усмешка моцарта что значит
«И Моцарта усмешка все слышней»-Розенбаум.Как это понимать?
Афганистан насколько я помню. Возможно был и в других, но здесь ответ Афганистан.
Оба сына тоже учились в медицинском институте, но Александр потом выбрал музыку, а Владимир по окончании института всё время работал на скорой помощи.
Когда у Владимира появились проблемы с почками, потребовалось ему сделать операцию по пересадке донорского органа. Только донорская почка не прижилась и не смотря на все усилия врачей он умер в возрасте 49 лет. Случилось это в 2005 году.
Своему младшему брату Александр Розенбаум написал песню:
Это Вальс-бостон.
Вальс-бостон получил свое название от североамериканского города Бостон, где впервые этот танец продемонстрировал американский танцмейстер Лоренцо Папатино. Было это в далеком 1834 году. Чарующий ритм этой танцевальной мелодии создает особое лирическое настроение.
Вальс-бостон можно назвать визитной карточкой барда прошлого века Александра Розенбаума.
Автору вопроса особая благодарность за напоминание!
Что еще сказать? Послушайте.
Как шутил Вольфганг Моцарт: Примадонна-курица и другие шутки великого композитора
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одна из известных легенд о чудо-ребенке рассказывает, как на концерте перед высокопоставленными особами юный музыкант вдруг прервал невероятно трудный пассаж, слез с табурета и убежал со сцены, так как увидел в углу кошку. В ответ на возмущенный протест отца он ответил:
— Ну, папочка, ведь клавесин никуда не денется, а кошка уйдет.
А когда в 14 лет Вольфганг стал академиком Болонской академии (для него было сделано исключение из строгих правил), то единственным желанием мальчика был только отдых. Во время поздравлений в семье он спросил:
— Ну а теперь, дорогой отец, когда я уже академик, можно я пойду на полчаса просто погулять?
Став взрослым, гениальный композитор и виртуоз, похоже, относился к музыке, как к веселому приключению. Порой он позволял себе просто хулиганские выходки, чем доводил знакомых до белого каления. Так, однажды Моцарт показал Антонио Сальери новую пьесу для клавира, которую, по его словам, не сможет исполнить никто в мире, кроме него самого. Маститый композитор, дела которого в то время, кстати, шли гораздо лучше, чем у великого гения, с негодованием ответил:
Сегодня общеизвестно, что Моцарт, несмотря на феерический успех некоторых своих произведений, частенько оставался без гроша в кармане. На самом деле, публика не всегда принимала «на ура» его новые творения, и поэтому композитор был вынужден кормить семью, давая уроки. Интересно, что ради денег он даже в один момент хотел уже было приехать в Россию – об этом писал русский посол в Вене Андрей Разумовский самому Потемкину, но письмо осталось без ответа, и Моцарт до нашей страны так и не доехал. Безденежье композитора было фактом, над которым постоянно подшучивали его друзья. Так, например, один из приятелей, у которого Вольфганг попытался в очередной раз перезанять, с удивлением спросил его:
— У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей. Куда же ты деваешь деньги, мой дорогой?
Сама любимая жена тоже была вынуждена терпеть не только безденежье, но и шутки гениального супруга. Однажды, во время прогулки по центру Вены, Констанция увидела изящно и красиво одетую девушку.
Однако история хранит примеры и более злых шуток великого гения. Одной из самых известных стала история с итальянской оперной певицей. Адриана Феррарезе дель Бене была одной из первых исполнительниц партии Сусанны в «Свадьбе Фигаро» но, несмотря на прекрасные вокальные данные, похоже, чем-то не угодила Моцарту. Издания тех времен восхищались невероятным голосовым диапазоном примы, однако великий композитор подметил одну раздражающую особенность: на высоких нотах певица имела привычку задирать голову, а на низких – опускать. Адриана должна была выступить в главной роли в новом творении Моцарта, опере-буффа «Так поступают все».
Специально для нее он написал арию с быстро чередующимися высокими и низкими нотами. 26 января 1790 года в венском Бургтеатре состоялась премьера, которая порадовала маэстро и ужасно раздосадовала приму: в сложной арии певица так быстро кивала головой, что была похожа на курицу, клюющее зерно. Шутку, несомненно, заметили и зрители. Эта история стала известна потомкам, так как ее описал музыкальный критик Уильям Манн.
Мало кто сегодня знает, что сын Моцарта Франц Ксавер тоже сочинял музыку: Как младший сын великого композитора «застрял» во Львове на 30 лет
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Музыка Ветра и Роз
Меню навигации
Пользовательские ссылки
Информация о пользователе
23-й концерт Моцарта.
Сообщений 1 страница 19 из 19
Поделиться12010-07-13 22:19:52
Сейчас разучиваю 23-й концерт Моцарта. Я по музыкальному образованию — флейтист, а пианист — самоучка.
Поделитесь мыслями по поводу этого сочинения. Не сочтите мою просьбу за дерзость, мне искренне хочется прочесть мысли профессиональных пианистов об этом концерте.
Поделиться22010-07-17 13:17:38
А что тут говорить? Гениальная музыка. Мало кто её может сыграть удовлетворительно. Особенно «прокалываются» на второй части andante. Не всегда выбирают правильный темп, затягивают, сентиментальничают. Даже гениальная Юдина на грани фола с растягиванием и «рубато» мелодии.
Вторую часть удовлетворительно для меня играет лишь Хеблер. Ах, кабы она не была столь «целлулоидной» в своей стилистической непогрешимости
Поделиться32010-07-21 01:17:04
Мне очень нравится запись Микеланжели. Он играет очень сдержанно, спокойно, убедительно. Поражает как удивительно красиво у него звучат трели.
Запись Горовица на ютюбе. В первой части темп 1/4=155. У него этот темп звучит логично, но вообще — не слишком ли это быстро?
И совсем глупый вопрос: в разработке что разрабатывается (простите за тафтологию)?
Микеланжели играет каденцию Моцарта. А чью каденцию играет Горовиц?
Поделиться42010-07-25 20:43:27
Двойная экспозиция в концертах. Моцарт вводит порой новые темы. Чередует, меняя их порядок. Попытайтесь в форме этого концерта разобраться сами это хорошая школа и увлекательное занятие.
В помощб Вам http://en.wikipedia.org/wiki/Mozart_piano_concertos
Поделиться52010-08-08 17:18:02
А чью каденцию играет Горовиц?
Отредактировано vivace (2010-08-08 17:19:47)
Поделиться62010-08-08 17:28:45
Двойная экспозиция в концертах. Моцарт вводит порой новые темы
А если где то на сети сведения об инструментовке или оркестровке его концертов
Да а в чем разница между оркестровкой и инструментовкой
Разница есть
мне один жж юзр о нпей писала
Поделиться72011-11-08 21:06:45
подскажите, пожалуйста, какую редакцию лучше выбрать, чтобы учить этот концерт, и произведение максимально не потеряло?
если я играю переложения фп с оркестром, я обычно ищу редакцию для одного инструмента + где для оркестровой партии подписаны роли инструментов
вот, например, флейтисту-пианисту самоучке(ddotm) вы бы что посоветовали?
Отредактировано pup (2011-11-09 12:26:19)
Поделиться82011-11-09 13:02:46
играет лишь Хеблер. Ах, кабы она не была столь «целлулоидной» в своей стилистической непогрешимости
да уж. непогрешима иногда до отрицания)))
А чью каденцию играет Горовиц?
действительно. (спасибо, что подняли настроение таким определением)
согласна)
Поделиться92011-11-09 13:39:20
Поделиться102011-11-09 14:00:49
Иногда хочется быть меломаном, а не профессионалом, слушая Моцарта. Говорят, что музыка его божественна. Думаю, что не только в смысле красоты, а в первоначальном смысле «от Бога». Это временная красота жизни, как рисунок на запотевшем стекле. К сожалению в ней всегда сквозит напоминание о том, что «ничто не вечно».
Поделиться112011-11-09 16:42:16
Рудик, а у меня возникают такие мысли не только насчет Моцарта)
в ней всегда сквозит напоминание о том, что «ничто не вечно».
вспомнилось: «И Моцарта усмешка все слышней. » (с) Хоть и из «шансона», но правда. Да, он родился со знанием того, что все не вечно. И становясь старше, усмешку всезнающего гения лично я слышу все чаще)
Отредактировано Бася (2011-11-09 16:44:24)
Поделиться122011-11-09 18:44:57
Поделиться132011-11-09 18:57:00
С Вашим, товарищ Моцарт, именем
Дышим боремся и живем!
В общем, Моцарт каждый день у меня. И на Погружении интересные его 6 фуг с интродукциями по И.С. Баху и В.Ф. Баху для струнного трио.
Поделиться142011-11-09 22:20:56
у меня на на ноутбуке 4 томник Аберта,
Ой, коллега, а ссылочкой не поделитесь ли?)))
и не дурацким. (в отличие от «Амадея»)
Что, не одной мне «Амадей» не понравился?))
а как тот называется, о котором Вы говорите?
6 фуг с интродукциями по И.С. Баху и В.Ф. Баху для струнного трио.
«Он содрогнулся и упал замертво» Гениальный Моцарт умер в 35. Тайну его смерти не могут разгадать уже больше 200 лет
В истории страх высокопоставленных особ перед отравлениями мирно соседствовал с регулярным использованием ядов в быту. Косметика, лекарства, уходовые процедуры часто были не менее опасны для организма, чем умышленные попытки причинить вред. В октябре в издательстве «Бомбора» выходит книга Элеанор Херман «Элегантная наука о ядах от средневековья до наших дней. Как лекарственные препараты, косметика и еда служили методом изощренной расправы». С разрешения правообладателей «Лента.ру» публикует фрагмент текста, посвященный смерти Вольфганга Амадея Моцарта.
20 ноября 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт, тридцати пяти лет от роду, лег спать в своей венской квартире с лихорадкой. Скорее всего, его это не очень беспокоило. С детских лет он пережил множество серьезных болезней: оспу, желтуху, тиф, тонзиллит, желудочные расстройства, рецидивирующий фарингит и инфекции верхних дыхательных путей. Он всегда возвращался с новой творческой энергией, готовый ослепить мир своей музыкой.
Моцарт с ранних лет знал этот мир. Его отец Леопольд служил вице-капельмейстером (то есть музыкальным директором) при дворе князя-архиепископа Зальцбургского и учил музыке обоих детей — Анну Марию, которую дома звали Наннерль, родившуюся в 1751 году, и Вольфганга, родившегося в 1756 году. Под строгой опекой отца Вольфганг в три года начал играть на клавесине. В пять он уже сочинял собственные мелодии. С той поры, как Вольфгангу исполнилось шесть, Леопольд несколько лет путешествовал по великолепным дворам Европы в сопровождении жены и детей, монетизируя своих вундеркиндов. Наннерль играла прекрасно, но маленький Вольфганг, обаятельный и самоуверенный, поражал зрителей своим талантом — он мог играть даже с завязанными глазами.
В двадцать пять Вольфганг решил, что настало время выйти из-под отцовского контроля и расправить крылья — как в общечеловеческом, так и в музыкальном смысле. В марте 1781 года он прибыл в Вену, столицу Австрийской империи — город, который предлагал бесчисленные музыкальные возможности. Здесь имелись 300 000 жителей, множество концертных залов, музыкальные академии и талантливое сообщество.
И наконец, именно это место стало его домом.
Моцарт зарабатывал деньги, выступая в академиях, на абонементных концертах и в домах меценатов. Он давал частные уроки игры на фортепиано, — хотя сложно сейчас вообразить человека, который брал бы уроки у самого Моцарта, — и писал музыку. Но в конечном итоге он работал куда усерднее прочих и зарабатывал куда меньше, чем многие музыканты, не обладавшие его гениальностью.
Главным соперником Моцарта в Вене был Антонио Сальери — успешный итальянский композитор, писавший оперы на трех языках. Он захватил Венскую оперу и в 1788 году, когда Моцарт уже строил взрослую карьеру, был назначен императорским капельмейстером.
Моцарт написал отцу несколько писем с жалобами на то, что Сальери и его приспешники перекрывают все его попытки получить официальное место.
Например, в 1781 году, когда Моцарт надеялся, что император наймет его преподавать игру на фортепиано принцессе Елизавете Вюртембергской (невесте племянника императора), Иосиф отдал эту должность Сальери. «Император все испортил, — с горечью писал Моцарт, — ибо ему нет дела ни до кого, кроме Сальери».
Тем не менее Моцарт и Сальери, казалось, взаимно уважали музыкальный талант друг друга. В 1785 году они вместе сочинили кантату, в 1788 году Сальери поставил «Фигаро» Моцарта при дворе вместо одной из своих опер. Впервые попав на представление «Волшебной флейты» Моцарта в 1791 году, Сальери внимал с огромным усердием, и не было ни одного фрагмента, от увертюры до последнего хора, который бы не вызвал у него восклицания «браво!» или «превосходно!»
В отличие от серьезного обстоятельного Сальери, Вольфганг не был внушителен фигурой. Один из учеников писал о Моцарте: «. небольшого роста и довольно бледен, весьма приятен физиономией и дружелюбен, в чертах меланхоличная серьезность, а голубые глаза ярко сияют».
Фильм Милоша Формана «Амадей» 1984 года запечатлел маниакальную сторону характера Моцарта: склонность к розыгрышам, привычку отпускать грязные остроты, любовь посмеяться.
В 1782 году в возрасте двадцати шести лет Моцарт сделал то, чего всегда боялся Леопольд, — он женился. Он познакомился с Констанцией Вебер и ее семьей несколько лет назад в Мангейме, в Германии, во время поездки с матерью. Леопольд был взбешен очевидной влюбленностью Вольфганга в старшую из четырех сестер Алоизию и, даже не встречаясь с ними, утверждал, что жадная семья пытается заманить его талантливого сына в ловушку с целью получения денег. Теперь, четыре года спустя, Моцарт воссоединился с Веберами в Вене, куда они переехали, и влюбился в третью сестру.
Леопольд, вероятно, был вне себя, когда получил письмо с новостью о помолвке. Теперь из-за одной женщины его сын навсегда лишился власти. После свадьбы отец и сын виделись лишь дважды, и оба визита были весьма некомфортными. Леопольд умер в 1787 году в возрасте шестидесяти лет, а Моцарт не приехал попрощаться, когда тот болел, и не присутствовал на похоронах.
По иронии судьбы, вскоре после смерти Леопольда Вольфганг наконец получил официальное место при дворе, которое так хотел выбить для него отец.
Иосиф II нанял Моцарта в качестве камерного музыканта для написания менуэтов.
В последние годы, с учетом сочинения четырех успешных опер, доходы Моцарта значительно выросли. Однако он всегда отставал с оплатой счетов, так как тратился на одежду, изысканные обеды, подарки для Констанции и азартные игры.
Осенью 1791 года Моцарт наслаждался тем, что здоров, описывал в письмах вкусную еду, которую ел, — свиные котлеты, каплуны, осетрину — и в неистовых творческих порывах сочинял великолепную новую музыку. Возможно, его близкие не были удивлены, узнав, что у измотанного музыканта подскочила температура.
Однако эта болезнь, в отличие от остальных, не прошла. Когда Моцарт распух до такой гротескной степени, что не мог пошевелиться, жена и ее сестра София сшили ему специальное платье, расстегивавшееся сзади, дабы было легче подкладывать ночной горшок и подмывать великого композитора.
4 декабря он начал бредить.
Два врача откачали у Моцарта два-три литра крови, что уменьшило способность организма противостоять инфекции. На следующий день Моцарт содрогнулся, затем его вырвало бурой жидкостью, и он упал замертво.
Вдова Констанция по секрету сообщила друзьям, что ее муж умер от лихорадки. Однако, оставшись с двумя детьми на руках, массой долгов и без доходов, она публично поддерживала слух о яде, чтобы вызывать в обществе сочувствие. Она говорила о таинственном незнакомце в маске, который якобы заказал заупокойную мессу. Согласно этой легенде, Моцарт серьезно заболел во время работы над произведением.
Правда была гораздо банальнее. За несколько месяцев до смерти Моцарта эксцентричный граф Франц фон Вальзегг заказал композитору заупокойную мессу в память о его недавно почившей жене. Имела место секретность, поскольку граф —музыкант-любитель — хотел выставить все так, будто реквием написал он сам.
Не вдаваясь в факты, Констанция получала пенсион от императора и прибыль с концертов, на которых играли музыку ее покойного мужа. Гораздо интереснее слушать композиции того, кто был таинственно убит, чем того, кто умер от естественной болезни. Она весьма скоро и солидно обогатилась на смерти Моцарта.
Большинство винило во всем Сальери, главного соперника Моцарта. В последнем сохранившемся письме, датированном 14 октября 1791 года, Моцарт писал (из Праги, где в тот момент находился двор), что ездил в оперу вместе с Сальери и сопрано Катариной Кавальери. Сальери мог бы, например, предложить Моцарту фляжку с алкоголем, пока они ехали в карете, или подмешать что-то ему в вино, когда они обсуждали оперу за ужином.
Сальери никогда не опровергал слухи об отравлении, но взял на себя музыкальное образование сына Моцарта. Под его руководством Франц Ксавер Вольфганг Моцарт превратился в известного композитора и дирижера.
К концу жизни Сальери, страдавший от периодических приступов слабоумия, сознавался в убийстве Моцарта, но отрицал это в моменты просветления.
В 1823 году один из учеников Людвига ван Бетховена Игнац Мошелес посетил больного семидесятичетырехлетнего Сальери в общественной больнице в окрестностях Вены.
Композитор поспешил сообщить: «Хотя я не переживу эту болезнь, но могу заверить вас, что в нелепых слухах нет ни капли правды. Вы знаете, что меня винят в смерти Моцарта, но эта сплетня — всего лишь злоба, чистая злоба, так и передайте всему миру, дорогой Мошелес, так сказал вам умирающий Сальери».
Современная диагностика
Самая нелепая часть истории с убийством заключается в том, что по всей Вене люди умирали от той же болезни, которая погубила Моцарта. Причиной смерти композитора указана «острая военная лихорадка», и никто не знает точно, что это, хотя исследователи придумали не менее 188 версий. Одна из них подразумевает, что речь идет об острой ревматической лихорадке, но в этом случае у больного наблюдается одышка — чего не упомянуто в отчетах о ходе болезни Моцарта. Кроме того, ОРЛ, как правило, проявляется у детей, а у взрослых сопровождается болями в суставах, а не их опуханием. Учитывая отеки и зловоние, можно сделать вывод, что у Моцарта отказали почки: организм не выводит отходы с мочой, они скапливаются в кровотоке и выделяются с потом, слюной и т. п., пока все тело не начинает пахнуть мочой — так называемое уремическое зловоние. Однако не все болезни почек вызвали бы у Моцарта столь сильный отек.
Есть болезнь, которая объясняет все симптомы.
Streptococcus equi, стрептококк группы C, атакует клубочки — микроскопические почечные фильтры, отчего отходы не попадают в мочу, а разносятся по всему организму. Как следует из названия, это в первую очередь болезнь лошадей и коров. Но, как и сибирская язва, она весьма заразна как для животных, так и для человека. Моцарт, разъезжая в каретах, нередко имел дело с лошадьми и, возможно, имел привычку пить непастеризованное молоко.
К сожалению, в архивах не осталось отчета о вскрытии, который помог бы нам разобраться в причинах лучше. По мнению врачей, дело было ясное: эпидемия острой военной лихорадки. Даже если б родственники пожелали провести вскрытие, тело, распухшее и зловонное, пребывало в ужасном состоянии, возможно, было заразно, и даже самый стойкий врач, вероятно, не захотел бы провести аутопсию.
Останков, которые можно было бы изучить, также не сохранилось. Следуя принципам эгалитаризма, навязанным Великой французской революцией, Иосиф II попытался запретить пышные похороны и издал соответствующие законы. Потому останки Моцарта были перевезены в ночи на кладбище Святого Марка, никакой похоронной процессии не состоялось, и никто из членов семьи не видел места захоронения. Кроме того, по указу Иосифа, гробы «среднего класса» укладывали по пять штук в одну могильную яму, чтобы спустя десять лет быть выкопанными и освободить место для новых гробов.
Пономарь церкви Святого Марка, некто Джозеф Ротмейер, утверждал, что пометил место, где был похоронен знаменитый композитор. Через десять лет после смерти Моцарта, в 1801 году, Ротмейер, как и полагается, выкопал кости и с гордостью выставил череп на всеобщее обозрение (сегодня он находится в музее Моцарта в Зальцбурге). К сожалению, Ротмейер выкопал явно не тот труп. Череп без челюсти имеет явные признаки перелома, а Моцарту кости черепа никто не ломал.
Однако некоторые историки, отойдя от всякой логики, считают, что этот череп — прямое доказательство того, что Моцарт на самом деле умер от удара по голове.
Теория увяла в 2006 году, когда исследователи сравнили митохондриальную ДНК, выделенную из кости черепа, с ДНК, взятой из бедренных костей бабушки Моцарта по материнской линии и его племянницы.
И хотя мы благодарны за то, что после Моцарта осталось столь обширное наследие — 626 работ, оперы, симфонии, струнные квартеты, менуэты, мессы, концерты для фортепиано, — но все же скорбим о том, как много мы потеряли из-за его преждевременной кончины в тридцать пять лет. Эта душераздирающе изысканная музыка, запечатленная в вечности, остается вне пределов нашей досягаемости.
Эффект Моцарта. Музыка Моцарта в развитии детей
Высказывания о Моцарте — Высказывания о музыке — Это интересно! Цитаты моцарта
«Хотел бы я уметь писать так просто (как Моцарт)!» Рихард Штраус
«По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка». П.И. Чайковский
«…я утопаю в сонатах Моцарта!» Иоганнес Брамс
«От Альбана Берга я слышал следующую оценку музыки Антона Веберна, сначала сбившую меня с толку, но которую я начал понимать очень хорошо после того, как мне стало известно стремление Берга к популярности: «Веберн пишет очень красивую музыку, которая, однако, никогда не добьется популярности. Его музыка — как музыка Моцарта; Моцарт тоже непопулярен». Ф.М. Гершкович приводит такие слова А. Берга
1829 г: «- Тем не менее, я не теряю надежды услышать достойную музыку к Фаусту, — сказал я. — Этого быть не может, — отвечал Гете, — то страшное, отталкивающее, омерзительное, что она местами должна выражать, не во вкусе нашего времени. Здесь была бы нужна такая музыка, как в «Дон Жуане». Моцарт, вот кто мог бы написать музыку к Фаусту» (Эккерман И. Разговоры с Гете. Ереван, 1988. С. 178, 277).
«»Надежды, возлагавшиеся Вами на оперу, Вы могли бы увидеть осуществленными в самой высшей степени в недавней постановке «Дон Жуана». Зато эта пьеса и стоит особняком; со смертью Моцарта исчезла всякая надежда на что-либо подобное» (Гете-Шиллеру, Веймар,1797 Т. 1. М., 1988. С. 473)
«ИБ: У Моцарта надрыва нет, потому что он выше надрыва. В то время как у Бетховена или Шопена все на нем держится. СВ: Конечно, в Моцарте мы можем найти отблески надиндивидуального, которых у Бетховена, а тем более у Шопена, нет. Но и Бетховен и Шопен — такие грандиозные фигуры… ИБ: Может быть. Но, скорее, — в сторону, по плоскости, а не вверх. СВ: Я понимаю, что вы имеете в виду. Но с этой точки зрения повышенный эмоциональный тонус Цветаевой вас должен скорее отпугивать. ИБ: Ровно наоборот. Никто этого не понимает». Иосиф Бродский, Соломон Волков
«Моцарта часто дают играть детям, так как у него мало нот, но взрослые боятся играть Моцарта из-за слишком большой значимости каждой ноты». А. Шнабель
В чем секрет Моцарта? — Нет ответа. С.Рихтер
Моцарт… Это значит, что у мира есть смысл и смысл этот ощутим для нас в своем подобии — в музыке. Г.Гессе
Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт — символ самой музыки. Борис Асафьев
Интересные факты о Моцарте
Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году, умер в 1791-м. За свою недолгую жизнь он написал более 600 произведений, в том числе более 50 симфоний. Современники вспоминали, что начал писать музыку юный композитор в 5-6 лет и продолжал это делать до последних дней. Итак, несколько интересных фактов из жизни гения.
1. При рождении будущий композитор получил пышное имя Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб/Амадей) Моцарт. Имя «Амадей», прославленное одноименным фильмом, означает «возлюбленный Богом».
2. У родителей Моцарта родилось семеро детей, но выжили двое — Вольфганг и его сестра Мария Анна. Она тоже училась музыке, как и брат, и прекрасно играла на клавесине. Отец даже считал, что таланты их равны, но Мария не сочиняла собственную музыку.
3.Иногда можно слышать, что отец будущего композитора — Леопольд Моцарт — был домашним тираном. Однако сын очень любил его, слушался, а отец, в свою очередь, дал детям прекрасное образование (оба учились только дома). Юный Моцарт всегда отдавался учебе без остатка, мог забросить даже музыку, если начинал заниматься, например, математикой.
4. В 1762 году Леопольд Моцарт отправляется с детьми в путешествие по Европе, желая представить юных виртуозов при дворах. Путешествий в итоге было несколько, мастерство Моцартов восхищало слушателей, и постепенно Вольфганг начал писать собственную музыку. А подтолкнул к самостоятельному творчеству случай: в дороге Леопольд заболел, и Вольфганга попросили поменьше играть, чтобы не беспокоить отца. Так он охотно стал сочинять.
5. Юному композитору заказывал музыку сам архиепископ зальцбургский, и уже к 17 годам из-под пера композитора вышло 4 оперы! И это не считая других произведений.
6. Благодаря произведению Пушкина «Моцарт и Сальери», мы знаем о якобы имевшем место противостоянии этих двух композиторов. В реальности их конфликты были лишь музыкальными. Например, Моцарт претендовал на место учителя музыки принцессы Вюртембергской Элизабет. Но на это место взяли Сальери, потому что Моцарта долгое время считали лишь виртуозным исполнителем.
7. Когда Моцарт решил жениться, отец не одобрил его выбор. Путь к браку с Констанцией Вебер был для Моцарта долгим, и в какой-то момент он пообещал написать мессу, если женитьба все же удастся. Констанция в итоге стала его женой, мессу он начал писать, но так и… не закончил.
8. Моцарт очень любил жанр оперы, однако немецкая опера была в упадке и не пользовалась большой популярностью. Чтобы его музыка все-таки звучала на сцене, Моцарт писал арии для произведений других композиторов. Например, им были написаны вставные арии для опер итальянского композитора Паскуале Анфосси.
9. С постановкой оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» был связан его следующий конфликт с Сальери. Композиторы одновременно написали оперы, и при дворе долго сохранялась интрига: чье произведение будет сыграно в театре первым. «Выиграл» Моцарт, однако спектаклей состоялось немного, и «Фигаро» был снят. Возобновил постановку уже после смерти Моцарта Сальери.
10. Опера «Дон Жуан», важнейшая в творчестве Моцарта, провалилась в его родной Вене. И, несмотря на успех первой постановки в Праге, произведение не было понято публикой. В период работы над оперой умер отец Моцарта, и он очень тяжело пережил это событие: Леопольд на протяжении жизни немало поддерживал композитора.
11. Тайнами окутана история создания «Реквиема» — последнего произведения, над которым Моцарт работал вплоть до самой смерти. Якобы заказал реквием какой-то таинственный незнакомец, чуть ли не сам Сальери. Скорее всего, это был граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, который любил музицировать и покупал у композиторов права на их произведения. Реквиемом он хотел почтить память своей жены.
12. Моцарт умер после тяжелой болезни, очень страдал, а в последние дни каждое прикосновение причиняло ему боль. Современные исследователи не могут установить, что же стало причиной смерти композитора: слишком много сведений «наложились» друг на друга. Однако похороны его прошли совсем не так, как показано в фильме «Амадей». На месте могилы композитора действительно не было установлено памятника, но это было общепринятой практикой для тех дней. Учитывая, что к концу жизни Моцарт обеднел, скромное погребение было объяснимо. Место его захоронения позже было установлено, благодаря воспоминаниям современников, и сегодня там установлена скульптура «Плачущий ангел».
13. У четы Моцартов родилось шестеро детей, но в живых остались только двое. Сын Карл стал пианистом, но довольно быстро отказался от музыкальной карьеры. Сын Франц тоже был пианистом, педагогом, писал музыку. Он получил прекрасное музыкальное образование, и одним из его учителей был… Антонио Сальери.
Что значит выражение усмешка моцарта. Интересные факты из жизни моцарта. Мифы о моцарте
Жизнь знаменитости всегда обрастает слухами и легендами. И чем масштабнее личность, тем больше она мифологизируется. А уж личности масштаба Вольфганга Амадея Моцарта оставляют за собой феерический сказочный след. Иногда это веселые рассказы, иногда страшные. Но всегда захватывающие.
Самый загадочный факт биографии Моцарта
– история его ухода. Каких только конспирологических теорий вокруг этого не возникло! Самой знаменитой была версия об отравлении Моцарта его коллегой и другом Сальери. Этот сюжет использовал наш Александр Пушкин, она же легла в основу фильма «Амадей». Беда в том, что нет фактов, которые ее подтверждают. Современники считали эти слухи бредом. Ходили сплетни, что Сальери позавидовал таланту Моцарта. Но мерило таланта – успех, а по этому критерию Сальери был далеко впереди. Его оперы сопровождал постоянный аншлаг, придворная должность позволяла вести обеспеченную жизнь, учебник игры на скрипке прекрасно продавался. Ему ли завидовать пусть и талантливому, но неудачливому Моцарту?
Травить композитора кому-то еще не было никакого резона. Это для нас Моцарт – музыкальный гений, а не просто вундеркинд, которому слишком легко все давалось. Если бы можно было провести анализ останков на яды, все прояснилось бы, но семья не нашла несколько гульденов, чтобы похоронить его в отдельной могиле, а друзей рядом не оказалось.
Есть версия, что во всем виноваты масоны
– куда ж без них! Моцарт действительно был членом ложи, но и у масонов не было причины его убивать. Считается, что опера «Волшебная флейта» – пародия на масонские тайны. И что? Пародия опасна, если известен ее объект, а пародия на тайну теряет весь свой заряд.
Вундеркинды – не такое уж редкое явление. Но суметь распознать «чудо-ребенка» сумеет не каждый. В каком-то смысле Моцарту повезло, что его отец был прекрасным музыкальным педагогом с огромной практикой. Он усаживал своих детей за клавиши при первой же возможности. Не случись этого, дар Моцарта мог бы погибнуть в безвестности. Только внимательный взгляд мог различить в кляксах, поставленных четырехлетним ребенком ноты первого произведения маленького композитора.
Что еще очень важно – маленький Вольфганг с малых лет понял, что музыка – великий труд. Он ведь не только ноты записывал, Моцарт был подлинным виртуозом, который ездил с отцом на гастроли по городам Европы. В возрасте 14 лет, Болонская академия избрала его в число своих членов. Ради этого были нарушены правила, требовавшие минимального возраста в 26 лет. Когда отец поздравлял сына с этим событием, тот страшно обрадовался и спросил, может ли он отправиться на лишнюю прогулку. Жизнь молодого таланта была суровой.
Удивительно, что такое наполненное беспросветным трудом детство не убило в нем чувства юмора. Но и шутил он музыкой. Известен дуэт Моцарта для двух скрипок. Музыканты должны положить нотный лист между собой и играть свои партии с разных концов листа, встречаются посредине и снова расходятся. Делать такие вещи можно только от невероятного избытка таланта, а Моцарту они удавались, вроде бы, играючи.
Моцарт не был положительным героем
. Он любил играть в бильярд и спускал на игру серьезные деньги. Вечное безденежье заставляло Моцарта искать покровительства властителей. Однажды он был замечен русским послом в Вене Андреем Разумовским. Сохранилось его письмо к светлейшему князю Потемкину о нуждающемся музыканте, который мог бы стать придворным композитором. Но князь никак на письмо не ответил. Кто знает, как сложилась бы судьба Моцарта, прозвучи его оперы не в Вене, а в Петербурге. Но не сложилось…
Только жители Львова
помнят, что в их филармонии 30 лет проработал сын Моцарта Франц Ксавер. Он руководил оркестром и даже написал несколько музыкальных произведений на народные мотивы. Эту музыку иногда играют здесь и сегодня.
Множество молодых людей сегодня уверены в том, что Моцарт писал только музыку для мобильных телефонов. Этот факт может, конечно, возмущать, а может и удивлять. Ведь есть же причина тому, что мелодии 18 века оказались самыми подходящими для самого эпохального изобретения нашего времени?
Вольфганг Амадей Моцарт — один из величайших композиторов всех времён и народов. Написанные им произведения и по сей день гремят в концертных залах по всему миру, собирая миллионы слушателей, и есть все основания полагать, что слава композитора не померкнет никогда.
Миф первый. Моцарт был уникумом, чудом; он творил шутя, и все давалось ему необыкновенно легко.
Безусловно, Моцарт был музыкальным гением, обладал феноменальными способностями. Но за его шедеврами стоит титанический труд с самого раннего детства. Гениальность Моцарта проявилась лет с трех. Его отец, известный педагог и музыкант, служивший при дворе Зальцбургского князя, сразу занялся обучением сына. Маленький Моцарт легко повторял за своей сестрой небольшие пьесы и легко запоминал их. Уже в четыре года он сочинил свой первый концерт для клавесина, а в шесть — виртуозно играл на клавесине, скрипке и органе. Моцарту не исполнилось и шести лет, когда началось его долгое концертное турне: вместе с сестрой Анной, тоже талантливой исполнительницей, и наставником отцом юный Вольфганг объездил пол-Европы. За несколько лет они дали концерты в Мюнхене, Париже, Вене, Лондоне, побывали в Голландии и Швейцарии. Публика восхищалась мальчиком, который мог играть с завязанными глазами, виртуозно импровизировал, исполнял сложнейшие пассажи наравне со взрослыми музыкантами … Гению было всего семь лет, когда сочиненные им сонаты для фортепиано и скрипки издали в Париже. Конечно, детей изматывали эти поездки. В пути Вольфганг и Наннерль часто болели, не раз находились на краю гибели. Оба они перенесли и воспаление легких, и оспу. Есть мнение, что причина ранней смерти Моцарта — в болезнях, которые он заработал в годы своего тяжелого детства. Во время своих путешествий Моцарт брал уроки, знакомился с огромным числом композиторов и музыкантов того времени, осваивал разные музыкальные стили и языки. Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио. Всего перу Моцарта принадлежат более 600 произведений практически всех главных музыкальных жанров — симфонии, камерные ансамбли, концерты, песни, арии, мессы, кантаты.
Миф второй. Моцарт жил в нищете; современники не ценили его таланта
В 1782-м опера Моцарта «Похищение из сераля» имела огромный успех. За несколько лет он дал множество фортепианных концертов. И хотя, случалось, он не получал платы за свой труд, очень часто ему платили огромные гонорары (для сравнения: годовое жалованье отца Моцарта в Зальцбурге составляло 350 флоринов, а за один концерт его сын мог получить в три раза больше). По личной переписке видно, что степень бедности семьи в мифах заметно преувеличена. Однако экстравагантный образ жизни быстро съедал все деньги. Как-то, заработав за выступление баснословную сумму, Моцарт потратил ее за две недели. Приятель, к которому гений пришел занять денег, спросил: — У тебя нет ни замка, ни конюшни, ни дорогостоящей любовницы, ни кучи детей… Куда же ты деваешь деньги? И Моцарт ответил: — Но у меня есть жена Констанца! Она — мой замок, мой табун породистых лошадей, моя любовница и моя куча детей… Детей в семье родилось шестеро, но четверо из них умерли во младенчестве. Род Моцартов прервался на сыновьях Карле Томасе и Франце Ксавере, которые так и не обзавелись потомством. Брак Моцарта, в который он вступил без разрешения отца, оказался счастливым. Вольфганг и Констанца были похожи, оба отличались легким и радостным отношением к жизни. Есть легенда, что однажды зимой к ним пришел гость и застал их танцующими: Моцарты пытались согреться, не имея денег на дрова… Однако даже тогда, когда в Вене капризная публика перестала слушать оперы Моцарта и его творчество «вышло из моды», композитор продолжал получать неплохие гонорары из других стран Европы, а также придворную зарплату.
Миф третий. Моцарт писал реквием на свою смерть
Миф четвертый. Похоронен в забвении
Моцарт был похоронен в братской могиле бедняков… На кладбище его провожал один-единственный человек… Вдова отказалась прийти на похороны… Богатый друг семьи ван Свитен пожалел денег на погребение… Все это не совсем так. В числе реформ австрийского императора Иосифа были новые погребальные правила. Согласно им, захоронения отныне выводились из черты города (до этого в Европе процветал обычай хоронить мертвых в центре, у главного собора). Сама процедура похорон была предельно упрощена. 85% городских погребений совершались в общих могилах, на которых не позволялось устанавливать никаких памятных знаков (экономили место). Каждые 7-8 лет могилы перекапывали и использовали снова. Вдова не отправилась за гробом на кладбище, и это тоже было в порядке вещей. Церемония памяти Моцарта прошла в его масонской ложе. Катафалк отправлялся на кладбище только после шести вечера. Идти за ним за городские ворота было не принято, никаких обрядов в месте захоронения тогда не устраивали, и присутствовали на нем только могильщики. А «скупой» ван Свитен несколько лет щедро платил за обучение сыновей Моцарта, организовал первое исполнение его реквиема, устраивал концерты в пользу Констанцы и детей в разных городах Европы.
Миф пятый. Принесен в жертву масонами
Миф шестой. Моцарт и Сальери
О том, что Моцарт был отравлен, начали говорить вскоре после его смерти: тема ядов и отравлений в то время была чрезвычайно популярна. И несмотря на то, что в ранних биографиях Моцарта эту версию отрицали все, включая жену Констанцу, слухи не умолкали. Около 30 лет со дня смерти Моцарта прошло, когда в этом мифе появился Антонио Сальери, в то время уже тяжело больной человек. По свидетельствам тех, кто был с ним рядом в те годы, Сальери никогда не делал признания о том, что умертвил Моцарта, как утверждали газеты. Возможно, Пушкин именно в газетах прочитал об этих слухах и увековечил их в своей истории о «гении и злодействе». Позже эта тема прозвучала в пьесе Питера Шеффера «Амадей», по которой был снят фильм Милоша Формана. Однако нет никаких исторических свидетельств о вражде двух композиторов. Напротив, хорошо задокументировано обратное: восхищенные высказывания Сальери о Моцарте; рассказ Моцарта о том, как Сальери был на представлении его оперы. Никаких оснований для зависти к Моцарту у Сальери не было: так, последний почти не сочинял инструментальной музыки, а в оперном жанре репутация Сальери среди современников была гораздо выше. Известно, что Моцарт выбрал Сальери в качестве учителя для своего сына Франца. Кстати, среди многочисленных учеников Сальери, который сыграл огромную роль в музыкальной жизни Европы, были Бетховен, Черни, Мейербер, Шуберт, Лист…
Еще несколько нот к биографии
* Полное имя Моцарта, данное ему при крещении, — Иоханнус Христосомус Вольфгангус Теофилус (Готтлиб) Моцарт. Греческое Теофилус перевели на латынь — получился Амадей. А сам Моцарт предпочитал называться третьим именем. * На доме в баварском Аугсбурге, где жили предки Моцарта, установлена мемориальная доска: «Здесь жил небогатый человек Моцарт, но он оставил в наследство всему миру своего правнука!» * Моцарт — автор первой в истории нелегальной музыкальной копии: всего один раз прослушав «Мизерере» Аллегри в Сикстинской капелле, исполняемое раз в год, он практически безошибочно воспроизвел эту музыкальную собственность Ватикана (ноты имелись только у Папы Римского) по памяти. Узнав об этом, Папа был поражен и наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры. * Моцарт — автор национального гимна Австрии. * Уши Моцарта были разными: он родился с дефектом левой ушной раковины. * Младший сын Моцарта, композитор Франц Ксавер, около 30 лет жил во Львове: организовал хор, учил детей игре на фортепиано, выступал и дирижировал и даже написал пьесы на мотивы украинских народных песен.
* Эффект Моцарта. Этот термин относится к набору противоречивых научных выводов о том, что классическая музыка кратковременно — минут на 15 — повышает некоторые умственные способности человека (например, пространственное мышление). И о том, что слушать Моцарта в колыбели полезно для младенческого ума. Деньги на «эффекте Моцарта» (запатентовав даже саму фразу) успешно делает американец Дон Кэмпбелл, который выпустил уже 18 книг и 17 сборников классики с инструкциями, как лечить музыкой память, дислексию, аутизм и душевные болезни. * Конфеты «Моцарткугель» («кугель» по-немецки — «шар»). Знаменитые австрийские шоколадные конфеты с фисташково-миндальной начинкой и портретом Моцарта на фантике были изобретены в1890 году в Зальцбурге кондитером Паулем Фюрстом. И продаются до сих пор.
Имя Вольфганга Амадея Моцарта известно далеко за пределами его Родины – Австрии. Он был великим композитором и музыкантом. Подборка интересных фактов о Моцарте поможет всмотреться в личность этого уникального человека, который обладал невероятной работоспособностью, абсолютным музыкальным слухом и исключительной памятью.
Самые популярные материалы февраля для класса.
Сияющий, лучезарный, невероятный — как только не называют Моцарта любители классической музыки. Действительно, из великого множества написанных им произведений лишь считанные единицы написаны в миноре.
Музыкальным образованием Моцарта
занимался отец, сам неплохой музыкант, обративший внимание на талант сына и бережно взрастивший его. Хотя сейчас методы Моцарта-старшего показались бы жестокими по отношению к ребёнку (мальчик занимался помногу часов в день, а буквально с четырёх лет к постоянным занятиям добавились регулярные выступления в разных частях Европы), воспитанник получал от музыки исключительное удовольствие, соединяя академические музыкальные познания со страстью и эмоциями. Несмотря на короткую жизнь (он умер в 35 лет), Моцарт полностью изменил представление о музыке.
В день рождения композитора «Вечерняя Москва»
предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из его биографии.
1. В четыре года Моцарт написал свой первый концерт для клавесина. Отец, бросив взгляд на ноты, поразился его сложности и сказал, что вряд ли хоть один из европейских виртуозов сможет его исполнить. «Какая глупость, папа! — воскликнул мальчик, — даже ребёнок может его сыграть. Например, я».
2. Однажды семилетний Моцарт приехал давать концерт во Франфурт-на-Мейне. После выступления к нему подошёл мальчик и сказал, что так замечательно играть ему никогда не научиться.
Но это же очень просто! Попробуй записывать нотами музыку, которая тебе приходит в голову.
Мне в голову не приходит музыка, только стихи.
Это же здорово! Писать стихи гораздо труднее, чем музыку.
Собеседником маленького Моцарта был юный Иоганн Вольфганг Гёте
3. В детстве отец пытался выжать из таланта сына максимум, от этого вся жизнь Моцарта была сплошной чередой занятий и выступлений. Мальчик играл на клавире, на его выступления собирались полные залы, а отец придумывал новые и новые способы привлечь внимание к маленькому гению. Он завязывал сыну глаза и Амадей играл вслепую, платком закрывали клавиатуру, а мальчик все равно не ошибался ни в одной ноте. Казалось, что этого ребёнка ничего не может сбить. Во время одного из выступлений на сцену вышла кошка. Моцарт бросил игру и кинулся к ней, чтобы погладить. На возмущенные крики отца он ответил:
Клавесин никуда не денется, а кошка уйдёт.
4. В семь лет Моцарт написал свою первую симфонию, в 12 — первую оперу «Бастьен и Бастьенна»
. В Академии в Болонье, куда предприимчивый отец хотел отправить сына, не принимали в члены академии никого, кто был младше 26 лет. Для гениального мальчика совет Академии сделал исключение — так в 14 лет Моцарт стал академиком. Когда отец поздравил его, мальчик спросил, может ли он как академик выйти и просто погулять полчаса.
5. Однажды к Моцарту обратился молодой человек, мечтающий стать композитором. Он спрашивал маэстро, как написать симфонию. Моцарт спросил, почему бы ему не начать с чего-то попроще, ведь он так молод.
Но вы написали первую симфонию в семь лет!
Да. Но мне в то время не пришло в голову спросить, как это сделать.
6. В Ватикане один-единственный раз в год исполнялось огромное сочинение Аллегри для двух хоров. Партитура этого произведения очень тщательно охранялась, и никто не видел его, кроме исполнителя. Моцарт захотел сделать подарок своей сестренке Анне — подарить ей ноты, которые были только у Папы Римского. Поэтому мальчик просто записал партитуру на слух. Узнав о «краже», Папа Римский пришел в недоумение, но проверив нотную запись и найдя её безупречной, понтифик наградил Моцарта орденом Рыцаря Золотой шпоры.
7. Вольфганг Амадей и его жена Констанция привыкли жить на широкую ногу. Гонорары Моцарта были совершенно баснословными, но уже через две недели он сидел без гроша в кармане и вынужден был занимать деньги у друзей. Один из них спросил композитора:
У тебя нет ни замка, ни дорогой любовницы, ни кучи детей, ни конюшни… Куда же исчезают твои деньги?
У меня есть жена, — отвечал Моцарт, — она мой замок, моя любовница, куча моих детей и моя конюшня.
8. Однажды Моцарт решил подшутить над Сальери
, и написал очень сложную мелодию. Амадей заявил, что он — единственный человек в мире, кто сможет ее сыграть. Сальери, кинув взгляд на ноты, возразил, что никто не сможет сыграть эту мелодию, потому что в самый сложный момент нужно взять несколько нот посередине, в то время, как руки должны исполнять сложнейшие пассажи на противоположных концах клавиатуры, к тому же, все это выполнялось в очень быстром темпе. Довольный Моцарт сел за инструмент и сыграл пьесу точно по нотам, а тот сложный аккорд посередине он взял… носом!
9. Один приятель Моцарта любил пошутить. Он придумал милый розыгрыш — отправил на адрес композитора огромный сверток, в котором не было ничего, кроме бумаги и записочки «Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!». В ответ на это Моцарт, который и сам любил посмеяться, отправил ответное послание — тяжелую посылку с камнем внутри. А на камне было написано:» Дорогой друг, этот камень свалился у меня с души, когда я получил твое послание!».
10. Однажды к композитору обратился за милостыней один нищий. В этот день Моцарт был на мели, но отвел беднягу в кафе, где за пять минут набросал менуэт. Он отдал бумагу бедняку и посоветовал обратиться с ней к одному издателю. Нищий так и поступил. Издатель, лишь взглянув на лист, заплатил за менуэт пять золотых и попросил принести еще подобных сочинений.