Как проехать в крым на машине сейчас карта
Дорога в Крым и обратно по М4 в июле 2021 года
В июле съездил в путешествие по Крыму. За две недели проехал около 5000 километров. Подробно о путешествии расскажу в личном блоге (о других путешествиях можно почитать здесь, а об этой поездке напишу чуть позже), в этой записи про дорогу в Крым и обратно.
В этом году, помимо палатки, спальников и походной мебели, загрузил в багажник шатёр и гриль. В принципе всё влезло. Но укладка багажника даже в транзитном отеле, где доставали чемодан и пару сумок, превращалась в настоящий квест. Место в багажнике удалось сэкономить за счёт замены традиционных пенок на современные надувные матрасы. В следующем году попробую арендовать бокс на крышу и упаковать палатки, спальники и прочие походные принадлежности туда.
Маршрут до Крыма традиционный: Москва — Ростов, ночёвка и через Краснодар на мост.
Обратно ехали так же в обратном порядке.
Про дорогу по М-4 рассказывать особо нечего, всё как обычно: отличная трасса, пробки в местах ремонтов и перед некоторыми пунктами оплаты. Отличие этого года — чудовищное количество автомобилей. Гигантские очереди на заправках практически до самого Ростова (в прошлом году после Воронежа народу особо не было). Отсюда «советы»:
— выезжаем из Москвы с полным баком;
— после того, как сожгли полбака, присматриваем крупную заправку с очередями поменьше. Роснефти обычно были свободнее лукойлов;
— избегаем чисто «санитарных» остановок на заправках, так как в туалеты и кассы тоже большие очереди.
На ПВП после обхода Воронежа гигантская пробка: через пару километров от пункта оплаты ремонтируют мост и в Ростов едет только одна полоса. Нам повезло, пробка начиналась в нескольких сотнях метров перед ПВП и основная толкотня была на сужении дороги после шлагбаумов. Когда ехали обратно, наблюдали пробку навстречу длиной в несколько километров до ПВП по платной и бесплатной дорогам. По возможности избегайте проезда этого пункта оплаты в субботу днём и вечером. Вперёд мы проезжали этот ПВП около 12:30, обратно где-то ближе к 16:00.
Удивительно, но каких-то серьёзных заторов на трассе больше не было.
Путешествие по Крыму планировалось с несколькими автономными ночёвками, поэтому всё необходимое для перекусов было при себе. Перекусить и сходить в туалет можно, например, на площадках для отдыха. Между Воронежем и Ростовом они оборудованы вполне неплохо: чистый туалет (по крайней мере нам повезло), беседки со столиками, где можно перекусить и спрятаться от солнца.
В качестве экспресс-обеда в дороге отлично себя показали макароны с тушёнкой. Дома заранее варим пачку макарон, покупаем хорошую тушёнку (например под брендом Армия России). На стоянке достаём плитку, выкладываем в кастрюлю тушёнку. Как растопится жир, выкладываем макароны и разжариваем. Вкусно и быстро. Кофе варим на той же плитке.
Если отдыхать подольше, то ещё лучше достать гриль и приготовить на нём каких-нибудь чевапчичей и обжарить лепёшку с сыром. Такие перекусы мы устраивали уже в Крыму.
Из-за большой загрузки трассы и очередей на заправках до Ростова ехали долго: стартовали в 5:15, съехали со МКАДа где-то в 5:45, прибыли к отелю в Ростове в 19:43. Около 12 часов рулёжки и суммарно два часа отдыха и очередей на заправках.
Нужно сделать оговорку, что мы путешествуем с двумя детьми семи лет, поэтому времени на отдых уходит несколько больше, чем если путешествовать только в компании с подругой.
День 1
5:15 Старт.
7:45-8:15 Завтрак прихваченными с собой запасами и кофе из турки.
10:45-10:55 Дозаправка. (Повезло, удалось найти заправку почти без очереди).
13:10-14:00 Обед на площадке для отдыха после злополучного ПВП-545.
15:45-16:15 Вторая дозаправка. В очереди передо мной была одна машина! Так бывает, когда на заправке работает одна касса, а бензин начинают наливать только после оплаты.
19:45 Финиш. Заселение в отель.
Второй день в пути проще: трасса на Краснодар значительно свободнее, большие очереди на заправках собираются только ближе к мосту.
Навигатор предлагал ехать через станицы и Славянск-на-Кубани. О дорогах через станицы ещё с 2015 года у меня осталось негативное впечатление, поэтому я решил махнуть по платнику до Краснодара, после чего навигатор повёл меня в обход пробок южнее, через Крымск. Вроде бы получилось быстрее и комфортнее, чем через Славянск-на-Кубани. Обедали в корчме на окраине Крымска. Кормят вкусно, но цены курортные. Заправились на Роснефти на выезде из города, чтобы не томиться в очередях перед мостом.
Выехали из Ростова в 8:15, финишировали у отеля в центре Керчи в 17:45. Без малого 8 часов езды и полтора часа на обед и две заправки (в Ростов приехал с полупустым баком).
День 2
8:15 Старт.
8:55-9:00 Дозаправка.
13:15-14:50 Обед в Крымске.
14:50-14:55 Дозаправка.
17:45 Финиш. Заселение в отель.
Ехать обратно было и проще, и тяжелее одновременно. Выезжали в 8:20 из района села Курортного. Грунтовками до Керчи, немного по городу и в 9:15 уже проезжали мост. Когда едешь по Тамани в сторону Краснодара заправок значительно меньше, чем в сторону Крыма, а на тех, что есть, огромные очереди. Через полтора часа от моста удалось заправиться в станице Варениковской на Газпромнефти. Оттуда за 2 часа добрались до пригородов Краснодара. Обедали в станице Елизаветинская, кафе Пражка. У Пражки заслуженный рейтинг на яндекс.картах 5.0. Кормят вкусно, недорого (после курортных заведений!), обслуживание вполне на уровне.
К обеду температура за бортом достигла 40 градусов. Вдобавок сыну нездоровилось: видимо поймал какой-то вирус, постоянно тошнило, поднялась температура и общее самочувствие было крайне паршивое. В результате дорога до Ростова была не очень приятная. Отстояли пробку на въезде в Ростов и в 18:45 заселились в отель. Перед поворотом к отелю решил заехать на заправку. Заправился, а на выезде через пробку затупил и повернул не в тот проезд. В результате потратил лишних 15 минут пока добрался до отеля. 8 часов 15 минут за рулём и чуть больше двух часов на отдых.
Обратно. День 1
8:20 Старт.
10:40-11:00 Дозаправка в Варениковской. Небольшой отдых.
13:00-14:30 Обед в Елизаветинской.
18:25-18:30 Дозаправка в Ростове.
18:45 Финиш. Заселение в отель.
Отдельно нужно рассказать про отель. Транзитный отель на обратный путь оплачивал бонусами с кредитки. Выбор в системе бронирования был невелик и я остановился на Hotel FG на ул. Социалистической д.13. Отель расположен в купеческом особняке и имеет честные пять звёзд. Прекрасно там абсолютно всё: отличный ремонт, удобные номера, собственная стоянка (правда небольшая) и потрясающе вежливый и предупредительный персонал. Обратной стороной этой красоты является стоимость номеров.
Утром неспеша позавтракали и выехали из отеля в 9:15. М-4 в этот день была значительно свободнее, чем по пути вперёд. Обедали, уже традиционно (как бы не четвёртый год подряд!), в столовой на заправке Татнефть немного не доезжая до Богучара. Тульская область удивила камерами (или муляжами?) на каждом участке с ремонтом дороги и временными ограничениями скорости. Добрались до дома к 21:30. Десять с половиной часов за рулём и час сорок на отдых.
Обратно. День 2.
9:15 Старт.
11:15-11:30 Дозаправка и небольшой отдых.
13:10-13:55 Обед под Богучаром.
15:20-15:35 Дозаправка и небольшой отдых.
18:30-18:50 Дозаправка и кофе на Газпромнефти в Тульской области.
21:30 Финиш!
Небольшой update:
— на платные дороги ушло чуть меньше 3000 рублей (с учётом купленной скидки 15% на июль);
— бензина на дорогу туда-обратно (без учёта поездок по Крыму) сжёг 300 литров (9,5 л/100 км).
О других путешествиях в Навигаторе по блогу
Из Москвы в Крым. Советы по автопутешествию
С учетом того что у каждого есть свое мнение и он может мыслить отлично от автора данной статьи напоминаю — излагаю сугубо свои мысли основанные на моих впечатлениях от данного путешествия. И так начнем.
Сегодня мы поговорим об автопутешествии на ЮГ нашей необъятной родины, а конкретнее о маршруте Москва — Крым. Обсудим все мелочи и детали, на которые стоит обратить внимание при подготовке к данной поездке, узнаем, что ждет в пути, познакомимся с трассой М-4 Дон в общем всё, всё, всё, что нужно для комфортного путешествия.
Дикие пляжи, потрясающие закаты и интересные места где вы никогда не побываете без машины — вот, что вам подарит автопутешествие
С чего начать?
Если Вы для себя решили, что «едем в Крым на машине и точка», то первый момент, на который стоит обратить внимание — это наличие собственной парковки у отеля или гостевого дома, в который Вы собираетесь. Я бы выделил данный критерий как один из важнейших по выбору своего места прибывания там. Так как Крым, хоть и «распиаренный» курорт России-Матушки, но состояние практически всего там «упадническое». Толком никаких централизовано-организованных парковок там нет, а если еще и отель у моря находится, то ажиотаж водителей, которые тоже хотят там припарковаться будет огромен, а постоянный «головняк где припарковаться» или «А точно ли удачно я встал» мало кому нужен. Так что если позаботитесь о том, что Ваше транспортное средство будет всегда комфортно припарковано и под какой никакой охраной — только плюс к спокойствию на время путешествия.
Исходя из всего выше сказанного первое с чего начинаем это интересуемся паркингом.
Наличие парковки важная деталь на которую следует обратить внимание при выборе места отдыха если путешествие предстоит на машине
Автомобиль
Надо осознать, что поедете действительно далеко, ехать больше суток и чтоб поездка эта прошла без каких либо, никому не нужных, эксцессов автомобиль должен быть полностью исправен. Готовятся к этой поездке обычно за ранее, поэтому запланируйте полноценное ТО либо в любимом, хорошем и проверенном Вами авто-сервисе, либо в официальном дилерском центре за пару недель до отправления. Одним словом автотранспортное средство, на котором вы отправляетесь в такое путешествие, должно быть полностью исправно. Долиты все жидкости, проверены тормозные колодки, проверена ходовая, заменены все расходники и естественно не горит никаких ошибок на приборной панеле. Если к этому моменту отнестись халатно, то путешествие в Крым, к морюшку, к солнышку может прерваться, к примеру, в чудесном городе Воронеж, где вы будете ждать несколько дней, пока отремонтируют, неожиданно сломавшуюся, деталь или где нибудь в Ростовской области будете искать ночлег, пока автослесаря будут исправлять, вдруг вышедшую из строя, ходовую. Отнеситесь со всей ответственностью к этому вопросу.
Подготовьте своего «напарника» по путешествию для избежания «непредвиденных» ситуаций
Построение маршрута и выбор дороги
Выбирая путешествие на машине все же хочется, чтоб оно было максимально комфортным не только для водителя, но и для остальных пассажиров. Многие едут с детьми, с бабушками и дедушками и с другими родственниками поэтому, мой совет, выбирайте платные участки дороги. Почему я их рекомендую, да просто по тому, что даже они не все хорошо сделаны, а состояние бесплатных, объездных дорог оставляет желать лучшего. Читал много статей где «экономисты» выбирают поехать обычными бесплатными «трассами», а после рассказывают как угробили ходовую, как порезали шины, как «только приехал и уже на СТО». Экономить надо это факт, но экономия должна быть рациональной. Весь маршрут, до конечной точки назначения, по деньгам выйдет 1500р это явно дешевле любого СТО, любого сервиса и т.д.
Вот путь, который предстоит преодолеть
Что брать с собой? (рекомендации по еде)
Первое на что хочется обратить внимание это наличие воды в машине, ее присутствие обязательно, так как в пути все захотят пить, будут запивать взятую с собой провизию да и просто иногда освежаться, а постоянно заезжать на заправки и пополнять припасы это:
а) накладно для бюджета.
б) трата драгоценного времени, ведь мы все же стремимся побыстрее добраться до моря.
Я на троих человек брал 6 литров, скажу сразу, все не понадобилось в пути выпили только 3 литра, так что учитывая мой опыт, запасайтесь водой исходя по 1му литру на человека.
Второе это уже сама еда, чем проще она будет тем лучше, так как в стесненных условиях автомобиля комфортно кушать то, что можно взять рукой, орудовать приборами (вилкой, ложкой, ножом) просто не удобно даже пассажирам, а про водителя и речи быть не может. В этом случае хорошо подходят бутерброды, пироги, фрукты или порезанные овощи, блины и тд.
Всяческие снеки на подобии чипсов, сухариков — по желанию. Да вредно, да химия, но иногда же хочется 🙂
Не рекомендую брать орешки, конфетки и любые другие мелкие и шарикообразные «вкусняшки» риск подавиться не то что большой он ОГРОМЕН. Машина едет, потрясывается на неровностях дорог и… в общем не будем о грустном, но предупрежден значит вооружен.
Хранить всю эту пищевую продукцию советую в сумке холодильнике, так что если нет, то желательно приобрести. Их большое количество выбрать можно на любой вкус, цвет и карман. Так же, к сумке, желательно иметь и «хладогенератор» так все будет более свежим более длительное время.
Что брать с собой? (рекомендации по машине)
Запасное колесо или «запаска»
Как бы хорошо мы не подготовили нашу машину ситуации могут быть разные. Самая простая и часто возможная это прокол колеса так что отправляясь в наше далекое путешествие запаска и набор инструментов — обязательны.
Как известно, в машине за работу многих сегментов например как USB порты, прикуриватель, стеклоподъемники, подогрев сидений и так далее отвечают маленькие предохранители, они как правило имеют год гарантии и, по его истечению, могут в любой момент выйти из строя. Причин их поломки может быть великое множество к примеру самый банальный: неудачно вставили в прикуриватель зарядное устройство, произошел малейший «коротыш» и все — вы без предохранителя. Это значит, что можете остаться без любой из вышеперечисленных возможностей вашего авто по средине пути, а мало кто пожелает, к примеру, потерять возможность заряжать мобильный телефон в дороге. Набор предохранителей много место не занимает и стоит не дорого, но в случае чего выручит вас, так как меняются они легко и просто.
пример набора предохранителей
Аптечка
Тут хочется уделить особое внимание этой вещице. Да, у всех автомобилистов есть аптечка, но мало кто уделяет должное внимание тому, что там вообще есть. А лежит там, в большинстве своем, огромное количество бинтов, пластырей и … всё, нет там больше ничего толкового. Так что, если вдруг, в пути у Вас заболит голова, поднимется температура, заболят уши или будет приступ тошноты (перечислил далеко не все, что может случится с человеком) вы либо:
а) достанете автомобильную аптечку и наклеите себе на лоб пластырь.
б) из заранее собранной дома аптечки с лекарствами «на все случаи жизни» возьмете нужную «пилюлю».
Думаю мой посыл понятен. Уделите этому внимание.
Случаи, как уже говорил выше, бывают разные, подробно расписывать в каких именно может понадобиться «омывайка» не буду — просто имейте с собой запасную бутыль.
Вещи комфорта
Одеяла, пледы, подушки под голову и спину для длительной поездки пассажирам очень даже пригодятся и помогут сохранить приятные эмоции от путешествия.
Для оплаты платного участка дороги существуют специальные КПП (контрольно пропускные пункты) с множеством полос, обычно их около 15. Проезд можно оплачивать наличным способом, безналичным и через транспондер. Для каждого способа оплаты свои полосы. К примеру для оплаты картой полосы с 1-й по 8-ю, для оплаты наличными полосы с 9-й по 12-ю и для оплаты транспондером с 13-й по 15-ю. На полосах оплаты картой или наличными обычно пробки и очереди, так как: кто-то «забыл», что нужно подготовить деньги и начинает их судорожно искать, стоя у шлагбаума, кто-то уронил карту и вышел из машины чтоб ее поднять и тд… и заторы эти могут быть весьма и весьма серьезные, особенно в пик «сезона отпусков». В случае с транспондером все сводится к минимуму: подъехал к шлагбауму, денежку списали с устройства автоматически и проезд открыт. Вся процедура оплаты и проезда не больше 15 секунд. Про транспондеры их параметры и характеристики есть многое в интернете, здесь освещать не стану, просто знайте — с ним быстрее и удобнее.
Трасса М-4 Дон
Природа
Что касается самой дороги в Крым, то в отличии от М11, Питерской трассы, она показалась мне очень увлекательной. Едешь и наблюдаешь бесконечные поля подсолнечника, кукурузы, равнины, разнообразные холмы и красивые реки. В общем есть за что взглядом зацепиться и никакой монотонности дорога не вызывает.
Виды на трассе М4 Дон
Только пройдя этот путь до конца и вернувшись домой Вы, дорогие мои читатели, начнете ценить и с уважением относиться к заправкам, которыми так усердно усыпана Москва и ближайшее подмосковье. Здесь, на трассе, это уже не обыденность, это «оазис» где есть туалет, где есть возможность подкупить разные продукты питания и средства гигиены, где можно просто остановиться на парковочной территории размять свое тело и передохнуть.
По поводу когда заправляться. Лично я, когда запас хода составлял 150км, начинал уже искать заправку. Исходя из опыта рекомендую заправляться на Газпроме, так как на Лукойле очереди просто огромные. С чем это связано не знаю, но время лучше экономить.
Так же, перед выездом на трассу М-4, где то перед съездом со МКАД, рекомендую заправится полным баком, чтоб не быть в числе тех счастливчиков, которые вспоминают про бензин на ближайшей заправке трассы и буквально на «парах» до нее доезжая, участвовуют в безумной очереди среди таких же.
Пройдя часть пути по светлому времени суток и подбираясь к Ростову начнем осознавать, что с освещением трассы беда полная. Ехал летом и в 20-00 стало уже довольно темно. Фонарных столбов, которые бы светили на дорогу просто нет. Приходится ехать в напряжении, так как помимо отсутствия света, еще и достаточно много бензовозов, которые едут около 50км/ч и создают некий дискомфорт. Поэтому мой совет выезжать в Крым, как можно раньше около 4-5 утра, чтоб спокойно днем охватить максимально большое расстояние.
Переоценивание своих возможностей
Многим может показаться, что данный маршрут можно преодолеть за сутки, ведь в начале пути навигатор строит маршрут и соблазняет своим финишем через 22 часа, тем более, действительно, есть люди, которые проезжают этот путь без остановок. Скажу на своем примере: ездить люблю, водительский стаж уже не малый (12 лет), но проехав за один раз 18 часов — очень сильно устал. Устали руки, затекла шея и тд. Поймите данное «геройство» совершенно ни к чему. Вы везете себя, жену, детей, близких, куда лучше остановиться на ночлег в гостинице и с утра свежим и отдохнувшим завершить маршрут, чем не закончить его совсем… Выезжая в Крым из Москвы ставьте цель перед собой проехать как можно дальше, нет резона делить дорогу пополам потому как все устанут это факт, а просыпаться и осознавать, что ехать еще столько же очень печально. Первый день ехал до Тимашевска, а после уже осталось всего 5 часов и был на месте.
Посты ДПС (Цукерова балка, Батайское кольцо)
Перед поездкой читал многое и про «Цукерову балку» и про «Батайское кольцо» мол беспредел, кошмар и тд… Что есть по факту: да могут остановить для проверки документов, да интересуются многим и куда путь держите, и как давно пили, но если Вы трезвы, если Вы не неслись со скоростью 200км/ч и у Вас есть регистратор в машине и естественно Вы при остановке ведете себя адекватно без «быкования», то с гарантией 98% просто вернут документы и Вы продолжите путь. Так что не надо нервничать и паниковать, пост и пост.
Цена вопроса. Расход бензина и время на маршрут
По времени я ехал 24 часа, по деньгам на бензин (исключительно АИ-98) получилось 7671 р. в одну сторону, оплата платных участков дороги
1450 р. и ночевка в гостинице г. Тимошевска 1500 р.
ИТОГО: 7671+1450+1500 = 10621 р.
Можно сделать эту сумму более маленькой, скорректировав цену на гостиницу, заправляться бензином с меньшим октановым числом и возможно у кого то более экономично расходуется топливо, но грубо говоря 10 000 р. в одну сторону — планируйте так.
Из Москвы в Крым на машине
Расстояние от Москвы до Крыма на машине — 1 560 км (берем дорогу через мост до Керчи, до других городов-курортов полуострова нужно плюсовать еще 200–300 км).
«Чистое время» в пути — около 20-24 часов, это без учета перекуров, остановок, возможных ночевок. Полтора дня — и вы на месте.
В Крым, как и на курорты Краснодарского края, ведет одна дорога — платная трасса «М4» Дон. Ее протяженность от МКАД до Новороссийска составляет 1 542 км. Скоростная трасса «Дон» — главная вертикальная ось дорожной системы России. Разрешенная скорость — от 90 до 130 км/час в зависимости от отрезка. Протяженность платных участков — 763 км.
Стационарные посты ГАИ: 111 км, 211 км, 647 км, 1061 км.
Наряду с платными участками есть бесплатные альтернативные дороги, но они, понятно, хуже и уже, а в некоторых местах допустимая скорость составляет всего 40–50 км/ч (если путь, например, пролегает через населенный пункт). Все это приводит к дополнительному расходу бензина.
В целом на проезд по платным участкам трассы (до Ростова-на-Дону) уйдет от 1490 рублей, а с транспондером — от 1490 рублей (посчитать).
Оплата осуществляется на пунктах взимания платы (ПВП).
Способы оплаты: наличные, банковские карты (VISA, MasterCard, МИР), транспондер T-pass (предварительно следует приобрести и установить устройство).
Ниже ссылки на сайт государственной компании «Автодор» с информацией для изучения. Все это пригодится при планировании путешествия.
К последнему пункту небольшое добавление: в период с мая по сентябрь вводится сезонное повышение тарифов. В зависимости от участка, времени суток и категории транспортного средства стоимость повышается.
Маршрут Москва — Крым на машине
Как мы выяснили, основной отрезок пути пролегает по трассе «Дон». Ближайший к Крымскому мосту населенный пункт — станица Тамань. Именно к ней нужно прокладывать маршрут.
Один из самых проблемных участков — село Лосево в Воронежской области. В этом месте трасса сужается с трех полос до одной в каждую сторону.
Новый объезд Лосево на трассе М-4 «Дон» в Воронежской области
Если до Ростова-на-Дону — вариант один, трасса «Дон», то после него появляются альтернативы.
Первый — ехать через станицу Кисляковскую, Тимашевск, Славянск-на-Кубани. Тут есть один проблемный момент — Тимашевск и его знаменитый железнодорожный переезд, где летом скапливаются многокилометровые пробки. О том, как его объехать, читайте в отдельном совете. Впрочем, и здесь не без оптимизма: к 2024 году власти Кубани обещают построить объездную дорогу с тремя транспортными развязками.
Карта Москва — Крым на машине
Второй — ехать по М4 до Краснодара, затем через Абинск, Крымск, станицу Варениковская. Судя по отзывам, эта дорога похуже. И плюс 300 рублей по платным дорогам.
Из Москвы в Крым на машине через мост
С открытием Крымского моста в мае 2018 года курорты благословенного полуострова стали доступнее. До этого приходилось либо пользоваться Керченской паромной переправой (движение по воде целиком зависело от погодных условий, и удовольствие это было платное), либо самолетом (Симферопольский аэропорт недавно прошел реновацию, однако не всем отдыхающим подходит такой способ). И вот, после торжественного открытия моста Крым зажил новой жизнью. За неполных четыре месяца, с мая по август, по мосту в обе стороны проехало более 1,5 автомобилей — столько переправа осилила за весь 2017 год.
Длина Керченского моста — 19 км. Количество полос — по две в каждую сторону. Разрешенная скорость — 90 км/ч. Примерное время поездки — 15 минут.
Вот посмотрите видео о поездке через мост.
После шикарного моста туристов встречают узкие, извилистые и не всегда ровные дороги Крыма. От Керчи, которая является своего рода воротами на полуостров, вы вольны ехать до любого курорта. Скорее всего, вы захотите проехаться по всему побережью. За неделю-полторы это более чем реально. Рекомендуем почитать на досуге отзывы об отдыхе в Крыму.
Где остановиться по дороге из Москвы в Крым
Если водитель один, ему придется несладко: столько времени за рулем быстро выматывает, и отдых крайне необходим.
Путешественники советуют выезжать из Москвы на рассвете, когда машин нет и движение не слишком плотное, но даже при таком раскладе уже через несколько часов захочется размяться.
Куда больше шансов достичь моста менее чем за сутки будет в том случае, если водителей несколько и они подменяют друг друга.
Очень удобная карта расположения кафе и закусочных, заправок, остановок и парковок, постов ГИБДД, автосервисов и туалетов есть на сайте Trassa-Tour.ru:
Если торопиться некуда, можно переночевать в каком-нибудь крупном городе по пути. Например, в Ростове-на-Дону (1 100 км от Москвы, около 12 часов в пути). Для экономных у Туристер.ру и Booking.com есть совместная акция — кэшбек.
Из Москвы в Крым на машине: советы
Можете скачать для путешествия полезные мобильные приложения:
Москва — Крым на машине: отзывы 2021
Предлагаем почитать рассказы туристов о поездке в Крым на своем авто. По ссылкам вы найдете обсуждение проблемных участков, фотографии трассы, советы о том, как избежать досмотров в пути или пройти их с минимальными потерями.