят. Другое дело — что с ним делать после этого», — рассказал автомобильный журналист Евгений Мельченко. Напомним, угон автомобиля — это статья 166 УК РФ, как минимум. За это грозит реальный срок. А то кто-то может подумать, что мы тут популяризируем преступления или как-то их провоцируем. Это — не так.
Куда деваются угнанные авто
В том и дело, что угнать — это одна задача, а реализовать — совершенно иная. Как выше говорил наш собеседник, реализовать на запчасти гораздо проще и безопасней для преступника: «Как я и говорил ранее, главное сразу — понять, зачем нужен автомобиль. А определить это без определенных сведений — очень сложно. В принципе, опытный следователь сразу определит, как был вскрыт автомобиль, профессионалом или дилетантом. Отсюда и будут «плясать» дальше в поисках машины. Если это отдельный человек, угонщик, который пытается эпизодически нажиться на угоне — это одно. Если это человек, профессионал, связанный с налаженной сетью по реализации запасных частей, то это уже — совершенно иной вопрос». Есть ли такие сети? Утверждать, верить на слово не имеем права, нет никаких доказательств их наличия. Но предполагать вполне допустимо. Ранее правоохранители находили десятки складов с частями угнанных авто (Гатчинский район, поселок Вартемяги, Московская область и так далее). Это дает право предполагать наличие подобных сетей по сбыту ворованного. Кстати, это не только российская история. На территории США также часто находят огромные склады с ворованными запчастями на миллионы долларов.
Как защитить свой автомобиль
Как и говорилось выше, если захотят угнать тот или иной автомобиль по заказу, то угонят. Другое дело, если мы имеем дело с преступниками, которые забирают автомобили на разборку под запчасти. Сложные системы защиты или просто наличие многоступенчатых систем, как правило, отпугивают автоугонщиков. Проще найти аналогичный автомобиль, который защищен менее вашего. Как правило, берутся за машины со стандартными сигнализациями, установленными изготовителем. Ну, а самыми распространенными случаями краж, связанными с автомобилями, в последнее время становятся буквально вырезанные из кузовов (особенно, премиальных авто) фары, зеркала, молдинги, снятые бамперы и другие части кузовов. К сожалению, защитить (точнее, возместить) от такого рода воровства может только КАСКО. Ну, или ночевать в автомобиле, поджидая угонщиков.
Исповедь угонщика: тайная жизнь и кражи автомобилей
Интервью с угонщиком со стажем.
Человек – это не то, что сделало из него время, а что сделал из себя он сам.
Андрей Вознесенский
Наберут люди знаний, а силенок своих не хватает, чтобы обороть их и включить в круг своей личности, так они и торчат, как упаковочная солома из тары, а самой вещи-то и нет.
Михаил Пришвин, «Глаза земли»
Что это за человек? Кто он? Богатый топ-менеджер крупной компании? Банкир? Костюм Brioni, классические ботинки Blancioni, дорогой галстук, запонки и авторский iPhone. Вы не поверите, но перед нами не удачливый бизнесмен, не успешный менеджер, не актер и не спортсмен. Кто же он? К сожалению, как всегда это и бывает, внешность очень часто играет с нами злую шутку.
Перед нами настоящий угонщик автомобилей. Правда, бывший. Но значимости нашего с ним разговора это не меняет. Тем более сегодня наш собеседник – консультант в одной известной компании, которая занимается установкой дорогих комплексов охраны на люксовые авто. Так что не жалуйтесь, что в этом интервью вы не найдете ни его имени, ни, конечно, фамилии. Но поверьте, от этого наша с ним беседа не стала скучной.
Портрет современного угонщика
Первый же вопрос, который мы задали нашему собеседнику, касался современных преступников, которые в настоящий момент промышляют кражами и угонами автомобилей. Ну, не могли мы пропустить эту тему, даже несмотря на то, что бывший угонщик завязал со своим промыслом уже как 5 лет, после того как вышел 5-й раз из мест не столь отдаленных.
Надеемся, наша беседа будет интересна и обычным автолюбителям, которые, возможно, узнают для себя много нового и почерпнут для себя что-либо с целью снизить риск угона своего авто. Итак поехали?
– Кто сегодня угоняет автомобили в России?
– Сразу хочу заметить, что лично я уже завязал. Так что в стране точно уже минус один угонщик. Что касаемо портрета сегодняшних охотников за железом, то, как и раньше, угонщики разделяются на дилетантов, ворующих старые автомобили без сигнализации или с легко взламываемой охранкой, и на профессионалов, одни из которых специализируются на недорогих автомобилях, а другие работают только по дорогим тачкам.
Есть еще, конечно, и случайные угоны, которые совершают спившиеся бывшие зеки или наркоманы, любящие вскрывать автомобили с целью поживиться автомагнитолой, зарядкой для телефона или, если повезет, самим телефоном. По статистике, именно во время таких краж эти гопники решают угнать машину, которая им не нужна.
Что касаемо профессионалов, то они, как правило, используют дорогое электронное оборудование и дорогой инструмент для взлома. Естественно, в этом случае от человека, угоняющего надежно защищенное авто, требуются не только железные нервы, но и, конечно, знания электроники и механики замков.
Такие люди не размениваются по пустякам, а угоняют либо дорогие иномарки на заказ (авто заранее заказывает покупатель), либо уводят автомобили на запчасти. Сами понимаете, что чем дороже автомобиль, тем больше можно выручить с него, отдав машину на запчасти. Если сдавать целиком, без разбора, то, конечно, ценник будет ниже.
Если же разобрать автомобиль и продавать самому по объявлению, то выйдет чуть ли не в 2-3 раза дороже. Но это время. Обычно у тех, кто занимается профессиональными угонами, время строго регламентировано. Все поставлено на поток. Так что в большинстве случаев угнанное авто либо сразу передается заказчику за N-ю сумму, либо распродается по запчастям перекупам по оптовым ценникам.
– А кто угоняет недорогие иномарки?
– Как я сказал, есть и те люди, которые предпочитают угонять только недорогостоящие автомобили. Но их нельзя назвать непрофессионалами. Ведь сегодня почти в каждой даже недорогой иномарке установлены сложные охранные комплексы, обойти которые без специального оборудования очень трудно. Так что в любом случае те, кто воруют дешевые иномарки, все равно считаются профессионалами, поскольку они используют оборудование, специнструмент, работать с которым может научиться не каждый.
Лично я последний раз оказался за решеткой за угоны Тойота Камри и Хонда Аккорд, которые мы обычно угоняли около торговых центров и стоянок недалеко от подмосковных пляжей. В основном воровали автомобили для продажи на запчасти перекупам.
Угоняли автомобили с помощью «удочки» (прим. автора: оборудование, ретранслирующее сигнал бесконтактного ключа-брелока на приемник угонщика), которая идеально подходит для кражи автомобилей с системой бесконтактного доступа в салон.
– Расскажи, как вы искали автомобили, и посоветуй нашим читателям, как не стать жертвой угонщиков.
– Хм. В нашей беседе я, конечно, не смогу рассказать обо всех моих способах поиска автомобилей для угона, а также способах защиты автомобиля от кражи. Ведь известно, что 100-процентной защиты от угона не существует. Например, если на машину поступит заказ, то вряд ли ее спасут новомодные спутниковые сигнализации, платные парковки и бронированные двери гаража.
Как я уже сказал, лично я со своими «коллегами» искал японские авто с системой бесконтактного доступа, которая позволяет владельцам снимать машину с охраны без использования ключа. Обычно эта система работает с помощью бесконтактного ключа, похожего на обычный брелок для ключей, который передает в радиоэфир слабый радиосигнал.
Если вы находитесь от автомобиля не на близком расстоянии, то охранный комплекс машины не может поймать радиосигнал ключа. В итоге машина остается закрытой (под охраной). Когда вы подойдете ближе, то сигнализация поймает сигнал и автоматически снимет машину с охраны. Когда же вы снова выйдете из автомобиля и отойдете от нее, то автомобиль автоматически встанет под охрану.
Мы использовали специальное радиооборудование, которое купили через Интернет в Китае. Это оборудование представляет собой два мощных сканера с совмещенными усилителями радиосигнала. Смысл угона с помощью этого оборудования прост. Нужно найти автомобиль с бесконтактной системой доступа (обычно в таких машинах нет замка зажигания, а двигатель запускается с кнопки) и его владельца с ключом, выдающим в эфир слабый радиосигнал.
Далее с помощью ретранслятора этот сигнал передается на другой радиоприемник, который должен находиться рядом с машиной жертвы. В итоге сигнализация машины распознает родной сигнал ключа и открывает автоматически двери. Все – доступ в машину открыт. Причем ее можно завести. Правда, в этом случае нельзя глушить двигатель. Иначе все нужно начинать сначала. Естественно, как только вы уехали на угнанном авто, вы уже не сможете повторить процесс ретрансляции.
Как я уже сказал, чаще всего мы промышляли по подмосковным пляжам, где ничего не подозревающие хозяева японских автомобилей загорали и купались. Мы же устраивали целые концерты, чтобы приблизиться к таким владельцам машин и снять сигнал с их ключа. И у нас это неплохо получалось. Но сами знаете, что, сколько веревочке ни виться, конец рано или поздно всегда будет.
Так и у нас в один прекрасный день все закончилось. Нас взяли с поличным прямо в гараже-отстойнике, где рядом стояло еще 4 машины. Не буду вдаваться в подробности, как нас вычислили, но скажу одно – что у любого угонщика рано или поздно карьера завершается именно таким образом. И когда я этим занимался, я это прекрасно осознавал.
– Сколько по времени совершается угон?
– Все зависит от типа охранного комплекса автомобиля. Если в нем стоит штатная сигналка, то обычно с помощью код-граббера (оборудование, перехватывающее радиосигнал брелка, снимающего авто с охраны) и воротков, сворачивающих замок зажигания, угон длится не более 5-10 минут.
Если для взлома используется ретранслятор, то угон обычно занимает не более 1 минуты.
Однако если на автомобиле стоят дополнительные системы охраны (вторая сигнализация, механические комплексы защиты, скрытые кнопки и т. п.), то время угона может существенно увеличиться, вплоть до нескольких часов. Это, конечно, опасно для угонщиков. Но если машина дорогая, то риск оправдан будущей прибылью. Профессиональный угонщик никогда не будет связываться с автомобилем, время угона которого превышает заранее установленные рамки. В этом случае он предпочтет выбрать более простой для взлома автомобиль, чем морочиться и рисковать со сложной машиной.
– Можно ли угнать автомобиль без оборудования и инструмента?
– К сожалению для владельцев автомобилей, возможно и такое. Вы, например, когда ходите по супермаркету или посещаете магазины в ТЦ, обращаете внимание на людей вокруг? Скорее всего, вам и невдомек, что рядом с вами может находиться карманник, который пришел за ключами от вашего авто. Излюбленные места карманников – это кафе, рестораны и кинотеатры, где легко можно незаметно украсть у вас ключи от машины.
Далее, как вы уже поняли, угнать вашу машину может даже ребенок. Самое плохое, что когда вы после просмотра кинокартины или вкусного обеда выйдете из ТЦ, то сначала вам даже в голову не придет, что вы остались без автомобиля. Большинство владельцев в такой момент начинают думать, что они просто забыли, куда поставили автомобиль. В итоге многие просто теряют время, ища машину на стоянке.
И только спустя, может быть, минут 30 и даже час автовладелец начинает понимать, что его машина была угнана. Вы представляете, сколько пройдет времени с момента угона до того, как в полиции объявят по городу план «Перехват»? За это время угнанная тачка доедет до канадской границы или до чеченских гор.
– Сколько угонщиков работало с тобой?
– В нашей команде было 4 человека. Я и один мой напарник отвечали за электронную часть угона. Один человек взламывал, по необходимости, механические защитные комплексы (замки на педали, замки на коробку, замки на рулевую колонку и т. д.). Четвертый был на подхвате, а также занимался сбытом угнанных машин. Также иногда он находил заказы на конкретный автомобиль (марка, модель, цвет, год выпуска, желательная комплектация, пробег и т. д.).
– Любят ли угонщики угонять старые автомобили?
– Когда многие думают об автомобильных ворах, обычно вспоминают угонщиков из фильмов или различных телешоу. Обычно в таких картинах нам показывают, как угонщики занимаются угонами дорогих люксовых суперкаров. В реальной же жизни чаще всего угонщики специализируются на угонах автомобилей, которые не только легко украсть, но и легко продать либо целиком, либо по запчастям. И чем будет проще и дешевле автомобиль, тем лучше.
Обычно денег на угонах можно заработать по-быстрому только на тех автомобилях, которые популярны в нашей стране на рынке. И чем больше таких автомобилей в России, тем, значит, больше спрос на подержанные запчасти. Ведь обычно новые запчасти на недорогие иномарки стоят очень и очень дорого. Особенно если речь идет о японских авто.
Кстати, есть мнение, что старые автомобили не угоняют. Но это не так. Еще как угоняют. Ведь чем старее автомобиль, тем проще его угнать. Например, 20-летние авто угнать в тысячу раз легче, чем дешевый Солярис 2018 года. Ведь в новых иномарках более надежная штатная сигнализация, чем в старых машинах, где для угона практически не нужно было использовать электронное оборудование.
Кстати, усложнение охранных систем в автомобилях началось где-то с 2000 года. Именно с того времени постепенно сложные охранные комплексы в автомобилях стали появляться на дешевых автомобилях эконом-класса.
Так что если ваш автомобиль был выпущен до 2000 года, не думайте, что он никому не нужен. Есть целые бригады в России, которые специализируются на угонах только старых машин. И самое плохое, что такие угоны поставлены на поток. Ведь раз такие машины угонять проще простого, то только за одну ночь такие угонщики могут украсть несколько автомобилей. Да, ценник на запчасти на такой старый автопром будет минимален. Но за счет количества угонов за месяц у угонщиков выходит немаленький куш, который позволит им ездить по дорогим мировым курортам и есть бутерброды с черной икрой.
– Есть ли районы или кварталы в городах, где угонщики предпочитают угонять машины?
– Существует распространенный миф, что в каждом городе существуют более безопасные районы, где практически нет преступности. И это так. Но только эта сказка не про угонщиков. Особенно если угоны совершаются с помощью оборудования в пределах 1-2 минут. В этом случае машину можно угнать прямо от центральной площади у ГУМа. Кстати, именно в безопасных районах, где редко происходят преступления, угонять даже безопаснее, поскольку бдительность проживающих в нем граждан снижена. А это значит, что риск попасться с поличным во время угона будет ниже.
– Что, по твоему мнению, провоцирует угонщиков?
– Часто в угонах автомобилей виноваты сами владельцы, провоцируя преступников на угон. Например, очень часто угоны происходят на АЗС во время заправки автомобиля, когда многие автовладельцы оставляют ключи зажигания в машине. Также нередко подобные угоны встречаются на закрытых платных паркингах, где водители выходят из машины, чтобы оплатить парковку, оставляя ключи в замке зажигания. Согласитесь, перед таким искушением профессиональный угонщик вряд ли устоит. Ведь нет ничего проще, чем запрыгнуть на водительское кресло, вжать педаль газа в пол и помахать хозяину машины ручкой.
– Где чаще всего происходят угоны автомобилей?
– Общественные парковочные места похожи на золотой рудник для угонщиков и преступников всех мастей. Кто здесь только не пасется. И профессионалы, и дилетанты, и те, кто занимается обычными кражами вещей из машины, тупо разбивая стекла. Есть, конечно, и автоподставщики и барсеточники. Это вам с экранов телевизора говорят, что преступность в России снижается.
На самом деле всем известно, что в кризисные годы количество преступлений растет. Просто в последнее время по ТВ не любят афишировать разгул преступности. Естественно, в кризисные годы растет и количество угонов. А где можно быстро найти себе жертву? Конечно, у любого ТЦ или на любой общественной парковке.
Еще лучше, если автомобиль находится в гараже, где обычно нет лишних глаз и намного меньше риска быть обнаруженным.
– А как же охрана?
– Да какая там охрана! Два пенсионера, которые спят крепче младенцев. Особенно выпив бутылку водки. Да, даже у ТЦ охрана – это одно название. Ведь любой торговый центр не отвечает за вашу собственность на паркинге. Даже на платной стоянке возле ТЦ, если у вас угонят машину, администрация не будет согласно закону нести ответственность. Так что когда вы ставите свою машину на общественную парковку (пускай даже платную), до вашей машины нет никакого дела никому, кроме угонщиков.
– В каких местах на общественных паркингах чаще всего угоняют автомобили?
– Как правило, большинство угонщиков предпочитает выбирать автомобили подальше от центральных входов в ТЦ или от входа в жилой дом/офисное здание. Чем дальше авто стоит от центральных мест, тем лучше. Поэтому советую всем автолюбителям стараться не ставить машину далеко от входов в здания где-нибудь с краю паркинга, как любят многие, полагая, что в таких местах меньше шансов, что кто-то повредит машину. Так-то оно так, но именно в таких местах вашу машину могут угнать. Если рядом с ТЦ, любым строением есть видеокамеры, то старайтесь парковать автомобиль в поле их зрения. В таком случае вероятность того, что угонщики позарятся на парковке именно на ваш автомобиль, минимальна.
– Где еще чаще всего угоняют автомобили?
– Конечно, во дворах жилых кварталов. Главное – выбрать идеальное для угона место, где автомобиль меньше просматривается из окон, а также не попадает в поле зрения проезжающих мимо экипажей ППС. Желательно, чтобы автомобиль был в темном месте. Поэтому советуем вам парковать автомобиль прямо под фонарными столбами. Правда, наша команда, когда занималась угонами, такие фонари выключала в два счета, благо на улицах многих городов еще стоит много старых столбов с доступом к проводам в нижней части столба. Это сегодня стали более часто попадаться столбы без доступа к проводам в нижней части. А тогда вырубить фонарь во дворе было проще простого.
– Вас когда-нибудь останавливали на угнанной машине?
– У любого угонщика со стажем есть много интересных и веселых историй, как их остановили сотрудники полиции, а затем отпустили. Во многом, конечно, это заслуга самих угонщиков, которые, если у них язык подвешен и наглости хоть отбавляй, заговорят хоть начальника смены ГИБДД.
У нас было много случаев, когда нас останавливали сотрудники ДПС. Но мы часто просто отбалтывались. Один раз вместо документов показали кошелек с деньгами. Правда, это было еще в конце 90-х. В те годы за 100 долларов вас не только могли просто отпустить на угнанной машине, но еще и сопроводить до любого места в районе.
– Так можно ли на 100 процентов защитить свой автомобиль от угона?
– Как я уже сказал, если захотят угнать именно ваш автомобиль (например, на него поступил заказ), то сделают это любыми способами. Угонят, даже если вы будете прятать машину в гараже в суперохраняемом месте. Да хоть целая рота солдат будет охранять ваш автомобиль. Угонщики, чтобы выполнить заказ, все равно придумают, как увести вашу машину. Как? Да в крайнем случае выкинут вас из машины на светофоре или на АЗС. Еще хуже, когда для того чтобы заполучить ключи от вашей машины, вломятся к вам домой. Да, это уже будет грабеж или разбой, а никакой не угон. Но машина-то уйдет. Цель достигнута. Заказ выполнен.
В целом хотел бы посоветовать всем автовладельцам не рассчитывать на свои штатные заводские сигнализации. Даже в дорогих автомобилях такие заводские охранные комплексы взламываются очень просто. Оборудования для подобных взломов сигнализации сегодня пруд пруди в Сети. Причем оно за последние годы существенно подешевело. Увы, прошли времена, когда оборудование для взлома нескольких моделей автомобилей могло стоить по 50 000-100 000 долларов. Сегодня многие вещи можно купить всего за 100-150 тыс. рублей. Это, конечно, будет какой-нибудь китайский хлам. Но он будет работать. Да, недолго, но на несколько угонов хватит. Естественно, оно быстро отобьется.
Также не советую рассчитывать на хваленую спутниковую сигнализацию. Она отпугнет или поможет полиции найти только дилетантов. Если же за машину с GPS-жучком возьмутся профи, то вряд ли вы когда-либо увидите свой автомобиль. Сегодня существует множество дешевых приборов, которые легко глушат сигнал не только GPS/ГЛОНАСС, но и даже сотовую связь. Так что вариант спрятать сотовый телефон или передатчик с сим-картой также не панацея от угона. Главное – помните, что все зависит от того, кто будет угонять вашу машину. Если профессионалы, то они заглушат все, что только можно.
Поэтому советую сразу после приобретения автомобиля установить дополнительный комплекс охранных систем, которые будут включать не только дополнительный электронный блок, но и ряд механических защитных комплексов.
Для того чтобы снизить риск угона автомобиля, нужно просто увеличить потенциальное время угона машины. И чем оно больше, тем меньше шансов, что именно с вашей машиной решат связаться угонщики.
Опять же я говорю о профессионалах, которые часто отказываются угонять сложные авто. Вы посмотрите, сколько сегодня автомобилей стоит ночью около домов или днем возле ТЦ. Сегодня найти более простой для угона автомобиль стало намного проще. Поэтому для профи нет проблем бросить сложный автомобиль и в этот же день или ночь найти другой и угнать его.
– Можно ли сократить количество угонов, если производители усложнят штатные сигнализации автомобилей?
– Теоретически, конечно, можно. Но за счет непрофессионалов, которым все сложней угонять даже самые дешевые автомобили, поскольку для этого нужно не только недешевое оборудование, но и знание электрики, электроники и много чего еще. Да, современные охранные комплексы становятся сложнее, и это косвенно влияет на ситуацию с угонами. Но ненамного. Дилетанты уходят из этой сферы. Но становится больше профессионалов. Соответственно, на статистику угонов это не особо влияет. Вы посмотрите статистику угонов. Есть, конечно, снижение краж, но оно мизерное.
Но не стоит особо рассчитывать на автопроизводителей и думать, что скоро они создадут штатные сигналки, которые будет невозможно обойти. Поверьте, им это не надо. Есть вообще теория заговора, которая утверждает, что автопроизводители заинтересованы в постоянных угонах автомобилей. Особенно дорогих и эксклюзивных, которые стоят целые состояния. Ведь чем больше таких машин будет угнано, тем больше будет снова куплено новых автомобилей.
Вы посмотрите, что происходит с системой бесключевого доступа. Эксперты и электронщики уже несколько лет бьют во все колокола, не раз доказав, насколько серьезно уязвимы практически все сегодняшние современные системы бесключевого доступа. По сути, эта система упростила для угонщиков процесс кражи. Ведь теперь даже не нужно ломать замок зажигания, сворачивая его воротком или подбирая отмычки.
Теперь даже не нужно подключать к угоняемой машине свой блок управления двигателем со встроенным иммобилайзером и заводить авто жертвы своим ключом. Сегодня достаточно ретранслировать сигнал ключа, который, например, лежит в вашей сумке или в прихожей дома, и открыть автомобиль с помощью другого радиоприемника. Запустить двигатель сможет ребенок. Ведь для этого в машине с бесключевым доступом нужно просто нажать кнопку старт/стоп.
Самое плохое, что такой способ угона (так называемый угон с помощью оборудования типа «удочка») стал возможен из-за того, что все автопроизводители не предусмотрели динамическую смену электронного сигнала, который постоянно излучает в радиоэфир бесконтактный брелок-ключ. Ведь для начала нужно было сделать так, чтобы ключ начинал давать сигнал в эфир только тогда, когда владелец машины с радиометкой подходит к машине. В таком случае на удаленном расстоянии угон с помощью ретранслятора стал бы невозможен.
Есть, конечно, и другие способы улучшить взломоустойчивость автомобилей с бесконтактными системами доступа. Но, увы, воз и ныне там. Автопроизводители пока не предложили автомиру каких-то важных изменений. Это косвенно указывает на то, что у кого-то нет желания что-либо менять. Всех все устраивает. Угонщики угоняют, автопроизводители производят новые автомобили, автосалоны продают их. Все довольны. Все с прибылью. Также не остаются внакладе и производители охранных систем. Ведь чем больше угонов, тем больше спрос на нештатные охранные системы.
А вообще проблему угонов, наверное, не решить. Существуют на самом деле тысячи способов угнать автомобиль, начиная от угона с помощью эвакуатора и заканчивая помощью работников автомоек, автосалонов, автосервисов и т. п.
– Чем ты сейчас занимаешься?
– После пятого подряд путешествия по бескрайним просторам нашей родины, где раскиданы исправительные колонии, многие из которых еще были построены во времена Сталина, я решил завязать. Также завязали и мои «коллеги по цеху». В итоге каждый из нас разбрелся кто куда. Кто-то устроился в автосервис, кто-то продавцом в автомагазин. Я и мой второй коллега устроились в компанию, которая занимается проектированием, производством, а также установкой собственных охранных автокомплексов.
И, кстати, мои знания и опыт очень пригодились. Особенно отделу инженеров и технологов, которые при разработке охранных систем учитывают все наши профессиональные секреты в этом опасном ремесле.
Единственный минус – это то, что вместе с технологиями в автомире растут и навыки угонщиков, которые также не сидят сложа руки и совершенствуют свои способы угона. А так как я уже вне этого бизнеса, то, естественно, не могу знать, что, к примеру, буквально на днях какой-нибудь гений-электронщик придумал, как обходить лазерные ключи Мерседеса.
– А как угоняют Мерседесы со сложными ключами?
– Предлагаю закруглиться. Во-первых, я больше угонами не занимаюсь. А во-вторых, я уже достаточно рассказал того, что вам не расскажет никто.
Главный совет для тех, кто боится, как конца света, что его машину угонят, – это не иметь автомобиль вообще. Если вы паникуете и считаете, что за вами постоянно следят, чтобы украсть вашу красавицу, то лучше купите полис КАСКО. Поверьте, вам будет намного спокойнее, чем даже если вы установите на машину три сигнализации, несколько механических защит, скрытые кнопки и метки, спутниковые и сотовые маяки.