Как частотмегчть свечи накаливания на дизельном автомобиле
Свечи накаливания: уверенный запуск дизеля зимой
Среди водителей до сих пор распространено мнение, что зима — сложное время для дизелистов. По большей части это, конечно, предрассудки, которые не имеют ничего общего с практикой эксплуатации современных дизельных автомобилей. Тем не менее, определенная специфика все же присутствует, поэтому подготовке дизельного автомобиля к работе на морозе все-таки стоит уделить внимание.
Топливовоздушная смесь в цилиндрах дизельного ДВС воспламеняется от сжатия, и чем ниже начальная температура сжимаемого воздуха, тем сложнее начинается процесс горения. Для решения этой проблемы в конструкцию дизельного двигателя были введены свечи накаливания.
Основная их задача заключается в создании необходимой для воспламенения температуры в камере сгорания. Поэтому от работы свечей накаливания напрямую зависит то, насколько беспроблемным будет пуск дизеля в мороз. Безусловно, на процесс влияют и другие факторы, такие как заряд аккумулятора (для уверенной работы стартера) и использование сезонного топлива. Но при неисправных свечах накаливания не спасет ни зимняя «солярка», ни самый мощный аккумулятор.
Неисправности и диагностика
Главным признаком неисправности свечей накаливания как раз и является затрудненный пуск в холодное время года. Если в автомобиль уже залито зимнее топливо и стартер достаточно быстро крутит мотор, но запуск все равно затруднен, то скорее всего проблема в свечах. При обрыве цепи внутри свечи (повреждении спирали накаливания) блок управления свечами сообщит о неисправности – на приборной панели загорится соответствующий индикатор. Но встречаются случаи, когда свеча имеет нормальное сопротивление и все равно не функционирует должным образом, либо свеча обладает механическими повреждениями, которые могут привести к её разрушению.
И все же, понять, что свеча неисправна – ещё полдела. Для того, чтобы в дальнейшем избавиться от проблем с новыми свечами накаливания, необходимо точно определить причину их выхода из строя и по возможности устранить ее.
Причинами выхода свеч накаливания из строя могут быть:
• Избыточный/недостаточный момент затяжки.
• Перегрев свечи накаливания.
• Неисправность блока управления ECU.
• Неисправность реле накала (неправильный тайминг).
• Неправильная схема распыления топливных форсунок.
Если неисправность дает о себе знать, то единственный выход – демонтаж свечей и их замена. При этом выход из строя одной свечи как правило свидетельствует о том, что ресурс оставшихся также вскоре будет исчерпан. Поэтому готовимся к замене всего комплекта.
Замена свечей накаливания – разбираемся на примере
Демонтаж свечей накаливания в большинстве современных дизельных двигателях – далеко не самая простая процедура. Рассмотрим это на примере двигателя 1KD-FTV, установленного на автомобиль Toyota Land Cruiser Prado (J120).
В двигателе 1KD свечи накаливания «спрятаны» довольно глубоко. Чтобы до них добраться, необходимо проделать следующие шаги:
• Демонтировать интеркулер со всеми датчиками и патрубками.
• Слить охлаждающую жидкость и отсоединить два патрубка охлаждения от теплообменника на трубке EGR.
• Отвернуть крепления трубки EGR с теплообменником к блоку цилиндров и клапану EGR. Аккуратно вынуть трубку из-под патрубков топливной системы (мы рассматриваем «упрощенный вариант», без снятия топливных магистралей на форсунки).
• Демонтировать корпус дроссельной заслонки и клапана EGR, со всеми сопутствующими разъёмами датчиков и вакуумными трубками.
Только после всех этих операций появится возможность снять общую шину питания свечей накаливания и приступить непосредственно к выкручиванию самих свечей. Делать это необходимо с большой осторожностью, поскольку в запущенных случаях свеча часто «прикипает» к резьбе колодца. При превышении усилия такая свеча может сломаться, что повлечет дорогостоящий ремонт. Если свеча не поддается демонтажу, то рекомендуется выполнить «отмачивание» – заливку свечи проникающей смазкой на несколько дней.
При замене свечей накаливания стоит придерживаться нескольких правил:
• Не допускать попадания в цилиндр двигателя загрязнений через свечной колодец при монтаже и демонтаже.
• Производить первоначальное закручивание свечи вручную и лишь потом затягивать инструментом.
• Соблюдать при установке предписанный изготовителем момент затяжки; актуальная информация для свечей накаливания DENSO приведена в таблице ниже.
Как мы видим, демонтаж свечей накаливания на современном дизельном двигателе требует значительного времени. Кроме того, необходимо обладать определёнными навыками и знаниями. Для проведения этой процедуры мы советуем обратиться к профессиональным механикам, а при выборе свечей на замену рекомендуем присмотреться к продукции DENSO, и вот почему.
DENSO обладает огромным опытом в области проектирования и производства свечей накаливания. Среди прочих достижений DENSO можно упомянуть, к примеру, первую в мире серийную керамическую свечу накаливания, внедренную в производство еще в 1991 году. Поскольку компания также является признанным экспертом в области создания дизельных технологий, японские инженеры DENSO прекрасно знают о том, какими именно характеристиками должны обладать свечи накаливания для обеспечения уверенного запуска.
DENSO поставляет свечи накаливания для конвейерной комплектации автомобилей большинству ведущих автопроизводителей, а свечи DENSO для рынка автозапчастей полностью соответствуют спецификациям оригинального оборудования. Технологичные свечи накаливания DENSO обеспечивают рекордно низкое (менее 2 секунд) время разогрева, что не только упрощает холодный пуск зимой, но и экономит заряд АКБ. Такая производительность стала возможной благодаря применению современных технологий и материалов, что доступно в основном крупным производителям оригинального оборудования. Таким, как компания DENSO.
Холодный пуск современного дизельного двигателя уже давно перестал быть проблемой. Достаточно обеспечить три простых условия: сезонное топливо, высокий заряд АКБ, исправные свечи накаливания. Одни из лучших свечей в своем классе для вашей машины можно найти в электронном каталоге DENSO!
Головная боль дизелиста. Для чего нужны и почему выходят из строя свечи накала
Иными словами, когда свечи накала выходят из строя, отсутствия любых других неисправностей, способных осложнить холодный запуск, может быть недостаточно, чтобы без проблем завести дизельный мотор. Рассказывает Сергей Боярских.
Ниже дымность и токсичность
Летом одна-две неработающие свечи еще не становятся непреодолимым препятствием для запуска. Однако в старых предкамерных и вихрекамерных дизелях не всегда удавалось обеспечить температуру в камере сгорания в конце такта сжатия выше требуемой для самовоспламенения горючей смеси уже при осеннем снижении температур окружающего воздуха до плюс 5-7 градусов. Если свечи не грели, это создавало проблемы с запуском даже в таких условиях.
В морозы в дополнение к еще более низкой температуре ухудшается смесеобразование из-за того, что холодное и вязкое дизтопливо не только хуже распыляется форсунками, но и не спешит испаряться. Необходимость обеспечить испарение капелек топлива для качественного смесеобразования в момент запуска также требует наличия в камерах сгорания высокой температуры.
Свечи накаливания как раз и являются ее источниками. Они включаются в работу сразу после поворота ключа в замке зажигания в первое положение, на что указывает синхронно загоревшийся символ спирали на приборном щитке.
Но если сигнал погас, это не значит, что свечи греть перестали. Помимо предпускового подогрева у них есть другие задачи. Некоторое время после запуска свечи продолжают функционировать, чтобы улучшить условия для смесеобразования и обеспечить более полное сгорание топлива.
Как они это выдерживают?
Кроме свечей накаливания, по одной на каждый цилиндр, система предпускового подогрева состоит также из блока управления, реле включения и температурного датчика, однако именно свечи выходят из строя чаще всего. Почему?
Кроме тяжелых условий работы на срок службы влияет торговая марка, которая отражает качество изготовления свечей. Однако даже в случае использования качественных изделий риск выхода свечей из строя существенно увеличивается, если они отработали 80-100 тыс. км.
Спираль в калильной трубке плотно упакована в спрессованный порошок, который изолирует витки от короткого замыкания и предохраняет от вибраций. Такое устройство до минимума сокращает число причин, которые приводят к преждевременной неисправности свечи.
Почему выходят из строя?
Гораздо реже, как уверяют специалисты, спираль может перегореть из-за залипания реле и слишком долгой в этой связи подачи электропитания. И это же возможно, если из-за разрядившегося аккумулятора двигатель запускают от внешнего источника энергии при слишком большом напряжении.
Как о том говорилось, не факт, что с неработающими свечами двигатель не удастся завести. Многое зависит от конструкции конкретного мотора, температуры в момент запуска, компрессии в цилиндрах и других факторов.
Зато лишь одна вышедшая из строя свеча в дизеле с сажевым фильтром не позволит включиться автоматической регенерации. Ничего хорошего сажевому фильтру это не сулит.
Негативные последствия неисправности только этим не ограничиваются. Чтобы за счет лишь одного давления в конце такта сжатия воздух в камере сгорания начал разогреваться до температуры, превышающей температуру самовоспламенения паров дизтоплива, при каждой попытке запуска стартеру придется раскручивать коленвал гораздо дольше. Ему и аккумулятору такой труд жизни не добавит.
Также ухудшаются условия смазки трущихся деталей в цилиндре с отказавшей свечой. Неиспарившаяся часть холодного дизтоплива попадает на стенки цилиндров, где разжижает и смывает масляную пленку. Несгоревшее топливо, попавшее в масло, вызывает его более быстрое старение.
После запуска двигатель с неработающей свечой из-за пропусков воспламенения какое-то время «троит». При этом из выхлопной трубы наряду с отработавшими газами появляется дым.
Нельзя сказать, что это однозначный признак выхода свечей накала из строя. У неровной работы мотора и дымления могут быть другие причины, однако свечи как минимум желательно проверить.
Пожалуйста, без «лома»
Не будем вдаваться в подробности, как это делается, каким бы увлекательным ни казался такой рассказ желающим самостоятельно выяснить, в каком состоянии свечи накаливания в их автомобиле.
Не будем углубляться и в вопросы замены свечей своими руками, несмотря на то что эта нехитрая на вид процедура может запросто превратиться в захватывающий триллер, если окажется, что старые свечи не желают выкручиваться, а после приложения силы и вовсе обламываются.
А если это не поможет либо свеча разрушилась, в результате чего одна ее часть все-таки осталась в головке цилиндров? Чтобы не усугубить ситуацию, которая усложнит дальнейшие действия по извлечению свечи или ее обломка, лучше обратить к специалистам, имеющим инструмент и приспособления, предназначенные для этой работы. Мастера есть, их нужно только найти.
Поэтому замена должна быть адекватной. В противном случае свечи будут разогреваться лишь частично или вообще не станут работать.
Точную информацию, какие свечи используются в конкретном двигателе, следует искать в инструкции по обслуживанию и ремонту, в каталогах взаимозаменяемости свечей производства разных компаний. При отсутствии данных образцом может служить свеча, которой ищется замена.
Хотя при неисправности одной свечи менять все свечи в двигателе комплектом необязательно, желательно все-таки на покупке не экономить. Если в результате длительной эксплуатации комплекта свечей накаливания из строя выходит одна из них, это можно считать сигналом, что ресурс остальных, скорее всего, почти исчерпан, долго они не прослужат, а значит, придется снова лезть в мотор.
В какую сумму в рублях обойдется покупка свечей накаливания отдельных марок для некоторых распространенных автомобилей, можно узнать из таблицы. В ней также приведен диапазон цен от минимума до максимума среди свечей, найденных в предложениях о продаже.
Flennor | NGK | Bosch | Denso | Beru | ||
BMW X5 E70 3.0D | 10 | 18 | 18 | 18 | 20 | 10-31 |
Opel Astra H 1.3 CDTI | 8 | 15 | 16 | 19 | 23 | 8-23 |
Peugeot 807 2.0 HDI | 8 | 23 | 17 | 17 | 23 | 8-25 |
Renault Megane III 1.5 dCi | — | 26 | 35 | 40 | 26 | 14-40 |
VW Passat B7 2.0 TDI | 12 | 19 | 20 | 21 | 24 | 12-53 |
Фото автора и из открытых источников
Автобизнес
Замена свечей накала или как избавиться от нестабильной работы дизеля при низкой температуре.
Недавно у меня случилась вот такая ситуация:
При температуре ниже 0 градусов, когда машину заводишь на холодную ( пару дней стояла ), двигатель заводится с пол оборота, НО при заводе из выхлопной выходит небольшое облачко сизого дыма (и в течении 5 секунд чуть чуть сизоватость есть, потом пропадает ) и двигатель в течении 5 секунд после заводки работает очень медленно и жестко (подколбашивает) ( 400 оборотов в минуту ) и разгоняется все быстреее и быстрее( тух-тух-тухтухтухтухтух) до положенных холостых оборотов ( 600 об/ мин ) и потом работает стабильно и как обычно. ( подробнее смотреть тут: www.drive2.ru/l/460323188425884520/ )
Я давно замечал что после запуска двигателя на приборной панели еще определенное время горит индикатор свечей накала. Но двигатель заводился отлично и держал обороты при плюсовой температуре отлично и я знал что у меня возможно одна свечка проблемная и ее нужно менять, но не думал что до такой степени проблема со свечей будет морочить голову в мороз. Для чего и был мною пост, в котором изложил кратко информацию по проблема и попросил читателей ДРАЙВА высказать свое мнение по этой проблеме.
Отзывы читателей склонили меня начать устранение проблемы с замены свечей. Но перед заменой их, я решил их все же проверить мультиметром. Чтоб не снимать разъемы со свечей (так как доступ очень плохой), я снял общий разъем с реле накала и мультиметром проверял именно через сам разъем. Определенно было выявлено обрыв трех свечей накала.
Мною были приобретены оригинальные свечи Bosch 0 250 202 140 для двигателя OM 602.982 ( о том как отличить подделку от оригинала читайте в моем посту тут: www.drive2.ru/l/460789656233969446/ ). Так как до свечей добраться было проблемно, то пришлось снимать всасывающий коллектор — он снялся довольно легко, но из за того, что болты с внутренним шестигранником, то один болт шестигранник ( H6 ) был «слизан» внутри и с помощью внутренней звездочки, забитой в этот болт — полностью снять был коллектор. ( срывать болты нужно без удара, а плавно, потому что болт может остаться внутри, а шапка болта сорваться )
Далее длинной головкой на 12 были выкручены все свечи (тоже свечи нужно выкручивать без удара, а плавно, чтоб не оборвать, очень аккуратно ). Свечи выкрутились довольно легко, не брызгалось никаким W40. До этого свечи были закручены ( видно визуально ) на сухую, без всяких смазок и т.д. Подключив свечи через провода к аккумулятору они были проверены на работоспособность. Оказалось, что из 5 свечей, работали только 2 свечи. ПРИ ЗАМЕНЕ СВЕЧЕЙ ЖЕЛАТЕЛЬНО НУЖНО МЕНЯТЬ СРАЗУ ВСЕ СВЕЧИ, ТАК КАК СВЕЧИ ИМЕЮТ ПРИМЕРНО ОДИНАКОВЫЙ РЕСУРС И ЕСЛИ СГОРЕЛА ОДНА СВЕЧА, ТО СКОРО ПЕРЕГОРЯТ И ДРУГИЕ СВЕЧИ. Убедился на личном опыте, что еще прошлой зимой была проблема с одной свечей ( двигатель при — 17 заводился с пол оборота и без вибраций и облака дыма ), сейчас же через очень маленький пробег уже сгорели 3 свечи. Т.Е. ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ ПОСТОЯННО ЛАЗИТЬ И КОВЫРЯТЬ СВЕЧИ, ТО ЛУЧШЕ ПРИОБРЕСТИ КОМПЛЕКТ ЗАМЕНИТЬ ИХ И ЗАБЫТЬ ОБ ИХ ЗАМЕНЕ. Ресурс свечей абсолютно разный. Качественный свечи могут работать по 75 000 — 100 000 км, но опять же все зависит от условий эксплуатации. Если Вы живете в холодном климате и часто приходится заводить машины при низких температурах или морозе, то соответственно свечи требуется больше времени, чтоб нагреть камеру сгорания, а значит срок службы свечи накала уменьшается. При постоянной эксплуатации автомобиле при минусовой температуре, рекомендуется планово менять свечи каждые 20 000 — 25 000 км. Для чего нужно своевременная замена свечей при жесткой эксплуатации автомобиля? — Для того, чтоб избежать ряда проблем. Свеча от перегрева может на столько обгореть, что ее штук может упасть в цилиндр и повредить его. Или могут возникнуть проблемы в дальнейшем с самой заменой свечей. Перегретая свеча может лопнуть при выкручивании остаться в двигателе и соответственно нужно будет прибегать к сложным и проблемным действиям, чтоб извлечь свечу.
Перед установкой новых свечей, все они были проверены подключением к аккумулятору/зарядному 12 V
Далее свечи были установлены в блок двигателя НА СУХУЮ и без смазок (момент затяжки 21 Н.М. ( По инструкции свечи накала диаметром 12М нужно закручивать от 15 до 25 Н.М.). ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАТЯГИВАТЬ СВЕЧИ НУЖНО ДИНАМОМЕНТРИЧЕСКИМ КЛЮЧЕМ, А НЕ ОТ ФОНАРЯ! Так как это сохранит резьбу блока и свечи, и потом при следующей замене свечей будет легко и беспроблемно их выкручивать. Далее на свечи были одеты провода.
После установки свечей пришло время ставить всасывающий коллектор. Раньше при установки двигателя коллектор снимался и мастер чтоб не менять прокладку, замазал все герметиком, который было очень сложно отодрать ( 3 часа потратил на то, чтоб отодрать герметик от коллектора и блока — не делайте так, проще купить новую прокладку и поменять ее ). После чего место установки коллектора было обезжирено спиртом (чтоб герметик (красный ободок на прокладке), который на прокладке был посажен на сухую и обезжиренную поверхность). И была установлена прокладка ELRING 913.954. ( при покупке прокладки смотрите ее качество, она должна быть без зазубрин и «соплей» и на фирменных прокладках всегда есть по диаметру с двух сторон фирменный герметик.
Далее был установлен сам всасывающий коллектор ( степень затяжки болта 21 Н.М. ) — после чего была установлена пластмассовая крышка и собран кожух двигателя.
ВСЮ ЗАМЕНУ И УСТАНОВКУ ПРИ ПРАВИЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НУЖНО ПРОИЗВОДИТЬ НА ХОЛОДНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Так как был мороз — 10, пришлось менять свечи в такую температуру.
После замены свечей был произведен запуск двигателя. Двигатель перестал дергаться первые секунды, сразу после запуска стал работать ровно и четко, так же пропало облачко сизого дыма, которое раньше было сразу после запуска
Свечи накала: когда менять, сколько стоят и как проверить на «дизельке»
— Андрей, давайте проговорим типичную для «дизелистов» ситуацию: в холодное время года двигатель не всегда легко заводится. С чем это связано? И какую роль играют свечи накаливания для запуска дизеля?
В зависимости от типа свечи накаливания ее температура повышается до 1000 °C |
Практически все особенности зимнего пуска сопряжены со стартом двигателя. Зачастую только одного нагрева недостаточно для того, чтобы его завести. Без притока тепла в камеру сгорания дизельный двигатель не достигает температуры, необходимой для воспламенения топлива. Именно в этот момент на помощь и приходит свеча накаливания, которая за короткий период времени сама разогревается до высокой температуры — порядка 1000 °C и, соответственно, нагревает камеру сгорания.
На современных моторах свеча накаливания вкручена в головку цилиндра. Естественно, ее главной задачей является вырабатывание дополнительной энергии для запуска двигателя, но и после этого СН (свеча накаливания; прим. далее СН) иногда не перестает работать. Таким образом, свеча накаливания не только помогает быстрее прогреться мотору, особенно при низкой температуре воздуха, но и оптимизирует процесс сгорания топлива, благодаря чему уменьшается выделение дыма, а также сокращаются другие выбросы.
— Каков принцип действия свечей накаливания? Какие типы свечей бывают и чем они отличаются друг от друга?
— Конструктивно свечи зажигания и накаливания достаточно схожи между собой. Принципиальным отличием является наличие нагревательного элемента. Свеча накаливания состоит из таких элементов, как регулировочная спираль, ведущая к центральному электроду, и нагревательная спираль. Регулировочная спираль способствует поддержанию рабочей температуры благодаря своим свойствам: чем выше температура, тем выше и ее сопротивление, что в свою очередь снижает прохождение тока к нагревательной спирали.
В зависимости от материала изготовления нагревательного элемента, внутри которого находится спираль, различают свечи накаливания с металлическим штифтом и керамические свечи накаливания. Во втором случае нагревательный элемент покрыт специальной керамикой, что позволяет СН быстрее нагреваться и достигать нужной рабочей температуры. У них более продолжительный срок эксплуатации. Вместе с тем керамические СН более хрупкие, поэтому с ними следует обращаться очень аккуратно. При этом как в случае с керамическими, так и штифтовыми свечами накаливания возможно многообразие форм и размеров. Они подбираются в соответствии с маркой автомобиля, его года выпуска, типа двигателя. Если стоимость свечи зажигания варьируется от 3 до 60 рублей, то диапазон цен на СН составляет в среднем от 9 до 100 рублей и выше.
— Какой у них регламент обслуживания?
— Неспособность дизельного двигателя к запуску связана с неисправностями в системе зажигания. Либо требуется замена свечей накаливания, либо происходит некорректная подача топлива в камеру сгорания. Как правило, СН меняются реже, чем свечи зажигания. Это связано с тем, что свечи накаливания в основном обеспечивают холодный запуск и только иногда подключаются к работе после него, когда нужно повысить температуру двигателя. Поскольку они сами по себе работают меньше, то износ СН тоже снижается, как и необходимость их частой замены.
Как правило, регламент замены СН составляет в среднем 60-100 тыс. км, а максимальный срок службы свечи и вовсе достигает 160 тысяч. Однако я бы не советовал дожидаться таких пробегов по ряду причин. Во-первых, свеча накаливания сама по себе более хрупкая, чем СЗ, а во-вторых, если ее оставить без обслуживания на долгий период времени, есть риски потом не выкрутить свечу из свечного колодца. Лучше всего периодически, раз в год-полтора, выкручивать СН, чтобы не столько провести профилактический осмотр ее состояния, сколько не дать ей закореть в свечном колодце.
— Какие еще могут быть последствия несвоевременного обслуживания свечей накаливания?
— Такой режим работы свечи, когда ее нагревательный элемент постоянно испытывает контрастность температур от минусовых до 1000 °C, со временем негативно сказывается на его физическом состоянии. Он может просто-напросто отломаться и попасть в цилиндр, а любое инородное тело в нем при работающем двигателе может натворить немало бед. Самые негативные последствия — повреждение поршня или гильзы самого цилиндра, а это вернуть путь к капитальному ремонту мотора. Так что, если при выкручивании свечи автовладелец заметил, что ее часть осталась внутри, ни в коем случае нельзя запускать двигатель. В таком случае необходимо снимать головку блока цилиндра и бережно извлекать оттуда обломок свечи.
Высокое напряжение (выше нормы) может спровоцировать вздутие калильной трубки |
Неправильный момент затяжки может привести к повреждениям корпуса свечи или присоединения |
По внешнему виду свечи накаливания можно судить о возможной причине повреждения. Например, типичным признаком повреждения из-за превышения напряжения является «вздутая» (24 вместо 12В) калильная трубка, а применение неправильного момента затяжки может стать причиной разрушений на корпусе. Нередко свеча накаливания может повредиться во время установки или демонтажа, что может случиться как в случае с керамическими, так и с металлическим штифтом свечами накаливания.
Последствие неправильного момента затяжки на керамической свече накаливания |
— Какие правила важно соблюдать во время монтажа свечей накаливания, чтобы они не повредились?
— Крайне важно использовать динамометрический ключ. Не зря ведь определенный момент затяжки прописан в книге по эксплуатации автомобиля. Если свеча накаливания устанавливается посредством неправильного крутящего момента, это может привести к потере компрессии, а в последующем к перегреву двигателя. Если свеча, наоборот, зажата слишком сильно, она может деформироваться или сломаться.
Еще одно обязательное правило при замене СН — обязательно нужно почистить свечные колодцы и резьбовые соединения. Иначе есть риск либо некорректно вкрутить свечу при установке, повредив её резьбу, либо сломать её в момент следующей замены. В целом при монтаже следует осторожно обращаться со свечами накаливания, особенно керамическими. И еще раз повторюсь, что сам регламент замены СН, установленный заводом-изготовителем, не отменяет профилактического осмотра, о котором говорилось выше.
— Как вообще можно проверить свечу накаливания?
— Есть несколько способов диагностики свечей накаливания. Один из них — «на искру», при котором СН установлена в двигателе и она освобождается от подающего провода. При этом используется изоляционный провод длиной до 1 метра. Один конец проверочного провода фиксируется на плюсовой клемме аккумулятора, а второй касательными движениями прикладывается к центральному электроду. На исправной свече будет наблюдаться сильное искрение, а на слаборазогревающейся искра образовывается плохо. Важно: проверка на искрение в месте подключения питающего провода может производиться лишь на старых дизелях, где отсутствует ЭБУ.
Еще один способ проверки свечи накала на двигателе — использование лампочки. К лампочке 12V (подойдет и лампочка габаритов) припаивают два проводка, и одним из них нужно касаться клеммных выводов свечей (отсоединив предварительно питающий провод), а вторым присоединяться на плюсовую клемму аккумулятора. Если лампочка загорается, значит, обрыва нагревательного элемента нет. Когда лампочка светится тускло или совсем не горит — свеча неисправна. Опять же, этот способ тоже не рекомендуется применять на современных дизелях.
Для проверки СН с помощью аккумулятора нужно прижать центральный электрод свечи к плюсовой клемме АКБ, а проводом присоединить минус с корпусом нагревательного элемента. В этом случае исправная свеча должна нагреваться быстро, в течение 2-5 секунд. Недостаток этого метода — придется выкручивать все свечи и есть риски получить ожог, если действовать неаккуратно.
Наиболее современный и безопасный способ для проверки СН — это проверка с помощью мультиметра, например, в режиме прозвонки. Прозвонить на обрыв нагревательного элемента можно даже не выкручивая свечу из двигателя. Алгоритм действий такой: перевести регулятор в соответствующее положение, отсоединить подающий ток провод от центрального электрода, плюсовой щуп мультиметра присоединить на электрод, а минусовым коснуться корпуса. Если нету звукового сигнала — значит, обрыв.
Чтобы измерить сопротивление, нужно знать параметры каждой свечи. Как правило, у исправной свечи сопротивление спирали составляет 0,7-1,8 Ом. Для замера потребления тока от свечи отключается питающий провод и к нему (либо плюсу на АКБ) подключается одна клемма амперметра, а вторая на центральный вывод свечи. Ток потребления исправной свечи накаливания в зависимости от типа должен составлять 5-18A. Если на какой-нибудь свече будет по-другому или вообще ничего не происходит, то имеет смысл открутить свечу и проверить накал визуально. Когда свеча накаливается частично (к примеру, самый кончик или середина) — показания будут значительно отличаться, а когда в обрыве — тока нет вовсе.
— В преддверии холодов что вы посоветуете владельцам автомобилей с моторами, работающими на тяжелом топливе?
— Чтобы зимний пуск дизеля был легким и беспроблемным, подготавливая автомобиль к зиме, вспомните, когда вы меняли свечи, и проверьте их, а для полноты картины проведите диагностику двигателя. Вообще, для дизельного мотора (впрочем, как и бензинового) важна исправность всех систем с точки зрения успешности запуска в мороз. Если автомобиль не завелся с первого раза или вы замечаете нестабильную работу двигателя, то важно проверить систему зажигания в целом.