утомленные солнцем почему такое название
Смысл фильма «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова
В 1994 году на экраны кинотеатров вышел фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», удостоенный Государственной премии РФ. Позднее картина становится лауреатом премии «Оскар» и удостаивается Гран-при 47 –го Каннского фестиваля. Получение фильмом сразу нескольких таких высоких наград — это уникальный случай в истории российского кинематографа.
Фильм рассказывает о жизни советских людей накануне войны. Фильм о героизме, предательстве, любви, ненависти и мести. Это история о жизни семьи военачальника, типичная для времени репрессий.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ФИЛЬМА «УТОМЛЕННЫЕ СОЛНЦЕМ»
Незадолго до начала войны на всех танцплощадках страны зазвучали две мелодии, ставшие необычайно популярными. Это «Рио-Рита» и «Утомленное солнце». До сих пор звуки этих танцев вызывают у слушателей ассоциации с временами конца 1930-х годов.
Скорее всего, именно поэтому режиссер решил дать фильму название, созвучное с названием знаменитого танца. Танго звучит на протяжении всего фильма, как лейтмотив. По ассоциации с известным романом М. Митчелл «Унесенные ветром» картина получает название «Утомленные солнцем».
Судьба одной семьи показана на фоне грядущих катаклизмов. Граждане СССР утомлены сиянием Великого Вождя настолько, что как будто не замечают приближающейся беды. За показным беззаботным весельем скрывается ужас и подозрение, что что-то в стране не так.
СМЫСЛ ФИЛЬМА
Действие происходит жарким летом 1936 года, перед началом политических репрессий, коснувшихся, в основном, высших военных руководителей. Легендарный комдив, выходец из рабоче-крестьянской семьи, герой, орденоносец, обласканный самим Сталиным, Сергей Петрович Котов главный герой картины. Он женат на бывшей дворянке по имени Маруся. Начало фильма – это идиллическая картина пребывания семьи Котова на подмосковной даче. Отдых под ярким солнцем, купание в реке, дачные обеды, пустые разговоры… Что может нарушить такую пасторальную картину?
Неожиданно на даче появляется некто Митя – выходец из «бывших», музыкант, в прошлом друг семьи и жених Маруси. Митя, пропавший много лет тому назад, как оказалось, пребывал все это время заграницей.
Митя еще до Октябрьской революции был участником Белого движения, затем эмигрировал и скитался по Европе. В 1927 году Митя с надеждой жениться на Марусе вернулся в Россию, но планам его не суждено было сбыться. Комдив Котов вызвал его в свой высокий кабинет и заставил написать заявление с просьбой отправить его в Париж «для занятий музыкальной деятельностью». На самом деле Митя должен был выслеживать эмигрантов, которые так же, как и он когда-то, служили в Белой армии. Агент получает кличку «Музыкант» и снова уезжает на долгое время. А Котов тем временем женится на Марусе.
Маруся была страстно влюблена в своего жениха. Так, что даже пыталась покончить с жизнью.
Комдив, когда-то боровшийся с буржуазией, сам постепенно становится «барином». Огромная дача, прислуга – все это он приобретает за годы Советской власти.
Несмотря на начавшиеся репрессии, Котов уверен в том, что уж его-то, любимца самого Сталина, никто не посмеет тронуть. Но оказывается Митя, будучи сотрудником НКВД, появился в семье именно для того, чтобы подготовить комдива к предстоящему аресту. Он намекает хозяину дома о необходимости уничтожения документов, о спасении семьи, но Котов верит в свою неприкосновенность.
Делая намеки Котову, Митя идет на должностное преступление. Делает он это только ради Маруси и ее спасения, тем самым пытаясь хоть как-то обелить свою подлость. Ведь именно ему приходится осуществлять арест своего соперника.
СМЫСЛ СЮЖЕТА ФИЛЬМА
Судьба одной семьи полностью повторяет судьбу миллионов семей. Арестован, а затем расстрелян крупный военачальник, позднее будет арестована и погибнет в тюрьме его жена, дочь их пройдет через ГУЛАГ.
Судьба Мити, обычного рядового интеллигента, превратившегося в предателя, складывается совсем не так, как могла бы сложиться, если бы не революция и Гражданская война.
Показать темную страницу истории страны, трагедию 30-х, рассказать, что такое тирания – в этом смысл фильма «Утомленные солнцем».
Символичны последние кадры фильма. Парящий в небе огромный портрет диктатора заполняет собой все пространство. Ничто и никто не может противостоять его воле – ни прежние заслуги перед родиной и партией, ни слепая вера в победу коммунизма.
СМЫСЛ ФИНАЛА ФИЛЬМА
А вот в финале режиссер дает понять зрителю, что, несмотря на идеологию большевизма, христианские ценности остаются неизменными. Митя, предавший свои идеалы, веру и любовь, совершивший подлость и предательство, заканчивает жизнь самоубийством. При чем совершает это тем самым способом, каким пыталась сделать Маруся.
Месть не принесла бывшему белогвардейцу, а теперь чекисту удовлетворения. Он понимает, что, скорее всего, следующим в очереди на расстрел будет он сам и что нет ему прощения ни перед Богом, ни перед людьми.
Утомленные солнцем 1. К вопросу о названии
Видео фильма, которое я отсматривал и с которого делал слайды, короче исходной версии примерно на 3 минуты, но зато оно в высоком разрешении, что для слайдов безспорный плюс. Я отсмотрел версию с оригинальным хронометражем (видео в одноклассниках) и мне даже удалось зафиксировать несколько удаленных фрагментов. Нельзя сказать, что эти фрагменты как то принципиально влияют на интерпретацию в целом, тогда как французское название совершенно не соответствует русскому. Даже приблизительно.
Английское название этого же фильма BURNT BY THE SUN можно перевести как ОБОЖЖЕННЫЙ СОЛНЦЕМ, или даже сожженный, или даже выжженный
В статье Википедии говорится так:
Название фильма отсылает к популярному в 1930-е годы танго «Утомлённое солнце», неоднократно звучащему в фильме; кроме того, оно ассоциируется с названием книги и фильма «Унесённые ветром» — американской любовной драмы, разворачивающейся на фоне масштабных исторических потрясений. (источник)
если покопаться в происхождении и значении понятия «утомленные», то
Томление (от др.-рус. томль «мука, страдание»):
томление — мука, печаль, тоска;
томление — морение;
томление — продолжительное нагревание:
томление — способ приготовления пищи;
а еще есть такое словосочетание «Томление духа»,
«всё — суета и томление духа!» (Еккл. 1:14)
Ушёл из жизни Валерий Гаркалин
ТЕСТ: Насколько хорошо вы помните роли Фёдора Бондарчука?
Актёрские байки: Михаил Ульянов
ТЕСТ: Угадайте фильмы с Игорем Ясуловичем по одному кадру!
Журнал
Интересные факты о трилогии «Утомлённые солнцем»
Кому принадлежала дача комдива Котова, что обидело Никиту Михалкова на кинофестивале и почему Ингеборга Дапкунайте не снималась в продолжении.
Сценарий для фильма под рабочим названием «Безусловный эффект шаровой молнии» Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков написали в 1993 году всего за несколько месяцев. Через неделю после окончания работы начались кастинги, которые прошли довольно быстро, так как режиссёр писал роли под конкретных актёров.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н, Михалков
Роли комдива Котова и его дочери Михалков писал для себя и дочери Надежды. Персонаж Мити сразу предназначался Олегу Меньшикову, так как режиссёру нравилось с ним работать ещё с эпизода в фильме «Родня». Однако у актёра был уже подписан контакт с одним румынским режиссёром, от которого он не хотел отказываться. Заполучить Меньшикова помог случай — румынский проект сорвался, и актёр оказался свободен. Для него роль в «Утомлённых солнцем» стала вторым триумфом после Костика в «Покровских воротах».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Роль Маруси по режиссёрскому замыслу должна была играть Елена Яковлева, но на кастинг пришла актриса Ингеборга Дапкунайте, и Яковлевой даже не позвонили… Дапкунайте была знаменита только ролью Кисули из «Интердевочки», но режиссёр фильм не смотрел и актрису увидел впервые. Она приехала на пробы без приглашения — узнала, что Михалков снимает новый фильм и решила попытать удачи. Режиссёр был покорён её открытостью и лёгкостью.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Дача, где происходили события фильма, находилась недалеко от города Кстово. Она принадлежала мэру Нижнего Новгорода Дмитрию Беднякову, и большая часть предметов интерьера была собственностью хозяина. Когда много лет спустя Никита Михалков снимал продолжение фильма, то дачу пришлось воссоздавать в павильонах «Мосфильма».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Действие фильма происходит летом, а съёмки шли в ноябре. На улице было холодно, и актёрам, изображавшим пляжный отдых, приходилось мёрзнуть в купальниках и плавках и полоскать рот холодной водой, чтобы не шёл пар. На деревья вручную приклеивали искусственные листья… Начинать съёмки летом Никита Михалков не хотел из-за дочери — дети растут быстро, через полгода она бы изменилась, а ему был нужен конкретный возрастной период.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Название фильму дало популярное в конце 30-х годов танго «Утомлённое солнце». Это была мелодия Ежи Петерсбурургского «Последнее воскресенье», в Польше её ещё называли «танго самоубийц», для которой написал текст поэт Иосиф Альверк. Впервые танго было исполнено в 1937 году — через год после событий фильма.
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 1994 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале. Никита Михалков не скрывал, что ехал за главным призом, поэтому победа Квентина Тарантино с «Криминальным чтивом» его сильно обидела. Несмотря на то, что «Утомлённые солнцем» получил Гран-при, режиссёр зарёкся в будущем представлять свои фильмы на фестивале. Однако через шестнадцать лет в тех же Каннах одним из претендентов на «Золотую ветвь» был фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние»…
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
Неудача на Каннском кинофестивале была полностью компенсирована триумфальной победой фильма на «Оскаре». Американская киноакадемия вручила «Утомлённым солнцем» приз как лучшему фильму на иностранном языке, и это первый и пока что единственный «Оскар» постсоветского кинематографа. Получать приз Никита Михалков вышел с девятилетней Надей. После церемонии её спросили: «Вот ты получила „Оскар“, что думаешь по этому поводу?», девочка радостно ответила: «Наверно, мне теперь хороший велосипед купят!».
«Утомлённые солнцем», студия «ТРИТЭ», 1994, реж. Н. Михалков
В 2009 году Лондонский национальный театр поставил пьесу «Утомлённые солнцем». Режиссёр Говард Дэвис был давним поклонником творчества Никиты Михалкова и ещё в 1990-м году ставил спектакль по его фильму «Неоконченная пьеса для механического пианино». Публика спектакль приняла с восторгом, критики тоже оценили, правда отметили, что «Kotov» в исполнении актёра Кирана Хайндса слишком похож на Иосифа Сталина.
www.spectaclesalondres.fr
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Вместо Ингеборги Дапкунайте роль Маруси в продолжении сыграла Виктория Толстоганова, так как после выхода первой части отношения режиссёра и актрисы испортились. Михалков говорил, что не стал приглашать Дапкунайте, так как она начала сниматься в развлекательных шоу и этим испортила свою репутацию в его глазах. По версии актрисы причины были совсем другие, но она их решила не озвучивать… В продолжении так же не снималась Светлана Крючкова — её заменила Зоя Буряк, а вместо ушедших их жизни Вячеслава Тихонова и Инны Ульяновой их героев сыграли Владлен Давыдов и Эвелина Сакуро.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
«Утомлённые солнцем – 2: Цитадель», студия «ТРИТЭ», 2011, реж. Н. Михалков
Никита Михалков хотел, чтобы актёры сами пережили то, что приходилось испытывать солдатам, поэтому дублёров на площадке был минимум. Его самого засыпали килограммами промёрзшей земли, и он дубль за дублем выбирался из завала. Надежда Михалкова чуть не захлебнулась, когда снимали сцену крушения баржи, а её героиня выныривала из-под полотнища с красным крестом. Дмитрий Дюжев сам играл сцену со сгоранием заживо. Кстати, чтобы сыграть белоруса Ваню, Дюжев похудел на несколько килограмм, обесцветил волосы, работал с педагогом по белорусскому и даже пытался загорать с дуршлагом на лице, чтобы получились естественные веснушки.
«Утомлённые солнцем – 2: Предстояние», студия «ТРИТЭ», 2010, реж. Н. Михалков
Первая часть продолжения вышла в 2010 году, а премьера второй состоялась через год. Фильм «Утомлённые солнцем — 2: Предстояние» участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля — на финальных титрах зал взорвался аплодисментами, но никаких призов фильму не дали. «Утомлённые солнцем — 2: Цитадель» был отправлен на «Оскар» несмотря на то, что возглавлявший отборочный комитет режиссёр Владимир Меньшов отказался подписывать протокол отборочной комиссии и настаивал на выдвижении на конкурс драмы Андрея Звягинцева «Елена». Повторить триумф первой части масштабному фильму не удалось.
«Утомленные солнцем»: глубокий психологизм – «метка» русской культуры
Автор Ольга Бугрова
Четвертую и последнюю на сегодня премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» России принесла картина Никиты Михалкова «Утомленные солнцем». Тогда, в 1995 году, в пятерке номинантов на «Оскара» наибольшими шансами обладал фильм Жерара Корбье «Фаринелли-кастрат». На финишную прямую он вышел с «Золотым глобусом» от Голливудской ассоциации инопрессы. Однако то ли опальный комдив Котов в исполнении Никиты Михалкова оказался убедительнее Стефано Дионизи в роли певца с высоким голосом, то ли драма о событиях в СССР середины 1930-х годов показалась острее чувственных перипетий в богемной среде XVIII века, но «Оскар» отправился в Москву. «То, что любим и ценим мы, наши вкусы в какой-то степени присущи и американцам», — размышляет о решении американских киноакадемиков киновед Валерий Фомин:
«Это подтверждается и старыми награждениями «Оскара», начиная с первого нашего документального фильма «Разгром немцев под Москвой». Дело, наверное, в системе базовых ценностей: это реализм, классическая сюжетность, и еще то, что всегда привлекало не только американцев, но и другие народы: глубокий психологизм как «метка» русской культуры, которая у Михалкова очень ярко выражена».
То же мнение и у кинокритика Дмитрия Куповых. Среди достоинств фильма «Утомленные солнцем» он отмечает его соответствие духу чеховской психологической драмы. И уже одно это обстоятельство вызывает к картине настоящий художественный интерес. Поначалу – бытовые разговоры в дачной обстановке знойного летнего дня. Затем в неторопливых беседах все яснее слышны опасные подтексты, и, наконец, наружу вырывается острый конфликт. Как лучшие картины Никиты Михалкова, «Утомленные солнцем»-это очень эмоциональное кино, которое не может не захватить. Но едва ли не самое важное то, что этот фильм встал в ряд ярких и мощных высказываний российского кинематографа на тему сталинских репрессий, что, конечно, добавило к нему интереса со стороны зарубежных зрителей. Вот аргументы кинокритика Дмитрия Куповых:
«Что касается «Оскара», то в начале 90-х годов интерес к российскому кинематографу и, в принципе, к России со стороны Запада был очень велик, потому что Россия перестраивалась на западные рельсы, и Западу было интересно наблюдать, как это происходит. Америке было интересно посмотреть, как мы отказываемся от своего советского прошлого и, в частности, от сталинских времен. Фильм затрагивает, конечно же, эту проблему. В этом смысле он, с одной стороны, попадал в современный для своей эпохи тренд, а, с другой стороны, являлся произведением высокого художественного уровня. На основе этих двух позиций он и был оценен».
В отличие от единодушных американских киноакадемиков, российская критика 90-х годов встретила фильм «Утомленные солнцем» неоднозначно. Одни отмечали в нем фирменный михалковский стиль и говорили как о работе режиссера, находящегося в своей лучшей форме. Другие говорили, что картина Михалкова – «брежневское кино со знаком качества». Третьи прямо уличали автора в конъюнктуре и ругали за старомодность киноязыка. Но, вероятно, так и должно быть, когда речь идет о глубоком и неординарном произведении, которое никого не оставляет равнодушным: ни простого российского зрителя, ни уважаемого американского киноакадемика.
Утомленные Солнцем. О людях, потерявших Бога
Екатеринбург, 5 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Создать атмосферу лирического настроения довоенного времени, на самом деле, несложно. Так, по крайней мере, считают кинематографисты. Звуки двух мелодий – «В парке Чаир» и «Утомленное солнце» – вот что может справиться с этой задачей. Название самого фильма «Утомленные солнцем», ставшее первой частью трилогии (Большой приз на Международном Каннском кинофестивале в 1994 году), известный режиссер Никита Сергеевич Михалков выбрал не случайно. Стоило, если перевести на язык грамматики, изменить число и падеж – и вместо заката солнца перед нами встает картина целого общества, народа, страны, ранее называемой Россией, а теперь ставшей короткой аббревиатурой – СССР. Страны, отказавшейся от Бога Истинного, заменив Его своим собственным богом – солнцем и отцом всех народов. Каково жить под таким солнцем – в вечном сиянии и блеске его славы? Каким законам следовать? Какие песни петь? В какие игры играть? Об этом фильм «Утомленные солнцем». А еще это разговор о том, к чему приводит человека нарушение заповедей, данных нам Богом.
Несколько слов о создателях фильма
Никита Сергеевич Михалков – человек бескомпромиссный, когда речь идет о чести, христианском долге, служении Отечеству. Об этом и его кино. Недаром в последнее время на режиссера обрушивается целая лавина обвинений и лжи.
Рустам Ибрагимбеков – сценарист фильма «Утомленные солнцем» (совместно с Н. Михалковым), известный нам по картинам «Сибирский цирюльник», «Белое солнце пустыни» и другим фильмам, любимым зрителями и ставшим классикой отечественного кинематографа.
Эдуард Артемьев – композитор. Его музыка – это всегда глубинное проникновение в психологию героев, это тот голос, та мелодия, которые создают определенный настрой на восприятие главной мысли произведения.
Оператор Вилен Калюта. Его работу в этом фильме можно назвать блестящей.
И, конечно, исполнители главных ролей: Никита Михалков, Олег Меньшиков, Ингеборга Дапкунайте, Владимир Ильин и Надя Михалкова – дочь режиссера, дочь комдива Котова.
Но вернемся к самому началу фильма. Первые кадры: Москва, советские символы везде – на чугунной решетке ограды, на Спасской башне, в цвете флага (все крупным планом).
Скорее, скорее скрыться в дверях своей квартиры. Наконец-то дома! Слуга-француз (служит с 1901 года) ловит на ходу брошенное пальто хозяина. Звучит диалог на французском языке, переходящий на русский. Кто он – хозяин этого дома? Дмитрий – сотрудник НКВД, ненавидящий новый строй, его хозяев, его лакеев, и из-за страха за свою жизнь сам ставший лакеем.
Впрочем, не все так просто. Включен приемник, звучат пламенные речи, в газете читается статья о шаровых молниях, которые почему-то объясняются диверсией врагов народа. На письменном столе патроны. В обойму заложен один. Длительный звонок. Трубку никто не берет. Дуло к виску, лицо безразлично – пустой щелчок. Что это? «Русская рулетка» (вместо молитвы). Зачем такие игры со смертью? Вопросов много, а вот и ответ. Дмитрий берет трубку и произносит: «Я согласен». Согласен на что? Согласен на то, чтобы разрушить тот самый счастливый мир дома комдива Котова, уничтожить его самого. Предисловие закончено.
Все, что далее будет происходить, станет теат-ром абсурда, хотя абсурд давно уже заполонил эту жизнь, начиная от так называемой «великой революции». Абсурдна сама жизнь без Христа. Дмитрию же совершить зло просто удобнее и безопаснее, прибегнув к лицедейству.
Картина меняется: дачный поселок художников, композиторов иже с ними. Праздник сталинского дирижаблестроения. Бодро марширует отряд пионеров, позади веселый «слепой» – Дмитрий. Слепые ведут слепого. Почти евангельская притча. Только слепой не настоящий, ряженый, а в остальном – все верно.
В доме недоумение: кто это? И тотчас радость узнавания – Митя! Митя! – как это здорово, можно вместе вспоминать прошлую жизнь: ведь он оттуда, из прошлого, о котором так нежно вспоминают мать Маруси, жены Котова, бабушки, дедушки и другие родственники. Нет улыбки только на лицах двух человек – Котова и его жены. Для Котова Дмитрий тот, о котором он знает все. Для Маруси это трагедия юности, первая любовь.
Насколько неоднозначен образ Дмитрия, настолько непрост и образ комдива Сергея Котова. «Мама, мамочка! Танки идут! Идут по полю, по пшенице!» – слышен крик мальчика, и весь народ бежит туда, где проводятся учения: советские танки сейчас уничтожат труд этих людей, это золотое поле, этот хлеб. Кто поможет? Конечно, он – легендарный комдив Котов. И он действительно помогает: короткие переговоры – и хлеб спасен. Счастливой уходит домой семья – Котов, его жена Маруся и дочка Надя – пока еще они вместе.
Котов – герой страны, друг Сталина, любящий эту страну и честно служащий ей, но презирающий подлецов, тупых командиров и прекрасно осознающий, поскольку он умен, что в этой «лучшей в мире стране» есть то, чего нужно опасаться. Для домашних же Котов – веселый, остроумный, добрый и очень надежный человек. А еще вся большая семья очень напоминает чеховских персонажей, да и вся дачная жизнь их с чаепитием за самоваром, музицированием – все очень похоже на чеховскую атмосферу. И, конечно же, звучит пластинка с любимой мелодией «Утомленное солнце».
Маленькая Надя безмерно счастлива, ведь все так хорошо и весело: рядом любимый папа и такой веселый, забавный Митя, и все-все.
– Как бы я хотела стать пионеркой, – мечтательно произносит она, слыша звуки горна.
– По горну вставать, по свистку ложиться, по команде в гроб. Надя, что это вы такое говорите? Я не понимаю, – Дмитрий смотрит в сторону и с нетерпением ждет, когда разувшийся Котов наступит на острый осколок бутылки, который торчит из земли как раз рядом с его босой ногой.
Несколько раз в кадре мы увидим истинные чувства на лице Дмитрия. Сейчас это ненависть к тому, кто отнял у него его прошлую жизнь, его Марусю. Прошлую жизнь… А чем она отличается от новой? Этот вопрос задает Котов своим родственникам.
– Вкус, аромат не тот, – отвечает тесть.
Заметим, всего лишь вкусом, ароматом. В той жизни играли в шарады, в крокет, а сейчас – в футбол, это по-советски, но и ведь и в футбол они играют сейчас так же со вкусом.
– Почему же вы не защитили эту жизнь?
– Мы… Это философский вопрос.
– Да просто вам нечего было предложить.
И Котов прав. Что предложить? Вкус, аромат. Думается, что в этом разговоре мы слышим ответ на вопрос, почему победила эта революция. В обществе, а в основном в интеллигентской среде, была потеряна вера в Бога. Остались одни домашние радости, вкусные блюда – тот самый аромат. И сейчас можно спрятаться в этом уютном доме, за спиной сильного комдива или в кустах от химзащиты. Печально? Нет, трагично.
На стенах дома много фотографий. Одни – из той, прошлой жизни, другие – из этой, новой. Все вместе, а беда у всех одна – безверие. А Дмитрий рассказывает Наде сказку про себя. Теперь это уже кукольный театр. В нем и несчастный принц, и принцесса, и злой Кощей – все персонажи узнаваемы. В этой сказке Дмитрий словно исповедуется перед Марусей, оправдывается за то, что с ними произошло. «Ведь я был молод, – говорит он, – я хотел жить». Для Котова теперь все ясно: близится финал. Но ни словом, ни взглядом – ничем не хочет потревожить он своих любимых дочь и жену.
Дочь Надя и отец – они связаны особенной любовью, они одно целое, взрослый и маленький человек, они даже говорят на одном языке. Вот эпизод, который можно назвать лирическим отступлением. Все абсурдное куда-то исчезает – оглушительные марши, крики испуганных отдыхающих… Лодка, тихие воды реки. Словно Вечность остановилась над отцом и дочерью. Эта Вечность и в дальнейшем свяжет их судьбы, исправит их пути, приведет к Нему, Отцу Небесному.
Последние сцены фильма. Футбольный матч всей семьей, вместе, в последний раз. А еще в последний раз – белоснежная скатерть, чистая посуда, чистое белье, беззаботный смех Нади. Маруся – любимая жена. И, опять-таки, в последний раз он осушит ее слезы, успокоит, покроет поцелуями ее лицо…
Заключительные сцены фильма особенно трагичны. На фоне смеха и шуток родственников предстоящая трагедия еще более усиливается. Наконец, откровенный разговор между Котовым и Дмитрием:
– Так ты говоришь, что тебя заставили, и поэтому ты сдал своих?
Растерянное, жалкое лицо человека, услышавшего о себе правду. Это – настоящее лицо Дмитрия.
А черный лимузин уже стоит у ворот дачи. Веселые и радостные, с шутками и смехом, вся большая семья провожает милого Митю и Котова: они едут «по делам». Комдив все еще не верит, что его, друга Сталина, могут уничтожить. Но шаровая молния уже вошла в их дом, пройдя по комнатам, разбила висящую на стене фотографию и ушла через золотое поле в лес. Горящее дерево – как символ будущей беды, пожаров и предстоящей гибели.
Лакеи жестоко избивают комдива. Глаза в глаза смотрят друг другу Котов и Дмитрий. Дмитрий насвистывает любимую комдивом мелодию «Утомленное солнце». Крупным планом почерневшее, окровавленное от побоев лицо Котова и стон ужаса от происходящего – любимая песня превращается в кошмар. А над золотыми полями пшеницы медленно поднимается воздушный шар с огромным портретом Сталина – «солнцем» самой счастливой в мире страны.
Финал. Москва – и опять квартира Дмитрия. Окрашенная кровью вода в ванной. Очередная попытка уйти от своей совести? Да, жить по законам зла несовместимо с жизнью. Но после знойного лета, как говорят часто синоптики, ожидаются сильные грозы… Однако, это будет уже другая история, с другим, не менее говорящим названием – «Предстояние».
С кинолектором Н.В. Зыковой беседовала Елена Рысева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.