филистимляне кто это такие
Филистимляне (догреческое население Средиземноморья – «народы моря»)
Филистимляне (История)
(догреческое население Средиземноморья – «народы моря»)
Современная реконструкция Филистимлянского воина.
Филистимляне (Происхождение)
Слово «филистимляне» впервые встречается в египетских источниках как название одного из так называемых «морских народов», вторгшихся в Египет в восьмой год правления фараона Рамсеса III (около 1190 г. до н. э.). Филистимляне участвовали и в предыдущей волне вторжений «морских народов», которые, согласно египетским источникам, опустошили хеттские земли, Сирийское побережье, Кипр и угрожали Египту в период царствования Мернептаха (1212 — 1202 гг. до н. э.)
Происхождение филистимлян достоверно неизвестно. Относительно прародины этого народа существует много теорий, называют Грецию, Крит, Западную Малую Азию и многие другие, однако ни одна из них не окончательная доводка. Некоторые филистимлянские имена и сроки, зафиксированные в Библии, похоже родственные лувийских языке, распространение на западном побережье Малой Азии, однако точность этих данных сомнительна.
На стенах храма Рамсеса III филистимляне изображены в одежде эгейского типа и в украшенных перьями шлемах; аналогичные изображения позднебронзового периода были найдены на Кипре. Филистимские корабли были необычной формы, в то время как их боевые колесницы и повозки не отличались от общепринятых. С начала 12 в. и вплоть до конца 11 в. до н. э. характерная филистимская керамика, обладающая выраженным сходством с обнаруженной на Кипре микенской керамикой, господствовала в Филистии и получила широкое распространение в прилегающих областях. Эту керамику часто находят на всей территории древнего Ханаана. Другим характерным признаком филистимского присутствия служат антропоидные керамические саркофаги.
Согласно Библии, плавка металла была сосредоточена в руках филистимлян.
Исконный язык филистимлян неизвестен ; вскоре после своего прихода в Эрец-Исраэль они усвоили ханаанский диалект, на смену которому позднее пришел арамейский язык. Поскольку не сохранилось эпиграфических свидетельств на языке филистимлян, исследователи затрудняются составить определенную картину специфических особенностей филистимской культуры и цивилизации. Хотя найденные в Ашдоде и Гезере культовые объекты близки к эгейским, все известные филистимские боги носили семитские имена.
Вплоть до победы Давида над филистимлянами их городами правили сраним («лидеры»), которые составляли совет филистимского пятиградия; во власти совета было отменить решение каждого отдельного города. Филистимляне были способны выставить большое, хорошо оснащенное войско, включавшее тяжеловооруженную пехоту, лучников и боевые колесницы.
Филистимляне (захваченные города)
Захватив южное побережье Ханаана, филистимляне не остановились, а с середины XII в. до н. э. продолжили свои завоевания, пытаясь покорить всю страну. Им удалось захватить ряд городов, среди которых Мегиддо, Лахиш, Бетель, Гезер, контролировать Нижнюю Галилею и долину Иордан. Захваченные города сначала разрушались, однако быстро восстанавливались и там устанавливалась власть филистимьких правителей, а порой оставались гарнизоны. Так произошло в Мегиддо, которое не только возродили, а отстроили по старому Ханаанским плану с Ханаанским архитектурой. Достоверно неизвестно становились подчинены города самостоятельными или оставались в подчинении до городов Пьятиграддя, однако второе более вероятно. Однако не все города восстанавливались, например Лахиш был полностью разрушен, и новый город возник лишь через двести лет по совершенно другим условиям. Влияние филистимлян в страну был настолько большим, что она сама стала называться их именем, хотя до этого была лишь частью Ханаана и никогда не выделялась отдельно.
Гат-Плиштим (`Гат филистимлян`), один из пяти филистимских городов-государств, расположенный в районе современного Кирьят-Гата (точное местоположение Гата-Плиштим не установлено). Сюда перенесен был из Азота Ковчег Завета и отсюда в Аккарон, вследствие наростов и язв, появившихся на людях охранявших Ковчег (1Цар.5:1-12). В Гефе была родина Голиафа (1Цар.17:4,23);
В XI в. до н. э. Ашдод стал доминирущим филистимским городом. Вплоть до первой половины VIII в. до н. э. Ашдод — столица Филистии. Город укрепляется и расширяется. Здесь начинают делать особую ашдодскую керамику.
Площадь города составляет в этот период примерно 80 дунамов. Возникает Нижний город. Строится крепость Тель-Мор у устья реки Лахиш (порт Тель-Мор был построен ещё до филистимского нашествия, в XVI веке до н. э.).
Вплоть до вторжения ассирийцев не прекращались военные столкновения между филистимлянами и израильтянами. Военный успех сопутствовал то одной, то другой стороне. В 770 году до н. э. иудейский царь Азария совершил набег на филистимлян. Он захватил Ашдод, разрушил его стены, и оставил в городе свой гарнизон.
В XI веке до н. э. Ашдод становится доминирущим филистимским городом, и остается столицей Филистии вплоть до первой половины VIII веке до н. э. Город укрепляется и расширяется, в нем начинают производить особую ашдодскую керамику. Возникает Нижний город, строится крепость Тель-Мор в устьереки Лахиш, недалеко от порта Тель-Мор, который был построен еще до филистимского нашествия.
В 1066 г. до н. э. в битве между израильтянами и филистимлянами при Авен-Езере в окрестностях Афекафилистимляне захватили Ковчег Завета,перенесенный из Силома в лагерь израильтян.Филистимляне перенесли Ковчег Завета в Азот (Ашдод) и внесли его в храм Дагона — филистимского божества, покровителя земледелия и рыбной ловли, изображаемого в в виде получеловека — полурыбы.
«Филистимляне же взяли ковчег Божий, и принесли его из Авен-Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицом своим к земле перед ковчегом Господним. И взяли они Дагона, и опять поставили его на свое место. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле перед ковчегом Господним; голова Дагона и две руки его лежали отсеченными, каждая особо, на пороге осталось только туловище Дагона.» (1-я Царств, гл. 5, ст. 1- 4 ).
«И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их, и наказал их мучительными наростами, в Азоте и окрестностях его. И увидели это Азотяне и сказали: да не останется ковчег Бога Израилева у нас; ибо тяжка рука Его и для нас и для Дагона, бога нашего. И послали, и собрали к себе всех властителей Филистимских, и сказали: что нам делать с ковчегом Бога Израилева? и сказали: пусть ковчег Бога Израилева перейдет в Геф. И отправили ковчег Бога Израилева в Геф.» (1-я Царств, гл. 5, ст. 6-8).
Ковчег Завета пробыл в областях Филистимских семь месяцев, и не знали филистимляне, как им избавиться от Ковчега и мучительных наростов, которыми наказал их Господь израильтян. По совету жрецов и прорицателей, филистимляне поставили Ковчег Завета на колесницу, запряженную коровами, на которых не было ярма. Сбоку от Ковчега Господня они поставили ящик, положив в него золотые вещи (пять золотых мышей и пять изваяний наростов), которые принесли в жертву повинности Богу Израилеву, и отпустили Ковчег Завета в вольный путь.
Ашкелон- древний ханаанский город, захваченный филистимлянами.
Первые упоминания о городе датируются 19 в. д.н.э. по наскальной надписи в Египте, а в 12 в. д.н.э. город был покорен Рамсэсом. Жители Ашкелона не раз пробовали восставать, но их недовольство подавлялось силой, жителей уводили в плен, а город разоряли.Это стало известно по египетским «черепкам проклятия» — табличкам, на которых писалось название города, а потом на особой церемонии их разбивали. тем самым показывая, что стирают даже имя города из истории.
Реконструкция типичного Храма Филистимлян
Типичный Храм этруссков (для сравнения)
Филистимляне (Скульптура и гробницы)
В Палестине находят так называемую керамика Микены III CIB, которая очень похожа как на собственно микенской, так и на кипрскую, где по мнению ученых появилась вследствие миграции группы микенских греков. Изначально филистимляне течение первых десятилетий жизни в Ханаане изготавливали типично микенской монохромную керамику, но позже под местным и египетским влиянием они выработали новый, оригинальный стиль двуцветной, так называемой «филистимской» керамики.
Филистимская архитектура довольно необычна для Ханаана. В Тель Микней найдено два сооружения, в центральных залах которых находились кирпичные оштукатуренные очаги. Этот тип костра не известный в Ханаанской архитектуре, но был распространен в Анатолии, Эгейских островах и на Кипре. Также чуждой Ханаанскую традиции практика сооружения дополнительного маленького храма рядом с главным святилищем, которая отмечается в Тель Микней. Однако эта традиция имеет соответствия в Егеиды и на Кипре, где подобные комплексы известны с XIII-XII веков до н.э., например, в Микенах, Филакопи и острове Мелос, Китийский на Кипре. Культовые фигурки сидящих богинь или женщин из Ашдода имеют явное микенское происхождения и свидетельствуют о влиянии микенской традиции. На двух местных печатях из Ашдода есть короткие надписи линейным письмом напоминающее пор не расшифровано кипро-минойская письмо позднебронзового периода с Кипра. Хотя известно лишь несколько знаков, но они указывают на наличие у филистимлян письменности, предположительно эгейского происхождения.
Похожая чужеродность наблюдается и в погребениях. В Азора зафиксированы следы кремации, которая является абсолютно чужой Ханаанской практике поздней бронзы. Правда, сейчас еще нельзя сказать, насколько кремация была распространена среди народов моря. Другой тип захоронений найдены в могильнике 600 у южного Тель эль-Фара в северном Негеве. Здесь использовались погребальные ямы в высеченных в скалах пещерах. Также широкое распространение получила практика захоронения у человекообразных саркофагах найденных в Тель эль-Фари, Дейр эль-Балас и Бейт Сане (Скитополиси). Крышки этих саркофагов похожи на знаменитую «Маску Агамемнона», найденную Шлиманом в Микенах, хотя в некоторых из них ощущается сильный египетский влияние, что объясняется, вероятно, длительной службой филистимлян наемниками в войсках фараонов.
Филистимлянские саркофаги – 10 в. до н.э.
Ну и самое интересное … Данные ГЕНЕТИКИ (по состоянию на 2010 год.)
… Железный век в Палестине начался с приходом к 1200 лет до н.э. филистимлян, которые и принесли в эти местности секрет изготовления железа, а также новые погребальные обычаи, расписную керамику микенского стиля и развитую технологию строительства из камня. В период с 1200 по 900 до н.э. филистимляне господствовали на всем побережье…
… Мы с уверенностью можем сказать, что «филистимляне не принадлежали к семитическому племени и не были туземцами (автохтонами) в Сирии. »
С искренним уважением,
Алекс. А. Алмистов
Один из организаторов Клубного Лектория «Истоки Цивилизаций» ( http://almisto.mirtesen.ru/, http://lah.ru/mast/lection.htm,
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Филистимляне
Филистимляне упоминаются уже в перечислении народов в Быт. 10:13 : «От Мицраима произошли. Каслухим, откуда вышли филистимляне» ( Быт. 10:13 ). Из Втор. 2:23 ; Иер. 47:4 ; Ам. 9можно понять, что Ф. происходили с о-ва ⇒ Кафтор (Крит); об их дальнейших переселениях точных данных нет. Каслухим (в евр. яз. – ф-ма мн.ч.) – это, вероятно, жители области у горы Касиос, располож. вост. дельты Нила. Часть Ф. сначала переселилась туда с Крита вместе с теми «народами моря», которые в XII в. до Р.Х. совершили нападение на Египет. Позднее они достигли юж. границ Ханаана, пройдя через область у горы Касиос. Др. часть Ф. переселилась в Палестину непосредств. с о-ва Крит. Обе группы слились там с Ф., издавна жившими в Палестине, на земле, которая хранит предания о них со времен Авраама и Исаака ( Быт. 21:32.34 ; Быт. 26:1 ; Исх. 13:17 ; Исх. 15:14 ; Исх. 23:31 ).
А.Нордзей дает ответ на вопрос, почему егип. надписи до 1200 г. до Р.Х. не содержат сведений о Ф. Он полагает, что сначала Ф. оставались верны египтянам, покорившим Ханаан, поэтому при перечислении одержанных побед они по понятным причинам не упоминались.
Уже упоминавшиеся сосуды из Герара также указывают на критское происхождение Ф. У Ф. было пять главных городов: Газа, Ашкелон (Аскалон), Ашдод (Азот), Экрон (Екрон, Аккарон) и Геф, каждый из которых имел своего правителя ( Нав. 13:3 ). Эти «владельцы Филистимские» поддерживали связи между собой и принимали совместные решения по важнейшим вопросам ( Суд. 16:5.23.27 ; 1Цар. 5:8.11 ), так что Ф. выступали по отношению к внешнему окружению как сильная и сплоченная группировка. Среди этих удельных князей, по крайней мере во времена Давида, особое положение, очевидно, занимал царь Гефа.
В ВЗ Ф. выступают как враги израильтян, многократно превосходящие их в силе и нанесшие им несколько поражений. Полученные в ходе раскопок данные позволяют предположить, что ок. 1050 г. до Р.Х. Ф. разрушили города Силом, Беф-Цур и Дебир (Давир). В битве при Афеке, во времена Илия, они даже захватили ковчег завета ( 1Цар. 4 ). Хотя Самуил и добился в то время убедит. победы над Ф. ( 1Цар. 7 ), постоянная угроза с их стороны подогревала желание израильтян иметь своего царя ( 1Цар. 8 ). Согл. 1Цар. 13:3 (ср. 1Цар. 10:5 ), во времена Саула в Гиве Сауловой находился филистим. охранный отряд (ср. 1Цар. 10:5 ). Саул некоторое время успешно действовал против Ф., чему особенно способствовала победа Давида над Голиафом ( 1Цар. 17 ), однако после гибели Саула в сражении на горе Гелвуй ( 1Цар. 31 ) израильтяне оказались зависимыми от них. И только позднее Давиду удалось окончательно разбить Ф. и освободить Израиль. При Соломоне Ф. сохранили покорность. После разделения Израильского царства произошли сражения между Ф. и Северным царством, был осажден Гавафон ( 3Цар. 15:27 ; 3Цар. 16:15 ). Иуд царь Иосафат взимал с Ф. дань ( 2Пар. 17:11 ). При Иораме Ф. грабили Иудею и Иерусалим ( 2Пар. 21:16 ), при Озии они терпели поражения от израильтян ( 2Пар. 26:6 ). При Ахазе Иудея страдала от набегов Ф. на города, располож. на равнине и на юге, причем некоторые из этих городов Ф. избрали местом своего поселения ( 2Пар. 28:18 ). Езекия одержал победу над Ф. ( 4Цар. 18:8 ).
Ф. упоминаются и в ассир. надписях, напр. в надписях Синаххериба (библ. Сеннахирима). Ф. тоже пришлось испытать на себе ассир., вавил., а затем и перс. господство, поскольку в сравнении с этими народами они, как и израильтяне, оставались лишь одним из малых народов. Среди божеств Ф. самое важное место занимал Дагон, известен также Баал-Зебуб (⇒ Веельзевул), почитавшийся в Екроне. За враждебность к Божьему народу Ф. вновь и вновь постигали предсказ. пророками наказания (см. Ис. 11:14 ; Иер. 25:20 ; Иер. 47:1 ; Иез. 25:15–17 ; Ам. 1:6–8 ; Соф. 2:4–7 ). Однако в Библии есть предсказание и о том, что в конечном итоге Ф. познают истинного Бога ( Зах. 9:5–7 ).
Кто такие филистимляне и куда они делись?
Библейские филистимляне, которых тыщами крушил богатырь Самсон из еврейских священных сказок, по всей видимости, были те, кого египтяне называли народом моря.
Уцелевшие жители островов переселились на побережье Средиземного моря. Прежде всего на восточное. Оно поближе. Где и ранее были их колонии. Куда в это же время переселились и предки иудеев. Бежавших, воспользовавшись санторинской катастрофой, из Египта.
Здесь филистимляне воздвигли новый храм в замен разрушенного землитресением на Крите. Землитресением, предшествующем взрыву Саторина.
Но построили его в долине Иордана, текущего через цепь озёр в Мёртвое море по тектоническому разлому.
Крайне неудачное решение.
Но тут случилось катастрофа: тектонические плиты разлома слегка раздвинулись и мощное землитресение разрушило новый храм.
В последствии еврейские сказочники приписали разрушение храма прикованному в нём Самсону. Ради взбодрения евреев, жаждущих спасения от напастей только из-за чуда.
Но филистимляне оценили это разрушение храма как дурной знак. Они ещё помнили разрушение храма на островах и что за этим последовало.
И поспешили убраться из опасного места.
Куда они пошли?
По всей видимости в Чёрное море и на Пиренеи со стороны Атлантики. Подальше от опасного места.
Долины в тех местах были уже заселены и переселенцев оттеснили в горы, которые были слабо заселены, и которые легко было оборонять понаехавшим.
В 60е-70е годы была обнаружена связь между их языками. А во время раскопок в Грузии обнаружены были обломки камней, на которых были вырезаны надписи.
Они были вырезаны алфавитом и языком, отдалённо похожим на грузинский. Нечто подобное находили и в Пиренеях.
В летописях на камнях, изрядно стёртых временем, после некоторой реконструкции удалось прочитать некоторые фразы.
В частности: «Земля задрожала и сгустилась тьма». Или что то в этом роде.
Тогдашняя всемирная ассоциация археологов, изучив вопрос, признала реконструкцию надписей достоверной и соответствующей правилом работы с подобными текстами, принятыми в археологии.
А куда делись прочие филистимляне?
Те, которые не закрепились в горах, ассимилировались с окрестными народами.
Возможно, они передали свои морские технологии финикийцам – мореходам того времени, жившими на территории современной Палестины. (А возможно, они и стали финикийцами) и в последствии переняли иудаизм и стали одними из предков современных евреев. Именно в честь филистимлян была названа Земля Обетованная – Палестина.
Значение слова «филистимлянин»
филисти́млянин
1. мн. ч. древний народ, населявший южную часть восточного побережья Средиземного моря
2. представитель этого народа ◆ В южном приморье осели филистимляне, недавно пришедшие в Ханаан. В. Г. Брюков, «Чудеса Ветхого Завета и их научное объяснение», 2013 г.
3. самодовольный невежественный человек, который настроен враждебно к умным и интеллигентным людям
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова натурализоваться (глагол), натурализовался:
Синонимы к слову «филистимлянин»
Предложения со словом «филистимлянин»
Цитаты из русской классики со словом «филистимлянин»
Сочетаемость слова «филистимлянин»
Понятия, связанные со словом «филистимлянин»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «филистимлянин»
Сила его была настолько велика, что с ним не могло справиться целое войско филистимлян – давних врагов народа иудейского.
Правда, в скором времени филистимляне вернули его, испытав на себе смертоносную священную силу.
Предпринятые им меры позволили одержать ряд побед над соседними народами, прежде всего наиболее опасными для древних евреев филистимлянами, но одновременно усилили оппозицию против него.
Как погибают народы и государства. Филистимляне и другие
Ученый, писатель-публицист, доктор экономических наук Валентин Катасонов, основываясь на трудах святителя Николая Сербского, рассказывает о судьбах библейских народов
Филистимляне. В переводе означает «иностранцы». Это древний народ, населявший начиная с XII века до Р.Х. приморскую часть Израиля[1]. Эта территория в Ветхом Завете именуется «Филистимской землей» (Быт. 21:32,34; 26; Исх. 13:17; 15:14; 23:31). Филистимляне многократно упоминаются в Ветхом Завете (начиная с Быт. 10:14), а также в ассирийских и египетских источниках.
Библейские историки называют филистимлян потомками Каслухима, сына Мицраима, сына Хама (Быт. 10:13). Из ряда книг Ветхого Завета можно предположить, что филистимляне происходили с острова Кафтора, который ныне называется Критом (Втор. 2:23, Иер. 47:4 и Амос. 9:7). Вместе с тем историки и археологи утверждают, что часть потомков Мицраима жили около горы Касиос, восточнее дельты Нила. Позднее обе ветви потомков Мицраима переселились в Ханаан. На Ближнем Востоке в те времена только филистимляне и хетты владели технологией выплавки стали, что было удивительным для того времени, которое мы привыкли называть «бронзовым веком». Филистимляне соседствовали с народом Израиля, отношения между ними были всегда напряженными, иногда просто враждебными. Филистимляне неоднократно покоряли израильтян, живших по обоим берегам реки Иордан (Суд. 10:7). Между прочим, царь Давид начинал свою карьеру как филистимский вассал, и не без помощи филистимлян воцарился сначала в Хевроне, а затем в Иерусалиме. Вся история древнего Израиля наполнена событиями, связанными с филистимлянами. Наверное, они упоминаются в Ветхом Завете чаще, чем какой-либо иной народ, живший по соседству с древними евреями.
Пророк Иеремия. Фото: www.globallookpress.com
Завершая разговор о гибели древних народов и государств, отмечу, что ветхозаветные пророки делали только не только мрачные предсказания о гибели народов. Некоторым народам они предрекали долгую жизнь.
Арабы. К ним принято относить народы семитской этноязыковой группы, населяющих государства Ближнего Востока и Северной Африки. Арабы (по крайней мере, те, которые исповедают ислам, а таковых около 90%) полагают, что они потомки Измаила – сына, рожденного от Авраама и Агари. Пророки предрекали, что потомки Измаила будут жить на своей земле. Завладеют землями Моава, Аммона и Едома. Будут весьма многочисленны. (Иез. 25:4-5, 7; 586 г. до Р.X. Быт. 16:10-11; Быт. 17:20). Арабы (измаильтяне в Библии) живут доныне на своей исконной территории. В VII веке по Р.X. завладели землями многих народов, в том числе Моава и Аммона (Иордания). До наших дней весьма многочисленны (более 400 млн человек).
Возвращаемся к размышлениям святителя Николая Сербского о судьбах народов. Он всячески подчеркивает, что объяснить исчезновение народов с лица земли или, наоборот, их долгое существование ссылкой на какие-либо географические, климатические или вообще природные факторы нельзя.
В «Слове о законе» он пишет по этому поводу: «Египет на юге, Ассирия и Вавилон на севере, Египет стоял на берегу моря, Ассирия и Вавилон морями не омывались. Тир и Сидон были городами приморскими и торговыми. Израиль занимался земледелием и скотоводством. Моавитяне жили по ту сторону Иордана, близ Мертвого моря, в краях засушливых. Одни из этих народов отличались силой и многочисленностью, другие были небольшими. И все-таки постигла их одна участь. Согласно «естественным» или пресловутым «историческим» законам, было бы абсолютно исключено столь разновеликим народностям, обитавшим в таких разнообразных условиях, пережить один и тот же конец».
Окончательный вывод святителя о том, что определяет судьбу народов и государств таков: «Никаким другим законом, кроме нравственного, невозможно объяснить судьбы этих народов, племен и городов. Ведь и нет никакого другого кодекса морали, который был бы всевластным и решающим фактором в судьбах всех наций на земле. Вся природа и вся история человеческого рода поставлена в зависимость от одного-единственного закона, от закона нравственного».