хераско что это такое

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Приложения

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Михаил Матвеевич Херасков (1733—1807)

Михаил Матвеевич Херасков
(1733—1807)

хераско что это такое. Смотреть фото хераско что это такое. Смотреть картинку хераско что это такое. Картинка про хераско что это такое. Фото хераско что это такое
Михаил Матвеевич Херасков.
Художник К. Гекке, 1800-е годы

Доколе гордая луна на небе блещет,
Взглянув на русский флот, на Чесму, затрепещет;
Доколе будет понт в брегах своих шуметь,
Чесмесский станут бой морские нимфы петь;
И слава россиян, гремящая в Морее,
Чем доле свет стоит, промчится тем громчее.
Я славны подвиги героев наших пел,
И буду не забвен, когда их петь умел.

В наследии Михаила Матвеевича Хераскова отдельных восьмистиший не обнаружено. Однако, в качестве относительно самостоятельных фрагментов, они в изобилии встречаются в его поэзии более крупных жанров: одах, эпистолах, поэмах, трагедиях и др.

Здесь приведён восьмистрочный фрагмент из заключительной «Пятой Песни» поэмы «Чесмесский бой», состоящей из 1282 строк, в которой речь идёт о морской битве в Чесменской бухте 26 июня 1770 г., где русский военный флот под командованием Алексея Григорьевича Орлова (1737—1808) уничтожил сильнейшую турецкую эскадру в период русско-турецкой войны 1768—1774 гг.

Вот что пишет о поэме филолог Александр Васильевич Западов:

«…в 1771 году, Херасков выступает с новой поэмой «Чесмесский бой», которая может служить достойным примером его литературной смелости. В пяти песнях поэмы он описал, причем с наивозможной точностью, блестящую победу русского флота, разгромившего 26 июня 1770 года в Чесменской бухте Черного моря сильнейшую турецкую эскадру.

Было утоплено двадцать четыре линейных корабля турок, великое множество других судов, нанесены огромные, до десяти тысяч человек, потери в личном составе. Русские военные моряки добились успеха малой кровью, что еще более увеличило радость победителей.

Этому важному и совершенно злободневному событию Херасков посвящает свою поэму «Чесмесский бой», принявшись за нее вскоре после получения известий о гибели турецкого флота.

Он внимательно изучает газетные сообщения и беседует с участниками Чесмесской битвы, стремясь узнать подробности, отсутствующие в официальных реляциях и необходимые для описания боевых эпизодов.

По-видимому, поэт вовсе не нуждается в «пафосе дистанции», для того чтобы оценить и прославить подвиги русского флота, его командиров и рядовых матросов, о которых он также сказал доброе слово.

Для автора похвальной оды подобная оперативность была бы не удивительна, но Херасков пишет эпическое произведение, поэму, и пишет хорошо, о чём можно говорить без всяких скидок на быстроту литературного воплощения современной темы.» (А. Западов. «Творчество Хераскова»)

Восхваляя подвиги русских героев, Херасков далёк от смакования ужасов войны и даже выказывает себя пацифистом, заявляя: «Кровавую войну и битвы ненавижу». Приведём восьмистишие из «Четвёртой Песни» этой же поэмы:

О муза! удались от жалостных явлений,
С слезами не сливай войне приличных пений,
И жалобы твои и слезы прекрати,
Со мной в турецкий флот, ко Чесме прелети.
Кровавую войну и битвы ненавижу;
Но следствия ее во смутном духе вижу,
Я вижу в кораблях отчаянье, тоску,
Разбросанны тела по желтому песку!

Чесменское сражение одно из наиболее значительных военных и политических событий в русской истории XVIII века. Оно было отражено не только в литературе, но также запечатлёно во множестве живописных полотен.

Иван Константинович Айвазовский написал целую серию картин на этот сюжет. Вот одна из них:

Толь часто огнь вослед другому успевал,
Из медных челюстей который воздух рвал!
Явилась в облаках Беллона с звучной славой;
Исторг свой меч, летит к сраженью Марс кровавый;
Багреют вкруг судов кипящие струи.
О брань! погибельны везде следы твои.
Преобразилося пространно море адом,
Покрылись корабли свистящих пулей градом,

Источник

Херасков

Херасков, Михаил Матвеевич

25 октября (5 ноября) 1733 ( 1733-11-05 )

27 сентября (9 октября) 1807 ( 1807-10-09 ) (73 года)

Михаи́л Матве́евич Хера́сков (25 октября (5 ноября) 1733, Переяславль — 27 сентября (9 октября) 1807, Москва) — российский поэт и писатель, государственный деятель.

Содержание

Биография

Родился 25 октября (5 ноября) 1733 в Переяславле, Левобережной Украины (сейчас — Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины). Происходил из валахской семьи из боярского рода Хереско. Дед поэта переселился из Валахии в Россию при Петре I.

Учился в Сухопутском шляхетском корпусе в Петербурге, куда его определили в 11 лет. Ещё кадетом Херасков начал под руководством Сумарокова писать статьи, которые потом печатались в «Ежемесячных Сочинениях». В 1751 году после завершения обучения получил звание подпоручика.

Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 году подаёт прошение об отставке и поступает работать в открывшийся Московский университет, где организует и руководит несколькими печатными изданиями, выходящими в типографии Университета.

С 1756 году начал помещать свои труды в «Ежемесячных Сочинениях». С 1760 г. в течение 3 лет издавал, вместе с И. Ф. Богдановичем, журнал «Полезное Увеселение». В 1761 г. Херасков издал поэму «Храм Славы» и поставил на московскую сцену героическую поэму «Безбожник».

Начиная с 60-х годов, дом Хераскова становится центром литературной Москвы.

В 1762 году написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен, вместе с Сумароковым и Ф. М. Волковым, для устройства уличного маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации, после чего в том же 1763 г. назначен директором Университета в Москве.

В 1770 году Херасков переезжает в Петербург в связи с назначением на пост вице-президента Берг-коллегии — учреждения, ведавшего горной промышленностью России. В Петербурге Херасков тоже создаёт литературное общество, издаёт журнал «Вечера», за что разгневанная на поэта императрица увольняет его в отставку.

В 1778 году Херасков был назначен вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Н. И. Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность.

В 1779 году выходит поэма Хераскова «Россиада», над которой работал с 1771 года, после чего Екатерина II отменяет опалу и возвращает поэта в Московский университет на должность куратора. Херасков переселяется в Москву, занимается издательской деятельностью, создаёт университетский Благородный пансион, где позже получили образование В. Жуковский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев и другие знаменитые литераторы. Предполагают, что в том же году (1779) он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму «Владимир возрожденный», напечатанную в 1785 году В 1779 г. Херасков выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений.

В 1783 году стал членом только что созданной Российской академии.

В 1802 году Херасков, в чине действительного тайного советника, полученного за преобразованием Университета, вышел в отставку.

Умер Херасков 27 сентября (9 октября) 1807 в Москве и похоронен на кладбище Донского монастыря.

Творчество

Херасков вошёл в историю русской литературы как крупный представитель русского классицизма. Наиболее знаменит как автор эпических поэм — «Россиада» и «Владимир Возрожденный». Характерная черта его произведений — серьёзность содержания. Известны также духовные произведения поэта, например стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе», которое было положено на музыку Д. С. Бортнянским и в начале XIX века считалось неофициальным Гимном Российской империи

Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик Он в небесах на троне,
В былинах на земли велик.
Везде, Господь, везде Ты славен,
В нощи, во дни сияньем равен.

Тебя Твой агнец златорунной
В себе изображает нам;
Псалтырью мы десятострунной
Тебе приносим фимиам.
Прими от нас благодаренье,
Как благовонное куренье.

Ты солнцем смертных освещаешь,
Ты любишь, Боже, нас как чад,
Ты нас трапезой насыщаешь
И зиждешь нам в Сионе град.
Ты грешных, Боже, посещаешь
И плотию Твоей питаешь.

О Боже, во Твое селенье
Да внидут наши голоса,
Да взыдет наше умиленье,
К Тебе, как утрення роса!
Тебе в сердцах алтарь поставим,
Тебе, Господь, поем и славим!

Участие в литературном процессе

В доме Хераскова собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступившего на литературное поприще В. А. Жуковского. Херасков издавал или так или иначе участвовал в издании нескольких журналов: «Полезное увеселение» (1760—1762), «Свободные часы» (1763), «Вечера» (1772—1773), «Утренний свет» (1777—1779).

Источник

хераско что это такое. Смотреть фото хераско что это такое. Смотреть картинку хераско что это такое. Картинка про хераско что это такое. Фото хераско что это такоеoleg_kaczmarski

новый взгляд

ДВА ВИДА ПОЭЗИИ

ХЕРАСКОВ И ПУШКИН: ДВА ПОЭТА

Кто же такой Херасков? Сегодня этот вопрос можно (и нужно) задавать снова и снова. И ввиду важности этой фигуры для русской литературы, в силу нового (жизненно необходимого) к ней подхода – также постоянно отвечать – подходя с разных сторон. Начнём с буквальной. Некоторых эта фамилия может привлечь несколько скабрёзным для современного уха звучанием. В этом случае не помешает ликбез: «Хер» – изначально это всего лишь название буквы. Но так как именно с этой буквы начинается нецензурное слово, обозначающее фаллос, то название первой буквы стало заменителем всего непроизносимого слова – типичный случай эвфемизма. А что на самом деле означает эта буква? В расшифровке славянской азбуки находим: «Херъ» – Гармония; Мировое равновесие; Пересечение определённых значений. Интересно, что среди прозаических произведений Михаила Хераскова центральное место занимает роман «Кадм и Гармония» (1786) и его продолжение – «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794). Кроме того, в 1780 году он вместе с Новиковым и Шварцем основал масонскую ложу под названием «Гармония», куда и вошёл в числе первых её членов.

хераско что это такое. Смотреть фото хераско что это такое. Смотреть картинку хераско что это такое. Картинка про хераско что это такое. Фото хераско что это такое

Что же до родословной поэта – справка из Википедии: «Родился 25 октября (5 ноября) 1733 года в Переяславле на Левобережной Украине (сейчас – Переяслав-Хмельницкий в Киевской области Украины). Происходил из валашского боярского рода Хереско. Его отец, Матвей Андреевич Херасков, переселился из Валахии в Россию в 1712 году при Петре I. Отец умер почти сразу после рождения Михаила. Вскоре мать Анна Даниловна Хераскова, в девичестве Друцкая-Соколинская, замечательная красавица, воспетая А. П. Сумароковым, вышла замуж за Никиту Юрьевича Трубецкого и после его назначения генерал-прокурором в 1740 году переехала с сыном в Петербург».

И далее о творчестве – из той же справки: «Херасков вошёл в историю русской литературы как крупный представитель русского классицизма. Наиболее знаменит как автор эпических поэм – «Россиада» и «Владимир Возрожденный». Характерная черта его произведений – серьёзность содержания. Известны также духовные произведения поэта, например стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе», которое было положено на музыку Д. С. Бортнянским и в начале XIX века считалось неофициальным Гимном Российской империи».

В предыдущих главах мы уже пытались подступиться к этой фигуре, отталкиваясь от главного советского специалиста по XVIII веку профессора А. Западова и от его объяснения резкого разрушения авторитета Хераскова. Вспомним: «Херасков устарел с поразительной быстротой, и главной причиной этого было бурное развитие русской литературы в последней трети XVIII – начале XIX столетия. Державин, Карамзин, Жуковский, Батюшков, Пушкин – в свете этих имен сразу поблекла литературная слава Хераскова». – Выше мы поставили под сомнение истинность этой гипотезы и сейчас самое время предложить своё объяснение.

Начнём с исходной позиции – с того, что представлял собой авторитет Хераскова при жизни (а умер он 27 сентября (8 октября) 1807). Посему – отзывы о нём тех, чьё мнение особенно ценно. Самый известный и постоянно цитируемый – поэта и министра Ивана Ивановича Дмитриева:

Пускай от зависти сердца зоилов ноют,

Хераскову они вреда не нанесут:

Владимир, Иоанн щитом его покроют

И в храм бессмертья приведут.

(«К портрету М. М. Хераскова» (1803))

Много интересных суждений, в том числе о Хераскове и о месте его в русской поэзии, находим в мемуарах того же Дмитриева. Как то:

«Образцами моими были Сумароков и Херасков. Первый мне нравился более своею легкостью и разнообразием; но впоследствии я уже предпочитал ему Хераскова, находя в стихах его более мыслей и стихотворных украшений. Но тем не менее Сумароков и поныне в глазах моих поэт необыкновенный, и как отказать ему в этом титле?

Будем более справедливы и к Хераскову. Молодые наши словесники судят о его таланте по настоящему ходу общей литературы, забывая, что он писал за пятьдесят лет до них и образовал себя не в общенародных училищах, а самоучкою; что тогдашние наши поэты скудны были в образцах для подражания, менее знакомы с иностранною словесностию и не имели счастия пользоваться теми выгодами и наградами, какими поощряются ныне авторские таланты. Херасков, писавший «Россиаду» девять лет, награжден был за труд свой от императрицы Екатерины девятью тысячами рублей ходячею монетою, а молодой Пушкин за одну главу еще недоконченной стихотворной повести «Онегин» получил от русского книгопродавца пять тысяч ассигнациями по тогдашнему курсу. В зрелых летах Хераскова читали только просвещеннейшие из нашего дворянства, а ныне всех состояний: купцы, солдаты, холопы и даже торгующие пряниками и калачами. Ныне автор может во всю жизнь свою не обязываться никакою черствою службою, или и совсем не служить, всегда имеет досуг заниматься мечтами воображения и между тем получать чины и знаки отличия; но сколько еще и других, благороднейших побуждений? Он читает произведения свои в ученых обществах, при многочисленном стечении слушателей обоего пола, вызывается на сцену и встречается общим рукоплесканием» (Русские мемуары. Избранные страницы. XVIII век. – М.: Правда, 1988. – сс. 187-188).

Тогда Господнее изрек определенье

Орган небесных тайн в священном исступленье,

Трепещущ, Духом полн, служащий алтарю,

Душ пастырь возвестил пророчества Царю:

«О Царь! сплетаются тебе венцы лавровы;

Я вижу новый трон, короны вижу новы!

Но царства покорить и славу обрести,

Ты должен многие страданья пренести.

Гряди, и буди тверд. »

(«Россиада», песнь первая)

Итак, тезис первый: Херасков и Пушкин – это два ПЕРВЫХ поэта, каждый своего времени, СОВЕРШЕННО РАЗНЫХ поэта, как разнствуют и сами эпохи. А между ними – Державин, который не мог и не может быть соперником Пушкину, потому что… а почему? – мы ответим чуть ниже, пока же приведём ещё одно суждение достопочтенного Ивана Ивановича Дмитриева:

«По кончине Сумарокова Херасков считался у нас первым поэтом; но впоследствии времени Державин сильным и оригинальным стихотворством своим взял над ним преимущество, хотя и уступал ему во вкусе, разнообразии, правильности и чистоте языка. Херасков, несмотря на соперничество, сохранял с ним постоянную связь и пользовался уважением публики до конца своей жизни. Молодые поэты вменяли себе в обязанность стараться получить доступ к нему и заслужить его внимание. Около того времени он выдал еще две небольшие поэмы: «Пилигримы» и «Царь, или Спасенный Новгород». За год же до кончины своей заключил литературное свое поприще сказкою, или повестью «Бахариана», писанною белыми стихами. Он и в самую глубокую старость, едва ли не восьмидесяти лет, всякое утро посвящал музам, в остальные же часы, кроме вечеров, любил читать по большей части на французском языке. Я заставал его почти всегда за книгою. Однажды нашел его читающим Лагарпов «Лицей, или Курс литературы». Первые слова его были ко мне: «Не так бы я писал мои трагедии, если бы сорокью годами прежде прочитал эту книгу». – Надобно было видеть разрушение во всех чертах лица и во всем составе, слышать дрожащий голос его, чтобы понять, как в эту минуту он меня тронул!» (там же, сс. 201-202).

Дмитриев по ходу немного ошибается, ибо Херасков умер 73 лет. Но суть, конечно, не в том! Зоркое наблюдение очевидца свидетельствует об утончённости внутренней конституции Хераскова. В противовес монументальности поэтических творений его собственный внутренний строй выказывает способность к осознанию изменений, потребность движения к совершенству. Но интересно также, что речь идёт только о трагедиях, из чего можно сделать вывод, что героическими своими поэмами он оставался доволен. В этой связи отметим, что наша цель вовсе не в том, чтобы бездумно прославлять Хераскова: как у любого другого поэта его наследие неравнозначно, есть более, а есть менее удачные произведения. Наша цель: перелопатить по возможности больше и найти самое лучшее, и определить насколько оно ценно – ибо мнение на сей счёт непосредственных потомков в лице Пушкина, русских романтиков и тем более Белинского, как по субъективным, так и по объективным причинам весьма далеко от истины. Главная причина – отсутствие исторической перспективы. А также: разная природа, разное мировоззрение, а для Пушкина ещё и производная из его природы необходимость самоутверждения в статусе первого, главного и единственного в этом роде русского поэта. Вот и ответим, почему таковым не может быть Державин. Дело в том, что он не создал ничего столь же монументального как Херасков, в русской литературе он создал новый – принципиально отличный от классицистского – тип поэтики, но это вовсе не символизирующий эпоху монумент, подобный «Россиаде» и «Владимиру». И посему Державин – первый поэт промежуточного времени, предтеча, но не САМ!

А далее – отзывы тех, в свете чьих имён, по мнению А. Западова, враз поблекла слава Хераскова. И вот – Гаврила Романович Державин собственной персоной, заключительные строфы стихотворения «Ключ» (1779):

Сгорая стихотворства страстью,

К тебе я прихожу, ручей:

Завидую пиита счастью,

Вкусившего воды твоей,

Парнасским лавром увенчанна.

Напой меня, напой тобою,

Да воспою подобно я,

И с чистою твоей струею

Сравнится в песнях мысль моя,

А лирный глас – с твоим стремленьем.

Да честь твоя пройдет все грады

Как эхо с гор сквозь лес дремуч:

Творца бессмертной «Россияды»,

Священный Гребеневский ключ,

Поил водой ты стихотворства.

И ещё – Николай Михайлович Карамзин, из стихотворения «Поэзия» (1787):

О россы! век грядет, в который и у вас

Поэзия начнет сиять, как солнце в полдень.

Исчезла нощи мгла – уже Авроры свет

В**** блестит, и скоро все народы

На север притекут светильник возжигать,

Как в баснях Прометей тек к огненному Фебу,

Чтоб хладный, темный мир согреть и осветить.

В антологии «Русская литература – век XVIII. Лирика» (М.: Худож. лит., 1990) в примечаниях к данному стихотворению читаем: « В**** блестит… – Очевидно, имеется в виду или Херасков, или Державин, наиболее известные и чтимые поэты того времени. В письме к швейцарскому писателю и философу И.-К. Лафатеру в 1787 г. Карамзин назвал Хераскова «первым и лучшим» из «поэтов, заслуживающих быть читанными» (Карамзин Н. М. Письма русского путешественника. Л., 1984, с. 469)».

Следуем согласно ссылке и находим это место в указанном первоисточнике: из письма Карамзина к Лафатеру, Москва, 20-го апреля 1787: «Я лишен удовольствия много читать на своем родном языке. Мы еще бедны писателями. У нас есть несколько поэтов, заслуживающих быть читанными: первый и лучший из них – Херасков. Он сочинил две поэмы: «Россиада» и «Владимир»; последнее и лучшее произведение его остается еще непонятым моими соотечественниками. 14 лет тому назад господин Новиков прославился своими остроумными сочинениями, но теперь он более ничего не хочет писать; может быть, потому, что нашел другой и более верный способ быть полезным своему отечеству. В господине Ключареве мы имеем теперь поэта-философа, но он пишет немного».

Заметим: все как на подбор – Херасков, Новиков, Ключарёв и сам Карамзин – масоны. Троим из них мы уделяем в своём исследовании много внимания, а вот кто такой Ключарёв – мало кто знает. Восполним же по ходу этот пробел, тем паче, что стихи его находятся аккурат в русле нашего исследования сущности двух поэтов, двух видов поэтик.

Из книги «Русская поэзия. 1801–1812» (М.: 1989, серия «Классики и современники») узнаём: «КЛЮЧАРЁВ Федор Петрович (1751–1822), литератор из круга московских масонов, близкий друг и почитатель Н. И. Новикова. Философская лирика Ключарёва насыщена эзотерической символикой. Его поэтические искания находятся в русле традиции, идущей от Ломоносова к Державину, а затем вновь возникающей в 1830-е гг. в стихах Шевырёва, Хомякова, отчасти Тютчева».

Коль малознающи мы в таинстве любви.

Лишь чувствием ее ты сердце оживи,

Отверзи внутренность, дай путь ему в теченье,

Ты узришь ада в рай пресветлый превращенье:

Мрак ненавиденья и подозренья чад

И горькой зависти мертвящей душу яд

Преобратятся в свет, неизреченну сладость!

Почувствуешь тогда божественную радость!

Там милосердие, где гнев был, луч прострет,

Унынье жило где, веселье жить начнет;

И тех, что злейшими ты почитал врагами,

Благотворящими найдешь себе друзьями!

Теперь, когда мы уяснили что такое масоны – чему посвятили несколько весьма пространных глав – слово это уже не тянет за собой шлейфа неопределенности. Напротив, оно становится ключом к пониманию сути вещей, чему подтверждением может служить ещё одно обращение к двухтомнику «Масонство в его прошлом и настоящем» (1914-1915 гг., под ред. С. П. Мельгунова и Н. П. Сидорова), на этот раз по поводу Хераскова. Автор посвящённого ему очерка не сомневается, кого имел в виду в стихотворении «Поэзия» Карамзин. Интересен, впрочем, не только сам факт, но и общий контекст, в котором здесь рассматривается фигура Хераскова: «Вряд ли кто из русских поэтов пользовался славой, столь же громкой при жизни и столь же бесследно потом исчезнувшей, как Херасков. Современники называли его «российским Гомером», поэтом «знаменитым», «великим» и т. д. Карамзин в 1787 г. в письме к Лафатеру называл его лучшим из русских поэтов. Перечисляя своих любимых авторов в стихотворении «Поэзия», он указал на одного только русского (все остальные являлись англичанами и немцами), и этот один был Херасков. В кружке Жуковского Андрей Тургенев развивал мысль, что Херасков принес больше пользы русской литературе, чем Карамзин, который привлек внимание читателей к предметам малозначащим, отучил смотреть на литературу, как на средство внушения важных и серьезных мыслей». – Стоп! Нужно обязательно зафиксировать мысль Андрея Тургенева, ибо это есть, с одной стороны, развилка, перекрёсток в русской поэзии, с другой – ключ к пониманию произошедшего, ко всему последующему развитию русской поэзии и к уяснению причины столь стремительного забвения Хераскова. Это – поворот от монументальности с основами в Едином Целом, в Интеграле, к дифференциальному вхождению в мир чувств (сентиментализм, предромантизм), с Вышнего Неба на землю через промежуточный эфирный слой поэзии Жуковского и Батюшкова. Иными словами, это переход от поэзии мысли к поэзии чувства. От холодной мистики к домашней чувствительности. Ещё раз вспомним слова Пушкина: «Дельвиг не любил поэзии мистической. Он говаривал: «Чем ближе к небу, тем холоднее»»!

И потому весьма резонным выглядит последующее рассуждение автора очерка «М. М. Херасков» из двухтомника «Масонство в его прошлом и настоящем»: «Необходимо, впрочем, отметить, что Хераскова гораздо больше уважали, чем читали. Этим объясняется тот факт, что, несмотря на свою знаменитость, престарелый поэт долго не мог найти издателя для своей «Бахарианы». Мало читали и Семена Боброва, единственного заметного в поэзии последователя Хераскова. Его поэмы «Таврида» (Херсонида) и «Древняя ночь вселенной» содержат целый ряд возвышенных и благочестивых мыслей. Вторая поэма «Древняя ночь вселенной, или странствующий слепец» в 2 томах (1807–1809 гг.) особенно близка к творчеству Хераскова. Автор рассказывает о скитаниях в поисках истинного света одного слепца. Это, конечно, аллегория. «Главнейший предмет поэмы, – говорит автор, – истина бессмертия души». Как и у Хераскова (например в поэме «Селим и Селима»), слепец в конце концов прозревает». – Вспомним характеристику из Википедии: «Характерная черта его произведений – серьёзность содержания». – Но что это за серьёзность? А это всё то, о чём мы так долго говорили, разбирая смысл истинного масонства, анализируя творческое наследие И. В. Лопухина и постигая суть Первообразной функции. Поэтому, прежде чем подступиться к Хераскову, мы и предприняли столь невероятное путешествие – иначе его не поймёшь! Но в то же время – как такая серьёзность воздействует на пассажиров, обитающих этажом (двумя, тремя) ниже?

«В 1810 г. Бобров умер, и по этому поводу некоторые журналы, касаясь его литературной деятельности, отозвались о ней пренебрежительно, а через пять лет дошла очередь и до славы его учителя, Хераскова, который умер еще в 1807 г. В 1815 г. статьи Строева и Мерзлякова поколебали авторитет Хераскова, а затем ему стали совершенно отказывать в поэтическом таланте. Пренебрежение к нему, порицания, иногда довольно ожесточенные, с тех пор стали в порядке вещей». – И в завершение очерка: «Когда начались нападки на автора «Россиады», один из его защитников заметил: «Кто не знает, что бросают камнями в те деревья, на которых много плодов». И, без сомнения, как просветитель, как высоконравственная и гуманная личность, и в особенности, как самый видный у нас поэт масонства, Херасков заслуживает большего внимания, чем ему обычно оказывают» (цит. по переизданию «История масонства. – Смоленск: «Русич», 2002)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *