установка очень неприятная вещь которая так же может помещать конструктивному общению установка это
Установки (психологические позиции) в общении
Установка – неосознаваемая готовность к определённому, привычному действию или реагированию, сформировавшаяся в процессе жизни.
Если говорить кратко, то установка – это приобретённая шаблонная реакция. Установка обусловлена прошлым опытом человека.
Установки человека относительно других людей и групп, влияющие на отношение к себе и другим, оказывают очень большое влияние на процесс и результат общения.
Канадско-американский психоаналитик, психотерапевт и психолог Эрик Берн (1910–1970), создатель трансактного анализа, выделил 4 основные установки.
1. Я плохой – ты хороший.Эти люди не нравятся себе потому, что считают себя слабыми, неудачливыми, никчёмными, некрасивыми, не соответствующими требованиям окружающих, имеющими много недостатков. Других же они оценивают более высоко; считают, что окружающие более значительны, умны, свободны от недостатков, удачливы, талантливы и/или красивы. Короче говоря, люди, стоящие на этой позиции, смотрят на окружающих снизу вверх.
Люди с такой установкой:
— склонны к отступлению;
— не способны взять на себя инициативу и руководство;
— низко оценивают свою роль в работе;
2. Я плохой – ты плохой. Люди, стоящие на этой позиции, не только себя оценивают невысоко, но и окружающих воспринимают как людей тоже в том или ином смысле ущербных. Эта позиция может иметь отрицательные последствия для личности, приводя к утрате бодрости, сил и воодушевления.
Люди с такой установкой:
— не проявляют настойчивости;
— свыклись с неудачами;
— недостаточно творчески относятся к работе;
— имеют плохие взаимоотношения с окружающими.
3. Я хороший – ты плохой. Люди, придерживающиеся такой жизненной позиции, в основном, положительно относятся к себе, но они чувствуют очень значительную разницу между собой и окружающими Они считают большую часть других людей несовершеными или худшими чем они сами; находят, что окружающим не хватает многих важных качеств, например, таких, как ум, честность, нравственность, привлекательность, интеллект или опытность. Люди этой жизненной позиции думают, что превосходят других, и стремятся демонстрировать это им и себе. Они могут выглядеть надменными, холодными, высокомерными; таких руководителей обычно не любят. Смотрят на окружающих сверху вниз.
Люди с такой установкой:
— имеют раздутое самомнение;
— преувеличивают свою роль в работе.
4. Я хороший – ты хороший. Для людей, стоящих на этой позиции, характерно, в основном, положительное отношение и к себе и к другим. Таким образом, для них характерны:
— уверенность в себе;
— адекватная реакция на изменившуюся обстановку;
— добрые отношения окружающими;
— доверие к ним окружающих.
Из рассмотренных вариантов видно, что только позиция «я хороший – ты хороший» является позицией уверенного в себе и гармонично развитого человека, позицией победителя. Уверенные люди реализуют свою неповторимую индивидуальность и ценят ее в других.
Подобные установки действуют не только в межличностных отношениях, но и в отношениях групп.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
6 способов справиться с негативными установками и стать счастливее
«У меня нет права ошибаться», «без денег и связей не добиться успеха», «никто не любит полных или очень худых людей», «я ничего не умею», «плакать или жаловаться на проблемы — признак слабости». Всё это примеры негативных установок. Они могли появиться из-за неаккуратных замечаний от родителей, сомнительных комплиментов от одноклассников или неудачного опыта в прошлом. В любом случае они плотно засели в подсознании и теперь могут мешать расти на работе, строить отношения с друзьями или партнёрами и, главное, любить себя. Хорошая новость: над негативными установками можно работать и постепенно замещать их на положительные! Вместе с сервисом онлайн-психотерапии ZIGMUND.ONLINE собрали способы, которые помогут это сделать.
Что такое психологические установки и как они влияют на жизнь
Психологические установки — это убеждения, которые возникли в какой-то период жизни человека. Нередко он может их даже не осознавать, тем не менее они будут влиять на его действия в различных ситуациях.
Психологические установки могут быть позитивными и негативными. Например, если родители хвалят ребёнка и подчёркивают его сильные стороны, скорее всего, он усвоит убеждение «я молодец, я справлюсь». Если же ему постоянно указывают на недостатки, ребёнок может вырасти пессимистом и руководствоваться негативной установкой «у меня ничего не получится». Из-за неё даже во взрослом возрасте будет непросто начинать новые дела.
Прежде чем работать с негативными убеждениями, нужно разобраться, какие вообще психологические установки у вас есть. Для этого можете выписать их на бумагу и подумать, откуда они взялись. Если ничего не приходит в голову, можно задать себе вопросы: «какие вербальные и невербальные послания мне давали родители?», «что говорили мне учителя и сверстники в школьные годы?», «были ли ситуации, когда у меня что-то не получалось? что я чувствовала?».
Во-первых, это позволит осознать, что вредные установки действительно есть, и понять, как они звучат. Во-вторых, так получится посмотреть на них со стороны и непредвзято. Иногда даже этого шага достаточно, чтобы понять, как изменить свою жизнь: объективная оценка ситуации помогает заметить несостоятельность установки и подвергнуть её сомнению.
Как справиться с негативными установками
1. Заняться фрирайтингом
Письменные практики помогают справиться с неприятными переживаниями и выплеснуть негативные эмоции. Например, фрирайтинг — это способ выплеснуть на бумагу поток сознания и отыскать в нём тревожащие мысли.
Сформулируйте утверждение, которое вас беспокоит, и попытайтесь понять, какие чувства оно пробуждает. Возьмите лист бумаги и ручку или откройте текстовый редактор. Установите временной лимит: если вы только начинаете практиковать фрирайтинг, пишите в течение 10 минут. Постепенно сеансы можно увеличивать до 15–20 минут.
Начните писать. Не перечитывайте, не исправляйте ошибки и не анализируйте написанное. Если ничего не приходит в голову, пишите «у меня нет мыслей». Вы можете писать одну и ту же фразу снова и снова — это помогает разгрузить мозг. В конце концов на бумаге всплывут дельные мысли, даже если для этого понадобится несколько сеансов письма.
Когда время истечёт, остановитесь и перечитайте написанное. Подчеркните идеи, которые заслуживают внимания. Если вышла бессмыслица, отдохните и попробуйте провести второй сеанс позже, когда получится сосредоточиться на теме, в которой вы хотите разобраться.
2. Попробовать заменить вредные установки на новые положительные
Этот способ поможет сместить фокус внимания с плохого на хорошее в себе. Составьте список своих негативных установок, а напротив них запишите полезные: противоположные или просто с позитивным смыслом. Вместо «любовь нужно заслужить» напишите «я заслуживаю любви». А вместо «не в деньгах счастье» — «деньги дают мне новые возможности».
Убеждение должно быть сформулировано в настоящем времени, быть конкретным и вызывать положительные эмоции. Избегайте частицы «не»: вместо «я не хочу мало зарабатывать» напишите «деньги легко приходят в мою жизнь».
Перечитывайте положительные установки каждый день, проговаривая их про себя и обращая внимание на эмоции, которые при этом возникают. При регулярной практике в мозге могут активизироваться области, отвечающие за обработку информации, а также центры вознаграждения, которые реагируют на другие приятные впечатления.
Самостоятельно отпустить негативные установки и заменить их на положительные получается не всегда. В этом случае есть смысл обратиться к психологу: он поможет подсветить имеющиеся убеждения и проработать их. Со специалистами сервиса онлайн-психотерапии ZIGMUND.ONLINE можно заниматься в любом удобном мессенджере и платформе видеосвязи.
Все специалисты сервиса — дипломированные психологи-психотерапевты с опытом работы в частной практике не менее трёх лет. Перед началом работы они проходят собеседование, на котором проверяются их профессиональные и этические качества.
3. Составить коллаж успехов
Это позволит отвлечься от негативных мыслей, а заодно творчески проявить себя. Вспомните моменты, в которые вы были счастливы и уверены в себе, и достижения, которыми гордитесь. Запишите каждое из них на отдельный листок, а если есть возможность, подкрепите фотографиями или иллюстрациями. Затем соберите их все в одном месте: сложите в красивую коробку или составьте коллаж, например, в Pinterest или на пробковой доске.
4. Практиковать медитацию
Медитация помогает бороться со злостью и другими негативными эмоциями — в том числе и по отношению к себе. А ещё она учит направлять мысли в нужное русло. Чтобы избавляться от внутренних критических замечаний, можно практиковать её регулярно утром или вечером. А если эмоции от вредных установок будут мешать в течение дня, сделайте перерыв, помедитируйте и возвращайтесь к делам.
Для начала можно выделить 15–20 минут в день. Медитировать в позе лотоса не обязательно. Можно сидеть и на стуле — главное, чтобы позвоночник был прямой.
Ваша задача во время медитации — сконцентрировать внимание на чём-то конкретном. Некоторые люди концентрируются на дыхании, другие — повторяют мантру. Но новичку можно выбрать и материальный предмет, например, смотреть на пламя свечи.
Во время медитации в голову будут лезть разные мысли — планы, обрывки разговоров, может появиться желание сменить позу. Старайтесь игнорировать эти помехи, чтобы раз за разом возвращаться к объекту, на котором вы сконцентрированы. Медитация поможет развить концентрацию и научиться замечать, что происходит с вашим телом.
5. Проанализировать своё окружение
Это эмоционально сложная, но важная задача. Порой некоторые друзья, коллеги, приятели или родственники только подпитывают убеждённость во вредных установках. Они могут руководствоваться самыми благими намерениями — просто потому, что верят в истинность этих установок.
Но если вы постоянно чувствуете усталость или раздражение после общения с человеком, стоит насторожиться. Обратите внимание, радуется ли друг вашим достижениям или только критикует. Подумайте, относитесь ли вы к нему с доверием или стараетесь лишний раз ничего не рассказывать. Если вам кажется, что общение несёт в себе мало позитивного, возможно, стоит его ограничить.
6. Обратиться к психологу онлайн или лично
Переживать всё в одиночку может быть тяжело, поэтому профессиональная помощь окажется тут как раз кстати. Психолог поможет разобраться в непростой жизненной ситуации и проработать вредные установки.
Страх обращаться к психологу тоже может быть негативной установкой. Но на самом деле это способ лучше понять себя, найти источники дискомфорта и постепенно прийти к здоровым отношениям с собой и окружающими. Заниматься с психологом можно онлайн — это не менее эффективно, чем личная встреча, а ещё не придётся тратить время и силы на дорогу.
Социальное влияние установки в процессе коммуникации
Установка – это состояние внутренней готовности (настроенности) людей на специфическое для них проявление чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и характера общения, предметно-практической деятельности, соответствующее имеющимся у них потребностям.
Социально-психологическая установка (аттитюд) имеет сложную структуру: когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и конативный (поведенческий) компоненты. Когнитивный компонент предполагает анализ процессов переработки информации: восприятия, внимания, памяти, принятия решений, прогнозирования, планирования, мышления и т.д.. Эмоциональный компонент – анализ эмоциональных состояний и отношений; конативный – поведенческих реакций, неосознаваемых факторов. Установки позволяют оценивать людям все, с чем им приходится сталкиваться.
Установка может быть положительная и отрицательная. Рассмотрим их на примере рекламы. Пример положительной установки: «Многие ученые считают, что реклама выполняет большое количество важных экономических и социальных задач, без которых жизнь была бы менее обеспеченной. Она ускоряет товарообмен, оборот денег, и тем самым способствует развитию материальных и духовных благ в обществе. Реклама выступает индикатором состояния товарно-денежных отношений». Пример отрицательной установки: «Многие ученые считают, что реклама создает в обществе много проблем, которые делают жизнь сложной и даже опасной. Реклама обманывает людей, перераспределяет деньги. Более дорогая и более эффективная западная реклама наносит вред отечественной экономике».
Установка по-разному влияет на реципиентов. Так, если внешний раздражитель структурно оформлен достаточно четко, влияние внутренних факторов (например, способность видеть то, что хочется увидеть) ослабляется. Иными словами, если установка четкая, ясная, структурно хорошо зафиксирована, то реципиент воспринимает ее содержание быстрее и легче.
Вопросы для самопроверки:
1. Что следует понимать под эффектом когнитивного диссонанса?
2. Опишите, как вы понимаете социальное влияние стереотипов?
3. Приведите примеры положительных и отрицательных аттитюдов.
Основная литература:
1. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов / В.Г.Крысько. – СПб.: Питер, 2006 – С.122-141.
Дополнительная литература:
1. Узнадзе Д.Н. Теория установки / Общ. Ред. Ш.А.Надирашвили и В.К.Цаава. – М.: Изд-во Ин-та практической психологии; Воронеж: НПО МОДЕК, 1997.
2. Чалдини Р. Психология влияния / Р.Чалдини. – СПб.: Питер Ком, 1999.
3. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Психология влияния. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2000.
3.2. Убеждение и внушение. Психологические модели убеждающего воздействия.
Установка очень неприятная вещь которая так же может помещать конструктивному общению установка это
Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль в теоретической и практической деятельности человека и ярко выступают в процессах общения. Чтобы не попасть впросак самому и не поставить в неловкое положение собеседника, надо знать, что такое установка, как она развивается в условиях общения, как ее можно изменить и как ею следует управлять. Проделайте мысленно (можно и на практике!) такой эксперимент. Вы с приятелем находитесь в кинозале. Погас свет, началась демонстрация фильма. Все (и Вы со своим приятелем тоже) внимательно следят за происходящим на экране. Неожиданно Вы спрашиваете приятеля (шепотом, конечно, но так, чтобы Вас было слышно): «Вспомни, пожалуйста, как называется яйцекладущее млекопитающее. Утконос, что ли?» Если фильм тематически никак не связан в данный момент с Вашим утконосом и зоологией вообще, можете не сомневаться, что Ваш вопрос не будет даже расслышан. Вас обязательно переспросят. Но ведь если Вы спросите что-нибудь уместное, касающееся сюжета фильма, характеристики актера и т.п., Вам ответят. Даже если Вы зададите свой вопрос тише, чем первый. Почему? Да потому, что «уместно», «понятно» то, что относится к наиболее вероятному в данной ситуации, о чем принято в данной ситуации говорить, что входит в «установку на восприятие данного фильма». Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается [14; c. 76].
В условиях повседневного общения нередко кто-нибудь вдруг (именно «вдруг», т.е. неожиданно) начинает рассказывать случай из своей жизни или, скажем, анекдот, в то время, как ни того, ни другого от него не ждут. Некоторые люди начинают разговор, как бы продолжая развивать свои собственные мысли, которыми они были поглощены сами, а никто из присутствующих о них не имел никакого понятия. Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение, ему хочется поделиться им с окружающими. Разве это плохо? И уже рассказывается веселый анекдот или поясняется причина радостного состояния. Но при этом человек может и не заметить, что другие-то настроены «на другую волну». Их может что-то огорчить. Они могут скорбеть о потере друга или родного человека. Как на фоне такой установки может прозвучать шутка? Как выглядит при этих условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности. Значит, начиная разговор, проверьте, уместно ли вообще начинать говорить, надо ли говорить то, что Вам захотелось. Одним словом, вступая в общение, начинайте с «ориентировки» в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще) говорить.
Установки в общении и условия эффективного восприятия речи в подростковом возрасте
Установки в общении
Установки всякого рода играют чрезвычайно важную роль в теоретической и практической деятельности человека и ярко выступают в процессах общения. Чтобы не попасть впросак самому и не поставить в неловкое положение собеседника, надо знать, что такое установка, как она развивается в условиях общения, как ее можно изменить и как ею следует управлять. Проделайте мысленно (можно и на практике!) такой эксперимент. Вы с приятелем находитесь в кинозале. Погас свет, началась демонстрация фильма. Все (и Вы со своим приятелем тоже) внимательно следят за происходящим на экране. Неожиданно Вы спрашиваете приятеля (шепотом, конечно, но так, чтобы Вас было слышно): «Вспомни, пожалуйста, как называется яйцекладущее млекопитающее. Утконос, что ли?» Если фильм тематически никак не связан в данный момент с Вашим утконосом и зоологией вообще, можете не сомневаться, что Ваш вопрос не будет даже расслышан. Вас обязательно переспросят. Но ведь если Вы спросите что-нибудь уместное, касающееся сюжета фильма, характеристики актера и т.п., Вам ответят. Даже если Вы зададите свой вопрос тише, чем первый. Почему? Да потому, что «уместно», «понятно» то, что относится к наиболее вероятному в данной ситуации, о чем принято в данной ситуации говорить, что входит в «установку на восприятие данного фильма». Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается [14; c. 76].
В условиях повседневного общения нередко кто-нибудь вдруг (именно «вдруг», т.е. неожиданно) начинает рассказывать случай из своей жизни или, скажем, анекдот, в то время, как ни того, ни другого от него не ждут. Некоторые люди начинают разговор, как бы продолжая развивать свои собственные мысли, которыми они были поглощены сами, а никто из присутствующих о них не имел никакого понятия. Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение, ему хочется поделиться им с окружающими. Разве это плохо? И уже рассказывается веселый анекдот или поясняется причина радостного состояния. Но при этом человек может и не заметить, что другие-то настроены «на другую волну». Их может что-то огорчить. Они могут скорбеть о потере друга или родного человека. Как на фоне такой установки может прозвучать шутка? Как выглядит при этих условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности. Значит, начиная разговор, проверьте, уместно ли вообще начинать говорить, надо ли говорить то, что Вам захотелось. Одним словом, вступая в общение, начинайте с «ориентировки» в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще) говорить.
Этическая линия речевого общения обеспечивается не только специальными формулами вежливости и параллельными номинациями разной стилистической окрашенности. Этическое равновесие достигается также за счет речеповеденческих операций в области всех текстовых категорий (люди общаются посредством текстов) и выбора речевых стратегий [16; c. 45].
Установка на фатическое общение дает каждому коммуниканту следующие права: 1) на подчинение логического содержания разговора фатическому, направленному на само общение; 2) на самоутверждение и открытое самовыражение; 3) на аксиологическую свободу, т.е. возможность подвергать индивидуально-субъективным оценкам любой предмет речи и компонент коммуникативного акта; 4) на регуляцию речевого поведения партнера в рамках нормативно-культурных взаимодействий и в соответствии со своим установкам и самочувствием; 5) на индивидуальную речевую манеру: 6) на взаимность со стороны речевого партнера по всем параметрам коммуникации.
Названные права (интуитивно собранный их перечень, безусловно, весьма приблизителен) оборачиваются для коммуниканта следующими обязанностями: 1) владеть техникой фатического общения и подчинения ему логического содержания речи; 2) владеть способами и самовыражения и знать границу культуры и «антикультуры» в этой области; 3) пользоваться широким спектром оценок, соотнося их с системой нравственных правил культурного сообщества и с личностью своего речевого партнера; 4) помнить о взаимности коммуникативных интересов и адекватно реагировать на регуляцию своей речи партнером; 5) соотносить индивидуальные привычки и творческие потребности с культурно-речевым сводом коммуникативных качеств речи и речевой компетенцией партнера, соблюдать меру в области речевой свободы; 6) сохранять модальную стратегию вежливости [18; c. 97].
Технологически реализация прав и обязанностей личности выражается в конкретных речедеятельностных операциях, инвентаризация которых и должна составить «тело» научного описания этического компонента речевого общения. Основания группировки таких операций пока не ясны, но в качестве начального опыта может быть предложена группировка на категориально-текстовой основе в рамках процессуального представления о тексте.
Возьмем категорию текста в ее процессуальном развитии и попытаемся проследить операции говорящего с темой в терминах прав и обязанностей, сосредоточившись на первой дихотомии из приведенных выше перечней: «право» подчинять логическое содержание разговора фатическому и «обязанность» владеть культурной техникой фатического общения. В обобщенно-текстовом виде названное право реализуется как допустимость политематичности предметно-логического ряда в фатическом речевом общении под влиянием субъективно-модального доминирования [14; c. 35].
В более конкретном операциональном представлении под углом зрения прав / обязанностей коммуниканта наблюдается следующее:
1. Коммуникант имеет право инициировать интересную с его точки зрения предметную тему для ее совместного обсуждения.
Обязательства, накладываемые при этом на инициатора, заключаются в том, что тема должна быть приемлема с общих этических позиций (объективно-этический аспект), а также с этических позиций речевого партнера (субъктивно-этический аспект). Тематика начальных эпизодов в разговорно-фатических жанрах давно осмыслена и в значительной степени интернациональна. Это новости, погода, искусство и другие темы, ориентированные на занимательность и оптимизм.
Установка на вежливость и паритетность обязывает коммуниканта время от времени запрашивать предметную тему у речевого партнера, т.е. передавать ему право инициативы в предметно-тематической области: Расскажи про своих, пожалуйста. А у вас что новенького? Ну, кто чего и как?
2. На этапе развития предметно-логической темы коммуникант имеет право на относительно пространное развертывание разговора (в ориентации на общие законы логики и риторики: деление на подтемы, аргументация и иллюстрация, сопоставление и т.д.), а также обязанность корректировать данный процесс в зависимости от роли речевого партнера. Партнер может быть равноправным разработчиком темы, внимательным слушателем, оппонентом говорящего и т.д., так что варианты развертывания темы будут весьма различны.
В деловом диалоге коммуникант имеет право на тематическое движение лишь в рамках заданного предметно-понятийного пласта, диктуемого практической и прагматической целью общения. Произвольное же предложение посторонней темы не принято (хотя может свидетельствовать о дополнительной скрытой стратегии инициатора).
Возможно, объем предметно-логического развертывания темы в непринужденном неофициальном общении регулируется национальной речевой культурой не только логически и психологически, но и биологически. «Тематическая усталость» может определяться, в частности, биологическими ритмами, климатическими колебаниями, состоянием здоровья говорящего.
Антиномия речекоммуникативных прав и обязанностей может быть поставлена в центр коммуникативной ортологии, которой под силу будет описание типичных речевых операций при порождении текста, а также определение различных типов личности в речевом общении: коммуниканта законопослушного и нарушающего законы общения, превышающего и занижающего свои права и т.д. Главное же, что ортология при таком подходе способна стать не складом вещей, но руководством к действию [12; c. 45].
Условия эффективности восприятия речи
Из всех умений, определяющих общение, умение слушать является самым необходимым, и именно оно требует совершенствования в наибольшей степени. «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие» (Ларошфуко). Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам.
В процессе человеческого общения со всей наглядностью проявляется различие двух, казалось бы, близких понятий: «слушать» и «слышать». Мы не слушаем, потому что ошибочно думаем, что слушать – это значит просто не говорить, но это далеко не так. Слушание – активный процесс, требующий внимания к тому, о чем идет речь. Слушающий, в отличие от читающего, не может отвлечься даже на очень короткое время, поскольку словно умирает в тот момент, когда оно слетает с уст говорящего. Поэтому это умение необходимо тренировать в себе, чтобы всегда быть в форме [17; c. 101].
Большинство наших реакций мешает собеседнику и нарушает ход его мыслей, не обеспечивает правильного понимания слов и чувств собеседника, создает у него ощущение, что его не слышат, считают его переживания смешными, незначительными. Эти помехи неизменно заставляют собеседника прибегать к защите, вызывая раздражение и возмущение (например, когда судим все, что слышим, перебиваем собеседника, не дослушав, не умеем сдержать отрицательные эмоции). Слушание – это волевой акт, включающий так же и высшие умственные процессы. Чтобы услышать, мы должны заплатить вниманием, а это нелегкий труд. В стиле слушания отражаются наши личности, характер, интересы и устремления, положение, пол и возраст.
Понаблюдав за тем, как слушают друг друга 2-3 человека, ведущие общий разговор, можно убедиться в том, что слушание – активный процесс. Это справедливо еще и в том смысле, что оно требует владения определенными приемами, которые существенно повышают эффективность общения [24; c. 49].
Управление произвольным вниманием – действенное средство повышения эффективности коммуникаций. Вместе с тем, это и самое трудное, поскольку человеческое внимание постоянно отвлекается. Именно поэтому много людей слушают плохо. Некоторые приемы очевидны, как, например, использование визуального контакта и определенных жестов. Другие менее очевидны и связаны и нашим отношением к собеседнику, пониманием, одобрением, эмпатией по отношению к говорящему. Мы говорим: «Я весь внимание», когда горим особым желанием услышать что-нибудь интересное. Бессознательно мы принимаем соответствующую позу: поворачиваем лицо к говорящему, устанавливаем с ним визуальный контакт, другими словами, внимаем собеседнику. Мы принимаем эту позу безотчетно. Но этим приемом следует пользоваться сознательно, т.к. осознанное умение быть внимательным – эффективное средство повышения восприятия речи собеседника. Внимание слушающего помогает говорящему. Экспериментальные исследования публичных выступлений и частных бесед показывают, что если слушатели слушают внимательно, то говорящий начинает говорить четче, чаще использовать жесты, иными словами, «входить» в роль [10; c. 22].
Немаловажную роль для установления контакта и общения играет положительный язык поз и жестов. Поза может выражать желание или нежелание слушать и общаться.
Для более точного понимания собеседника применяют приемы рефлексивного слушания. Оно является объективной обратной связью с говорящим, используемой в качестве контроля точности восприятия услышанного [11; c. 212].
В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание открытых и закрытых вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами (парафраз), резюмирование и изложение промежуточных выводов.
Итак, чтобы стать хорошим собеседником, нужно стать хорошим слушателем. Очень редко люди защищены от тонкой лести пристального внимания.
Многие люди не могут произвести хорошее впечатление только потому, что не умеют внимательно слушать. Они настолько заинтересованы тем, что хотят сказать сами, что забывают держать уши открытыми, более того, когда мы настроены отрицательно, то бываем неоправданно критичны, что затрудняет взаимопонимание и активное слушание, вызывает враждебность говорящего. Так же не следует давать непрошенных советов, пока не просят. Непрошенный совет дает, как правило, тот, кто никогда не поможет.
Для приобретения коммуникативных навыков необходимо наблюдать за особенностями общения других (как наглядное пособие). Иначе это – обучение плаванию на берегу [21; c. 176].
Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.
Существует четыре теоретических моделей коммуникации: психоаналитическая (З. Фрейд, К. Юнг), экзистенциалистская (М. Бубер, К. Ясперс), понимающая (М. Вебер), футурологическая (А. Тоффлер).
Установка на фатическое общение традиционно накладывает ограничения на сложные и болезненные темы быта и бытия, набор которых также осмыслен в культурной традиции (смерть, личные трагедии и др.). Если же этих тем не избежать, то они не инициируются в самом начале общения и не обсуждаются глубоко и пространно. Установка на вежливость и паритетность обязывает коммуниканта время от времени запрашивать предметную тему у речевого партнера, т.е. передавать ему право инициативы в предметно-тематической области
Простым, но действенным методом повышения эффективности слушания является нерефлексивное общение. Состоит оно по существу в умении внимательно молчать. Такое восприятие можно назвать пассивным условно. Нужно лишь простейшие нейтральные побуждающие реплики или невербальные средства – повторение последних слов говорящего, «зеркало», междометия, кивки, мимические реакции, контакт глаз.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УСТАНОВКИ В ОБЩЕНИИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация исследования
Рассмотрев теоретическую базу нашей темы, мы перейдем к практическому доказательству нашей гипотезы о том, что существует взаимосвязь между коммуникативными установками и умением слушать.
Исследование проводилось на базе СШ № 33 г.Минска учащиеся 11-х классов 46 подростков в возрасте 16-18 лет.
На первом этапе мы проводили: Тест «Ваша коммуникативная установка» и Тест оценки коммуникативных умений.
На втором этапе мы проводили качественную и количественную обработку результатов.
На третьем этапе мы статистически доказывали нашу гипотезу методом U- критерий Манна-Уитни. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявить различия между малыми выборками, когда п1 п2 ≥ 3 или п1 = 2, п2 ≥ 5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума [25; c. 49].
Методы и методики исследования
Тест «Ваша коммуникативная установка»
Тест состоит из 25 вопросов, на которые респонденту следует отвечать «да» или «нет».
После подсчета баллов мы можем наблюдать признаки негативной установки:
1. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них. В замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы. Подобные умонастроения несут в себе негативную энергию. Разумеется, найдется не так уж много добровольцев, которые сами признались бы в них. Большинство из нас верит в свою доброжелательность, отзывчивость и прочие социально одобряемые качества, игнорируя или сглаживая в самооценках то, что противоречит желаемому «Я». Тем не менее, жизнь показывает и другое.
2. Открытая жестокость в отношениях к людям или прямолинейность. Личность прямолинейная, не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда.
4. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
5. Негативный личный опыт общения с окружающими. Данный компонент установки показывает, в какой мере вам везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации) [30].
Тест оценки коммуникативных умений
Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д. Для проверки этих качеств предлагается этот тест.
Инструкция: на 10 вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: «почти всегда», «в большинстве случаев», «иногда», «редко», «почти никогда» [4; c. 293].
Анализ и интерпретация результатов
Теперь подведем итоги нашего исследования. На первом этапе мы проводили: Тест «Ваша коммуникативная установка» и Тест оценки коммуникативных умений.
На втором этапе мы проводили качественную и количественную обработку результатов.
Исследование проводилось на базе средней школы № 33 г.Минска. В состав нашей выборки вошли 46 подростков в возрасте 16-18 лет.
В таблице 2.1. мы представим результаты проведенного теста «Ваша коммуникативная установка».
Результаты проведенного теста «Ваша коммуникативная установка»
Имя, Ф. | Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них. | Открытая жестокость в отношениях к людям, или прямолинейность | Обоснованный негативизм в суждениях о людях. | Брюзжание | Негативный личный опыт общения с окружающими. |
Роман А. | 3 | 30 | 4 | 5 | 12 |
Ирина В. | 7 | 33 | 2 | 5 | 11 |
Татьяна В. | 9 | 16 | 5 | 6 | 5 |
Елена В. | 3 | 36 | 2 | 4 | 10 |
Дмитрий В. | 17 | 19 | 4 | 6 | 10 |
Жанна Г. | 6 | 36 | 1 | 4 | 6 |
Вадим П. | 16 | 20 | 3 | 6 | 15 |
Илья Т. | 6 | 36 | 1 | 6 | 6 |
Анна В. | 20 | 17 | 3 | 6 | 11 |
Борис Т. | 7 | 36 | 1 | 4 | 11 |
Люда К. | 20 | 12 | 3 | 5 | 15 |
Наталья К. | 16 | 18 | 3 | 3 | 10 |
Виталий П. | 16 | 18 | 2 | 4 | 11 |
Андрей Л. | 5 | 40 | 1 | 3 | 11 |
Дмитрий Л. | 6 | 16 | 5 | 2 | 10 |
Артем К. | 3 | 44 | 2 | 4 | 12 |
Валерий П. | 10 | 12 | 5 | 4 | 14 |
Лариса П. | 10 | 18 | 5 | 5 | 15 |
Светлана И. | 9 | 20 | 4 | 10 | 11 |
Татьяна Г. | 6 | 42 | 2 | 5 | 6 |
Ольга Ш. | 7 | 20 | 3 | 10 | 11 |
Виктория Ф. | 6 | 21 | 3 | 9 | 16 |
Марина Т. | 5 | 39 | 2 | 5 | 7 |
Дарья И. | 9 | 23 | 5 | 9 | 12 |
Наталья Ц. | 8 | 45 | 1 | 4 | 11 |
Ирина С. | 9 | 22 | 4 | 5 | 18 |
Станислав П. | 7 | 25 | 4 | 9 | 11 |
Евгений Д. | 6 | 36 | 2 | 4 | 12 |
Игорь С. | 7 | 21 | 3 | 2 | 19 |
Андрей Х. | 7 | 37 | 1 | 5 | 12 |
Тахир М. | 3 | 12 | 4 | 5 | 20 |
Сергей С. | 10 | 14 | 2 | 9 | 11 |
Владимир А. | 6 | 38 | 1 | 4 | 11 |
Ольга И. | 10 | 15 | 2 | 8 | 18 |
Заира Ф. | 11 | 16 | 4 | 9 | 11 |
Наталья К. | 12 | 19 | 3 | 3 | 19 |
Олег Д. | 6 | 39 | 2 | 4 | 10 |
Юрий Л. | 7 | 19 | 2 | 4 | 20 |
Ольга Л. | 12 | 17 | 2 | 6 | 19 |
Ольга К. | 5 | 33 | 2 | 5 | 11 |
Мария С. | 12 | 16 | 2 | 7 | 17 |
Анна Л. | 13 | 18 | 2 | 8 | 16 |
Дмитрий Л. | 4 | 35 | 1 | 4 | 11 |
Оксана Л. | 6 | 37 | 1 | 4 | 11 |
Константин В. | 10 | 17 | 1 | 6 | 20 |
Валерия Я. | 8 | 36 | 1 | 4 | 12 |
Таким образом, из данной таблицы 2.1. мы видим, что 23 (50%) подростков доброжелательны, отзывчивы, об этом свидетельствуют низкие показатели по шкале Завуалированная жестокость. 7% (15%) подростков, наоборот, в замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы. Подобные умонастроения несут в себе негативную энергию.
6 (13%) подростков скрывают и не смягчают свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих. А 18% (39%) подростков, личности прямолинейные, не скрывают и не смягчают свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих.
6 (13%) подростков не склонны делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. А вот 11 (24%) наоборот, склонны делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
5 (11%) подростков не получили негативный опыт в отношении с окружающими. 16 (35%) к сожалению, ошибались в людях. Им не везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности.
По тесту оценки коммуникативных умений мы получили следующие результаты, представленные в Таблице 2.2.
Результаты мы получали путем суммирования баллов. Так, чем больше баллов, тем в большей степени развито умение слушать. Если набрано более 62 баллов, то слушатель «выше среднего уровня». Обычно средний балл слушателей 55.
Полученные результаты дают возможность говорить об уровне коммуникативных умений, умения слушать а также быть понятым собеседником.
Результаты проведенного теста оценки коммуникативных умений
Имя, Ф. | баллы | значение. | Имя, Ф. | баллы | значение. |
Роман А. | 55 | ср. | Наталья Ц. | 85 | выс. |
Ирина В. | 77 | выс. | Ирина С. | 55 | ср. |
Татьяна В. | 56 | ср. | Станислав П. | 56 | ср. |
Елена В. | 80 | выс. | Евгений Д. | 60 | ср. |
Дмитрий В. | 59 | ср. | Игорь С. | 54 | ср. |
Жанна Г. | 83 | выс. | Андрей Х. | 80 | выс. |
Вадим П. | 60 | ср. | Тахир М. | 55 | ср. |
Илья Т. | 88 | выс. | Сергей С. | 59 | ср. |
Анна В. | 57 | ср. | Владимир А. | 79 | выс. |
Борис Т. | 79 | выс. | Ольга И. | 56 | ср. |
Люда К. | 55 | ср. | Заира Ф. | 57 | ср. |
Наталья К. | 38 | низк. | Наталья К. | 38 | низк. |
Виталий П. | 37 | низк. | Олег Д. | 80 | выс. |
Андрей Л. | 56 | ср. | Юрий Л. | 37 | низк. |
Дмитрий Л. | 38 | низк. | Ольга Л. | 33 | низк. |
Артем К. | 79 | выс. | Ольга К. | 56 | ср. |
Валерий П. | 41 | ср. | Мария С. | 36 | низк. |
Лариса П. | 55 | ср. | Анна Л. | 55 | ср. |
Светлана И. | 50 | ср. | Дмитрий Л. | 86 | выс. |
Татьяна Г. | 80 | выс. | Оксана Л. | 88 | выс. |
Ольга Ш. | 38 | низк. | Константин В. | 57 | ср. |
Виктория Ф. | 55 | ср. | Валерия Я. | 57 | ср. |
Марина Т. | 81 | выс. | Дарья И. | 60 | ср. |
По этой Таблице 2.2. мы можем наблюдать следующую картину. Умение слушать развито высоко у 14 (30,4%) подростков. У 24 (52%) подростков умение слушать развито в средней степени, они хорошие собеседники, но иногда отказывают партнеру в полном внимании, им присущие некоторые недостатки. Они критически относятся к высказываниям, им еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника. У 8 (17%) подростков не развито умение слушать. Они плохие собеседники. Им необходимо работать над собой и учиться слушать.
Сейчас перейдем к третьему этапу нашей работы. Мы сравним полученные данные для подтверждения нашей гипотезы о том, что существует взаимосвязь между коммуникативными установками и умением слушать.
Для этого мы в Таблице 2.3. обобщим результаты, проведенных нами исследований и методом ранговой корреляции Спирмена докажем нашу гипотезу.