фотобиеннале что это такое простыми словами
Елена Привалова: Для настоящих ценителей Фотобиеннале — это просто бинго
Специально для участников проекта «Сноб» в Мультимедиа Арт Музее прошла экскурсия по Фотобиеннале-2014
Поделиться:
Фото: Егор Слизяк
Но работы Штайнера скорее исключение на этой выставке, приуроченной к году культуры России и Великобритании: в фокусе Фотобиеннале-2014, конечно, британская тема. XIX век представлен работами итальянца Ивана Бианки: желтоватые снимки, больше похожие на гравюры, документально фиксируют голую архитектурную форму. Попытка запечатлеть людей в движении не могла удаться чисто технически: до определенного времени использовали только длинную выдержку, отсюда и размазанные люди-фантомы на фотографиях.
В ХХ веке фотография, с одной стороны, из метода документирования превращается в фотоискусство, а с другой — технический прогресс позволяет развиться жанру фоторепортажа. Поэтому на выставке «Другой Лондон» вместо постановочных кадров — живые ритмы улиц.
Фото: Егор Слизяк
Фотографы, чьи работы показаны на этой выставке, не британского происхождения. Они запечатлели городское пространство Лондона таким, каким оно представляется чужаку, играя на стереотипах или опрокидывая их. То мы видим элегантных мужчин в костюмах и котелках, старушек в шляпках и с ридикюлями, то в кадре появляются рабочие окраины, шахтеры, нищие дети, панки, хиппи — всевозможные субкультуры, концентрированная свобода в «консервативной» Британии.
Фото: Егор Слизяк
Здесь же знаменитая серия работ основателя Magnum’а Анри Брессона, посвященных коронации Георга Шестого. Не ожидайте увидеть на этих фото короля. Вместо самой церемонии Брессон зафиксировал эмоции людей, наблюдающих коронацию. Неформатный подход сделал эту серию его первой репортерской удачей.
По соседству с Брессоном — крупнейший фотограф прошлого века Роберт Франк.
Фото: Егор Слизяк
На одной из его фотографий на заднем плане эфемерное, будто растворенное в тумане дерево, а на переднем вышагивает мужчина в костюме и шляпе. Перспектива, уходящая в никуда, отсутствие линии горизонта почти устраняют границу между зрителем и фотографией.
«Выставка хороша тем, что не важно, кто вы: сантехник, слесарь или искусствовед, не важно, были ли вы в Лондоне, вы все видите одно и то же», — Лера Агафонова живо и увлеченно рассказывает, пока мы движемся к последнему этажу, где находятся работы Эрвина Блюменфельда и Гарри Виногранда.
Фото: Егор Слизяк
«Это же просто космос! — не сдерживается наш экскурсовод, проводя нас мимо работ Блюменфельда. — Какой-то 42-й год, а он за счет совмещения негативов и позитивов достигает глубочайших образов, которые граничат с живописью. Это уже чистое искусство, а не только хроникальность и информативность».
На стенах развешены коллажи — Блюменфельд был представителем дадаизма, а его фирменный коллаж позднее перекочевал в поп-арт. Когда ему понадобились деньги, он начал работать с Vogue и Harpers Bazaar, и даже обложки к журналам у него получались гениальными.
Фото: Егор Слизяк
«Сегодня открыл для себя Блюменфельда, — говорит Кирилл Логовский, который, кстати, занимается фотографией. — Это невероятное совмещение персонального взгляда на фотографию с коммерческой сферой. Ведь в любой коммерческой фотографии заказчик привык видеть определенную картинку, и только фотограф, являющийся сильной личностью, способен поменять ситуацию и предложить себя как художника».
Где же грань между настоящим творчеством и его суррогатом? Лера Агафонова дает нам ответ: «Искусство очень просто понимать и чувствовать, ведь оно всегда такое человеческое. Главное — стараться созерцать, а не оценивать со снобизмом. Настоящий художник виден тогда, когда, кроме красивой картинки, есть два момента: вы очень хорошо понимаете, о чем это, потому что это вызывает какие-то глубинные ассоциации, но при этом вы искренне не можете понять, как это сделал человек своими руками».
Фото: Егор Слизяк
Немного особняком стоит инсталляция иранского фотографа Сирин Нишат — один из главных элементов биеннале. На фотографиях люди изображены в критический момент, когда они захвачены эмоцией, будь то страх, ужас, отчаяние. Каждая фотография заключена в черную нишу в человеческий рост, и вместе они образуют своего рода коридор с дверями. Каждое изображение, появляющееся из темноты, будто дверь в подсознание.
«Здесь важна хорошая продюсерская работа, потому что этим снимкам выразительную силу придает именно композиция, — говорит Елена Привалова. — Получилась глобальная и сложная выставка. Для настоящих ценителей это просто бинго. Надо прийти сюда еще раз в более спокойной обстановке и все, что рассказал нам куратор, прочувствовать еще раз».
Технология «Образовательный фотобиеннале»
Описание разработки
Эту технологию разработала Мачехина Ольга Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры ООТ МИОО.
ЗАДАЧИ;
уметь «схватывать» основную идею и подручными средствами, без компьютеров и пр. техники, её до конца реализовывать
уметь соблюдать правила и рекомендации выполняемого проекта
в процессе выполнения творческого задания, по ходу его проведения вносить соответствующие коррективы, учитывающие возраст участников, их индивидуальный опыт и др. научить не бояться «неправильных суждений»
отстаивать свою точку зрения и уметь признавать, в чем были не правы
любое сложное дело доводить до конца, уметь достойно принимать критику
достичь уверенных действий детей в творчестве, анализе и выполнении любой работы «руками»
научиться в свободной форме, без зазубривания, защищать проект
ввести в активный лексикон понятия образа, смысла и значения образов
начать освоение приёма мозгового штурма как метода коллективного поиска новых оригинальных решений.
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОТОБИЕННАЛЕ ОБРАЗА.
Мозговой штурм – ПОЯВЛЕНИЕ ОБРАЗА
Фотоколлаж – СОЗДАНИЕ ОБРАЗА
Алгоритм работы:
Учитель собирает 4 группы учеников:
Основной этап.
Эскиз, рисунок или словесное описание образа края.
Выбирается общая модель символа города.
Разрабатывается план работы класса, обсуждается технология изготовления фотоколлаж.
Организуется работа группы «фотодизайнеров» по созданию утверждённой версии.
Организуется работа по созданию компьютерной презентации.
Подготовка к презентации и её защита
Организуется работа по созданию презентационного стенда – раскладушки. Стенд – раскладушка: в центре – фотоколлаж, слева – информация о городе, справа – описание этапов работы над фотоколлажем.
Обсуждение всех этапов работы с целью констатации как позитивного, так и негативного опыта.
Преимущества использования технологии «Образовательный фотобиннале»:
1. Индивидуализация обучения
2. Интенсификация самостоятельной работы учащихся.
3. Рост объема выполненных на уроке заданий.
4. Расширение активно используемых информационных потоков.
5. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.
6. новые возможности, позволяющие вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания.
7. Интегрирование технологии «Образовательный фотобиеннале» в формат обычного урока позволяет сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным.
8. Соответствие концепции преемственности в контексте совместной работы учеников и педагогов по подготовке образовательных моделей.
Переведение образовательного фотобиеннале как продукта экспериментальной деятельности в режим транслирования способствует решению многих образовательных задач:
формирование умения организовать поиск,
отбор и хранение информации, в том числе с использованием технических средств и телекоммуникативных сетей;
овладение умением планировать действия, связанные с преобразованием информации при помощи фиксированного набора средств,
способность реализовать эти действия с использованием средств автоматизации.
В процессе работы используются фотоаппарат, компьютер, клей, ножницы, бумага и фантазии!
фотобиеннале
Смотреть что такое «фотобиеннале» в других словарях:
Фотобиеннале — (также фотобьеннале [1][2]) международные выставки фотографий, проводящиеся Московским домом фотографии раз в два года. Регулярно проводится с 1996 года в Москве. Содержание 1 2008 2 2010 3 Примечания … Википедия
Московский Дом фотографии — Координаты: 55°46′52.9″ с. ш. 37°36′09.11″ в. д. / … Википедия
Московский Домик фотографии — Координаты: 55°46′52.9″ с. ш. 37°36′09.11″ в. д. / … Википедия
Московский дом фотографии — Координаты: 55°46′52.9″ с. ш. 37°36′09.11″ в. д. / 55.781361° с. ш. 37.602531° в. д. … Википедия
Мультимедиа Арт Музей — Координаты: 55°46′52.9″ с. ш. 37°36′09.11″ в. д. / 55.781361° с. ш. 37.602531° в. д. … Википедия
Головач, Сергей Михайлович — Головач, Серж … Википедия
Ловыгин — Ловыгин, Пётр Сергеевич Пётр Ловыгин Дата рождения: 13 июня 1981(1981 06 13) (28 л … Википедия
Косин, Юрий Александрович — Юрий Косин Юрий Косин … Википедия
Ловыгин, Пётр Сергеевич — Пётр Ловыгин … Википедия
Мероприятия, проводимые в Москве — В Москве и пригородах ежегодно или раз в несколько лет проводится много крупных культурных и спортивных мероприятий, различных выставок и фестивалей. Вот наиболее известные и посещаемые из них: Содержание 1 Московское фотобиеннале … Википедия
Мамышев-Монро, Владислав Юрьевич — Владислав Мамышев Монро Имя при рождении: Владислав Юрьевич Мамышев Дата рождения: 12 октября 1969(1969 10 12) (43 года) Место рождения: Ленинград … Википедия
Фотобиеннале-2020: от цветов врачам к городу теней
В Мультимедиа Арт Музее открылось восемь новых выставок
Фотобиеннале-2020 стартовала этой весной, но из-за карантина растянулась до осени. И вот теперь, после вынужденного перерыва, в Мультимедиа Арт Музее — серия знаковых премьер. Выставки очень разных авторов складываются в единый визуальный очерк о времени перемен, которое сейчас переживает человечество.
Мари Катаяма, выставка «Некоторый беспорядок». Фото: Мария Москвичева
Серия премьер в Мультимедиа Арт Музее начинается с проекта «Цветы врачам», который не только призван помочь больницам с оборудованием (работы будут проданы на благотворительном аукционе), но и приглашает к разговору о состоянии отечественной медицины. В холле музея перед зрителями в несколько рядов предстают работы известных художников и просто неравнодушных людей, созданные во время самоизоляции в знак поддержки и признательности тем, кто спасал жизни, не думая о себе. Это красочное, яркое, позитивное «спасибо» выбивается из общего контекста других проектов. Оно — как тот самый рассвет, который следует за самой темной ночью.
Человеческий сумрак Алексея Титаренко. Фото: Мария Москвичева
— На флешмоб #цветыврачам откликнулось более миллиона человек, и я очень этому рада, — рассказывает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова. — Но хочется, чтобы о проблемах врачей говорили все время, а не только сейчас, в связи с пандемией. Статистика показывает, что стало больше заявок в медвузы — на 40%. Вопрос, останутся ли люди, которые сегодня решили посвятить себя медицине, в профессии потом. Ведь зарплата врачей и сестер за пределами Москвы и Петербурга составляет 15–20 тысяч. Ковидные выплаты — это хорошо, но они не спасают ситуацию целиком. Сегодня эпидемия закрыла все границы, и надо думать о своей медицине. Человек, который делал мне перевязку, когда я лежала в больнице, шесть дней не уходил с работы. Потому что он работает по нескольку смен, чтобы прокормить семью. Так не должно быть.
Петербург в объективе Алексея Титаренко. Фото: Мария Москвичева
Проект «Цветы врачам» обозначает конкретную проблему, о которой стоит думать здесь и сейчас. И от нее — двинуться к осмыслению всей переходной ситуации нашего времени. Искусство все предвидит, и по выставкам, многие из которых готовились еще до пандемии, легко это почувствовать. Так, проект «Город теней» фотографа Алексея Титаренко очень точно попадает в нерв времени. На его черно-белых фотографиях, сделанных с длинной выдержкой, люди сливаются в единую серую массу. Можно уловить отдельные движения рук или ног, но толпа словно растворяется в городе. От личностей и фигур остаются лишь ускользающие тени. Вглядываясь в серии фотографа, созданные в четырех разных местах — Петербурге, Венеции, Гаване, Нью-Йорке, — можно почувствовать разное настроение этих городов. Ближе всего к ощущениям сегодняшнего дня — Петербург, запечатленный Титаренко в 1990-е годы, в тот самый момент, когда люди после развала Советского Союза не знали, что будет дальше, когда мы стали тенями самих себя… Но переходность, повисший в воздухе вопрос о прошлом и будущем, чувствуется и в портретах романтической Венеции, бедной Гаваны и стильного Нью-Йорка.
Подводный пейзаж Николя Флока. Фото: Мария Москвичева
Завершающим штрихом к картине мира, полного перекосов и парадоксов, становится выставка работ из коллекции Антуана де Гальбера. «Некоторый беспорядок» — очень точное название как для самой экспозиции, так и для всего этюда в серых тонах, рисующего наше «здесь и сейчас».
Америка в объективе Митча Эпштейна. Фото: Мария Москвичева
На выставке много странных персонажей. Открывает экспозицию фото Мари Катаямы, которая родилась с редким заболеванием — тибиальной гемимелией, которая останавливает рост и развитие костей в конечностях. Левая рука Мари напоминает клешню краба, а ноги ампутированы. Врожденный недуг девушка превращает в свою «изюминку»: ходит на протезах с интересными узорами, не стесняясь своей уникальности. Она действительно выглядит стильной и красивой, тем самым доказывая, что болезнь еще не значит ущербность — напротив. Мари участвует в разных преферансах как художник, используя свои особенности для художественных высказываний, она стала звездой прошлой Венецианской биеннале. Рядом — фото еще одного художника с необычной внешностью: это Тулуз Лотрек, который отличался маленьким ростом, что не помешало стать ему великим художником.
Тулуз Лотрек, фото с выставки «Некоторый беспорядок». Фото: Мария Москвичева
Проходя по выставке, мы сталкиваемся с самыми разными странными персонажами — с какой-то обыденной шизофренией человечества, которая, возможно, в той или иной степени присутствует в каждом из нас. А между этими необычными героями возникает космос: снова взгляд в вечность и в то же время — в человеческий сумрак, например, в виде точной фотографии Млечного Пути Фрэнка Элмора Росса…
Атлас Млечного пути. Фото: Мария Москвичева
Выставки проходят при поддержке МТС и MasterCard.
Фотография Сергея Чикилова. Фото: Мария Москвичева
Что смотреть на Фотобиеннале-2020
XIII международный фестиваль фотографии «Фотобиеннале-2020» продлится до конца июля. Со временем он расползется, по обыкновению, по разным столичным залам. Пока же в «Мультимедиа арт музее» (МАММ) в Москве открылось 11 новых проектов – девять только что, два работают с конца февраля. Почти все они, за редким исключением, монографические. Большей частью это выставки отечественных фотографов, позволяющие проследить, как менялась страна за последний почти век.
Новая эротика
«Я собирался запечатлеть живые плоть, пот и страсть, какими увидел их в работах венгерского фотографа», – вспоминает Тод Пападжордж, знаменитый американский фотограф, описывая, как была сделана его серия «Студия 54». Под венгром он имеет в виду Жоржа Брассая: его фотографии, запечатлевшие ночную жизнь Парижа, были выставлены тогда в Нью-Йорке в MOMA. А теперь 54 снимка Пападжорджа (автор уверял, что число случайно совпало с названием самого известного в конце 1970-х клуба на Манхэттене, но кто же в это поверит) демонстрируются в МАММе.
Какие выставки биеннале «Мода и стиль в фотографии» стоит увидеть
Старая реальность
Несколько выставок, заявленных в программе «ШР в МАММ» (Школа Родченко – подразделение «Мультимедиа арт музея»), так или иначе отражают современность. Красноречивее других выглядят свидетельства Ульяны Подкорытовой, обыгрывающие этнографию Русского Севера и интернетный постфольклор. Кульминация ее проекта – видеоопера, названная, как и вся выставка, «Рай’ок». Название условно отсылает к ярмарочному балагану – тому самому райку, но одновременно и к унылому настоящему, которое кто-то считает раем, где все для него о’кей.
Прошлое на биеннале в контексте этого проекта тоже можно воспринимать как раек: мы смотрим, словно через окошко деревянного ящика балаганного фокусника – глаз объектива фотокамеры, на то, что было и как.
Самое раннее из всего, что есть на Фотобиеннале-2020, – классические кадры Эммануила Евзерихина. Абсолютная звезда отечественной фотожурналистики, он начал свою карьеру в 1934-м – ему было 23. И почти 20 страшных лет Евзерихин входил в ограниченный список фотографов ТАСС, портретировал Сталина и его окружение. Но в работах своих, даже подчеркнуто оптимистичных и пафосных, умудрился сказать все, что хотел. И оставить будущим зрителям простор для воображения и для поиска ассоциаций с современностью. Которые, строго говоря, даже искать не нужно.
Оттепель показана в проекте Александра Слюсарева, эстета и минималиста, умершего 10 лет назад. Одинокие герои Слюсарева 1960–1970-х в стране, где массы решали все, наверняка воспринимались как вызов. Как персонажи хуциевского «Июльского дождя» или фильма Михаила Калика «Любить». Их эти одиночки и напоминают.
Потом наступили новые времена, их отразил фотограф Юрий Рыбчинский, который вырос и сформировался в эпоху оттепели, но снимал уже конец 1980-х – начало 1990-х. Позже мы застанем еще пару таких мимолетных эпох свободы. Например, начало нулевых, которые представлены в проекте Владимира Мишукова «Неоновые мечты». Но эта серия хорошо известна – в 2003 г. Мишуков получил за нее Гран-при конкурса «Серебряная камера» как автор лучшего фоторепортажа о Москве. Тогда как в проекте Рыбчинского, громко названном «Новый реализм в российской фотографии. 1970–1990-е годы», много вещей доселе невиданных, специально напечатанных к выставке со старых негативов.
Это забытая многими правда постперестроечной жизни. Жизни дикой, странной и мрачной, вместившей, например, съезд национально-патриотического фронта «Память» (1991). Жизни абсурдной, в которой в 1990-м случился съезд целителей «Чудотворцы России». Жизни плодотворной и оптимистической, как в мастерской Ильи Кабакова на Сретенском бульваре, снятой Рыбчинским в 1988-м. Или в документации бессмертной выставки-акции «Клуба авангардистов», устроенной Иосифом Бакштейном и группой «Чемпионы мира» примерно тогда же в Сандуновских банях. Среди ее участников были Дмитрий Пригов, Константин Звездочетов, Владимир и Сергей Мироненко, Борис Матросов. Многие до сих пор вспоминают о ней, выискивая в памяти свидетельства того поразительного, безудержного веселья, которому, казалось, никогда не придет конец.