хаб что это значит в логистике
Логистическое плечо (часть 2)
Хаб – это логистический центр, в котором осуществляется перевалка груза с одного вида транспорта на другой (с морского или воздушного судна на ж.-д. или автомобильный транспорт, и наоборот).
В связи с тем, что мультимодальные хабы расположены в близи от грузовых терминалов морских портов и аэропортов, перевалка грузов происходит также на их территории.
Стоимость перевозки определяется ставками тарифа или фрахта.
Тариф – заранее объявленная цена услуги, чаще применяются в линейном морском судоходстве, ж/д и авиаперевозках.
Помимо линейных морских (контейнерных) перевозок существуют трамповые морские перевозки массовых грузов (зерно, уголь, руда, нефть, удобрения, металл, лес, сахар, цемент и т.п.)
В отличие от линейных перевозок (где цена перевозки заранее определена), цена трамповых перевозок (ставка фрахта) определяется биржей или от ТЧЭ (тайм чартерного эквивалента).
Более подробно о ценообразовании перевозок см. по ссылкам:
смешанным транспортом можно на сайте https://isales.trcont.com/.
Ставки морского фрахта на основные торговые направления ежедневно публикуются Балтийской биржей морских перевозок через индекс Baltic Dry (https://ru.tradingeconomics.com/, https://www.balticexchange.com/).
Ставки воздушного фрахта на основные направления грузовых авиаперевозок еженедельно публикуются через индексы TAC Freight, TAC Space и TAC Energy (https://www.tacindex.com/, https://www.balticexchange.com/)
Также стоимость морского фрахта в рублях можно определить с использованием калькулятора на сайте https://seafreightrates.ru/.
Линейные морские перевозки
Список крупнейших морских портов мира, их контейнерный грузооборот в 20-футовом эквиваленте (TEU или twenty-foot equivalent unit), подключение портов к наземным объектам, торговые пути и статистика мировой торговли представлены на сайтах:
Ежемесячный перечень 100 крупнейших морских контейнерных перевозчиков, их грузооборот в TEU и валовый тоннаж в дедвейтах (DWT), иные объемные данные рынка морских перевозок представлены на сайтах:
Грузовые авиаперевозки
Список самых загруженных грузовых аэропортов мира исходя из тоннажа грузооборота ежегодно публикуется Международным советом аэропортов (Airports Council International или ACI; https://store.aci.aero/).
Данные о 10 крупнейших грузовых аэропортов мира за 2014 и 2017 годы см. на сайте https://nonews.co/.
Международные газовые хабы
Международная торговля газом на рынках Западной Европы, Восточной Азии в значительной степени основана на двусторонних долгосрочных контрактах.
Если страны региона не имеют или почти не имеют собственной добычи, они вынуждены сосредоточиться на стабильном обеспечении импортных поставок трубопроводного или сжиженного природного газа.
Хотя большинство поставок СПГ в регион осуществляется на основе долгосрочных контрактов, дефицит газа, образующийся в период пикового потребления зимой, восполняется за счет спота (покупки на бирже).
Цены на такие контракты как правило основаны на формуле индексации к сырой нефти или определяются биржей (хабом) путем балансировки спроса и физического предложения
(https://www.researchgate.net/).
Ликвидность газового хаба
Развитость и ликвидность газового хаба характеризуются несколькими объективными критериями:
количеством участников торгов и совершенных сделок,
разнообразием предлагаемых торговых продуктов,
разницей между ценой спроса и предложения (Bid-offer spread),
объемом портфеля заказов (Order book volume),
ценовой чувствительностью портфеля заказов (Order book price sensitivity),
Производным от объемов торгов является соотношение торгуемых (бумажных) и физических товарных поставок (churn-rate), иными словами — сколько раз была перепродана единица газа на данной площадке.
Если этот показатель превышает 15, площадка считается ликвидной и способной формировать адекватные рыночные цены (https://www.vedomosti.ru/).
Самыми ликвидными газовыми хабами в мире являются:
Henry Hub (физический хаб недалеко от города Эрат, штат Луизиана;
Другими основными газовыми хабами Европы являются:
Ценообразование нефтяных фьючерсов на WTI и Brent
Аналогично газовым хабам на бирже NYMEX фьючерсы на нефть эталонной марки WTI устанавливаются на поставки до хабов в Кушинге, штат Оклахома, США, т.е. определяются исходя из объемов физического предложения сырой нефти в этих хабах.
Фьючерсы на нефть эталонной марки Brent представляют практически тот же продукт по составу.
Длительное время разница между их ценами была невелика. Обычно Brent торговалась на 1—4 доллара США за баррель ниже, чем WTI, из-за более высокой стоимости доставки до США.
Однако с 2011 года паритет изменился, и Brent стала торговаться с премией к ценам WTI.
Что такое логистический хаб: примеры и отличия от складов
Ежедневно в мире обрабатывают, принимают и отправляют миллионы грузов. Динамика импорта-экспорта постоянно растет. Чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, компаниям нужно увеличивать пропускную способность складов.
Чтобы укрепить логистическую систему, в европейских странах строят огромные индустриальные парки. Это склады с огромной площадью, которые обрабатывают большие объемы грузов.
В этой статье мы расскажем, что такое логистический хаб, чем он отличается от обычных складов и почему компаниям выгодно инвестировать в строительство огромных индустриальных логистических парков. Также покажем несколько примеров.
Что такое логистический хаб?
Логистический хаб — это огромный “город из складов”, где выполняют весь комплекс операций по обработке грузов. Некоторые логопарки способны обрабатывать более 1 миллиона TEU (двадцатифутовый эквивалент, единица для измерения вместимости транспорта). Один логистический хаб может занимать территорию площадью более 1 миллиона квадратных метров. Строительство крупных логистических комплексов — тенденция, которая получила большую популярность во многих странах мира.
Логопарк объединяет грузовые потоки, — товары здесь хранят, обрабатывают и перераспределяют по другим складским комплексам. Еще одна отличительная черта — возможность отгружать продукцию с разных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, авиа), и загрузить товары. Услуги, которые непосредственно связаны с эффективным управлением товарно-материальными запасами, — доставка, растаможка, хранение груза, — проводятся на месте.
Логистический хаб — это целый городок с производственными помещениями для товарной продукции, ремонтными зданиями для грузового автотранспорта, терминалами, таможенными участками, фасовочными цехами, парковкой, офисными помещениями и так далее. Инфраструктуру логопарков разрабатывают под специфику бизнеса.
Крупнейшие логистические компании мира проектируют логистические комплексы площадью до нескольких миллионов квадратных метров. В Европе расходы на строительство и содержание подобных объектов достигают 3 миллиардов долларов. Центры располагаются в зонах ближайших аэропортов, портов, местах концентрации производств, основных магистралей или на их пересечении.
Чем логистический хаб отличается от склада
На первый взгляд, функции склада и логистического хаба одинаковы. Однако с точки зрения управления цепочками поставок, это совершенно разные структуры. Главные отличия:
Как видно, логистический хаб — это не просто склад, а целый город, обустроенный под нужды компаний и эффективного управления цепочками поставок.
Как мультимодальные хабы оптимизируют цепочки поставок
Сегодня в некоторых странах, в том числе и Украине, есть проблема с загруженностью транспортных путей. Большие потоки фур курсируют по дорогам и доставляют продукцию по складам.
Как показывает практика основных европейских стран, строительство транспортно-логистического хаба — хороший вариант решения проблемы. Как правило, логопарки строят вдали от городов. Это помогает консолидировать транспорт в одном месте и разгрузить автомобильные магистрали.
Для компаний строительство логистического хаба — это возможность создать единый кластер и объединить усилия. Таким образом, каждый участник сети получает одинаковую загруженность. Благодаря консолидации расходы распределяются равномерно между компаниями. Таким образом, затраты снижаются для каждого участника.
Примеры логистических хабов
Логопарки активно развиваются в европейских странах. Мы собрали 3 примера реализации мультимодальных хабов в Великобритании, Германии и Украине.
Пример № 1. Magna Park в Великобритании
Логистический хаб Manga Park основали еще 1987 году. Раньше на территории застройки находился аэродром. Его использовали в военных целях во время Второй Мировой Войны. Позже территорию переоборудовали в площадку, где проводили испытания гражданских самолетов.
Сейчас Manga Park занимает территорию более 550 акров (около 2,2 миллионов квадратных метров). У логистического хаба очень выгодное расположение — он находится в области “Золотого треугольника”, возле основного транспортного узла страны.
Сейчас территорию логистического хаба арендуют 29 компаний. Они занимают площадь в 32 зданиях. Это более 700 тысяч квадратных метров. Среди арендаторов — крупнейшие компании, — DHL, Toyota, ASDA и другие.
Пример № 2. Логистический хаб DHL в Лейпциге
Новым центром транспортной логистики в Европе стал порт DHL в Лейпциге. DHL Express имеет стратегию на открытие таких логических комплексов до 2025 года. Компания намерена увеличить производительность сети для доставки международных грузов.
Сортировочной линией в выше указанном логистическом хабе управляет система распределения с собственным программным обеспечением DHL, которая информирует о номере посылки и отслеживает ее локацию. До погрузки она попадает в сканирующее устройство 4 раза.
Десятки самолетов в день отвозят заказы в разные концы мира. Всеми операциями на месте управляет диспетчерский центр Network. В международном логистическом хабе, кроме подъемников и лифтов, работники используют велосипеды и самокаты, чтобы передвигаться по терминалу.
Пример № 3. “Сухой порт” в Одессе
Хотя в Украине логистические хабы только начинают развиваться, уже можно привести примеры. Один из них — одесский “Сухой порт”.
В 2005 году компания “Евротерминал” получила поддержку Европейского Банка Реконструкции и Развития, построив логистический центр. “Сухой порт” — это территория площадью 42 гектара (420 тысяч квадратных метров).
“Сухой порт” дает возможность доставлять грузы сразу несколькими видами транспорта — морским, автомобильным и железнодорожным. На территории логистического центра находятся склады для хранения контейнеров, транзитная площадка, склад временного хранения, комплекс обработанных сборных грузов и другие помещения. Рядом находится Одесский порт.
Таким образом, “Сухой порт” — это решение, где можно проводить весь комплекс логистических операций и удобно перевозить грузы в Одесский порт. При этом путь грузового транспорта не пересекается с магистралями города.
Кроме того, в феврале 2021 года компания “Смарт Холдинг” заявила, что планирует построить логистический хаб в Николаеве. Он будет находиться на территории бывшего судостроительного завода. Это свидетельствует о том, что украинский бизнес нуждается в комплексных логистических решениях.
Выводы
Европейские страны активно наращивают объемы импорта-экспорта. Поэтому возникает потребность в строительстве огромных логистических хабов, которые консолидируют всех участников цепочки поставок.
Логистический хаб — это масштабный складской комплекс, где можно обрабатывать огромные объемы грузов (некоторые логопарки способны принимать более 1 миллиона TEU). В отличие от стандартных складов, логопарки — это целые города, оборудованные под потребности логистики. Тут могут находиться помещения для хранения, таможенные терминалы, ремонтные парки для автомобилей, фасовочные цехи. Инфраструктуру разрабатывают с учетом потребностей компаний.
Строительство мультимодальных парков позволяет разгрузить основные автомагистрали, распределить нагрузку всех участников цепочки поставок, снизить таможенные платежи и оптимизировать импортно-экспортные операции.
От хламовника до хаба: как оценить уровень своего склада
Определите, каким складом вы управляете
Александр Мокеев – эксперт по синхронизации развития логистики и компании, 17 лет отработал на руководящих должностях в международных сервисных логистических компаниях (TNT Express, EMS и др.).
«Добрый день, коллеги, меня зовут Александр Мокеев.
Темой мой публикации станет склад, который я считаю уникальным местом в любой компании. Ведь это центр синхронизации входящих и исходящих материальных потоков, место генерации уровня сервиса для клиентов и поставщиков. Может быть поэтому любое развитие компании так или иначе зависит от развития склада.
Основными функциями логистики склада, являются:
Правильно организованный склад позволяет оптимизировать затраты логистической системы, повысить эффективность управления запасами, скорость и точность выполнения задач, а также сохранность товаров. Неэффективный склад ведет к образованию пересортицы, затариванию, порче товаров, срыву сроков поставок и штрафным санкциям.
Поэтому в своем материале я постараюсь ответить на следующие вопросы:
Раз, два, три… На каком же складе вы?
Исследуя проблему последовательности шагов для развития склада я разработал шкалу уровней склада. Ее логика проста: повышения уровня развития склад добивается путем устранения более сложных видов потерь.
Существует три вида складских потерь и у каждой своя сложность устранения:
1. Потери ожидаемого качества работы склада.
Это сбои, задержки и ошибки при отгрузке клиентам, при приемке грузов, при передаче продукта для нужд производства.
2. Потери рабочего времени сотрудников склада и складского оборудования.
Это оплачиваемые компанией простои работников склада и складского оборудования.
3. Потери денег на содержание склада.
Это лишние расходы на содержание склада, затраты на оплату труда и эксплуатационные материалы.
Диагностировать состояние своего склада можно единожды. Однако потом необходим периодический мониторинг по ключевым складским индикаторам.
Зачем это нужно компании? Может оказаться, что склад не настроен на текущую потребность бизнеса. В результате чего будут недовольны клиенты и поставщики. Приведу пример. Любому водителю нужна адекватная его потребностям машина. Нельзя быстро поехать на «УАЗике» или форсировать реку на Ferrari. В этой аналогии склад – это машина, а водитель – бизнес компании.
Как я уже говорил, чтобы определить уровень развития своего склада – нужна диагностика, которая позволит оценить работу при помощи шкалы ключевых складских индикаторов. Для этого нужно измерить значение индикатора и сравнить факт с принятым значением отраслевой нормы. Обычный срок мониторинга показателей для получения релевантных фактических значений для анализа – от трех календарных месяцев.
В итоге появится понимание: какие складские потери уже устранены, а какие ждут своей очереди.
Различают три группы ключевых складских индикаторов. Нормативные значения этих показателей могут быть разными в разных отраслях в силу специфики операций.
В этой статье я буду использовать примерные нормативные значения для дистрибьюции не продовольственных товаров длительного использования.
Группа №1 – группа для измерения потерь ожидаемого качества. Она состоит из трех показателей:
Группа №2 – группа для измерения потерь времени. Она также включает в себя три основных показателя:
Группа №3 – группа для измерения потери эффективности работы склада, которые в свою очередь состоят из четырех основных показателей:
Далее я подробнее расскажу о каждом уровне развития склада, а вы, уважаемые читатели, с помощью таблиц сможете определить – каким складом управляете!
Уровень #1 – склад-хламовник
При всех своих недостатках он вполне подходит для начального уровня развития компании. На этом этапе бизнес ищет свою рыночную нишу и провалы в работе склада нивелируются быстротой реакции на исправление.
Самым запоминающимся складом-хламовником в моей практике был гараж нашего соседа – дяди Миши, который ни с того ни с сего решил открыть бизнес по перепродаже сантехники.
Для того, чтобы определить уровень развития склада ознакомьтесь с таблицей ниже.
Основные складские индикаторы, чтобы выявить потери ожидаемого качества работы склада
Если фактические значение для склада ниже условно нормативных значений индикаторов, ваш склад не прошел переходный период и пока еще находиться на первом уровне развития. Если показатели выше, вы управляете складом-хранилищем.
Уровень #2 – склад-хранилище
Эти атрибуты связаны с новыми ожиданиями бизнеса компании, который подрастает и находит свою рыночную нишу. В этой ситуации сотрудники смежных подразделений и клиенты хотят от склада предсказуемого качества его работы без ошибок. На этом этапе уже устранен пересорт, документы оформляются правильно. Склад завершает свои операции в ожидаемое время. Клиенты и поставщики довольны.
К складам-хранилищам относится большинство складов производственных компаний, которые организуют аккуратные, но мало сведущие в складских бизнес-процессах люди.
Уровень #3 – склад-терминал
Это склад, на котором устранены потери ожидаемого качества, а также потери времени работы сотрудников и складского оборудования.
К основным причинам потери времени относятся:
1. Переизбыток складского персонала. Когда людей больше, чем требует для осуществления тех или иных операций.
2. Рассинхронизация работы смежных складских участков. В данном случае работники с одного участка будут простаивать без работы в ожидании завершения работы коллег со смежного участка.
3. Замедление рабочих операций из-за неэффективного выбранной технологии того или иного складского процесса.
4. Потери времени на «лишние» складские операции. Обычно это сортировка, перемещение товаров, разного рода проверки.
Приведу пример из практики. На складе одной компании я наблюдал удручающую ситуацию, когда из 100% своего рабочего времени сотрудники, занимающиеся размещением входящего товара, теряли половину. Так как 30% времени они тратили на поиск свободной ячейки для размещения, еще 15% ждали завершения процесса выгрузки товара и 5% стояли в очереди на печать документов, необходимых для размещения.
Требования по устранению этих потерь обычно возникают, когда компания быстро растет в ассортименте и в географии продаж. То есть когда требования к производительности склада, которая называется иногда пропускной способностью, увеличиваются от месяца к месяцу. В этой ситуации обычный линейный способ роста пропускной способности, когда нанимаются новые люди и новые складские помещения, уже не подходит.
Определить принадлежность своего склада к уровню #3 можно с помощью таблицы ниже. Если показатели в норме, вы обладаете складом-терминалом.
Основные индикаторы, чтобы выявить потери времени складских сотрудников
Уровень #4 – склад-хаб
На этом уровне устранены потери ожидаемого качества, потери времени работы сотрудников и складского оборудования, а также устранены неэффективные затраты
Различают три вида неэффективных затрат:
1. Затраты на содержание склада, площадь и объем которого используется не эффективно либо не энергоэффективно. Энергонеэффективность означает, что расходы на тепло, свет и коммунальные платежи на содержание склада выше аналогичных расходов, зафиксированных у других схожих компаний.
2. Затраты на оплату труда сотрудников. Неэффективность может возникать, когда мы платим выше принятого в рынке стандарта либо содержим не оптимальное количество людей в складской команде.
3. Затраты на эксплуатационные материалы.
Требование устранить неэффективные затраты продиктовано ожиданиями как правило крупного бизнеса, прошедшего стадию экспансии. Бизнес, который не может себе позволить лишние расходы на свое содержание.
Яркими примера складов-хабов являются объекты таких компаний, как Alidi, Ozon, Emex.
Определить принадлежность своего склада к уровню #4 можно с помощью таблицы ниже. Если показатели в норме, вы управляете хабом.
Ключевые складские индикаторы для выявления потерь эффективности работы склада
Наглядный вывод
Итак, с помощью четырех уровневой шкалы развития склада можно самостоятельно диагностировать уровень вашего объекта и сфокусировать усилия на улучшении.
Для наглядности мы составили сводную таблицу, в которой сгруппировал все ключевые индикаторы развития. Используйте и желаю отличного результата!
Newsklad рассказал чем отличается склад от хаба
Оборот товаров непрерывно растет во всем мире. Для того чтобы не потерять конкурентоспособность, крупные европейские и американские компании строят склады огромной площади, способные обрабатывать непрерывные объемы товаров. Такие объекты получили название – хаб.
Логистические хабы представляют собой целые комплексы складских площадей, объединенные на одной территории. Площадь таких объектов может превышать миллион квадратных метров. Строительство хабов смело можно назвать новой общемировой тенденцией в сфере складской недвижимости, сообщает Newsklad.
Главная задача таких логистических объектов – это хранение, обработка, сбор заказов, перенаправление товаров на другие склады. Самое важное для логистики преимущество хабов – это возможность принимать заказы с любого вида транспорта. Они строятся чаще всего в близи крупных транспортных узлов, объединяющих аэропорты, железнодорожные пути и крупные автомагистрали. Именно здесь происходит и растаможивание товаров, пришедших из-за границы.
Хабы представляют собой своего города складские городки, где сосредоточены склады, производственные помещения, парковки, ремонтные мастерские, таможенные терминалы, помещения, предназначенные для офисных работников и цеха фасовки.
Хабы отличаются от складов не только размерами, но и комплексом операций. Если на складе в основном занимаются разгрузкой, приемкой, хранением и комплектацией заказов, то функции хабов намного шире.
Пропускная способность мегаобъектов хранения так же намного выше. Хабы могут обеспечить надежное хранение товаров различных категорий, требующих поддержания особых температурных условий.
Локацию для строительства хабов выбирают куда более тщательно, так как важно выбрать место на пересечении нескольких различных транспортных потоков.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.