формула штайнмайера для донбасса что это такое
В Европе снова заговорили о «формуле Штайнмайера» для Донбасса: что не так с предложением Германии
Германия снова настаивает на имплементации «формулы Штайнмайера» в законодательство Украины. В Министерстве иностранных дел считают, что это поможет урегулировать конфликт на Донбассе. Подобные заявления не впервые звучат с немецкой стороны – недавно аналогичное предложение выдвинула и канцлер Ангела Меркель.
В Украине к «формуле Штайнмайера» относятся неоднозначно – одни называют ее «капитуляцией перед Россией», другие же – шансом на окончание войны. О сути формата – читайте в материале OBOZREVATEL.
Документ, о котором говорят в правительстве Германии, не новый – еще в 2015 году его предложил нынешний президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который тогда занимал должность министра иностранных дел.
«Формула Штайнмайера» – это своего рода алгоритм, по которому могут пройти выборы на временно неподконтрольных территориях. Ее суть состоит в том, что Донбасс должен получить особый статус на время проведения там выборов. А уже на постоянной основе – только после того, как результаты голосования признают международные организации.
При этом о выводе российских войск с оккупированных территорий до выборов в формуле ничего не сказано. Именно это стало причиной массовых митингов и недовольств украинского общества в 2019 году.
Тогда украинская делегация в ТКГ согласовала и подписала окончательный вариант «формулы Штайнмайера», а позже это подтвердил президент. Противники документа назвали предложенный сценарий «капитуляцией Украины перед Россией», поскольку он не предполагает, в частности, вывода российских войск и передачу под контроль Украины границы.
Зеленский тогда же напомнил, что утверждение формулы – это условие Москвы для скорейшего проведения саммита лидеров «нормандской четверки». Политик также призвал украинцев не бояться этой «величайшей страшилки последних недель».
Дело в том, что реализация «формулы» больше выгодна российской стороне – вначале выборы, потом граница и выведение войск. Цель простая – побыстрее избрать легитимных для Киева и мирового сообщества представителей Донбасса, с которыми уже в рамках Минских соглашений можно вступать в открытые переговоры.
И в Украине это понимают. К примеру, спикер украинской делегации в ТКГ Алексей Арестович в комментарии OBOZREVATEL отметил, что заявления канцлера Меркель и МИДа не являются указательными. А после ухода этого правительства в сентябре придут новые лица с совершенно другими взглядами.
«Она высказала свою позицию, мнение уходящего политика. Сказать, что мы были с ней во всем согласны, нельзя. Мы учитываем это заявление, но кроме Меркель существуют позиции и других политических сил Германии. И они нам тоже интересны», – отметил он.
Такого же мнения придерживается и экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко. «Канцлер прекрасно понимает, что Украина не пойдет ни на какие формулы Штайнмайера и тому подобное. Реализация всех этих российских хотелок не реалистична. И Меркель это прекрасно знает. Это политическая игра, не более», – отметил он.
Сейчас урегулирование конфликта на Донбассе происходит в рамках Минского формата. Однако президент Владимир Зеленский ранее называл эти соглашения «еле живым» документом.
Также украинский лидер активно высказывается за присоединение к переговорному процессу Соединенных Штатов. «Я считаю, что процесс ради процесса не работает», – заявил он.
«О привлечении Байдена к «нормандскому» формату. Мы еще не успели об этом говорить. Я хотел бы, чтобы США помогали нам в вопросе мирного урегулирования на Донбассе. Это будет в нормандском формате, если участники будут «за» или это будет в другом формате. Это вопрос переговоров. У меня будет встреча с Байденом, я также буду поднимать этот вопрос», – недавно сказал президент.
Судя по всему, сейчас украинские власти не собираются следовать рекомендациям Меркель. Окончательное решение будет принято только после встречи Зеленского с президентом США Джо Байденом и выборов нового канцлера в Германии.
«Формула Штайнмайера». Что это такое? Что она значит для Донбасса?
Кто такой Штайнмайер и что за формула? Полный текст
1 октября стало известно, что участники контактной группы в Минске (делегации Украины, России, ДНР, ЛНР и ОБСЕ) после четырех лет обсуждений все же согласовали единый вариант «формулы Штайнмайера». Полный текст документа опубликовал в Facebook главный редактор украинского издания «Радион НВ» Валерий Калныш.
«Формула Штайнмайера» предусматривает, что в ДНР и ЛНР до проведения там выборов будет на временной основе применяться закон об особом статусе этих территорий. После выборов и отчета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) о том, что голосование соответствовало демократическим принципам, закон обретает окончательную юридическую силу.
Закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) был принят в сентябре и вступил в силу в октябре 2014 года сроком на 3 года. Согласно документу, особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донбасса начнет действовать только после того, как оттуда выведут все незаконные вооруженные формирования, военную технику и боевиков. Действие закона продлевалось несколько раз.
Зеленский: будет принят новый закон о статусе Донбасса
После подписания формулы президент Украины Владимир Зеленский на срочном брифинге в Киеве подтвердил, что документ согласован. Также он сообщил, что стороны договорились о разведении войск еще на двух участках в Донбассе.
Путин и Зеленский встретятся?
По словам Зеленского, подписание формулы открывает возможность для проведения в кратчайшие сроки саммита лидеров «нормандской четверки». Конкретную дату украинский лидер не назвал.
Какие условия есть у Киева?
Киев настаивает, что выборы на востоке Украины будут проведены только при условии разведения войск конфликтующих сторон в Донбассе и полного прекращения огня. В «формуле Штайнмайера» этот момент не прописан.
К тому же в документе не говорится о статусе участка российско-украинской границы, который сейчас неподконтролен Киеву. Зеленский же заявил 1 октября: «Граница должна быть наша».
Формула Штайнмайера. Ее точный текст и смысл
На следующий день, 4 октября 2019 года, в ходе передачи С.Шустера «Свобода* слова» министр иностранных дел Украины В.Пристайко опроверг слова бывшего президента Украины П.Порошенко, утверждавшего, что «формулы Штайнмайера» не существует. В.Пристайко показал аудитории зеленую папку с документом и пригласил желающих познакомиться с ним.
1.38.00-1.38.30: «Вот эта злосчастная «формула Штайнмайера». Я таскаю с собой эту зеленую папку, в которой есть от 2015 года «формула Штайнмайера», о которой некоторые политики говорят, что ее не существует. Она существует, она есть, написанная. Кто хочет – может подойти, ознакомиться. Это не то, что мы только что придумали. Мы просто вынуждены исполнять то, что нам передали наши предшественники (министр, скорее всего, имел в виду пятого президента Украины Петра Порошенко, который перед этим покинул студию программы. – «ГОРДОН»)», – сказал Пристайко в эфире «Свободы слова» ».
По словам В.Пристайко, текст «формулы Штайнмайера» содержится в совместном письме от 28 ноября 2015 года бывших тогда министрами иностранных дел Германии и Франции Вальтера Штайнмайера и Лорана Фабиуса, адресованном министру иностранных дел России С.Лаврову и бывшему тогда министру иностранных дел Украины П.Климкину.
Центральное место в этом письме занимает выделенный в нем прямоугольной рамкой текст, какой и приобрел затем часто используемое название «формула «Штайнмайера» (ниже по тексту, 6 пунктов).
Как было согласовано в Берлине и изложено в нашем письме, стороны ставят перед собой задачу согласовать в рамках политической подгруппы механизм местных выборов и представить согласованный результат до нашей следующей встречи в декабре. Такие выборы станут важным шагом вперед для политического процесса и начала финальной фазы минского процесса…
Очевидно, что механизм выборов должен быть привязан к соответствующим положениям пакета мер. Во-первых, п. 12 определяет формат дискуссий: вопросы, касающиеся местных выборов, должны обсуждаться при участии представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей. По этой причине представители этих районов принимали участие в политической подгруппе с момента ее создания и снова будут участвовать во встречах с 29 ноября по 2 декабря. Во-вторых, п. 4 определяет порядок переговоров: местные выборы будут проводиться в соответствии с украинским законодательством и стандартами ОБСЕ под мониторингом БДИПЧ…
Обсуждение проекта специального закона о местных выборах также должно проводиться в той последовательности, которая была определена главами государств и правительств на саммите 2 октября и была подтверждена министрами [иностранных дел] в Берлине 6 ноября.
Эти положения можно свести к следующему:
[«Формула Штайнмайера», нумерация пунктов проставлена мною. – А.И.]
1. Выборы, объявленные в одностороннем порядке лидерами сепаратистов, должны быть отменены и согласованы с украинскими властями.
2. Проект закона о местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей должен быть подготовлен политической подгруппой как можно скорее и одобрен Радой спустя четыре недели.
3. Местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей должны быть проведены через 90 дней после принятия закона о выборах.
4. Кандидаты на этих выборах должны получить неприкосновенность.
5. В результате этих выборов должна вступить в силу амнистия.
6. Закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей должен вступить в силу в день выборов на временной основе. Он вступит в силу на постоянной основе после оценки выборов со стороны наблюдательной миссии БДИПЧ ОБСЕ на соответствие международным стандартам, а также на соответствие национальному законодательству.
Знакомство с совместным письмом Штайнмайера-Фабиуса от 28 ноября 2015 года позволяет сформулировать несколько предварительных выводов.
1. «Формула Штайнмайера» (ФШ), естественно, существует.
2. Основные положения ФШ были согласованы на встрече глав государств и правительств, прошедшей в нормандском формате в Париже 2 октября 2015 года. Украину на этой встрече представлял и основные положения ФШ со стороны Украины согласовал бывший тогда президентом Украины П.Порошенко.
Встреча 2 октября 2015 г. в Париже
3. Основные положения ФШ были подтверждены на встрече министров иностранных дел, прошедшей в нормандском формате в Берлине на вилле Борзиг 6 ноября 2015 г. Украину на этой встрече представлял и основные положения ФШ подтвердил бывший тогда министром иностранных дел Украины П.Климкин.
Встреча 6 ноября 2015 г. в Берлине
4. Изложению ФШ в письме Ш-Ф предшествует следующее требование министров иностранных дел Германии и Франции:
Обсуждение проекта специального закона о местных выборах также должно проводиться в той последовательности, которая была определена главами государств и правительств на саммите 2 октября и была подтверждена министрами [иностранных дел] в Берлине 6 ноября.
Таким образом, последовательность осуществляемых мероприятий, сформулированных в ФШ, отличается от последовательности мероприятий, закрепленных в Минских соглашениях-2. Поэтому в ходе переговоров в нормандском формате было установлено, что при проведении местных выборов в ОРДЛО следует руководствоваться последовательностью шагов, утвержденных не Минскими соглашениями, а Формулой Штайнмайера.
5. На встречах в нормандском формате 2 октября 2015 года и 6 ноября 2015 года представители Украины П.Порошенко и П.Климкин согласовали и подтвердили действие п.12 «Пакета мер по осуществлению Минских соглашений», согласно которому вопросы, касающиеся местных выборов, должны обсуждаться при участии представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО).
6. В совместном письме от 28 ноября 2015 года Штайнмайер и Фабиус напомнили своим российскому и украинскому коллегам, что представители этих районов (ОРДЛО) принимали участие в работе политической подгруппы с момента ее создания и снова будут участвовать в такого рода встречах.
7. Пункт 2 ФШ из письма Ш-Ф от 28 ноября 2015 года недвусмысленно устанавливает, что проект закона о местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) готовится не Верховной Радой Украины, а политической подгруппой [нормандской группы. – А.И.], в которой безусловно участвуют представители ОРДЛО. Верховная Рада Украины лишь одобряет текст закона о местных выборах, разработанного с участием представителей ОРДЛО. Согласно п.2 ФШ Верховная Рада Украины обязана утвердить закон о местных выборах, разработанный с участием представителей ОРДЛО, спустя четыре недели.
8. Пункт 3 ФШ устанавливает, что местные выборы в ОРДЛО проводятся через 90 дней после утверждения Верховной Радой закона о местных выборах, разработанного с участием представителей ОРДЛО.
9. Пункт 4 ФШ устанавливает, что кандидаты на этих выборах [независимо от числа и тяжести совершенных ими преступлений. – А.И.] получают неприкосновенность.
10. Пункт 5 ФШ устанавливает, что в результате этих выборов [после их завершения и подтверждения их соответствия нормам ОБСЕ со стороны ОБСЕ. – А.И.] на смену временной неприкосновенности в силу вступает неограниченная во времени амнистия.
11. Ни один из пунктов ФШ не требует и не предполагает ни наступления мира, ни прекращения огня, ни вывода российских войск с территории ОРДЛО (утверждения В.Зеленского в его обращении от 3 октября: «Мы все понимаем, что Донбасс – это Украина, и там должен наступить мир. Произойти полное прекращение огня, выведение зарубежных военных формирований»).
12. Ни один из пунктов ФШ не требует и не предполагает размещения украинских пограничных подразделений на украинско-российской границе (утверждение В.Зеленского в его обращении от 3 октября «Мы все понимаем, что на украинско-российской границе, с нашей стороны, должны быть украинские пограничники»).
13. Ни один из пунктов ФШ не требует и не предполагает проведения обмена пленными (утверждение В.Зеленского в его обращении от 3 октября: «Должен состояться обмен пленными, чтобы все наши граждане вернулись домой»).
15. Ни один из пунктов ФШ не требует и не предполагает, что выборы пройдут завтра (утверждение В.Зеленского в его обращении от 3 октября: «Предусматривает ли она, что выборы на Донбассе пройдут завтра…? Нет… Завтра выборы на Донбассе? Нет.») Согласно пункту 3 ФШ выборы должны пройти не завтра, а через 90 дней после утверждения Верховной Радой Украины закона о местных выборах в ОРДЛО, разработанных с участием представителей ОРДЛО. 90 дней в политическом смысле – это, возможно, даже быстрее, чем завтра в обыденном.
16. Ни один из пунктов ФШ не требует и не предполагает, что выборы в ОРДЛО пройдут, как утверждает В.Зеленский, «с доступом кандидатов от украинских политических сил, украинских средств массовой информации и международных наблюдателей».
17. В своем обращении от 3 октября В.Зеленский утверждает: «Все это мы будем обсуждать на встрече в нормандском формате. Будет ли там подписываться новый закон «Об особом статусе»? Нет. Этот закон действует до 31 декабря 2019 года. Будет новый закон. Будем ли мы его сами разрабатывать и быстро принимать? Нет. Мы напишем его вместе. В сотрудничестве и при публичном обсуждении всем украинским обществом». В этом утверждении содержится признание (возможно, неосознанное) того, что Верховная Рада Украины самостоятельно не будет разрабатывать и принимать этот закон: Будем ли мы его сами разрабатывать…? Нет.
18. В.Зеленский утверждает, что этот закон будет написан совместно. Совместно с кем? Очевидно, с представителями ОРДЛО, всем украинским обществом. Точно так, как это и установлено «формулой Штайнмайера», к которой новые власти Украины присоединились 1 октября 2019 года по требованию президента В.Зеленского.
19. В своем обращении от 3 октября В.Зеленский спрашивает: «Подписывали ли мы какие-то общие соглашения с так называемыми ДНР или ЛНР? Нет. Мы отправили отдельное письмо господину Сайдику, в котором подтвердили согласование позиций по тексту этой формулы».
Это страусиная уловка.
Направление идентичных писем с принятием на себя одинаковых обязательств в адрес одной и той же международной организации означает согласование позиций, или общее соглашение, сторон. Точно так, как это и сказано самим В.Зеленским в его обращении.
Кроме того, совместная работа представителей Украины с представителями ОРДЛО в политической группе нормандского формата идет с самого начала его появления. Именно с технологией этой совместной работы согласились новые украинские власти, направив соответствующее письмо спецпредставителю председателя ОБСЕ в Украине и Трехсторонней контактной группе М.Сайдику.
20. Наконец, ни один из пунктов ФШ не только не требует возвращения Украине Крыма, Севастополя, Керченского пролива, аннексированных Российской Федерацией, но и вовсе не упоминает их (утверждение В.Зеленского в его обращении от 3 октября: «Предусматривает ли она [ФШ. – А.И.], что Украина признает аннексию Крыма…? Нет.»). Отсутствие упоминания актов аннексии в международном документе, согласованном агрессором и жертвой агрессии, означает признание аннексии де-факто.
Таким образом:
— «формула Штайнмайера» со стороны Украины была согласована и утверждена П.Порошенко и П.Климкиным;
— интерпретация «формулы Штайнмайера» президентом В.Зеленским не соответствует действительности;
— имплементация «формулы Штайнмайера» в жизнь означает полную и безоговорочную капитуляцию Украины перед Путиным.
Приложение: текст письма В.Штайнмайера и Л.Фабиуса от 28 ноября 2015 года.
Его превосходительству
министру иностранных дел
Российской Федерации
господину Сергею Викторовичу Лаврову,
Москва
Его превосходительству
министру иностранных дел Украины
господину Павлу Климкину,
Киев
Берлин/Париж, 28 ноября 2015 года
Уважаемый Сергей, уважаемый Павел!
Мы хотели бы высказаться по поводу недавних писем Сергея и нашего письма вам от 10 ноября, написанного по результатам нашей конструктивной встречи в Берлине 6 ноября.
Во-первых, мы хотели бы воспользоваться этой возможностью, чтобы еще раз высказать нашу глубокую обеспокоенность текущей ситуацией вдоль линии разграничения. Происходящие нарушения режима прекращения огня могут привести к дальнейшей эскалации и подорвать весь процесс. Поэтому мы повторяем наш призыв ко всем сторонам проявлять максимальную сдержанность и предотвратить дальнейшую эскалацию ситуации. На нашей последней встрече мы достигли полного согласия в том, что прекращение огня должно строго соблюдаться. В связи с чем мы еще раз напоминаем о нашем соглашении о том, что стороны срочно выполняют, до начала декабря, отвод тяжелого вооружения, согласовывают условия разминирования и обеспечивают полный доступ для мониторинга СММ в соответствии с мандатом СММ.
Как было согласовано в Берлине и изложено в нашем письме, стороны ставят перед собой задачу согласовать в рамках политической подгруппы механизм местных выборов и представить согласованный результат до нашей следующей встречи в декабре. Такие выборы станут важным шагом вперед для политического процесса и для начала финальной фазы минского процесса. Мы с беспокойством отмечаем, однако, что соответствующие позиции сторон далеки друг от друга. Вот почему мы решительно поддерживаем инициативу посла Мореля провести встречу политической подгруппы, чтобы стороны договорились о компромиссном пакете.
Очевидно, что механизм выборов должен быть привязан к соответствующим положениям Пакета Мер. Во-первых, п. 12 определяет формат дискуссий: вопросы, касающиеся местных выборов, должны обсуждаться при участии представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей. По этой причине представители этих районов принимали участие в политической подгруппе с момента ее создания и снова будут участвовать во встречах с 29 ноября по 2 декабря. Во-вторых, п. 4 определяет порядок переговоров: местные выборы будут проводиться в соответствии с украинским законодательством и стандартами ОБСЕ под мониторингом БДИПЧ. Ключевые положения стандартов ОБСЕ отражены в «Документе копенгагенской встречи конференции по человеческому измерению СБСЕ» от 1990 года.
Кроме того, обсуждение проекта специального закона о местных выборах также должно проводиться в той последовательности, которая была определена главами государств и правительств на саммите в Париже 2 октября и была подтверждена министрами [иностранных дел] в Берлине 6 ноября.
Эта последовательность сводится к следующему:
— Выборы, объявленные в одностороннем порядке лидерами сепаратистов, должны быть отменены и согласованы с украинскими властями;
— Проект закона о местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей должен быть подготовлен политической подгруппой как можно скорее и одобрен Радой спустя четыре недели;
— Местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей должны быть проведены через 90 дней после принятия закона о выборах;
— Кандидаты на этих выборах должны получить неприкосновенность;
— В результате этих выборов должна вступить в силу амнистия;
— Закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей должен вступить в силу в день выборов на временной основе. Он вступит в силу на постоянной основе после оценки выборов со стороны наблюдательной миссии БДИПЧ ОБСЕ на соответствие международным стандартам, а также на соответствие национальному законодательству.
Попытки подготовки проектов предложений вне упомянутых рамок и положений являются недопустимыми и задерживающими маневрами, которые подрывают доверие между сторонами. Настало время провести переговоры на высшем уровне на условиях, которые мы коллективно согласовали, а также время для конкретного обсуждения сторонами проекта текста.
Чтобы возобновить дискуссию и для скорейшего разрешения ситуации мы хотели бы поделиться нашим пониманием вопросов, которые ждут решения, и пространства для компромиссов по этим вопросам.
Во-первых, по поводу избирательных прав. Стандарты ОБСЕ предусматривают, что внутренне перемещенные лица и беженцы, которые раньше жили в отдельных районах Донецкой и Луганской областей будут иметь право избирать и быть избранными на этих выборах. Для того, чтобы включить в число избирателей внутренне перемещенных лиц и беженцев, которые живут за пределами ОРДЛО, должны быть предприняты практические шаги.
Во-вторых, по поводу роли СМИ. Стороны должны в соответствии с Копенгагенским документом однозначно подтвердить, что не будет никаких законодательных или административных препятствий для работы СМИ и для доступа к СМИ на недискриминационной основе.
В-третьих, о роли политических партий и выдвижении кандидатов. Право граждан претендовать на выборные политические или общественные должности индивидуально или в качестве представителей политических партий должно быть гарантировано без дискриминации. В этом контексте стандарты ОБСЕ предусматривают гарантии возможности граждан баллотироваться как независимым кандидатам или в рамках партийного списка.
Следующее. Что касается организации выборов. Полномочия Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий низшего уровня должны быть сбалансированы обоюдно приемлемым способом, который не подрывал бы эффективность организации выборов. Могут быть рассмотрены несколько вариантов, например создание временной местной избирательной комиссии или совместных избирательных комиссий. Эти комиссии также могут включать в себя представителей от местных общественных организаций и политических движений.
И последнее. По вопросу о наблюдении и безопасности. Мы ожидаем наблюдения БДИПЧ на этих выборах, которому будет предшествовать миссия БДИПЧ, которая оценит безопасность. Также мы ожидаем явную приверженность сторон к обеспечению защиты и безопасности обстановки без запугивания, что позволит гарантировать порядок во время процесса голосования. Мы ожидаем полного сотрудничества с миссией оценки безопасности БДИПЧ в качестве первого шага, полный и неограниченный доступ должен быть предоставлен специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, включая все районы, прилегающие к государственной границе.
Мы очень надеемся, что наработки «Минска» теперь будут конструктивно развиты в соответствии с описанным выше и для других аспектов местных выборов, как обсуждалось в политической подгруппе. Поэтому мы отправим копию этого письма координатору политической подгруппы как ориентир для рамочного обсуждения и предлагаем вам также передать копии вашим представителям для информации и обсуждения.
д-р Франк-Вальтер Штайнмайер, федеральный министр иностранных дел Федеративной Республики Германия,
Лоран Фабиус, министр иностранных дел и международного развития Французской Республики