утрачен военный билет что делать
Потерял военный билет — как восстановить, какой штраф в 2021
Военный билет мужчины по значимости почти не уступает паспорту. Этот документ как в армии, так и на гражданке не только удостоверяет личность, но и требуется для трудоустройства, оформления загранпаспорта, водительского удостоверения и прописки, при поступлении в ВУЗ и получении кредита. Что делать, если потерял военный билет, зависит от присвоенной мужчине категории годности, обстоятельств, при которых он лишился военника, места, где это произошло.
В каких случаях нужно восстанавливать?
Потеря военного билета и получение его дубликата – важный вопрос даже для тех граждан, которые освобождёны от несения воинской обязанности. Мужчина, снятый с военного учёта по возрасту, и тот, в военнике которого проставлена категория «Д», также обязаны предъявлять этот документ при устройстве на работу.
Женщине, проходившей военную службу, потребуется военный билет при начислении пенсии. В случае переезда на новое место жительства в пределах России обязаны будут предъявить военник с проставленной отметкой о снятии с учёта как человек, вернувшийся из мест лишения свободы, так и 27-летний кандидат наук.
Штраф за потерю военного билета в 2021 году
Независимо от того, проходит ли гражданин военную службу в качестве офицера, срочника или контрактника или является военнослужащим запаса, он согласно ст. 21.7 КоАП РФ несёт ответственность за утерю военника в виде дисциплинарного взыскания или административного штрафа за потерю военного билета, который может составить в зависимости от ситуации от 500 до 3 000 рублей.
Если человек проходит служит по контракту, то его отстранят от должностных обязанностей до решения вопроса.
Что делать, если потерял военный билет – порядок действий
Как восстановить потерянный военный билет, зависит от того, потерян он действительно или украден. В том случае, когда документ пропал не по причине небрежного обращения с ним военнообязанного, следует сразу же обратиться в ближайшее отделение полиции, чтобы зафиксировать факт кражи военника.
Если в результате действий, предпринятых полицейскими, военный билет найдётся, необходимость восстановления потеряет актуальность.
После проведённого расследования, при условии, что билет не будет обнаружен, мужчина получит справку, подтверждающую кражу документа. С этой бумагой военнообязанный в соответствии с п. «е» ст. 50 гл. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (ред. от 20.07.2020) «Об утверждении Положения о воинском учете» должен в течение 2 недель обратиться в тот военкомат, где он стоит на воинском учёте.
Потеря или кража документа, удостоверяющего личность военнообязанного не освобождает от призыва, прохождения военной подготовки или несения службы. Поэтому неявка по повестке или отсутствие военного по месту несения службы будут рассматриваться как уклонение. Восстановить военный билет через портал «Госуслуги» невозможно.
Чтобы получить новый документ взамен утерянного необходимо:
Куда обращаться, если потерял военный билет во время поездки в другой регион?
В том случае, когда военнообязанный находится в чужом регионе больше 3 месяцев, он обязан временно прописаться и стать на учёт в местном комиссариате. Ходатайство о восстановлении утерянного документа им будет подаваться по месту временной постановки на военный учёт. Здесь же придётся получать и дубликат.
Какие документы нужны для восстановления?
Пакет документов, необходимых для выдачи дубликата утерянного военного билета включает в себя следующие бумаги:
Процедура получения дубликата может иметь нюансы в зависимости от военкомата, где стоит на учёте мужчина. Поэтому прежде чем приступить к сбору пакета документов, лучше уточнить в комиссариате по месту постановки на учёт, как оформить дубликат военного билета. Утраченный военник будет заменён новым документом в течение 30 дней.
Справка о потере военного билета
Справка, подтверждающая факт кражи военного билета, будет выдана военнообязанному в районном отделении МВД РФ после проверки информации, указанной в заявлении, поданном в полицию, и проведения розыскных мероприятий.
В документе должна присутствовать следующая информация:
Как написать заявление об утере?
Чётко оговорённой законодательством формы написания такого заявления нет.
В соответствии с требованиями ГК РФ к официальным бумагам и правилами делопроизводства заявление об утере военного билета должно содержать следующую информацию:
Когда выдадут новый военный билет?
Сам процесс оформления дубликата с момента обращения в военкомат с собранным пакетом документов обычно занимает гораздо меньше 30 дней, несмотря на установленный законодательством срок в 1 месяц. Получение нового документа может существенно затянуться в случае проведения расследования кражи военного билета полицией.
Ведь справку, подтверждающую хищение и отсутствие положительных результатов расследования МВД РФ сможет выдать только после окончания следствия, когда будут получены ответы на запросы, сделанные в военные части. Срок восстановления военника может быть больше и в том случае, если придётся восстанавливать медицинскую документацию для подтверждения присвоенной категории «не годен».
Военный билет необходим не только во время несения службы. Его приходится предъявлять в целом ряде случаев, не относящихся к военной службе, и на гражданке. Штраф за потерю военного билета в 2021 году по-прежнему небольшой. Если потерял военник, его однозначно нужно восстанавливать. Для этого необходимо не позднее чем через 2 недели обратиться в тот военкомат, где военнообязанный гражданин стоит на учёте, собрав необходимый комплект документов. Дубликат обычно выдаётся в течение месяца.
Поэтому для вас круглосуточно работают эксперты-консультанты! Задайте вопрос через форму, либо через онлайн-чат
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Как восстановить военный билет при утере
Как восстановить военный билет при утере
Обязанность хранить военный билет закреплена на законодательном уровне, а именно ст. 10 Федерального Закона №53-ФЗ от 28.03.1998 года.
Прежде всего владельцу необходимо разобраться с вопросом исчезновения документа. Если военный билет был украден или утерян по неосторожности, нужно обратиться в правоохранительные органы. На основании заявления о краже (потери) документа сотрудник полиции заведет дело и приступит к поискам военного билета. На время проведения розыскных мероприятий, заявителю выдается справка о приеме заявления.
Умышленная порча, уничтожение или утрата данного документа влечет за собой:
Административный штраф в размере от 500 до 3000 руб.
Данная мера закреплена в ст. 21.7 КоАП РФ.
В течение 14 дней с момента исчезновения документа, владельцу необходимо обратиться в военкомат либо в орган местного самоуправления (в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 10 ФЗ №53).
Для восстановления утерянного военного билета необходимо предоставить такие документы:
Паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность заявителя.
Справка, выданная сотрудником полиции (срок ее действия не более 14 дней).
Фотографии 3*4 см в количестве четырех штук.
Квитанция об уплате штрафа.
Экземпляр газеты, в которой размещено объявление об утере.
Лица, которые не проходили воинскую службу, также должны предоставить медицинскую справку установленного образца. Граждане, достигшие 27-летнего возраста освобождаются от предоставления данного документа.
Военный билет восстанавливается в течение месяца с момента обращения в военкомат или в орган местного самоуправления. За это время ответственные сотрудники ведомства проверяют подлинность предоставленных документов и отправляют запросы в воинскую часть, в которой проходил службу заявитель.
Как восстанавливать военный билет при изменении места жительства
Важно: получить восстановленный военный билет может только его законный владелец (военнообязанный).
Документ необходимо забрать в течение 10 дней с момента его готовности. Если военнообязанный по уважительной причине не может своевременно явиться в военкомат, он обязан об этом уведомить до окончания десятидневного срока.
Уважительными причинами считаются:
Длительная командировка (подтверждается документами с места работы).
Прохождение лечения в стационарных условиях (подтверждается справкой из медицинского учреждения).
Стихийные бедствия и форс-мажорные обстоятельства, которые препятствуют возможности выезда военнообязанного.
Лица, не достигшие 27 лет обязаны своевременно забирать восстановленный военный билет. В соответствии со ст. 21.5 КоАП, игнорирование данной законодательной нормы влечет за собой предупреждение или наложение штрафа в размере от 500 руб. до 3000 руб.
Ответственность за утерю военного билета
Потерять важный документ может каждый. От этого никто не застрахован. Поэтому мера ответственности зависит от обстоятельств и степени виновности в небрежном хранении военного билета.
Самое суровое наказание за утерю военного билета предусмотрено для кадровых военнослужащих. К ним может быть применено одна из следующих санкций:
Не могу восстановить права, так как у меня нет военного билета
Каюсь: меня дважды лишали прав на управление автомобилем за пьянство. Прошел срок окончания наказания. Я сдал теоретический экзамен в МРЭО, получил копию приговора по уголовному делу в суде, оплатил штраф 30 тысяч рублей и отправился в городскую поликлинику получать медицинскую справку по форме 003-В/у.
Проблема возникла во время прохождения медкомиссии у врача-психиатра. Он отказался принять меня, потому что у меня нет военного билета. Мне 27 лет, я стою на учете в московском военкомате, а проживаю и зарегистрирован в Ростовской области. В течение последних 8 лет я не получал повесток, но и сам навстречу армии по понятным причинам не шел.
Если следовать приказу Минздрава № 344 от 15.06.2015, то военный билет — это не обязательный документ при прохождении медкомиссии. Врач, скорее всего, действует по приказу Минздрава № 90 от 14.03.1996, в котором подобное требование было, но сейчас-то этот приказ утратил силу. Получается, что сейчас нет необходимости предъявлять военный билет.
Подскажите, прав ли я, основывая свои выводы на этих приказах Минздрава? Как можно повлиять на действия врача? Должен ли он объяснять, на основании каких нормативных документов требуется военный билет?
Илья, врач в принципе имеет право попросить у вас военный билет. Но не имеет права отказать в приеме, если военного билета у вас нет. Отсутствие военного билета — это не медицинское противопоказание, на основании которого можно отказать.
О том, откуда пришла традиция требовать военный билет и что делать в этой ситуации, я сейчас расскажу.
Что такое военный билет
Это основной документ, удостоверяющий личность и правовое положение военнослужащего. Для тех, кто находится в запасе, военный билет удостоверяет их отношение к исполнению воинской обязанности: можно ли их призвать на военную службу или для этого есть ограничения.
Почему психиатры требуют военный билет на медкомиссии
Психиатра должен интересовать не сам факт наличия или отсутствия у вас военного билета, а информация, которая записана в нем на странице 9.
Там записывается информация о заболеваниях и ранениях, полученных в период службы. Для врачей-психиатров это важно. Например, наличие у пациента черепно-мозговых травм может повлиять на решение врача о допуске к управлению машиной. В медицинской карточке обычной поликлиники такой информации может и не быть.
Врач вправе запрашивать дополнительные сведения, в том числе и те, что содержатся в военном билете. У медиков это называется «сбор анамнеза». Врач просто выясняет, были ли у человека ранее заболевания, в связи с которыми ему могут ограничить допуск к управлению автомобилем.
Теоретически отсутствие военного билета при этом не может служить основанием для отказа в выдаче справки. Но на практике не во всех медицинских учреждениях помнят, зачем этот военный билет нужен. Например, когда я продлевал водительское удостоверение, военный билет у меня потребовала сотрудница регистратуры. На мой вопрос, почему она занимается сбором анамнеза, сотрудница ответить не смогла. Логика у нее была простая: «Начальство сказало спрашивать, я и спрашиваю».
Проблемы при этом возникают не только у тех, кто не проходил военную службу по призыву. У многих сотрудников силовых ведомств военные билеты хранятся в кадровых подразделениях, и на руки их получить не так-то просто. А еще есть категория лиц на специальном воинском учете — им военные билеты тоже просто так на руки не выдают.
Что делать вам
В интернете часто дают советы сразу обращаться в прокуратуру. Этот вариант тоже возможен. Но я рекомендую для начала изучить договор.
Страховой медицинский полис не покрывает медицинскую комиссию для водителей. Это платная услуга клиники. Скорее всего, для выдачи справки клиника заключила с вами договор на оказание платных медицинских психиатрических услуг. Отказ от приема — это, по сути, нарушение условий договора. Вы можете оспорить его в суде, но сначала я рекомендую направить досудебную претензию в адрес руководства клиники.
Содержание претензии может быть следующим:
Он обратился в министерство здравоохранения и получил вот такой ответ.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.