холодный фарфор что это такое и как с ним работать
Удивительный материал, о котором многие не знают: холодный фарфор и как с ним работать?
Разница между синей и зеленой упаковками в том, что синяя мягче зеленой. Я использую холодный фарфор для лепки деталей для своих игрушек, поэтому мне больше подходит масса в зеленой упаковке, детали из нее получаются прочнее, чем из синей.
Хранить массу для лепки нужно так, чтобы не попадал в нее воздух, иначе масса потеряет пластичность. Я отщипываю кусочек и сразу заворачиваю его в пищевую пленку. Если, вдруг, масса затвердела, ее можно как следует размять с небольшим количеством воды.
Нравится мне, что детали из холодного фарфора можно делать очень тонкими и они будут прочными.
После затвердевания, масса становится слегка прозрачной, эту особенность надо учитывать, если вы хотите лепить белые детали. В массу можно замешивать пигмент сразу или же раскрашивать готовые детали как до отвердевания, так и после. Сейчас расскажу подробнее.
Вот, покажу на примере одного чудика. Я замешала холодный фарфор с маслом и получила розовый цвет:
Слепила из нее детали и оставила до полного затвердевания:
В итоге получился вот такой насыщенный цвет с кожистой прозрачностью. Смотрится очень интересно! Если прозрачность вам не нужна, тогда вместе с цветной краской замешивайте еще и титановые белила.
Холодный фарфор можно тонировать и до затвердевания при помощи втирания сухой пастели. Для этого понадобится сухая кисточка.
Пастель обязательно нужно закрепить лаком. Я люблю использовать матовый, чтобы сохранить бархатистую структуру материала.
Помимо тонирования сухой пастелью, можно окрашивать готовые детали акриловой краской. Правда, тогда мы теряем тот самый эффект полупрозрачности, который отличает холодный фарфор от других масс для лепки.
Стоимость холодного фарфора, из которого леплю я, от 285 до 380р, в зависимости от того, где покупать и какими партиями Точно знаю, что масса эта есть в Леонардо, купить ее можно и там.
Лама вязаная с мордашкой и ножками из холодного фарфора
Нравится мне этот материал, и вам понравится, попробуйте обязательно!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
19 Рецептов приготовление холодного фарфора для лепки
Холодным фарфором (Cold porcelain) называют особую смесь из кукурузного крахмала, клея, масла и глицерина, которая используется для художественной лепки.Придумали холодный фарфорв Аргентине в начале прошлого века. Холодный фарфор на сегодняшний день является абсолютно безвредным, удобным и весьма дешевым материалом для лепки.Из-за очень гладкой и однородной текстуры, замечательной пластичности он очень удобен в использовании.
Работать с холодным фарфором могут и дети, и взрослые. Холодный фарфор при застывании становится твердым, что выгодно отличает его от пластилина. Также его достоинством является то, что его легко можно приготовить в домашних условиях.
Советы по работе с холодным фарфором:
Существует несколько различных способов изготовления этого замечательного материала.
Рецепт 1
Выливаем в чашку клей, ставим на средний огонь, сразу же добавляем крем, быстро перемешиваем, добавляем глицерин, не переставая помешивать.
Понемногу, постоянно помешивая, сыпем крахмал.
Очень быстро масса загустевает, вначале она будет похожа на творог
Затем образуется комок. Комок с чашки выкладываем на стол смазанный кремом, даем чуть-чуть остыть.
Вымешиваем, пока масса не станет однородной, как пластилин.
Рецепт 2
Смешайте все влажные компоненты и варите на среднем огне, пока не получите гладкую массу. Добавьте кукурузный крахмал. Мешайте непрерывно, пока не образуется шарик. Извлеките шар из кастрюли и мешайте руками. Если слишком горячо накройте влажным полотенцем, пока не остынет.
Рецепт 3
Рецепт 4
Рецепт 5
Смешать крахмал и мел, медленно добавить клей и вазелин. Когда все это уплотнится, добавить формалин.
Если масса будет слишком плотной, добавить понемногу чуть-чуть воды. Вымешать хорошо, хранить в пакете и в холодильнике. Можно добавлять к массе различные краски (масляные, акриловые, масла) и пищевой краситель.
Преимущества данного холодного фарфора:
1. Нет необходимости варить.
2. Нет трещин.
Рецепт 6
Рецепт 7
В сковороду с тефлоновым покрытием кладем клей, добавляем кукурузный крахмал и перемешиваем. Добавляем бензоат натрия, стеарин, эмульсию для отбеливания теста, лимон, а затем глицерин и вазелин.
Готовить на слабом огне, постоянно помешивая деревянной ложкой, в течение 20- 25 минут (ну или до тех пор, пока оно не станет отлипать от стенок кастрюли). Во время приготовления, тесто проходит несколько этапов: сначала оно имеет кремообразную консистенцию, потом похоже на творог и, наконец, сформировывается в густую массу. Оно готово, когда отделяется от стенок. Снять с огня. Выложить на столешницу и месить, пока оно не остынет и стане гладким и пластичным. Положить в плотно закрытый полиэтиленовый пакет и после 24 часов масса готова к использованию.
Рецепт 8
В миску вылить чашку теплой воды, в ней растворить стакан соли и добавить два стакана муки, замесить тесто и вымешивать в течение 10 минут. Когда масса не будет прилипать к рукам – она готова.
Рецепт 9
Перемешиваем соль и теплую воду в большой кастрюле и доводим их до кипения.
В отдельной миске мы размешиваем холодную воду с кукурузным крахмалом, перемешиваем хорошо и добавляем несколько капель пищевого красителя.
Присоединяем разбавленный крахмал к подсоленной воде и быстро все мешаем. Держим массу на слабом огне, постоянно помешивая, пока тесто не загустеет.
Выкладываем тесто на деревянную основу, позволяем ему немного остыть и месим до тех пор, пока масса не станет гладкой. Его можно использовать сразу или хранить завернутым в пластиковый пакет или пленку в плотно закрытой таре.
Рецепт 10
Рецепт 11
Рецепт 12
Рецепт 13
В миске смешать кукурузный крахмал с водой до полного растворения. Добавить глицерин, формальдегид и крем, постоянно помешивая, пока исчезнут комочки. Поставить на слабый огонь. Потом добавить клей и продолжать постоянно мешать в течение двух-трех минут. Потом массу снять с огня. Остудить и снова вымесить. Хранить в пластиковом пакете.
Рецепт 14
Растворить в алкоголе таблетку камфары, перемешивая их одноразовой ложкой. Смешать все ингредиенты в отдельной миске (кроме формальдегида и 50 кр. кукурузного крахмала). Перемешать все хорошо и дать постоять 20-30 минут. Вылить смесь в кастрюлю или сковороду с тефлоновым покрытием и кипятить на медленном огне, постоянно помешивая деревянной ложкой, до тех пор, пока масса не примет состояние нужной нам консистенции. Когда масса загуснет, снять тесто с огня и дать ему немного постоять. Выложить массу на стол и месить, добавив формалин (формальдегид) и медленно подмешивая оставшиеся 50 гр. крахмала, пока смесь не остынет.
Поделить тесто на небольшие порции и оставить их остывать на столе, посыпанном крахмалом. Если масса еще теплая, нужно посыпать ее крахмалом, но не переусердствуйте, так как тесто может быть слишком жестким.
Как только масса станет холодной, упаковать ее в полиэтиленовые кульки и положить в баку, закрыв крышкой.
Это тесто можно окрашивать растительными или пищевыми красителями (которые используются для выпечки) и хранить очень долго, если хранить, как указано.
Рецепт 15
Смешать первые 4 ингредиента так, чтобы не было комков. Добавить масло и глицерин. Варить на медленном огне в сковороде с антипригарным покрытием, помешивая деревянной ложкой до тех пор, пока массу можно месить руками. Закончить, когда тесто перестанет липнуть к пальцам и будет твердым. Убрав массу с огня, добавить формальдегид (формалин) и опять месить. Хранить в стеклянной или пластиковой емкости, плотно закрытым.
Дать постоять один день. НЕ хранить в холодильнике, никогда.
Рецепт 16
Просейте крахмал и добавьте в миску бензоат натрия, парафин и стеарин, Поставить на 5 минут в микроволновку, для того чтобы растопить стеарин. В оловянную миску положить остальные ингредиенты. С помощью блендера, смешать их. После этого, добавляем парафин и немного горячей воды. Мешаем энергично. Затем добавить крахмал и продолжить мешать примерно 5 минут. Готовить на слабом огне (постоянно помешивая) или в микроволновке (помешивая каждую минуту) до тех пор, пока тесто начнет отделяется от стенок. После этого выложить массу на чистую поверхность и дать остыть до тех пор, пока можно будет месить руками. Вымесить тесто энергично, и когда у него будет однородная масса, завернуть в пленку и охладить. Вы заметите, что масса начала потеть, потом, когда она будет холодной, разверните ее и вымесите снова. Потом опять заверните в полиэтиленовый пакет, но уже в другой.
Рецепт 17
Перемешанную массу ставим в м/в печь на 30 сек – вытягиваем перемешиваем. И так всего 3 захода по 30 сек.
Если взяли меньше массы ставьте на 20 сек…Выкладывает на стол с кремом. Переминаем массу минут пять.
Рецепт 18
Соединяем: клей, растительное масло, белый уксус и краску. Хорошо размешиваем. Добавляем крахмал и ставим на слабый огонь, постоянно помешивая лопаткой. Варим 4 минуты. Должна получиться масса консистенции густой манки. Мешаем массу до тех пор на огне, пока она не стане эластичным комом. Потом кладем ее на пищевую пленку, мажем руки кремом и очень хорошо вымешиваем. Если будет приставать к рукам, смазываем их кремом. После этого заворачиваем массу в пленку и храним в герметичной емкости.
Рецепт 19
Положим крахмал в кастрюлю, затем добавим клей, помешивая деревянной ложкой, чтобы растворить все комочки.
Добавить глицерин и перемешать чтобы получать сливочную консистенцию без комков.
Бензоат натрия растворяем отдельно в горячей воде и добавляем к общей массе, непрерывно мешая.
Поставить на слабый огонь и непрерывно мешать до загустения.
Когда масса будет отставать от стенок, снять с огня, посыпьте стол крахмалом и выложить тесто
Очень хорошо вымешать массу. Если она приклеивается к рукам, смазывать их кремом
Поделить готовое тесто на небольшие кусочки и хранить завернутыми в полиэтиленовую пленку или нейлон, который нужно положить в банку. Важно обмазать массу детским маслом перед завертыванием в пленку, в противном случае может развиться грибок. Для удаления влаги из теста, изменить пакет после первых 24 часов.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Лучший рецепт холодного фарфора
Керамическая флористика сегодня находится на пике популярности. Мастера хенд-мейда создают великолепные цветы, почти не отличимые от настоящих, используя лучшие рецепты так называемого «холодного фарфора». Этот материал высоко ценится за доступность и широкие декоративные возможности. Предметы малой пластики, изготовленные из него, по внешнему виду очень похожи на настоящий фарфор – такие же тонкие, изящные и словно пронизанные светом.
Знакомство с материалом
Холодный фарфор – аналог современных полимерных глин, который можно сделать в домашних условиях. Несмотря на своё название, к настоящей керамике, в состав которой входят каолин, полевой шпат и кварц, материал не имеет никакого отношения. Он затвердевает на открытом воздухе, не нуждаясь в дополнительном обжиге или нагреве. Обычно при температуре 20- 24°С процесс занимает не более 2 суток.
В отличие от классической полимерной глины или керамики, сфера применения холодного фарфора ограничена. Материал идеально подходит именно для изготовления цветов, хорошо передавая текстуру листьев и полупрозрачных, нежных лепестков. Намного реже из него делают скульптурки и никогда – посуду, поскольку даже после высыхания изделия боятся воды и высоких температур.
История
Родиной холодного фарфора считается Аргентина. Именно там, в начале XX века изобрели аналог высокотемпературной керамики, не требовавший ни сложного многоступенчатого процесса обработки, ни специального оборудования. Хотя поиски альтернативы традиционному фарфору велись намного раньше и в разных частях света. Например, в Италии существовал особый вид солёного теста – pasta di sale, обладавший большой пластичностью и позволявший изготавливать миниатюрные фигурки (bomboniere) с ювелирной проработкой деталей. Однако у изделий был существенный минус – высокая пористость, приводившая со временем к их разрушению.
Материал аргентинских мастеров отличался намного большей стойкостью и долговечностью, поэтому быстро стал популярным. Сначала на латиноамериканском континенте – особенно у себя на родине, в Бразилии, Чили, Боливии и Перу, а затем в США, Японии и странах Европы. В Англии и Америке его относят к художественной керамике (хотя такая классификация весьма условна) и ценят соответственно.
Ежегодно устраиваются выставки и презентации лучших мастеров холодного фарфора, что служит толчком для дальнейшего развития промысла. В западных странах материал принято называть «бисквитом», по аналогии с керамикой, прошедшей только первый, утельный обжиг.
Преимущества перед полимерной глиной
Современные виды «пластики» высокого качества – главные конкуренты холодного фарфора. И если в скульптурной лепке или кукольном деле достоинства «полимерки» неоспоримы, то для мастеров, занимающихся керамической флористикой не всё так однозначно.
Цветы в обоих техниках очень похожи: они натуралистичные, достаточно прочные и по праву могут называться произведениями искусства. Почему же стоит предпочесть холодный фарфор?
Главный минус «фарфоровых» изделий – уязвимость при эксплуатации. Их необходимо беречь как от солнечных лучей, так и от низких температур или чрезмерной влажности. При неблагоприятных условиях декоративная пластика начинает разрушаться. Лучше всего покрыть декор акриловым лаком, который хотя бы частично защитит о воды, перегрева и вредителей, привлёчённых натуральным продуктом.
Состав
В классический рецепт холодного фарфора входит:
Поскольку масса состоит из натуральных ингредиентов, в неё стараются добавлять консерванты – лимонную кислоту или бензоат натрия, которые защищают от бактерий и грибка.
Клей ПВА – первый по значимости компонент фарфоровой массы. От него зависит прочность готовых изделий, их гибкость после высыхания, отсутствие трещин, толщина и проработка деталей. Клей обязательно должен быть с пластификатором, иначе приготовить из него тесто для лепки не получится.
Идеальной среди мастеров считается смесь из «Момента супер ПВА» от Henkel (класс D2 – D3) с «Титаном ПВА столяр» от Selena. Пропорция соответственно 1:3 или 1:2. Можно пользоваться пластифицированной дисперсией ПВА, некоторые художники считают лучшим именно этот вариант.
Крахмал придаёт изделиям мягкость и приятную бархатистость. Он выступает в роли наполнителя, одновременно сгущающего массу для лепки и адсорбирующего лишнюю воду, которая содержится в ПВА. Впитывая жидкость, зёрна набухают, увеличивая плотность материала. Адсорбция у разных видов продукта отличается. Наилучшим считается холодный фарфор из кукурузного крахмала, он славится особой белизной и прозрачностью. Хотя допустимо использовать картофельный, рисовый и тапиоковый порошок.
Глицерин уменьшает вязкость состава, благодаря ему, масса для лепки не липнет к рукам или инструментам. Некоторые мастера керамической флористики пробуют обойтись без этого компонента, считая, что таким образом ускорят процесс высыхания готовых изделий, но качество фарфорового теста резко снижается.
Крем делает материал мягким и эластичным, надёжно защищая от трещин. Многие предпочитают косметику «Nivea», считая её оптимальной по соотношению цены и качества. Можно также использовать вазелин или масло Johnson’s Baby.
Лучшие рецепты от опытных мастеров
В процессе работы с самодельной «глиной», каждый художник находит свой индивидуальный состав, максимально соответствующий его запросам. Варьируются пропорции и соотношение ингредиентов, добавляются новые компоненты, не указанные в базовой рецептуре. Конечная цель прилагаемых усилий – гладкое, «послушное» тесто, которое легко моделируется, не прилипает, не даёт трещин при усадке, хорошо окрашивается и не разрушается со временем.
Рецепт №1
В данном случае состав мало отличается от базового, но акцент делается на грамотный подбор компонентов от конкретных производителей.
Фарфоровая масса по этому рецепту получается очень похожей на тайскую самозастывающую глину Мodern clay, которая считается одной из лучших в профессиональной керамической флористике. Секрет высокого качества заключается в клее – нужна именно марка, указанная списке компонентов, причём, только от немецкого производителя. Важно избегать подделки, у неё совершенно другие свойства.
Храним в прохладном месте, без доступа солнечных лучей, но не в холодильнике и тем более не в морозилке. Низкие температуры негативно влияют на ПВА, снижая пластичность теста в целом. Но существуют отдельные марки клея, устойчивые к холоду, поэтому если использовать их, заготовленный материал может храниться в морозилке до 3 лет. Определиться с выбором можно только экспериментальным путём.
Рецепт №2: без варки
Нагревание клея ПВА и глицерина сопровождается выделением токсичных веществ. Поэтому при варке составов с этими компонентами, необходимо хорошо проветривать помещение и пользовался средствами индивидуальной защиты. А ещё лучше вообще не ставить фарфоровое тесто на огонь. Его вполне можно изготовить и без нагревания.
Лучший рецепт холодного фарфора без варки:
Рисовая мука в рецепте заменяет крахмал, в 4 раза эффективнее сгущая смесь. Её предпочтительно использовать именно в фарфоровом тесте без варки.
Готовую смесь помещают в герметичный контейнер и оставляют «дозревать» 2-3 часа. Затем её заворачивают в пищевую плёнку и хранят в любой закрытой ёмкости. Непосредственно перед лепкой массу необходимо тщательно размять ещё раз. По своим свойствам она напоминает зефирную глину, типа немецкой Fimo Airlight или японской Hearty.
elena030672
ОБО ВСЕМ ЧТО ИНТЕРЕСНО МНЕ
Холодный фарфор. С чего начать.
Рассмотрим самое главное:
— с какого фарфора лучше начать
— какие краски лучше купить
— какие инструменты могут пригодиться в начале
Остальное вы все узнаете сами, постепенно изучая техники, приемы, хитрости.
Качественно приготовленный холодный фарфор обладает необычайной эластичностью материала, которая сохраняется даже, когда глина начинает немного подсыхать.
И так, как самому попробовать сделать что-то эдакое? Что для этого нужно? Как начать? Где? Куда? Зачем?
Нет, конечно, если задаться целью, то всегда можно найти то, что ищешь, но сколько времени было потрачено для того, чтобы вычленить, что первостепенно, а что не так важно для начала.
Холодный фарфор и его аналоги.
Вы можете потратить деньги и купить себе разные сорта глин, на практике найдя именно тот материал, который наиболее подходит для вас.
Материалы и инструменты:
Целью данного подраздела является не перечислить вам все существующие варианты инструментов и материалов, а рассказать, что вам пригодится в самом начале, и чем это можно заменить.
Краски
Это тот материал, от которого трудно отказаться. Красками красят поверх готовое изделие, их так же добавляют непосредственно в глину, придавая ей нужный цвет. Профессионалы используют масляные краски.
Обратите внимание, что в масляных красках есть два вида белил. Цинковые и титановые. В керамической флористике используют в основном цинковые белила. Они сохраняют фарфоровость у глины и при малых порциях даже прозрачность. Титановые белила полностью убивают прозрачность, а так же делают глину похожей на пластмассу, помимо этого такая глина очень быстро теряет эластичность во время лепки и часто даже начинает крошиться.
Основное требование: краску добавляем в готовую остывшую массу!
Только сухую темперу добавляют при замешивании массы. (Можно добавить
ложку Темперы на основе ПВА). Темпера избавляет массу от крахмальной
прозрачности.
Фарфор можно окрашивать в разные цвета с помощью разных красок: акварельные, акриловые, пищевые красители, темперные, масляные и др.
Клей
Практически все цветы делаются по частям, и эти детали потом необходимо как-то соединить. Обычно для этих целей используют самый обычный клей ПВА. Однако стоит помнить то, что клей ПВА прекрасно соединяет сырой материал с сырым материалом или высохшим, но два высохших кусочка глины с большой вероятностью не соединятся при помощи ПВА. И тогда вам понадобится что-то понадежнее. Самое простое решение – супер-клей секунда или момент.
Многие флористы вместо ПВА используюсь латексный клей. Внешне он похож на клей ПВА, при высыхании становится прозрачным, специально предназначен для работы с пластикой. Хотя, как и ПВА с трудом соединяет две высохшие детали из холодного фарфора.. Если вы решите продавать свои работы, вот тогда стоит поискать подобный клей.
Проволока
В специализированных магазинах для флористики проволока продается в обмотке. Обычно в зеленой или белой. Скажу честно, толка для нас от этой обмотки никакого. Больше неудобств, скорее уж. Но такая проволока выглядит красивее и с ней приятнее работать, хотя иногда обмотка имеет привычку на концах лохматиться и раскручиваться, и ее приходится проклеивать, что, конечно же, немного раздражает. Предпочитаю проволоку без обмотки. Очень нравится крашеная проволока, которую продают в магазинах для бисера. Мало того, такая проволока еще и стоит дешевле.
Тейп-Лента
Эта хитрая лента продается далеко не в каждом городе. Несколько лет назад ее даже в Москве было трудно найти. Разве что только в редких специализированных магазинах по флористике. Сейчас дела обстоят проще. В керамической флористике тейп-лента нужна для того, чтобы соединять детали с каркасом, если они насажены на проволоку. Двухсторонняя липкая лента очень хорошо стягивает все проволоки, превращая их в аккуратный стебель, который уже потом, по желанию, можно обкатать глиной. Но даже без обкатки такие стебельки выглядят уже достаточно хорошо. Без тейп-ленты вам придется несладко.
Если у вас нет никакой возможности купить тейп ленту… ну что же… тогда вам придется импровизировать. Можно попробовать использовать строительный бумажный скотч. Это, конечно, еще тот заменитель, но лучше уж с ним, чем вообще без ничего. Главное, не забудьте потом обкатать стебелек, иначе выглядеть такое цветочек будет не очень красиво.
Пищевая пленка и коврик для лепки
Я полагаю, что объяснять необходимость и суть двух этих предметов не стоит. Без них можно обойтись, но пленка поможет сохранить вашу глину надолго, а коврик организует ваше рабочее пространство и позволит содержать его в чистоте во время работы. Если уж совсем разойдетесь, то можно купить коврик для резки бумаги (они обычно зеленого цвета с разделителями на сантиметры) и герметичный контейнер для завернутого в пищевую пленку холодного фарфора. Это даст дополнительную гарантию от высыхания и организует десятки разноцветных кусочков, которые со временем у вас будут накапливаться.
ИНСТРУМЕНТЫ:
Ножницы, кусачки, бокорезы и прочее
Ножницы. На первых парах вам подойдут обыкновенные маникюрные ножницы, но в дальнейшем я настоятельно советую найти и купить маленькие ножницы с прямыми и длинными, тонкими лезвиями. Чем тоньше и длиннее сталь – тем лучше.
Стеки
Последняя серия важных инструментов – это стеки. Наши два основных стека выглядят вот так:
В виде палочки с шариками на концах
Если у вас есть возможность, то лучше сразу купить такие стеки. Разных размеров и побольше!
Первый базовый стек очень сильно похож на толстую спицу. С одной стороны диаметр окружности 1,5-2 мм, а с другой 4-5 мм. В качестве заменителя вы можете использовать спицу, авторучку, палочку от японской кухни или даже шило.
Второй стек с шариками кажется незаменимым, но это не так. Достаточно отыскать прочную палочку (кисточка, карандаш, толстая проволока) и приклеить к ней гладкие бусины нужного вам размера. Я, к примеру, до сих пор пользуюсь шариком из холодного фарфора, насаженным на деревянную палочку. И меня такой инструмент вполне устраивает. Он мне обошелся в 0 рублей и 0 копеек вместо 500 рублей.
Молды и каттеры
Вот уж куда можно сливать бесконечно свои денежки. Молды и каттеры значительно упрощают жизнь флориста, но если у вас нет бездонного мешка с золотом, то вам стоит десять раз подумать прежде чем купить молд или каттер.
Молд – это отпечаток текстуры с лепестка или листика живого цветка, который мы используем для придания реалистичного сходства при лепке. Без молдов обойтись будет тяжело, но многие цветочки все же можно лепить и без них, поэтому не спешите покупать молды. Во-первых, они стоят дорого, во-вторых – их можно сделать самостоятельно.
Для этого вам понадобится:
— эпоксидка или самый обычный силиконовый герметик.
— листик, с которого вы хотите сделать оттиск.
Сначала раскатайте кусочек пластилина и приложите к нему листик. Таким образом вы получите отпечаток. Вокруг этого отпечатка налепите еще пластилин в виде бортиков. В получившуюся «емкость» залейте подготовленную эпоксидную смолу или силиконовый герметик (не забудьте разровнять аккуратно герметик, чтобы он заполнил все углубления). Дайте высохнуть и уберите пластилин. Вот и весь сказ. Летом и весной в качестве молдов можно использовать просто живую листву, но ближе к осени советую все же озаботиться запасом необходимых молдов.
Что же касается каттеров – формочки для цветов и листвы, то лично я считаю, что они убивают живость цветка. Одинаковые, скучные лепестки смотрятся не очень естественно. Если вы пользуетесь катерами, не забывайте после этого поработать над каждым листиком и лепестком, добавив ему индивидуальность, немного изменить форму. Каттеры стоят очень дорого, и многие мастера делают их вручную из консервных банок, нарезая те на полосы и затем придавая им нужные формы. Некоторые каттеры довольно полезны, но без большинства все же можно обойтись или воспользоваться выкройками из картона, которые можно приложить к раскатанному кусочку глины и затем аккуратно вырезать ножницами или роликовым ножом. На первых парах каттеры вам не понадобятся, поэтому можете смело о них забыть.
Ну что же. Вот и все, пожалуй, что я хотела сообщить о материалах и инструментах.
По материалам статьи Антонины Мельниченко (Vakhara), Маришки, Mary и других