услуги по передаче электроэнергии что это такое
Услуги по передаче электроэнергии что это такое
V. Порядок установления тарифов на услуги по передаче
электрической энергии, предусматривающий учет степени
использования мощности электрической сети
46. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены.
47. Заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в следующем порядке:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2015 N 941)
(см. текст в предыдущей редакции)
в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность определяется в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил;
в иных случаях заявленная мощность определяется на основании информации об объемах услуг по передаче электрической энергии потребителей услуг в предыдущих расчетных периодах, определяемых в соответствии с пунктом 15(1) настоящего документа, а также на основании информации о максимальных мощностях энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на момент направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не завершена.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.07.2014 N 740, от 04.09.2015 N 941)
(см. текст в предыдущей редакции)
48. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, с учетом пункта 42 настоящих Правил.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
49. Стоимость услуг по передаче электрической энергии сетевой организации, оказанных сетевой организацией производителю электрической энергии, который является субъектом оптового рынка электрической энергии (мощности) и осуществляет продажу электрической энергии (мощности) на оптовом рынке, определяется исходя из величины превышения потребления электрической энергии на собственные нужды над нормативным значением потребления на собственные нужды, определяемого в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, за вычетом объемов электрической энергии, отпущенной потребителям электрической энергии, присоединенным к энергетическим установкам такого производителя, самостоятельно оплачивающим услуги сетевой организации. При этом указанная плата не должна превышать стоимость услуг сетевой организации, рассчитанной исходя из объема электрической энергии, отпущенной производителю электрической энергии из сетей сетевой организации.
Стоимость услуг сетевой организации, оказанных производителю электрической энергии, осуществляющего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, определяется исходя из объема электрической энергии, отпущенной производителю электрической энергии из сетей сетевой организации.
Услуги по передаче электроэнергии что это такое
Статья 9. Услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети
(в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 9
1. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети, услуги по передаче электрической энергии, купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.
Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью в целях технологического обеспечения совместной работы российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств, оказания услуг по передаче электрической энергии, купля-продажа которой осуществляется субъектами оптового рынка на территории Российской Федерации и (или) на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств, в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации, осуществляет урегулирование отношений по использованию электрических сетей электроэнергетических систем иностранных государств и передаче электрической энергии по указанным сетям, а также оказывает связанные с этими отношениями услуги.
Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью отказывает в заключении такого договора обратившемуся лицу, если объект электросетевого хозяйства и (или) его часть, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства обратившегося лица, переданы в аренду территориальной сетевой организации в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 статьи 8 настоящего Федерального закона.
(абзац введен Федеральным законом от 06.11.2013 N 308-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Услуги по передаче электроэнергии что это такое
Статья 3. Определение основных понятий
(в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 3
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 06.11.2013 N 308-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 06.11.2013 N 308-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2010 N 187-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 29.12.2014 N 466-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности. Завышенной может быть признана заявка, цена в которой превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке, или цену, установленную на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала);
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
подачи ценовой заявки на продажу электрической энергии с указанием объема, который не соответствует объему электрической энергии, вырабатываемому с использованием максимального значения генерирующей мощности генерирующего оборудования участника, определенного системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
подачи ценовой заявки, не соответствующей установленным требованиям экономической обоснованности, определенным уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти;
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 196-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 141-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 451-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 471-ФЗ)
Взыскание платы за услуги по передаче электрической энергии в случае изменения точек поставки
Взыскание платы за услуги по передаче электрической энергии в случае изменения точек поставки
По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения.
Действующее законодательство не содержит запрета для организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, увеличивать вследствие совершаемых сделок (купли-продажи, аренды) состав электросетевого оборудования для осуществления своей хозяйственной деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии в текущем периоде тарифного регулирования, и не возлагает в этом случае на такую организацию обязанности по обращению к регулирующему органу за изменением этого тарифного решения.
Подобные изменения не влекут пересмотр установленных для сетевой организации тарифов в течение срока его действия.
Применение котловой модели тарифного регулирования не исключает риски, связанные с отклонением фактических величин от прогнозных, что может быть связано, в том числе с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в законное владение сетевой организации в течение периода регулирования, а также с появлением дополнительных или изменением существующих точек поставки.
В соответствии с Определением Верховного Суда РФ от 21.03.2017 N 308-ЭС17-1987 по делу N А32-47976/2014 если возникновение новых точек поставки вызвано объективными причинами в связи с обычной хозяйственной деятельностью территориальных сетевых организаций и это повлекло увеличение объема котловой выручки, то сетевые организации, оказывавшие услуги по данным точкам, вправе претендовать на получение дополнительного дохода. Объективно возникающий в этом случае дисбаланс корректируется впоследствии мерами тарифного регулирования, которыми предусмотрено возмещение убытков регулируемым организациям в последующих периодах регулирования при наличии неучтенных расходов, понесенных по не зависящим от этих организаций причинам (п. 7 Основ ценообразования, п. 20 Методических указаний N 20-э/2). При этом само по себе отсутствие при установлении тарифа тех или иных потребителей либо точек поставки автоматически не означает невозможность оплаты услуг по передаче электроэнергии во всех случаях.
Как указывают суды при рассмотрении спора об оплате услуг по передаче электроэнергии решающее правовое значение приобретают конкретные фактические обстоятельства дела. В частности, необходимо принимать во внимание, по каким причинам и вследствие каких обстоятельств в договоре на оказание услуг по передаче электроэнергии и (или) в индивидуальном тарифе отсутствуют конкретные потребители или точки поставки. При этом при рассмотрении конкретных споров необходимо учитывать схему договорных правоотношений, конкретные условия договора, а также добросовестность поведения сторон, как при его заключении, так и при его исполнении, а также добросовестность поведения сторон на рынке энергоснабжения при оказании услуг по передаче электроэнергии. Приобретение объектов электросетевого хозяйства в течение тарифного периода не должно носить формальный характер, а должно с учетом фактических обстоятельств преследовать цель реального использования данного имущества для оказания услуг по передаче электрической энергии.
Обязательства сторон по договору, в том числе по оплате, определяются с учетом произошедших изменений точек приема, отпуска (поставки), а также состава потребителей гарантирующего поставщика (ЭСО) для которых производится передача электрической энергии и мощности, начиная с даты уведомлений о данных изменениях (ст. 421, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом отсутствие в последующем подписания сторонами дополнительного соглашения к указанному договору по смыслу названного пункта само не влечет освобождение ответчика от обязанности оплатить стоимость услуг, фактически оказанных исполнителем с учетом увеличения точек поставки.
Действующее законодательство также не содержит запретов по внесению изменений в договор оказания услуг по передаче электроэнергии в части изменения состава используемого оборудования (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.03.2017 N Ф09-9099/15 по делу N А50-6776/2015; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2017 N Ф09-11453/15 по делу N А50-6777/2015).
Важные выводы о доказывании недобросовестности в таких случаях сделаны в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.10.2015 N 304-ЭС15-5139 по делу N А27-18141/2013.
Как указал Верховный Суд, если новые точки поставки или новые объекты электросетевого хозяйства появились у сетевой организации в результате перераспределения точек, учтенных в тарифном решении (при том, что котловая выручка не изменилась), то расчет держателя котла с сетевой организацией должен быть произведен таким образом, чтобы оплата не внесла дисбаланс в распределение котловой выручки и не повлекла с неизбежностью убытки для держателя котла. В частности, не исключается возможность оплаты по индивидуальному тарифу, установленному для расчетов с прежней сетевой организацией. Этот вывод следует из того, что законодательством установлены равные критерии оценки обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электроэнергии по одним и тем же объектам электросетевого хозяйства вне зависимости от их принадлежности к конкретной сетевой организации. К тому же законодательством в ряде случаев допускается распределение между сетевыми организациями котловой выручки, при котором не нарушается по существу экономическое обоснование тарифного решения и не применяется механизм корректировки выручки (пункты 6, 18 Правил N 1178).
Кроме того, если действия по изменению точек поставки совершены по соглашению между сетевой организацией и ее контрагентом, то оценке подлежит преследуемая ими цель.
Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно. В то же время действия, совершенные по воле сетевой организации, направленные на изменение без объективных причин заложенных при формировании тарифа параметров, влекущие такие последствия, как кратное необоснованное увеличение фактической валовой выручки этой сетевой организации по сравнению с плановой НВВ, дисбаланс тарифного решения, убытки одних сетевых организаций и неосновательные доходы других, что не согласуется ни с интересами субъектов электроэнергетики, ни с общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики, могут квалифицироваться как недобросовестные.
Действия сетевой организации могут квалифицироваться как злоупотребление правом, если они направлены исключительно на обход правовых норм о государственном регулировании цен и подрыв баланса интересов потребителей услуг и иных сетевых организаций.
Данные выводы были развиты в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 14.11.2018 N Ф09-5840/18 по делу N А76-14375/2017, в соответствии с которым отсутствие обстоятельств, указывающих на вынужденность действий по аренде (в деле фигурировала аренда новых сетей) и использованию дополнительных сетей, ведут к отсутствию правовых оснований для взыскания платы за оказание услуг по передаче электрической энергии, поскольку последствием действий территориальной сетевой организации явилось увеличение нагрузки на котловую выручку без дополнительных источников ее пополнения и перераспределение этой выручки в свою пользу вопреки принятому тарифному решению.
Сетевая организация как профессиональный участник рынка электроэнергетики должна соотносить экономические последствия своих действий с правилами взаиморасчетов за услуги по передаче электроэнергии, так как свобода ее деятельности ограничена государственным регулированием и не должна нарушать права иных участников котловой модели. Риск наступления неблагоприятных последствий экономических решений сетевой организации, своей волей принявшей в пользование дополнительные сети, должен лежать на этом лице.
Последствия хозяйственного решения (убытки в виде недополучения ожидаемой прибыли и последующая оценка регулирующим органом обоснованности убытков) относятся к рискам лица, приобретающего дополнительное оборудование. Переложение этого риска на иных лиц, не участвовавших в принятии этого решения, противоречило бы пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с этим сетевая организация должна обращаться в регулирующий орган с требованием об учете убытков и их компенсации в последующих периодах регулирования (пункт 7 Основ ценообразования пункт 20 Методических указаний).
1) если точки поставки появились в результате перераспределения точек поставки, ранее учтенных в тарифном решении, и котловая выручка не изменилась, либо если в результате появления точек поставки увеличилась котловая выручка, либо точки поставки появились по объективным — не зависящим от владельца соответствующих объектов — причинам, то отказ в оплате услуг по передаче электрической энергии через эти точки неправомерен;
2) если в результате появления точек поставки выросла нагрузка на котловую выручку, котловая выручка уменьшилась или появились убытки одних сетевых организаций и необоснованные доходы других, то отказ правомерен.
При этом дисбаланс в тарифном регулировании, возникший вследствие появления спорных точек поставки, подлежит учету в следующем тарифном периоде с обязательной оценкой регулирующим органом обоснованности убытков.
Услуги по передаче электрической энергии
ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 3; ст. 26, п. 2.
Обязательным условием для оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю является наличие у него статуса участника оптового рынка или заключенного с гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии.
Сетевая организация вправе приостановить передачу электрической энергии в следующих случаях:
возникновение задолженности потребителя по оплате услуг по передаче электрической энергии за два и более расчетных периода;
нарушение потребителем условий оплаты услуг по передаче электрической энергии, определенных в заключенном им договоре;
присоединение потребителем к электрической сети энергоприни-мающих устройств (энергетических установок), не соответствующих условиям договора, или присоединение, осуществленное с нарушением порядка технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Приостановление передачи электрической энергии не влечет за собой расторжение договора.
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861.
Полезное
Смотреть что такое «Услуги по передаче электрической энергии» в других словарях:
услуги по передаче электрической энергии — Комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами [Федеральный закон Российской Федерации от 26… … Справочник технического переводчика
Услуги по передаче электрической энергии — комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными… … Официальная терминология
УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ — комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими регламентами … Юридическая энциклопедия
услуги по передаче электрической энергии — 3.1.37 услуги по передаче электрической энергии : Комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с техническими… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Договор оказания услуг по передаче электрической энергии — Сетевая организация не вправе отказать потребителю в заключении такого договора по основаниям, связанным с выбором потребителем определенного поставщика электрической энергии. В случае если поставщиком электрической энергии по договору купли… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ОПТОВЫЙ РЫНОК — ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ) ОПТОВЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПЕРЕДАЧА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ … Юридическая энциклопедия
Условно-постоянные потери электрической энергии — в натуральном выражении учитываются при расчете тарифных ставок платы за услуги по передаче электрической энергии для потребителей, подключенных к сетям соответствующего уровня (диапазона) напряжения, в соответствии с Методикой расчета платы за… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
Заявленная мощность потребляемой электрической энергии — заявленная мощность величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах;. Источник:… … Официальная терминология
ГОСТ Р 53333-2008: Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения — Терминология ГОСТ Р 53333 2008: Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения оригинал документа: 3.18 верхнее (нижнее) значение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГОСТ Р 54149-2010: Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения — Терминология ГОСТ Р 54149 2010: Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения оригинал документа: 3.1.21 быстрое изменение напряжения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации