халифат что это значит

Халифат – что это такое простыми словами

халифат что это значит. Смотреть фото халифат что это значит. Смотреть картинку халифат что это значит. Картинка про халифат что это значит. Фото халифат что это значит

Что такое “Халифат” простыми словами

Нередко в телевизионных передачах, исторических журналах и статьях приходится встречаться с понятием «халифат». По мнению одних граждан, халифат являет собой давно утерянную форму правления, по мнению других – это разновидность вероисповедания арабов.

Также бытует мнения, что халифат как вид власти существует и на сегодня. Чтобы не теряться в гипотезах, предлагаю детальнее рассмотреть понимание «халифата» и его роль от момента образования до наших дней.

Зарождение Халифата

Датой его появления считается 624 год, когда начал свое правление Абу Бакра. Он ввел само понятие «халифат», что с арабского переводится как «главенствующий над верующими», однако именуемая им форма правления уже существовала как 50 лет. Основателем данной вида власти является Мухаммед.

За 61 год правления он полностью реорганизовал структуру государства, превратив его в одну из самых больших империй от Тихого океана и до Японии. По сути, Мухаммед был первым халифом. Во времена его жизни быть халифом означало быть правителем. Им мог стать только пророк, то есть посланник великого Аллаха, главной задачей которого было передавать истину и откровения единого Бога.

халифат что это значит. Смотреть фото халифат что это значит. Смотреть картинку халифат что это значит. Картинка про халифат что это значит. Фото халифат что это значит

Пророк для арабов имел почти божественный статус. Он считался дорогой между верующими и Аллахом. Поэтому если халиф принимал какое-либо решение или что-то создавал, это считалось святым посланием Бога. Многие историки придерживаются мнения, что Мухаммед имел тяжёлое психическое расстройство, однако за приданиями Корана, пророк не может быть сумасшедшим.

Халифат считается теократической формой правления, т. е. во главе с Богом. Однако даже великий пророк использовал религию чтобы скрепить государство и централизовать правление. Вид власти скорее считается демократическим, ведь правитель выбирается народом, а не с помощью религиозных обрядов.

Основную роль здесь сыграло написание Мухаммедом 114 глав (ссур) Корана. Считается, что его устами управлял Аллах. В исторических справочниках указывается, что речь в жизни отличалась от той, что была в Коране. Эта работа уникальная как в историческом, так и литературном плане. Но основное предназначение священной книги – свести самостоятельные арабские народы к единой вере и правителю.

Немного истории

С началом правления халифа народы сохранили еще первобытные формы жизни: часто наблюдалась месть за родственника, заживо хоронились рожденные девочки (если боялись, что не хватит пищи). До появления Корана бытовало многобожье, в основном язычество.

С помощью Корана и Сунны Мухаммед смог контролировать как политическую, так и повседневную жизнь мусульман. В Сунне описываются деяния, помыслы и существенные этапы жизни пророка. В священных писаниях отображается образцовое отношение к порядочности, семье, добродетели. Эти книги являются идеалами жизни для верующих и до сегодняшнего дня.

Таким образом, в промежутке между 6-7 веком халифат был формой правления Мухаммеда, которая являлась политической и духовной основой для мусульман.

Вершина развития Халифата

Наивысшая точка процветания империи – второй период правления пророка (приблизительно от 600 года). Весь период правления характеризуется, главным образом, многочисленными военными походами. Они расширили территорию государства минимум в 3 раза. Также, пророк перенес столицу Аравии из Мекки в Медину, хотя в Мекке прокладывались многие торговые пути халифата.

Развивать в Аравии сельское хозяйство возможно только на небольших оазисах. Чтобы поднять уровень жизни жители начали активную торговую и финансовую деятельность. Халифат специализировался на изготовлении дорогих, редких тканей (в первую очередь шелк), приправах, восточных лакомствах, высоко оцениваемых металлах, перце и т.д. Наивысший уровень развития торговля получила в 9-12 в.в.

Вследствие прохода каравана через территории ближайших государств, народы-соседи подняли уровень развития собственной промышленности и значительно окрепли.

Падение Мусульманского государства

Спустя полтора столетия после смерти Мухаммеда, пророком стал Али. Он хотел, чтобы следующим халифом стал его сын аль-Ханса, поэтому побеспокоился о передачи звания халифа по наследству. Изначально халифом мог стать любой достойный мусульманин. Новшество вызвало неприятие части граждан – начал развиваться сепаратизм. В разных частях Аравии начали устанавливать разных правителей, поэтому государство ослабло.

С центрированием на развитии торговой сферы арабы стали меньше заботится о военной подготовке. Поэтому перевозчикам приходилось платить огромную контрибуцию за перевоз товара по чужой территории. Усиливалось военное давление со стороны западных стран, Византии, монгол, кочевых народов.

В результате «халифат» прекратил существование в 1924 г. Однако чуть позже Исламское государство само огласило себя «халифатом». Поэтому мнение о его сегодняшнем существовании весьма противоречиво.

Источник

Значение слова «халифат»

халифат что это значит. Смотреть фото халифат что это значит. Смотреть картинку халифат что это значит. Картинка про халифат что это значит. Фото халифат что это значит

1. Система государственного устройства с теократической властью в феодальных мусульманских странах.

2. Феодальное государство, образовавшееся в результате арабских завоеваний, во главе которого стоял халиф. Арабский халифат. Багдадский халифат.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ХАЛИФА’Т и калифа́т, а, м. (истор.). 1. Государство, во главе к-рого стоит халиф. Багдадский х. 2. Религиозно-политическая организация, установление, при к-ром духовная власть над всеми мусульманами принадлежит халифу. Египетский х. Турецкий х.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Халифат

1. женское имя ◆ Мою подругу зовут Халифат.

халифа́т

1. истор. феодальное государство, во главе которого стоит халиф

2. истор. исламское теократическое государство, во главе которого стоит халиф

Делаем Карту слов лучше вместе

халифат что это значит. Смотреть фото халифат что это значит. Смотреть картинку халифат что это значит. Картинка про халифат что это значит. Фото халифат что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова рубрикация (существительное):

Источник

Халифат – что это такое простыми словами

Что такое Халифат кратко

Нередко в телевизионных передачах, исторических журналах и статьях приходится встречаться с понятием «халифат».

По мнению одних граждан, халифат являет собой давно утерянную форму правления, по мнению других – это разновидность вероисповедания арабов.

Также бытует мнения, что халифат как вид власти существует и на сегодня.

Чтобы не теряться в гипотезах, предлагаю детальнее рассмотреть понимание «халифата» и его роль от момента образования до наших дней.

Зарождение Халифата

Датой его появления считается 624 год, когда начал свое правление Абу Бакра. Он ввел само понятие «халифат», что с арабского переводится как «главенствующий над верующими», однако именуемая им форма правления уже существовала как 50 лет. Основателем данной вида власти является Мухаммед.

За 61 год правления он полностью реорганизовал структуру государства, превратив его в одну из самых больших империй от Тихого океана и до Японии. По сути, Мухаммед был первым халифом. Во времена его жизни быть халифом означало быть правителем. Им мог стать только пророк, то есть посланник великого Аллаха, главной задачей которого было передавать истину и откровения единого Бога.

Пророк для арабов имел почти божественный статус. Он считался дорогой между верующими и Аллахом. Поэтому если халиф принимал какое-либо решение или что-то создавал, это считалось святым посланием Бога. Многие историки придерживаются мнения, что Мухаммед имел тяжёлое психическое расстройство, однако за приданиями Корана, пророк не может быть сумасшедшим.

Халифат считается теократической формой правления, т. е. во главе с Богом. Однако даже великий пророк использовал религию чтобы скрепить государство и централизовать правление. Вид власти скорее считается демократическим, ведь правитель выбирается народом, а не с помощью религиозных обрядов.

Основную роль здесь сыграло написание Мухаммедом 114 глав (ссур) Корана. Считается, что его устами управлял Аллах. В исторических справочниках указывается, что речь в жизни отличалась от той, что была в Коране. Эта работа уникальная как в историческом, так и литературном плане. Но основное предназначение священной книги – свести самостоятельные арабские народы к единой вере и правителю.

Немного истории

С началом правления халифа народы сохранили еще первобытные формы жизни: часто наблюдалась месть за родственника, заживо хоронились рожденные девочки (если боялись, что не хватит пищи). До появления Корана бытовало многобожье, в основном язычество.

С помощью Корана и Сунны Мухаммед смог контролировать как политическую, так и повседневную жизнь мусульман. В Сунне описываются деяния, помыслы и существенные этапы жизни пророка. В священных писаниях отображается образцовое отношение к порядочности, семье, добродетели. Эти книги являются идеалами жизни для верующих и до сегодняшнего дня.

Таким образом, в промежутке между 6-7 веком халифат был формой правления Мухаммеда, которая являлась политической и духовной основой для мусульман.

Вершина развития Халифата

Наивысшая точка процветания империи – второй период правления пророка (приблизительно от 600 года). Весь период правления характеризуется, главным образом, многочисленными военными походами. Они расширили территорию государства минимум в 3 раза. Также, пророк перенес столицу Аравии из Мекки в Медину, хотя в Мекке прокладывались многие торговые пути халифата.

Развивать в Аравии сельское хозяйство возможно только на небольших оазисах. Чтобы поднять уровень жизни жители начали активную торговую и финансовую деятельность. Халифат специализировался на изготовлении дорогих, редких тканей (в первую очередь шелк), приправах, восточных лакомствах, высоко оцениваемых металлах, перце и т.д. Наивысший уровень развития торговля получила в 9-12 в.в.

Вследствие прохода каравана через территории ближайших государств, народы-соседи подняли уровень развития собственной промышленности и значительно окрепли.

Падение Мусульманского государства

Спустя полтора столетия после смерти Мухаммеда, пророком стал Али. Он хотел, чтобы следующим халифом стал его сын аль-Ханса, поэтому побеспокоился о передачи звания халифа по наследству. Изначально халифом мог стать любой достойный мусульманин.

Новшество вызвало неприятие части граждан – начал развиваться сепаратизм. В разных частях Аравии начали устанавливать разных правителей, поэтому государство ослабло.

С центрированием на развитии торговой сферы арабы стали меньше заботится о военной подготовке. Поэтому перевозчикам приходилось платить огромную контрибуцию за перевоз товара по чужой территории. Усиливалось военное давление со стороны западных стран, Византии, монгол, кочевых народов.

Источник

Халифат. Как это начиналось

халифат что это значит. Смотреть фото халифат что это значит. Смотреть картинку халифат что это значит. Картинка про халифат что это значит. Фото халифат что это значит

Для начала попытаемся разобраться, кто же такой халиф. Первоначально халиф — это глава мусульманской общины, замещающий посланника Аллаха, то есть пророка Мухаммеда. Терминологическое значение понятие «халиф» приобрело после избрания халифом Абу Бакра (632-634), сподвижника пророка Мухаммеда, эмиром (главой) общины. Второго халифа, Омара (634-644), сначала называли халиф халифа посланника Аллаха, но затем это громоздкое обращение было заменено первоначальной формой или титулом «эмир ал-муаминин» («повелитель верующих»). Первых четырех халифов из числа ближайших соратников пророка Мухаммеда — Абу Бакра, Омара, Османа (644-656) и Али (656-661), — выбрали по воле мусульманской общины, точнее, узкой верхушки мухаджиров, то есть тех, кто последовал за пророком Мухаммедом из Мекки в Медину в 622 году.

Сунниты считают их «праведными халифами» («аль-хулафа ар-рашидун»), а их образ жизни и поступки — примером и составной частью сунны. Шииты считают первых трех узурпаторами, лишившими власти единственного законного и праведного халифа — Али. Хариджиты, напротив, исключали Али из их числа, как и Османа.

Xалиф в понимании ранних мусульман не был носителем божественного откровения, а лишь «повелителем верующих», призванным заботиться о соблюдении установлений Корана и заветов пророка Мухаммеда. Первой попыткой превращения власти халифа в наследственную было признание шиитами преемником Али его сына аль-Хасана.

Воцарение халифа Муавии (661-680), с точки зрения большинства общины, не было узурпацией власти халифа, поскольку оно эту власть признало. Новшеством явилась присяга наследнику при жизни Муавии, но утверждение принципа наследственности халифской власти не означало изменения ее характера.

Изменения наметились при последних Омейядах, которые стали называть себя не «халифа расул Аллах» («заместитель посланника Аллаха»), а «халифа Аллах» («заместитель Аллаха»), порывая, таким образом, с прежними демократическими представлениями о власти халифа, олицетворяющей волю общины.

В борьбе шиитской оппозиции рождается представление о халифе-имаме, наделенном Аллахом особым «знанием», которым удостоен только род пророка Мухаммеда, продолжающийся через Али и его потомков.

Несмотря на противоречия между различными течениями шиизма и между шиитами и суннитами, большинство мусульманской общины признавало, что халиф может быть только человек из рода Хашим (лишь хариджиты придерживались мнения, что им может стать любой достойный мусульманин). Именно этим обосновывали свои права на халифат Аббасиды. Однако, несмотря на родство Аббасидов с пророком Мухаммедом, их власть, вопреки бытующим среди многих историков представлениям, не была теократической: за ними не признавалась исключительная способность контакта с божеством, и передача власти была светским политическим актом без обряда передачи благодати. Они не имели права вносить изменения в шариат или исключительного права его толкования. Их законодательные акты признавались лишь административными распоряжениями, но они могли санкционировать то или иное учение, как это сделал халиф аль-Маамун (813-833), объявивший учение муатазилитов единственно верным.

С середины IX века халифы утрачивают политическую власть над основной частью мусульманских владений, и халиф постепенно становится в большей степени, чем прежде, духовным главой мусульманского мира: все фактически независимые правители признавали духовный суверенитет халифа, как вассалы упоминали имя халифа в хутбе (проповеди) первым, чеканят его профиль на монетах.

Арабские завоевания повсюду сопровождались повышением активности контактов между населением разных стран и возрастанием объемов внешней торговли. Именно арабы впервые после античности создали на значительных территориях Ближнего и Среднего Востока, Южной, Западной, Центральной и Восточной Европы торговые пути, по которым регулярно двигались большие караваны, перевозящие товары и серебряные деньги в различные страны евразийского континента. Особенно активной торговая политика Халифата или отдельных его частей оказывается в IX-XII веках. Поддержание высокого уровня жизни в крупных и средних городских центрах Халифата оказывается почти полностью обусловлено успешностью международной торговли, которая обеспечивала сбыт ремесленной продукции этих центров и создавала условия для приобретения разнообразного необходимого сырья. Европейские страны, в свою очередь, ощущали прямую зависимость от этой торговли, которая осуществляла широкие поставки пряностей, перца, сладостей, но в то же время и больших масс тканей, особенно шелковых, а также различных металлов, в том числе драгоценных, и минералов. Многие страны, окружавшие Халифат, испытывали подъем благодаря тому, что через их территорию проходили транзитные торговые пути Халифата. Однако ослабление военной активности Халифата привели к упадку его армейских контингентов, их дисциплины и, следовательно, возможности оборонять завоеванное.

Буиды-шииты, лишившие халифа всякой политической власти, тем не менее, также признавали его превосходство как духовного вождя мусульман. В то же время мусульманский мир оказывается перед необходимостью признавать одновременно три династии халифов — Аббасидов в Багдаде, Фатимидов в Каире и Омейядов в Кордове, — что расшатывало прежнюю видимость единства мусульманского мира, объединяемого духовным главенством халифа. Лишь с 1171 года Аббасиды снова становятся единственными халифами.

На границах и в отдельных владениях, особенно таких, как Иран и Египет, где основная масса населения этнически и культурно была далека от интересов и обычаев непосредственно арабского мира, зреет сепаратизм. Наступление Запада в форме крестовых походов, борьба с Византией, периодические вторжения на территорию культурных провинций Халифата кочевых орд и народов с востока и севера подрывают административную упорядоченность, политическое могущество, военную мощь страны. Монгольское нашествие полностью уничтожает его. Разнородность Халифата в этническом, политическом и культурном отношениях способствовала тому, что после ослабления его военной мощи части его постепенно обретали политическую самостоятельность, доходящую до полного сепаратизма в отношении центральной власти. Иногда правители отдельных частей получали от арабских халифов те или иные иерархические титулы, но чем позже, тем чаще они, обретя самостоятельность, эти титулы возлагали на себя сами. Кочевые племена по границам Халифата, обогатившиеся за счет контрибуций с арабских караванов и торговли в целом, обогащались еще и с помощью угроз прервать путем военных действий ту или иную торговую артерию Халифата, которому приходилось все дороже расплачиваться за свое военное бессилие.

Длительный период отсутствия единства и политическая слабость Аббасидов привели к появлению представления, что халиф должен заниматься только делами веры, не вмешиваясь в земные дела. Сами же халифы упорно боролись за свою политическую власть.

Представление о духовной власти халифа не было поколеблено даже уничтожением монголами последних Аббасидов. Почти сразу же по приказу египетского султана Бейбарса I (1260-1277) был найден один из дальних отпрысков Аббасидов по имени аль-Мустансир, которого признали халифом, провозгласив таковым в 1261 году в торжественной обстановке, чтобы поднять авторитет своей власти назначением этой марионетки. Халифат аль-Мустансира был непродолжительным. Через несколько дней после возведения его на «престол», он во главе небольшого отряда вторгся в Междуречье и двинулся вниз по Евфрату. Недалеко от Багдада его войско было разбито монголами. Аль-Мустансир был убит, а его голову победители торжественно пронесли по улицам Багдада.

После этого Бейбарс I провозгласил халифом другого Аббасида — аль-Хакима, который считался дальним потомком багдадского халифа аль-Мустаршида (1118-1135). Потомки аль-Хакима и сохраняли свой титул на протяжении двух с половиной веков. Однако, все значение каирских халифов заключалось в том, что они должны были своим духовным авторитетом поддерживать власть египетских султанов как светских правителей. Даже в хутбе имена халифов не упоминались.

Османские султаны после завоевания Египта также признали халифов-аббасидов, но вскоре, перевезя последнего из них — аль-Мутаваккиля III — в Стамбул, отказались от мысли поддерживать идею халифата. После смерти османского султана Селима I Явуза (1470-1520) аль-Мутаваккиль III возвратился в Каир и вплоть до 1543 года считался халифом, но после его кончины турки не разрешили избрать нового халифа.

Лишь позже, в XVIII веке, появилась легенда, согласно которой последний египетский Аббасид формально отказался от своего титула в пользу султана Селима I, но большинство историков сомневается в ее достоверности. Эту легенду последовательно использовали турецкие панисламисты в начале XX века.

В связи с развалом в 1922 году Османской империи в 1924 году был упразднен и халифат, который в наше время пытаются возродить воинствующие исламисты в виде мирового шариатского государства.

Источник

халифат что это значит. Смотреть фото халифат что это значит. Смотреть картинку халифат что это значит. Картинка про халифат что это значит. Фото халифат что это значитbadgun159

Мир катится в тар-тарары. Пора с этим что-то делать

О маленьком вкладе маленького человека в дело улучшения мира

Вот мы говорим: «Турция отказалась от кемализма в пользу халифата», «Исламское государство строит халифат» и т.д. А что это за зверь такой, «халифат»? С чем его едят? Чем отличается от других устройств государства?

(Первый (Арабский, Праведный) халифат. Картинка кликабельна)

Давайте хотя бы в общих чертах поговорим об этом.

Первым же делом хочу сказать экспертам и мнимым экспертам в этом вопросе, что целью публикации является не детальный глубокий разбор тонкостей мусульманской веры (это априори невозможно сделать, будучи светским человеком), а общее контурное повествование истоков и смысла халифатизма.

Большой вопрос заключается в том, почему развитие исламской философской и гуманистической мысли сначала начало пробуксовывать, а потом и вовсе остановилось. Это, пожалуй, уникальный случай в истории, когда одна из величайших философских традиций оказалась свёрнута за какие-то жалкие полвека. Но тем не менее, это было так.

Этот же период знаменуется возвращением к жизни салафитских традиций. Это тот ислам, который уверен в своём прямом наследовании исламу классическому. Любые отклонения от самой простой и грубой трактовки Корана салафитами воспринимается как ересь и язычество, а паломничество в Мекку и суфийские храмы и мавзолеи, как идолопоклонничество.
Однако, следут отметить, что в отличие от Средневековой Европы, когда институт папства очень жёстко держал неприкасаемыми церковные догматы, и создал инквизицию, салафиты в исламском мире не получили столь высокого влияния и оставались, как правило, на периферии.

Теперь нам это стало более понятно. А значит позже мы уже можем приступить к рассмотрению турецких проектов и вариантов действия. Потому что мотивы вероятного противника следует знать не хуже собственных. Вероятно, зная их, мы сможем избежать войны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *