холованов при сталине кто такой
Как любимый маршал Сталина выживал с помощью огорода
Будущий главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов родился в 1904 году, в Нижнем Новгороде. Отец работал капитаном речного судна, а мать, оперная певица, была дочерью знаменитого революционера Николая Кибальчича. Вероятно, именно такое родство стало решающим в удивительной биографии Голованова.
Окрыленный электромонтер
Карьера Александра Евгеньевича была предопределена с детства. В 8 лет маленький Саша был отдан в Александровский кадетский корпус. После окончания недолго работал курьером. Революция 1917 года застала будущего маршала во фронтовой разведке. Не по годам рослый юноша вступил в армию в 13 лет, приписав в свидетельстве о рождении три года.
После войны карьера Голованова продолжилась в Управлении снабжения Красной армии в качестве электромонтера. Позднее, поступив в НКВД, Александр дослужился до должности начальника отдела и даже участвовал в аресте знаменитого эсера, примкнувшего к Белому движению, Бориса Савинкова.
Через несколько лет Голованова направили в Наркомат тяжелой промышленности. И неожиданно Александр решил реализовать давнюю мечту: в 28 лет он поступил в авиационную школу ОСОАВИАХИМа (предшественника ДОСААФ). Видимо, любовь к авиации передалась ему от знаменитого деда. Еще в начале XX века революционер Кибальчич разработал проект летательного аппарата, способного совершать космические перелеты.
В 1935 году Голованов был назначен начальником Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота в Иркутске. За год его управление вышло на первое место по стране. Параллельно будущий маршал начал летать в качестве гражданского пилота в далекий Якутск.
Счастливый случай
К концу 30-х лавина репрессий докатилась и до Александра Евгеньевича. Доносы обрушились на авиатора как из ведра. Он был исключен из партии и ожидал неминуемого ареста. Единственным шансом на спасение были высокие кабинеты в столице. Голованов чудесным образом успевает попасть в Москву, а все обвинения с него были сняты.
Вскоре Александр становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения и одним из лучших летчиков гражданской авиации. После чего, вплоть до начала Великой Отечественной войны, работает в Аэрофлоте, став шеф-пилотом с налетом более 1 000 000 километров!
Судьбоносная встреча
В начале 40-х преданный поклонник авиации Голованов заявляет о необходимости создания авиации дальнего действия (АДД) и обучения летчиков полетам в плохую погоду и в ночное время. Александра Евгеньевича вызвали в Кремль. В ходе личной встречи глава страны Сталин принял решение о формировании особого авиационного полка, командиром которого и был назначен Голованов.
Некоторые утверждают, что вопросами авиации собеседники не ограничились. Якобы Голованов стал личным порученцем, телохранителем и чуть ли не шпионом Сталина. Но если бы это было правдой, то вряд ли блестящая карьера военачальника так резко оборвалась еще при жизни вождя.
Маршал Георгий. Жуков и Александр Голованов. Брянский фронт, Июль 1943 г. Источник: wikipedia.org
Поначалу действительно назначения следуют одно за другим. К августу 1944-го Голованов был Главным маршалом авиации. Но и поручения, которые он выполнял вместе с подчиненными, требовали виртуозного летного мастерства.
Экипажи его дивизии наносили деморализующие мирное население бомбовые удары по Берлину, Кенигсбергу, Данцигу и другим немецким городам. Главный маршал авиации принимал личное участие в организации этих вылетов и нередко сам летал за штурвалом самолета, сбрасывающего бомбы на немецкие города. Пилоты АДД перевозили советских руководителей на переговоры через океан.
Маршала настолько уважали в войсках, что это отмечали в своих архивах даже фашисты, допрашивавшие пленных летчиков. К окончанию войны в подчинении Голованова находились более 2000 самолетов.
Говорят, что Сталин относился к народовольцам с огромным уважением, и поэтому внука одного из них всегда ждал теплый прием и забота. Каждый раз, когда Александр Евгеньевич приезжал к Иосифу Виссарионовичу, тот встречал его и даже помогал снять шинель. По слухам, когда после сталинградской победы вождю привезли пробный ма
Главный маршал авиации Александр Голованов за штурвалом самолета, 1944 г. Источник: wikipedia.org
кет платинового ордена Суворова, Сталин, приложив ее к груди статного красавца Голованова, сказал, что орден смотрится отлично. И действительно, вскоре Главный маршал авиации стал девятым по счету обладателем высокой награды.
По личному распоряжению Иосифа Виссарионовича Александру Голованову в разгар войны выделили огромную и по нынешним российским меркам пятикомнатную квартиру в знаменитом Доме на набережной.
С небес на землю
Тем удивительнее, что после окончания Второй мировой войны в жизни военачальника наступила черная полоса. Он был снят со своего высокого поста. Но не смирился, а окончил Академию Генштаба. Покомандовав некоторое время корпусом ВДВ, что было беспрецедентным для маршала, в 1965-м Александр Евгеньевич вышел не пенсию.
Бывший маршал и убежденный сталинист был лишен всех льгот, в том числе и коммунальных, и получал скромную пенсию в 180 пореформенных рублей. Половина суммы сразу же шла на оплату 150-метровой квартиры, 50 он ежемесячно отсылал матери, и семья из пятерых детей жила на 40 рублей в месяц.
Как и многих людей, бывшего маршала выручила земля. Имея большой земельный надел, он засеял участок картошкой, а остатки накоплений потратил на корову и лошадь. Корову доила верная супруга, а сам Голованов ходил за плугом. Выручал семью, как в Средние века, сбор ягод. Александр Евгеньевич даже научился делать вино из них. Когда нужны были деньги для покупки детской школьной формы, Головановы всей семьей собирали ягоды и сдавали их в комиссионный магазин.
Из жизни этот необычный и загадочный человек ушел в сентябре 1975 года. По слухам, его последними словами, сказанными жене, были: «Мать, какая страшная жизнь…».
Главный маршал авиации Александр Евгеньевич ГОЛОВАНОВ ( 1904-1975). Он не предал Сталина.
Как можно Героя и Маршала уволить, лишить пенсии и заставить жить за счёт коровы и картохи?
Как так вышло, что на школьную форму детям он собирал и сдавал ягоды?
И при этом именно он совершил героические подвиги, не воспетые и замолчанные.
Телохранитель и личный лётчик Сталина. Командующий АДД ( Авиация Дальнего Действия).
И Вы узнаете о романтике, смелости, уме и отваге. о безграничной преданности Родине и Сталину и бесконечной стойкости в своих убеждениях.
«. Сейчас по экранам телевизоров бродят многочисленные супергерои. Вроде бы кондовые русские, но с этаким американским ароматом. Типа русско-голивудских Джеймсов Бондов, Конанов или Рэмбо.
Вот и вылезают на экраны мифические Лесники, майоры Кручи, Волкодавы и прочие, не имеющие ничего из реальной жизни.
А зачем придумывать? Оглянитесь назад и внимательно посмотрите на свою историю. Вот вам настоящий герой, супермен, перед которым бледнеют Чаки Норисы, Сталлоне, а Шварценеггер – вообще мальчик для битья. АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ ГОЛОВАНОВ.
Он был хорош во всем. Настоящий супермен и герой. Чемпион Советского Союза по стрельбе, конному спорту, мотогонкам, виртуоз автомобильной езды, лучший летчик страны. В годы войны командовал Авиацией Дальнего Действия. А еще он был телохранителем и личным порученцем Сталина.
Последний подвиг
Под конец жизни Александр Голованов написал книгу воспоминаний. Мемуары охватывали годы войны. Автор красочно и увлекательно описал действия Авиации Дальнего Действия (АДД), которой он командовал, рассказал о встречах со Сталиным, которого всю жизнь уважал и любил.
Главное политическое управление Советской армии предложило Голованову изменить некоторые главы, убрать из мемуаров позитивные высказывания о вожде и упомянуть в книге Л.И. Брежнева. Голованов ответил категорическим отказом.
Последовало наказание — глухое умолчание деятельности Голованова и всего вклада Авиации Дальнего Действия в Победу.
Единственному из советских военачальников Голованову было отказано в публикации воспоминаний!
Удар был слишком тяжел. Еще крепкий человек слег в постель. Ему сделали операцию. Его друг летчик-испытатель Мезох вспоминал: «Военные врачи сказали, что такого человека еще не видели. Видно, что боль жуткая, зрачки расширились, а он молчит».
В конце 80-х Воениздат мизерным тиражом и с многочисленными купюрами и «смягчениями» выпустил мемуары А.Е. Голованова под названием «Записки командующего АДД». Сегодня она уже напечатана в полном объеме. Все современные историки пишут о Голованове на основе этих мемуаров. Но хоть в книге нет, ни слова лжи, многие вещи он просто умалчивает. Пример: Голованов красочно и подробно рассказывает, как его полк, а позже дивизия, летом 1941 года бомбила Берлин и Кенигсберг. О том, что он лично руководил налетами и сидел за штурвалом бомбардировщика, он скромно не упоминает. О своих молодых годах Голованов вообще молчит как партизан. Так что давайте копнем поглубже, без оглядки на мемуары.
Шестнадцатилетний чекист
Александр Евгеньевич Голованов родился 7 августа 1904 года в Нижнем Новгороде, но день своего рождения он всегда отмечал 12 сентября – по православному календарю это день святого благоверного князя Александра Невского.
Николай Кибальчич дед Александра Голованова
Предками его были разночинцы и дворяне. Не те аристократы «голубых кровей», а служивое, мелкопоместное дворянство, на которых держалась вся слава России. По отцовской линии – моряки. Отец – капитан речного флота. Многие из рода Головановых служили в гвардии, в Семеновском полку. Отличались ростом, статью и силой. По матери один из предков – адмирал Корнилов, герой обороны Севастополя. Дед – знаменитый народоволец Николай Кибальчич, участник покушения на императора Александра II. В тюрьме перед казнью он разработал проект реактивного космического аппарата. Мать А.Е. Голованова, ставшая оперной певицей, родилась в Томской тюрьме.
Внешние данные были потрясающими – голубоглазый блондин двухметрового роста с обаятельной улыбкой на мужественном лице. Его жена Тамара Васильевна была ему под стать – высокая, стройная женщина изумительной красоты. По воспоминаниям очевидцев, внешностью, эффектностью и элегантностью они напоминали кинозвезд. Голливуд просто отдыхает. А как они танцевали! Тогда в моду вошло томное, страстное танго. Лучше пары не было в Москве и во всём Союзе.
В тринадцать лет, прибавив себе лишних три года (благо рост позволял), юный Саша Голованов вступил добровольцем в Красную Армию. Он воевал на Южном фронте, служил разведчиком в стрелковом полку, принимал участие в боях с деникинцами и махновцами, был контужен, дослужился до командира взвода разведчиков. В 16 лет он уже в органах ОГПУ.
Тайная жизнь
В 21 год на петлицах Александра Голованова уже четыре шпалы – в наше время эти знаки отличия соответствуют званию полковника. В те годы «звёздочками» в ОГПУ не разбрасывались, а давали за истинные заслуги. А заслуги у Голованова были несомненные. Правда, большинство из них покрыто мраком. Известно лишь, что он принимал активное участие в операции «Трест» и лично арестовывал эсера-террориста Бориса Савинкова. Тоже личность крутая, супермен. Два десятка лет за ним безуспешно гонялась царская охранка, белогвардейская контрразведка и красная ЧК. Парабеллум Савинкова потом долгое время хранился в столе маршала.
В 1931-1933 гг. А. Голованов, оставаясь сотрудником ОГПУ, был прикомандирован к ВСНХ и образованному из него Народному комиссариату тяжёлой промышленности, где работал ответственным секретарём заместителя наркома. Некоторые историки полагают, что по приказу Сталина он надзирал за наркомом С. Орджоникидзе.
В середине 30-х годов Голованов появляется в Алма-Ате. Что делать крутому супермену в тогдашнем тихом провинциальном городке – непонятно. Но почти одновременно в Алма-Ату ссылают «демона революции» – Льва Троцкого. По молодости лет беседовал я с одним старичком-ветераном Уразом Мукашевым. Тот утверждал, что Голованов тайно надзирал за Троцким и в случае приказа должен был его ликвидировать. За достоверность не ручаюсь, дедушка был старенький и впадал в маразм.
В своих мемуарах Голованов утверждает, что впервые встретился со Сталиным лишь в 1941 году, после того как написал ему по просьбе командующего ВВС Смушкевича личное письмо. Это сомнительно и неправдоподобно. С какой стати командующий авиацией будет обращаться к Сталину посредством письма простого летчика гражданской авиации? Именно таким и был тогда Голованов. Тот же Ураз Мукашев в 1932 году сопровождал Голованова с секретной миссией в Синьцзян. На одной из ночевок у костра он спросил у Александра Евгеньевича, видел ли он Сталина. Тот ответил утвердительно: «Видел не раз и Сталина, и Троцкого. Даже Ленина видел, но только вот с ним не беседовал». Значит, со Сталиным и Троцким всё-таки разговаривал.
Да и с какой стати Сталин стал бы назначать незнакомого человека своим телохранителем, особым порученцем и своим личным пилотом? Скорее всего, судьба свела Голованова и Сталина гораздо раньше – где-то в конце 20-х годов. Голованов имел свободный доступ к Сталину, во время войны встречался с вождем практически ежедневно, а тот обращался к нему по имени – это было знаком величайшего доверия.
В 1933 Голованов официально уходит из ОГПУ и учится на летчика. Несмотря на то, что летать стал довольно поздно, он в короткое время достигает значительных результатов. Не мог он быть вторым, по натуре он должен был быть лучшим. Вскоре он назначается начальником Восточно-Сибирского управления гражданской авиации – для пилота, всего два года назад севшего за штурвал, взлет карьеры неимоверный.
Стоит учитывать, что в то время представлял Восточно-Сибирский авиотряд. Это связь с союзной Монголией, в которой идут социальные преобразования, связь с тогда еще независимой Тувой, которая в скором временем войдет в состав СССР. Рядом Китай, где настоящий котел политических партий и интриг, Синьцзян, где нарастает национально освободительное движение. Сталин вмешивается бурлящую политику региона, причем не открыто, а тайно. Скорее всего, через Александра Голованова. У него отличное прикрытие – он не военный, не агент НКВД, не дипломат, а обычный гражданский летчик. Косвенные свидетельства тому – три монгольских боевых ордена, не афишируемые награды от Чай Кайши, и Мао Цзэдуна.
В 1937 году Голованова внезапно исключают из партии. Обычно это означало скорый арест. Но он на своем самолете летит в Москву, обходит всю систему столичного ПВО, добивается приема у Сталина. После беседы комиссия партийного контроля постановляет, что исключение из партии было ошибочным. Некоторые историки полагают, что Сталин хотел попугать своего подопечного, показав, что с ним может произойти, если тот станет болтать. Другие, и я в том числе, считают, что Александр Голованов единственный раз не выполнил какого-то важного поручения вождя – к сожалению, не все по плечу даже самому крутому супермену. Но после встречи Сталин сменил гнев на милость, отменив расправу.
В Сибирь Голованов не возвращается, векторы политики поменялись. Он становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения. Летает на личном самолете Сталина – «Сталинский маршрут». Именно на нем Жуков летел из Москвы на Халхин-Гол, Блюхер – с Дальнего Востока на расправу в Кремль. Голованов участвует в боевых действиях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне.
Хотя он действительно был лучшим летчиком Советского Союза, совершал героические перелеты, но все-таки основной его деятельностью были ответственные и секретные поручения самого Сталина, как в СССР, так и за рубежом. Даже в мемуарах, если читать внимательно, это проскальзывает. В трагические дни октября 1941, когда в Москве разразилась паника, именно Голованова Сталин отправил наводить порядок на дорогах и возвращать в столицу перетрусивших членов правительства.
Взлет и падение
АДД под командованием Голованова стала лучшим родом войск в Советской армии, выполняя практически все приказы командования. В немецких разведсводках летчиков АДД называли «аристократами авиации», «любимицами народа». В марте 1946 года Сталин, подойдя к большой группе собранных для фотоснимка в Георгиевском зале маршалов, генералов и адмиралов, вдруг подозвал к себе Голованова, стоявшего где-то позади, лично усадил его в первом ряду, где было всего 12 полководцев, включая Г. К. Жукова и К. К. Рокоссовского. Любил Сталин Голованова, любил по-отечески, наверняка втайне желая, чтобы сын Василий был похож на Голованова. Когда у Голованова родилась дочка Вероника, Сталин радовался больше чем рождению собственных внуков.
Но время шло, вождь старел, впадал в маниакальную подозрительность. Берия интригами убирал ближайшее верное окружение Сталина – Поскребышева, Власика. Дошло дело и до Голованова. Он ждал ареста, несколько месяцев скрывался на даче и в дальнейшем уже никогда не занимал постов, соответствующих его званию. Лишь в августе 1952-го, успевший к тому времени закончить Академию Генерального штаба и курсы «Выстрел», после сильных унижений он получил под начало воздушно-десантный корпус – беспрецедентное понижение в должности!
Маршал Голованов в опале
После смерти Сталина опала продолжается. От Голованова требуют, чтобы он присоединился к хору критиков Сталина, чтобы рассказал все тайны умершего диктатора. Но все бесполезно – маршал свято чтит память «вождя народов». Хрущев и, что скрывать, Жуков отправляют Голованова в запас. Вообще, маршалов никогда не увольняют в запас, они навсегда приписаны к армии, но для сталиниста Голованова сделали исключение. Пенсию назначили небольшую – всего 1800 рублей (180 на послереформные деньги). Половина уходила на оплату квартиры (опального военачальника лишили всех льгот по оплате жилья), 500 рублей он ежемесячно посылал старушке матери. Выручала дача – гектар земли на Икше. Все сбережения потратили на корову и лошадь, полгектара засевали картошкой. Сам маршал ходил за плугом, жена Тамара Васильевна вела хозяйство, доила корову. Когда понадобилась школьная форма для детей, Головановы всей семьей собирали ягоды, сдавали в потребкооперацию. Лишь через несколько лет бывший маршал смог устроиться в НИИ гражданской авиации на скромную должность. Окончательно на пенсию ушел в 1966-м.
Умер Александр Евгеньевич 22 августа 1975 года, до конца дней оставаясь преданным своему кумиру – Сталину. Какие тайны вождя он хранил, какие секретные и личные поручения он выполнял? Встреча в декабре 41-го с фельдмаршалом фон Боком, помощь словацкому и польскому восстанию, уничтожение эсэсовской экспедиции на Тибете (поиски Шамбалы) и многое другое. Боюсь, этого мы уже не узнаем.»
Шеф-пилот «Аэрофлота». О маршале Голованове А.Е.
Всего два года после получения диплома летчика, а столько событий! Работа Наркомтяжпроме, командование летным отрядом тяжелых самолетов «Аэрофлота». И вот в январе 1935 года новое назначение – начальником только что созданного Восточно-Сибирского управления гражданской авиации.
Будучи по натуре прирожденным пилотом, Голованов высоко ценил труд летчиков, знающие его люди вспоминали, что Александр Евгеньевич отличался широкой душой и стремлением помочь. Он проявлял заботу об авиаторах, интересовался условиями жизни, часто бывал в общежитиях, помогал. По его инициативе создали специальную службу информации в диспетчерской аэропорта, куда в любое время суток могла зайти жена летчика и узнать, в какой точке трассы находится ее муж и когда ожидается его возвращение.
Трудился в управлении искусный рационализатор, инженер В. Урдаев. Однажды его пригласили к Голованову. Инженер терялся в догадках: «Зачем же я потребовался начальству?». Оказалось, что командир узнал о слабом здоровье инженера и достал ему нужную путевку в Кисловодск.
В начале осени 1936 года в Иркутск приехала большая группа молодых летчиков. Голованов основательно познакомился с каждым из них. А потом внимательно следил за их ростом, помогал. Многие из новичков (Г. Филановский, А. Денисов, И. Шаров, Л. Русак, Н. Куратник и другие) стали мастерами своего дела, внесли весомый вклад в развитие авиационных сообщений в Сибири.
Были подобные «друзья» и у Голованова, благодаря которым он оказался под угрозой ареста. Это случилось в 1938 году. Один из товарищей предупредил Голованова, что поступил клеветнический донос, на основании которого ночью его собираются арестовать. Последствия нетрудно было предугадать: автоматическое исключение из партии, суд и приговор. Голованов прекрасно сознавал это и не стал испытывать судьбу: быстро собрался, поспешил на железнодорожный вокзал и уехал в Москву искать защиты.
В Москве Голованов сразу же обратился в ЦК партии с заявлением, в котором квалифицировал донос на него как клеветнический и просил тщательно разобраться. Заявление проверили, и указанные в нем «факты» не подтвердились. Правда, Голованова освободили от обязанностей начальника управления и назначили рядовым пилотом в Московское транспортное управление.
Голованов летал уверенно, надежно, без замечаний. Вскоре его назначили шеф-пилотом эскадрильи особого назначения. Должность предусматривала выполнение заданий, которые зачастую выходили за рамки обычных полетов. Она требовала постоянной готовности к вылету. Даже во время нахождения дома, на отдыхе мог раздаться звонок. Десятки особых заданий выполнил экипаж шеф-пилота Аэрофлота А. Голованова. Наиболее запомнилось ему вот это, которое пришлось на май 1939 года.
В самолете, который вел экипаж А. Голованова, летела группа старших командиров во главе с Я. Смушкевичем. Путь дальний, приходилось делать посадки в промежуточных аэропортах для заправки. После вылета из Новосибирска летчики и столкнулись с плохими погодными условиями в районе Красноярска, и дальше до самого Иркутска летели вслепую, взяв всю связь и самолетовождение на себя. В итоге все завершилось благополучно, более того, вылетев последним, экипаж Голованова произвел посадку первым.
За годы работы в Восточной Сибири он хорошо изучил этот район. Накопил, хотя и небольшой, опыт слепых полетов. Сейчас же представлялась удобная возможность проверить и свою подготовку, и экипаж для действий в экстремальных условиях. Закрепить навыки, которые (в этом он глубоко был уверен) потребуются в недалеком будущем. Длительный слепой полет даже вызвал волнение у «пассажиров», отличных боевых летчиков. Но через пятнадцать-двадцать минут все поверили в экипаж и успокоились. С Иркутска взяли курс на приграничный аэродром в Забайкалье, где летчиков ожидали истребители И-16 с улучшенным пулеметно-пушечным вооружением. На этих истребителях они улетели в Монголию.
В первых же воздушных боях прибывшие советские летчики нанесли ощутимые потери японской авиации. Своевременная переброска опытных воздушных бойцов помогла изменить фронтовую обстановку в нашу пользу.
Экипаж Голованова продолжал летать и в Забайкалье, и в Монголию. Порой проводил в воздухе до восемнадцати часов в сутки. За отличие в службе в период сражений на Халхин-Голе А. Голованову был вручен орден Красного Знамени. Получили награды и члены его экипажа. Полеты А. Голованова и его товарищей в Монголию занимают особое место в истории авиации. Их огромное значение было в том, что они позволили приобрести ценный опыт слепых полетов тяжелых самолетов на дальние расстояния.
В слепых полетах экипаж Голованова вышел на передовые позиции. Его попросили поделиться опытом, дать советы и рекомендации летчикам по внедрению таких полетов. Ответом явилась статья под названием «Мой авиационный год», опубликованная в журнале «Гражданская авиация». Говоря о слепых полетах, Голованов отмечал, что они возможны и на большие расстояния. Накопленный им опыт служил подтверждением такого вывода. Не было случая, чтобы экипаж возвращался из рейса, не долетев до конечного пункта.
Приведенные выдержки из статьи показывают, насколько далеко вперед смотрел Голованов, с энтузиазмом пропагандируя слепые полеты, которые ныне для экипажей стали обыденными. Тогда он буквально жил этими полетами, постоянно размышлял, как обеспечить им широкую дорогу.
После долгих размышлений Голованов отправил вождю такое письмо. На основе своего опыта он обосновал необходимость принятия срочных мер по обучению экипажей дальней бомбардировочной авиации, полетам в облаках и предложил организовать для этих целей специальное авиасоединение. Шло время, а ответа не было. Голованов уже перестал ждать (мало ли поступает писем на имя Сталина). И вот однажды, когда он по заданию улетел в Алма-Ату, туда поступила телеграмма, предлагавшая ему срочно вернуться.
В Москве Голованова с аэродрома сразу же повезли в Кремль, где проходило совещание у Сталина. При появлении в кабинете Голованова Сталин обратился к его письму. Он отметил, что высказанные им предложения заслуживают внимания. Потом изложил план, как практически реализовать это предложение: создать сначала полк и для пользы дела подчинить его не округу, а центру.
В свои преклонные годы он трудился так же неутомимо, как и в молодости. Весь его рабочий день был расписан по часам (давнишняя привычка к самодисциплине и порядку). Сам во всем показывал пример дисциплинированности и того же требовал от подчиненных. Случалось, поджимало время. И тогда он сокращал даже время на обед, но никогда не отменял его.
Голованов организовал в институте летно-испытательный отряд, мечтал со временем превратить весь институт в летно-испытательный. И очень стремился к этому. Но верх взяла другая точка зрения: научно-исследовательский институт определили головным по всей авиационной науке.
В шестидесятых годах в народном хозяйстве стали широко применяться вертолеты. Они явились незаменимыми помощниками в строительных и монтажных работах в самых труднопроходимых местах и на объектах, где с успехом совершали операции, непосильные монтажным кранам. Внедрением в практику винтокрылых машин много и настойчиво занимался Голованов, разрабатывая методики сложнейших операций. Выезды в командировки на места помогали успешно решать эту задачу.
На Ярославском шинном заводе с помощью вертолета устанавливались вулканизаторы, на третьем этаже действующего производственного корпуса, расположенного внутри заводского двора. Точный расчет проведения необычной операции могла обеспечить только наука. И творческая группа института, возглавляемая А. Головановым, успешно справилась с задачей. В крыше корпуса сделали проемы, и в них вертолет Ми-6 благополучно опустил все механизмы.
Так наука шла неизведанными тропами, накапливала и обобщала опыт применения вертолетов в народном хозяйстве, выдавала обоснованные рекомендации. Занимаясь научной работой, Голованов прекрасно понимал, что изучение зарубежного опыта, в котором было много поучительного, невозможно без знания иностранных языков. И уже в шестидесятилетнем возрасте он принялся за английский и успешно прошел необходимый курс обучения.
Недалеко от аэропорта Шереметьево была заложена аллея славы ветеранов летно-испытательного комплекса Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации. Шумят на ветру березки и клены. Возле каждого из них табличка, напоминающая о том, в честь кого посажено деревцо. Среди них есть и клен, посаженный в честь Главного маршала авиации А.Е. Голованова, чей вклад в развитие гражданской авиации нашей страны сложно переоценить.