Как чувствуют себя дети сбитые машиной
Оперативность. Профессионализм. Милосердие
Приемная главного врача:
(+7 3452) 270-300
15 фактов о детских травмах при ДТП
Какие травмы получают дети при ДТП чаще всего? Где стоит опасаться машин больше всего: на улице или во дворе дома? О чем следует знать родителям-автомобилистам при перевозке детей? Какие машины наиболее опасны при аварии? Как оказывать первую помощь при ДТП? Эти и другие вопросы, касающиеся безопасности детей вне дома, мы задали врачу реанимационной бригады Тюменской станции скорой медицинской помощи Дмитрию Викторовичу Цырятьеву.
И пришли к следующим важным выводам. Заодно проверили несколько мифов.
1. Основная масса ДТП с детьми происходит все-таки во дворах, на парковках и реже на улицах города. Дети попадают под колеса, выбегая между припаркованных машин, могут побежать за мячиком, все варианты не перечислить. Был случай, когда ребенок спрятался в коробке, по которой потом проехал грузовик. Поэтому с малых лет родители должны учить детей смотреть по сторонам везде, где могут быть машины.
4. В группе риска и дети с 12 до 13 лет. Они чаще всего попадают под колеса, катаясь на велосипедах.
5. Характер травм зависит от скорости движения автомобиля и пешехода или велосипедиста.Бывают ситуации, когда бегущий или движущийся на велосипеде ребенок ударяется об остановившийся перед пешеходным переходом или во дворе автомобиль. Это, кстати, тоже ДТП. Наибольшую опасность представляют сквозные дворы. По ним водители едут с большей скоростью, и дети получают более серьезные травмы.
7. Дети больше страдают, ударяясь при падении на асфальт или бордюр, чем от удара пластиковым бампером. Сейчас таких машин большинство.
МИФ № 1
МИФ № 2
Травмы в автомобилях
10. Сейчас почти все пристегиваются ремнем безопасности, поэтому при ДТП лобовое стекло головой уже не пробивают, как это было раньше. Это же касается и детей. Но если ребенок пристегнут в кресле правильно, в случае ДТП у него повреждается шейный отдел позвоночника – тело крепко зафиксировано в кресле, а голова свободна, и особенно при лобовых ударах голова резко смещается вперёд.
11. Если все пассажиры пристегнуты ремнем безопасности, при ДТП возможно получить хлыстовую травму шеи. Это опасно для жизни. Для исключения этой травмы придуманы подушки безопасности.
12. При ДТП может посечь лицо осколками стекла или прилететь в голову что-то тяжелое, незакрепленное в салоне: ноутбук, планшет, тяжелые сумки, банки. Ими травмируются и дети, и взрослые. Поэтому все лишнее лучше убирать в багажник, бардачок или в специальные карманы в салоне автомобиля.
13. Владельцы универсалов и джипов собенно любят раскладывать сидения и укладывать детей спать в дороге. Это крайне опасно для маленького пассажира. Находятся и такие горе-водители седанов, которые укладывают спать младенца на. заднюю полку, под стекло. Оттуда при столкновении ребенок может улететь куда угодно, даже в окно.
14. Если младенец до года находился на руках пассажира в момент ДТП, то он получает гораздо большие травмы, чем если бы он лежал в специальном удерживающем устройстве.
МИФ № 3
МИФ № 4
Бытует мнение, что водитель и пассажиры при ДТП получают серьезные травмы живота и грудной клетки. На самом деле это не так, если ремень безопасности исправен и закреплен по всем правилам, риск получить травму груди или живота будет минимальным. Крайне редко бывают и переломы ключицы от ремня безопасности.
МИФ № 5
Оберегают ли иконки и другие амулеты в автомобиле от травм и увечий? Вместо ответа врач скорой помощи рассказал об одном случае, не связанном, правда, с ДТП. Во время дождя промышленный альпинист упал с высоты 9 этажа на землю. На уровне пятого этажа страховка замедлила скорость, потом снова свободное падение. Но даже падение с 5 этажа заканчивается тяжелыми травмами либо летальным исходом. Так вот, альпинист практически не пострадал. Естественно, он лежал и был в шоке. Единственное, о чем он попросил в стационаре, когда его раздевали перед оперативным вмешательством, не снимать с него православный крестик.
Первая помощь при ДТП
Всем, кто стремится оказать первую помощь пострадавшим в ДТП, в первую очередь нужно позаботиться о своей безопасности и безопасности пострадавших: не оставлять машину на проезжей части, выходить из автомобиля, убедившись, что вам ничего не угрожает, максимально обезопасить место случившегося ДТП, выставить знаки аварийной остановки, привлечь проезжающих к оказанию помощи пострадавшим.
Как поясняет Дмитрий Викторович, в стрессовой ситуации о собственной безопасности мало кто задумывается. Люди бросаются в огонь, делая все возможное, чтобы как можно быстрее извлечь пострадавших из машины, если она горит либо есть угроза возгорания.
Как и когда оказывать первую помощь при ДТП
Если пострадавшего нельзя извлечь из машины и нет угрозы возгорания, нужно придать ему максимально удобное положение, зафиксировав шейный отдел позвоночника подручными средствами.
При угрозе возгорания автомобиля пострадавшего следует извлекать очень аккуартно, тщательно зафиксировав шею. В 90 процентах случаев во ДТП существует риск перелома шеи. Это касается и детй, и взрослых. Врачи скорой помощи для извлечения пострадавших используют воротник Шанца.
Какая машина самая безопасная?
Общественность возмущена слишком мягким, по мнению многих, наказанием для 19-летней виновницы ДТП в Москве с двумя погибшими детьми. Эксперты также не пришли к общему знаменателю по этому решению суда.
Заведующий кафедрой криминалистики МГЮА им. О. Е. Кутафина, заслуженный юрист России Евгений Ищенко считает, что наказание для юной виновницы трагедии назначено слишком мягкое. Также эксперт отметил, что избежать подобных происшествий помогло бы ужесточение правил получения водительских прав.
«По-моему мнению, за такое серьезное правонарушение суд вынес слишком мягкое наказание. Может быть, мы не знаем каких-то смягчающих обстоятельств, которые установил судья. Суды в России выносят разные решения в отношении неопытных водителей. Все зависит от обстоятельств дела и от самого судьи. Я думаю, чтобы таких серьезных ДТП не происходило, можно воспользоваться опытом зарубежных стран. В некоторых из них выдают сначала временное удостоверение на управление транспортным средством. Если водитель совершает серьезные правонарушения, ему отказывают в получении постоянного. Также в некоторых странах за серьезные правонарушения лишают прав на управления транспортом навсегда. Я думаю, что в связи с увеличением количество машин в Москве неопытным водителям стоит ограничить передвижение по столице», — рассказал Евгений Ищенко.
Директор АНО Центр экспертных исследований «Стратегия», юрист Николай Чудков, напротив, уверен, что наказание для виновницы ДТП вполне оправдано и соответствует правовым нормам, ведь девушка еще совсем молода.
«У суда есть рамки наказания. Во время вынесения решения он рассматривает все отягчающие и смягчающие обстоятельства. Это ДТП является серьезным преступлением, так как погибли двое человек и еще один ребенок получил серьезные травмы. По моему мнению, отягчающим обстоятельством стала невнимательность девушки за рулем. Так как она знала, что управляет машиной – объектом повышенной опасности. На видео с места ДТП видно: подъезжая к пешеходному переходу она не оценила дорожную ситуацию, не обратила внимание на другой стоящий автомобиль. У нее была техническая возможность предотвратить аварию или минимизировать ее последствия, но она этим не воспользовалась. Смягчающим обстоятельствам, возможно, в этой ситуации стал юный возраст подозреваемой и положительные характеристики. Я считаю, что приговор был вполне соответствующим совершенному деянию», — прокомментировал Николай Чудков.
Напомним, жители Череповца, двое взрослых и двое детей в возрасте пяти лет и девяти месяцев, в июле приехали в столицу, к родственникам на праздник. Они отправились на прогулку вместе с трехлетним племянником. В это время Валерия Башкирова ехала за подругой, проживающей в Солнцево. На зебре она не заметила пешеходов и сбила их. От полученных травм скончались пятилетний и трехлетний мальчики, а девятимесячная малышка получила серьезные травмы. Погибших детей похоронили в Череповце.
В Вологодской области за последний год двое виновников смертельных ДТП также получали срок в колонии-поселения. Так, 42-летняя череповчанка нарушила правила обгона и спровоцировала аварию, в которой погибла ее приемная дочь и еще один ребенок из другой машины. Суд назначил ей 2,5 года колонии-поселения. 23-летний житель Сямжи спровоцировал ДТП, в котором погибла ярославская врач и ее муж, а их дети получили отправились в больницу. Молодой человек получил 8, 5 лет колонии поселения.
Отметим, что по данным ФСИН среди всех вариантов мест лишения свободы колония-поселение считается самым мягким и либеральным. Здесь у осужденных немало послаблений. Например, они могут свободно перемещаться по территории днем, имея разрешение администрации, выходить за периметр и проживать совместно с семьей. Также в таких местах лишения свободы неограниченное количество передачек, свиданий, возможность трудоустраиваться и получать деньги на личные счета.
Фото © ТАСС / Пресс-служба Никулинского районного суда
В Интернете громыхает скандал: восемнадцатилетняя москвичка на автомобиле «Мазда» сбила троих детей. Двое — мальчики трёх и пяти лет — скончались от полученных травм. Виновница помещена под домашний арест.
Такие трагедии редко оставляют людей равнодушными. Страх, беспомощность, острое чувство несправедливости порождают цепную реакцию в Сети. Вот и сейчас Интернет буквально разделился на противоборствующие армии. Одни жаждут крови и требуют немедленного и максимально строгого наказания для виновницы. Другие вспоминают закон, третьи просто хаотично выкрикивают проклятья.
По официальной версии, девушку отвлёк телефон, она попросту не справилась с управлением. По версии подозреваемой, её ослепило солнце. Алкоголя экспертиза в крови не обнаружила. На месте трагедии у девушки случилась истерика.
В ряде СМИ появилась информация о том, что девушка из «непростой» семьи. В основном комментирующие склоняются к мысли, что подозреваемую «отмазывают» — мол, любого обычного гражданина давно бы арестовали.
«Под домашний арест? У нас что, совсем крышу снесло правоохранительным органам? Её место в камере. В душной и вонючей камере», — пишет комментатор. Вероятно, из глубоко гуманистических соображений.
«*** сопливую, сбившую детей на переходе, засадить лет на 25! Но ведь отмажут!)))
Эх, судей бы таких, которые принимают отмазки, тоже бы в тюрьму. « — откликается другая. Тоже, вероятно, великая гуманистка.
И здесь очень хочется высказаться с юридической точки зрения. Все преступления в российском уголовном праве делятся в том числе по форме вины. Существует прямой умысел и косвенный. Прямой — когда преступник осознавал характер своих действий и желал их наступления. Косвенный — когда осознавал, мог не желать, но допускал. Грубо говоря, если я тюкнула обухом топора по голове соседа, не желая ему смерти, могла предположить, что вряд ли он после этого пустится в пляс.
А бывает такая форма вины, как неосторожность. Которая, в свою очередь, подразделяется на легкомыслие и небрежность. Не вдаваясь в подробные объяснения, приведу здесь мнение высококвалифицированного юриста Сталины Гуревич из её телеграм-канала:
«Про девушку, сбившую детей на переходе. Она нарушила ПДД и понесёт установленную законом ответственность, домашний арест по неосторожному преступлению — норма, призывы срочно закрыть её в СИЗО — дикое средневековье. И последнее: выходя на дорогу, особенно с детьми, вы автоматически попадаете в среду повышенной опасности. ПДД пишутся для пешеходов в том числе и зачастую пишутся кровью. И там написано, что детей необходимо держать за руки, не пересекать дорогу на самокатах, велосипедах, беговелах, вынимать ребёнка из коляски и внимательно даже на пешеходном переходе смотреть на дорогу, убедившись, что вас пропускают.
Погибли дети — это страшная трагедия, но тут в разной степени виноваты все. Кстати, те чиновники, что не установили в этом месте светофор, — тоже».
Ещё раз: мне совсем не хочется защищать подозреваемую, но факт остаётся фактом: девушка, в отличие от того же артиста Ефремова, была за рулём абсолютно трезвой. И вряд ли сама пребывает в восторге от происходящего. Скорее всего, жить с грузом подобной вины ей будет непросто. И российское право в подобных ситуациях редко прибегает к таким мерам, как заключение под стражу, разве что в случае рецидива.
И, прежде чем выносить вердикты в рамках спонтанного суда Линча, рекомендую читать хоть немного правовой литературы, а не только ленту в «Фейсбуке». В любом случае очень сочувствую родственникам погибших детей. Самые искренние соболезнования.
«Я поняла, что лучше ехать в колонию, потому что жить не могла»: рассказ отбывшей наказание виновницы смертельного ДТП
«Я смирилась с наказанием»
— Как произошло ДТП с вашим участием?
— Я сама в нём виновата. Мой водительский стаж был три года, сдавала на права сама. Но я была невнимательна. Я ехала по трассе к родителям в соседний регион. Перед дорогой надо было выспаться, но я этого не сделала. Уснула за рулём и проснулась от удара.
— Сами вызвали полицию?
— Нет, у меня сразу началась истерика, тряслись руки, меня как будто переклинило. Я не могла даже сориентироваться, где я нахожусь, что сотворила. А потом уже, на следующий день, накрыло осознание, чувство вины. Если бы со мной не говорили друзья, родные, не знаю, что бы я с собой сделала. Я до сих пор не могу это всё вспоминать.
— Ваши родные сразу узнали о случившемся?
— Да, почти сразу. Как они отнеслись? Как можно отнестись к тому, что твоё родное дитя насмерть сбило человека? Были паника, шок. Потом приняли, что это случилось.
— Какую позицию вы заняли на суде?
— Я, естественно, полностью признала вину. Я начала работать с психологом, обзвонила всех потерпевших… То есть детей погибшего, они все взрослые были. Я установила с ними контакт, принесла извинения и, конечно, сразу взяла всю ответственность на себя.
— Вы возмещали как-то ущерб?
— Гражданские иски мне не предъявляли. Но я лично поехала к дочери погибшего, вручила ей свой полис ОСАГО и все деньги, какие у меня были. Денег было мало — даже машина, за рулём которой я была, была взята в кредит. Потом ещё отправляла почтовыми переводами всё, что могла.
— Вам дали реальный срок. Были к этому морально готовы?
— Нет, не была. Я до последнего в глубине души надеялась на условный срок. Я же сама по образованию юрист, оценивала шансы и думала, что колонии не будет. А потом, когда прозвучал приговор первой инстанции, я смирилась.
Мне советовали не паниковать, цепляться к процессуальным нарушениям, чтобы дотянуть до амнистии на свободе, но я сдалась и смирилась с наказанием, собрала вещи и поехала в колонию.
Да, я надеялась на условное наказание, но моё состояние было таково, что я уже поняла: мне лучше ехать в колонию, потому что я не могла уже просто жить. Пока мне советовали разные варианты, как остаться на свободе, у меня были суицидальные мысли. Да, я подала апелляцию, но смирилась, когда она оставила приговор в силе, а кассационную жалобу подавать не стала.
Почему мне дали реальный срок? В нашем регионе практика довольно жёсткая по ДТП со смертельным исходом. В Москве, например, если погасишь гражданские иски и примиришься с потерпевшими, можно добиться условного срока, а у нас всё жёстче.
«Душу нельзя изливать никому»
— Где вы отбывали наказание? Как вас приняли?
— Я отбывала наказание в колонии-поселении в Пермском крае. Не могу сказать, что приняли как-то особо плохо или хорошо. Первые две недели был карантин — это обязательно для всех. Потом мне понадобилось месяца два или три, чтобы подстроиться, адаптироваться. Все осуждённые как один говорят, что невиновны, сидят ни за что, и под это тоже надо подстраиваться. Что касается режима, то наша колония-поселение называлась так скорее формально, начальник колонии установил там жёсткие правила и режим.
— С кем общались в колонии?
— В колонии есть два варианта поведения: или примыкаешь к какой-то группе осуждённых, или держишься сам по себе. Я сначала держалась сама по себе. Далее — все люди там разные, у нас была колония-поселение смешанная: было мужское общежитие, было женское. Было много не «первоходов», были осуждённые за мошенничество, был мужчина, судимый за изнасилование…
Специальных колоний для дэтэпэшников нет. У нас же отбывали наказание и осуждённые по делу о пожаре в клубе «Хромая лошадь» (в 2009 году в Перми произошёл пожар в ночном клубе «Хромая лошадь», погибли 156 человек. К уголовной ответственности по итогам расследования были привлечены девять человек, восемь из которых приговорили к реальным срокам лишения свободы. — RT). Через несколько месяцев у меня сложился круг общения, но в таком социуме надо быть очень аккуратным и придерживаться правил.
— Было страшно поначалу?
— Я очень боялась женщин в колонии. У нас была старшая, смотрящая барака. Она следила за порядком, контактировала с начальством колонии, не работала — вроде инвалид была. И у неё были свои приближённые. Была бабушка-одуванчик, инвалид, по мошенничеству сидела. Я потом поняла, что она постукивала начальству.
Там нужно играть по правилам и быть поверхностным, нельзя душу раскрывать. Одна из осуждённых по делу «Хромой лошади», например, как-то очень правильно себя ставила. И потом она же в возрасте была, могла и слово сказать. А я девочкой наивной была, не знала, что и как. Но вообще, от человека зависит.
А ещё же есть сотрудники ФСИН, которые могут за малейшую, с их точки зрения, провинность, зафиксировать нарушение — и тогда не сможешь выйти по УДО. Есть осуждённые, которые воруют вещи, есть те, кто стучит сотрудникам ФСИН, есть те, кто просто работает. Душу там нельзя изливать никому.
— Насколько у женщин в колонии сохраняются социальные связи на воле? Многих ждут мужья, родные, друзья?
— Всё зависит от того, кем был человек до того, как туда попал. Те же дэтэпэшники — это, как правило, самые обычные люди, часто с высшим образованием.
Если у человека на воле в семье были хорошие отношения, то чаще всего эти связи сохраняются. Если же, к примеру, девочка неблагополучная, из детдома, то её никто и не ждёт. В таких случаях в колонии часто образуются «парочки» — женщины ходят за ручку, вместе едят в столовой, работают. А была, например, замужняя девочка, тоже дэтэпэшница, как и я, и муж её ждал и поддерживал.
— Мы часто читаем, что зоны, где сидят женщины — «красные», то есть главные там — администрация, а не заключённые с высоким тюремным статусом.
— Я адвокат, и отбытие наказания мне помогло даже побывать на месте своих нынешних подопечных. Скажу так: почти все тюрьмы и СИЗО сейчас — «красные». «Чёрные» зоны — это всё же понятия из 90-х, так же как и АУЕ*. Сейчас это уже и на уровне законодательства искореняют, и в реальности такого почти нет в колониях.
— К вам часто приезжали на свидания родные?
— У меня не было свиданий. Родители проживают в другом регионе, они пожилые.
Если говорить о социальных связях, то мой мир разделился на до и после. От тех, от кого ожидала поддержки, я её почти не получила. Тем более что я держала произошедшее практически в секрете: об этом факте до сих пор знают только близкие люди или те, кому я считаю нужным, в том числе по работе, это сказать.
Но те знакомые, от кого не ожидала ничего, каким-то образом всё равно узнали, выяснили адрес колонии, писали письма, делали передачки. Моей связью с внешним миром была корреспонденция.
«Система заточена под наказание»
— Насколько система исполнения наказаний, по вашему мнению, способствует раскаянию и исправлению?
— Нисколько не способствует. Система заточена под наказание, но не под исправление. Сотрудникам колонии ты безразличен, для них мы все — зеки, и они гнут свою линию. Поэтому или человек сам по себе останется в душе преступником и сядет потом во второй, в третий раз, или он сам по себе склонен исправиться — и тогда выйдет и не будет нарушать закон. От отсидки это не зависит.
— Как вы со временем осознавали случившееся, приходили к раскаянию?
— После произошедшего я себя прокляла. Я не могла спать, были депрессия, суицидальные мысли. Я хотела даже не умереть, нет — сдохнуть. Было невыносимо видеть горе людей, близких того, кого я сбила насмерть.
На суде самое тяжёлое было не слушать приговор, а видеть потерпевших, когда понимаешь, что обратного хода нет. Одно дело — украденные деньги: их можно вернуть. А тут речь идёт о жизни человека.
Я сама изменилась после этого, стала более строгой, закрытой.
— Когда вы вышли на свободу по амнистии, было тяжело заново адаптироваться к обычной жизни?
— Мне очень повезло: были люди, которые меня ждали. Меня ждал мой шеф — адвокат, у которого я была помощником. Меня поддерживали люди, которые мне писали в колонию. А ещё мне было не на что жить, и одна подруга (даже не близкая) пустила меня первое время жить к себе бесплатно, и потом я уже встала на ноги. Но если у человека нет семьи, нет финансовой поддержки, то возвращаться из таких мест и строить жизнь с нуля очень сложно.
— Выйдя на свободу, вы стали адвокатом. Почему?
— Я и до произошедшего работала юристом. Я люблю свою работу и не допускала даже мысли, чтобы отказаться от неё. Мой опыт помогает лучше понять подзащитных. Я даже не о сочувствии, а о понимании, что именно их ждёт, поэтому я стараюсь делать свою работу по максимуму. А сделает ли человек выводы потом или нет — это не в моей власти.
— Какую позицию вы бы посоветовали занимать в суде людям, виновным в ДТП со смертельным исходом?
— Самая правильная позиция — полное признание вины и раскаяние. Возьмем для примера дело Михаила Ефремова. Я не знаю, по какому принципу он выбирал защитников, что ему говорили и обещали адвокаты, но я не понимаю, зачем было начинать процессуальную игру «признаю — не признаю», «за рулем был я — был не я». Судья и прокурор же не дураки, они всё понимают.
Смягчить наказание может только позиция признания вины и установления контакта с потерпевшими, родственниками. Нельзя уходить в стену. Причём контакт должен устанавливать не адвокат, а сам виновник аварии. Я своих подзащитных буквально беру за руку и говорю: «Звоните потерпевшим». Если не хотят общаться — вышлите им хотя бы телеграмму. Я понимаю, что виновнику ДТП тоже плохо, его гложет чувство вины, но так надо сделать.
— Что вы думаете об аварии в Москве, где студентка сбила насмерть двоих из троих детей?
— У меня тут есть два мнения: первое — обывателя, который при этом был на месте виновника, и второе — адвоката. Я смотрела видео аварии, я вижу, что происходит на российских дорогах. Я понимаю, что переживают родственники, и сама в ужасе от того, что произошло.
Меня саму несколько раз чуть не сбивали на пешеходном переходе, и после того, что случилось в моей жизни, я хожу очень аккуратно, оглядываюсь. У людей нет бдительности, а ПДД наизусть знают процентов десять водителей. Не все оценивают потенциальную и реальную опасность.
Скорость у неё была приличная, и она отвлеклась за рулём. При этом есть вопрос, почему дети не переходили дорогу рядом со взрослыми, а бежали впереди.
Теперь моя позиция как защитника. Я бы советовала родственникам девушки не развивать активность и не подключать какие-то связи — этим общество сыто по горло: то же дело блогера Эдварда Била, дело Ефремова… Дело Валерии Башкировой уже стало резонансным. Сама эта девушка — ей 18 лет — ещё не сформированный человек, сейчас рухнул её мир. Но надо найти в себе силы признать вину, принести извинения — и это должна делать она, а не её отец. Мне кажется, то, что отец в прошлом работал в правоохранительных органах, только сильнее разозлит общественность, поэтому ей надо будет работать самой вместе с адвокатом.
— Вы сейчас водите машину?
— Нет. У меня есть права, но после случившегося я ни разу не садилась за руль.
* Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство» (АУЕ) признано экстремистским и запрещено на территории России по решению Верховного суда Российской Федерации от 17.08.2020.