узор что это такое для детей
Значение слова «узор»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
УЗО’Р, а, м. Рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней. У. обоев. Узоры для вышивания. Узоры тканей. Морозный у. на окнах. Ветви деревьев. бросали на мою дорогу причудливые узоры теней. М. Горький.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
узо́р
1. рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок, теней ◆ Узор обоев. ◆ Узоры для вышивания. ◆ Узоры тканей. ◆ Морозный узор на окнах. ◆ Ветви деревьев… бросали на мою дорогу причудливые узоры теней. Горький
2. сложное переплетение, живописное расположение чего-либо, образующее или напоминающее такой рисунок
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: голосовать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Знакомство с орнаментом
Алла Мокрецова
Знакомство с орнаментом
Орнамент – в переводе с латинского языка означает украшение.
Орнамент обычно не является самостоятельным, а украшает какой – нибудь предмет. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму.
Характерной чертой орнамента является его ритмичность, повторы, то есть чередование элементов узора. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.
По форме орнаменты бывают замкнутые, бесконечные и сетчатые.
Замкнутый орнамент может быть заключен в какую – либо геометрическую фигуру – квадрат, круг, овал и т. п.
Бесконечный орнамент имеет форму ленты или полосы (кайма, фризы, бордюры, бесконечно распространяющиеся в одном направлении, чаще всего в горизонтальном. Имеет ограничение снизу и сверху.
Фриз – композиция, которая предназначена для оформления декора стены здания верхней части снаружи или внутри.
Бордюр – это полоса, которая подчеркиваем края тот или иной плоскости, а так же объемной формы.
Сетчатый орнамент строится на геометрической основе и располагается во всех направлениях. Его форма напоминает сетку из геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, параллелограммов, ромбов, треугольников).
Широкое распространение орнамент получил в народном творчестве. Народный орнамент национально своеобразен и в нём отражаются местные особенности растительного и животного мира.
На вид орнамент не приметен,
Но он столетия живёт.
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережёт.
Для русского орнамента характерны исключительное богатство геометрических форм, растительных мотивов, изображение птиц, зверей, фантастических животных и человеческих фигур.
Виды орнаментов:
геометрические – состоящие из геометрических фигур: квадратов, кругов, треугольников, ромбов и т. д., прямых и волнистых линий;
Рисунок с пермогорской росписью.
меандровые – состоящий из беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции;
Образец орнаментов мезенской росписи.
Рисунки детей.
растительные или фитоморфный – состоящие из цветочков, листочков и других элементов растений;
Образцы трёхлопастного листа в пермогорской росписи.
зооморфные – состоящие из фигурок животных.
Образец рисования мезенских коней и утушек.
Рисование узора требует умения точно повторять элементы, правильно их располагать и чередовать, а также подбирать красивые сочетания цветов, цвета тоже должны повторяться.
Все упражнения по зарисовке и составлению орнаментов должны носить творческий характер и не превращаться в механическое копирование.
Дидактический материал для знакомства с казахским орнаментом Казахские орнаменты чрезвычайно многочисленны, их более 200, по происхождению они делятся на две группы: к первой относятся те орнаменты,.
Поделки из пластиковой посуды Воспитатель — это большой ребенок. Вечное желание что-нибудь мастерить, играть, выдумывать, петь, смеяться…Представляю вашему суду свои.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия «Ознакомление с различными видами орнамента
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования детей «Заречье»
занятия «Ознакомление с различными видами орнамента»
объединения «Вдохновение» «Клубов по месту жительства»
для учащихся от 7 до 11 лет 2-го года обучения
Педагог дополнительного образования
Замалиева Фарида Наилевна
Методическая разработка предназначена для проведения занятия «Ознакомление с различными видами орнамента» для педагогов дополнительного образования, обучающих детей младшего школьного возраста от 7 до 11 лет.
Данная методическая разработка способствует формированию у детей эмоциональной отзывчивости на красоту народных промыслов; воображения, чувства цвета, симметрии; умения сравнивать, классифицировать предметы по заданным критериям.
Разработка содержит цели, задачи, конспект занятия, презентацию «Орнамент».
1.Тема, цели, задачи занятия 5
2.План, ход занятия 5
Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение. Для орнамента характерны перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение). Произведением же искусствам является сам, украшенный орнаментом предмет.
Тема: Ознакомление с различными видами орнамента.
Цель : Формирование познавательного интереса к народной культуре, посредством изучения видов орнамента.
— научить различать элементы орнамента, их форму;
— развивать чувства формы;
— воспитывать любовь к народному творчеству, трудолюбие.
Оборудование для педагога:
Презентация «Орнамент», смайлики для рефлексации: улыбающийся, без улыбки, грустный по 15 шт.
Оборудование для учащихся:
Лист бумаги, гуашь, кисти, фломастеры, простой карандаш, ластик, линейка.
2. Сообщение темы, цели и задач занятия.
3. Новый материал. Презентация «Орнамент».
4. Разминка (концентрация внимания).
5. Практическая работа.
Друзья мои, я очень рада
Входить в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз,
Я знаю, каждый в классе, гений,
Но без труда талант не впрок.
Возьмем же в руки кисти, краски
И вместе сочиним урок!
Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
Сообщение темы, цели и задач занятия.
Наше сегодняшнее занятие будет посвящено очень интересному и необычному миру орнамента. Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”.
Как вы думаете, для чего нам нужно уметь рисовать орнамент? (ответы детей). Правильно, для того, чтобы научиться украшать наш быт, создавать эскизы, по которым будут изготавливать красивые вещи и предметы.
3. Новый материал. Презентация «Орнамент».
Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.
Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.
В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют «звериным» стилем).
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. Для орнамента важен определенный ритм повторяющихся элементов. Орнамент имеет три разновидности:
1. Ленточный орнамент – выполняется в полосе (это фриз, бордюр, кайма, орнаментальные ленты и т. д.)
2. Замкнутый орнамент – выполняется в круге, квадрате, ромбе, треугольнике.
3. Сетчатый орнамент (раппорт) заполняет поверхность сплошным узором. Композиция строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов. (скатерти, покрывала, оформление пола, потолка, стен – обои и т. д.).
К омбинированный орнамент.
4. Разминка (концентрация внимания).
Игра «Что изменилось?».
Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
Из неё обедать буду,
Из глубокой или мелкой.
И такая вот посуда
Занятие у нас сегодня необычное. Мы не будем рисовать в альбомах и тетрадях. Распишем нашу тарелочку, чтобы она была красивой.
.
Теперь вы самостоятельно выполните один из мотивов и видов орнамента. При построении орнамента важно учитывать не только ритм, но и симметрию, т. е. следить, чтобы расстояние между элементами было одинаковым. Можно пользоваться линейкой при проведении прямых линий.
Хочу вам напомнить о технике безопасности. Вы будете работать с острыми предметами – карандашами. Чтобы не пораниться, ваши инструменты должны лежать с краю, чтобы удобно было взять и положить на место.
Анализ работ учащихся. Молодцы, все справились с заданием, нарисовали красивые разнообразные орнаменты. Сейчас ваши работы разместим на доске и проанализируем. (Обращаю внимание ребят на каждую работу, обсуждаем вместе, что удалось, а что не совсем).
Давайте подведем итог. Кто считает, что ему все было понятно, пусть прикрепит к доске улыбающийся смайлик, если кто-то немного затруднялся, то смайлик без улыбки, а кому было трудно, то грустный смайлик.
Что такое узор? История появления, глубинный смысл
Со времен верхнего палеолита люди украшали одежду, посуду, жилища причудливыми линиями и фигурами. Сменялись тысячелетия, но эта традиция оставалась незыблемой. До сих пор мы носим одежду в шотландскую клетку, клеим обои с «огурцами», покупаем посуду, расписанную под хохлому или гжель. Так что такое узоры и какую важную роль они выполняли на протяжении долгого времени?
Определение
Исторически слово происходит от таких лексем, как «зреть», «узреть». В древнерусском языке они означали не только «увидеть», но и «постигнуть суть». Отсюда идут выражения «зреть в корень», «зрелый человек». Узоры наши предки создавали для передачи важнейшей духовной информации. Этим объясняется их нанесение на скрытые части предметов: дно, оборотную сторону.
Орнамент
Когда-то орнаменты выполняли магическую функцию, защищая людей от враждебных сил. Зло в древности ассоциировалось с хаосом, беспорядком. Считалось, что именно в таком бесформенном состоянии пребывал мир, пока творец не создал упорядоченный космос. Нанося орнамент, люди уподоблялись богам. Они гармонизировали пространство, выстраивая символы в определенном порядке, и создавали тем самым оберег от злых духов.
Основные мотивы
Орнаменты могут состоять из самых разнообразных элементов. Выделяют:
Универсальные символы
Узоры в народном стиле отличаются не только красотой. Они несут в себе информацию об основах мироздания. Самые древние мотивы появляются в орнаментах разных народов, населяющих нашу планету. Рассмотрим некоторые из них.
Традиционные русские узоры
Наши предки издревле украшали орнаментом одежду, посуду, белье, мебель, отдельные части построек. В узорах преобладают символы плодородия и охранные знаки, связанные с различными стихиями. Большое значение имел используемый цвет.
На каждый случай у русского народа были предусмотрены свои орнаменты, выполняющие роль заклинаний.
Современные узоры
Современные дизайнеры отводят орнаменту важную роль, так как он способен преобразить поверхность. В интерьере с его помощью можно зрительно уменьшить или увеличить помещение, создать ощущение устойчивости или воздушности, изогнутости либо закругленности.
Большинство из нас не осознает в полной мере, что такое узоры. А ведь они по-прежнему гармонизируют пространство вокруг, одновременно доставляя нам эстетическое удовольствие. Обратите внимание на рисунок обоев, декор постельного белья и посуды. Возможно, именно они делают наше жилье уютным и отгоняют прочь дурные мысли?
Консультация по изобразительному искусству «Орнамент и его виды»
Елена Подольская
Консультация по изобразительному искусству «Орнамент и его виды»
1. Орнамент. Понятие декора. Типы и виды узоров, правила стилизации. Типы композиций узоров.
1. Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.
Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.).
В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества.
Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать. Особенного развития достигает орнамент там,где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)— орнаментальный рисунок.
Орнаменты и узоры.
Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов. Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.
Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.
Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментовлегко разделить на 3 основные группы:
• геометрические орнаменты
• растительные орнаменты (фитоморфные, представляющие собой различные стилизованные изображения растений
Классифицируют орнамент, в основном по его происхождению, назначению и содержанию. Воспользовавшись такой классификацией, орнамент можно разделить на следующие виды.
Технический орнамент. Возникновение форм данного орнамента произошло, благодаря трудовой деятельностью человека. Например, поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее па первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.
Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала единство природы символических изображений произведений орнаментального искусства. Образы этого вида орнамента, в основном, представляют собой символы или систему символов. Символистический орнамент появился в Древнем Египте и других странах Востока.
Геометрический орнамент. Этот орнамент возник путем совмещения технического и символического орнаментов. Благодаря такому слиянию двух орнаментов получились более сложные варианты изображений, лишенные сюжетного значения. Отказ от сюжета позволил сделать акцент на чередовании отдельных природных мотивов. Постепенное развитие основных геометрических форм привело к тем формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства.
Растительный орнамент. Является самым распространенным орнаментом, после геометрического. Для него характерны свои мотивы, которые могут различаться в разных странах, в разные времена. Растительный орнаментиспользует разнообразные части растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка различных форм растительного мира, где первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются, усиливаются все типические особенности растения. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальная форма становится неузнаваемой.К наиболее распространенным растительным формам с относятся: акант, лотос, папирус, пальмы хмель, лавр, виноградная лоза, плющ.
Животный орнамент. Основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.
Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.
Мастер-класс по изобразительному искусству «Весенняя капель» Мастер-класс по изобразительному искусству. «ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ» Автор:Педагог дополнительного образования Турлюн Анастасия Николаевна. Весной.
Мастер-класс по изобразительному искусству. Натюрморт «Блины к Масленнице» Мастер-класс по изобразительному искусству. Натюрморт «Блины к Масленнице»![/b] Автор: Турлюн Анастасия Николаевна.. Цель:Формирование.
Мастер-класс по изобразительному искусству «Птичка-невеличка» Мастер-класс по изобразительному искусству. Рисунок : «Птичка-Невеличка» Подготовила педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦРТДиЮ».
Методы и приемы обучения изобразительному искусству в детском саду «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду» Наглядные методы и приемы обучения К наглядным методам и приемам обучения.
План работы кружка по изобразительному искусству в средней группе Воспитатель: Киселевич Нина Анатольевна. План работы кружка «Волшебные краски» для детей средней группы (4-5 лет). Данный материал полезен.
Конспект занятия по изобразительному искусству «Осторожно: лёд» ТЕМА: Аппликация из комочков «Осторожно лёд!» Цель занятия: Научиться делать аппликацию с использованием цветных салфеток, путем скатывания.
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» ДЛЯ 2 КЛАССА Составитель: Нестерук Ирина Васильевна учитель начальных.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…. 3 2. Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной.
Рабочая программа по изобразительному искусству в 4 классе к УМК «Гармония» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе федерального государственного образовательного.