уведомление относится к такому способу контактирования как
Уведомление относится к такому способу контактирования как
Прием обращений граждан
Обращение к руководителю
Инструкции для пользователей
Ответы на часто задаваемые вопросы по коронавирусной инфекции COVID-19.
— В случае появления симптомов ОРВИ обращайтесь в лечебное учреждение по телефону.
Внимание!
При появлении в период изоляции симптомов ОРВИ сообщите об этом в больницу по телефону.
После осмотра медицинским работником и выявления симптомов, не исключающих коронавирусную инфекцию, у Вас будет отобран мазок для исследования на COVID -19 .
— Если Вы общались с людьми, с которыми общался больной коронавирусной инфекцией (контактными лицами) режим изоляции соблюдать не нужно.
Не все контактные лица заболевают COVID -19. Не существует понятия КОНТАКТНЫЕ С КОНТАКТНЫМИ ЛИЦАМИ .
Но! Всегда соблюдайте масочный режим, социальную дистанцию, проводите дезинфекцию помещений и проветривание, часто мойте руки и обрабатывайте антисептиком! Повседневные профилактические меры защитят Вас от инфекции в случае контакта с заболевшим!
Мазки отбираются у контактных только в случае появления симптомов, не исключающих COVID -19, при обращении в больницу по телефону, после осмотра медицинским работником .
Справки (допуски) детей в образовательное учреждение по истечении 14 дней передаются больницей дистанционно по каналам электронной связи медицинскому работнику образовательного учреждения. Дети/родители НЕ ОБРАЩАЮТСЯ В БОЛЬНИЦУ для получения справки.
— Существует 2 ВИДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО домашнего карантина :
Под домашним карантином подразумевается изоляция по месту проживания с исключением контакта с другими лицами. Что это значит?
Что ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно делать во время карантина?
Карантин на дому для контактных лиц завершается по истечении 14 дней со дня контакта с заболевшим, если отсутствуют признаки заболевания.
Если Вы контактный по семейному очагу и проживаете с заболевшим, то карантин продолжается до выздоровления больного и отсутствия клинических проявлений болезни у Вас после 14 дней изоляции.
Пока Вы находитесь в режиме карантина дома, Вам открывают лист нетрудоспособности. Чтобы получить больничный не нужно приходить в поликлинику, необходимо позвонить в больницу .
Информация о Вас имеется в Роспотребнадзоре, медицинской организации и полиции, осуществляющей контроль за соблюдением режима изоляции. Вам обращаться дополнительно никуда не нужно.
— На карантине Вы можете находиться по двум причинам:
О том, что Вы контактное лицо сообщает больной (созвонитесь с ним и уточните) либо Ваш работодатель (что так же можно узнать на работе).
Роспотребнадзор направляет работодателю постановление об отстранении от работы контактного лица, больница открывает лист нетрудоспособности и информирует об этом контактного лично при выезде на дом либо по телефону.
Дополнительно сообщать о нахождении на карантине необходимости нет .
— Лабораторная диагностика коронавирусной инфекции методом ПЦР (мазок) проводится следующим категориям граждан:
Мазок отбирается и доставляется в лабораторию для определения наличия/отсутствия вируса. В день выхода результата лаборатория передаёт информацию в больницу. Медицинский работник сообщает о результате пациенту по телефону.
Лабораторным материалом для исследований на COVID-19 может являться и сыворотка крови (ИФА) – определение антител к вирусу ( Ig M – острая фаза болезни, Ig G – человек ранее переболел коронавирусной инфекцией) – при выявлении Ig M требуется подтверждение методом ПЦР (мазок).
Экспресс-тестирование на коронавирус (кровь из пальца) – определение антител к вирусу – при положительном результате требуется подтверждение методом ПЦР (мазок).
Кроме того, мазок не отбирается у заболевших родственников, являющихся контактными по семье.
При обнаружении симптомов, не исключающих коронавирусную инфекцию, в семейном очаге (совместное проживание) медицинский работник ставит диагноз коронавирусной инфекции заболевшим родственникам без лабораторного подтверждения (по клинике). Так как, очевидно, что при ежедневном тесном семейно-бытовом контакте с лабораторно подтверждённым больным COVID-19 остальные заболевшие члены семьи являются больными коронавирусной инфекцией.
— Обязательно! Соблюдение мер профилактики, своевременный приём противовирусных препаратов, прописанных врачом, помогут избежать заражения и облегчат течение болезни.
Еженедельно Роспотребнадзор проводит анализ заболеваемости в сравнении с предыдущей неделей, расчётом основных показателей, оценкой эпидрисков, тенденций, динамики заболеваемости относительно возрастных категорий, социального статуса, источников заражения, тяжести течения и т.д. Информация публикуется на официальных сайтах и других СМИ.
Информацию подготовил главный специалист-эксперт Крылова И.А.
Как Роспотребнадзор проверяет самоизоляцию
Как отслеживают больных коронавирусом на домашнем карантине:
Конкретный перечень мер, предпринимаемых для контроля за гражданами на изоляции, устанавливается субъектами РФ самостоятельно.
Что отслеживает Роспотребнадзор и другие органы
С началом мировой эпидемии коронавируса в повседневный лексикон российских граждан плотно вошло несколько новых терминов, в том числе понятия карантина и самоизоляции. Они не тождественны друг другу.
Карантин предполагает режим строгой изоляции гражданина от внешнего мира, правила карантина по контакту с коронавирусом предполагают, что лицо не контактирует ни с кем, кроме медицинских работников и ограниченного круга лиц, которые находятся на изоляции вместе с ним. При этом местом изоляции выступают как жилье пациента, если тяжесть течения его заболевания это позволяет, так и стационар.
Если говорить о том, кто должен быть на карантине по коронавирусу, то это лица, имеющие подтвержденный диагноз COVID-19 или контактирующие с больным, а также граждане, прибывшие в РФ из заграничной поездки и не получившие отрицательного теста на коронавирус. За его соблюдением следят Роспотребнадзор и другие уполномоченные органы. Важно понимать, сколько дней карантин по ковиду у контактных — 14 дней, если по истечении этого срока у человека не появилось тревожных симптомов, то он вправе прервать карантин.
Суть полной изоляции состоит в том, чтобы не допустить заражения других лиц от больного ковидом пациента, поэтому нарушать ее строго запрещается. Отсюда ответ на вопрос, в каких случаях можно выходить из дома при карантине — ни в каких, полная изоляция от здоровых людей — это то, ради чего карантин придуман.
В отличие от карантина, самоизоляция — это добровольный режим, которого вправе придерживаться здоровые люди. Самоизоляция предполагает максимальное сокращение социальных контактов — чем меньше человек общается с другими людьми, тем меньше риск заражения и, соответственно, передачи коронавируса дальше. Добровольная самоизоляция — это мера, с помощью которой каждый человек имеет возможность препятствовать распространению вируса. Чем больше людей добровольно сокращают имеющиеся у них контакты, тем больше шансов у всего общества победить пандемию.
Самоизоляция — дело добровольное, ее соблюдение не контролируют ни Роспотребнадзор, ни другие органы.
Роспотребнадзор и другие уполномоченные органы отслеживают:
Как узнавать о текущих правилах из-за коронавируса
Ситуация с вирусом улучшается, и некоторые ограничения снимаются. КонсультантПлюс собрал в одном обзоре все актуальные правила: что запрещено, а что разрешено, обязательно ли носить маски, какие меры поддержки еще действуют и какие денежные выплаты еще могут получить физлица и организации. Удобно следить за изменениями. На 2 дня доступ бесплатный.
Кто вправе отслеживать соблюдение карантина и режима самоизоляции
Основным органом, возглавившим борьбу с пандемией в России, стал Роспотребнадзор.
Порядок отслеживания соблюдения гражданами изоляции устанавливается в каждом отдельном регионе самостоятельно. Кроме того, что конкретно делать каждому человеку с коронавирусом, сильно зависит от политики противокоронавирусного штаба поликлиники, к которой он приписан, и множества других факторов. Большое влияние в том, как отслеживают соблюдение гражданами изоляции, имеет и региональный Роспотребнадзор.
В целом не является преувеличением утверждение, что никакой общепринятой, понятной и структурированной системы, как отслеживают самоизоляцию при коронавирусе в России, нет: общеобязательного порядка Роспотребнадзор не разработал.
Как правило, если человек получил положительный ПЦР-тест на коронавирус, то информация о нем поступает в региональный Роспотребнадзор. Оттуда гражданину обязаны позвонить, осведомиться о его состоянии, сообщить о необходимости соблюдать карантин, отслеживать состояние организма и, при необходимости, вызывать врача.
Затем информацию о больном Роспотребнадзор передает в районную поликлинику, откуда к пациенту приходит врач, берет тест на коронавирус, по его результатам решается, посадят ли на карантин по коронавирусу этого человека, и отслеживается его состояние. Позднее, через несколько дней, оттуда же к человеку придет специалист для повторного забора анализа. На период пребывания в изоляции поликлиника оформляет гражданину больничный.
Помимо очного контроля, сотрудники поликлиники или Роспотребнадзора вправе позвонить больному, чтобы убедиться, что он дома и состояние его стабильно. Известны случаи, когда и сотрудники полиции совершали обходы по адресам больных и отслеживали соблюдение ими режима изоляции. Однако единого порядка, как проверяют тех, кто дома на карантине по коронавирусу, сотрудники этих организаций, нет — все зависит от организации контроля пациентов в регионе в целом и в конкретной поликлинике в частности. Более того, имеет значение и загруженность медучреждения в данный момент.
В некоторых регионах разработаны и внедрены специальные мобильные приложения, с помощью которых отслеживают местоположение лица. Информация с приложения поступает в контролирующие органы, в частности в Роспотребнадзор.
Таким образом, четкий перечень органов, которые отслеживают лиц на карантине, сформулировать сложно. К ним относится и Роспотребнадзор, и поликлиники, и даже полиция.
На практике отзывы о том, как Роспотребнадзор проверяет самоизоляцию на дому, от граждан нелестные. Нередки случаи, когда Роспотребнадзор и специалисты поликлиник противоречат друг другу относительно момента начала и окончания карантина и порядка, по которому они отслеживают больных: мобильные приложения фиксируют нарушения, которых не было.
Вся эта неразбериха приводит к тому, что человек сидит на больничном дольше, чем следовало бы, и получает необоснованные штрафы.
Более того, в ряде регионов сообщается о том, что поликлиники настаивают на самостоятельной явке к ним граждан, подозревающих у себя коронавирус. Это требование связано в том числе с большой загруженностью врачей и сильной нехваткой временных и людских ресурсов. Однако такое требование совершенно не сочетается с понятием карантина: потенциально зараженным гражданам предлагается не просто покинуть дом, но и посетить поликлинику, где, кроме них, присутствует огромное количество людей.
Какие штрафы есть
Поскольку самоизоляция — добровольный режим, за ее несоблюдение никаких штрафов не устанавливается.
Несоблюдение карантина чревато для гражданина административной ответственностью по ст. 6.3 КоАП РФ, штраф за нарушение самоизоляции при коронавирусе по ней составляет от 15 000 до 40 000 рублей. Если в результате нарушения пострадал другой человек, заболел или умер, то ответственность увеличится и составит от 150 000 до 300 000 рублей.
В отдельных случаях возможна и уголовная ответственность за нарушение самоизоляции при коронавирусе по ст. 236 УК РФ. Штраф по этой статье достигает 2 000 000 рублей, но возможны и альтернативные виды наказания, вплоть до лишения свободы до пяти лет.
Работник контактировал с больным COVID-19, но симптомов нет: что предпринять работодателю, чтобы не получить штраф?
Е. А. Юрова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву
Вопрос
1. Если у работника был контакт с коронавирусным больным, но симптомов у такого сотрудника нет, может ли он продолжать ходить на работу или обязан выйти на карантин?
2. Какой алгоритм действий и какие предусмотрены штрафы как для организации, так и непосредственно для гражданина в случае, если он продолжит работу на предприятии?
Ответ
1. Работодатель обязан отстранить работника, контактировавшего с коронавирусным больным, независимо от наличия или отсутствия у работника симптомов заболевания.
2. Как алгоритм действий работодателя можно предложить следующее:
Нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов может повлечь штраф на должностное лицо – от 50 000 до 150 000 руб., на юрлицо – от 200 000 до 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности грозит штрафом должностному лицу – от 10 000 до 50 000 руб., юрлицу – от 100 000 до 300 000 руб.
Граждане, к которым относятся и работники, могут быть оштрафованы за неисполнение ими требований нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Санкт-Петербурга, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 4 000 руб.
Обоснование
1. Мнение эксперта Роструда (см. ИБ под номером 196307) по этому вопросу следующее:
«В рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) работодателям рекомендовано уточнять сведения о состоянии здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информацию о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.) (пп. 1.1 п. 1 Рекомендаций по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников, направленных Письмом Роспотребнадзора от 07.04.2020 N 02/6338-2020-15).
Отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя и возможно только в случаях, прямо предусмотренных ст. 76 Трудового кодекса РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В частности, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором (ст. 76 ТК РФ).
В ходе реализации мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции работодатели и работники руководствуются трудовым законодательством Российской Федерации, документами Минздрава России и Роспотребнадзора, рекомендациями Правительства Российской Федерации и Минтруда России, нормативными правовыми актами высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Так, работодателю рекомендуется не допускать на рабочее место и территорию организации работников, обязанных соблюдать режим самоизоляции на дому (Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по действиям социальных партнеров, работников и работодателей в условиях предотвращения распространения коронавирусной инфекции в Российской Федерации (утв. Минтрудом России, РСПП, ФНПР)).
Вместе с тем норм, обязывающих работника пройти медицинский осмотр и представить работодателю справку о состоянии его здоровья по вопросу об отсутствии у работника заболевания COVID-19, какими-либо законодательными или нормативными правовыми актами не предусмотрено.
Кроме того, работодатель не вправе запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции (ст. 88 ТК РФ).
Таким образом, правовых оснований требовать у работника справку, подтверждающую отрицательный результат тестирования на COVID-19, по нашему мнению, у работодателя не имеется».
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ в статье 76 устанавливает, что при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с положением об организации медицинской помощи по видам медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций и с учетом порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Перечень случаев, при наступлении которых в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, установлен частью 6 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ (ред. 08.12.20).
Учитывая изложенное, обследование на COVID-19 контактных лиц с больными COVID-19, не имеющих симптомов инфекционного заболевания, а также лиц, прибывших из субъектов Российской Федерации или стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, не имеющих симптомов инфекционного заболевания, не относится к страховому случаю и не может финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования.
По вопросу определения источника финансирования проведения обследования на COVID-19 работникам организаций, в том числе медицинских, имеющим риски инфицирования COVID-19 на рабочих местах, но не имеющим симптомов инфекционного заболевания.
В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 (ред. 13.11.2020) N 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях оперативной организации проведения исследований и противоэпидемических мероприятий обследование на COVID-19 проводится работникам медицинских организаций, имеющих риск инфицирования при профессиональной деятельности при появлении симптомов, не исключающих COVID-19.
Согласно абзацу 12 части 2 статьи 212 и части 2 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель за счет собственных средств обязан организовать проведение в том числе обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров, некоторых категорий работников, в том числе работников медицинских организаций, в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Таким образом, работникам организаций, в том числе медицинских, имеющим риски инфицирования COVID-19, но не имеющим симптомов инфекционного заболевания, взятие мазка из носо- и ротоглотки для проведения обследования на COVID-19 осуществляется за счет средств работодателя».
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что работодатель обязан:
При получении положительного результата, т.е. результата, подтверждающего наличие коронавирусной инфекции у работника, работодатель обязан не только провести дезинфекцию помещений, но и выполнить все требования по предотвращению распространения особоопасной инфекции («МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020)). Более подробно о действиях работодателя, у которого работник заразился коронавирусной инфекцией, изложено в информационных материалах, подготовленных специалистами СПС «КонсультантПлюс», такими как:
Невыполнение обязанностей как работником, так и работодателем действующих санитарных правил и гигиенических нормативов может повлечь штраф на должностное лицо – от 50 000 до 150 000 руб., на юрлицо – от 200 000 до 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности грозит штрафом должностному лицу – от 10 000 до 50 000 руб., юрлицу – от 100 000 до 300 000 руб. Граждане, к которым относятся и работники, могут быть оштрафованы за неисполнение ими требований нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Санкт-Петербурга, в том числе необеспечение режима самоизоляции, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей (ст. 8-6-1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 12.05.2010)).
Е. А. Юрова
автор ответа, консультант Аскон по трудовому праву
Регламент отслеживания лиц, контактировавших с больными COVID-19, опубликован для обсуждения
6 июля Минкомсвязи России опубликовала для общественного обсуждения регламент информационного и организационно-технического взаимодействия системы отслеживания граждан, находившихся в контакте с больными COVID-19, с информационными системами заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и региональными оперативными штабами.
Содержание проекта приказа
В пояснительной записке сказано, что исходными данными для функционирования системы отслеживания являются данные Минздрава о номере абонента подвижной радиотелефонной связи, зараженного COVID-19. С использованием «специализированных алгоритмов» выявляется перечень абонентов, находившихся «в одной геопозиции и имеющих постоянный контакт с использованием средств мобильной связи» с заболевшим абонентом на протяжении предыдущих 14 дней. Этот перечень конкретизируется с учетом данных «о времени совместного нахождения абонентов и особенностей перемещения в течение наблюдаемого периода». В результате формируются списки номеров абонентов, которые могли заразиться COVID-19. Отмечается, что полученные данные «централизуются» на информационных ресурсах Минкомсвязи и направляются в оперативные штабы субъектов, Росгвардию, МВД и Минздрав. Аналогичная информация содержится в п. 2 проекта регламента.
Как указано в п. 3 документа, «функциональной возможностью системы отслеживания является геолокационный контроль соблюдения режима карантина лицами, в отношении которых вынесено решение об обязательной изоляции». Местонахождение таких граждан отслеживается круглосуточно через геолокацию их абонентских устройств. В случае нарушения установленных границ фиксируются время и координаты местонахождения, продолжительность нарушения, максимальное удаление от места проведения карантина, показатель соблюдения карантина, сказано в проекте регламента. Эта информация передается в региональные оперативные штабы, Росгвардию и МВД.
Согласно п. 4 документа взаимодействие осуществляется между Минкомсвязью, Минздравом, МВД, Росгвардией, оперативными штабами субъектов и такими операторами как «МегаФон», «МТС», «ВымпелКом», «Т2 Мобайл» и «Екатеринбург-2000».
В проекте подробно описан порядок взаимодействия системы отслеживания, упомянуты сведения, которые Минкомсвязь сможет получить от операторов связи. В частности, в отношении каждого абонента, пересекающего госграницу РФ, будут известны время и дата первой регистрации в сети оператора в России, страна визита, регион пересечения границы, а также регион проживания абонента.
Отмечается, что отслеживание абонента осуществляется по его геолокации в первую ночь самоизоляции, фиксируется «перемещение за пределы зоны на удаление более 500 м (у отдельных операторов – 2000 м)».
По каждому заболевшему в течение 14 дней с момента внесения в Информационный ресурс COVID-19 Минздрава методом геолокации определяются координаты мест нахождения и перемещения абонента до размещения в медицинском стационаре или изоляции на дому. Затем осуществляется установление абонентов, которым звонил и писал СМС заболевший. После чего применяется фильтр «по совместному нахождению абонентов в одной геолокации в течение 5 минут и более». Кроме того, формируется перечень номеров абонентов, «возможно лично контактировавших с заболевшими абонентами» (пунктуация сохранена – прим. ред.).
Предполагается, что во исполнение Временных правил учета информации в целях предотвращения распространения COVID-19, утвержденных Правительством РФ 31 марта 2020 г., для размещения в региональном сегменте информационного ресурса COVID-19 в облачный ресурс Ситуационного центра Минкомсвязи будут выгружаться перечни телефонных номеров нарушителей режима самоизоляции, а также прибывших из-за рубежа абонентов и тех, кто имел «возможные контакты» с заболевшими и подлежит самоизоляции. Отмечается, что эти сведения «становятся доступными в части, касающейся должностных лиц Минздрава России, МВД России, Росгвардии и оперативных штабов по борьбе с новой коронавирусной инфекцией субъектов РФ для принятия необходимых мер». Из этой фразы не ясно, в какой части соответствующие должностные лица получат доступ к информации об абонентах.
Технические перспективы реализации регламента
Юрист практики по интеллектуальной собственности/информационным технологиям АБ «Качкин и Партнеры» Антонина Шишанова отметила, что регламент вызывает немало вопросов как в части его практической реализации, так и в части законности применения таких мер.
«Предлагаемый механизм определения геолокации заболевшего лица и круга контактировавших с ним лиц операторами на основе данных базовых станций не может в достаточной степени обеспечить получение точных данных. Получение сведений о местоположении абонента на основании данных о подключении к базовой станции зависит от плотности размещения таких станций. Радиус геолокации может составлять от 100 м до десятка километров, что не позволяет с точностью определить перемещения конкретного лица и тех, с кем оно могло взаимодействовать. Очевидно, что на протяжении одного дня в таком радиусе могут находиться тысячи человек», – подчеркнула эксперт.
Адвокат АК «СанктаЛекс» Павел Гейко считает, что реализация проекта регламента технически возможна: «Для этого необходимо лишь внедрить соответствующее программное обеспечение, которое будет обрабатывать уже фиксируемые сотовыми операторами, но находящиеся пока в разрозненном виде данные о соединениях абонентов и их местонахождении».
Однако если относительно корректности имеющихся у операторов данных о соединениях абонентов нет сомнений, то в отношении данных о месторасположении не все так однозначно, отметил эксперт. «Например, определить с высокой точностью местоположение телефонного аппарата, не имеющего встроенной системы спутниковой навигации, сотовые операторы могут не всегда. Однако определить местоположение современных смартфонов с точностью до нескольких метров не составляет труда», – указал он.
С помощью предлагаемой системы отслеживания заинтересованным органам будет гораздо легче осуществлять контроль за контактами и перемещениями граждан, отметил Павел Гейко. «Использование современных технологий сделает работу государственных органов более эффективной, а отказ от внедрения по мотивам возникновения связанных с ними новых негативных рисков не отвечает современным требованиям к развитию государства и общества. Цифровизация государственного управления неизбежна. Новыми цифровыми инструментами нужно учиться правильно пользоваться, а не отвергать их», – считает адвокат.
Риски для граждан
Вместе с тем внедряемая система отслеживания имеет и минусы, признал Павел Гейко. По его мнению, можно выделить как минимум две группы рисков с точки зрения нарушения прав граждан.
Первая – это риски, вызванные причинами технического характера. «Например, вполне вероятна ситуация, когда граждане, один из которых болен коронавирусной инфекцией, проживают в одном доме, но на самом деле редко видятся или вообще не встречаются, однако при этом знакомы и регулярно общаются между собой с использованием средств связи. Как следует из проекта, вероятность включения такого соседа в перечень контролируемых лиц и возникновения у него вытекающих из этого неудобств высока», – пояснил адвокат.
Вторая группа проблем, продолжил Павел Гейко, – риски, связанные со злоупотреблениями при использовании возможностей системы отслеживания. «Нетрудно представить, как с ее помощью можно будет осуществлять контроль не только за контактировавшими с больным людьми, но и за любыми другими, имевшими контакт, например, с неудобным режиму гражданином. Возможность практически тотального контроля за контактами и перемещениями граждан позволяет воздействовать на людей. Например, будет несложно отследить окружение любого оппозиционера и оказать на них “предупредительное воздействие”», – убежден адвокат. Легализация подобных систем отслеживания может стать реальным инструментом скрытого контроля за гражданами в совершенно любых целях, в том числе и несовместимых с правовым государством, подчеркнул он.
Антонина Шишанова также полагает, что возникает много вопросов о законности предлагаемых мер по отслеживанию контактов заболевшего лица. «Так, устанавливается, что определение лиц, контактировавших с заболевшим, осуществляется на основе детализации звонков и СМС. Однако доступ к сведениям о такой детализации ограничивается тайной переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в соответствии с Конституцией и допускается только на основании судебного решения», – напомнила юрист. Автоматическая передача сведений операторами без получения санкции суда лишь на основании предположения о том, что лицо заражено COVID-19, не отвечает установленным Основным Законом требованиям к охране тайны переписки и переговоров, подчеркнула она.
Кроме того, вызывает вопросы и законность обработки данных об абонентах. По словам Антонины Шишановой, Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин при обсуждении рассматриваемой системы отслеживания отметил, что обработка персональных данных вообще не будет осуществляться, так как собираются только сведения о мобильном телефоне заболевшего лица. «Однако в соответствии с Законом о персональных данных под ними понимаются любые сведения, относящиеся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу. Номер мобильного телефона не является персональными данными только до тех пор, пока представляет собой просто набор цифр, которые не привязаны к какому-либо абоненту, и если на основании такого номера не осуществляется получение или определение сведений о конкретном лице», – указала эксперт.
По ее мнению, в данном случае возникают и другие вопросы: на каком законном основании и в каких пределах будет осуществляться обработка персональных данных, каковы ее цели, будут ли гражданам сообщать о начале обработки тех данных, которые получены не напрямую от таких лиц. «Неясно, будут ли обеспечены безопасность получаемых таким образом данных, их хранение и недопущение утечки. Возникает вопрос и о прозрачности механизмов сбора таких данных государственными структурами. Важно не допустить, чтобы такие данные собирались в каких-то иных целях, о которых лица, чьи данные собираются, могут и не подозревать», – заключила Антонина Шишанова.