устаз киши хаджи кто такой

Кунта Хаджи

Кунта-Хаджи, сын Киши (Кишиев; чеч. Киши КIант Кунт-Хьаж ; около 1830 — 19 мая 1867) — чечено-кумыкский святой, шейх суфийского братства Кадирия-Хаджимюридия, пацифист, суфийский шейх,

Содержание

Детство

Кунта родился в равнинном селении Исти-сув около 1830 года, затем родители переехали в Иласхан-Юрт. Отца его звали Киши (кумыки приписывают его к кумыкам, однако сам Киши считал себя чеченцем и его сын тоже), мать Хеда. По преданию он рос тихим ребёнком, любил уединение. Обучался арабскому, с юности стал исполнять зикр — но это лишь предположения. Зикр, слова зикра пришли к нему не в детстве. В 18 лет Кунта ушел в хадж, во время которого вступил в суфийский орден Кадирия.

Арест, ссылка и смерть

Однако его проповедь продолжалась недолго. Российская власть испугалась растущего влияния святого, усмотрев в объединении суфиев зёрна сопротивления. Начальник Терской области Лорис-Меликов писал: «Учение зикр служит лучшим средством народного соединения, ожидающего только благоприятного времени для фанатического пробуждения отдохнувших сил». Хотя по донесению русского офицера А. П. Ипполитова, движение «ограничивалось изустным лишь чтением молитв, наставлениями не только безвредными, но и весьма нравственными, так, что в сущности, оно скорее могло принести пользу, нежели быть в каком-либо отношении опасным».

Позже и сам Лорис-Меликов изменил свое мнение. Тем не менее, 3 января 1864 года по доносу ортодоксальных мулл и личному распоряжению великого князя Михаила Романова Кунта-Хаджи вместе с ближайшими мюридами был арестован. Из тюрьмы он сразу написал письмо последователям с просьбой не предпринимать никаких насильственных действий. На этапе Кунта-Хаджи был разлучен со своими мюридами (среди которых был его брат Мовсар) и один направлен на вечную ссылку в город Устюжна Новгородской губернии. Оттуда Кунта-Хаджи писал своей семье полные смирения письма, которые не дошли до адресатов, но сохранились в новгородских архивах. Из них известно, что шейх сильно болел и голодал, так как не знал русского языка и не мог заработать себе на жизнь. Через три года, 19 мая 1867, он умер.

Зикризм после Кунта-Хаджи

После шалинской трагедии движение зикристов было запрещено и ушло в подполье, где стало бурно расширяться. При этом в нём действительно стала нарастать политическая, антироссийская направленность, к секте примкнули многие абреки, использовавшие зикристское подполье для своей борьбы. А мистицизм, ненасилие и любовь ко всему живому постепенно выхолостились. В результате вскоре, по иронии судьбы, кунта-хаджинцы преватились в самый воинственный чеченский вирд. Просуществовав в подполье до новейшего времени, он, в частности, играл большую роль в приходе к власти Дудаева и первой чеченской войне. Сегодня зикризм считается в Чечне государственной религией.

В кунтахаджинском вирде сохранилась особая роль клятвы верности мюрида устазу и сплоченность членов братства. При этом сохранялись демократические принципы, допускающие участие в зикре женщин и даже иноверцев. В каждой кадирийской общине есть организатор-староста (туркх). На нём лежат обязанности организовывать регулярные зикры. Они также проводятся как часть поминального обряда. В круговом молении зикре туркх с посохом движется по внешнему краю круга. В центре круга никто не должен находиться — там присутствует божественная сила. Участники зикра впадают в экстатическое состояние, которое именуется шоук. Члены братства спаяны моральной поддержкой.

Авторитет Кунта-Хаджи закрепил институт устазов, которые стали для чеченцев гораздо большим, чем просто суфийские шейхи. Устаз стал восприниматься как всенародный лидер, духовный пастырь, нравственный авторитет во всех спорах. Изначально кадирийской традиции шейх несет перед Богом всю ответственность за поведение своего мюрида. Эта позиция устаза близка к традиционному вайнахскому институту конахства, «рыцарства», воспеваемого в исторических песнях. Издревле мужчина или женщина могли своим волевым решением принять на себя особые обязанности ради блага общества. В институте конахства различалось три восходящие ранговые ступени: на первой человек брал на себя обязанности защищать детей и женщин, на второй — жителей своего села, на третьей — всех обитателей Чечни. Кунта-Хаджи был не первым чеченским устазом (до него были Шейх Мансур и Ташо-Ходжи) но после Кунта-Хаджи чеченцы уже нуждались в устазах — и разные чеченские шейхи претендовали на это звание. Немногие, например последние устазы Дени и Баудин Арсановы, действительно были всенародными авторитетами. После смерти Баудина в 1962 году устазов в Чечне не было, но потребность в них — по-прежнему часть чеченской культуры. Проповедь Кунта-Хаджи — наверняка, центральное её событие, оказавшее решающее влияние на судьбу ислама и суфизма среди вайнахов (например, ингуши до появления Кунта-Хаджи всячески сопротивлялись принятию ислама).

Есть мнение, что учение Кунта-Хаджи о ненасилии оказало влияние на философию служившего в Чечне Льва Толстого, а через него на Махатму Ганди. [источник не указан 489 дней]

Тексты

Труды и письма Кунта-Хаджи, написанные по-арабски, не переводились на русский язык. В 1910 году в году в Темир-Хан-Шуре был издан его трактат «Тарджамат макалати» на арабском и кумыкских языках Шихаммат Кади Эрпелинским, кумыкским религиозным просветителем. В 1998 году в Грозном муллой М. Асхабовым был издан сборник, включавший чеченский перевод этого труда и изречения шейха, записанные его мюридом Абдуссаламом Тутгиреевым и существовавшие в рукописи.

Источник

Легенда о Киши-хаджи и Мовсаре

Он был в Чечне в миру известным.
Трудолюбив и острый ум.
Всё сочеталось в сердце честно,
Слова его всегда триумф:
«Есть доброта. На всё терпенье
Имейте, люди, не тишком.
Войне – запрет! В душе прощенье,
А мир, согласье в каждый дом!»

А отношенье там отвратно,
И к судьбам ты не будь глухим!
Тут даже стражники приватно,
Все издеваются над ним.

Мовсар, что брат, ему не верил,
Не верил в то, что тот святой.
Когда закрыл тюремщик двери:

«Скажи, Хажда, вопрос простой.
Ты говоришь в судьбине ссыльной.
Мы выше грязи жизни, тьмы.
Так почему же Бог всесильный,
Не даст нам выйти из тюрьмы.
И где у стражи совесть, Боже?!
Нам не дают с тобой покой.
Пусть Бог избавит, нам поможет,
Мне докажи, что ты святой!»

В ответ Киши взглянул чуть строго,
Мотнул главой и враз привстал.
Воздел он, молча руки к Богу,
И тихо-тихо зашептал…

Лились слова, как бег тех гончих,
Что гонят зайца сквозь холмы.
Но не успел её закончить,
Как отворилась дверь тюрьмы.

Замки пудовые слетели,
Как будто ветр рванул на раз.
Мовсар восторжен: «В самом деле?!
Бог услыхал молитвы глас!
Пойдём домой, Бог нас услышал,
Душевных хватит тратить сил.
Свершилось то, что дОлжно свыше,
Бог даже двери отворил».

Хаджи был непреклонен, нота
Повисла, сердце, сжав в тисках.
Лишь миновал Мовсар ворота,
Врата тюрьмы вновь на замках…

Источник

Устаз киши хаджи кто такой

Sidi Салман Север ( устаз киши хаджи кто такой. Смотреть фото устаз киши хаджи кто такой. Смотреть картинку устаз киши хаджи кто такой. Картинка про устаз киши хаджи кто такой. Фото устаз киши хаджи кто такойmalikit ), который является мюридом тариката Шазилия-Даркавия-Хабибия, написал отличную заметку о нашем тарикате.

Всем советую посмотреть.

А сам добавлю к его словам немного фактического материала. А точнее приведу с поправками слова нашего брата sidi Мусу Абади:

«Прадед Устаза Кунта-Хаджи бин Киши (к.с.) Ама впервые приехал на Кавказ вместе с одним из с.Гун,который возвращался из Хаджа. Поселился он в кумыкском селении Г1умкх (Гумк). Поэтому некоторые горе-историки заявляют, что Устаз к.с. не был чеченцем,что у него кумыкские корни.Он ни чеченец и ни кумык,он араб из рода Пророка (саллаллох1а алейх1и ва саллям). Внук Ама Киши родился в с.Гордали,куда до этого переехал его отец Шовхал.Устаз (к.с.) родился в с.Мелач Хи (Исти-Су). Затем Киши и Хяди (его жена и мать устаза) вместе с семьей переехали в Иласхан-Юрт.В 1840 г. погиб на газавате отец Устаза Киши сын Шовхала (даже назм такой есть «Газават Киши»). В 1847 году Хяди переехала с семьей в с. Гун.В 1857 году умерла Хяди.Похоронили ее на г. Эртан.В 1864 г. Устаза(к.с) арестовали. В 1867 году он скрылся по Воле Аллаха».

У Устаза было множество мюридов, 70 из которых достигли степени камиль (совершенства).
Вот имена некоторых из них: «Зайпал (Зайфулла).Къахьарм-Хьаж (Кахарм-Хаджи).Тешал.МаI.Гам.Iумар.Юсуп-Х ьаж.Баьтал-Гири.Дог1.Мовсар.Эсан-Гири.Ал чагIар.Темирсолт.Кат. Бей-Iаьл. Мовлид. ГIишлакх.Мадар. Абу. Iайн. Маьж. Бакъ из Гудермеса. и др.

Зайпал 18 лет пас овец вместе с Устазом. Больше всего изречений передано от него как я понял. Он был как Абу Х1урайра р.а.
Про Умара-Хаджи Устаз сказал,что у него будет три могилы.Так и вышло: в первый раз его похоронили в Астрахани, затем его тело перевезли в Чечню, а затем, уже во время депортации чеченцев и ингушей, андийцы (он сам был андийцем)перенесли его в Анди-Юрт.Когда его перезахоранивали его тело было свежим даже спустя почти 100 лет».

(ниже фотографии близких мюридов Устаза)

Источник

Шейх Кунта- Хаджи и граф Лев Толстой

Русским и украинским друзьям из Прозы.
С уважением. Автор.

Здесь нам с вами не обойтись без некоторых слов, значение которых я буду объяснять, так как большинство моих читателей не знакомо с такими понятиями, как тарикат, шейх, имам, намаз, хадж, Хаджи, шейх, мюрид, и многими другими.
Родился Шейх в 1803 году в селе Илсхан-Юрт, расположенном на территории нынешнего Гудермесского района Чеченской республики. Основы будущего духовного пастыря своего народа были в нём заложены в раннем детстве. В 1848-49 годах Кунта Кишиев получил позволение имама Шамиля совершить хадж в Мекку. Во время паломничества он побывал в Багдаде, где вступил в суфийский орден (тарикат) Кадирийя, известного практикой громкого восхваления Аллаха и Его Пророка Мухаммада (с. а. в.), а просто зикр.

Если не вдаваться в подробности, то газават можно назвать разновидностью джихада. Газават называют «джихадом меча». Изначально газаватом назывались военные походы с участием Пророка Мухаммеда (с.а.в.) Газават в переводе на русский язык означает «поход», «набег», «нашествие». В исламе существуют такие понятия, как «джихад сердца» – борьба с собственными пороками или «джихад руки» – охрана жизни и защита от агрессии, а также «джихад познаний» – изучение наук и эрудиция.

Вместо «газавата» – религиозно-освободительной войны – перед чеченцами, доведёнными до грани физического исчезновения, в конце Кавказской войны страстно прозвучала проповедь Хаджи с идеей духовной независимости:

«Братья! Мы из-за систематических восстаний катастрофически уменьшаемся! Царская власть уже твердо укрепилась в нашем крае. Я не верю в сообщения и «разговоры», что из Турции придут войска для нашего освобождения из-под «ига русских». Это неправда, ибо султан сам является эксплуататором своего народа, как и другие арабские правители. Верьте мне, ибо я все это видел своими глазами.
Аллаху не угодно наше дальнейшее всеобщее сопротивление властям! И если скажут, чтобы вы шли в церкви – идите, ибо это только строения, а мы в душе мусульмане.
Если вас заставят носить кресты – носите их, так как это только железки, оставаясь в душе магометанами.

Значит получается, чеченский народ совершил явный факт святотатства, не исполнив наставлений своего Устаза, повлекшие за собой катастрофу, чему мы были свидетелями. Если мы не состоянии разобраться в прошедшем нам не о чём думать о будущем. Тут не надо быть Нострадамусом. Как вы думаете, друзья, не пора ли нам осмыслить свои же ошибки с кровавым исходом, чтобы исключить повтора подобного в грядущих поколениях? Пора, брат, пора!

Смогу ли я, друзья, на ваш сторонний взгляд возложит свой грех на головы духовных проповедников, в частности на муфтия ЧР того времени Магомед-Хусейна, который осенью 1994 года, вынуждал чеченцам принимать клятву «газавата» по селейно на площади города Грозный, в числе моего села был и я? Оторваться от коллектива, от села было просто позорно.

Давайте ещё раз и ещё раз повторим слова великого Кунта- Хаджи: «Война-дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришёл отнять у вас веру и честь. » Какое посягательство на веру и честь было со стороны Ельцина, Грачёва (тфу на вас ещё раз), когда при его предшественнике Горбачёве, уже открыты все мечети!
—Можно совершить хадж в Мекку?
—Пожалуйста, иди, дорогой!
В любой издерганной конторе появились чистые молельные комнаты, где секретарь парткома произносил азан, призывая правоверных к молитве. Это было второе пришествие Ислама в души чеченцев! И мы живые свидетели, того, как со стороны России никакого посягательства «на веру и честь» не было.
Так, за какой газават погибли чеченцы, страдали невинные? Если за одну слезу ребёнка наш Устаз готов был отдать жизнь, когда здесь их дети плакали, и плачут до сей поры, вспоминая в молодости ушедших отцов.
И песни о них не поют,
И сказки о них не рассказывают!
И ненавистный флаг РФ висит на столбе напротив ворот.

А ещё духовные лица клятвенно утверждали, что каждый погибший в этом бою, прямо идёт в рай, без анализа его наземного тептара. Не знаю, но знаю, те кто остался в живых, те уж точно живут в раю.
Дабы не показаться в ваших глазах совсем идиотом, не хочу сам себя называть трусом, но я же обещал торжественной клятвой биться до последнего патрона и не бился. Является ли мой поступок тяжким грехом? Если «да», то могу ли я рассчитывать на снисхождение, что мною воспользовались из- за незнаний основ Корана. Нас таких клятвопреступников тыщ, но мне от этого не легче, если здесь я веду аскетическую жизнь и там, как отступнику рай мне не светит.

Как вы думаете, на кого из нас ляжет грех, за бессмысленную гибель Право верных (славных) ребят, на меня, как на отступника от клятвы или на того кто отступил от обязательств данных Устазу и вступил в бой?
Хотя, право выбора Устаза мы получили по наследству от наших предков, но имеем такую же свободу выйти из братства, при этом, не переставая оставться правоверными и за это нас никто бы не осудил. Только поклонение перед добровольным выбором Устаза предками душой и сердцем, здесь велик и могуч! Но, тем не менее, главной движущей силой в двух чеченских «газаватах» были мюриды Кунта-Хаджи, или считали себя таковыми.
* * *
Итак, продолжим дальше, где попытаемся понять суть проповедей Хаджи и
взглянем, добился ли он правды на этой грешной земле?

Но если быть до конца последовательными посмотрите, как русские «ласкали», чеченцев в той же повести в главе ХV11.
Хаджи также, как Толстой видит чеченское село: видит детей проткнутых в спину штыками и отцов копающих могилы сыновьям, испоганенные мечети, колодца с водой, сожжённые сады, огороды. Обращают внимание на сожжённые улья с пчёлами. Видит женщину с «разорванной на груди рубахе, открывающие её старые, обвисшие груди, с распущенными волосами, которая стояла над сыном и царапала себе кровь в лицо и не переставая выла».

Двое великих людей, разных народов и концессий, по злому року, призванных убивать друг друга, с разных сторон смотрели на одну и ту же картину, но с одинаковой болью. Один нашёл в себе высшую силу нравственности, понять чужое горе и увековечить в полотне, другой понять и простить. Как это, неужто мстительный чеченец может понять и простить подобное? Может! Хотя, пишут, что эти два человека где- то могли встретиться, но об этом Лев Толстой не оставил никакого следа. Но от Куринской крепости, где служил Толстой, до родного села Кунта-Хаджи Илсхан-Юрт будет 2-2,5 км. Оба эти места расположены с южной стороны на вершине Качкалыковского хребта. Если места, где жил, молился Кунта-Хаджи оборудованы прекрасными мечетями, памятными домиками (зерат), жаль, о пребывании здесь великого Толстого ничего не напоминает.

Примечательна ещё точка зрения дореволюционного историка И. Попова о Кунта-Хаджи, сложившаяся у него под впечатлением встречи с ним: «Я был поражен его тактом, умением держать себя, вести беседу, улыбкою, жестами, его величественной осанкой. Одним словом, человек этот был создан из массы симпатий и благородства. Это был обаятельный человек и опасен в смысле политическом».
И имам Шамиль, несколько раз приглашавший Киши Хаджи в Ведено для бесед, воспринял идеи молодого суфия опасным.

В результате чего, новый вирд (братство) был запрещён, а сам Хаджи подвергся гонениям. Современным языком это означает, что миролюбивая политика Хаджи оказалась не по нраву не имаму Шамилю и не русским. Имам Шамиль беспокоился за свою «корону» в Чечне, а русских Кавказцев тревожила растущая популярность молодого учёного традиционного исламиста. А воевать то с кем, если Ислам проповедует мир? Ведь генералам, как всегда, при любой эпохе нужна большая победа при маленькой войне. Чему мы были свидетелями сами. Но учения Хаджи чуждые явления и для современных вахабитов.

В 1858 году, чтобы избавиться от вредного влияния, столь популярного в среде горцев суфия, Шамиль с почётом отправил Хаджи во второе паломничество в Мекку.
А тем временем, пока наш Киши Хаджи в Мекке, Шамиль добровольно скидывает шапку Мономаха, и делает это сознательно в Дагестане, где его два предшественника не дотянули и до двух лет, а не в Чечне, где он действительно стал имамом и оставался им в течение 25 лет.
Но прежде Шамиль сочиняет маляву на имя князья А. И. Барятинского и сдаётся в плен в августе 1859 году: «Я тридцать лет дрался за религию, но теперь народы мои изменили мне, а наибы разбежались да и сам утомился: я стар, мне 63 года. Не гляди на мою чёрную бороду- я сед. Поздравляю вас владычеством над Дагестаном и от души желаю государю успехов в управлении горцами для блага их».
«25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осаждён в Гунибе и 26 августа (по новому стилю — 7 сентября) сдался в плен на почётных для него условиях. На Западном Кавказе война продолжалась ещё почти пять лет». (Взятие Гуниба).
Обратите внимание на последнюю фразу «Западный Кавказ», а это Чечня со стороны Гуниба из Дагестана, где ещё пять лет продолжает полыхать освободительное пламя борьбы, где она никогда и не прекращалась. А имам жалуется русскому князю: «. народы мои изменили мне». Во- первых, изменил Шамиль, а не народы, а во- вторых, чеченцы никогда не были его народом.

Автор этих строк нигде не встречал высказывание имама, почему он не хотел сдаваться в плен на чеченской земле, но он слышал их из уст своих стариков: «Я не могу осквернить землю,- сказал он,- на котором родились мужчины, и которые побросав своих семьей, очагов, держа на груди мешочки толокна, вместо еды, запивая холодной родниковой водой, бились и умирали с Аллах1ом на устах».

Очень хорошо сказал имам, потому к памяти предкам, а не к нему, я не могу лепить ему разные эпитеты, которых он заслуживает! Но всё же выскажу своё сакраментальное мнение: если бы Шамиль сдался в плен в Чечне, даже в почётный, ему бы из Чечни не выбраться живым. Лукавить имам, лукавить!
Но, я слышал и то на чей земле он хотел бы сдаваться в плен, и личную охрану он взял из этого народа, кортеж пленённого Шамиля, без происшествий проехал по их же земле. Это и не аварцы. Но здесь я их не назову.
А теперь сравним два письма Шамиля: обращение к чеченцам семь лет назад и его же обращение к русскому князю, через семь лет! Забавно! Во всём виноваты изменники народы! Не подкопаешься.
А пишет будто Сталину, который появиться на свет через 20 лет в 1879 году. А за 20 лет до Шамилёвского пленения и 40 лет до рождения Сталина, враг на полях сражений Чечни и Дагестана М. Ю. Лермонтов, в том же августе, но в 1839 году сочиняет поэму «Мцыри»:
. Кто, удручен своим венцом,
Такой- то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
Лермонтов пишет «Мцыри» в театре военных действий на Кавказе, где через год появиться другая поэзия жизни, как «Валерик». Эта река в Чечне. Отважный был пацан, во сто пудов должен был гибнуть от шашки или шальной пули лохматых разбойников, но Всевышний сберёг нас хотя бы от этого.
А, что до тов. Сталина, до него эхом в горах дошли слова имама в феврале 1944 году, поэтому он не тронул не одного народа Дагестана.
Немного видоизменив фразу Шамиля «народы мои изменили», на «изменников Родины» Сталин применил её к чеченцам.
Смотрите на даты, февраль 1844 года убийство Шоаипа- муллы, февраль 1944 год депортация чеченцев!
Сталин дал задание очистить от чеченцев и Дагестан. И там изменники и тут изменники. Так кому чеченцы изменили, чёрная борода? Дожил до 63 лет и не заслужил седых волос. Подобное антиприродное явление на Кавказе равной степени, как на яблоне вырастет тыква. Видно у носителя чёрной бороды имама Шамиля не было тех мук страданий, глядя на разорённый чеченский аул, какие были у его врага русского графа Льва Толстого.

Могу добавить, что события разворачивались в Х1Х веке, век, где между трусостью и подлостью лежало горное ущелье, где честь и достоинство отстаивали не чужой, а собственной кровью, где рыцарство ещё сохранилось.
Раз ты, в течение 30 лет призывал чеченцев гибнуть за веру, то имей хоть мужество застрелиться, или кинжалом в зубах кинуться на неприятеля, но не сдаваться же, ей Богу, в плен тому, против кого ты посылал чеченцев.

Итог: «15 сентября в Чугуеве происходит первая встреча Шамиля и императора Александра II. 22 сентября Шамиль прибыл в Москву, где на следующий день встречается с генералом Ермоловым. 26 сентября — в Санкт-Петербург, через три дня в Царском Селе он был представлен императрице Марии Александровне.

26 августа 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль, вместе с сыновьями Гази-Мухаммадом и Мухаммадом-Шапи, принёс присягу на верноподданство России.
В том же году Шамиль был гостем на свадьбе цесаревича Александра, тогда же происходит третья встреча с императором. 30 августа 1869 года Высочайшим указом Шамиль был возведён в потомственное дворянство!?»

С трудом вериться, особенно, как Шамиля лечили в Петровке (Махачкале), на территорию, контролируемую врагом Гази-Мухаммада — шамхалом Тарковским и русскими войсками. Враги Гази- Магомеда, враги и Шамиля! Но тем не менее, враги его вылечили, на свою голову, и кандидатура нового имама в 1834 году пала на Шамиля. Став третьим имамом Чечни и Дагестана, кстати, все трое аварского происхождения, Шамиль 25 лет объединяет горцев Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск.

После почётного пленения, новоиспечённый граф живёт, как положено графу в роскошных апартаментах, с своими жёнами в Калуге. Но в 1868 году «калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император! решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев, куда Шамиль переехал в ноябре — декабре того же года.16 февраля 1869 года Александр II разрешил ему выехать в Мекку для паломничества. 12 мая Шамиль с семьёй выехал из Киева. 19 мая — прибыл в Стамбул. 16 ноября — принял участие в открытии навигации на Суэцком канале. 20 ноября — прибыл в Мекку. В конце марта 1870 года, после совершения хаджа, Шамиль посетил Медину, где и скончался 4 февраля 1871 года. Похоронен в Медине на кладбище аль-Баки».
Интересно, что написано на его надгробном камне Хаджи-граф, или Граф-Хаджи имам Шамиль?

Всё, аллес! Тептар бывшего имама Шамиля закрыть. Он славно провёл свою жизнь на земле и верой и правдой служил кому надо! Может его тептар заблаговременно был предписан в Российских спецслужбах? Может.
Фотка Шамиля и его краткая биографическая справка не сходила с Советской энциклопедии, хотя воевал он там за Ислам, а тут оно Его Сиятельство! Да, было дело, сражался Шамиль против царского самодержавия, а как и почему он стал почётным пленником сего «мира насилья», не рассказал нам даже тот «кто был никем, но стал всем». Что ж, мне остаётся сказать чужой фразой: вижу бороду, но не вижу рыцаря!

Подобные действия зикристов вызвали озабоченность царской администрации, опасавшейся возникновения нового восстания в Чечне.
Наместник Кавказа, главнокомандующий Кавказской армии, великий князь Михаил Романов писал военному министру Российской Империи:
«Возвратившись из путешествия в Мекку осенью 1861 года, Кунта-Хаджи начал свою проповедь и вскоре приобрел в Чечне значительное число последователей и особое уважение народа, считающего его святым».
Стало ясно, что под единоначалие Хаджи соберётся вся Чечня с Ингушетией, а это противоречит политике России на Кавказе, где главенствовала политика разделяй и властвуй.
Поэтому властями было принято решений арестовать и выслать КишиХаджи за пределы Кавказа.
Обосновывая план ареста Хаджи, начальник Терской области Михаил Лорис-Меликов в своем донесении от 28 июля 1863 года начальнику главного штаба Кавказской армии генерал-адъютанту Александру Карцеву, писал: «Учение зикр, направлением своим во многом подходящее к газавату, служит лучшим средством народного соединения, ожидающего только благоприятного времени для фанатического пробуждения отдохнувших сил».

По доносу ортодоксальных мулл и личному распоряжению великого князя Михаила Романова Киши Хаджи вместе с ближайшими мюридами был арестован.
Согласно архивным данным, «3 января 1864 года шейх Кунта-хаджи, его брат Мовсар и еще несколько руководителей- зикристов были арестованы и заточены в укреплении Шали, а затем тайно 6 января под особым конвоем капитана Орона Шака были доставлены в областной центр Владикавказ, откуда отправлены в Новочеркасск».
Из тюрьмы он сразу написал письмо последователям с просьбой не предпринимать никаких насильс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *