утрата историко культурного значения что значит
Минкультуры России от 01.06.2018 N 218-01.1-39-СО
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 июня 2018 г. N 218-01.1-39-СО
В соответствии с пунктом 11 (2) Положения Экспертиза в отношении документов, обосновывающих исключение объектов культурного наследия из Реестра, проводится экспертной комиссией из трех и более экспертов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона исключение Объекта из Реестра осуществляется в случае его полной физической утраты или утраты историко-культурного значения.
В соответствии с пунктом 16 Положения вместе с актом экспертизы в Минкультуры необходимо представлять:
— материалы, содержащие информацию о ценности Объектов;
— копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на Объекты и (или) земельные участки в границах его территории;
— выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащей сведения о зарегистрированных правах на Объект и (или) земельные участки в границах его территории;
— сведения об Объекте и о земельных участках в границах его территории, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости (копии соответствующих выписок, паспортов, планов территории и справок);
— копии охранного обязательства собственника Объекта или его пользователя (охранно-арендного договора, охранного договора);
— фотографические изображения Объекта на момент заключения договора на проведение экспертизы;
— копии решения органа государственной власти о включении Объекта в Реестр;
— сведения о прекращении существования утраченного Объекта, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, а также акт обследования, составленный при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета объекта недвижимости, являющегося объектом культурного наследия;
— копии паспорта объекта культурного наследия.
Также в Минкультуры России необходимо представлять:
— сведения о принятых региональным органом охраны объектов культурного наследия мерах по сохранению Объектов, в отношении которых экспертами принято решение о целесообразности их исключения из Реестра;
— документы, подтверждающие факт физической утраты и (или) повреждений Объектов, которые служат основанием для исключения их из Реестра.
Дополнительно сообщаем, что списки физически утраченных Объектов и Объектов, утративших историко-культурную ценность, представленные в Минкультуры России региональными органами охраны объектов культурного наследия и (или) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не являются основанием для исключения Объектов из Реестра.
Исключение объектов культурного наследия из реестра
В Российской федерации, в России, как в стране с богатейшей культурой и обширным культурно-историческим наследием, существует множество более или менее заметных памятников истории и культуры, совсем небольших и крупных предметов и памятников искусства, которые, конечно же, нуждаются в особом порядке охраны. Нуждаются в особом порядке использования, в правилах эксплуатации и ухода.
Такой порядок закрепляет за ними единый государственный Реестр памятников культуры и истории России. В списки которого вносятся самые разнообразные по типу и виду объекты, имеющие художественную, историческую, культурную ценность. Нахождение в реестре определяет для этих объектов особый порядок использования, ограничения на использование, и дает им право на защиту от изменений.
Таковая защита включает себя многие статьи, в частности согласно 73-му Федеральному закону от «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г.. В котором говорится, что различные памятники истории культуры не могут модифицироваться, изменяться, перестраиваться, эксплуатироваться некоторыми способами, до тех пор, пока они находятся в этом реестре.
Реестр памятников истории и культуры пополняется объектами, среди которых есть все их типы, от небольших художественных изделий до крупных сооружений и архитектурных ансамблей. Вопрос о принятии объекта (группы объектов, типа объектов, конкретного предмета) в этот государственный реестр решается путем государственной (негосударственной, независимой – о чем мы расскажем ниже) историко-культурной экспертизы. Точно также этот вид экспертизы «извлекает» объект культурного наследия из реестра, делая его доступными для более широкого и разнообразного использования, модификации, обработки.
Многих интересует вопрос о том, каким образом можно вывести объект, и сейчас речь идет о зданиях, сооружениях, помещениях, из реестра культурных и исторических ценностей.
Извлечение из реестра – процедура во многих случаях важная, и по разным причинам востребованная. Во многих случаях она представляет собой попытку нахождения цивилизованного пути для того, чтобы получить возможность модернизировать, изменять, использовать объекты культурного наследия или культурно-исторические памятники. Для чего это может быть нужно, и какие оправданные причины могут быть для того, чтобы лишить памятник истории и культуры его данной законом защиты?
Это один из важнейших вопросов сферы работы экспертов. Вопрос законных, рациональных и полезных в разных отношениях оснований для вывода из реестра памятников культуры еще будет нами обсуждаться и на примерах, и вообще, в принципе. А в первую очередь мы просто обозначим главные вопросы, расскажем, что такое вывод из реестра, как работает в этом случае и как работает вообще историко-культурная экспертиза, и – как обычно – немного о том, какие услуги в этой области можно получить от АНО «Судебный эксперт».
Вывод памятников и объектов наследия из реестра для более широкого использования
Как правило, попытка вывести объект из реестра предпринимается для его более широкого использования, нежели это разрешено для памятников. Широкое использование и «более широкое использование» означают реализацию идей, возникающих в отношении памятников истории и культуры. Поскольку идеи бывают разные, и мотивы для реализации идей бывают разные, на этом направлении в работе историко-культурной экспертизы важно участие не просто сертифицированных и опытных, но внимательных специалистов. Которые могут понять ситуацию в разном контексте, и принять решение не только на основании того или иного прочтения инструкций и законов.
Есть множество примеров двух крайних случаев:
Кроме этих случаев есть и такие, в которых рациональность решения о более активом (и бережном) использовании памятника сочетается с получением выгоды и удобства использования в бытовых целях.
Тонкости историко-культурной экспертизы в этом вопросе и важность работы с опытными независимыми экспертами
В первом случае предыдущего списка вопрос заключается в том, насколько бережно инициаторы экспертизы по выведению объекта из государственного реестра собираются отнестись и относиться в дальнейшем к объекту и чертам, которые делают его памятником национальной или мировой культуры. Дело в том, что если объект уже был в таком реестре, то даже если он его покидает, то остается факт того, что он как-то все-таки принадлежит к культурному или историческому наследию.
И во многих случаях вывод объектов из госреестра памятников осуществляется, и может и должен осуществляться, по взаимному согласию сторон. Наверное, этот вид отношений еще не достаточно развит в России, но должен развиваться. Так как заботливое и ответственное отношение активных и обеспеченных людей к памятникам, которые они используют в разных целях, только поможет сохранить общественную культуру.
Видимо, вы уже поняли, о каком соглашении при выводе из реестра идет речь. Это та ситуация, когда государственная или независимая историко-культурная экспертиза внимательно рассматривает дело при наличии конкретных и осознанных предложений от инициатора, заказчика экспертизы. Заказчик или инициатор в таких случаях должен изучить сферу, о которой идет речь, и составить предложение для государственного реестра памятников или для историко-культурной экспертизы, предложение, в котором он представит свои идеи по более эффективному, рациональному использованию памятника, или по получению от него большей пользы.
Как работает на вывод из реестра и в других случаях историко-культурная экспертиза
Описываемый нами вывод зданий и сооружений (частей сооружений и зданий, или ансамблей сооружений и зданий) из числа охраняемых культурных объектов осуществляется в ходе историко-культурной экспертизы, которая может проводиться и государственными, и негосударственными экспертами. Она, как исследование, дает возможность проводить следующие операции:
Так же государственная или независимая историко-культурная экспертиза работает над тем, чтобы относить, в случае надобности, некоторые объекты к памятникам культуры и истории не только российского, но и всемирного значения, или к общему, или частному, относящемуся к одной народности, наследию культуры различной народов Российской федерации.
Это, конечно, во многих случаях тонкая искусствоведческая работа, которая во многих случаях невозможна без участия опытных специалистов, имеющих неформальную компетенцию.
Пути, которыми следует идти – как успешнее вывести культурно-исторический памятник из реестра
И одновременно с этим немного о пользе сотрудничества с крупной и опытной экспертной группой, которая является независимой, и работает по законодательным, научным и рыночным принципам. Мы с вами, естественно, рассматриваем два общих типа случаев:
Возвращаясь к теме соглашений между инициаторами и исполнителями историко-культурной экспертизы, хотим пояснить, что в работе с компетентными и опытными экспертами, внимательно относящимися к каждому конкретно взятому случаю, у вас есть гораздо больше возможностей. В частности возможностей доказать экспертизе рациональность своих идей, поделиться соображениями, получить предварительные консультации и подкорректировать свои идеи и предложения для того, чтобы увеличилась вероятность прохождения экспертизы и получения желаемых для вас результатов.
Нужно еще раз оговориться, что успех вашего начинания по выводу из реестра памятника культуры и истории будет и должен зависеть от нескольких параметров вашего предложения:
В случае работы с нашей организацией у вас есть возможность получить консультации, в ходе которых мы вместе с вами выясним, что именно из ваших идей может повредить, а что – не повредить, или даже помочь памятнику.
Плюсы и возможности работы по культурно-исторической экспертизе с нашей организацией
В АНО «Судебный эксперт» полностью соблюдаются все законодательные, экспертные и научные нормы работы в такой области, как историко-культурная экспертиза. Мы, как и многие самые опытные организации, руководствуемся не только буквой федеральных законов, но и доводами ценности и степени эффективной охраны культурных памятников, а также информацией о инициаторах экспертизы.
Мы полностью соблюдаем установки и регламенты российских законов, при чем в динамике их контекстов и изменений. Проводим с нашими потенциальными заказчиками предварительные консультации. Помогаем оптимизировать затраты ваших проектов. Консультируем, как уже было сказано, по поводу правильного проектирования и оформления проектов охранных зон, и модификации, достройки, перестройки и изменения параметров объектов, относящихся к памятникам культурно-исторического наследия.
Для работы над вопросами нахождения объектов в реестре культурного и исторического значения, вопросами занесения объектов в реестр и исключения из реестра, просим вас обращаться к менеджерам и специалистам АНО «Судебный эксперт». Мы детально рассмотрим ваш случай, и в случае возможности достижения соглашений по вашему вопросу, поможем вам получить нужное вам заключение для выведения объектов культурно-исторического наследия из реестра.
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.
Статья 23. Исключение объекта культурного наследия из реестра. Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
Комментарий к статье 23
1. Исключение объекта наследия из реестра осуществляется на основании:
— заключения государственной историко-культурной экспертизы, одной из целью которой является обоснование исключения объекта культурного наследия из реестра;
— обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения, которая может произойти:
1) при разрушении в результате стихийного бедствия или иных природных факторов и невозможности его воссоздания как памятника или ансамбля;
2) при завершении археологического исследования объекта культурного наследия, в результате чего он полностью утрачивается.
2. Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется Правительством Российской Федерации по представлению Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации.
3. Согласно Приказу Министерства культуры Российской Федерации от 12 мая 1999 г. N 335 «О порядке рассмотрения обращений органов государственной власти субъектов Российской Федерации об исключении объектов из числа памятников истории и культуры местного значения» обращения органов государственной власти субъектов Российской Федерации об исключении объектов из числа памятников истории и культуры местного значения рассматриваются Министерством культуры Российской Федерации по предоставлении следующих документов:
первичной учетной документации на памятник истории и культуры;
выписки из решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации об отнесении объекта к памятникам истории и культуры;
акта технического состояния объекта;
фотофиксации современного вида памятника истории и культуры;
заключения государственного органа охраны памятников истории и культуры субъекта Российской Федерации, обосновывающего целесообразность исключения объекта из числа памятников истории и культуры, с приложением имеющихся по данной проблеме документов, подтверждающих представленную информацию. Для рассмотрения вопроса исключения утраченного объекта из числа памятников истории и культуры местного значения в заключении должны быть указаны причины и время его разрушения, а также дата обнаружения утраты памятника.
Ответы на вопросы
Часто задаваемые вопросы заявителей комитету Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия
В задаваемых вопросах заявителей комитету Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия часто используется слово «памятник» для обозначения объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
1. Как узнать является ли здание памятником?
Для того чтобы получить информацию, является ли объект недвижимости памятником истории и культуры, можно воспользоваться тремя способами:
а) проверить наличие/отсутствие объекта недвижимости по адресному признаку в «Общем перечне объектов культурного наследия» во вкладке «Деятельность» на официальном сайте комитета (http://nasledie.ivanovoobl.ru/deyatelnost/spisok-obektov-kulturnogo-naslediya/); достоинства – оперативность, самостоятельность, безвозмездность получения информации, недостаток – отсутствие документационного подтверждения полученной информации (список не утвержден нормативно-правовым актом, носит ознакомительный характер);
б) обратиться в комитет для получения государственной услуги «Предоставление информации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Ивановской области», заявление на предоставление государственной услуги можно скачать в «Административных регламентах, порядках и положениях» во вкладке «Документы» на официальном сайте комитета (http://nasledie.ivanovoobl.ru/dokumenty/administrativnye-reglamenty/), а также получить в комитете; достоинства – документационное подтверждение полученной информации, безвозмездность, недостаток – не оперативность (до 30-ти календарных дней);
в) обратиться в Многофункциональный центр предоставления государственных услуг для получения государственной услуги «Предоставление информации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Ивановской области»; достоинства – документационное подтверждение полученной информации, относительная оперативность (до 5-ти рабочих дней), безвозмездность, недостатки – не выявлены.
2. Кто должен реставрировать (ремонтировать, содержать) памятник?
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Данная норма нашла свое отражение в статье 47.1 Федерального закона от 25.06.2002 № № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), которой в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, доступа к ним граждан установлены ограничения (обременения) права собственности объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия в форме охранных обязательств и требований к содержанию объектов культурного наследия
Также данная норма утверждена в статье 47.3 Закона № 73-ФЗ, в соответствии с которой собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
3. Какие документы нужно получить, чтобы провести работы по сохранению памятника?
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), на основании задания на проведение работ, согласованной проектной документации, разрешения на проведение работ
Для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия требуется:
1. Получить в органе охраны объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (федерального, регионального значения, выявленного объекта культурного наследия – в комитете, местного (муниципального) значения – в органе местного самоуправления, уполномоченном на осуществление данной деятельности).
Выдача задания осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (утвержден приказом Минкультуры России от 30.07.2012 № 811), регионального значения и выявленного объекта культурного наследия (утвержден приказом комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 13.07.2016 № 37-о).
2. Разработать научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с заданием на проведение указанных работ. Данный вид деятельности относится к лицензируемым Минкультуры России. Не имеющие соответствующей лицензии проектные организации не допускаются к проектированию работ на объектах культурного наследия. Разработка научно-проектной документации осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 55528-2013.
В соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569, научно-проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия подлежит обязательному рассмотрению экспертной комиссией по государственной историко-культурной экспертизе.
Список аттестованных экспертов размещен на официальном сайте Минкультуры России. Порядок определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в Ивановской области утвержден постановлением Правительства Ивановской области от 09.11.2010 № 393-п.
3. Согласовать разработанную и получившую положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы научно-проектную документацию с органами охраны объектов культурного наследия в соответствии с разграничением их полномочий.
Процедура согласования указанной документации осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (утвержден приказом Минкультуры России от 22.11.2013 № 1942), регионального значения и выявленного объекта культурного наследия (утвержден приказом комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 13.07.2016 № 38-о).
4. Получить разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с согласованной научно-проектной документацией. Административные процедуры выдачи указанного разрешения в рамках государственной услуги утверждены указанными ранее приказом Минкультуры России от 30.07.2012 № 811 для памятников истории и культуры федерального значения и приказом комитета от 13.07.2016 № 37-о для памятников истории и культуры регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Проведение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия осуществляется на договорной основе организациями, лицензированными Минкультуры России на проведение данных работ. Кроме реставрационной организации при осуществлении деятельности по сохранению объекта культурного наследия на договорной основе задействуются организации, осуществляющие авторский надзор и научное руководство, а также технический надзор. Авторский надзор и научное руководство ведутся организацией, разработавшей научно-проектную документацию. Технический надзор – организацией, лицензированной Минкультуры России на проводимые виды работ, в соответствии с ГОСТ Р 56254-2014.
5. Принять работы по сохранению объекта культурного наследия. Приемка ремонтно-реставрационных работ осуществляется комиссией, состоящей из представителей сторон, принимавших участие в проведении работ на основании утвержденной органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия. Подготовка отчетной документации осуществляется организацией, разработавшей научно-проектную документацию, несшей ответственность за авторский надзор и научное руководство при проведении работ.
Приемка работ осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840.
С приведенными выше административными регламентами предоставления государственных услуг можно ознакомиться в «Административных регламентах, порядках и положениях» во вкладке «Документы» на официальном сайте комитета (http://nasledie.ivanovoobl.ru/dokumenty/administrativnye-reglamenty/), а также на информационных стендах в комитете.
4. Можно ли снести или переместить памятник?
В соответствии с пунктом 13 статьи 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) снос (уничтожение) объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), запрещен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ответственности за незаконное перемещение объекта культурного наследия.
Порядок перемещения объекта культурного наследия каким-либо нормативно-правовым актом не утвержден.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Таким образом, решение о перемещении объекта культурного наследия может быть принято, когда это связано с необходимостью предотвратить повреждение, разрушение, уничтожение объекта культурного наследия от неблагоприятного воздействия окружающей среды, иных негативных воздействий неустранимого характера.
В случае отсутствия факторов неблагоприятного воздействия на объект культурного наследия, могущих привести к его повреждению, утрате, безусловным приоритетом является сохранение объекта культурного наследия на историческом месте расположения или месте расположения на момент принятия его на государственную охрану.
Вопрос о возможности перемещения объекта культурного наследия федерального, регионального, местного (муниципального) значения рассматривается Минкультуры России в сроки, определяемые Минкультуры России для осуществления подобных административных процедур, на основании ходатайства правительства субъекта Российской Федерации с приложением следующих документов: заключения регионального органа охраны объектов культурного наследия, обосновывающего необходимость перемещения объекта культурного наследия в связи с невозможностью его сохранения на настоящем месте расположения в силу наличия негативных воздействий неустранимого характера, содержащего информацию об источнике финансирования работ по перемещению и новом месте размещения объекта; заверенной копии нормативного акта об отнесении перемещаемого объекта к объектам культурного наследия; согласованной региональным органом охраны объектов культурного наследия проектной документации на проведение работ по сохранению (с перемещением) объекта; акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации; правоподтверждающих документов о собственнике, пользователе объектом или их заверенных копий; документов, подтверждающих согласие правообладателей объектом на перемещение; правоустанавливающих документов на земельные участки (под настоящим и предлагаемым местом размещения объекта), содержащих сведения о собственниках, пользователях, или их заверенные копии; документов подтверждающих согласие правообладателей предлагаемым земельным участком с перемещением объекта; документа, свидетельствующего о рассмотрении вопроса перемещения объекта общественностью (представителями общественных организаций).
После принятия Минкультуры России решения о перемещении объекта культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия может рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению (с перемещением) объекта культурного наследия.
5. Как исключить памятник из реестра, изменить его категорию?
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 25.06.2016 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) исключение объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр) осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
Исключение объектов из реестра осуществляется нормативным актом Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия (Минкультуры России) на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – согласованного с органом местного самоуправления).
Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия установлен статьей 22 Закона № 73-ФЗ и предусматривает согласование принятия решения об изменении категории памятника истории и культуры с тем органом охраны объектов культурного наследия, в чьих полномочиях находится его государственная охрана.
В соответствии со статьей 32 Закона № 73-ФЗ основанием для принятия решения регионального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, изменении статуса выявленного объекта культурного наследия, иных решений является заключение государственной историко-культурной экспертизы. Данная работа проводится государственными экспертами, лицензированными Минкультуры России, в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 и Порядком определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в Ивановской области, утвержденным постановлением Правительства Ивановской области от 09.11.2010 № 393-п.
6. Кто выступает заказчиком экспертизы на включение (отказ во включении) памятника в реестр?
Решение о включении либо об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр) принимается комитетом на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия (далее – экспертиза). В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной историко-культурной экспертизе (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569, экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее – заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 31 Закона № 73-ФЗ комитетом осуществляется организация проведения экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) комитета или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов.
Данное положение закреплено в пункте 1 статьи 11 Закона Ивановской области от 13.07.2007 № 105-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ивановской области», в соответствии с которым комитетом осуществляется организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в целях обоснования принятия решений (согласования решений) Правительством Ивановской области, комитетом, муниципальными органами охраны объектов культурного наследия.
Процедуры, входящие в состав части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения, проведение которых организуется комитетом, регламентированы пунктами 29-31 Положения и включают в себя: рассмотрение заключения экспертизы, размещение его на официальном сайте для общественного обсуждения, рассмотрение предложений, подготовку и опубликование сводки предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы. Принятие решения о согласии или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, осуществляется комитетом либо органом местного самоуправления в зависимости от их полномочий и объекта экспертизы.
Таким образом, выступать заказчиком экспертизы вправе любое заинтересованное лицо. В случае если комитет не выступает заказчиком экспертизы, он уполномочен на организацию проведения только части экспертизы, обосновывающей принятие решения о согласии или несогласии с выводами экспертизы.
7. Как определяется историко-культурная значимость выявленного объекта культурного наследия при включении его в реестр памятников?
Историко-культурную значимость (категорию) выявленного объекта культурного наследия при включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр) определяет эксперт государственной историко-культурной экспертизы, лицензированный на данную деятельность Минкультуры России, в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569.
Четких критериев для определения историко-культурной значимости объекта культурного наследия ни в Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), ни в подзаконных нормативных актах в настоящее время не сформулировано. Отсутствие критериев определения категории памятника иногда приводит к полемике о необоснованном завышении историко-культурного значения объектов культурного наследия, недооценке местной категории охраны при включении выявленных объектов в реестр.
Вместе с тем в соответствии с действующим законодательством все три категории памятников истории и культуры – федеральная, региональная и местная (муниципальная) – имеют одинаковую значимость с точки зрения административной, уголовной и иной ответственности за причинение им вреда. Закон № 73-ФЗ не разграничивает объекты культурного наследия с позиции большей или меньшей важности их сохранения, то есть объекты культурного наследия федеральной, региональной, местной (муниципальной) категорий, а также объекты культурного наследия, находящиеся в статусе выявленных объектов культурного наследия, охраняются государством в равной степени.
8. Распространяется ли действие охранного обязательства на здание, которое не является памятником, но находится на территории достопримечательного места?
В Федеральном законе от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) с помощью редакции от 22.10.2014 № 315-ФЗ (далее – Закон № 315-ФЗ) предпринята попытка гармонизировать понятийный аппарат сферы охраны недвижимых памятников истории и культуры с действующими международными договорами Российской Федерации.
Так, с 22.01.2015 (дата вступления в силу Закона № 315-ФЗ) статей 56 Закона № 73-ФЗ сформулированы особенности государственной охраны отдельных видов объектов культурного наследия, которые помимо прочего разграничили правовую специфику видового отнесения объектов культурного наследия к «памятникам», «ансамблям» и «достопримечательным местам». До 22.01.2015 видовая дифференциация объектов культурного наследия в части обременения права собственности на них отсутствовала, то есть охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия выдавалось без исключения на объекты культурного наследия любой видовой принадлежности, в том числе на здания, входящие в состав выявленных объектов культурного наследия – исторических застроек.
До внесения указанных изменений выдача охранного обязательства осуществлялась органом охраны объектов культурного наследия в рамках государственной услуги, носившей заявительный характер, в целях сохранения памятника истории и культуры, на условиях договорных отношений. В настоящее время в соответствии со статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ утверждение охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия является государственной функцией и не требует обращения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия в орган охраны объектов культурного наследия и согласования им требований охранного обязательства.
Также в соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона № 315-ФЗ до оформления в порядке, установленном статьей 47.6 Закона № 73-ФЗ, охранного обязательства применяются действующие на день вступления в силу Закона № 315-ФЗ (22.01.2017) охранно-арендные договоры, охранные договоры или охранные обязательства в отношении памятника истории и культуры, охранные обязательства собственника объекта культурного наследия или охранные обязательства пользователя объектом культурного наследия. Процедуры признания указанных договоров, охранных обязательств утратившими силу действующим федеральным и региональным законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем в соответствии со статьей 56.4 Закона № 73-ФЗ особенностью государственной охраны достопримечательных мест является неприменение к ним требований, установленных статьями 47.2-47.4 Закона № 73-ФЗ, являющихся содержанием охранного обязательства. То есть собственник объекта недвижимости, входящего в состав выявленного объекта культурного наследия, представляющего ценность как фрагмент исторической планировки и застройки поселений или градостроительной планировки и застройки, должен осуществлять расходы на содержание указанного объекта недвижимости вне требований к проведению консервации, ремонта, реставрации и приспособления к современному использованию объекта культурного наследия.
Комитетом в плановом режиме ведется подготовка новых охранных обязательств на объекты культурного наследия, в отношении которых действуют охранные обязательства, выданные до вступления в силу Закона № 315-ФЗ.
При этом признать утратившим силу охранное обязательство на объект недвижимости (помещение в нем), входивший до 22.01.2015 в состав выявленного объекта культурного наследия – исторической застройки, которая впоследствии могла стать достопримечательным местом, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр), возможно только путем подачи комитетом сведений в Росреестр для регистрации в Едином государственном реестре недвижимости сведений об утрате данным объектом недвижимости статуса выявленного объекта культурного наследия. Подача этих сведений возможна только при наличии кадастрового номера объекта недвижимости и регистрационного номера, присвоенного достопримечательному месту, в реестре.
9. Нужно ли согласовывать с комитетом договор аренды памятника (помещения в нем)?
В соответствии с пунктом 2 статьи 55 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) в редакции от 23.07.2013 в договоре аренды объекта культурного наследия обязательно указывались включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сведения об особенностях, составляющих предмет охраны данного объекта культурного наследия, и требования к сохранению объекта культурного наследия независимо от формы собственности данного объекта.
Указанная норма была отменена Федеральным законом от 22.10.2014 № 315-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В настоящее время в соответствии с пунктом 7 статьи 48 Закона № 73-ФЗ неотъемлемой частью договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, является копия охранного обязательства, неотъемлемой частью которого в свою очередь являются документы и сведения, указанные в пунктах 4, 5 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ. Отмена 55 статьи Закона № 73-ФЗ существенно упростила процедуру оформления договора аренды для физических и юридических лиц, исключив требование по его согласованию с органом охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, у комитета отсутствуют полномочия по согласованию гражданско-правовых договоров между собственником объекта культурного наследия и лицом, которому объект культурного наследия передан во владение или пользование.
Иными словами на памятниках истории и культуры и их территориях, поставленных на охрану как самостоятельные объекты, в границах территорий указанных достопримечательных мест размещать рекламные конструкции нельзя, так как на них распространяется требование статьи 35.1 Федерального закона от 25.06.2002 № № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ).
Размещать рекламные конструкции на остальной территории достопримечательного места разрешено при условии соблюдения установленных требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места.
В соответствии с частью 15.1 пункта 1 статьи 15, частью 26.1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района или городского округа входит в полномочия соответствующего органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 30 Закона № 73-ФЗ видовая принадлежность (отнесение к виду ансамбль или достопримечательное место) исторической застройки как выявленного объекта культурного наследия может быть определена исключительно в рамках государственной историко-культурной экспертизы, проводимой в целях обоснования целесообразности включения ее в реестр. В рамках указанной экспертизы также должны быть определены категория, предмет охраны, границы территории объекта культурного наследия.
Однако если предмет охраны такой исторической застройки, утвержденный в соответствии с действующим законодательством, отсутствует, видовая принадлежность застройки улицы не определена, то в соответствии со статьей 47.3 Закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец обязан обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Без отнесения исторических застроек к тому или иному виду до проведения государственной историко-культурной экспертизы действуют требования, установленные частями 3, 4 п. 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ, то есть собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан: не проводить на здании работы, изменяющие облик выявленного объекта культурного наследия, так как предмет охраны его не определен; обеспечить сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Установку вывесок на объектах культурного наследия федерального, регионального значения (памятниках, зданиях в составе ансамблей, достопримечательных мест), выявленных объектах культурного наследия необходимо согласовать с комитетом.
Порядок согласования и формы проекта размещения вывески на объекте культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объекте культурного наследия регионального значения, выявленном объекте культурного наследия утвержден приказом комитета от 28.08.2019 № 27-о. С ним можно ознакомиться в «Административных регламентах, порядках и положениях» во вкладке «Документы» на официальном сайте комитета (http://nasledie.ivanovoobl.ru/dokumenty/administrativnye-reglamenty/).
Установка вывесок на объекте культурного наследия (памятнике, ансамбле, достопримечательном месте) местного (муниципального) значения, объекте недвижимости, не являющемся памятником истории и культуры, регламентируется частью 19 п. 1 статьи 14, частью 25 п. 1 статьи 16, частью 6 п. 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
То есть установка вывесок среди прочих вопросов по утверждению правил благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа, регулирующих размещение информации на территории муниципального образования, относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа.
12. Как установить информационную надпись на памятник?
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия.
Информационные надписи и обозначения не устанавливаются на выявленные объекты культурного наследия, объекты археологического наследия, достопримечательные места, а также на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона № 73-ФЗ порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются Правительством Российской Федерации.
Правила установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2019 № 1178.
Стоимость изготовления и установки информационных надписей и обозначений формируется на договорной основе, зависит от материала изготовления, объема содержащейся на них информации и, по отзывам заказчиков, варьируется от 5 до 8 тыс. рублей (металлопластик). На территории Ивановской области исполнением указанных работ в разное время занимались организации: ИИТ «А-Гриф» (г. Иваново, ул. Красной Армии, 7а, тел.: (4932) 936940, www.agrif.ru, bob@agrif.ru), ООО «АртХаус» (г. Иваново, Бубнова ул., 52, тел.: (4932) 343179, bonusreklama@bk.ru) и другие.
13. Как определяется наличие или отсутствие на земельном участке объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия?
Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Закона № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.
Наличие или отсутствие на территории изысканий объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, определяется посредством проведения государственной историко-культурной экспертизы, заключение которой подготавливается в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» (далее – экспертиза).
Экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов. Заказчик работ, подлежащих экспертизе, оплачивает ее проведение.
Действующей редакцией Закона № 73-ФЗ установлено, что объектом экспертизы в данном случае является определение наличия или отсутствия объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на земельных участках, землях лесного фонда или в границах водных объектов или их частей, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Закона № 73-ФЗ работ по использованию лесов и иных работ, в случае, если указанные земельные участки, земли лесного фонда, водные объекты, их части расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Закона № 73-ФЗ.
В свою очередь подпункт 34.2 пункта 1 статьи 9 Закона № 73-ФЗ относит утверждение границ территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, к полномочиям Минкультуры России. Критерии определения указанных территорий и порядок утверждения их границ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 56 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 342-ФЗ), до дня утверждения федеральным органом охраны объектов границ территории таких объектов, экспертиза проводится в соответствии с абзацем 9 статьи 28, абзацем 3 статьи 30, пунктом 3 статьи 31 Закона № 342-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ) – то есть в случаях, когда в региональном органе охраны объектов культурного наследия отсутствуют сведения об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
14. Какие требования предъявляются к сохранению объекта недвижимости на территории достопримечательного места?
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) видовая принадлежность (отнесение к виду памятник, ансамбль или достопримечательное место) объектов недвижимости может быть определена исключительно в рамках государственной историко-культурной экспертизы (далее – экспертиза) выявленного объекта культурного наследия, проводимой в целях обоснования целесообразности включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр). В рамках указанной экспертизы также должны быть определены категория, предмет охраны, границы территории объекта культурного наследия. Данные сведения позволяют органу охраны объектов культурного наследия определить специфику государственной охраны указанного объекта культурного наследия, предмет его надзорной деятельности.
В связи с отсутствием правовой определенности в вопросе отнесения выявленных объектов культурного наследия к тому или иному виду до проведения экспертизы целесообразно руководствоваться частями 3, 4 пункта 1 статьи 47.3 Закона № 73-ФЗ, то есть: не проводить на здании работы, изменяющие облик выявленного объекта культурного наследия, так как предмет охраны его не определен; обеспечить сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
В соответствии со статьей 56.4 Закона № 73-ФЗ особенностью государственной охраны достопримечательных мест является неприменение к ним требований, установленных статьями 47.2 – 47.4 Закона № 73-ФЗ, являющихся содержанием охранного обязательства памятника и ансамбля. То есть собственник объекта недвижимости, входящего в состав достопримечательного места, должен осуществлять расходы на содержание указанного объекта недвижимости вне требований к проведению консервации, ремонта, приспособления для современного использования объекта культурного наследия. Таким образом, после проведения экспертизы выявленного объекта культурного наследия требования к сохранению объекта недвижимости, расположенного на территории достопримечательного места, предъявляются такие же, как к любому другому объекту недвижимости, с условием соблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места (статьи 5.1, 56.4 Закона № 73-ФЗ) и сохранением особенностей, послуживших включению его в реестр (предмета охраны).
15. Как хоббисту-поисковику с металлоискателем не наткнуться на памятники археологии, если их адреса не публикуются?
Сведения об объектах культурного наследия, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе о местонахождении объекта (адрес объекта или при его отсутствии описание местоположения объекта), подлежат размещению на официальных сайтах федерального и региональных органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официальному опубликованию в соответствии с пунктом 9 статьи 20 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ).
Вместе с тем в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.09.2015 № 2328 «Об утверждении перечня отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию» запрещается обнародовать местонахождение, фотографическое и иное изображение, описание границ территории, зон охраны, предметы охраны памятников археологии.
Обнаружение объектов археологического наследия с помощью специальных технических средств поиска (металлоискатели, радары, магнитные приборы и т.п.) в соответствии со статьей 45.2 Закона № 73-ФЗ возможно исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проведенных на основании разрешения (открытого листа). Нарушение данного требования в соответствии со статьей 7.15 Кодекса об административных правонарушениях влечет в зависимости от обстоятельств совершения правонарушения наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2,5 тыс. рублей или от 15 до 300 тыс. рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также использованных инструментов и оборудования.
В связи отсутствием в официальных источниках сведений о местонахождении объектов археологического наследия пребывание на их территориях граждан со специальными техническими средствами поиска без открытого листа расценивается как неправомерное. При должной осмотрительности хоббисту-поисковику с металлоискателем случайно оказаться на территории объекта археологического наследия практически невозможно. Для занятий поиском с металлоискателем необходимо выбирать заведомо безопасные территории, не связанные с возможностью обнаружения археологических предметов, повреждения культурного слоя и т.п., исключающие совершение неправомерных действий.