хиджара что это такое
Хиджры. Чему могут научить общество люди «третьего пола»
Автор фото, Shahria Sharmin
О них говорят как об одной из каст неприкасаемых в Бангладеш, как о представителях «третьего пола» в Индии, а сами они называют себя русалками. Победительница конкурса Magnum Awards-2017 в номинации «выбор жюри» Шариа Шармин рассказала корреспонденту BBC Culture о своей работе над фотосерией о жизни в общинах хиджр.
Автор фото, Shahria Sharmin
Хина: «Я как цветок, но цветок, сделанный из бумаги. Меня всегда будут любить на расстоянии, никто не прикоснется ко мне»
Шармин победила в номинации «выбор жюри» на конкурсе Magnum Awards этого года с серией снимков, сделанных в общинах хиджр в Бангладеш и Индии.
По ее словам, хиджры хотя и подпадают под очень широкий и общий термин «трансгендеры», многие предпочитают термин «третий пол».
Она описывает хиджр как людей, родившихся мужчинами, но с женской идентичностью. В конце концов эти люди окончательно принимают на себя роль женщины в обществе.
Автор фото, Shahria Sharmin
Она рассказывает, что процесс съемки занимал много времени: «Я никогда не спешу. Обычно я провожу достаточно много времени с героями моих фотографий, и большую часть этого времени я вообще не снимаю. Я провожу с ними целый день».
Автор фото, Shahria Sharmin
Тина (21 год): «У меня как будто экзамен. И какой будет результат, я не знаю…»
«Когда мы исследуем чьи-то проблемы и пытаемся понять ценности этих людей, важно, чтобы между вами родилось доверие. Потом я постепенно начинаю выяснять, чем именно они хотели поделиться с другими людьми и в какой форме».
После того как она обсуждала с хиджрами, как именно планирует их снимать, после того как они со своей стороны о чем-то ее просили, Шармин, как сама она говорит, уже не замечала какой-то особой нервозности или беспокойства с их стороны во время съемок.
«Мне они показались людьми, которые знают, чего хотят, и я старалась не отступать от тех договоренностей, которых мы достигли. В их общинах я зарекомендовала себя как человек, которому можно доверять».
Автор фото, Shahria Sharmin
Поппи (47 лет, слева) и Кешри (45 лет, справа) много лет назад покинули свои семьи, но нашли в своей дружбе то, что заменило им любовь родных
Автор фото, Shahria Sharmin
Мойне (54 года) пришлось столкнуться с проблемами реальной жизни после того, как ее гуру скончался. Она ушла из дома 40 лет назад, но мечтает умереть у себя на родине, в Бангладеш
«Гуру играют важную роль в жизни хиджр. Для них они почти как опекуны, как новые родители. Если кто-то не оправдывает ожиданий гуру, его вынуждают покинуть клан».
Автор фото, Shahria Sharmin
Она подчеркивает, что «традиционно хиджры обладали полусвященным статусом, их приглашали петь, танцевать и благословлять только что поженившихся или новорожденных на домашних торжествах».
«Когда-то они зарабатывали себе на жизнь, пользуясь всеобщей верой в то, что благословение хиджр способно принести в дом и семью процветание и многочисленное потомство».
Однако со временем все изменилось. «Хиджры утратили свой обожаемый статус в глазах общества… они подвергаются дискриминации и почти всюду презираемы. Теперь они просто побираются у магазинов, на автобусных остановках и на вокзалах или подрабатывают проституцией».
22. Хиджры Индии. Часть 1
Этим постом начинается серия, посвящённая трансгендерам – людям, чей гендер не соответствует полу собственного тела. Чтобы не было повтора, но в тоже время было понимание о чём идёт речь, желательно прочесть мой пост 3 «Трансгендеры – общие сведения и роль традиций».
В своё время для меня было большим откровением узнать о подобных традициях. Несколько постов будет посвящено этому. Но отмечу, что это взгляд обычного человека, хотя и с научным бэкграундом, а не специалиста по этнографии или культурологии.
Хидж ра – «третий пол» Индии
В Индии с древних времён известна особая каста людей, чаще всего называемых хиджра (hijra). Есть и региональные названия, к примеру, киннар на Севере Индии или аравани в южном штате Тамил Наду. Хиджры рождены с обычным мужским телом, лишь очень незначительная часть из них имеет неопределяемые гениталии (интерсексуалы). Хиджры носят традиционную женскую одежду сари, на них женские ювелирные украшения (ожерелья, бусы, серьги и т.п.); у них яркий макияж, а длинные волосы уложены в женскую причёску, декорированную цветами или красивой бижутерией. Их поведение сродни женскому. Тем не менее, хиджры не считают себя ни мужчинами, ни женщинами; они – третий пол (правильнее сказать гендер). На западе их назвали бы трансгендерами, но между хиджрами и трансгендерными женщинами Запада есть существенные отличия. Вот какой ответ получила индийский фотограф Даянита Синх (Dayanita Singh), предложившая одной из хиджр изменить свой пол путём операции. «Вы действительно не понимаете. Я – третий пол, а не мужчина, пытающийся быть женщиной. Это проблема вашего общества, что вы признаете только два пола».
Следующий пост расскажет о хиджрах в индийской мифологии.
Кто такие индийские неприкасаемые?! (длино-длинопост)
В принципе, идея делить общество на сословия имеет свои плюсы. Мы до сих пор исправно ею пользуемся, когда одна часть общества бежит за пивом, другая настраивает спортивный канал, а третья врет всем подряд по телефону, что никого дома нет. Правда, сейчас это называется «специализация», но суть от этого не меняется.
Практически все народы мира проходили период жесткого разделения людей по профессиям — во всяком случае, те народы, которые доросли до земледелия. Всякие пастухи и охотники еще могли одной рукой пасти верблюдов, а другой резать глотки врагам, отнимая у них этих самых верблюдов без особого вреда для экономики. А вот с земледельцами все было очень сложно. Эти привязанные к конкретным кускам земли граждане нуждались в охране, а заодно и в развитой торговле.
Но время идет, условия жизни меняются, а священные книги, как мы знаем, обновляться особо не торопятся. Отчего выходят всякие неприятности. Вот в Индии, согласно статистике, происходит до четырех тысяч мелких и крупных неприятностей еженедельно, а все из-за «Ману-смрити» — «Законов Ману».
Индийцы полагают, что Ману — это первый человек, от которого мы все произошли. Когда-то давным-давно бог Вишну спас его от Потопа, уничтожившего все остальное человечество (жалкое, распутное и ни на что не годное, естественно), после чего Ману, обсохнув, уселся под баньяном и быстренько накидал правила, которыми отныне надлежало руководствоваться людям.
Индуисты верят, что это было 30 тысяч лет назад (историки же упрямо датируют законы Ману I—II веком до нашей эры и вообще утверждают, что этот сборник инструкций является компиляцией трудов разных авторов). Как и большинство других религиозных предписаний, законы Ману отличаются исключительной дотошностью и внимательностью к самым ничтожным деталям человеческой жизни — от пеленания младенцев до кулинарных рецептов. Но там содержатся и куда более основополагающие вещи. Именно согласно законам Ману все индийцы разделены на четыре сословия — варны.
Жрецы. Появились из уст Брахмы. Сегодня брахманы чаще всего работают чиновниками. Наиболее знаменитый брахман — Джавахарлал Неру.
Воины, вышедшие из рук Брахмы. Пусть высшей кастой считаются брахманы, но раджи и магараджи обычно были из кшатриев. Будда Шакьямуни, например, кшатрий.
Торговцы и земледельцы возникли из бедер Брахмы. Семейство Ганди — из вайшьев, и в свое время то, что оно породнилось с брахманами Неру, вызвало грандиозный скандал.
Батраки, слуги, ремесленники — из стоп Брахмы. Есть высшие и низшие шудры, последние относятся к неприкасаемым. Митхун Чакраборти из «Танцора диско» — шудра.
А еще есть чандалы, которые жрут собак, но о них и упоминать-то неприлично, потому что это вообще как бы не люди. И зародились они сами по себе, из какой-то грязи. К слову, этих самых нелюдей в современной Индии около 20% населения. Махатма Ганди, впервые начавший отстаивать их права, назвал их «хариджанами» — «божьими людьми». Но сами себя они предпочитают именовать «далитами» — «сломанными».
Европейцам была совершенно непонятна идея того, что некоторые люди рождаются изначально пораженными в самых простых правах: праве на то, чтобы выпить воды из колодца, зайти в храм, заговорить с другими людьми на улице. Слово «пария» вошло в обиход и приобрело романтический флер, став, помимо всего прочего, обозначением личности непонятой и одинокой. В Индии же оно вызывало смущение и отвращение, ибо означало жуткую гадость — ребенка, рожденного от запретной любви представителей разных варн. Браки не только между представителями разных варн, но и разных каст до сих пор дело нечастое. (Единственным исключением были кшатрии, мужчинам которых позволялось брать себе жен из низших варн. Ну, для военных всегда приходится делать всякие исключения. Вон и вегетарианство, обязательное для большинства каст брахманов и вайшьев, кшатриям не предписано.)
Но европейцы тогда не совсем разобрались в вопросе, конечно. Парий в Индии было немного. А к пораженцам — неприкасаемым — относилось огромное число людей, хотя их родители вели вполне скромную сексуальную жизнь, не нарушая законов.
Когда британская журналистка индийского происхождения Рамита Наваи решила снять революционный фильм, раскрывающий миру страшную правду о жизни далитов, она выдержала многое. Мужественно смотрела на далитских подростков, жаривших и поедавших крыс. На маленьких детей, плескавшихся в сточной канаве и игравших частями дохлой собаки. На домохозяйку, вырезавшую из стухшей туши свиньи кусочки понаряднее. Но когда ухоженную журналистку взяли с собой на рабочую смену дамы из касты, традиционно вручную очищающей нужники, бедняжку стошнило прямо перед камерой.
«Почему эти люди живут так?!» —спросила у нас журналистка в последних секундах документального фильма «Далит значит сломленный». Да потому же, почему ребенок брахманов проводил утренние и вечерние часы в молитвах, а сына кшатрия в три года сажали на коня и учили махать саблей. Для далита умение жить в грязи — это его доблесть, его мастерство. Пусть древние индийцы ничего не знали про теорию «тренированного иммунитета», но они прекрасно знали, как это работает на практике. Когда ты кладешь своего новорожденного ребенка в корзинку с помоями, ты защищаешь его. Современные индийские сантехники, приводящие в ужас туристов своим нырянием в сточные воды, могли бы сделать свою работу менее тошнотворной. Но далиты знают: тот, кто боится грязи, умрет быстрее прочих. Многие далиты — не самые бедные люди в Индии, спрос на их труд есть всегда, и они вполне могли бы позволить себе не ходить в таких грязных одеждах и с ногтями цвета воронова крыла. Но заниматься их санитарным просвещением совершенно бесполезно. Потому что они прекрасно знают, что делают.
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДАЛИТАМ
Конституция Индии не признает ни варн, ни каст, и в этом она ушла далеко вперед от своего населения, 90% которого куда больше чтят наставления Ману, чем благие пожелания господ Неру и Ганди. В четырех больших городах страны — Дели, Бомбее, Калькутте и Мадрасе — неприкасаемые чувствуют себя более-менее вольготно, но в городах поменьше и в сельской местности все обстоит так же, как и сотни лет назад. Им нельзя пользоваться общественными колодцами и колонками. Нельзя ходить по тротуарам, чтобы не соприкоснуться ненароком с представителями высшей касты, потому что тем придется очищаться после такого контакта в храме. (Впрочем, есть касты неприкасаемых, которым можно контактировать с высшими кастами «по делу», — например, парикмахеры.)
В некоторых районах городов и селах им вообще запрещено показываться. Под запретом для далитов и посещение храмов; лишь несколько раз в год им дозволено переступать порог святилищ, после чего храмы подвергают тщательному ритуальному очищению. Если далит хочет что-нибудь купить в магазине, он должен положить деньги у входа и с улицы крикнуть, что ему надо, — покупку вынесут и оставят на пороге. Далиту запрещено начинать разговор с представителем высшей касты, звонить ему по телефону. После того как в нескольких штатах Индии были приняты законы о штрафовании владельцев столовых за отказ кормить далитов, в большинстве мест общепита завели особые шкафы с посудой для них. Правда, если у столовой нет отдельной комнаты для далитов, обедать им приходится на улице (напомним, далитом является каждый пятый индиец — это не меньше 200 миллионов человек).
В 2008 году в городе Матхура далитка с шестилетней дочерью решили пройтись по тротуару и столкнулись с прохожим, который в ярости схватил ребенка и кинул его в огонь, разведенный неподалеку дорожными рабочими. Девочка чудом выжила.
В 2005 году шестеро крестьян в деревне под Джайпуром забили палками до смерти подростка за разговор с девушкой из «чистой» касты.
Год назад закончилось судебное разбирательство по поводу строительства в одной южноиндийской деревне трехметровой стены, ограждающей поселение далитов от остальных домов. Протест вызвала не сама стена, а то, что поверху было заботливо протянуто ограждение под током. Решением суда ток отключили, стену оставили.
В июне 2008 года жених-далит, пожелавший устроить пышную свадьбу, собрался поехать за невестой, согласно местным обычаям, на лошади. Увы, садиться на лошадь далитам не положено, и местные граждане оповестили общину далитов, что если парень попробует воплотить свой план в жизнь, то и он, и его соседи умоются кровью. В результате всадника к невесте пришлось провожать полиции и «скорой помощи», в кортеже было задействовано более 400 машин сопровождения.
ТЕ, КТО ХОТЯТ МЕНЯТЬСЯ
Соблазн оценивать человеческие проблемы как нечто простое и понятное всегда присутствует и у философов, и у политиков, и у писателей, и у журналистов.
В реальности все куда многослойнее: на каждое действие есть противодействие, а на каждое «а» найдется свое «б» с дубиной наперевес. Можно ли сказать, что далиты – самая несчастная и униженная часть индийского населения и что нужно делать все возможное, чтобы искоренить гнусность их положения? Можно. И многие умнейшие люди это делали, начиная с того же Махатмы Ганди и заканчивая, например, борцом за права неприкасаемых Бхимрао Рамджи Амбедкаром.
Амбедкар, выходец из касты неприкасаемых, в самом начале XX века стал одним из первых детей-далитов, получивших под давлением англичан право посещать школу. Правда, в классе он сидел за особой ширмой и воду для питья ему приходилось носить с собой, так как не только пить из школьной посуды, но и осквернять своими губами водопроводный кран в школьном туалете он права не имел (однако и в современной Индии с ее обязательным образованием те дети-далиты, которые не могут попасть в школу для своих каст, часто вынуждены таскать с собой бутылки с водой и сидеть за партами, отодвинутыми в особый угол). Амбедкар уехал в США, получил там высшее образование и вернулся «освобождать народ свой».
Единомышленников в предсоциалистической Индии у него нашлось достаточно, и сегодня права далитов законодательно защищены так надежно, что местами случаются перегибы. Например, определенный процент учеников-неприкасаемых должно принять каждое образовательное учреждение. Такие же квоты обязательны при распределении бюджетных рабочих мест в государственных учреждениях, администрации и даже в политических и властных структурах. А так как среди самих далитов идеи высшего образования и безмятежной чиновничьей жизни вовсе не так популярны, как могло бы показаться, то сплошь и рядом на вожделенную студенческую скамью садится тупоумный и ленивый двоечник, вытесняя более талантливых и усердных учеников из высших каст. Но и способный далит всю жизнь будет вынужден носить на себе ярлык «списочного ничтожества»: ведь всем известно, что далитов берут учиться и работать просто за то, что они неприкасаемые.
О нищете далитов тоже говорить не совсем верно. Те из них, кто сохраняет связи со своей кастой и занимается ее профессией, имеют вполне гарантированный доход, который часто превышает средний доход их «чистых» соседей. А забастовки далитов могут мгновенно парализовать жизнь любого города, так как никто не может выполнять их важнейшую для общества работу. В Индии проще встретить голодающих брахманов или кшатриев, чем семейство далитов, которому по-настоящему нечего есть (справедливости ради отметим, что некоторые уважаемые далитами блюда брахман не поднесет ко рту, даже умирая от голода). Более того, в 1997—2002 годах президентом Индии был далит Кочерил Раман Нараянан.
И часть далитов вполне устраивает такое положение дел. Они живут в отдельных кварталах, молятся в своих домашних храмах, пользуются защитой общины и имеют дело исключительно с собратьями, безразлично относясь к остальным людям и ничуть не стремясь интегрироваться в общество. Их психология в чем-то близка психологии хиппи, и многие туристы отмечают странный контраст нищеты и убожества далитских кварталов с безмятежными улыбками на лицах их обитателей. А с чего им так уж горевать?
Даже будучи одетым не по обычаям своей касты, неприкасаемый часто внешне отличается от основного населения (привет многовековым внутрикастовым бракам). Да и скрывать свою касту от окружающих чревато неприятностями. Вдруг обман раскроется? Тогда это может привести к трагедии, если в числе знакомых далита найдутся ревнители кастовой чистоты.
Поэт-далит Нирав Пател писал о людях, которые вынуждены были пожимать ему руку, зная, что он неприкасаемый: «Я страдал в такие моменты не меньше их самих, потому что чувство отвращения и страстное желание его скрыть буквально током проходило от их ладони к моей. И, поверьте, я на самом деле сочувствовал им тогда».
ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ И ВСЕ ТАКИЕ НЕПРИКАСАЕМЫЕ
Каст неприкасаемых насчитывается несколько сотен. Вот некоторые из них.
Самые колоритные и самые далитские из далитов — это конечно, чандалы (а также касты бханги, чурха и другие) — мусорщики и ассенизаторы. Именно они посвятили свою жизнь борьбе с грязью и срастанию с ней. Если ты видишь ребенка, невинно плещущегося в луже у общественного туалета, женщину, с ног до головы измазанную рыбьими потрохами, или мужчину, с которого при ходьбе отваливаются куски чего-то черного, — перед тобой чандала. Даже касты нищих, которые переламывают своим детям спины и ослепляют их для больших профессиональных успехов, относятся к чандалам с пренебрежением.
Каста евнухов, транссексуалов и гомосексуалистов существует в Индии испокон веков. Полный хиджра – это евнух с совершенно удаленными гениталиями. Но в касте встречаются и обычные гомосексуалисты. Обычно хиджры путешествуют семьями, во главе которых стоит «матушка». Все они одеты и накрашены как женщины. Занимаются хиджры проституцией, песнями и танцами, а также выполняют разного рода сакральные услуги. Например, их присутствие на свадьбе считается важным для тех новобрачных, которые хотят много детей. Но хиджры могут не только благословлять, но и проклинать, навлекая на свои жертвы бесплодие и импотенцию. Для этого им достаточно поднять подол, показать место, где ничего нет, и произнести несколько колдовских оскорблений.
ЭМИГРАНТЫ КАСТОВОЙ СИСТЕМЫ
Надары — небольшая тамильская каста, традиционное занятие которой, самогоноварение, веками надежно держало их в числе неприкасаемых. Еще в конце XIX века надарам это надоело. Правдами и неправдами выклянчив кусок земли у британской администрации, надары занялись земледелием. На этих землях они возвели храм и школу, забросили свой пальмовый самогон, стали вегетарианцами и в качестве обязательных кастовых правил ввели ежедневные омовения утром и вечером, очень чистую накрахмаленную одежду, безупречные прически и маникюр. Кроме того, надары не поленились создать свой мини-эпос, повествующий о происхождении надаров от Маходара — одного из упоминаемых в «Рамаяне» военачальников при дворе Раваны. Сейчас надары считаются безусловно «чистой» кастой, внушающей почтение окружающим своей гордостью, религиозностью и благородным происхождением. Тем же, у кого нет в запасе лишней сотни лет, приходится пользоваться иными методами.
Одним из самых распространенных является переход из индуизма в другую религию — буддизм, ислам или христианство, которые не признают кастовых систем. Эти религиозные общины часто поддерживают таких беженцев, подыскивая им места работы и жительства и защищая от возможного насилия. Впрочем, индийским христианам и мусульманам, увы, идея каст тоже не слишком чужда. Местные обычаи нередко берут верх над религиозными предписаниями, и в мусульманском Раджастхане, например, нападений на бывших далитов происходит не меньше, чем в традиционно индуистских штатах.
А еще можно всеми правдами и неправдами убежать в Лондон или, скажем, в Лос-Анджелес и забыть свою родину как страшный сон. Что многие и делают. Некоторые почтенные брахманы и кшатрии именно по этой причине брезгуют ездить в западные страны, потому что там кишмя кишит неприкасаемыми, в то время как тупые европейцы даже не догадываются, среди какого ужаса они живут.
Значение слова «хиджра»
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
хи́джра I
1. переселение Мухаммада из Мекки в Медину, по преданию произошедшее в 622 ◆ Но евреи отвергли его учение, и тогда он признал за главную святыню не Иерусалим, а мекканскую Каабу, и после 622 года ― времени переселения из Мекки в Медину (хиджра), Мухаммед повелел своим последователям обращаться на молитве не к Иерусалиму, а к Мекке. архимандрит Августин (Никитин), «Святыня трёх религий», 2001 г. (цитата из НКРЯ)
2. религ. мусульманское летосчисление, связанное с этим событием, и соответствующий лунный календарь ◆ Казалось, след её безвозвратно утерян в тот месяц рамазана 853 года хиджры… И. Можейко, «Звезда Улугбека», 1968 г. // «Вокруг света» (цитата из НКРЯ) ◆ А вот что говорится про мусульманскую эру ― хиджру, или геджру (авторы называют её «геждра»): « По-арабски название звучит так: hijra, по-английски: hegira или hejira». А. А. Зализняк, «Лингвистика по А. Т. Фоменко», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
хи́джра II
1. каста людей «третьего пола» в Индии, Пакистане и Бангладеше
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова чурочка (существительное):
Хиджра
Коран • Сунна • Сира
Начало пророческой миссии
Переселение в Ат-Таиф
Исра и Мирадж • Хиджра
Хи́джра (араб. هجرة буквально — переселение). В Коране — переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.
Год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры). От хиджры ведётся отсчёт и в иранском солнечном календаре (солнечной хиджре).
Прибытие Мухаммеда в Ясриб (названный позже городом Пророка Мадинат-ан-Набийй, или просто Мадина/Медина) большинство историков датирует 24 сентября 622 г. Однако вести летосчисление с хиджры начали лишь в 637 г., в период правления второго праведного халифа Умара ибн аль-Хаттаба. При этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1 мухаррама (первый день первого месяца) того же года. Этот день соответствовал 16 июля 622 года по юлианскому календарю.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Хиджра» в других словарях:
Хиджра — I. переселение из одного места на другое. В качестве религиозного термина, слово «хиджра» используется в случаях переселения верующих, которых угнетают на своей родине и лишают свободы вероисповедания, в другой регион, где существуют более… … Ислам. Энциклопедический словарь.
ХИДЖРА — араб. hedschra, от hadschara, бежать. Бегство Магомета из Мекки в Медину, в ночь с 15 на 16 е июля 622 г. по Р. Хр. С этой эпохи мусульмане ведут свое летоисчисление. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка
ХИДЖРА — (араб. переселение) переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634 644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 е число 1 го месяца (мухаррама) 622… … Большой Энциклопедический словарь
Хиджра — переселение пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Ясриб (Медину). Совершено (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 г. (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Омаре I год хиджры был объявлен началом мусульманского… … Исторический словарь
ХИДЖРА — ХИДЖРА, хиджры, жен. То же, что геджра. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
хиджра — сущ., кол во синонимов: 5 • бегство (12) • геджра (3) • гиджра (3) • … Словарь синонимов
хиджра — (араб. переселение), переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634 644) год хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 е число 1 го месяца (мухаррама)… … Энциклопедический словарь
Хиджра — I Хиджра (араб., буквально переселение) переселение Мухаммеда и его приверженцев (мухаджиров) из Мекки в Ясриб (Медину), совершенное (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Омаре I… … Большая советская энциклопедия
Хиджра — (тат.) см. Геджра … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона