усадьба гребнево кто такой
Что имеем не храним…Усадьба Гребнево.
Часть 1. История усадьбы.
История усадьбы прослеживается от XVIв.
В писцовых книгах того времени (1584-86 гг.) упоминается принадлежность села Богдану Яковлевичу Бельскому. В смутное время усадьба переходит во владение Воронцовых, бывших её хозяевами еще до Бельского, а затем — во владение князей Трубецких.
В 1760 году усадьба перешла княгине Екатерине Дмитриевне Голицыной; с 1772 года ей владела родственница Голицыной — княгиня Анна Даниловна Трубецкая. С 1781 года усадьба вновь меняет своих владельцев: на этот раз она переходит к Гавриле Ильичу Бибикову через миллионершу Татьяну Яковлевну Твердышеву, его первую жену, купившую Гребнево. Именно при Бибикове усадьба начинает приобретать вид, дошедший до наших дней.
После кончины Г. И. Бибикова в 1803 году усадьба переходит к другой очень богатой женщине, Анне Строгановой, сын которой, князь Сергей Михайлович Голицын, начиная с 1817 года, затевает новые масштабные строительные работы. К 1820-30 гг. возводятся два флигеля, парадные въездные ворота, напоминающие триумфальную арку, и зимний Никольский храм, освященный в 1823 году. Ансамбль усадьбы окончательно приобретает вид, дошедший до наших дней.
В 1845 году Голицыны продают усадьбу купцу Пантелееву, устроившему в усадьбе купоросный и винокуренный заводы, что привело к гибели интерьеров главного усадебного дома, которые были восстановлены тщаниями следующих владельцев Гребнево — купцов Кондрашовых, происходивших из крепостных села Фрязино.
В 1913 году усадьба покупается известным московским врачом Федором Александровичем Гриневским, родственником выдающегося русского писателя — Александра Степановича Грина. Новое назначение усадьбы — подмосковный санаторий, что приходится как нельзя кстати в связи с началом Первой мировой войны, лишившей московскую интеллигенцию традиционной возможности выехать на отдых за границу.
Попытки законсервировать дворец не имеют успеха и в настоящее время он, фактически, уже превратился в руины. С тех пор усадьба приходит в состояние крайнего запустения и заброшенности, в котором пребывает и по сей день. Наиболее плачевно выглядят дворец, здание каретного двора и конюшен. 17 апреля 2007 года в усадьбе произошел новый пожар, в результате которого огнём была практически полностью уничтожена кровля восточного флигеля[4][5]. В июле 2013 года пожары повторились[6]. По состоянию на август 2013 года усадьба Гребнево фактически заброшена, её дальнейшая судьба под вопросом. В 2014 году Гребнево, находящееся в собственности Московской области, было выставлено на аукцион и стало девятой усадьбой, сданной в аренду по льготной системе (31 243 рубля в год) в рамках губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья». Меры по спасению памятника не принимались. В начале мая 2016 года обрушился фасад главного дома.
Объект культурного наследия федерального значения, находится в собственности ОАО «Распорядительная дирекция Минкультуры России».
На сегодняшний день; пять пожаров, шестьдесят миллионов рублей, выделенные в период с 2008 г. по настоящее время на реставрацию объекта, и отсутствие управленческого решения со стороны собственника довели памятник федерального значения до руинированного состояния.
Дирекция заключала договоры на проведение первоочередных противоаварийных работ на памятнике, и даже не с одной компанией. Но вот на состоянии памятника этот выяснившийся факт никак не сказался.
В частности, существует договор с ООО «Саунд Плюс», в соответствии с которым в 2010 г. в Гребнево якобы были проведены противоаварийные работы, обошедшиеся хозяевам в более чем 2 млн. рублей. Позже выяснилось, что у «Саунд Плюс» не было лицензии на реставрацию объектов культурного наследия. Примерно в это же время Минкультуры Московской области провело свою проверку и определило, что в Гребнево в течение продолжительного времени не проводились работы по его сохранению.
К историко-архитектурному комплексу усадьбы и деревни Гребнево относятся следующие строения:
Главный усадебный дом (1780—90 гг.)-почти руины
Храм Гребневской иконы Божьей Матери (1791 г.)
Парадные въездные ворота (триумфальная арка, 1821 г.)
Церковь Николая Чудотворца (Никольская церковь, 1823 г.)
Восточный флигель (1780—90 гг.)
Западный флигель (1780—90 гг.)
Каретный двор (XIX век)
Конюшня (XIX век)
Скотный двор (XIX век)
Усадебная ограда (сер. XVIII в.)-руины
«Голицынская» больница (1830—32 гг.) в деревне Новая слобода
Конечно, мы не первые, кого усадьба поразила своим размахом и… запустением!
Часть вторая. 2014 vs 2016
Как можно видеть из истории усадьбы, у нее часто менялись хозяева, ну вот как то с самого начала не везло «усадьбе» на постоянство. Как следствие, она, почему то оказалась никому не нужна, кроме бродяг и вот таких вот как мы путешественников – любителей. Иногда влюблённые туда забредают, ищут романтического уединения, а найти его вполне возможно, места там очень красивые, как сам архитектурный ансамбль усадьбы, так и окрестности.
В первое наше посещение, два года назад, мы были в главном доме и двух флигелях стоящих напротив друг друга. На тот момент главный дом имел очертания дома, и в нем даже можно было» походить» по этажам. Во флигелях от старых интерьеров осталась только лепнина на фасаде, внутри все напоминает о советском прошлом этих зданий. Как оказалось, в мае 2016 года в усадьбе был очередной пожар, вследствие чего обвалилось левое крыло главного дома, обвалились перекрытия одного из флигелей, другой пострадал меньше, но там тоже кое- где видны следы пожара.
Масонское Гребнево
Судьба старинных дворянских усадеб напрямую связана с поворотами истории. С каждым новым изменением появлялись сначала пустующие, а затем постепенно разрушающиеся временем и людьми некогда великолепные архитектурные ансамбли со своей интересной, порой загадочной и таинственной линией жизни.
До смутного времени селом Четрековским (по имени первого владельца, ордынского мурзы Чета, перешедшего на сторону Ивана Калиты в 1330 году и крестившегося под именем Захария) владел знатный род Воронцовых. При них же село стало называться Гребнево.
Иван Грозный отобрал Гребнево у Воронцовых ( вот так всё было просто) и отдал своему любимцу и по совместительству оружейничему Богдану Бельскому.
После смерти Иоанна Васильевича, которая, как ни странно, наступила во время игры в шахматы с Бельским, последнего тут же обвинили в измене (Помните фильм «Иван Васильевич меняет профессию? Чуть что, обвиняют в измене) и приговорили к смерти.
Борис Годунов, воцарившись на престол, вернул Гребнево вдове Воронцова, затем оно в качестве приданого его дочери Анны, вышедшей замуж за Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, переходит почти на двести лет во владение рода Трубецких.
При Дмитрии Тимофеевиче создается сложная гидротехническая система «Барских прудов» и нескольких искусственных островов, сохранившихся до нашего времени.
В 1720-х годах усадьбой владеет князь Иван Юрьевич Трубецкой, отец Настасьи, второй жены князя Дмитрия Кантемира.
Остановимся чуть подробнее на Николае Никитиче Трубецком, ведь именно с ним связана одна из самых таинственных страниц Гребнева.
Николай Никитич был главой масонского Ордена Розы и Креста. В Гребневе проходили тайные собрания Розенкрейцеров, здесь же они совершали свои магические ритуалы.
Преследования Екатерины могли сорвать этот ритуал, и тогда сакральные знания были бы безвозвратно утрачены.
Щварц написал трактат и, как гласит легенда, спрятал его в Гребневе. Нашел кто-то эти записи или нет, остаётся загадкой по сей день.
За несколько лет до своей смерти Екатерина разгромила орден Розенкрейцеров.
Н.Н.Трубецкой и М.М.Херасков были удалены от двора и высланы из обеих столиц, Н.И.Новиков заточён в Шлиссельбургскую крепость.
Почти все их деньги уходили на благотворительность и издание просветительских журналов, а на содержание Гребнева их уже не хватало, поэтому усадьбу пришлось продать генералу Гавриле Ильичу Бибикову, шурину фельдмаршала М.И. Кутузова.
Именно при нём усадьба начинает приобретать вид, дошедший до наших дней.
Генерал Бибиков посвятил обустройству усадьбы двадцать два года, за это время в 1780-90 г.г. возводится главный усадебный дом в классическом стиле с элементами готики, задуманный как Римский Пантеон, и летняя церковь, построенная архитектором Иваном Ветровым (Иоанном Веттером), освящённая в честь Гребневской иконы Божией матери в 1791 году митрополитом Платоном.
Создается пруд с плотиной и шлюзами и два бассейна рядом. Китайская беседка, барская мыльня с парадными комнатами, восемь островов на озере в «аглицком вкусе» с домиками и мостами, на самом большом острове располагался картинная галерея и летний театр с амфитеатром.
Гаврила Ильич в 1798 году пригласил из Франции известного танцмейстера Петра Андреевича Йогеля, чтобы обучить балету артистов крепостного театра.
Впоследствии Йогель учил танцам Александра Пушкина. Именно на балу у Петра Андреевича в 1828 году А.С.Пушкин встретил юную Натали Гончарову. Имя Йогеля упомянуто в великом романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
На представления усадебного театра съезжались представители многих именитых фамилий Москвы.
Бибиковское Гребнево было заметным очагом русской культуры.
После смерти Бибикова имение переходит к Голицыным, которые продолжают обустройство усадьбы, придавая ансамблю черты модного тогда стиля ампир.
Контраст красно-белого цвета усадьбы при Бибикове, сменяется при Голицыных пастельными тонами.
Архитектором Игнатием Ивановичем Ольделли строится зимняя, подчеркнуто торжественная, увенчанная колокольней, Никольская (Николая Чудотворца) церковь, освященная в 1823 году.
Со следующим владельцем усадьбе не повезло. В 1845 году Голицыны продают усадьбу промышленнику Пантелееву, разместившему во дворце винокурню и купоросную фабрику(!).
Купоросные пары медленно, но верно разрушали само здание и роскошные интерьеры, которые затем почти сорок лет восстанавливали следующие владельцы — купцы Кондрашевы.
Федор Иванович Кондрашев поселился в Гребневе и, не жалея ни труда, ни денег, по оставшимся кое-где фрагментам прежней отделки, восстановил весь дворец, приведя его первоначальный вид, были реконструированы и все остальные постройки усадьбы, нуждающиеся в этом.
В правом флигеле была устроена шелкоткацкая фабрика, контора которой помещалась в нижнем этаже дворца.
В левом крыле дворца, оканчивающемся выходом в парк, был размещен театр.
Возле дворца Федор Иванович посадил фруктовый сад, привел в порядок парк, где на месте срубленных Пантелеевыми лип, были посажены березовые аллеи.
После Кондрашевых несколько раз менялись хозяева, усадьба переделывалась и перестраивалась по их желанию, что совсем её не украшало, скорее наоборот.
В 1913 году усадьбу покупает известный московский врач Фёдор Александрович Гриневский, троюродный брат выдающегося русского писателя — Александра Степановича Грина, который впоследствии приезжал сюда на лечение.
Новое назначение усадьбы — загородный филиал Московского (находился на углу Поварской и Малого Ржевского переулка) санатория внутренних и нервных болезней.
К 1914 году семь жилых домов гребневской усадьбы были отремонтированы, проведен водопровод, паровое отопление, телефон.
31 декабря в канун нового 1914 года интерьеры усадьбы впервые озарил электрический свет.
В главном усадебном доме были устроены лифты, библиотека, комната массажа, гимнастический зал, электролечебница, медицинская лаборатория, прекрасно оборудованные физиотерапевтические кабинеты и водолечебница с лечебными ванными.
Санаторий пользовался невероятной популярностью, ведь в связи с началом Первой мировой войны, мало кто мог выехать на отдых и лечение за границу.
Федор Александрович заведовал гребневским санаторием до декабря 1919 года, после чего уехал с семьей на родину в Польшу, а здесь после национализации усадьбы в 1922 году, разместился противотуберкулезный санаторий имени Н. А. Семашко.
Туберкулезная больница просуществовала до 1939 года, в годы войны здесь находился госпиталь, а затем, как и в былые времена, усадьба постоянно переходила из рук в руки, теряя свой исторический облик.
В шестидесятые годы XX века усадьба получает статус памятника архитектуры республиканского значения.
И в те же годы в усадьбе надолго размещается Фрязинский электровакуумный техникум (можно себе представить, как «бережно» студенты обращались с памятником архитектуры), затем поселяется подсобное хозяйство «почтового ящика» НПО «Платан».
А в двухсветном зале с великолепной акустикой проходят музыкальные вечера.
А остатки прежней роскоши, включая огромные люстры из бального зала, мраморный камин и старинный бильярдный стол, надо думать, осели в окружающих усадьбу шикарных особняках.
Роскошный дворец снова превратился в руины…
Местные жители уверены, что это был поджог. Кому помешала многострадальная усадьба? Нет на этот вопрос ответа….
Жемчужина восточного Подмосковья становится излюбленным местом сборищ наркоманов, которые жгут костры прямо на паркетном полу, бьют стёкла и уродуют некогда величественные стены идиотскими граффити.
При Екатерине II в парках разбивались искусственные руины и возникла мода на любование ими.
Одно из назначений руин состояло в том, чтобы придать парку или усадьбе вид древности. Исторические воспоминания были необходимейшим элементом духовной атмосферы пейзажного парка. Но поскольку редкий парк содержал подлинные следы прошлого, искусственные руины были призваны их имитировать.
Усадьбе еще «повезло», дожив до пятисот лет, переходя от одного хозяина к другому, не всегда добросовестному, она сумела сохранить, пусть далеко не в идеальном виде, практически все свои постройки, а не только церкви, как это частенько случается.
Церкви летняя и зимняя, расположенные рядом в старинном липовом парке с аллеями, отделенным оградой с четырьмя воротами от усадебного парка и кладбища сохранились великолепно.
Ограда с железными решетками на каменных столбах была построена в 1854 году помещиком Пантелеевым, а обновлена в середине XX века.
Великолепная летняя терракотово-белая летняя церковь во имя Чудотворной иконы Богородицы невероятно хороша!
Двухцветные фасады церкви украшены четырьмя портиками с колоннами дорического ордера и парными пилястрами. Крестообразную в плане церковь венчает овальная ротонда с полукруглыми окнами и нишами. Купол с люкарнами завершен главкой, на которой установлена позолоченная фигура архангела с крестом в два человеческих роста, подобных церквей больше нигде нет. Взгляд от сияющего на солнце архангела невозможно оторвать.
Внутреннее убранство храма тоже отличается исключительным изяществом и красотой форм.
Особенно интересен центральный иконостас XVIII века, имеющий вогнутую форму и состоящий из трех убывающих ярусов, завершенных распятием.
Церковь Гребневской иконы Божией Матери является памятником архитектуры XVIII века.
Редкая по красоте зимняя церковь Николая Чудотворца в стиле ампир тоже находится в отличном состоянии, что очень радует.
Обе церкви в советское время не закрывались, поэтому дошли до нас практически в первозданном виде. Все здесь абсолютно подлинное, не новодел.
На территории церквей находится небольшое старое кладбище, на котором похоронены некоторые владельцы усадьбы, я видела могилы Кондрашевых, расположенные прямо у летней церкви.
На большом острове и сейчас прекрасно просматриваются несколько больших ступеней амфитеатра.
Ландшафтный парк вокруг усадьбы является охранной зоной, тем не менее, администрация сельского поселения выдала разрешения на строительство домов на усадебной территории и никакая государева грамота «памятника архитектуры федерального значения» не спасла усадьбу от хаотичной застройки,- с одной стороны наступают новостройки Фрязина, с другой частные особняки.
Как говаривал незабвенный Виктор Степанович Черномырдин: «Хотели как лучше, получилось, как всегда…»
Сайт усадьбы приглашает провести в усадьбе свадьбы и другие торжественные мероприятия, предлагает в аренду шатры и домики возле Барских прудов для временного проживания.
Понимаю, что на реставрацию и восстановление усадьбы нужны огромные деньги.
Но очень хочется верить, что коммерческая составляющая не возьмет верх над духовной и культурной.
И очень хочется надеяться, что случится чудо и, испытавшая столько страданий усадьба, возродится, как Феникс, из пепла и предстанет перед нами во всей своей первозданной красе и великолепии.
Гребневский тайник и заброшенная Голицынская больница
Усадьбу Гребнево, о которой мы уже однажды писали, по праву можно назвать одной из самых заметных во всем Подмосковье. Среди других дворянских гнезд она выделяется небывалым размахом, нашедшим здесь отражение буквально во всем: размерах, архитектурных формах, интерьерах, садово-парковом ансамбле и даже в персоналиях. К сожалению, сейчас от этого некогда великолепного имения остались одни руины практически не подлежащие восстановлению, которые, однако, способны поведать много интересных историй.
Панорама усадьбы Гребнево. Художник: М.С. Баев (1902-1979)
Будучи очень влиятельными и богатыми людьми своего времени, оба этих человека уделяли большое внимание своему загородному дому, всячески его украшая, пристраивая флигели, разбивая огромные парки, выкапывая пруды, выписывая из-за границы лучших садовников, нанимая известных архитекторов и не жалея на это ни денег, ни времени. Результаты проделанных работ впечатляли светское общество, которое частенько собиралось в Гребнево, и до сих пор впечатляют потомков. Имя Сергея Михайловича Голицына связывают и с более известным в наши дни имением Кузьминки, чьим хозяином и устроителем он также являлся, и которое начиная с 1997 года было полностью отреставрировано.
Вид Голицынской больницы в Москве. Гравюра 1798 года
Управляющий имением написал в ту ночь князю следующую записку:
«Сиятельнейший князь! Милостивейший Государь!
P.S. По окончании сего, на повеление вашего сиятельства от 28 августа полученное, всеподданнейше доношу, что по приезду сюда Голицынской больницы смотрителя господина Дубровина, присланные картины помещены при скотном дворе в погребе, который как найден им для них способом: то они в оном и остаются без всякой их разборки, с определением к ним на ночь караула»
Фрагмент карты окрестностей Москвы 1852 года
Ящики с картинами были спрятаны в подвале невзрачного каменного дома, в котором жили работники скотного двора. Двери в подвал и несколько окон заложили кирпичной кладкой, а затем тщательно заштукатурили. О всей операции знали несколько человек, а о содержимом ящиков и того меньше.
Однако спустя четыре года, 28 ноября 1816 года, Сергею Михайловичу Голицыну было дано императорское разрешение на продажу всей коллекции картин Голицынской галереи. Такое решение князь был вынужден принять из-за трудного финансового положения, в котором оказалась больница. В период с 1816 по 1818 год было устроено 28 аукционных торгов и продано 324 картины, а также мраморные статуи на общую сумму 238 645 рублей. Оставалось еще множество картин, продать которые было решено с уступкой в половину их аукционной стоимости, на что было получено разрешение императрицы Марии Федоровны, которая сама принимала участие в завершающей торги лотерее.
Что до усадьбы Гребнево, то в советское время она первым делом была разграблена, затем в ее стенах располагался санаторий для больных туберкулезом, затем Щелковский техникум электровакуумных приборов, а позднее НПО «Платан». В 1960 году ее все-таки признали памятником архитектуры и даже пытались восстанавливать, но облик имения уже претерпел слишком большие изменения. Пожар 1991 года окончательно уничтожил усадьбу.
Голицынская больница усадьбы Гребнево, на месте которой когда-то был устроен тайник с полотнами великих живописцев, также со временем пришла в упадок, а теперь от нее остались лишь заросшие лесом руины.
Координаты заброшенной Голицынской больницы в усадьбе Гребнево: 55°56’56″N 38°5’41″E
Мистика, культура и другие особенности подмосковной усадьбы Гребнево
Каждая старинная усадьба — как уникальная книга исторических событий. Детали построек, архитектурные и ландшафтные приемы — всегда отражение не только эпохи, но и предпочтений и увлечений хозяев. Владельцы сменяют друг друга, а поместье продолжает хранить семейные тайны. Усадьба Гребнево в Подмосковье — одна из таких сокровищниц старинной архитектуры, уникальный памятник республиканского значения, расположенный в городском округе Щелково. По масштабам этот дворцово-парковый комплекс входит в пятерку самых больших в Московской области и вполне может посоревноваться в этом отношении с усадьбой Архангельское. Среди владельцев — почти все известные знатные русские фамилии, всегда служившие при дворе. Последние годы здесь ведутся восстановительные работы, до полного завершения реконструкции еще далеко. Но парковая и приусадебная территория обустроена как культурно-развлекательная площадка для взрослых и детей. Да и личное присутствие при реставрации уникального памятника истории может оказаться ценным для многих знатоков истории России. Сегодня ФАН рассказывает об этой замечательной подмосковной достопримечательности и комфортном месте для досуга отдыхающих всех возрастов.
История усадьбы Гребнево
Судьба старинного поместья непроста, его история берет начало еще в XIV веке. Для служения при дворе Ивана Калиты прибыл вельможа из Золотой Орды — мурза Чет. В качестве благодарности за преданность Калита пожаловал ему участок земли у реки Любосивли, или, как ее по-современному называют, Любосеевки. Тогда селение стало называться Четрековским, в честь своего хозяина-татарина. Гребневым поместье стало именоваться позже, когда его владельцем стал Василий Гребенка-Шуйский.
Первым документально подтвержденным хозяином имения был боярин Василий Воронцов. Усадьба часто меняла владельцев по прихоти царских особ, она передавалась в качестве поощрения за верную службу. Так, Иван Грозный лишил Воронцовых прав на имение и передал его своему оружейничему Богдану Бельскому. Царь Борис Годунов снова вернул земли семье Воронцовых, а точнее вдове Марии Васильевне с двумя дочерями — Анной и Авдотьей. Позже Анна вышла замуж за видного военного деятеля Смутного времени — князя Дмитрия Трубецкого — и следующие 200 лет Гребнево принадлежало уже другой знатной семье — Трубецких. При Дмитрии Трубецком в усадьбе строится плотина на Любосеевке и проводятся другие гидротехнические работы. Появляются Барские пруды, искусственные острова, которые мы можем увидеть и сегодня.
Архитектурного расцвета Гребнево достигло в XVIII веке. В этот период усадьба вновь несколько раз меняла владельцев. Отдельно в череде хозяев имения стоит фигура Николая Трубецкого. Его мятежная натура требовала воплощения самых смелых идей по преобразованию государства, все это вылилось в организацию тайной масонской ложи в Гребнево, об этом чуть подробнее мы расскажем дальше. Все средства тратились Николаем Никитичем на издание просветительской литературы, а вот на поддержание имения денег не хватало, оно стало приходить в запустение.
В 1781 году Гребнево было продано Гавриле Бибикову. Именно при нем усадьба стала приобретать тот вид, который дошел и до нас. Бибиков посвятил обустройству Гребнево 22 года. Он построил главный дом в усадьбе, отдав предпочтение классическому стилю, а также летнюю церковь, в приусадебной зоне появились пруд и бассейны, в парке — китайская беседка и мыльня (своего рода баня) для господ. Озеро в «аглицком вкусе» обрело восемь островов, на них были возведены домики с мостиками, картинная галерея, а также летний театр.
Гребнево при Бибикове стало настоящим местом культуры. На одном из балов, организованных в поместье, Александр Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Для обучения крепостных артистов балетному мастерству специально из Франции выписали танцмейстера Петра Йогеля. Его имя в романе «Война и мир» упомянул Лев Толстой.
К сожалению, следующий хозяин имения — промышленник, а в некоторых источниках его называют земельным спекулянтом, купец Пантелеев не слишком церемонился с постройками. Во дворце он разместил купоросную фабрику, вредоносные пары которой почти 40 лет разрушали его величественный интерьер. В таком полуразрушенном виде Гребнево досталось купцам Кондрашевым. Новые владельцы не скупились на средства и почти 30 лет восстанавливали дворец и остальные строения, а заодно привели в порядок и благоустроили парк, разбили фруктовый сад, высадили красивейшие березовые аллеи.
В начале XX века усадьбу приобретает успешный столичный врач Федор Гриневский, родственник известного русского литератора, писателя Александра Грина. Гриневский организовал в Гребнево первый в Щелково санаторий. Для этого он отремонтировал не только главное здание, но и два каменных корпуса, провел водопровод и центральное отопление. В таком виде усадьба переходит в руки большевиков и в 1922 году становится туберкулезным центром имени Семашко. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь. А в 60-е здание удостоилось статуса охраняемого исторического объекта республиканского значения.
Масонские тайны Гребнево
Как и большинство исторических усадеб Гребнево хранит свои тайны. Николай Трубецкой выбрал для себя необычный жизненный путь, став участником масонской организации «Орден Розы и Креста». Чем она занималась? Своей главной целью все состоявшие в этой организации считали создание прогрессивного общества, освобождение человечества от сил зла. В Гребнево розенкрейцеры — а именно так называли себя масоны — регулярно проводили собрания, философские диспуты и даже магические ритуалы. Для магических действий участники ордена выбрали один из искусственных островов, окруженный водой со всех сторон. Каждый шаг гребневских масонов был окутан завесой таинственности. Посещали поместье и именитые масоны, среди которых был писатель Александр Радищев.
Поскольку все призывы к преобразованию были тесно связаны со сменой власти, деятельность ордена считалась вне закона. Каждый его участник давал обет молчания под страхом смерти. Но все планы по спасению мира провалились, когда слухи о таинственных мятежниках дошли до императрицы Екатерины II. Она полностью разгромила орден, а самого Трубецкого отдалила от царского двора. Другого же участника неудобного для властей сообщества — Николая Новикова, просветителя и издателя, радевшего за отмену крепостного права — правительница и вовсе заточила в Шлиссельбургскую крепость. Но перед этим где-то на просторах усадьбы верховным розенкрейцером Иоганном Шварцем были спрятаны тайные рукописи, в которых было подробно описано, что нужно предпринять для развития и улучшения общества. Что стало с этими бумагами и были ли они переданы в более надежные руки — неизвестно. Историки склоняются к мысли, что сакральные записи все еще хранятся где-то в закоулках Гребнево. Возможно, в ходе восстановительных работ они будут найдены.
Чем заняться в усадьбе летом
Начиная с 80-90 годов XX века усадьба реставрируется, но пока что фасады некоторых построек не восстановлены. Окончание реконструкции намечено на 2026 год, но грамотно выстроенная архитектурная подсветка уже сейчас придает фасадам красивый рельеф и шарм. Кажется, будто это декорации к фильму про графские развалины и привидения.
Остальная территория приведена в порядок и обустроена для комфорта отдыхающих. Насыщенной культурной жизнью усадьба Гребнево также славится — это всевозможные спектакли, концерты, фестивали, выставки, экскурсии и многое другое. Расписание мероприятий можно посмотреть на официальном сайте объекта.
Для желающих провести время в уединении или с ночевкой здесь также предлагают современные гостевые домики, оборудованные по всем стандартам туристического комфортного жилья. Гостям также предложат довольно экзотическое размещение в гранд-шатре, или иглу. Для тех, кто не в курсе, иглу — это небольшие современные постройки с прозрачными стенками, напоминающие перевернутые стеклянные чашки. Берег, на котором они стоят, довольно крутой, что лишь добавляет острых ощущений, поскольку обзор в иглу доступен на все 360 градусов. Рассчитаны иглу на пять-восемь человек, посередине жилища стоит столик, а по кругу — лавки. В иглу можно посидеть с друзьями, выпить чаю, спрятаться от ветра, а затем, отдохнув, продолжать обозревать окрестности. Гости усадьбы Гребнево также могут покататься на лодках, приобщиться к искусству рыбалки или погулять по набережной, украшенной клумбами, фонтанчиками, фонарями.
Ежегодно в Гребнево проводятся масштабные мотофестивали, участие в которых принимают байкеры и любители мотоциклетного спорта, а также музыканты различных рок-групп. Открывается мотосезон в апреле, а закрывается обычно в сентябре.
Хорошо вписалась в ландшафт усадьбы гребневская ярмарка, где можно купить многочисленные сувениры — чай, мед, леденцы, одежду, предметы интерьера. А по соседству с ярмаркой собрана небольшая сцена для артистов и ведущих деловых мероприятий.
Зимние развлечения в усадьбе
Жители ближайших городов и поселков знают, что нет лучшего места для новогодних праздников чем Гребнево. Они регулярно приезжают сюда на зимний отдых. Здесь ставят большую елку, украшают поместье фонариками, гирляндами. Стеклянные иглу в снегу смотрятся особенно сказочно, как будто сделанные изо льда. Рядом можно пожарить шашлык и сварить глинтвейн на огне. Крутые берега заливаются водой для катания на «ватрушках». Такое развлечение приходится по душе и взрослым, и ребятишкам. Подобных горок в поместье несколько, можно переходить от одной к другой.
Традиционный зимний каток на открытом воздухе здесь тоже организуют. Так что место понравится и любителям коньков. Позаботились администраторы и о лыжниках: живописных трасс, крутых и не очень, здесь более чем достаточно. На лыжах можно пройтись и по озеру, его специально для этого не чистят. И, конечно, зимнее Гребнево — отличное место для езды на снегокатах. Их можно взять напрокат или привезти свои. Снег здесь чистый, нетронутый автомобилями и пешеходами. Катайтесь на здоровье!
Чем занять детей в Гребнево
Для детей школьного возраста и малышей на территории усадьбы обустроены площадки и места для активного отдыха и развивающих занятий. Летом это игры и специальные познавательные маршруты на свежем воздухе, зимой — катание с ледяных горок, на коньках и снегокатах. Организуют для маленьких туристов и специальные экскурсии по главным достопримечательностям культурно-исторического ансамбля.
Английский двухэтажный автобус работает как мастерская, где ребят обучают гончарным и кузнечным навыкам. Здесь можно даже изготовить собственный сувенир на память о Гребнево. А вкусно и полезно подкрепиться ребятишки могут в гранд-шатре, где на выбор им предложат шашлык, пироги с вишней, яблоками и другими начинками, а также различные сладости.
Как добраться до Гребнево
Усадьба расположена на территории Щелковского района Московской области. Путь от Москвы до Гребнево пролегает через достаточно живописные места — такие как Медвежьи Озера, города Щелково, Фрязино. Расстояние составляет приблизительно 44 км, так что на собственном автомобиле без пробок вы доберетесь на место за 35 минут.
Из общественного транспорта мы рекомендуем выбрать электричку, чтобы не тратить время на автомобильные заторы. Вам нужна станция Фрязино, а уже от нее автобус быстро доставит прямиком до ворот усадьбы.