Как правильно заливать охлаждающую жидкость в автомобиль
Самостоятельная замена охлаждающей жидкости (тосола или антифриза)
Своевременная замена охлаждающей жидкости – это процедура, которой многие автовладельцы пренебрегают. И очень напрасно. Работоспособность двигателя напрямую зависит от системы охлаждения. В этой статье мы расскажем, как правильно менять антифриз своими руками, ведь для замены охлаждающей жидкости вовсе не обязательно ехать на автосервис.
Проще всего заменить охлаждающую жидкость будет при наличии гаража и смотровой ямы, хотя это и необязательные условия. Порядок замены антифриза на всех машинах примерно одинаковый:
Необходимо полностью слить старую охлаждающую жидкость.
Выполнить промывку системы охлаждения двигателя.
Залить новую охлаждающую жидкость (тосол или антифриз).
В конце статьи, как всегда, смотрите видео-инструкцию по замене охлаждающей жидкости своими руками на автомобиле ВАЗ 2110. А мы пока рассмотрим все этапы замены антифриза по очереди.
Для того чтобы полностью слить охлаждающую жидкость из системы без остатка, желательно чтобы передняя часть машины находилась ниже относительно задней. Например, задок можно немного поддомкратить.
Теперь приступим к сливу старого антифриза перед его заменой на новый. Большинство автомобильных двигателей имеют в своей нижней части краник либо специальную сливную пробку, через которую производится слив охлаждающей жидкости. Кроме блока цилиндров антифриз также нужно будет слить из радиатора и расширительного бачка.
Для этого необходимо:
Ослабить пробку расширительного бачка – это позволит охлаждающей жидкости стекать быстрей.
Вывернуть сливную пробку и слить антифриз из рубашки охлаждения двигателя в подходящую для этого ёмкость, подставленную под сливное отверстие.
Открутить сливной вентиль или нижнюю пробку радиатора и таким же образом слить старую охлаждающую жидкость из него.
Напор сливаемой жидкости можно регулировать, откручивая или закручивая пробку расширительного бачка. После слива охлаждающей жидкости не забудьте закрутить все сливные пробки обратно.
Мы уже достаточно подробно писали о промывке системы охлаждения двигателя.
Прежде всего, промывка преследует две цели:
Очистка системы от грязи и осадка, которые могут препятствовать передаче тепла и циркуляции охлаждающей жидкости.
Удаление остатков прежнего антифриза. Эта операция необходима, так как при смешивании разных охлаждающих жидкостей их компоненты могут вступить в нежелательную реакцию, и тем самым ослабить антикоррозийные свойства свежего антифриза.
Еще лет 20-30 назад для очистки системы охлаждения от загрязнений автолюбители пользовались различными народными методами. Например, в радиатор заливали уксусную эссенцию или лимонную кислоту. На сегодняшний день существует множество специальных составов, которые намного эффективней справляются с этой задачей.
Лучше всего для промывки системы при замене охлаждающей жидкости подходят специальные промывочные концентраты. Перед использованием они разбавляются водой в пропорции указанной на упаковке. Это, так называемая, «мягкая промывка».
Её преимущество перед составами, заливаемыми в старый антифриз, заключается в том, что она выполняет функцию предварительной грунтовки. То есть определённое количество присадок из раствора ещё на этапе промывки оседает на металле, и когда вы при замене зальёте свежую охлаждающую жидкость, она в уже подготовленной среде будет работать намного эффективнее и не будет окисляться.
На этом самостоятельная замена охлаждающей жидкости завершена.
Заливка новой охлаждающей жидкости
Теперь мы можем приступить к заливке новой охлаждающей жидкости. Запомните, заливка нового антифриза при замене возможна только в чистую охлаждающую систему.
Однако перед этим важно понимать, что именно вы собираетесь заливать. Ведь такой запутанной классификации, как у охлаждающих жидкостей, нет больше нигде. Поэтому настоятельно рекомендуем сначала изучить, какие бывают виды и типы антифризов, и тогда вам станет понятно, что лучше заливать в систему охлаждения двигателя.
Во избежание образования воздушных пробок в системе, автомобиль должен находиться в строго горизонтальном положении. Далее следуйте в таком порядке:
Отсоедините самый верхний патрубок, подающий антифриз в двигатель (обычно он находится в районе впускного коллектора). Пример смотрите на видео ниже.
Новую охлаждающую жидкость следует заливать через горловину расширительного бачка. Для удобства лучше использовать воронку.
Заливайте антифриз до тех пор, пока он не начнёт вытекать из отсоединённого в первом пункте патрубка.
Вставьте патрубок на место и зажмите его в месте соединения хомутом.
Не стоит заливать антифриз в бачок под завязку. Оптимальным будет уровень между отметками MIN и MAX.
После заливки плотно закройте пробку бачка, заведите машину и прогрейте её до тех пор, пока не сработает вентилятор. Потом подождите когда остынет мотор, и проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. При необходимости антифриз следует долить до нормы, но делать это можно только на холодный двигатель!
На этом самостоятельная замена охлаждающей жидкости завершена.
Важная информация о замене охлаждающей жидкости.
Роль охлаждающей системы в работе транспортного средства известна каждому автолюбителю. Ведь именно она отвечает за поддержание правильного температурного режима при эксплуатации двигательной системы. Учитывая важность охлаждающей системы в работе автомобиля, необходимо своевременно диагностировать и обслуживать совокупность поддержания температурного режима. Для правильной функции системы важную роль играет рабочая смесь. В связи с этим, необходимо регулярно проверять состояние охлаждающей жидкости и своевременно производить замену при её отработке.
Регулярное обслуживание системы охлаждения, позволит предотвратить всевозможные неисправности и увеличить срок эксплуатации двигателя автомобиля. Использование мало качественной или отработанной рабочей жидкости или способствует преждевременному износу компонентов двигательной системы.
Для правильной работы системы охлаждения современного автомобиля требуется около 10 л охлаждающей жидкости. При этом, каждого автолюбителя интересует вопрос — какой вид смеси лучше использовать для правильной работы мотора? Сегодня, существует два наиболее распространённых вида охлаждающей жидкости: тосол и антифриз. По мнению автомобильных экспертов, наиболее подходящим является второй вид охлаждающей жидкости.
Основные преимущества антифриза перед другими видами ОЖ.
Заливать в охлаждающую систему именно антифриз, стоит по нескольким причинам:
-Антифриз позволяет повысить продуктивность работы охлаждающей системы мотора.
-Также данный состав позволяет обеспечить надёжную защиту алюминиевых компонентов системы при перепадах температурного режима.
-Антифриз характеризуется наиболее долгим сроком эксплуатации.
-Он позволяет продлить срок использования гидравлического насоса.
-Состав антифриза характеризуется хорошей совместимостью с пластиком.
-Состав отличается стабильной и продуктивной работой в различных температурных режимах.
-Он долгое время сохраняет свои положительные свойства несмотря на условия эксплуатации.
Современные производители транспортных средств, рекомендуют заливать свежий антифриз после прохождения пробега в 60.000 км. При эксплуатации транспорта в городских условиях, частота замены смеси сохраняется.
Замена антифриза может производиться раньше, в случаях:
-Если охлаждающая жидкость утратила свои полезные качества. Данный факт можно определить путём проведения визуальной диагностики ОЖ. Если проверка смеси, показала что антифриз стал более густым или тёмным, рекомендуется произвести полную замену рабочей жидкости.
-Свежий антифриз также необходимо заливать при выполнении различных ремонтных работ в двигательной системе транспортного средства, сопровождающихся сливом рабочей смеси.
-В случае нарушения герметичности системы, а также частичной утраты жидкости.
В связи с этим помимо регулярной замены антифриза согласно периоду указанному производителем, необходимо регулярно проверять состояние охлаждающей жидкости и герметичность проводников системы охлаждения.
В ходе обслуживания, каждый владелец транспортного средства задается вопросом – какой антифриз лучше всего использовать? Сложность состоит в том, что современному автолюбителю представляется достаточно широкий выбор охлаждающих жидкостей. Как известно, от выбора охлаждающей жидкости во многом зависит продуктивность работы системы. Для правильного ответа на вопрос о выборе, лучше всего обратиться к комплектующей инструкции производителя. Общие принципы функционирования системы охлаждения являются аналогичными для большинства современных автомобилей. Но все же каждая система имеет свои характеристики и особенности. Поэтому перед началом обслуживания, необходимо ознакомиться с особенностями вашего автомобиля указанными в инструкции завода изготовителя. Производитель, наиболее подробно указывает периодичность замены охлаждающей жидкости, какой антифриз лучше использовать в ходе обслуживания, а также куда заливается ОЖ в вашем автомобиле.
После того как мы приобрели антифриз, рекомендованный производителем, существует два варианта дальнейшего развития событий: сервисное обслуживание или самостоятельная замена антифриза. Большая часть автолюбителей, привыкла обслуживать транспортное средство самостоятельно. К тому же заливать новый антифриз достаточно просто. При самостоятельном проведении работ, можно быть уверенным в качественном исполнении замены и оригинальности используемых средств. Несмотря на простоту процедуры, данная услуга в профессиональной мастерской будет стоить достаточно дорого, в то время как самостоятельное обслуживанием поможет сэкономить некоторую часть средств.
При внимательном изучении предоставленной инструкции и грамотном подходе к делу, с работой справится каждый владелец транспортного средства. К тому же, обслуживая автомобиль самостоятельно мы лучше знакомимся с его устройством что поможет нам при его дальнейшей эксплуатации.
Одним из наиболее важных и трудоемких этапов выполнение работ является слив отработанный жидкости из системы. В ходе обслуживания, необходимо удалить всю старую смесь из системы и соответственно заполнить её свежей.
Для удобства проведения работ, лучше всего поставить транспорт на ровную площадь. Перед началом выполнения процедуры, необходимо дождаться полного остывания двигательной системы. Данный пункт является обязательным требованием техники безопасности при замене антифриза. Также, перед началом замены необходимо узнать куда заливать жидкость (см. инструкцию производителя).
Порядок выполнения работ.
1. Первым делом, необходимо удалить все отработанную охлаждающую жидкость из системы. Для этого:
Предварительно подготавливаем ёмкость для слива смеси и устанавливаем её в необходимое положение.
1.1. Откручиваем пробку слива ОЖ.
1.2. Аккуратно снимаем патрубок, по которому вытекает антифриз.
После выполнения указанных работ, подавляющая часть смеси должна удалится из системы. Теперь, откручиваем крышку бачка с жидкостью. На некоторых моделях авто клапан располагается на радиаторе, на других необходимо снять крышку расширительного бачка. Поэтому внимательно изучите куда заливать жидкость на вашем авто.
2. После того как отработанная смесь полностью удалена из системы охлаждения, необходимо закрыть все крышки, присоединить патрубки и восстановить герметичность системы.
3. Следующим шагом, можно приступить к заполнению системы свежим антифризом.
Для удобства, в отверстие расширительного бака лучше установить лейку.
4. Далее, постепенно заполняем бачок охлаждающей жидкости. Во избежание появления воздушной пробки, жидкость необходимо заливать по этапно, делая небольшие перерывы. В случае образования воздушные пробки, нарушится функция охлаждающей системы.
Для начала, необходимо заполнить расширительный бачок чуть выше минимальной отметки и закрыть крышку.
5. После этого, запускаем движок и даем ему поработать пару минут. В этот момент необходимо внимательно следить за показателями жидкости в расширительном бачке.
Глушим мотор автомобиля.
6. Следующим этапом, аккуратно снимаем крышку бачка и восстанавливаем уровень жидкости до необходимого. Теперь, запускаем движок и даем ему прогреться до рабочей температуры. Следим за уровнем рабочей жидкости. Если уровень остался в пределе допустимой нормы, то всё сделано правильно.
Для сохранения собственной безопасности, ни в коем случае не откручивайте крышку радиатора и расширительного бачка при рабочем или прогретом двигателе.
Как видно, замена антифриза достаточно простая и выполнимая процедура. В случае если охлаждающая совокупность была изрядно загрязнена, то перед тем, как заливать свежий антифриз необходимо промыть систему с помощью обычной воды или специализированного состава. В данном случае после удаления старой смеси, заливаем очищающий состав в бачок, куда заливается рабочий состав и закрываем крышку. Затем, запускаем движок автомобиля и даем ему поработать несколько минут. После того как из радиатора потечёт чистая жидкость, можно заливать свежую ОЖ.
Как правильно залить антифриз в систему охлаждения двигателя?
О жидкостях, потребляемых охлаждающей системой, информации написано достаточно много. Но вот о том, как правильно заливать и доливать эти жидкости в систему охлаждения, разговор пойдет впервые.
Основные правила по доливке антифриза
Напомним, что смешивание различных хладагентов недопустимо в большинстве случаев, так как на выходе смешенный коктейль может выпасть в осадок, который сам по себе не исчезнет, а начнет методично закоксовывать тонкие трубки радиатора и прочие нежные детали системы охлаждения. Поэтому стоит заливать только показанные к применению жидкости, которые получили одобрение производителя автомобиля, а доливать только тот же компонент, который наполняет своей основой уже действующую СОД.
Вопрос о том, как ведет себя антифриз или тосол при доливе в обычную воду можно оставить открытым. Концентраты этих веществ дают прекрасные показатели с водой в определенных допустимых пропорциях, опять же если залита дистиллированная вода, а не композиция из хлора, натрия, магния и калия, что чаще выходит из водопроводного крана.
Опять же напоминаем, что цвет охлаждающей жидкости никак не влияет на ее состав, — совместимы между собой могут быть зеленые, синие, красные жидкости, когда одинаковые по цвету, к примеру, желтые, могут иметь совершенно разную структуру, присадки и основу.
Как заливать антифриз в систему охлаждения?
В современных автомобилях в основном используется антифриз, на его примере мы расскажем, как правильно заливать и доливать это вещество для нормальной работы системы охлаждения.
Самая распространенная ошибка — это налив жидкости в раструб радиатора. Действительно, наливное отверстие у данного агрегата существует, но только в тех моделях, которые подлежат разбору.
Намертво спаянная система радиатора не предполагает налития и долития напрямую, антифриз в нее поступает через расширительный бачок, в который в основном и наливается хладагент, поступая затем равномерно во все узлы охлаждающей системы.
Кстати, когда ОЖ меняется полностью, основная причина которого является в простой смене марки или же замена старой на новую, то разборные модели радиатора сливаются отдельно, собственным нижним отверстием, а остальная жидкость стекает через дополнительную пробку, которая иногда прикрыта на днище защитой.
В данном вопросе инструкция всегда в помощь, так как различные модели авто могут иметь собственные модификации системы охлаждения и нестандартные сливные и заливные отверстия, особенно это качается автомашин английского производства. В остальном процедуру залива антифриза и прочих охлаждающих жидкостей можно разделить на несколько простых этапов. Сложного в этом ничего нет, поэтому смена хладагента может происходить самостоятельно.
Пошаговая инструкция по замене антифриза
1. Купить нужный качественный антифриз (характеристики и показания смотрим в инструкции по использовании авто, сверяя с этикеткой производителя).
2. Завести машину и дать ей поработать без нагрузок 10 минут, после чего перевести или выставить отопитель салона в предельно максимальное положение, иными словами на полную катушку включить печку. После этого заглушить двигатель.
3. Слить старый антифриз со всей системы охлаждения.
Для этого лучше выставить автомобиль так, чтобы передняя его часть была ниже задней, тогда ОЖ будет активнее стекать изо всех укромных уголков. Потом необходимо повернуть пробку расширительного бочка для того, что бы излишки давления нашли выход (в некоторых моделях необходимо провернуть пробку на радиаторе, а иногда требуется поворот двух пробок сразу). После того, как жидкость в системе не будет нагнетаться, она быстро остынет и не даст возможности обжечься. Как только до пробки можно будет дотронуться незащищенной рукой, ее следует открыть полностью. Затем так же открыть сливной выход внизу радиатора, предварительно подставив ненужные емкости, в которых позже можно будет произвести утилизацию отработанного антифриза.
4. Промывка системы.
После того. как вся ОЖ слита полностью, необходимо осуществить промывку системы охлаждения.
Делается это только при переходе на новые марки антифриза или же в том случае, когда система долго не проходила профилактику. Дистиллированная вода отлично смывает коррозийный налет, убирает накипь. Если же грязь накопившаяся, то следует воспользоваться специальными промывками для системы охлаждения, которые помогут выгнать грязь.
Если принято решение использовать обычную воду, то процедуру эту придется повторить два или три раза. А именно…залить промывку, закрыть краны, сделать эту операцию только на холодный двигатель. Затем закрыть все пробки и запустить на 10 — 15 минут промывку (или как указанно в инструкции) для очистки системы. После чего выполнить первых два действия в том же порядке, что и при сливе отработанного антифриза. Если хотите сэкономить, то первую промывку очень грязной системы охлаждения можно проводить под напором обычной воды, а уже потом использовать спецсредства или дистиллированную воду. В среднем трех очередей на мытье вполне хватает для того, что бы СОД стала, как новая. Да, еще момент. Именно в это время стоит проверить все прокладки, штуцеры и патрубки на предмет износа и заменить их при необходимости.
5. Залить антифриз. После очистки системы заливается свежий рабочий антифриз, который был приобретен ранее.
Залитие происходит в горловину радиатора (только для разборных моделей), а в основном в расширительный бачок. Кстати стоит внимательно выполнять эти действия и не перепутать расширительный бачок с омывательным, расположены они, как правило рядом, и очень похожи друг на друга.
Заливать антифриз следует без спешки, но и без остановок, которые могут вызвать попадание воздуха в систему, потом придется долго прокачивать.
Так же необходимо следить за уровнем жидкости при заливе антифриза:
6. Стравить воздух. Когда закачка антифриза завершена, следует стравить воздух из системы.
Делается это посредством крана — винта, расположенного на блоке цилиндров двигателя. Как только появятся первые капли жидкости — это будет сигналом к тому, что весь воздух ушел, и кран можно опять завернуть до упора.
После этой конечной процедуры необходимо вновь завести двигатель машины и дать ему поработать, допуская через пять минут после старта подгазовку. После чего заново заглушить авто, подождать несколько минут и проверить уровень антифриза в расширительном бачке. При необходимости произвести долив жидкости до нормы. Так же после полной замены антифриз стоит проверять на протяжении недели ежедневно, так как именно в это время могут быть выявлены скрытые неполадки в системе, которые ранее были незаметны.
Как правильно доливать антифриз?
Любой долив антифриза в систему охлаждения и прочих хладагентов происходит только через отверстие расширительного бачка.
Для этого необходимо снять крышку и проверить наличие жидкости. Уровень минимум должен насторожить, а максимум на протяжении месяца то же выходит из рамок нормы, поэтому лучше, что бы была золотая середина.
Как уже говорилось выше, доливать антифриз можно только таким же составом не взирая на цвет, но лучше использовать одинакового производителя, так как существует разница в присадках даже у совершенно одинаковых ОЖ, в зависимости от партии.
Доливы осуществляются наиболее часто в зимнее время года. Сопряжено это с потерей жидкости во время остывания и нагревания (простой машины, завод на холостую). Такие доливы нормальны и пугаться их не стоит. Если расход антифриза становится велик, а проверка системы не показала неисправностей, то стоит подумать над сменой хладагента с более устойчивой формулой к замерзанию и расширению.
Все, что нужно знать об охлаждающих жидкостях
Замена охлаждающей жидкости или необходимость ее долить ставит перед автомобилистом или мастером-ремонтником массу вопросов:
● Лучше долить антифриз такого же цвета или дистиллированную воду?
● Антифриз какого цвета нужно залить в расширительный бачок?
● Как выбирать охлаждающую жидкость: по цвету или надписям на этикетке?
Чтобы каждый мог найти ответы на эти и другие вопросы, мы подготовили обзор по охлаждающим жидкостям.
Что представляет собой охлаждающая жидкость?
Охлаждающая жидкость (далее ОЖ) – одна из главных функциональных жидкостей в автомобиле, по значимости ее можно сравнить с тормозной жидкостью, моторным маслом или даже топливом. Именно от ОЖ зависит теплоотвод от ДВС – это ее основная задача.
Современные ОЖ эффективно защищают детали ДВС от накипи, кавитации и коррозии, обеспечивают смазку сальника насоса системы охлаждения, исключают образование осадка в системе охлаждения. Все ее полезные свойства должны сохраняться на протяжении большого количества времени, к тому же жидкость не должна расширяться при низких температурах.
Несмотря на всю важность этой жидкости, многие автомобилисты и мастера по ремонту авто относятся к выбору ОЖ весьма халатно, что приводит к проблемам с двигателем.
В система охлаждения ДВС используются антифризы (разновидность ОЖ) – это низкозамерзающие теплоносители, которые практически не расширяются и эффективно работают при низкой температуре. В состав большинства автомобильных антифризов входит примерно 90% этиленгликоля и 10% пакета присадок.
Именно пакет присадок определяет свойства ОЖ защищать детали ДВС от коррозии, кавитации, накипи, образования осадка и т.д. Именно пакетом присадок отличаются друг от друга антифризы разных производителей.
Необходимо отметить, что некоторые недобросовестные производители заменяют дорогой этиленгликоль более дешёвым глицерином. Из-за высокой вязкости глицерина его приходится разбавлять метанолом.
Глицерин термически нестабилен, при длительном нагреве свыше 90°С разлагается с образованием летучих веществ, в т.ч. акролеина. Продукты разложения токсичны, коррозионно- агрессивны. Глицерин сильно пенится, по этой причине ухудшается отвод тепла.
Получается, что чем выше % воды в составе антифриза, тем лучше он отводит тепло. Температура кристаллизации жидкости также изменяется в зависимости от количества воды. Наглядно это видно на графике:
Многочисленные исследования показали, что для нормальной работы смеси количества концентрата антифриза в системе охлаждения должно составлять от 30 до 60%. Если % концентрата меньше, то улучшаются показатели теплоотведения, но другие свойства антифриза, особенно защита узлов от коррозии, значительно снижаются.
Если доля концентрата более 60%, то температура кристаллизации будет выше, как и температура кипения антифриза. При этом теплоотведение ухудшится, что негативно сказывается на ДВС. В качестве идеального варианта с точки зрения сохранения всех свойств антифриза рассматривается соотношение 1:1 – одна часть концентрата и одна часть воды. При таком соотношении t кристаллизации смеси около 37 С, кипения – 107 С, а эффективность пакета присадок сохраняется полностью.
Помните, что для антифриза % объема и % массы отличаются: плотность этиленгликоля составляет 1,112 кг/л, поэтому 1 литр концентрата весит 1,112 кг. Учитывайте это при покупке: на канистре может быть написан вес, а не объем, тогда как при указанном весе в 5 кг по объему в канистре будет всего 4,5 литра.
По составу пакета присадок все существующие антифризы делят на:
• Традиционные или классические
• Гибридные
• Карбоксилатные
• Лобридные
Так же существует классификация охлаждающих жидкостей, используемая автоконцерном Volkswagen:
G11 – спецификация VAG TL-774C, относится к антифризам произведенным по гибридной технологии (об этом в продолжении статьи)
G12 – спецификация VAG TL-774D, относится к антифризам произведенным по карбоксилатной технологии
G12 Plus – спецификация VAG TL-774F, отличается от предшественника усовершенствованным пакетом присадок
G12 Plus Plus – спецификация VAG TL-774G, так называемый лобридный антифриз на основе этиленгликоля
G13 – спецификация VAG TL-774J, лобридный антифриз на основе пропиленгликоля
Такая классификация получила широкое распространение среди российских покупателей, а обозначение охлаждающих жидкостей Volkswagen стало нарицательным для описания видов антифризов.
К этой группе относятся антифризы, которые производят по неорганической технологии. Присадки у таких антифризов включают в себя соли неорганических кислот:
• Фосфаты
• Силикаты
• Бораты
• Нитриты
• Нитраты
• Амины
Техническое обозначение таких ОЖ — Traditional, Conventional и IAT (Inorganic Acid Technology).
Традиционные антифризы работают следующим образом: ингибиторы покрывают всю поверхность системы охлаждения изнутри, образуется пленка, которая не дает смеси из воды и этиленгликоля напрямую контактировать с металлическими узлами и деталями. Защитный слой останавливает коррозию, но ухудшает теплообмен и снижает эффективность охлаждения ДВС.
Ингибиторы в составе традиционного антифриза быстро расходуются, так как покрывают собой большую площадь металлических деталей. С течением времени под силой потока защитный слой начинает повреждаться и на оголенном металле появляется коррозия.
Если своевременно не поменять охлаждающую жидкость, то она станет мутной и приобретет бурый оттенок. Также присадки могут спровоцировать появлением накипи, отложений и осадка.
«Тосол» является одним из традиционных антифризов, который был разработан в СССР в 1960-1970 гг. Название «Тосол» образовано от аббревиатуры «ТОС» — «Технология Органического Синтеза» о окончания «-ол», которое в химии обозначает спиртовые соединения. Его разработали для замены в системах охлаждения двигателей ВАЗ итальянской охлаждающей жидкости Paraflu 11.
Важно знать, что «Тосол» — это всего лишь название антифриза, а не его отдельный вид. В его первоначальном составе по утвержденной технологии он производился вплоть до 1990 гг. а затем под таким названием стали производить антифризы с совершенно разным составом. Современные силикатные ОЖ с названием «Тосол» с оригинальным Тосолом ничего общего не имеют.
Традиционные ОЖ вытеснили с рынка уже в 1990 гг – на смену им пришли более современные смеси. Связано это с большим количеством недостатков:
• Появление гелей и абразивных частиц, которые засоряют всю систему и выводят из строя помпу, мешают теплоотведению
• Образование осадка при смешивании с минерализованной водой
• Быстрое окисление нитритов
• Из-за быстрого расхода органических присадок срок эксплуатации таких ОЖ составляет не более 2 лет и 60000 км пробега.
Еще одна причина отказа от традиционных ОЖ кроется в эволюции ДВС: с ростом их производительности увеличивается и температура их работы, поэтому требовались антифризы с более высокой точкой кипения. Из-за усиленного режима работы присадки срабатывали еще быстрее, к тому же традиционные ОЖ несовместимы с радиаторами из алюминия.
Гибридные антифризы были разработаны уже в 1990 годах, как замена традиционным. В их состав входит более стабильный пакет присадок, в котором между собой сочетаются карбоксилаты (карбоновые кислоты) и соли неорганических кислот. Такой состав присадок действует на очаги коррозии и кавитации эффективнее, чем у традиционных ОЖ и недостатки выражены намного меньше.
В технической документации гибридные ОЖ обозначают HOAT (Hybrid Organic Acid Technology), Hybrid Technology Coolants, Hybrid Coolants, NF (Nitrite Free), или антифриз класса G11.
Гибридные антифризы активно использовались с 1990-х по 2006 год, затем на смену им пришли более совершенные составы. Но некоторые автоконцерны, например, BMW и Mitsubishi, (до 2010 года также Mercedes-Benz и Volvo), продолжали использовать гибридные антифризы при заправке системы охлаждения при производстве автомобиля. Срок службы гибридного антифриза составляет около 3-х лет.
К охлаждающим жидкостям, изготовленным по гибридной технологии, относится Антифриз Carville Racing гибридный. Благодаря многофункциональному пакету присадок, содержащему ингибиторы коррозии, регуляторы пенообразования и pH этот антифриз демонстрирует стабильность эксплуатационных свойств на протяжении всего срока эксплуатации – 3 года или 150000км пробега.
В середине 1990-х был разработан карбоксилатный антифриз, который и сейчас является лучшим вариантом по своим полезным свойствам и сроку эксплуатации. Многие мировые автопроизводители, включая АВТОВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ, используют карбоксилатные антифризы для первой заправки системы охлаждения.
От всех остальных антифризов данный вид отличается технологией производства пакета присадок: его основой являются соли карбоновых кислот: в составе нет аминов, боратов, фосфатов, нитратов, нитритов и силикатов.
Карбоновые соли точечно воздействуют на очаги возникновения коррозии, а образованная защитная
пленка толщиной до 1 микрона, покрывает не все поверхности, а только проблемный участок. Благодаря этому пакет присадок расходуется экономно, а теплоотведение проходит эффективнее. Карбоновые кислоты стабильны при температуре до +135 С, поэтому подходят для высокооборотистых и термонагруженных ДВС.
Особое отличие карбоксилатных ОЖ в полном отсутствии неорганических присадок, поэтому в антифризе даже при длительном использовании не появляются гели, отсадки и иные отложения.
В технической документации карбоксилатные антифризы обозначают OAT (Organic Acid Technology), Carboxylate coolants, LLC (Long Life Coolant), ELC или XLC (Extended Life Coolant), SNF (Silicate Nitrite Free), SF (Silicate Free), G12 (по спецификации VW TL 774-D) и G12+ (по спецификации VW TL 774-F, с 2006 года). Карбоксилатные ОЖ могут эффективно работать 5 и более лет.
Антифриз Carville Racing карбоксилатный изготовлен по технологии OAT (Organic Acid Technology) и по классификации VAG соответствует классу G12+ (VW TL 774-D / VW TL 774-F). Карбоксилатный пакет присадок не содержит силикаты, амины, фосфаты, бораты, нитриты и нитраты.
Данный антифриз особенно эффективен при защите алюминиевых элементов от высоких температур. Увеличивает срок службы помпы, радиатора и резиновых уплотнителей. Обладает увеличенным ресурсом эксплуатации — до 5 лет или 250 000 км пробега и сохраняет эксплуатационные свойства на всем его протяжении.
Лобридные антифризы появились в 2005 году. По классификации Volkswagen G12++. Они являются средним звеном между гибридными и карбоксилатными антифризами. В составе пакета присадок лобридной охлаждающей жидкости не более 10% солей неорганических кислот (силикаты или фосфаты), более 90% состава занимают карбоновые кислоты, поэтому по характеристикам такой антифриз лучше гибридного.
Позже появились лобридные антифризы на основе пропиленгликоля. Функционально эта жидкость аналогична лобридному антифризу на основе этиленгликоля, но менее ядовита и быстрее разлагается, соответственно наносит меньший вред окружающей среде при её утилизации, но её цена значительно выше. Соответствует классификации VAG TL-774J – G13
Что означает цвет охлаждающей жидкости?
Многие автовладельцы и даже продавцы автомагазинов ошибочно полагают, что цвет антифриза указывает на его тип: так антифриз голубого цвета означает самый «простой» вариант со сроком использования не более 2х лет, зеленый – антифриз получше со сроком службы до 3х лет, а красный – самый лучший со сроком использования до 5 лет. Также многие ошибочно полагают, что антифризы одного цвета идентичны между собой, а потому их можно доливать друг в друга или без опаски заменять один на другой.
В реальности на цвет охлаждающей жидкости влияет лишь краситель, который добавили в состав, и никакой информации о качественных свойствах этот цвет не несет. Все антифризы поначалу не имеют цвета, краситель в них добавляют по следующим причинам:
• Чтобы лучше видеть количество антифриза в охлаждающем бачке и контролировать ее испарение
• Требование производителя – каждый автоконцерн может использовать свой специальный цвет для обозначения антифриза
• В качестве отличительного признака охлаждающей жидкости, которая была залита при первой заправке еще на конвейере
• Для поиска протечек. Например, в антифризы Carville Racing добавлены флуоресцентные красители чтобы было легче обнаружить течь системы охлаждения в ультрафиолетовом цвете.
Таким образом антифризы одного цвета могут полностью отличаться между собой по составу, но при этом общепринятые тенденции говорят о следующем:
• Антифризы голубого цвета чаще всего относятся к традиционным ОЖ
• Гибридные антифризы чаще всего бывают зеленого, бирюзового или синего цвета
• Карбоксилатные антифризы зачастую имеют оттенки красного, оранжевого или желтого цвета
Несмотря на это, встречаются и исключения из правил, поэтому нужно опираться на тип антифриза, который используют в конкретной модели автомобиля. Если таких данных нет, нужно опираться на допуски и спецификации антифриза. Рекомендации производителя указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля.
Концентрированный антифриз всегда ярче, чем готовая смесь. В процессе использования охлаждающая жидкость «линяет» и ее цвет становится бледнее – это нормальное состояние, которое не является признаком брака.
Допуски и спецификации антифриза
Для антифризов существуют национальные стандарты, нормирующие основные показатели охлаждающих жидкостей: это внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозийное воздействие на металлы, вспениваемость и другие. Например, в Российской федерации существует ГОСТ 28084. К слову, он не описывает состав и концентрацию присадок, смешиваемость, или цвет жидкости – это решает производитель.
Среди признанных международных стандартов разных стран один из наиболее известных – ASTM.
Абсолютное большинство автоконцернов указывают спецификации (требования) на жидкости и масла для автомобилей, включая и антифриз. Выглядит это так: BMW GS 94000; MAK A4.05.09.01; MWM 0199-99-2091 / 11; Cummins IS series u N14 / CES 14603 / 14439; Mercedes-Benz MB 325.3 / MB 325.5; Detroit DFS93K217; Deutz DQC CB-14, Audi / Seat / Skoda / Volkswagen/Porsche TL-774 D / TL-774 F. В спецификациях указаны требования, которым должен соответствовать антифриз, чтобы его можно было использовать для автомобилей этой марки. Чтобы автомобиль работал долго и исправно, то выбирать антифриз нужно в соответствии с рекомендациями производителя.
Долив охлаждающей жидкости
В расширительном бачке есть отметки уровня ОЖ с метками «MIN» и «MAX». При холодном двигателе в норме уровень жидкости будет находится между этими отметками. Количество ОЖ не должно быть выше отметки «MAX», так как при нагревании жидкость может сорвать крышку бачка и повредить клапан (в бачках проточного типа). Долить жидкость необходимо, если ее уровень находится на 1 и более см ниже отметки «MIN».
Нужно знать, какой именно антифриз доливать. Есть несколько вариантов развития ситуации. Если известно, какой антифриз залит в систему, нужно купить такой же и компенсировать недостающий объем.
Если сведений об антифризе нет и долить нужно всего 100-200 мл, можно использовать деминерализованную воду. Такое небольшое количество воды практически не меняет концентрацию смеси и не сказывается на температуре замерзания и свойствах антифриза.
Если долить требуется более 200 мл, то обязательно подобрать такой же антифриз с допуском от производителя: в традиционный антифриз только традиционный, в гибридный только гибридный, а в карбоксилатный только карбоксилатный. Смешивать разные типы между собой нельзя, как нельзя полагаться только на цвет охлаждающей жидкости. При этом сохраняется шанс, что жидкости одного типа, но от разных производителей при смешивании дадут появление осадка и засорят систему из-за несовместимости пакетов присадок.
Если неизвестно, какой антифриз уже залит в систему, когда есть протечка или требуется долить более 30% от общего объема ОЖ, нужно полностью заменить весь антифриз в системе. Для этого нужно слить старую ОЖ, промыть всю систему и залить новый, а в сервисной книжке ТС внести информацию о типе залитого антифриза.
Когда менять антифриз?
Присадки в составе охлаждающей жидкости имеют приоритетное значение. С течением времени они срабатываются и не могут больше обеспечить защиту узлов системы охлаждения: смесь этиленгликоля и воды запускает процесс коррозии. Частицы ржавчины могут повредить сальник и привести к разгерметизации подшипника помпы, заклиниванию термостата, разрушениям крыльчатки насоса, засорам радиатора и закупорке каналов системы охлаждения. Результатом станет дорогостоящи ремонт автомобиля.
Чтобы этого не допустить нужно вовремя менять отработавший антифриз. Срок его службы устанавливает сам производитель автомобиля с учетом типа ОЖ, особенностей автомобиля и результатов тестов антифриза. Разные марки могут устанавливать разное время использования для одного и того же антифриза. На упаковках производители антифризов также указывают срок эксплуатации антифриза, усредняя рекомендации автоконцернов по результатам проведенных тестов.
Периодически нужно заглядывать в расширительный бачок и проверять вид антифриза: если он мутный, бурый или появился осадок, лучше заменить его сразу же.
Что использовать на замену?
Антифриз меняют после ремонта автомобиля или после того, как ОЖ отработала свой ресурс. Выбирать антифриз на замену отработавшему нужно из жидкостей соответствующих рекомендациям автопроизводителя – это указано в руководстве по эксплуатации, другой технической документации на автомобиль или на сайте автоконцерна.
Помните, что одна спецификация может подходить сразу к нескольким маркам авто: например, спецификации VW TL 774 (G 11, G12+, G12++, G13) распространяются на Audi, Porsche, Seat и Skoda, а спецификация Hyundai MS 591-08 на Kia. Российские автоконцерны АВТОВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ не делят антифризы на типы, а указывают все традиционные, гибридные и карбоксилатные антифризы.
Если выявить нужный тип антифриза так и не получилось, можно полностью промыть систему охлаждения и залить в нее карбоксилатный антифриз в качестве универсального.
Как промыть систему охлаждения?
Промывать систему охлаждения нужно обязательно, если в отработавшем антифризе были осадки, масло, частицы коррозии, гели и т.д. или вы переходите с одного типа антифриза на другой. Промывать систему не нужно только в том случае, если вы заливаете в систему точно такую же охлаждающую жидкость, которая использовалась ранее, и загрязнений в отработавшем антифризе нет.
Промывка очищает всю систему от осадков, загрязнений и остатков старой ОЖ. Остатки старого антифриза могут вступить в реакцию с новым, что может ослабить действие пакета присадок. Если промывка не проводилась, то все отложения смоются новым антифризом при его заливке в систему, однако все осадки тогда останутся в трубках и каналах радиатора, засоряя их.
Простой вариант промывки: в расширительный бачок залейте дистиллированную (деминерализованную), после чего запустите двигатель на холостых оборотах и дайте ему поработать 10-15 минут. Если же добавить в воду около 20% антифриза или 10% концентрата, очистка будет эффективнее: в процессе будет удален налет от старых присадок, а присадки из нового антифриза частично покроют металл, что увеличит срок службы охлаждающей жидкости.
Если слитая вода будет грязной, процедуру промывки стоит повторить. Не заливайте холодную жидкость при горячем двигателе: он может расколоться от теплового расширения, дайте двигателю остыть!
От выбора антифриза зависит срок и качество работы двигателя. Чтобы двигатель прослужил как можно дольше, а дорогостоящего ремонта системы охлаждения можно было избежать, нужно придерживаться следующих правил:
• Полагайтесь на рекомендации производителя автомобиля по спецификациям и типу ОЖ, сроке ее замены
• Если вы не можете найти антифриз с допуском от своего автопроизводителя, используйте антифриз с допусками от других производителей
• Не мешайте между собой охлаждающие жидкости разных типов – это приведет к появлению осадков, которые забьют трубки системы охлаждения и нарушит теплообмен
• У хорошего производителя антифриза обязательно есть сайт, где указана информация о продукции и указаны все спецификации
• Если старый антифриз мутный или бурого цвета, а также если предстоит замена типа антифриза, обязательно промойте всю систему охлаждения
Заказать антифриз Carville Racing можно по ссылке
Подписывайтесь на наши официальные каналы, чтобы быть в курсе: