халифат что это такое в современном мире

Халифат – что это такое простыми словами

Что такое Халифат кратко

Нередко в телевизионных передачах, исторических журналах и статьях приходится встречаться с понятием «халифат».

По мнению одних граждан, халифат являет собой давно утерянную форму правления, по мнению других – это разновидность вероисповедания арабов.

Также бытует мнения, что халифат как вид власти существует и на сегодня.

Чтобы не теряться в гипотезах, предлагаю детальнее рассмотреть понимание «халифата» и его роль от момента образования до наших дней.

Зарождение Халифата

Датой его появления считается 624 год, когда начал свое правление Абу Бакра. Он ввел само понятие «халифат», что с арабского переводится как «главенствующий над верующими», однако именуемая им форма правления уже существовала как 50 лет. Основателем данной вида власти является Мухаммед.

За 61 год правления он полностью реорганизовал структуру государства, превратив его в одну из самых больших империй от Тихого океана и до Японии. По сути, Мухаммед был первым халифом. Во времена его жизни быть халифом означало быть правителем. Им мог стать только пророк, то есть посланник великого Аллаха, главной задачей которого было передавать истину и откровения единого Бога.

Пророк для арабов имел почти божественный статус. Он считался дорогой между верующими и Аллахом. Поэтому если халиф принимал какое-либо решение или что-то создавал, это считалось святым посланием Бога. Многие историки придерживаются мнения, что Мухаммед имел тяжёлое психическое расстройство, однако за приданиями Корана, пророк не может быть сумасшедшим.

Халифат считается теократической формой правления, т. е. во главе с Богом. Однако даже великий пророк использовал религию чтобы скрепить государство и централизовать правление. Вид власти скорее считается демократическим, ведь правитель выбирается народом, а не с помощью религиозных обрядов.

Основную роль здесь сыграло написание Мухаммедом 114 глав (ссур) Корана. Считается, что его устами управлял Аллах. В исторических справочниках указывается, что речь в жизни отличалась от той, что была в Коране. Эта работа уникальная как в историческом, так и литературном плане. Но основное предназначение священной книги – свести самостоятельные арабские народы к единой вере и правителю.

Немного истории

С началом правления халифа народы сохранили еще первобытные формы жизни: часто наблюдалась месть за родственника, заживо хоронились рожденные девочки (если боялись, что не хватит пищи). До появления Корана бытовало многобожье, в основном язычество.

С помощью Корана и Сунны Мухаммед смог контролировать как политическую, так и повседневную жизнь мусульман. В Сунне описываются деяния, помыслы и существенные этапы жизни пророка. В священных писаниях отображается образцовое отношение к порядочности, семье, добродетели. Эти книги являются идеалами жизни для верующих и до сегодняшнего дня.

Таким образом, в промежутке между 6-7 веком халифат был формой правления Мухаммеда, которая являлась политической и духовной основой для мусульман.

Вершина развития Халифата

Наивысшая точка процветания империи – второй период правления пророка (приблизительно от 600 года). Весь период правления характеризуется, главным образом, многочисленными военными походами. Они расширили территорию государства минимум в 3 раза. Также, пророк перенес столицу Аравии из Мекки в Медину, хотя в Мекке прокладывались многие торговые пути халифата.

Развивать в Аравии сельское хозяйство возможно только на небольших оазисах. Чтобы поднять уровень жизни жители начали активную торговую и финансовую деятельность. Халифат специализировался на изготовлении дорогих, редких тканей (в первую очередь шелк), приправах, восточных лакомствах, высоко оцениваемых металлах, перце и т.д. Наивысший уровень развития торговля получила в 9-12 в.в.

Вследствие прохода каравана через территории ближайших государств, народы-соседи подняли уровень развития собственной промышленности и значительно окрепли.

Падение Мусульманского государства

Спустя полтора столетия после смерти Мухаммеда, пророком стал Али. Он хотел, чтобы следующим халифом стал его сын аль-Ханса, поэтому побеспокоился о передачи звания халифа по наследству. Изначально халифом мог стать любой достойный мусульманин.

Новшество вызвало неприятие части граждан – начал развиваться сепаратизм. В разных частях Аравии начали устанавливать разных правителей, поэтому государство ослабло.

С центрированием на развитии торговой сферы арабы стали меньше заботится о военной подготовке. Поэтому перевозчикам приходилось платить огромную контрибуцию за перевоз товара по чужой территории. Усиливалось военное давление со стороны западных стран, Византии, монгол, кочевых народов.

Источник

Чем грозит миру и России халифат

халифат что это такое в современном мире. Смотреть фото халифат что это такое в современном мире. Смотреть картинку халифат что это такое в современном мире. Картинка про халифат что это такое в современном мире. Фото халифат что это такое в современном мире

Багдади призвал мусульман к джихаду и разделил человечество на два лагеря: моджахедов и их противников, угнетающих по всему миру мусульман. В лагерь врагов халифата записаны «неверные во главе с Америкой и Россией, мобилизуемые евреями». Таким образом, Россия записана в главные враги нового халифата. И если США такая угроза ничем особым не грозит, то России с этой угрозой придется считаться.

«Крестоносцам» Вашингтону и Лондону джихадисты ничего сделать не могут. Собственно, Англия и Соединенные Штаты при помощи руководства и спецслужб Саудовской Аравии и Пакистана и породили это чудовищное явление. Ещё во время войны в Афганистане англосаксы и их восточные союзники создали проект «ислам против коммунизма», которые постепенно преобразился в проект «ислам против России (русской цивилизации)». По сути, новый халифат — это своего рода «коллективный Гитлер», который не признает установленных границ, порядков, делит мир на «верных» и «неверных» и планирует установить свой Новый мировой порядок. Создание халифата запускает процесс большого регионального конфликта на Ближнем Востоке. На планете появляется Ближневосточный фронт.

Понятно, что как и Третий рейх, прошлое детище англосаксонской ветви западной «элиты», Халифат постепенно выходит из под контроля и угрожает уже своим создателям. Однако, Англия — остров, а США защищены Атлантическим и Тихим океанами. Они занимают довольно изолированное положение по отношению к остальному мировому сообществу. В этих государствах нет народов, которые могли бы стать социальной базой для исламистов. А мигрантские общины под «колпаком» у спецслужб, которые давно ведут с ними плотную работу и пестуют вирус радикального ислама для того, чтобы вести необъявленную войну с конкурентами. Джихадисты просто физически не способны развязать войну на территории Соединенных Штатов.

Правда, они способны организовать ряд террористических актов. Но в этом деле англосаксонские спецслужбы им даже помогут (как в 2001 году). Серьёзные теракты на территории Англии и США помогут решить сразу несколько важных задач. Во-первых, это финансирование. Деньги определяют сознание большинства жителей Запада. Резонансные теракты приведут к резкому росту финансирования спецслужб силовых структур. Во-вторых, позволят «закрутить гайки» в обществе, прижать СМИ, неугодных политиков. В-третьих, можно будет сделать ещё один шаг к полностью управляемому обществу. «Электронный концлагерь» — это мечта хозяев Западного мира.

Для России, стран континентальной Европы и Китая исламизм — это страшный и беспощадный враг. Компромисса тут быть не может. Или мы их, или они нас. Причём война не будет иметь привычных по Первой и Второй мировых войн очертаний. Это будет мятежвойна, террористическая и иррегулярная. С бунтами в крупных городах, террористическими актами, диверсиями, убийствами активных государственных, гражданских и религиозных (представителей традиционного ислама) деятелей. С возможными мятежами в национальных регионах, где исламистское подполье за два десятилетия почти беспрепятственной работы создало себе хорошую базу. Так, наиболее дальновидные эксперты полагают, что крымско-татарское ваххабитское подполье ещё заявит о себе. Тяжелая ситуация и в Татарстане, где произошла смычка местных этнократов с исламистами. А миллионы мигрантов из республик Средней Азии дают джихадистам мощнейшую социальную базу и неиссякаемый поток бойцов.

Крушение же нынешних насквозь гнилых, постсоветских режимов в искусственных государственных образованиях Средней Азии приведёт к такому хаосу в этих регионах и наплыву беженцев, что нынешняя война на Украине ещё покажется «приграничным инцидентом». В уже вполне обозримой перспективе мы может получить полностью враждебный к России Юг, где придётся вспомнить опыт предков и строить укрепленные линии и населять их казаками. К сожалению, танковыми клиньями и ударами стратегических бомбардировщиков такого рода проблемы не решаются в принципе.

ИГИЛ наступает

Исламисты давно мечтали о воссоздании халифата, теократической мусульманской империи, созданной в результате мусульманских завоеваний в VII—IX вв. и руководившейся халифами — правителями, соединяющими в себе неограниченную высшую духовную и светскую власть. Халифат был создан после смерти пророка Мухаммеда в 632 году и в том или ином виде просуществовал до начала 1920-х годов, когда его ликвидировал первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк. В период расцвета халифата в него входили: часть Пиренейского полуострова, ряд островов в Средиземном море, Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Анатолия, Балканы (они входили в состав Османской империи — с 1453 по 1923 год титулом и правами халифа владели османские султаны), часть Кавказа и другие земли.

Ещё одна основа, которая позволяет исламистам объединять людей, это социальная справедливость. «Халиф» — это наместник пророка Мохаммеда, правитель, который должен блюсти справедливость в обществе. Халифат ставит своей целью установления справедливости, мира и развития в обществе. Основная задача — построение образцового государства, систем, которая позволит организовать счастливую жизнь для мусульман. Люди, уставшие от нестабильности, развала экономики, хотят порядка и справедливости. Такие люди составляют значительную часть социальной базы радикальных исламистов.

Понятно, что лозунги о справедливости ведут к ещё больше крови, но данном этапе люди об этом не задумываются. Как не думают и том, что попытки построить жизнь по шариату в Дагестане, Чечне, Афганистане, Мали и Сирии привели к большой крови, к отсталости в науке, образовании и технологиях. Не понимают простые люди и того, что их просто используют различные региональные и глобальные игроки. Они пушечное мясо в большой игре. Глупо ожидать от радикалов создания условий для нормального социально-экономического, культурного развития мусульманских регионов, развития науки и образования, привнесения новых технологий. Наоборот, радикальный ислам ведёт к разрушению уже существующего уровня жизни, образования, науки и культуры. Архаизация охватывает все сферы жизни. Не зря массы рядовых мусульман предпочитают бежать из таких регионов в развитые страны Запада, в Россию, в те страны, которые ещё не заражены этим вирусом.

Иракский блицкриг

На руку исламистам сыграло несколько факторов. Во-первых, наиболее боеспособные части иракской армии были заняты противостоянием в провинции Анбар.

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Халифат

Гробницы и погребальные комплексы на Северном кладбище Каира, А.Д. Уайт, XIX век / Cornell University Library / Wikimedia Commons

В Издательском доме НИУ ВШЭ готовится к публикации монография профессора НИУ ВШЭ Леонида Сюкияйнена «Исламское право и диалог культур в современном мире». IQ.HSE предлагает вам прочитать фрагмент монографии, посвящённый идее исламского государства — халифата — её появлению, исчезновению и возрождению в конце XIX – начале XX веков.

В священной книге ислама Коране и Сунне Пророка Мухаммада, состоящей из хадисов (преданий о его поступках и высказываниях), имеется крайне мало положений, касающихся назначения и структуры публичной власти. Заслуга в разработке теории исламского государства принадлежит исламской правовой науке (фикху), которая на основе немногочисленных предписаний священных источников сумела сформулировать принципы организации и функционирования исламской власти. В результате этих усилий появилась концепция халифата как исламского государства. В концентрированном виде она изложена в классическом трактате «Властные нормы и религиозные полномочия», принадлежащем перу выдающегося мусульманского правоведа Абу аль-Хасана аль-Маварди (974–1058). В этом произведении халифат определяется как преемственность пророческой миссии по охране религии и управлению мирскими делами. Кстати, сам термин «халифат» в переводе с арабского означает «преемственность».

Аль-Маварди обосновал принцип необходимости учреждения исламской власти, сформулировал условия, которым должен удовлетворять правитель, а также описал процедуру занятия его поста. Он суммировал требования, предъявляемые к когорте знатоков ислама и шариата, которые избирают властителя. Вместе с тем ученый предусматривал возможность передачи власти путем назначения правителем своего наследника. Было зафиксировано, что в одной стране может быть только один имам (халиф). Аль-Маварди составил четкий перечень из десяти его полномочий, разделив их на религиозные и политические, а также описал структуру государственного механизма и виды различных министерств (везиратов).

Однако главной заслугой Аль-Маварди исламская традиция считает разработку неизменных базовых основ халифата, которые раскрывают самое существенное в природе исламской власти. К ним прежде всего относится принцип консультации при занятии поста халифа (главы исламского государства) и осуществлении им своих полномочий. Считается, что общину мусульман в их отношениях с халифом представляет коллегия знатоков шариата, на которую возлагается три основные функции: одобрение кандидатуры претендента на пост главы государства, консультирование халифа и контроль над осуществлением им власти на основе шариата.

К ключевым началам халифата относится также процедура «байа» («мабайаа») — заключение своеобразного договора между халифом и общиной мусульман, в соответствии с которым подданные присягают правителю и обещают подчиняться его власти, а халиф обязуется осуществлять власть в соответствии с шариатом. Наряду с отмеченным выше функциональным определением халифата, современная исламская правовая мысль выделяет институты консультации и «байа» в качестве центральных в своем подходе к халифату.

Важно подчеркнуть, что обоснованное Аль-Маварди понимание халифата представляло собой идеальную модель государства, как бы обращенную в прошлое. Она в известной мере отражала практику начального периода становления исламской власти, когда после смерти Пророка Мухаммада во главе мусульман стояли так называемые праведные халифы (632–661). Но уже государство Омейядов (661–750) существенно отличалось от той модели халифата, которую значительно позднее теоретически осмыслил Аль-Маварди. Не случайно исламская правовая наука отмечает прозорливость Пророка Мухаммада, говорившего: «Халифат по пути пророчества продлится тридцать лет, а затем Аллах вручит власть тому, кому пожелает». При этом арабский термин «мульк», который используется в данном высказывании, означает отнюдь не любую власть, а именно владычество монархического характера.

Такую трактовку детально обосновал Ибн Халдун. В своем труде «Мукаддима» он писал, что халифат представляет собой руководство людьми в соответствии с шариатом в их небесных и земных делах, относящихся к власти, поскольку все земное у Аллаха восходит к интересам потустороннего мира. Поэтому на самом деле халифат означает преемственность от Владыки шариата (т.е. Аллаха) в охране религии и руководстве земными делами. В отличие от халифата, царское владычество (мульк), будь оно естественным или политическим, выступает как руководство людьми в соответствии с прагматическими целями правителя, его страстями, рациональным осмыслением защищаемых интересов и отвергаемого вреда.

До середины XIII в. прямым преемником власти праведных халифов был халифат Омейядов и Аббасидов, сохранявший некоторые внешние признаки идеального исламского государства. Однако с течением времени классическая концепция халифата все заметнее расходилась с реально существовавшим механизмом власти в мусульманском мире, хотя формально халифат сохранялся. В Средние века миссию представлять его взяла на себя Османская империя. Арабские правители, проигравшие в соперничестве с ней, были вынуждены отказаться от претензий на халифат, в результате чего османский султан получил титул халифа. К тому же в XVI в. большинство арабских стран вошли в состав Империи и признали верховную власть султана. Такая историческая метаморфоза детально прослежена в произведении выдающегося отечественного востоковеда В.В. Бартольда.

В качестве института, имеющего религиозные основания и поэтому формально объединявшего всех мусульман, халифат номинально сохранялся до начала XX в. После распада Османской империи по окончании Первой мировой войны он превратился в чисто декоративный институт и в марте 1924 г. был официально упразднен. С этого момента халифат перестал существовать как политическая реальность.

Возрождение халифата как идея и политическая программа

Идею возрождения халифата продолжали отстаивать немало его сторонников. Среди энтузиастов такого проекта оказались в первую очередь те, кто видел в халифате единственную возможность сохранить религиозно-политическое единство мусульман. Даже накануне падения халифата с ним связывали будущее мусульманского мира и его процветание некоторые крупные исламские деятели. К таковым, например, относится российский мусульманский богослов-просветитель Муса Джаруллах Бигиев (1873–1949). В начале 20-х годов XX в., оценивая неутешительные для мусульманских народов итоги Первой мировой войны и сохраняя веру в идеальный халифат, он писал, что этот институт представляет собой высшую политическую (мирскую) власть в исламском мире, которая служит мощи государства, интересам нации и процветанию страны. Халифат не означает господства правителя, тирании или монархии. Это главенство мусульманской общины и ее независимость. Халифат не является агрессивным государством, а является системой власти, нацеленной на сохранение ислама, поддержание благополучия и самостоятельности мусульман.

М. Бигиев связывал такие качества халифата с выполнением одного непременного условия — претворением шариата. С этой целью он призывал турецкие власти положить предписания шариата в основу всего принимаемого законодательства. На взгляд ученого, уважение к халифату всех мусульман может быть достигнуто только таким путем. Он наивно полагал, что обращение к шариату поможет предотвратить революционную катастрофу и избежать соблазна искать решение политических и социальных проблем не в основах ислама, а в чуждых мусульманам источниках. Не дожидаясь революционных потрясений, полагал М. Бигиев, следует систематизировать и претворять на практике положения шариата ради обеспечения прав и достоинства человека. Лишь в этом случае халифат сохранится и станет образцом цивилизованности.

Призывы М. Бигиева и его единомышленников не были услышаны, а судьба халифата была решена. Примечательно, что в 1926 г. в Каире прошел форум с участием 38 видных мусульманских деятелей, которые обсуждали этот вопрос, но не пришли к согласию относительно воссоздания халифата. Очевидно, главной причиной явилось то, что в это время мусульманские (прежде всего арабские) страны стремились обрести национальную независимость, поэтому националистические настроения явно превалировали над идеей мусульманского единства.

После отмены халифата и провозглашения Турции республикой страна встала на путь, прямо противоположный тому, о котором писал М. Бигиев. Вместо обращения к истинам ислама, светская власть полностью отказалась от шариата, заменив его законодательством европейского образца.

Понятно, что на ликвидацию халифата не могла не отреагировать исламская политико-правовая мысль. При этом ее видные представители придерживались самых разных подходов к халифату, нередко прямо противоположных. Например, крупный либеральный мусульманский ученый и теолог Рашид Рида незадолго до упразднения халифата опубликовал книгу «Халифат, или Великий имамат», в которой изложил в сжатом виде теорию халифата как идеальной власти по сравнению с утвердившимися к тому времени в мусульманском мире государственными институтами. Весь тон этого труда был настроен на показ превосходства халифата в сравнении с иными государственными формами.

Ностальгии по халифату оппонировал ставший впоследствии знаменитым трактат Али Абдель Разика «Ислам и основы власти». Автор, преподаватель крупнейшего в мире мусульманского университета Аль-Азхар, доказывал, что в исламе нет какой-либо определенной модели власти. По его мнению, исламские принципы могут практически осуществляться при любой государственной организации, поскольку главное в них — содержание, а не форма.

После отмены халифата реальные попытки его восстановления на протяжении почти целого столетия не предпринимались. Однако тема халифата никогда не сходила с политической сцены мусульманских стран. В частности, цель построения халифата предусматривали программы целого ряда исламских политических организаций, движений и партий. Например, созданная в 1928 г. в Египте группа «Братья-мусульмане» (запрещённая в России террористическая организация) своей основной целью считала формирование исламской власти, осуществляющей полномочия в соответствии с шариатом и стремящейся к объединению всех остальных мусульманских государств ради создания халифата в границах от Индонезии до Испании.

Пожалуй, в наиболее последовательном виде программную цель создания халифата преследует Партия исламского освобождения (Хизб ут-Тахрир аль-Ислами, запрещённая в России террористическая организация), возникшая в 1953 г. Ее идейные установки детально изложены в трактатах крупнейшего теоретика халифата Таки ад-Дина ан-Набхани, который, придерживаясь крайне консервативного понимания халифата, разработал даже проект конституции современного исламского государства. Показательно, что, по его мнению, мусульмане обязаны установить и признавать власть только одного халифа.

Напомним также, что одна из крупнейших современных мусульманских террористических организаций «Аль-Каида» (запрещённая в России террористическая организация) тоже была настроена на учреждение исламского государства. Правда, об объявлении халифата речь не шла. Такой подход можно сравнить с движением «Талибан» (запрещённая в России террористическая организация), которое в 1996–1999 гг. находилось у власти в Афганистане. Весьма символично, что в то время его лидер Мулла Омар не был объявлен халифом, а носил титул «Амир аль-Муминин» (Эмир правоверных).
IQ

Источник

Исламский халифат: что это такое?

халифат что это такое в современном мире. Смотреть фото халифат что это такое в современном мире. Смотреть картинку халифат что это такое в современном мире. Картинка про халифат что это такое в современном мире. Фото халифат что это такое в современном мире

Воинствующая группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ISIL) заявила о создании Исламского халифата на захваченных ею территориях Сирии и Ирака. Каково нынешнее и историческое значение этого события?

Группировка «Исламское государство Ирака и Леванта» (ISIL, также известная как ISIS) официально заявила о создании нового «халифата», или Исламского государства, на захваченных ею некоторых территориях Сирии и Ирака.

В то же время из названия группировки удалены слова Ирак и Левант. Теперь она называется просто «Исламское государство». «Халифом» провозглашен лидер группировки Абу Бакр аль-Багдади. «Исламское государство» призвало мусульман всего мира («умму»), в их числе и членов соперничающих воинствующих группировок, присягнуть в верности халифу.

Исламисты давно мечтали о воссоздании халифата, который на протяжении 1 400 лет существования ислама в той или иной форме управлял Средним Востоком, значительной частью Северной Африки и другими территориями.

Что такое халифат?

По-арабски «халифат» означает «правление под руководством халифа». Халифат был создан в седьмом веке после смерти основателя ислама пророка Мухаммеда. Слово «халиф» происходит от арабского слова, означающего «преемник» Мухаммеда. Халиф являлся главным религиозным и политическим лидером Исламского государства. Он считался духовным лидером мусульман всего мира. Его также называют Амир аль-муминин, или «повелитель верующих».

Временные границы существования

Праведный (рашидун) халифат (632—661 годы) был создан после смерти Мухаммеда. Слово «рашидун»( арабское «праведный»), согласно суннитскому исламу, относится к четырем первым халифам Праведного халифата — Абу Бакру, Умару, Усману и Али.

халифат что это такое в современном мире. Смотреть фото халифат что это такое в современном мире. Смотреть картинку халифат что это такое в современном мире. Картинка про халифат что это такое в современном мире. Фото халифат что это такое в современном мире

После первых четырех халифов халифатом управляли различные династии, такие как Омейяды (661—750) и Аббасиды (750—1258). После монгольского вторжения халифат утратил свое влияние. С 1453 по 1923 год титулом и правами халифа владели османские султаны. В 1924 году халифат был упразднен первым президентом Турции Мустафой Кемалем Ататюрком.

Дальнейшие попытки воссоздания халифата не увенчались успехом в связи с внутренними распрями между политическими лидерами мусульман.

Оспаривался ли титул халифа?

Старший преподаватель ислама в лондонском Кингс-колледже доктор Карул Керстен считает, что, в отличие от шиитов, сунниты отдавали предпочтение халифату как модели политической организации.

Шииты считали, что преемник пророка Мухаммеда должен был происходить из его семьи. Единственным законным, по мнению шиитов, преемником Мухаммеда был Али, приходившийся пророку двоюродным братом и зятем.

Однако, согласно суннитской традиции, правление было выборным. Поэтому Али являлся четвертым халифом после Абу Бакра, Умара и Усмана.

«(Приверженцы) назвали Али не халифом, а имамом. И после этого шииты признавали преемственность имамов, а не халифов», — считает Керстен.

Борьба за халифат существовала на протяжении почти всей его истории существования, даже под властью суннитов. На титул претендовали соперничающие династии Испании и Египта.

Каково значение заявления ISIL?

По мнению многих аналитиков, заявление об учреждении халифата является попыткой группировки узаконить свое положение после захвата огромных территорий Ирака.

халифат что это такое в современном мире. Смотреть фото халифат что это такое в современном мире. Смотреть картинку халифат что это такое в современном мире. Картинка про халифат что это такое в современном мире. Фото халифат что это такое в современном мире

Керстен считает, что, предлагая «подлинную, истинную и альтернативную исламскую политическую систему», ISIL внесет неопределенность в нынешнее положение границ на Среднем Востоке.

«Провозглашая халифат, они желают укрепить и утвердить свои намерения установить над этой территорией политический контроль, отличающийся от модели национального государства, согласно которой функционирует современная международная система», — считает Керстен.

Керстен отмечает, что дата провозглашения халифата в первый день священного для мусульман месяца Рамадан не случайна. «В это время года мусульмане выражают повышенное чувство религиозности, так что это очень влиятельная дата».

Согласно ожиданиям, мало кто на Среднем Востоке признает халифат ISIL.

Притязания экстремистской группировки на халифат могут также оказать влияние на международное джихадистское движение, в особенности на будущее «Аль-Каиды». В результате разногласий с руководством ISIL в Сирии, «Аль-Каида» от этой группировки отреклась.

На протяжении долгого времени «Аль-Каида» стояла во главе джихадистского движения. Однако ISIL сумела осуществить на территории Сирии и Ирака то, что «Аль-Каиде» не удалось, — завоевать и взять под контроль большой участок территории на Среднем Востоке.

Провозглашение халифата является также, по мнению Керстена, и прямым вызовом арабским государствам Персидского залива, особенно Саудовской Аравии.

«Несмотря на свою поддержку организациям, подобным ISIL, Саудовская Аравия вряд ли отнесется к этому с одобрением. Король Саудовской Аравии даровал себе титул «хранителя двух святынь» (две священные мечети в Мекке и Медине), что практически является альтернативой титулу халифа».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *