физтех электричка что это такое
МФТИ запустил «Физтех.Электричку» на Савеловском направлении
МФТИ и Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) запустили «Физтех.Электричку» к 70-летнему юбилею института. Именной электропоезд с сегодняшнего дня курсирует по Савёловскому направлению.
Поезд оформили архивными фотографиями, университетскими легендами, студенческими байками, цитатами основателей, выпускников и преподавателей МФТИ. По словам представителя пресс-службы вуза Ксении Цветковой, фотографии для оформления собрали из личных коллекций выпускников и ветеранов Физтеха, также использовали оцифрованные фотографии из музея МФТИ. «Собранные байки — это местный фольклор, он передается из уст в уста, из поколения в поколение, » — добавила она.
Савеловское направление, по которому курсирует поезд было выбрано неслучайно: МФТИ расположен в Долгопрудном, так что студенты и сотрудники института регулярно ездят на электричках от Савёловского вокзала или от станции «Тимирязевская».
Электрички стали частью университетской культуры Физтеха, с ними связано множество баек и легенд, которые можно прослушать в аудиогиде «По дороге на Физтех». Например, одна из легенд рассказывает о том, как Кустодиев создавал картину с физиками Капицей и Семеновым.
Молодые Петр Капица и Николай Семенов однажды задались амбициозной целью — они хотели, чтобы их парный портрет написал художник Борис Михайлович Кустодиев. Кустодиев не делал заказных портретов, а писал только тех, кто интересовал его своей неординарностью. На вопрос художника: «А почему вы полагаете, я должен вас писать?», Капица ответил: «Перед вами два будущих Нобелевских лауреата».
«Пришли и говорят: „Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас“. И такие они бровастые, краснощёкие (им и голод нипочём), такие самоуверенные и весёлые были, что пришлось согласиться. Притащили они рентгеновскую трубку, с которой работали в своём институте, и дело пошло. Потом и гонорар принесли, знаете какой? Петуха и мешок пшена. Как раз заработали тогда где-то под Питером, починив какому-то хозяйчику мельницу…» — рассказывал Кустодиев.
Ученые действительно получили Нобелевские премии: Петр Капица в 1978 году за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия, а Николай Семенов — за разработку теории цепных реакций в 1956 году (вместе с Сирилом Хиншелвудом). Николай Семенов — единственный советский ученый, когда-либо получивший Нобелевскую премию по химии.
Московский физико-технический институт, также известный как Физтех, — один из ведущих российских вузов. Он готовит специалистов в области теоретической и прикладной физики, математики и смежных дисциплин. В начале года команда научных популяризаторов МФТИ запустила развлекательный видеоблог Физтех.Science о достижениях российской науки и рассказала «Мелу» о том, как и почему стоит шутить о науке.
Физтех электричка что это такое
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Архивные фото и легенды МФТИ: тематический поезд Физтеха запустили на МЖД
МФТИ совместно с Центральной пригородной пассажирской компанией 25 ноября запустили Физтех.Электричку к юбилею института.
Именной электропоезд, посвященный 70-летней истории Физтеха, начал курсировать по Савёловскому направлению МЖД. Каждый из одиннадцати вагонов поезда оформлен архивными фотографиями, университетскими легендами, студенческими байками, цитатами основателей, выпускников и преподавателей МФТИ.
В вагонах можно прочитать занимательные истории из жизни института и интересные факты биографии известных выпускников. Тематический поезд позволит каждому пассажиру познакомиться с историей и университетской культурой Физтеха. МФТИ расположен в городе Долгопрудном, поэтому большинство студентов и сотрудников института регулярно ездят на электричках от Савёловского вокзала или от станции «Тимирязевская».
Например, так добирался до альма-матер нобелевский лауреат Константин Новосёлов, приезжавший сюда читать лекцию после получения награды. В торжественном запуске электропоезда принял участие проректор по научной работе и стратегическому развитию МФТИ Тагир Аушев, а также известные выпускники Физтеха, оказавшие поддержку проекту.
Состав будет курсировать в течение года. Следить за расписанием юбилейного поезда можно будет в приложении «Яндекс.Электрички», где состав будет помечен специальным значком.
Mediabitch
CASE STUDY: КАК ЗАБРЕНДИРОВАТЬ ЭЛЕКТРИЧКУ
В конце ноября от Савёловского вокзала отправилась именная «Физтех. Электричка», и это был первый раз, когда состав брендировали не в метрополитене, а на железной дороге. Электропоезд был запущен к юбилею Московского физико-технического института (МФТИ). Специально для Mediabitch PR-служба МФТИ, участник проекта «Коммуникационная лаборатория» РВК, делится опытом и рассказывает, как это удалось сделать.
Почему не метро?
Несмотря на своё название — «Московский физико-технический институт» — Физтех расположен не в Москве, а в городе Долгопрудном. За долгие годы в истории Физтеха накопилось множество связанных с электричками баек и легенд: об украденных рельсах, которые студенты красили в чёрный цвет, заставляя машинистов в страхе останавливать поезда; о станции «Марк», которая получила своё название благодаря профессору МФТИ Марку Айзерману (согласно легенде, он постоянно просыпал свою станцию, а машинист будил его: «Марк, следующая — «Новодачная»); об электронах, которые сильный ветер выдувал из проводов (именно такое оправдание придумал начальник железной дороги, чтобы объяснить задержки поездов. Не совсем удачное, когда половина твоих пассажиров — студенты Физтеха).
Многие выпускники спустя годы приезжают в родной институт на электричке — это особый ритуал. Даже министр внутренних дел Израиля Натан Щаранский приезжал в альма-матер на пригородном поезде. Правда, он был в нём один — МОССАД оцепил его вагон.
В общем, для физтехов электричка — это часть культуры, и выбирая эту площадку, мы создаём не просто вагоны с рекламой института, а целый концепт: «Физтех.Элекричку» — поезд о физтехах и для физтехов.

Переговоры
Они были непростыми.
Во-первых, мы не совсем понимали, с кем договариваться — с РЖД или Центральной пригородной пассажирской компанией. Во-вторых, предстояло ещё убедить их в том, что такой проект вообще нужен. Ведь в отличие от метрополитена, где едва ли не каждый второй поезд — именной, в электричках подобных проектов никогда не было. Ну и главное — организовать процесс предстояло с нуля, без каких-либо отработанных схем и готовых решений со стороны представителей железных дорог.
Мы начали с самого очевидного пути — обратились в пресс-службы обеих компаний. Но им идея не показалась очевидной, так что мы стали рандомно обращаться в самые разные подразделения: к президенту РЖД, в отдел передвижных выставок, в отдел организации мероприятий, к личным помощникам руководителей самого разного уровня, и даже к выпускникам Физтеха, которые, как мы знаем, есть в любой крупной организации.
Примерно через два месяца мы сдались и практически смирились с тем, что идея так и останется нереализованной. Но в один августовский день (а письма мы начали писать ещё в апреле) раздался телефонный звонок, и приятный голос на другом конце провода произнёс: «Добрый день. Это компания Центральная ППК. Мы бы хотели запустить «Физтех.Электричку».
Мы до сих пор не знаем наверняка, какое из наших писем сработало и как так получилось, что наше письмо под личным кураторством президента РЖД Олега Белозёрова передали отделу коммерческих проектов Центральной ППК, но с этих пор проект заработал стремительно.
Неспящие в депо
Работу мы начали в сентябре. Вместе с Центральной ППК сделали замеры, обговорили варианты оформления поезда и начали работу: собрали фотоконтент, разработали визуальную концепцию, подготовили тексты для оформления и начали верстать макеты.
Электрички на «канавах» ждут планового ремонта
Самое жаркое время наступило за две недели до запуска, когда электропоезд сняли с линии и поставили в локомотивное депо, где должна была происходить оклейка состава. Там на специальных платформах — канавах, как их называют железнодорожники — стоят поезда.
Казалось бы, ставишь свою электричку в одну из этих канав и обклеиваешь спокойно. Но нет.
Во-первых, количество путей точно рассчитано на количество приезжающих поездов, и занимать чужую канаву твой поезд не может. Во-вторых, канава — это не рельсы. Стоя на ней, поезд не получает электричества, и, значит, там темно как в чёрной дыре Стивена Хокинга. Работники депо вывозили поезд на улицу, чтобы поставить на рельсы и подключить к электричеству. Но там был холодный ноябрь, а для обклейки вагона требуется определённая температура. Приходилось подолгу прогревать его на рельсах, куда в любой момент мог приехать другой поезд. В общем, поезда круглосуточно переставляют с места на место, и вторгнуться в эту запутанную логистику со своей внеплановой электричкой — значит, ещё больше её усложнить.
Мы с замиранием сердца смотрели на этот сложный процесс, которым блестяще управляли сотрудники депо. Все они с интересом отнеслись к нашему проекту, в итоге всё было сделано в срок, и 25 ноября, точно в день юбилея института, «Физтех.Электричка» стартовала с Савёловского вокзала.
Едем дальше
Конечно, поезд не просто приехал на вокзал и отправился в путь. Чтобы всё это осуществить, понадобилась делегация из 10 человек, возглавляемая начальником Савёловского вокзала. Каждый этап работы над проектом сопровождался огромным количеством согласований внутри РЖД и ЦППК. Сколько было сделано телефонных звонков, отправлено факсов, написано служебных записок для того, чтобы весь этот процесс организовать, нам остаётся только догадываться.
Вся эта огромная работа — дело рук Центральной ППК, того самого отдела по работе над коммерческими проектами. Мы абсолютно не были обременены какой-либо бумажной волокитой или необходимостью вести переговоры с разными службами. С нами общались только менеджер от ЦППК и директор по работе с коммерческими клиентами Эльдар Оруджев. Именно благодаря им наша коммуникация со всей этой сложнейшей системой была максимально комфортной.
В день юбилея физтехи приехали на вокзал, чтобы торжественно отправиться на именной электричке в Долгопрудный, совершив в день рождения этот важный для истории института путь. В Центральной ППК нам предложили выпустить транспортные карты с юбилейным дизайном. На каждую мы записали билет от Савёловского вокзала до «Новодачной» и в качестве подарков выдавали их всем физтехам, приехавшим на торжественный запуск. А до 2020 года карты можно пополнять и использовать как обычный проездной.
В день отправления на информационном табло значилось, что со второй платформы отправится «Физтех.Электричка». Сам поезд оформлен плакатами с байками, легендами института, информацией об истории и современных научных исследованиях института. По громкой связи во время движения электрички звучали поздравительные объявления. Эту идею нам предложили в ЦППК: записать поздравление Физтеху голосом машиниста. Так что при отправлении Физтех поздравляют с юбилеем, по дороге рассказывают шуточную историю названия железнодорожной станции «Марк», которую вы уже знаете, а перед прибытием в Долгопрудный голос из динамика торжественно объявляет: «Уважаемые пассажиры, мы прибываем на станцию «Новодачная». Почти каждый, кто сейчас выйдет из поезда — физтех».
Суровая реальность
Безусловно, мы рассматривали электричку как PR-инструмент для внешней аудитории, но главным образом она, конечно, стала подарком самим физтехам. И студентам, и сотрудникам идея понравилась, многие прислали нам сообщения с благодарностями.
Правда, не все поняли, что пресс-служба не выкупила электричку, а всего лишь брендировала её, а значит ходить она будет по расписанию и правилам РЖД — проезжать их любимую станцию, задерживаться, если нужно, а иногда и вообще уезжать в Сколково:)
Поймай электричку
Электричка будет курсировать в течение года, но отследить её оказалось невозможно. Поначалу мы хотели отметить «Физтех.Электричку» особым значком в электронном расписании, чтобы через специальные приложения-агрегаторы следить за её перемещениями. Оказалось, что сделать этот процесс автоматическим нельзя. Единственный способ — выделить в депо отдельного человека, который будет внимательно следить за перестановками в маршруте нашего состава и оперативно сообщать нам о них в течение всего года.
Так что попасть в «Физтех.Электричку» можно только по воле случая, но не это ли придаёт ей особую романтику?
Илья Курмышев, советник генерального директора, руководитель Управления развития медиа и сообществ РВК:
— «Физтех.Электричка» — кейс необычный для российских научных коммуникаций. В нашей стране всегда существовала довольно сильная традиция популяризации науки. Это и научно-популярные журналы, и просветительские программы на радио, телевидении. Однако сейчас, когда выросло следующее поколение, стало понятно, что традиционные форматы работают не всегда. Возникла необходимость поиска нового языка.
В последние годы мы активно поддерживаем именно нестандартные форматы распространения научного знания для широкой аудитории: выступления молодых учёных в формате Science Slam, дни научного кино в рамках ФАНК, и т. д, — потому что именно такие проекты позволяют подключить к диалогу более молодую аудиторию.
Проект МФТИ как раз является примером современного, необычного способа рассказать о научных исследованиях. Интересно, как контентная часть — данные об исследованиях вуза — по-новому раскрывается за счёт площадки, на которой они расположены. Здорово, что именно пиарщики от науки открывают неожиданные площадки и формы коммуникаций, которые, по большому счёту, могут работать и на любых других, ненаучных проектах.
Об авторах:
Анастасия Грачикова,
руководитель пресс-службы МФТИ
Ася Шепунова,
ведущий специалист пресс-службы МФТИ
Фото: Евгений Пелевин
Метро к физикам. Когда откроется северный отрезок Люблинско-Дмитровской линии?
Салатовая ветка выйдет за МКАД через три года. Движение от станции «Селигерская» до станции «Физтех» планируется запустить в 2022 году. В июне метростроевцы приступили к продлению Люблинско-Дмитровской линии. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. Читайте о том, где разместят новые станции подземки, как свяжут метро и железную дорогу.
Вдоль по Дмитровке
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Люблинско-Дмитровский диаметр продлят еще на три станции: «Улица 800-летия Москвы», «Лианозово», «Физтех». На территории Москвы ветку метро проложат на глубине 15–20 метров вдоль Дмитровского шоссе.
Тоннелепроходческий шестиметровый комплекс «Клавдия» пророет два тоннеля: один в сторону Московской области, другой – в сторону Москвы длиной 3,9 километра. В прошлом месяце машина начала прокладывать перегон от тупиков за станцией «Селигерская» в сторону станции «Лианозово».
Готовятся строительные площадки будущих станций «Улица 800-летия Москвы» и «Лианозово», их огородили забором. В дальнейшем линию продлят до станции «Физтех». Глава стройкомплекса Марат Хуснуллин отметил, что в целом на этот проект понадобится около трех лет.
На три района
Фото: «Мосинжпроект»/проект станции «Улица 800-летия Москвы»
Станцию «Улица 800-летия Москвы» построят на пересечении Дмитровского шоссе и одноименной улицы. Глубина станции будет небольшой – до 20 метров. На одной пассажирской платформе построят два ряда колонн.
Кассы и турникеты разместят в двух подземных вестибюлях, на поверхность выведут два выхода на обе стороны Дмитровского шоссе, к улице 800-летия Москвы, к остановкам общественного транспорта.
Новой станцией смогут пользоваться жители трех районов: Восточное Дегунино, Бескудниково, Дмитровский, сейчас здесь проживает 271 тысяча человек.
Пути в Лианозово
Фото: «Мосинжпроект»/проект станции «Лианозово»
На Дмитровском шоссе построят еще одну станцию салатовой ветки – «Лианозово». Она появится на пересечении магистрали и Вагоноремонтной улицы рядом с Савеловским направлением Московской железной дороги.
У «Лианозово», подобно соседней станции, будет два подземных вестибюля и два выхода на левую и правую стороны Дмитровки. Кроме того, из метро пассажиры смогут попадать на Лианозовский проезд по подземному пешеходному переходу. Станция станет главной транспортной артерией для жителей Дмитровского района и района Лианозово, ей смогут пользоваться около 180 тысяч человек.
К метро планируют перенести железнодорожную платформу Лианозово. Свяжут две станции подземным пешеходным переходом. Быстрая и удобная пересадка с пригородной электрички на метро станет частью транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Лианозово». Площадь будущего ТПУ будет значительной: 19,5 гектара.
На Дубнинской улице обустроят разворотный круг и площадку для стоянки автобусов, а также здание конечной остановки. Сюда перенесут все маршруты наземного транспорта, которые курсируют в районах Лианозово и Дмитровский. Для подзарядки электробусов построят станцию. Вблизи остановок создадут плоскостные парковки на 1 465 мест.
Между Псковской улицей и Лианозовским проездом планируется построить торговый центр по типу аутлет, где со скидками будут продавать одежду и обувь из коллекций прошлых сезонов.
Под торговым центром разместят подземную парковку на 600 автомобилей. Подъезд к магазинам организуют через Проектируемый проезд № 4837, на котором будет построена дорога. При этом Псковскую улицу расширят и возведут на ней два пешеходных перехода.
Перемены не затронут Лианозовский рынок, по проекту создания ТПУ его сохранят. Не коснутся строительные работы и территории Лианозовского парка. Строительство транспортного хаба в Лианозове планируют завершить в 2021 году.
Пророческая шутка
За станцией «Лианозово» метропуть пройдет дальше, пересечет МКАД. Метростроевцы планируют проложить еще три километра пути, но не под землей, а на земле.
Люблинско-Дмитровская линия дойдет до научно-образовательного кластера «Физтех XXI». Вход в метро будет расположен на пересечении Дмитровского и Челобитьевского шоссе. Железнодорожные пути подземки пересекут границу Москвы через прокол в насыпи МКАД.
Студенты Московского физико-технического института («Физтеха») ждут станцию с середины 90-х годов. Однажды они даже разыграли москвичей.
Первого апреля 1996 года они нарисовали мифическую станцию на картах московского метро, отпечатали в типографии и развесили новую карту сначала в вагонах поездов на Серпуховско-Тимирязевской линии, а затем на других ветках. По институту расклеили объявления с призывом: «Физтехи! Настала пора и нам обзавестись своей станцией метро».
Признались шутники в розыгрыше вечером этого дня на студенческом концерте. Жители северных районов успели поверить в новую станцию и оборвали телефоны метрополитена. Однако тогда прокладывать линию в небольшой поселок, окруженный лесом, руководство метрополитена посчитало бессмысленным.
За 13 лет в Северном построили новые дома, выросло население, создается инновационный центр «Физтех XXI». К 2020–2025 году здесь будет проживать до 78,5 тысячи человек, а число работающих в научном кластере «Физтех XXI» дойдет до 53 тысяч. Разрастается и город Долгопрудный.
Станцией «Физтех» смогут пользоваться студенты и преподаватели Московского физико-технического института, работники научно-образовательного кластера «Физтех XXI», а также жители подмосковного Долгопрудного.
Продление салатовой ветки метро снизит нагрузку на Дмитровское шоссе и прилегающие дороги, свободнее станет на конечной станции Серпуховско-Тимирязевской линии «Алтуфьево» и станции «Медведково» Калужско-Рижской линии, благодаря снижению интенсивности движения автомобилей улучшится экологическая ситуация.
По отрезку салатовой ветки от «Физтеха» до «Селигерской» будут ездить до 60 тысяч пассажиров в сутки. Жители районов Дмитровский, Восточное Дегунино, Лианозово и поселка Северный сократят путь в центр Москвы на 15–20 минут.
В прошлом году 22 марта открылось движение на Люблинско-Дмитровской линии, пассажирам стали доступны станции: «Селигерская», «Верхние Лихоборы» и «Окружная». А в 2016 году запустили движение от станции «Марьина Роща» до «Петровско-Разумовской» с промежуточными остановками: станции «Бутырская» и «Фонвизинская».
Красная линия в Потапово
Фото: портал мэра и правительства Москвы
Сокольническую линию метро продлят до деревни Потапово к 2023 году. После станции «Коммунарка» красную ветку протянут на одну станцию до станции «Потапово». Строительство участка длиной 2,6 километра начнется в конце этого года и в начале следующего. Об этом сообщил журналистам первый заместитель руководителя департамента строительства Москвы Петр Аксенов.
По его словам, сейчас идет конкурсная процедура на выполнение подрядных работ. Проложить пути и возвести станцию планируется до конца 2022 года.
Станция «Потапово» будет наземной и разместится в створе дороги Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе у пересечения с улицей Александры Монаховой. Кроме станции метро планируется построить депо по ремонту и обслуживанию поездов южного радиуса Сокольнической линии.
Продление красной ветки до «Потапово» улучшит транспортное обслуживание жителей Новомосковского округа и района Южное Бутово. Здесь проживают и работают почти 70 тысяч человек. Кроме того, станцией будут пользоваться жители новых кварталов Коммунарки.
Движение по участку Сокольнической линии от станции «Саларьево» до «Коммунарки» запустили 20 июня этого года. На 12-километровом отрезке расположено четыре станции: «Филатов луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка».
В 2014 году была введена станция «Тропарево» Сокольнической линии. В 2016 году для пассажиров открылись станции «Румянцево» и «Саларьево».