фриганы это кто такие
Кто и зачем ходит на помойки за едой: гонзо-репортаж Миланы Логуновой
Фриганы – это собиратели еды с официально истекшим сроком годности, но, на их взгляд, еще вполне пригодной к употреблению. О своем опыте фриганства рассказала журналистка Милана Логунова.
По дороге из дома я вылавливаю стоящего около метро парня и спрашиваю, взял ли он вместительный шопер. Я рассказываю, что меня бесит культура массового потребления, пока мы не доходим до ближайшей мусорки. Включаю на мобильнике фонарик и свечу на 20-литровые пластиковые мешки. В воздухе стоит приятный запах пыли и картона, а также привкус свежевыброшенной картошки и тонкое очарование моего превосходства.
Я нашла этого парня в дейтинг-приложении. «Проведем с тобой свидание на помойке» – значится в моем профиле вместе с упоминанием о том, что я гонзо-журналистка. Большинство молодых людей знают из СМИ о фриганстве – им интересно такое попробовать. Когда люди о таком слышат, они представляют себе человека, который пробирается через использованные прокладки или заплесневелый растекшийся майонез. Ничего подобного, скажу я вам. Все, что от меня требуется, — это раскрыть специально оставленный работниками «Прайма» пакет, достать оттуда самые вкусные просроченные герметично упакованные сэндвичи и овсяные каши, после чего прибрать за собой и тихо пойти мыть и разбирать добычу.
Тем не менее у парня культурный шок. Он лишь держит для меня приоткрытый шопер и старается не смотреть в помойку, из которой я перекладываю еду. Парень задает мне вопросы. «Как давно ты фриганишь?», «Ты делаешь это одна или всегда с кем-то?», «В мусорке можно найти что угодно?» В его голосе слышен ужас и восторг одновременно. Я говорю: «В сентябре мы с друзьями нашли банку черной икры». Сегодня он будет помогать мне расфасовывать еду в холодильнике, но после долгой торговли с собой сам попробовать ее откажется, и больше мы никогда не встретимся.
Интересный факт: одни люди с особым рвением пожирают еду с помоек, будто это некий клад, который необходимо быстро употребить. Другие же после такой вот вылазки смотрят на фригу с отвращением. В сексологии существуют исследования, которые объясняют, почему в эротическом состоянии человеческие выделения кажутся нам возбуждающими. Все дело в SIS и SES – системе сексуального подавления и системе сексуального возбуждения. Если у человека второе достаточно чувствительнее первого, то в романтизированной ситуации тошноты не возникнет – хоть это пот, хоть фекалии. С фриганством происходит примерно то же самое.
Раз в неделю я беру новобранца из дейтинг-приложения на фригу. Можно считать это конкурсом.
Другой интересный факт: существует множество групп и чатов в социальных сетях, посвященных фриганству. Каждый день туда пишут молодые мальчики и девочки, которые умоляют рассказать им секреты этого движения, взять с собой или хотя бы дать адрес хорошей помойки. Ирония заключается в том, что никаких секретов не существует. Ты просто идешь на любую помойку, которая находится возле супермаркета или кафе с готовой едой, ждешь закрытия и, не привлекая внимания, забираешь все еще приятно выглядящую еду. Конечно, бывают излюбленные кем-то точки, где по какой-то причине пригодной пищи особо много, но эти точки меняются из месяца в месяц. Не существует ничего вечного.
Каждый раз, когда я ночую у своего друга Андрея в Кузьминках, мы заходим на фригу. Это занимает около 20 минут. Андрей знает, что возле ближайшего супермаркета просрочку выносят в 11 часов вечера. Мы подходим примерно в 11. Курим в ближайшем парке и ждем работника с двумя мусорными мешками. Когда тот уходит, мы открываем эти мешки и выбираем то, что нравится. У Андрея все хорошо с деньгами – у него есть работа, съемная квартира и оригинальные новые adidas, – но нам все равно нравится вытаскивать замороженные пельмени, булки и йогурты из мусорки.
Часто фриганы говорят «я фриганю столько-то лет», как будто это какой-то стаж. Посмотрела бы я на бездомного, которому в «Ночлежке» дают медаль за пять лет фриганства. Я начала фриганить полгода назад, когда познакомилась с парнем, чья кличка – Московские Помойки. Он администратор нескольких групп. Его фриганство было похоже на миссии в GTA. Он мог написать: «Лана, ты будешь сегодня с нами фриганить?» Если я отвечала «да», он скидывал мне геолокацию, в которой я должна была быть через 20 или 30 минут, а также контакты моего напарника. После вылазки мы собирались в одной квартире и раскладывали перед собой еду всех команд. Я говорю в прошедшем времени, потому что Московские Помойки больше не фриганит. Недавно он мне сказал: «Мне больше не интересно. Я во фриганстве уже всего добился». Всего – это от дачи интервью телевизионщикам до драк с бездомными за еду.
Забавно, что фриганство появляется тогда, когда голод перестает быть раскаленной кочергой из камина. Еда – это не вопрос жизни и смерти. Только однажды я познакомилась с мужчиной, который действительно рылся в мусоре не только больших компаний, но и в пакетах из обычных квартир. Юра нырял в мусорный контейнер с головой, а если улов был так себе, то шел к другой помойке. Однажды он показал мне кладовку, которую снимал за 3 тысячи рублей. Она была два на два метра – до краев набита вещами с помоек. Солдатская шинель, бутылки дорогого вина, солнечные зонтики, советский футбольный мяч. Это было похоже на патологическое накопительство – Юре нравилось коллекционировать то, что он находил.
Каждый раз, когда я читаю чью-то заметку или интервью о фриганстве, люди рассказывают, как прохожие с осуждением смотрят на молодежь, когда та роется в мусорке. Мое мнение таково: когда на человека обращают внимание, он еще даже и близко не на дне общества. На дне человек находится, когда прохожие его обходят и отводят взгляд.
В фильме Examined Life есть сцена, когда философ Славой Жижек на фоне мусорной свалки рассуждает об экологии. Он говорит: «Именно здесь нам нужно чувствовать себя как дома». Жижек считает, что, по мнению экологов, капитализм выводит природу из равновесия, но это не единственная возможная точка зрения – что это человек спасает природу от излишеств. Что человек вообще любит находить что-то ненужное и забирать себе. После этого он подходит к холодильнику, в котором полно выброшенной и вновь найденной кем-то еды. Он говорит: «Ух ты, тут можно перекусить!»
При поверхностном взгляде может показаться, что фриганство осуждает капитализм, будто бы фриганы – это те, кто спасает выброшенную еду и косвенно саму планету. Они так сами про себя рассказывают. Но правда современной Москвы заключается в том, что фрига – это не противопоставление культуре потребления, а неотъемлемая ее часть. Неужели мы можем поверить, будто до появления «Шоколадницы», «Братьев Караваевых» и «Прайма» люди никогда не рылись в помойках? Они делали так всегда, но теперь это перестало быть маргинальным. Когда миллениалы хлынули к краю социума, этот край превратился в центр. Мы даже дали ему название. Фриганство – это часть миллениальской моды.
В этом месяце в сообществе фриганов наступила черная полоса. Работники «Прайма» перестали выносить годную к употреблению пищу – они перешли на фудшеринг. Теперь в Москве любой человек может зайти на сайт и получить свои два с половиной сэндвича, зарегистрировавшись через волонтерскую анкету, но фриганам такое не нравится. Они буквально мучаются от депрессии и пока что продолжают ходить на помойки, но к менее понтовой «Пятерочке».
Пока фриганство совсем не сошло на нет, любой человек может написать в профиле Tinder, что он сводит желающего на помойку. В отличие от фудшеринга, сегодня это выглядит возбуждающе.
Кто такие фриганы, чем они отличаются от божмей и могут ли спасти нашу планету
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
История и особенности фриганизма
Главный принцип фриганизма – это потребление ресурсов ровно столько, сколько нужно для выживания. Их часто называют активными борцами за правильное распределение ресурсов на планете. Хотя со стороны это выглядит неприглядно, когда фриган роется в мусорном баке, пытаясь «спасти» выброшенные продукты. Первое, что приходит в голову – эти люди настолько бедны, что добывают себе пищу на помойках. Но это не так. Среди них много людей, которые имеют достаточно высокое положение в обществе, хороший доход. Однако фриганизм может коснуться всех сфер жизни, а не только пропитания.
Впервые о таком течении стало известно в 1960 году в Америке. В Сан-Франциско некая группа уличных артистов Diggers открыто афишировала, что она не пользуется платными социальными сервисами и не покупает за деньги продукты. А спасенную еду раздавали всем желающим. Также участники группы могли организовать бесплатное жилье или предоставить медпомощь тем, кто не имел на это средств.
Таких же принципов придерживалась и общественная организация Food Not Bombs. Термин «фриган» ввел в 1990 году Уоррен Окс. Он был ударником известной американской рок-группы «Against Me!». Есть версия, что «freegan» – это просто трансформация слова «vegan», скорее всего, потому, что большая часть фриганов придерживается жизненных принципов веганов.
Почему фриганом может стать каждый человек
Иногда причиной фриганства может быть не только идеология, но и тяжелое экономическое положение некоторых слоев населения. Такие люди подбирают не только еду, но и технику, мебель и многое другое. Особо предприимчивые сделали фриганство своим бизнесом. Например, починка выброшенной техники может принести до 50 долларов. Неплохая подработка и на мусорниках. Здесь можно найти раритетные или интересные вещи. Не часто, но такие находки случаются. Тогда заработок может оказаться значительно большим. Даже если искать в мусорных баках только еду, то можно значительно сэкономить семейный бюджет и помочь тем, кто в этом нуждается.
Оказывается, что даже есть специальные встречи фриганов. Туда приходят и те люди, которые могут просто так отдать еду, ненужные вещи, старую технику или мебель, игрушки и многое другое. Существует и фудшеринг, пункты которого разбросаны по всем крупным городам. Там можно бесплатно взять еду. Фриганом может стать каждый, но многие не занимаются поиском еды или ненужных вещей открыто. Часто это происходит с приходом темноты, когда многие уже отдыхают дома.
Законы и отношение к жизни
Все фриганы должны придерживаться установленных правил, которые, наверное, хоть как-то будут оправдывать их в глазах общества. Ведь их нельзя отнести к опустившимся людям. И это должны понимать окружающие:
1. Еду можно брать только из контейнеров возле супермаркетов (крупных магазинов) и возле жилых кварталов. Не приветствуется возле частных домов и медучреждений.
2. Они не нарушают закон и не пойдут промышлять на закрытую территорию.
3. Эти люди берут не просроченные продукты, а некондиционный или бракованный товар, срок годности которого еще не закончился. Они ценят и берегут свое здоровье. Это касается не только продуктов, но и предметов первой необходимости, одежды, обуви и другого.
4. У фриганов нет привычки брать что-то впрок. Если продукты или вещи им не нужны, то они или вообще не берут ничего, или обменивают на что-то ценное для себя, или отдают нуждающимся. Однако они не будут брать ради продажи. Хотя есть и исключения, когда берут поломанную технику или вещи, приводят их в полный порядок и продают.
5. Эти люди не могут использовать ничего из найденного для личной наживы. Например, документы, ювелирные изделия и другое.
6. Это достаточно опрятные люди. После их копания в мусорных контейнерах всегда все чисто.
Представители фриганизма противостоят обществу, которое живет ради наживы. Чаще всего эти люди не имеют никакой выгоды от копания в мусорных баках. А своими действиями помогают выжить другим, которые попали в тяжелую экономическую ситуацию. Некоторые эксперты считают, что это движение может частично остановить глобализацию мировой экономики.
Социальные группы для фриганизма
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кто такие фриганы и почему их становится все больше
Покровители мусорных баков
Фриганство – это целое движение со своей идеологией. В Европе такое практикуется давно, и некоторые фриганы в России переняли этот опыт после поездок за рубеж. Другие же сами пришли к альтернативным стратегиям жизни, основанным на сокращении участия в традиционной экономике и минимализации потребления ресурсов планеты.
27-летний Григорий Энергетик из Солнечногорска по профессии — веломеханик, живет на пенсию по инвалидности, на мусорках в первую очередь подбирает велосипеды на починку и последующую продажу, а также еду.
Вместе с женой в соцсетях они делятся «уловом». Среди последних находок – упаковки с куриным мясом, колбасой, эклерами, готовыми салатами, соками, молоком и десертами, у которых кончился срок реализации магазином, но не срок годности.
«Это у меня увлечение. По помойкам меня научил в детстве лазить дед – жили небогато, так у нас появился телевизор. Повзрослев, находил чермет и сдавал, увлекался ездой на велосипеде, потом стал их находить и чинить. А 6 лет назад нашел велосипед крутой марки, отремонтировал – его захотел купить коллекционер. Потом нашел так собирателей раритетных деталей, и один из них научил меня искать съедобные продукты», — рассказал «Газете.Ru» Энергетик.
В процессе тусовок с фриганами он встретил будущую жену Анастасию. Она говорила, что никогда не будет лазить по помойкам, а теперь ест выброшенную еду и помогает снимать мужу видео с рейдов, когда охранники торговых сетей не дают им унести то, что нашли в контейнерах у супермаркетов, пытаются задержать и вызвать наряд полиции.
«В Солнечногорске, Зеленограде основная проблема для фриганов – конкуренция с гастарбайтерами, которые активно расхищают помойки. Зато технику и пластинки они не берут. На починке выкинутой техники можно заработать от 300 до 5 тыс. рублей за раз», — объясняет Энергетик.
Вместе с женой они периодически посещают пятничные сходки фриганов и фримаркеты, где люди отдают ненужную технику, вещи и еду.
«Много людей этим занимаются, большинство — идейные»
Москвич Филипп Львов с 11 лет лазает по мусорным контейнерам в поисках интересных предметов. Еду начал собирать в 16, сейчас ему — 21 год.
«Идеи борьбы с перепотреблением всегда меня интересовали. С 2018 года стал активно фриганить. У нас даже был чат специально по Москве — делились информацией, хвастались находками, хотя я почти всегда хожу один. В 2018 был подъем интереса к движению, собирались фриганские вечера.
Интерес к движению не утихает, много людей этим занимаются, большинство — идейные, а не просто из экономии еду из помоек берут», — уточнил Львов.
Он считает, что в России либо начнут раздавать еду с подходящим сроком фриганам, как в некоторых странах Европы, либо введут закон, запрещающий движение, и фриганство уйдет в подполье.
«Мне кажется, это наиболее вероятный вариант. Отличие фриганства в РФ от Европы в том, что там стараются продукты отдавать добровольно, а у нас порой нужно лезть на закрытые территории и обходить камеры, просто чтобы достать просрочку. Еду из кафе выставляют и у нас, при том иногда даже договариваться об этом не приходится. Да, с «Праймами» есть такая история, что фриганы договаривались, чтобы им выносили еду, и они ее забирали. Но потом приходили не самые адекватные люди, все разбрасывали, мусорили, ну и кафе, конечно, перестали идти нам навстречу», — делится Львов.
Его самые запоминающиеся находки — сыр буратта, пирожные и торты ручной работы и колбаски из кролика.
«Ощущения от подхода к поиску еды уже ничем не отличаются от похода в магазин»
Так говорит Львов — когда он идет на вылазку, одевается так, чтоб не жалко было испачкать одежду, берет налобный фонарик, так как все происходит ночью, перчатки и рюкзак. А в нем – авоська, найденная также на помойке. Ходит в 95% случаев один.
«Быть незаметным помогает не одежда, а тактика действий. Смотрю по ситуации, если можно при людях начать копаться — делаю, если нужно выждать – прячусь. Себе беру не всю еду, что-то отдаю друзьям, близким. Однажды нашли коробку шоколада, раздавали кому могли. Что-то через фудшеринг отдаем. Беру только то, что мне нужно, и всегда оставляю что-то тем, кто может прийти после меня», — замечает фриган.
У Филиппа Львова ни разу не было конфликтов с охраной супермаркетов или полицией. Близкие его увлечение не разделяют, но «сфриганенную» еду едят.
Пять лет в движении фриганов Москвы
В Москве это движение появилось давно и стабильно остается популярным. И дело не в том, что лазанию по помойкам придумали модное название.
Анастасия Жвик познакомилась с фриганством во время учебы в Германии в 2016 году. Она в движении уже 5 лет, сейчас ей 25 и она работает в Москве редактором портала «Такие дела».
«В Москве это было всегда: кто-то будет выкидывать еду, другие будут подбирать. Одни выходят из движения, другие приходят. И за границей, и в Москве еду могут отдавать цивилизованно, а могут ругаться сотрудники кафе. Слышала, что в России иногда специально заливают хлоркой. Насколько я знаю, из обычной мусорки забрать еду можно, если для этого не приходится вскрывать какие-то замки», — говорит Жвик.
Когда она находит много качественной еды, отдает ее малоимущим. Девушка считает, что фриганство не отличается от обычного похода в супермаркет: забрать еду, принести домой, помыть и приготовить.
«Обычно я не встречаю конкуренции, когда лояльные заведения выносят пакеты с едой. Экономится столько, сколько обычно тратится – от 5 до 10 тыс. в месяц», — сообщает Жвик.
Родители увлечение девушки не поддерживают, друзья относятся с интересом или нейтрально.
Фриганство как бизнес
Прораб Владимир Вовху из Барнаула пришел во фриганство случайно, в 90-е годы: пошел работать грузчиком на овощебазу, тогда узнал, как огромное количество яблок, арбузов, дынь, помидоров списывается как «второй сорт» и забирается сотрудниками. На соседней базе он нашел списанные молочные продукты – тан, айран, на другой – квас. Сейчас ему 50 лет, фриганит с 1999 года.
«Есть люди, которые фриганят от голода. Я беру только хорошую еду: вакуумные упаковки с колбасными изделиями, сыр. Я знаю уже почти всех хозяев фруктовых и овощных баз, прихожу, как к себе домой», — делится он.
Вовху считает, что перспективы у фриганства в России хорошие, просто многие владельцы магазинов и баз не понимают важности движения. По его словам, самые лояльные – южане, выходцы из Грузии или Азербайджана, торгующие фруктами: они отдают коробками — то, что посвежее и получше.
У фирмы-производителя посуды в Барнауле он находил коробку с аэрогрилем, фенами, воздушными шариками, терками для моркови – технику продал за 12 тыс. суммарно. Удавалось добыть ведерко красной икры, зефир в шоколаде, консервы, однажды принес с помойки фруктовой базы – два ведра питтахайи.
«С годами научился не только приносить домой еду на заготовки, но и делиться едой с соседями, друзьями: яблоками для шарлотки, соусами, курицей, котлетами, фаршем, мясом, сгущенкой. Однажды привез домой 160 кг сала – распродал. Одежду, обувь хорошие тоже таскаю. У меня на столе дома – как у олигарха всегда по 8-9 блюд стоит минимум», — рассказал Владимир.
Его близкие относятся к увлечению нормально и даже хвалят за ловкость и хитрость, благодарят за то, что всегда угощает, как в ресторане.
Фриганы – идейные искатели бесплатной еды в каменных джунглях
Для тех, кто касается темы лишь поверхностно, фриганизм выглядит очень просто и нелицеприятно – это поиск еды на помойках людьми, у кого нет денег для ее покупки в магазинах. Однако у движения фриганов есть своя история и философия. Эти люди собирают материальные ресурсы там, куда их выбрасывают остальные не из-за неспособности или нежелания на что-то заработать самостоятельно. Они отрицают избыточное производство и потребление во всех его проявлениях, поэтому не хотят в нем участвовать.
Фриганы предпочитают вычеркнуть себя из привычной экономической жизни, для чего минимизируют потребляемые ресурсы. От нищих и бездомных они отличаются тем, что ищут еду на свалках не из-за нужды, а для устранения ущерба окружающей среде от чрезмерного потребления.
Содержание
Появление фриганизма
Слово «фриган» появилось в США в середине 1990-х годов. Считается, что это понятие ввел ударник рок-группы Against Me! Уоррен Окс, написавший в 1999 году манифест фриганизма – памфлет «Почему фриган?». К тому времени уже набрали достаточно большую популярность веганы, поэтому и прижилось созвучное им название «фриганы». Это объясняется тем, что противопоставляющие себя обществу потребления люди поддерживают радикальных вегетарианцев в основных положениях их движения.
Фриганизм должен был появиться именно в Штатах – стране со сравнительно небольшим населением (в Китае или Индии людей в несколько раз больше), обладающей крупнейшей в мире экономикой по номинальному ВВП. Из-за перепроизводства в развитых странах многие продукты действительно проще выбросить на свалку, чем, к примеру, нанимать человека для их сортировки и переработки. Фриганы нередко озвучивают статистику, из которой следует, что на свалки в тех же Штатах попадает 30-50 процентов еды, пригодной для употребления.
После США фриганизм начал развиваться в наиболее богатых странах Европы. В Старом Свете об этой проблеме сегодня говорят не только экологические активисты, но и серьезные политики. Например, во Франции недавно был принят так называемый «закон Макрона», по которому работающие в стране продуктовые магазины площадью более 400 м2 обязаны отдавать все снятые с полок продукты питания в благотворительные организации и нуждающимся людям.
В России фриганов мало. Благосостояние нашего общества далеко от того, чтобы большое количество пригодной к употреблению еды оказывалось на свалках. Те, кто занимаются у нас фриганизмом, делают это по большей части из прагматических соображений, а не с целью улучшения экологии и противодействия обществу потребления.
Идеология фриганов
Представителям небольших общественных движений проще всего обозначить себя на противопоставлении чему-то большому и понятному всем. Фриганы позиционируются как борцы с обществом потребления, построенном на конкуренции, жадности, конформизме и отсутствии морали. Последователи фриганизма должны потреблять необходимый минимум ресурсов, от них требуется быть щедрыми и помогать окружающим.
Главной целью фриганов считается минимизация собственной финансовой поддержки глобальных корпораций, а в идеальном случае – полное устранение из этих процессов. Конечно, собирателям еды в мусорных контейнерах не разрушить общество бесконтрольного потребления, они остаются лишь одним из последних звеньев этой цепочки. Однако у некоторых из них действительно получается хотя бы отчасти дистанцироваться от неприятных им общественных процессов.
Кодекс чести фриганов
За несколько десятилетий существования движение оформило ряд неписанных законов. Они нужны не только для скрепления сообщества, но и для формирования нормального отношения со стороны остальных людей к странным роющимся в мусоре персонажам. Так, фриганы выходят на «охоту» лишь на помойки рядом с супермаркетами и многоквартирными домами. Они не будут забираться на задний двор частного дома. Для собственной безопасности фриганы не подходят к контейнерам, в которые медицинские учреждения выбрасывают свои отходы.
Представителям фриганизма также запрещено проникать на закрытые территории, даже если там совершенно точно есть что-то полезное для них. Они копаются только в общедоступных мусорных контейнерах. Фриганы должны поддерживать чистоту рядом с мусорными баками. Более того, правила предписывают оставить посещенную помойку в лучшем состоянии, чем она была до их прихода. Это объясняется желанием облегчить «работу» следующей группе фриганов. Однако тут, скорее всего, присутствует также желание остаться «на хорошем счету» у владельцев помойки, чтобы те не ограничивали доступ к ней.
Если фригану среди мусора попадаются документы и прочие записи с конфиденциальной информацией, то он не использует их в своих целях. Вмешиваться в личную жизнь людей категорически запрещено.
Все эти правила транслируются, в том числе, на специальных интернет-ресурсах. Например, в США известным популяризатором фриганизма считается Адам Вайсман, основавший сайт freegan.info.
Добыча фригана
Приверженцы фриганизма в массе своей стараются следить за здоровьем, поэтому правильные фриганы не будут есть просроченные продукты. В первую очередь, они ищут то, что супермаркеты бракуют перед выкладкой на полки и выбрасывают в свежем виде. Например, целые партии продуктов оказываются в мусорном контейнере из-за некондиционного состояния одного образца.
Интересует фриганов не только еда. Они часто одеваются в выброшенную или забракованную кем-то одежду, а также пользуются бывшей в употреблении домашней утварью. Найденные вещи фриганы могут менять на блошиных рынках на то, что им нужно. Куплей-продажей они и тут стараются не заниматься, так как отвергают денежные отношения.
Реалии фриганизма в России
В нашей стране быть фриганом можно только в большом городе, где есть богатые многоэтажные дома и кварталы, а также крупные магазины. Российское общество в целом осуждающе относится к людям, которые копаются в мусорных контейнерах. Особое непонимание вызывают занимающиеся этим молодые люди. Фриганам приходится делать выбор – откалываться от общества полностью или маскироваться, например, ходить за добычей по ночам, а на вопросы окружающих говорить, что ищешь свои по ошибке выброшенные вещи.
Для отдельных людей фриганизм – привычка, азарт или даже мания. Некоторые фриганы подъезжают к мусоркам на машине, надевают перчатки, берут влажные салфетки и отправляют на промысел, искренне радуясь найденным овощам, которые после обрезки вполне сгодятся на салат. Другие берут только отдельные виды продуктов, например, хлеб и выпечку. Те же овощи они покупают, потому что однажды сделали выбор – на помидоры и огурцы проще потратить деньги, а не время, необходимое для сортировки и обработки подпорченных плодов. Впрочем, непонятно, насколько «канонические» фриганы будут считать своими собратьями таких ситуационных собирателей еды и вещей в мусорных баках.