феодальное хозяйство было натуральным так как
Натуральный Характер хозяйства
Натуральный Характер хозяйства
В феодальной вотчине и в феодальной деревнекаролингского периода господствовало натуральное хозяйство. Преобладание натурально-хозяйственных отношений объясняется общим низким уровнем развития производительных сил, в частности отсутствием общественного разделения труда между ремеслом и сельским хозяйством. К. Маркс, ссылаясь, в частности, и на пример имений Карла Великого, указывает что «домашний ремесленный и мануфактурный труд как побочное производство при земледелии, образующем базис, является условием того способа производства, на котором покоится это натуральное хозяйство как в древней и средневековой Европе, так — еще до настоящего времени — и в индийской общине, где ее традиционная организация еще не разрушена».
В феодальной вотчине каролингского периода ремесленный труд был соединен с сельским хозяйством, и она обеспечивала феодала также основными изделиями ремесла. Производством одежды, обуви и необходимого инвентаря занимались сами зависимые крестьяне или дворовые ремесленники, обслуживающие также население деревни. Все, что производилось в вотчине, шло главным образом на снабжение всем необходимым барского двора и за редким исключением потреблялось внутри вотчины.
Читайте также
Восстановление хозяйства
Восстановление хозяйства Разрушенные во время войны предприятия были в целом восстановлены в начале 1950-х гг. Как и в 1930-е гг., развитие тяжелой промышленности считалось фундаментом обороноспособности, и для нее не жалели денег и сил. Особенно много внимания уделялось
Формы ведения хозяйства
Формы ведения хозяйства До начала процесса приватизации во всех ранних государствах и протогосударствах существовала лишь одна форма ведения хозяйства, которую можно было бы назвать общинно-государственной. Корни ее восходят по меньшей мере к неолитической революции
СПЕЦИФИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
СПЕЦИФИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Сельское хозяйство и крестьянский труд составляли в Средние века основу общественного производства и благосостояния. Не стоит преуменьшать зажиточности крестьянина. Природа дает много — крестьянин знает, что урожай может быть больше или
Развитие хозяйства
Развитие хозяйства Объединение дельты и долины Нила в единое государство дало возможность усовершенствовать и расширить оросительную систему, которая являлась основой земледелия. Государственная власть принимает меры к прорытию новых каналов, поручая наблюдение за
Развитие хозяйства
Развитие хозяйства При фараонах XI и XII династий в Египте вновь образовалось мощное централизованное государство, претендовавшее на господство в Северо-Восточной Африке и стремившееся к усилению своего влияния в соседних странах. Надписи и памятники этого времени
2. Успехи социалистической индустриализации. Отставание сельского хозяйства. XV съезд партии. Курс на коллективизацию сельского хозяйства. Разгром троцкистско-зиновьевского блока. Политическое двурушничество.
2. Успехи социалистической индустриализации. Отставание сельского хозяйства. XV съезд партии. Курс на коллективизацию сельского хозяйства. Разгром троцкистско-зиновьевского блока. Политическое двурушничество. Уже к концу 1927 года определились решающие успехи политики
2. Дальнейший подъем промышленности и сельского хозяйства в СССР. Досрочное выполнение второй пятилетки. Реконструкция сельского хозяйства и завершение коллективизации. Значение кадров. Стахановское движение. Подъем народного благосостояния. Подъем народной культуры. Сила советской революции.
2. Дальнейший подъем промышленности и сельского хозяйства в СССР. Досрочное выполнение второй пятилетки. Реконструкция сельского хозяйства и завершение коллективизации. Значение кадров. Стахановское движение. Подъем народного благосостояния. Подъем народной культуры.
2. Успехи социалистической индустриализации. Отставание сельского хозяйства. XV съезд партии. Курс на коллективизацию сельского хозяйства. Разгром троцкистско-зиновьевского блока. Политическое двурушничество.
2. Успехи социалистической индустриализации. Отставание сельского хозяйства. XV съезд партии. Курс на коллективизацию сельского хозяйства. Разгром троцкистско-зиновьевского блока. Политическое двурушничество. Уже к концу 1927 года определились решающие успехи политики
2. Дальнейший подъем промышленности и сельского хозяйства в СССР. Досрочное выполнение второй пятилетки. Реконструкция сельского хозяйства и завершение коллективизации. Значение кадров. Стахановское движение. Подъем народного благосостояния. Подъем народной культуры. Сила советской революции.
2. Дальнейший подъем промышленности и сельского хозяйства в СССР. Досрочное выполнение второй пятилетки. Реконструкция сельского хозяйства и завершение коллективизации. Значение кадров. Стахановское движение. Подъем народного благосостояния. Подъем народной культуры.
§ 2. Характер связи крестьянского хозяйства с рынком
§ 2. Характер связи крестьянского хозяйства с рынком Одной из очень важных проблем экономического развития Северо-Восточной Руси XIV–XV вв. является вопрос о степени связанности в это время с рынком крестьянского хозяйства. Источников для решения указанного вопроса мало.
§ 3. Характер связи феодального хозяйства с рынком
§ 3. Характер связи феодального хозяйства с рынком При изучении вопроса о характере связи феодального хозяйства с рынком исследователь находится в таком же положении, как и при изучении хозяйства крестьянского. Пользуясь источниками, характеризующими товарное
Деградация сельского хозяйства
Деградация сельского хозяйства Ни одна отрасль не пострадала так сильно от вновь избранного курса на ускорение промышленного развития, как сельское хозяйство. Это не было чем-то новым. Еще в 30-е гг. индустриализация страны в значительной степени опиралась на ресурсы
2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
2. ВОССТАНОВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Меры по возрождению сельского хозяйства. Введение на основе исторических решений X съезда РКП(б) новой экономической политики послужило мощным стимулом к возрождению производительных сил страны, в том числе и сельского хозяйства,
РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА
РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА ЗЕМЛЕДЕЛИЕ Важнейшее значение в сельском хозяйстве жителей Таврики имело выращивание зерновых. Это подтверждается многочисленными находками обуглившихся зерен пшеницы, проса, ячменя и других злаков. Найдена также солома этих зерновых
Феодальное хозяйство было натуральным так как
Товарно-денежные отношения при феодальном способе производства
В результате роста производительных сил и углубления общественного разделения труда при феодализме получили известное развитие товарное производство и товарное обращение. Товарное производство в эпоху развития феодализма носило подчинённый по отношению к натуральному хозяйству характер и представляло собой лишь отдельный уклад феодальной экономики. Оно обслуживало феодальное производство, играло, особенно в раннефеодальный период, вспомогательную роль.
В результате расширения торговли между крестьянами и феодалами, с одной стороны, и городскими ремесленниками, с другой, складываются внутренние рынки. С помощью торговли устанавливается и укрепляется экономическая связь между сельскохозяйственным и ремесленным производством.
Торговый капитал при феодализме являлся прежде всего посредником в обмене присвоенного феодалами прибавочного продукта на предметы роскоши, привозимые из других стран. Торговый капитал выступал также как посредник в обмене продуктов крестьян и городских ремесленников. Получаемая купцами торговая прибыль образовывалась в результате неэквивалентного обмена, т. е. покупки товаров по ценам ниже стоимости и продажи их выше стоимости. Источником торговой прибыли являлся в конечном счёте прибавочный продукт, созданный непосредственными производителями (крестьянами и ремесленниками), а в ряде случаев и часть их необходимого продукта.
Процесс развития товарного производства и обращения усиливается расширением внешней торговли. Международная торговля была относительно развита уже в рабовладельческую эпоху. При переходе от рабовладения к феодализму международная торговля несколько заглохла. По мере роста производства и распространения товарно-денежных отношений она снова оживляется.
Рост внутренней и внешней торговли приводил к развитию денежного обращения, увеличению количества обращающихся денег, совершенствованию дела чеканки монет. Однако средневековая торговля, несмотря на её значительное развитие, носила всё же ограниченный характер. Она существовала в условиях господства натурального производства, феодальной раздробленности, бездорожья, несовершенных средств обращения, отсутствия единых мер веса и длины, единой монетной системы, нередких разбойничьих нападений феодалов на купцов.
С ростом товарно-денежных отношений в феодальном обществе развивается ростовщический капитал. Денежные ссуды выдавались ростовщиками феодалам, а также ремесленникам и крестьянам. Источником ростовщического процента, как и источником торговой прибыли, являлся прибавочный продукт, создаваемый крестьянами и ремесленниками, а также часть их необходимого продукта.
По мере роста товарно-денежных отношений феодальное поместье всё более втягивалось в рыночный оборот. Покупая предметы роскоши и городские ремесленные изделия, феодалы испытывают всё бо́льшую нужду в деньгах. Им становится выгодно переводить крестьян с барщины и натурального оброка на денежный оброк. В связи с этим и крестьянское хозяйство втягивалось в рыночный оборот.
9 В отличие от рабовладельческой, феодальная система хозяйства явилась почти универсальной для Евразии: большинство народов этого материка прошло через систему феодализма либо находятся еще и сейчас на его различных стадиях. Непосредственный производитель при феодализме как бы нечто среднее между рабом и свободным фермером: он несвободен, как раб, но имеет собственное хозяйство, как фермер.
Внеэкономическое принуждение выражено в феодальной ренте: отработочной (барщина), продуктами (оброк) или деньгами. Однако размер ренты установлен раз и навсегда: взяв с крестьянина лишнее, можно, затронув семенной фонд, поставить под угрозу урожай будущего года. Твердо обусловленный размер ренты предоставлял непосредственному производителю определенную свободу при ведении собственного хозяйства. Это особенно сказывалось при коммутации — переходе к денежной ренте, когда крестьянин сам продавал продукцию своего хозяйства на рынке.
В этих условиях требовалось не только принуждение, но и моральное стимулирование труда. Моральный стимул давала монотеистическая религия (единобожие), в различных формах практически повсеместно господствовавшая при феодализме. В Европе — христианство, которое объявляет высшей ценностью не материальное, а духовное богатство, внутренний мир человека: честной, правдивой и скромной жизнью, любовью к ближнему человек может заслужить вечное блаженство души (спастись) в потустороннем мире. При стопроцентной искренней религиозности населения хозяйственная этика религиозных культов серьезно влияла на экономическую жизнь. Например, христианское запрещение иметь приплод с неживого (в том числе денежные проценты) привело к тому, что ростовщичество в Западной Европе вначале сосредоточилось в руках нехристиан, в частности, евреев. Ожидание вселенской катастрофы («конца света») в 1000 г. вело к хозяйственной пассивности людей и т.д.).
Но и сама церковь обязана была показывать пример жизни, достойной спасения. Поэтому в монастырях — общежитиях религиозных профессионалов для молитвы и труда — постоянно боролись две тенденции: к бедности и к богатству. Аскетическая, подлинно святая жизнь христианских подвижников неизбежно порождала ценные материальные дары (в том числе земельные) со стороны верующих, стремившихся таким путем обеспечить заступничество святых людей в спасении своей души. Эти дары перерождали всю монастырскую жизнь, превращая монахов в лицемерных тунеядцев. Но возникали новые аскеты и подвижники, появлялись новые, более строгие монастырские уставы, и все начиналось сначала.
Феодальное хозяйство было построено на более жестком функциональном разделении труда, чем рабовладельческое, где крестьянин был одновременно и воином. Здесь военное дело было монополией феодала, а монополией крестьянина являлся труд. Молитва была монополией духовенства. Это жесткое разделение труда было оформлено в обществе в виде сосуществования трех сословий: дворянства, духовенства и крестьянства (позже к этому сословию присоединились горожане). Сословные перегородки были непреодолимыми: человек уже от рождения считался благородным (феодал) или подлым (т.е. несущим повинности — это крестьянин).
Каждое сословие точно знало свои права и обязанности, но в этих пределах человек был свободен, большего, чем полагалось, от него никто не мог потребовать. Это давало непосредственному производителю определенную социально-экономическую защищенность и психологическую устойчивость: хотя он и зависел от феодала, но был защищен своей сословной принадлежностью от произвола. Осознание этого способствовало к формированию в феодальном обществе личностей, хотя и угнетенных, но исполненных человеческого достоинства. В этом заключалось очень важное условие того, что феодализм сумел обеспечить хозяйственный прогресс.
Типы феодального хозяйства
Управление феодальным хозяйством носило, как правило, децентрализованный характер. Феодальное поместье имело функции не только экономического, но и государственного управления. Феодал (сеньор — глава поместья) сам творил суд над подвластным населением, санкционировал брачные отношения и т.д. Юридическое положение поместья в феодальной системе могло быть различным:
а) полностью независимое наследственное владение (вотчина);
б) пожизненное владение при условии несения военной службы (бенефиций, в России — поместье);
в) наследственное, при условии принятия вассальной присяги сюзерену — вышестоящему феодалу (лен, фьеф или феод), присяга обязывала вассала воевать под командой сюзерена, но обычно не более 40 дней в году, и выкупать его при необходимости из плена. Единой экономической базой была феодальная рента.
Производственная сфера поместья состояла, как правило, из двух запашек: господской (домен) и крестьянской. Когда прибавочный продукт производился в крестьянской сфере, применялась в основном рента продуктами (оброк). Если он со временем коммутировался, феодальная зависимость крестьян обычно слабела или вовсе ликвидировалась (за выкуп). Подобного типа хозяйства преобладали в большинстве стран Западной Европы.
В хозяйствах с производством прибавочного продукта преимущественно в господской сфере (домене) обычно превалировала отработочная рента (не только полевая барщина, но и обслуживание барских мельниц и других предприятий — вплоть до вотчинных мануфактур или даже машинных фабрик, как это было в России в XIX в.), и феодальная зависимость доходила до прикрепления крестьян к земле (крепостничества). Для этого нужны были соответствующие экономические и политические условия, в первую очередь, выгодная для феодалов поставка местной сельхозпродукции (чаще всего хлеба) на более или менее отдаленный рынок, а также мощное централизованное государство, способное прикрепить крестьянство к земле.
Ранний феодализм – время формирования феодального способа производства (V — конец X вв.)
Общая характеристика этапа
Для этого этапа характерен низкий уровень развития производительных сил, отсутствие городов, ремесел, аграризация экономики. Хозяйство было натуральным, отсутствовали города, отсутствовало денежное обращение.
В этот период происходило становление феодальных отношений.
Образуется крупная земельная собственность, свободные крестьяне-общинники попадают в зависимость от феодалов. Формируются основные классы феодального общества — землевладельцев и зависимых крестьян.
В экономике сочетались разные уклады: рабовладельческий, патриархальный (свободное общинное землевладение) и складывающийся феодальный (различные формы поземельной и личной зависимости крестьян).
Раннефеодальные государства были относительно едиными.
В границах этих государств, объединявших различные этнические общности, происходил процесс этнической интеграции и формирования народностей, закладывались правовые и экономические основы средневекового общества.
Становление феодальных отношений в период раннего Средневековья связано с возникновением и развитием различных форм феодальной земельной собственности.
Племена варваров, захватившие римские территории и образовавшие на них свои государства, были оседлыми земледельцами, в конце V — начале VI вв.
частной собственности на землю у них еще не существовало. Земля принадлежала всем жителям деревни. Жители одной деревни составляли территориальную (сельскую) общину — марку. Каждой семье община выделяла земельный участок под пашню, а иногда и часть луга. Осенью, когда заканчивался сбор урожая, луга и все пахотные земли становились общими пастбищами. Леса, реки, пустоши, дороги также находились в общинном пользовании.
Личная (частная) собственность общинника включала только дом, приусадебный участок, движимое имущество.
Формирование частной собственности на землю
В конце VI — начале VII вв. внутри общины происходит процесс имущественного расслоения и распределения общинной земли в частную, свободно отчуждаемую собственность — аллод.
Первоначально аллод представлял свободно отчуждаемую индивидуальную семейную собственность. Постепенно мелкие аллоды превращались в крестьянские держания. В то же время формировались средние и крупные землевладения.
Пути образования крупного землевладения были различными.
Чаще всего это были пожалования короля. Стремясь укрепить свою власть, франкские и другие короли раздают захваченные земли служилым людям в полную частную собственность (аллод).
Раздача аллодов приводила к сокращению земельного фонда и ослаблению власти короля.
Поэтому в VIII в. земельные владения стали передаваться в виде бенефициев, т. е. в пользование без права передачи по наследству и при условии несения военной службы. Поэтому бенефиций являлся условной частной собственностью и предоставлялся на срок несения службы. Постепенно срок владения (пользования) стал пожизненным.
Вместе с землею служилые люди получали право осуществлять государственные функции — судебные, административные, полицейские, налоговые и другие по отношению к проживавшим на данной территории свободным держателям. Такое пожалование называлось иммунитетом.
Крупные землевладельцы также стали практиковать земельные пожалования, что в конечном итоге привело к формированию иерархической структуры земельной собственности, установлению вассальных отношений между жалователем и бенефициарием, укреплению слоя мелких и средних феодалов, ставших основой военной организации.
В IX—X вв. пожизненный бенефиций постепенно превращается в наследственное земельное владение, или фактически в собственность (лен, или феод). От слова «феод» получил название феодальный способ производства. Таким образом происходило укрепление власти феодалов, что необратимо вело к феодальной раздробленности, ослаблению королевской власти.
Вместе с созданием феодальной (ленной) системы земельной собственности шел процесс формирования категорий зависимых крестьян.
Формирование системы личной и поземельной зависимости и внеэкономического принуждения
Оформление крепостной зависимости проходило по-разному.
В одних случаях феодал подчинял себе крестьян с помощью прямого насилия. В других — крестьяне сами просили помощь и защиту (покровительство) у крупных земельных собственников, которые становились таким образом их господами (сеньорами). Это происходило из-за тяжелого положения, в котором они оказывались из-за частых войн, произвола господ, многочисленных повинностей в пользу государства, разорявших хозяйство, неурожаев и других причин.
Отдаваемый под защиту господина крестьянин попадал в личную зависимость, а, лишившись земли, — и в поземельную зависимость и должен был выполнять в пользу своего сеньора определенные повинности.
Церковь и светские феодалы часто использовали систему прекарных договоров, когда крестьянин передавал им право собственности на свой надел, сохраняя при этом пожизненное право пользования этим наделом и обязуясь выполнять установленные повинности.
Этот договор оформлялся письменно с указанием сроков пользования землей и повинностей. Собственник земли выдавал крестьянину прекарную грамоту, где содержалось обязательство не нарушать его прав.
Оформившаяся феодальная собственность на землю и связанная с ней система личной зависимости стали основой феодальной эксплуатации, внеэкономического принуждения зависимого населения.
Феодальное хозяйство
Основной хозяйственной единицей средневекового общества становится крупное феодальное хозяйство, где осуществлялся процесс феодального производства.
В России это были вотчины, а затем — поместья, в Англии — маноры, во Франции и в ряде других стран Европы — сеньории. В вотчинах эксплуатировался феодалами труд смердов, в манорах — труд лично зависимых, несвободных крестьян — вилланов, в сеньориях Франции — труд сервов. В пределах своих вотчин феодалы обладали всей полнотой административной и судебной власти.
Феодальное производство велось в двух основных формах: барщинное хозяйство и оброчное хозяйство.
При барщинном хозяйстве вся земля феодального поместья была поделена на две части.
Одна часть — барская земля, на которой крестьяне своими орудиями осуществляли производство сельскохозяйственных продуктов, полностью присваиваемых феодалом. Другая часть земли — крестьянская, получившая название надельной. На этой земле крестьяне вели хозяйство для себя. В условиях барщинной системы определенные дни недели крестьяне работали на своем поле, в другие дни — на барском.
При оброчной системе хозяйства практически вся земля передавалась крестьянам в надел.
Все сельскохозяйственное производство осуществлялось в крестьянских хозяйствах. Часть созданного продукта в виде оброка передавалась феодалу, а другая — оставалась для осуществления воспроизводства рабочей силы крестьянина, инвентаря, поддержания существования членов его семьи.
Барщина и оброк представляли собой формы феодальной земельной ренты — совокупности различных повинностей, которые крестьяне несли в пользу феодала.
Помимо отработочной ренты (барщины), продуктовой (натуральный оброк), существовала денежная рента (денежный оброк). Для периода раннего феодализма характерна продуктовая и отработочная ренты, что было связано с существованием натурального хозяйства.
Денежная рента появилась в условиях роста товарно-денежных отношений, происходившего на основе общего подъема производства и развития общественного разделения труда. В ряде случаев различные формы ренты сосуществовали и дополняли одна другую.
В ходе развития феодального общества увеличивалось число разнообразных повинностей.
Так, во Франции, как и в других феодальных государствах, крепостные крестьяне облагались все новыми повинностями и налогами по произволу феодалов. Во Франции это была неограниченная талья. Крестьянин не был защищен законом, не мог ни жениться, ни переменить жилище, ни передать кому-либо своего имущества без разрешения своего сеньора.
К концу X в. французские феодалы присвоили себе права, носившие название баналитетов и означавшие монополию феодала на помол зерна, выпечку хлеба и выжимание винограда.
Крестьяне обязаны были при этом молоть зерно только на господской мельнице, печь хлеб только в господской печи и давить виноград только господским прессом, за что и должны были платить дополнительные поборы в пользу своего сеньора.
В Англии вилланы, выполнявшие тяжелые повинности в пользу лорда — владельца манора, в период господства отработочной ренты работали на барщине обычно по три дня в неделю в течение всего года.
Барщина и дополнительная работа на феодала, особенно в страдную пору, поглощали в период сева, уборки урожая, стрижки овец большую часть времени крестьянина. Вместе с тем росли поборы крестьян со стороны церкви, примером чего может служить так называемая «десятина» (десятая доля урожая зерна и определенное количество скота, шерсти, других продуктов животноводства).
Увеличивались и налоги, которые вводила и собирала государственная власть.
Производительные силы
Для феодализма в целом характерно преобладание аграрного производства.
В Западной Европе в период раннего феодализма эта особенность была обусловлена завоеваниями варваров, когда многие города, являвшиеся центрами ремесла и торговли, были разорены и пришли в упадок.
Главными орудиями для обработки земли у западноевропейских народов в VI — X вв. были плуг (легкий, резавший землю, не переворачивая ее, и тяжелый — на колесах, переворачивающий пласт земли), а также соха. Поля вспахивали два-три раза и бороновали.
В земледелии господствовало двуполье, сеяли рожь, пшеницу, полбу, овес, ячмень, стручковые, посевы пропалывали.
Зерно перерабатывалось на мельницах с выходом муки не более 41,5%. Применялись водяные мельницы.
В огородничестве использовались мотыга и лопата. Широкое применение получили бороны, для заготовки сена и уборки урожая — серп и коса, а при обмолоте — деревянный цеп. В качестве рабочего скота использовались быки и волы.
В садоводстве главными культурами были яблони, груши, сливы, вишни и лекарственные растения.
Значительное развитие получило скотоводство: разводили коров, свиней, овец, коз. Появляется стойловое содержание скота. Коневодство постепенно превратилось в специальную отрасль.
Ремесло носило домашний характер. Поместное хозяйство отличалось замкнутостью и самодостаточностью.
Пути втягивания крестьян в феодальную зависимость: прекарий, залог земли, кабала, коммендации.
Появление лично зависимого крестьянства.
В таких условиях разорившиеся или стоявшие на грани разорения свободные крестьяне легко попадали в зависимость от крупных землевладельцев. При этом, однако, они, как правило, не сгонялись с земли, на которой жили.
Феодалы не были заинтересованы в сгоне крестьян с земли, ибо при феодальном строе «не освобождение народа от земли, а напротив, прикрепление его к земле было источником феодальной эксплуатации». Земля была в условиях господства натурального хозяйства единственным средством существования.
Поэтому, даже теряя аллоды, свободные общинники вынуждены были брать у феодалов землю в пользование на условии выполнения определенных повинностей.
Одним из самых распространенных способов втягивания свободного крестьянства в зависимость еще при Меровингах являлась практика передачи земли в «прекарий» (precaria). В VIII—IX вв. эта практика получила особенно широкое распространение как одно из важнейших средств феодализации.
Прекарий, что дословно означает «переданное по просьбе», — это условное земельное держание, которое крупный собственник передавал во временное пользование (иногда на несколько лет, иногда пожизненно) безземельному или малоземельному человеку.
За пользование этим наделом его получатель обычно должен был платить оброк или в отдельных случаях выполнять барщину в пользу собственника земли.
Существовали прекарий нескольких видов; иногда такое условное держание передавалось человеку, у которого было недостаточно или вовсе не было земли (precaria data), но иногда мелкий собственник, еще не потерявший своей земли, передавал под давлением нужды и насилий соседних крупных землевладельцев право собственности на свою землю одному из них, чаще всего церкви, и получал эту же землю обратно в качестве прекария пожизненно или наследственно — в пределах одного-двух поколений (precaria oblata) — на условиях несения определенных повинностей.
В результате такого рода сделки прекарист, по существу, отказывался от своего права собственности на землю. Иногда прекарист получал обратно в пользование не только отданную землю, но еще и дополнительный участок. Такой прекарий назывался «прекарий с вознаграждением» (precaria remuneratoria). Прекарий последнего типа были особенно распространены на землях церкви: церковные учреждения стремились таким способом привлечь побольше крестьян-держателей, чтобы округлить свои владения и увеличить площадь культивируемой церковной земли.
Прибавки к дарениям давались обычно из необработанных земель, которые требовали большого приложения крестьянского труда.
Прекарист, отказываясь от права собственности на землю, превращался из собственника ее в держателя. Хотя первоначально он и сохранял свою личную свободу, но оказывался в поземельной зависимости от собственника земли, которая в дальнейшем приводила и к потере им личной свободы.
Если более крупные прекаристы брали у церкви землю на условии уплаты незначительного оброка, то мелкие прекаристы, особенно из числа бывших безземельных, несли более тяжелые платежи, а иногда даже и барщину, приближаясь по своему положению к лично зависимым крестьянам.
Таким образом, хотя прекарные отношения имели форму «добровольного договора», в действительности они являлись результатом тяжелого экономического положения крестьян, вынуждавшего их отдавать землю крупным землевладельцам, а иногда и следствием прямого насилия.
В лице прекаристов создавался промежуточный социальный слой, переходный от свободного общинника-аллодиста к зависимому крестьянину.
Наряду с крестьянами в VIII—IX вв. в качестве прекаристов часто выступали мелкие вотчинники, сами эксплуатировавшие труд зависимых людей, обычно вышедшие из среды более зажиточных аллодистов-общинников.
В этих случаях прекарий служил для оформления поземельных отношений внутри складывающегося класса феодалов, так как такой мелкий вотчинник был уже, по существу, феодальным землевладельцем, вступившим в определенные отношения с более крупным феодальным земельным собственником, предоставившим ему землю в прекарий.
Одновременно с развитием прекарных отношений и потерей крестьянами собственности на землю происходило и личное закрепощение крестьянства.
Теряя землю, крестьянин часто вслед за этим терял и свою личную свободу. Так, бедняк, будучи не в состоянии уплатить долг, попадал в кабалу к кредитору, а затем и в положение лично зависимого человека, мало чем отличающегося от раба. Такая же участь часто ожидала бедняка, которого нужда толкнула на кражу или другие преступления и который, не имея возможности возместить ущерб потерпевшему, становился его кабальным рабом. К личной зависимости часто вел акт коммендации мелкого свободного крестьянина светскому магнату или церкви.
На практике установление такой личной зависимости крестьянина от феодала могло иногда предшествовать утере им аллода. Однако широкое распространение таких личных отношений между ними имело своей общей предпосылкой быстрый рост крупного землевладения за счет мелкой крестьянской и общинной собственности, выражавший главную тенденцию социального развития Франкского государства той эпохи.
Разорению и втягиванию крестьянства в зависимость способствовала в немалой степени и дальнейшая концентрация в руках отдельных крупных землевладельцев политической власти, служившей им орудием внеэкономического принуждения.
По мере того как росло количество подвластных магнату людей — прекаристов, кабальных людей, лиц, коммендировавшихся ему, он приобретал над ними все большую власть.
Королевская же власть, будучи не в силах препятствовать сосредоточению политической власти в руках крупных землевладельцев, вынуждена была санкционировать его путем специальных пожалований.
Такие пожалования появились ещё при Меровингах, но широкое их распространение относится к каролингскому периоду. Сущность их заключалось в том, что особыми королевскими грамотами правительственным должностным лицам — графам, сотникам и их помощникам — запрещалось вступать на территорию, принадлежавшую тому или иному крупному землевладельцу, для выполнения на ней каких-либо судебных, административных, полицейских или фискальных функций. Все эти функции передавались магнатам и их должностным лицам.
Такое пожалование называлось «иммунитетом» (от латинского immuiiitas — неприкосновенность, освобождение от чего-либо). Иммунитетом называлась не только совокупность определенных политических прав, передаваемых крупному землевладельцу, но и территория, на которую распространялось это пожалование.
Обычно иммунитетные права крупного землевладельца сводились к следующему: он пользовался на своей земле судебной властью; имел право взимать на территории иммунитета все поступления, которые до этого шли в пользу короля (налоги, судебные шт